СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для образовательных учреждений среднего профессионального образования

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для образовательных учреждений среднего профессионального образования»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИСТЕТА»


(ОП «Колледж ЛГПУ»)



Рабочая программа


учебной дисциплины ЛИТЕРАТУРА


44.02.02 Преподавание в начальных классах

44.02.01 Дошкольное образование

49.02.01 Физическая культура

















2020 г.

Рассмотрена и одобрена

цикловой комиссией общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин



Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г.



Разработана на основе примерной программы по общеобразовательной учебной дисциплине для образовательных организаций (учреждений) среднего общего образования Луганской Народной Республики «Литература», утвержденной приказом Министерством образования и науки ЛНР № 797-ОД от 27.08.2020 г.






Председатель цикловой комиссии

_____________ С.Н. Гонтарь



Врио заместителя директора по учебно-производственной работе

___________ А.А. Светличная



Составитель: Сафонова И.В.,

преподаватель литературы

ОП «Колледж ЛГПУ»




Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.

Председатель МК _______________________


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.

Председатель МК _______________________


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.

Председатель МК _______________________


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.

Председатель МК _______________________

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины____________________3

  2. Результаты освоения учебной дисциплины ___________________________4

  3. Структура и содержание учебной дисциплины________________________5

  4. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины________19

  5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины________21













































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛИТЕРАТУРА»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в образовательных организациях (учреждениях), реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования (ППССЗ) на базе основного общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.

1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ

Общеобразовательная учебная дисциплина «Литература» является обязательной частью предметной области «Филология» среднего общего образования. В образовательных организациях (учреждениях) среднего профессионального образования общеобразовательная учебная дисциплина «Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей среднего общего образования, специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины.


Содержание программы «ЛИТЕРАТУРА» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире:

  • Формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям культуры:

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса: образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса: устной и письменной речи обучающихся:

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко – литературных сведений и теоретико – литературных понятий:

  • формирование общего представления об историко – литературном процессе:

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности с использованием теоретико – литературных знаний.



1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:


максимальной учебной нагрузки учащегося 293 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки учащегося 195 часов;

самостоятельной работы учащегося 98 часов.








2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ


Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является получение следующих знаний и умений:


Наименование результата обучения

Знать

Уметь

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • систему стилей языка художественной литературы:

  • исторический, историко – культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения:

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XXвв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия;


  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

  • работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.



















3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов,

тем

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Всего часов

в т.ч. лабораторные и практические занятия, часов

в т.ч. курсовая работа (проект), часов

Всего часов

в т.ч. курсовая работа (проект), часов

Введение.


1 1




Раздел 1. Развитие русской литературы и культур в первой половине ХIХ века. 24 16




8
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине ХIХ века. 90 62

28
Раздел 3. Поэзия второй половины ХIХ века. 26 18

8
Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века 7 4

3
Раздел 5. Русская литература на рубеже веков. 23 13

10
Раздел 6. Литература 20-Х годов 18 12

6
Раздел 7. Литература 30-40-Х годов 43 29

14
Раздел 8. Литература периода Великой Отечественной Войны и первых послевоенных 10 6

4
Раздел 9. Литература 1950–2000-е годы 36 24

12
Раздел 10. Особенности развития литературы на рубеже ХХ – ХХI веков. Современная литературная ситуация 15 10

5
Дифференцированный зачет
ВСЕГО часов 293 195

98











3.1. Тематический план учебной дисциплины Литература


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Введение

  1. Историко – культурный процесс и периодизация русской литературы. Значение литературы при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

1

Раздел 1. Развитие русской литературы и культур в первой половине ХIХ века.

16

Тема 1.1.

Характеристика русской литературы 1-й половины XIX века.

Содержание учебного материала

2

  1. Характеристика литературы первой половины XIX века. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы первой половины XIX века.

1

  1. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Доклад: «Литература первой половины 19 века»

2

Тема 1.2.

А.С. Пушкин.

(1799 - 1837)

Содержание учебного материала

4

  1. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

2

  1. Патриотические и вольнолюбивые мотивы лирики А.С. Пушкина. Философская лирика А.С. Пушкина. Становление реализма в творчестве Пушкина. Стихотворения: «К морю», «Пророк», «Поэт».

1

  1. А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Образ стихии. Образ Евгения проблема индивидуального бунта. Образ Петра I.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2


  • Доклад: «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

2

Тема 1.3. 

