Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
Введение | осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения; восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом); | объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведения; анализировать литературные произведения разных жанров; вести учебные дискуссии; | Регулятивные УУД 1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. .5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД 1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 3.Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста. 4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | 1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. 4.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). |
Древнерусская литература | осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
Русская литература ХVIII века | воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; | представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятльность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
Из русской литературы XIX века | определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | выявлять особенности языка и стиля писателя; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана тезисного плана, доклада, написания сочинения, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; передавая личное отношение к произведению; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; системой поиска в Интернете. |
Из русской литературы XX века | анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; | выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. | | |
Зарубежная литература | работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части); воспринимать и анализировать художественный текст; определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять литературные произведения; | | |
Повторение изученного | работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации; овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п. | выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть. | | |
Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений. В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.
Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано. В программы включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.
Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано. В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно - тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки |
Планируемые сроки | Фактические сроки |
| Введение (1ч) Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. | 1ч | 02.09 | |
Древнерусская литература (3ч +1ч) |
| Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы. Особенности развития древнерусской литературы XI – XVII веков. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» как величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. | 1ч | 05.09. | |
| Центральные образы «Слова…». Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове…». Специфика жанра и особенности композиции произведения. | 1ч | 9.09. | |
| Основная идея и поэтика «Слова…» «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…» | 1ч | 11.09 | |
| Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве». Письменный ответ на один из проблемных вопросов: Чем привлекательны образы русских князей в «Слове…»? Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе Ярославны? Каким предстает в «Слове…» образ Русской земли? В чем актуальность «Слова о полку Игореве» в наши дни? | 1ч | 12.09 | |
Русская литература ХVIII века (11ч) |
| Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества. | 1ч | 13.09. | |
| «Петр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский). М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление…» | 1ч | 16.09. | |
| М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения. | 1ч | 19.09. | |
| Г.Р.Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. Тема несправедливости сильных мира сего. Высокий слог и ораторские, декламационные интонации. | 1ч | 20.09 | |
| Г.Р.Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина. | 1ч | 23.09 | |
| Античная лирика. Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник ...»). Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Г. Р.Державина. Катулл: слово о поэте. Стихотворения «Нет, ни одна среди женщин похвалиться не может…», «Не, не надейся приязнь заслужить и признательность друга…» | 1ч | 26.09. | |
| Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. | 1ч | 27.09. | |
| Сентиментализм как литературное направление. Понятие о сентиментализме. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. | 1ч | 30.09 | |
| Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза»: сюжет и герои. | 1ч | 3.10. | |
| Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. | 1ч | 4.10. | |
| Н.М.Карамзин – поэт и историограф. Стихотворения «Осень», «Берег». «Осень» как произведения сентиментализма. | 1ч | 7.10 | |
| Обобщение по разделу «Русская литература ХVIII века». Практическая работа. | 1ч | 10.10 | |
Из русской литературы XIX века |
| «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму. Романтизм в русской литературе. | 1ч | 11.10 | |
| В.А.Жуковский – поэт – романтик. Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. «Море». Романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Понятие об элегии. Черты элегии в стихотворении. | 1ч | 14.10 | |
| В.А.Жуковский. «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка и трудности, встречающиеся на пути поэта. Отношение романтика к слову. | 1ч | 17.10 | |
| В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, мотивы дороги и смерти. | 1ч | 18.10 | |