М.Ю. Лермонтов.

(1814 - 1841)

Содержание учебного материала

5

  1. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

2

  1. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов.

1

  1. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Бай»

1

  1. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

1

Самостоятельная работа обучающихся

2


  • Анализ стихотворения «Поэт», «Родина», «Пророк»

2

Тема 1.4.

Н.В. Гоголь.

(1809 - 1852)

Содержание учебного материала

5

  1. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Петербургские повести»

1

  1. Н.В. Гоголь. Повесть «Портрет». Композиция, сюжет, герои, идейный замысел.

2

  1. Н.В. Гоголь. Значение писателя в истории русской литературы.

1

  1. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1. Русская литература первой половины XIX века.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • «Петербург в жизни и творчестве Н.В. Гоголя».

1

  • «Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе»

1

Раздел 2. . Особенности развития русской литературы во второй половине ХIХ века.

62

Тема 2.1.

Русская литература второй половины XIX

века А.Н. Островский. (1823 – 1886)

Краткий очерк жизни и творчества






Содержание учебного материала

11

  1. Характеристика литературы второй половины XIX века.

1

  1. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века.

1

  1. Мастера русского реалистического пейзажа (И. К. Айвазовский, В. В. Верещагин, И. Н. Крамской).

1

  1. М. С. Щепкин – основоположник русского сценического реализма.

1

  1. А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества.

1

  1. А.Н. Островский. Пьеса «Бесприданница».

1

  1. Творческая история пьесы, смысл названия, конфликт, основные образы. Обличение самодурства, невежества и грубой силы.

1

  1. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт Катерины с «темным царством».

1

  1. А.Н. Островский. Пьесы «Бесприданница» и «Гроза» в русской критике.

1

  1. А.Н. Островский. Драма «Бесприданница».

1

  1. Р.Р. Сочинение-рассуждение по драме А.Н. Островского «Гроза».

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

  • «Значение творчества А.Н. Островского в истории русского театра»;

1

  • «Мир Островского на сцене и на экране»;

1


  • «Мир купечества у Гоголя и Островского».

1

Тема 2.2.

И.А. Гончаров.

(1812 – 1891)

Краткий очерк жизни и творчества

 

Содержание учебного материала

5

  1. И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества.

1

  1. И.А. Гончаров. Творческая история романа «Обломов».

1

  1. И.А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике.

1

  1. И.А. Гончаров. Образ главного героя в романе «Обломов»

1

  1. Р.Р. Сочинение-рассуждение по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1

Самостоятельная работа обучающихся.

3

  • «Захар—второй Обломов»,

1

  • «В чем трагедия Обломова?»,

1

  • «Что такое «обломовщина?»,

1

Тема 2.3.

И.С Тургенев

(1818 - 1883)



Содержание учебного материала

4

  1. И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества.

1

  1. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева повести «Ася». Своеобразие художественной манеры Тургенева – романиста.

1

  1. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Образ Базарова в системе действующих лиц. Внутренний конфликт главного героя. Авторская позиция.

1

  1. И.С. Тургенев. Идейно-эстетическая полемика вокруг романа (А.И. Герцен, М.А. Антонович, Д.И. Писарев и др.). художественное своеобразие романа.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

  • «Роль и место И.С. Тургенева в развитии русского и европейского романа».

1

Тема 2.4.

Н.Г. Чернышевский

(1828 - 1889)

Содержание учебного материала

6

  1. Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества.


  1. Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?».


  1. Н.Г. Чернышевский. Система образов в романе «Что делать?».


Тема 2.5.

Н.С Лесков

(1831 - 1895)

Содержание учебного материала

4

  1. Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник».

2

  1. Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображении этапов духовного пути личности.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова.

2

Тема 2.6.

М.Е. Салтыков-Щедрин

(1826 - 1889)

Содержание учебного материала

3

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения.

1

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности.

1

  1. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

1

Самостоятельная работа обучающихся

3


Доклад по теме на выбор:

  • «М.Е. Салтыков-Щедрин сотрудник и редактор «Современника».

  • Замысел, история создания «история одного города»

  • Образы градоначальников Элементы антиутопии в «Истории одного города»

3

Тема 2.7.

Ф.М. Достоевский

(1821 - 1881)












Содержание учебного материала

7

  1. Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Жанровое своеобразие его произведений. Философская и духовная проблематика романов.

1

  1. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Философская и идейно-нравственная проблематика.