| В.А.Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губятельным чарам. Развитие представлений о фольклоризме литературы. | 1ч | 21.10 | |
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор). Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера Грибоедова. Его связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы. | 1ч | 24.10 | |
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. Обзор содержания комедия. Смысл названия пьесы и проблема ума в ней. Особенности развития комедийной интриги, Своеобразие общественного и личного конфликта в пьесе. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Анализ ключевых монологов Фамусова. Скалозуб и Молчалин. Образ Софьи. Гости Фамусова. Фрагменты комедии в актёрском исполнении. | 1ч | 25.10 | |
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Анализ ключевых монологов Чацкого. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии. | 1ч | 28.10 | |
| А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии. Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. | 1ч | 7.11 | |
| А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике. Критика о пьесе Грибоедова. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». | 1ч | 8.11 | |
| Развитие речи. Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Примерные темы: 1. В чём общечеловеческое звучание образов фамусовского общества? 2. Каковы сильные и слабые стороны характера Чацкого? 3. Почему образ Софьи получил разноречивые оценки в критике? 4. В чём особенности конфликта и комедийной интриги в пьесе «Горе от ума»? 5. Как особенности речи персонажей комедии «Горе от ума» раскрывают своеобразие их характеров? | 1ч | 11.11 | |
| Романтическая лирика начала ХIХ века. Поэты пушкинской поры: К.Н.Батюшков «Есть наслажденье в дикости лесов», А.В.Кольцов «Косарь» | 1ч | 14.11 | |
| Развитие речи. «Читателя найду в потомстве я…» (Е.А. Баратынский). «Разуверение». Обучение анализу стихотворения. | 1ч | 15.11 | |
| А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Хронология жизни и творчества поэта. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики: тема человека и природы, тема любви и дружбы, тема свободы, историческая тема. Мотив дружбы, прочного союза друзей. Верность лицейской дружбе на протяжении всей жизни поэта. Пушкин и декабристы. | 1ч | 18.11 | |
| А.С.Пушкин. Лирика петербургского, южного и михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Деревня», «Анчар». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Стихотворения в актёрском исполнении. | 1ч | 21.11 | |
| А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может...». Одухотворённость и чистота чувства любви. Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые. | 1ч | 22.11 | |
| А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк», «Поэт». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Библейские параллели в интерпретации темы творчества. Стихотворение в актёрском исполнении. | 1ч | 25.11 | |
| А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…». Две Болдинские осени в творчестве поэта. Душевное смятение и угнетённое внугреннее состояние лирического «я» в стихотворении «Бесы». Ею отражение в картинах природы. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Особенности ритмикя, метрики и строфики пушкинской поэзии. Стихотворение в актёрском исполнении. | 1ч | 28.11 | |
| А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»: самооценка творчества в стихотворении. Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии: Гораций, Державин, Ломоносов, Пушкин, Маяковский, Ахматова, Бродский и др. Стихотворение в актёрском исполнении. | 1ч | 29.11 | |
| А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» (обзор). Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые двумя персонажами трагедии. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проблема «гения и злодейства». Трагедия в актёрском исполнении. | 1ч | 2.12 | |
| А.С.Пушкин. Трагедия «Каменный гость». Развитие понятия о трагедии как жанре драмы. Художественное своеобразие и проблематика. | 1ч | 5.12 | |
| Развитие речи. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А. С. Пушкина на одну из тем: 1. Как отразились в лирике поэта мотивы свободы и служения родине? 2. Каковы особенности изображения любовного чувства в интимной лирике поэта? 3. Как осмысливает Пушкин в лирике жизненное предназначение поэта? 4. Почему тема памятника является сквозной в русской лирике? 5. В чём созвучие картин природы душевному состоянию человека в лирике Пушкина? | 1ч | 6.12 | |
| А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. Творческая история романа. Обзор содержания. История создания. Начальные представления о жанре романа в стихах. Образы главных героев. Онегинская строфа. Структура текста. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Фрагменты романа в стихах в актёрском исполнении. | 1ч | 9.12 | |
| А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | 1ч | 12.12 | |
| А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1ч | 13.12 | |
| А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. Эволюции взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Письма Татьяны и Онегина в актёрском исполнении. | 1ч | 16.12 | |
| А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ - автор. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор-повествователь и автор-персонаж. | 1ч | 19.12 | |
| А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». России и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические личности как герои романа. Реализм романа. Развитие понятия о реализме литературы. | 1ч | 20.12 | |
| Развитие речи. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Сочинение / письменный ответ на один из проблемных вопросов. Примерные вопросы: 1. Каковы психологические мотивы поступков и взаимоотношений героев романа «Евгений Онегин»? 2. Какова конкретно-историческая и общечеловеческая сущность характеров Татьяны и Онегина? З. Как в образе автора романа «Евгений Онегин» отразились черты личности А. С. Пушкина? 4. Какой предстаёт Россия на страницах романа «Евгений Онегин»? 5. Какие философские размышления о жизни отразились в лирических отступлениях романа «Евгений Онегин»? | 1ч | 23.12 | |
| А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики. Литературная критика о романе: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала ХХ века; писательские оценки. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского. | 1ч | 26.12 | |
| М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастье на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначения. | 1ч | 9.01 | |
| Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи — значенье...», «Я жить хочу! хочу печали...». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Смерть Поэта», «Поэт», «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...»). Сопоставление с другой «Молитвой» поэта («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире («Пророк»). | 1ч | 10.01 | |
| М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. | 1ч | 13.01 | |
| М. Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта. Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия Лермонтов в критике В.Г. Белинского. | 1ч | 16.01 | |
| Развитие речи. М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта: 1. В чём трагизм темы одиночества в лирике Лермонтова? 2. Почему лирический герой поэзии Лермонтова смотрит на своё поколение и на свою эпоху печально? 3. Почему лирический герой поэзии Лермонтова воспринимает любовь как страсть, приносяшую страдания? 4. В чём необычность воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова? 5. Как проявилась «странная любовь» Лермонтова к родине в его лирике? | 1ч | 17.01 | |
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания романа. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. | 1ч | 20.01 | |
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: загадки образа Печорина. «Странный человек» Печорин в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Смысл смены рассказчиков. | 1ч | 23.01 | |
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Характер Печорина в его собственных оценках. Печорин как человек, причиняющий страдания другим людям. | 1ч | 24.01 | |
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. Мотив предопределения и судьбы. | 1ч | 27.01 | |
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич). | 1ч | 30.01 | |
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов романа (Печорин и Бэла, Печорин и «ундина», Печорин и Вера, Печорин и Мери, Печорин и Вера). | 1ч | 31.01 | |
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков. Споры о романтизме и реализме романа. Роман в оценке В.Г.Белинского, Н. А. Добролюбова и в современном литературоведении. | 1ч | 3.02 | |
| Развитие речи. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Контрольная работа или письменный ответ на один из проблемных вопросов. | 1ч | 6.02 | |
| Данте Алигьери: слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер. | 1ч | 7.02 | |
| Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Смысл названия поэмы и причины её незавершенности. | 1ч | 10.02 | |
| Н.В. Гоголь «Мертвые души»: образы помещиков. Система образов поэмы. Обличительный пафос автора. Мертвые и живые души. Понятие о литературном типе. | 1ч | 13.02 | |
| Н.В. Гоголь «Мертвые души»: образ города. Сатира на чиновничество. | 1ч | 14.02 | |
| Н.В. Гоголь «Мертвые души»: образ Чичикова. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой. Эволюция образов Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. | 1ч | 17.02 | |
| Н.В. Гоголь «Мертвые души»: образ России, народа и автора в поэме. «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Лирические отступления в поэме. | 1ч | 20.02 | |
| Н.В. Гоголь «Мертвые души»: специфика жанра. Жанровое своеобразие поэмы. Соединение комического и лирического начал. Поэма в оценке В.Г.Белинского. | 1ч | 21.02 | |
| Развитие речи. Н.В. Гоголь «Мертвые души». Контрольная работа или письменный ответ на один из проблемных вопросов | 1ч | 24.02 | |
| А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Особенности сюжета. Основной конфликт комедии. Любим Торцов - главный герой пьесы. Победа любви — воскрешение патриархальности | 1ч | 27.02 | |
| Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи»: образ главного героя. Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно склонного к несбыточным фантазиям. Черты его внутреннего мира. | 1ч | 28.02 | |
| Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского. | 1ч | 2.03 | |
| А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. Эволюция образа «маленького человека» в литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. | 1ч | 5.03 | |
| А. П. Чехов. Рассказ «Тоска»: тема одиночества человека в мире. Образ города в рассказе. | 1ч | 6.03 | |
| Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И.А. Бунин. Слово о писателе Рассказ «Темные аллеи»: проблематика и образы. Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Мастерство писателя в рассказе. Лиризм повествования. Роль художественной детали в характеристике героев. | 1ч | 9.03 | |
Из русской литературы XX века |