1

  1. Ф.М. Достоевский. Петербург как символ равнодушного отношения к человеку. Социальная функция городского пейзажа.

1

  1. Ф.М. Достоевский. Теория Раскольникова. Проблема самоценности отдельного человека и счастья всего человечества. Трагические противоречия в характере Раскольникова.

1

  1. Ф.М. Достоевский. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони.

1

  1. Ф.М. Достоевский. Критическая полемика вокруг романа «Преступление и наказание». Мировое значение творчества Ф.М. Достоевского.

3

  1. РР Сочинение по роману «Преступление и наказание».

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

  • Рассуждение: «Петербург как символ равнодушного отношения к человеку»

1

  • «Правда» Раскольникова и «правда» Сони

1

  • «Страдание и очищение в романе»

1

  • «Раскольников и его теория преступления».

1

  • «Полифонизм романов Ф. М. Достоевского»

1

Тема 2.8.

Л. Н. Толстой

(1828 - 1910)











Содержание учебного материала

12

  1. Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Этапы творческого пути писателя. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

1

  1. Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы» -- суровая правда изображения войны.

1

  1. Л.Н. Толстой. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе. Своеобразие композиции.

1

  1. Л.Н. Толстой. Мысль народная в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева.

1

  1. Л.Н. Толстой. Изображение войны. Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир».

1

  1. Л.Н. Толстой. Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов. Осуждение войны и бесчеловечной идеи господства одной личности над массами.

1

  1. Л.Н. Толстой. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Самосовершенствование как выражение нравственных идеалов Л.Н. Толстого.

1

  1. Л.Н. Толстой. Женские образы в романе «Война и мир».

1

  1. Л.Н. Толстой. Семья Ростовых и семья Болконских.

1

  1. Л.Н. Толстой. Художественные особенности романа «Война и мир».

1

  1. Л.Н. Толстой. Духовные искания писателя и их отражение в позднем творчестве Л.Н. Толстого. Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат».

1

  1. РР Сочинение по роману «Война и мир» на выбор.

  • «Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».

  • «Патриотизм в понимании писателя»

  • «Женские образы в романе «Война и мир»»

  • «Анализ образов Кутузов и Наполеон»

1

Самостоятельная работа обучающихся

7

  • «Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».

1

  • «Патриотизм в понимании писателя»

1

  • «Женские образы в романе «Война и мир»»

2

  • «Анализ образов Кутузов и Наполеон»

2

  • «Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»

1

Тема 2.9.

А.П. Чехов

(1860 - 1904)

Содержание учебного материала

10

  1. А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х гг.

1

  1. А.П. Чехов. «Ионыч», «Человек в футляре».

1

  1. Тема омертвления и гибели человеческой души.

1

  1. А.П. Чехов. Нравственный выбор героя в рассказе. Тема «маленького человека» в прозе писателя. Своеобразие выражения авторской позиции.

1

  1. А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад». История создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда.

1

  1. А.П. Чехов. Символ сада в комедии «Вишневый сад».

1

  1. А.П. Чехов. Особенности драматургии.

1

  1. А.П. Чехов. Роль и мировое значение творчества писателя.

1

  1. РР Сочинение по пьесе «Вишневый сад».

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

  • Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад»

2

  • Рассуждение: «Маленький человек»

2

Раздел 3. Поэзия второй половины ХIХ века.

18

Тема 3.1.

Поэзия второй половины XIX века.

Ф.И Тютчев

(1803 - 1873)

Содержание учебного материала

3

  1. Поэзия второй половины XIX века.

1

  1. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.

1

  1. РР Идейно-художественный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Доклад: «Поэзия второй половины 19 века»

2

Тема 3.2.

Творчество А.А. Фета

(1820 - 1892)

Содержание учебного материала

3

  1. А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Философия красоты. «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.

1

  1. А. А. Фет. Любовная лирика и ее утонченно чувственный психологизм. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Певице», «Еще одно забывчивое слово...», «На качелях» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии А.А. Фета.

1

  1. РР Идейно-художественный анализ стихотворений А.А. Фета.

1

Тема 3.3

А. К. Толстой

(1817 - 1875)



Содержание учебного материала

2

  1. А.К. Толстой. Очерк жизни и творчества. Идейно-тематические и художественные особенности лирики. Многожанровость наследия.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Сочинение: «Жизнь стихотворений А.А. Фета в музыкальном искусстве».

2


Тема 3.4.