| Общий обзор русской поэзии ХХ века. Поэзия Серебряного века. А.А. Блок. Слово о поэте. Стихотворения «Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю...» Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном» мире. | 1ч | 12.03 | |
| А.А. Блок. Стихотворение «О, я хочу безумно жить...», «Девушка пела в церковном хоре», стихотворения из цикла «Родина». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образ родины в поэзии А.А.Блока. | 1ч | 13.03 | |
| Тема России — главная в поэзии С.А. Есенина. Слово о поэте. Стихотворения «Вот уж вечер. Роса...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано…». Чувство пронзительной любви к родине, её неброской красоте. | 1ч | 16.03 | |
| С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Народно-песенная основа лирики поэта. Олицетворение как основной художественный прием. | 1ч | 19.03 | |
| В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!». Слово о поэте. Новаторство Маяковского – поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. В.В. Маяковский о труде поэта. | 1ч | 20.03 | |
| В. В. Маяковский. Стихотворения «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Самоотверженность любовного чувства, патриотизм поэта. | 1ч | 2.04 | |
| М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце»: проблематика и образы. История создания и судьба повести. Социально-философская сатира на современное общество. Система образов произведения. Умственная, нравственная и духовная недоразвитость «шариковщины» в повести. Смысл названия повести. | 1ч | 3.04 | |
| М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора. Прием гротеска в повести. Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов. | 1ч | 6.04 | |
| М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?» Особенности поэтики М.И.Цветаевой. | 1ч | 9.04 | |
| М.И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Моим стихам, написанным так рано…», из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Генералам двенадцатого года», «Родина», «Стихи о Москве». Образы Родины и Москвы в лирике М.И.Цветаевой. | 1ч | 10.04 | |
| А.А.Ахматова. Стихи из книг «Четки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «Anno Domini» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…»). Традиции и новаторство в поэзии А.Ахматовой. Стихотворения о родине и о любви. «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля» | 1ч | 13.04 | |
| А.А.Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается с милым…»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…»). Стихи о поэте и поэзии. Особенности поэтики А.А. Ахматовой. | 1ч | 16.04 | |
| НА. Заболоцкий. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о человеке и природе «Я не ищу гармонии в природе», «Завещание». Тема гармонии с природой, её красоты и бессмертия. | 1ч | 17.04 | |
| Н.А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст». Философская глубина обобщения поэта-мыслителя. Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов. | 1ч | 20.04 | |
| О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Звук осторожный и глухой…», «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…»), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» | 1ч | 23.04 | |
| М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека»: проблематика и образы. Судьба Родины и судьба человека. Образ Андрея Соколова – простого человека, воина и труженика. | 1ч | 24.04 | |
| М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа. Композиция рассказа, автор и рассказчик. Сказовая манера повествования. Смысл названия рассказа. | 1ч | 27.04 | |
| Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о природе и любви: «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу». Вечные темы и современность в стихах о природе и любви. | 1ч | 30.04 | |
| Б.Л. Пастернак. Философская лирика поэта. Стихотворения «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво». Философская глубина в лирике Б.Л. Пастернака. | 1ч | 4.05 | |
| А. Т. Твардовский. Стихотворения о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем». Интонация и стиль стихотворений. | 1ч | 7.05 | |
| А. Т. Твардовский. Стихотворения поэта-воина: «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины…» Широта обобщений в произведении. Особенности восприятия мира лирическим «я». Глубокий патриотизм. | 1ч | 8.05 | |
| А.И.Солженицын: слово о писателе. Рассказ «Матренин двор»: проблематика, образ рассказчика. Картины послевоенной деревни и их авторская оценка. | 1ч | 11.05 | |
| А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор»: образ Матрены, особенности жанра рассказа – притчи. Образ праведницы в рассказе. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа рассказа-притчи. | 1ч | 14.05 | |
| Годовая контрольная работа по литературе. | 1ч | 15.05 | |
| Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX вв. (обзор). В.С.Высоцкий. «Только он не вернулся из боя…», «Мы вращаем Землю». Б.Ш.Окуджава. «Пожелания друзьям». Традиции XIX века в русской песне и романсе ХХ века. Пленительный образ родины, вечный мотив дружбы. | 1ч | 16.05 | |
Зарубежная литература |
| Уильям Шекспир. Трагедия «Гамлет»: образ главного героя. Общечеловеческое значение героев трагедии. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. | 1ч | 19.05 | |
| И. В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст»: сюжет и проблематика. «Фауст» как философская трагедия эпохи Просвещения. Поиски справедливости и истинного смысла жизни в трагедии. | 1ч | 21.05 | |
| Дж. Г. Байрон. Фрагменты поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом. Байрон и русская литература. | 1ч | 22.05 | |
| Выявление уровня литературного развития учащихся. Повторение вопросов теории литературы. Итоги года и задания для летнего чтения. | 1ч | 23.05 | |