Н.А. Некрасов

(1821 - 1878)

Содержание учебного материала

10

  1. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученого). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Забытая деревня» и др.

3

  1. Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и Гражданин», «Элегия», «Праздник жизни — молодости годы...», «Сеятелям», «О Муза! я у двери гроба...

2

  1. Н.А. Некрасов. Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка поэмы. Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Проблематика.

2

  1. Н.А. Некрасов. Образы «народных заступников» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

  1. Н.А. Некрасов. Сатирическое изображение помещиков. Поэма – энциклопедия народной жизни.

1

  1. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2. Русская литература второй половины XIX века.

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

Реферат на тему по выбору:

  • «Некрасовский “Современник”»,

  • «Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников»,

  • «Новаторство Н.А. Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”)»,

  • «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н.А. Некрасова»,

  • «Произведения Н.А. Некрасова в творчестве русских художников.

4

Раздел 4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА.

4

Тема 4.1.

Культурно – исторический процесс рубежа ХIХ и ХХ векаов.

Содержание учебного материала

1

  1. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Общечеловеческие проблемы начала ХХ века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала ХХ века.

1

Тема 4.2. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 XIX ВЕКА

Фредерик Стендаль

(1783 – 1842)

Содержание учебного материала

1

  1. Сведения из биографии. « Красное и черное». Многозначность символического названия романа, значение подзаголовка «Хроника XIX века».

1

Тема 4.3.

Оноре де Бальзак





Содержание учебного материала

2

  1. Характерные особенности развития критического реализма в XIX веке во Франции. Оноре де Бальзак. Краткий очерк жизни и творчества.

1

  1. «Гобсек». Изображение в повести губительной силы и власти денег для людей. Образ ростовщика Гобсека.

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

  • Эссе по повести «Гобсек».


3

Раздел 5. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

13

Тема 5.1.

Литература рубежа веков. И.А. Бунин

(1870 - 1953)

Содержание учебного материала

1

  1. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Чудесная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

  • Идейно-художественный анализ стихотворений И.А. Бунина.

1

Тема 5.2.

А.И. Куприн.

(1870 - 1938)

Содержание учебного материала

2

  1. Краткий очерк жизни и творчества. «Гранатовый браслет» - романтическая концепция любви. Тема трагической любви в произведении А.И. Куприна «Олеся». Человек и природа в повести «Олеся».

1

  1. Итоговая контрольная работа по литературе 19 века.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Сочинение-рассуждение «Тема любви у Бунина и Куприна».

2

Тема 5.3.

 Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX вв.


Содержание учебного материала

1

  1. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX вв. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Составление сравнительной таблицы по литературным течениям.

1

Тема 5.4.

Символизм.

В.Я. Брюсов







Содержание учебного материала

1

  1. Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Сведения из биографии. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

  • Жизнь и творчество В. Брюсова.

1

Тема 5.5.

Акмеизм. Творчество

Н.С. Гумилева

Содержание учебного материала

1

  1. Акмеизм. Истоки акмеизма. Своеобразие романтического героя Гумилева: мужественное начало, стремление к «битве огневой», поиски «жизни обновленной». Лирический подтекст, призыв к подвигу, к полному самоотречению во имя идеала (сборник «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», цикл «Капитаны»).

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

  • Жизнь и творчество Н. Гумилева.

1

Тема 5.6.

Футуризм.

И. Северянин


Содержание учебного материала

1

  1. Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». И. Северянин. Сведения из биографии. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»)

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Сочинение: Поэт как миссионер «нового искусства»

2

Тема 5.7.

Новокрестьян - ская поэзия.

Н. А. Клюев

Содержание учебного материала

1

  1. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев. Жизнь и творчество. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

  • Идейно-художественный анализ стихотворений серебряного века.

1

Тема 5.8.

А.А. Блок

(1880 - 1921)


Содержание учебного материала

2

  1. А.А. Блок и символизм. Тема Родины в лирике А.А. Блока. Стремление проникнуть в природу социальных противоречий старого мира («Незнакомка», «Фабрика» и др.). Тема исторического прошлого в лирике блока. Надежда на обновление России («О доблестях, о подвигах, о славе…»

1

  1. Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Философская проблематика и символика поэмы. Сатирические образы старого мира. Неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Своеобразие поэтики А.А. Блока.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

  • Направления и особенности серебряного века.

1

Тема 5.9.

А.М. Горький

(1868 - 1936)

Содержание учебного материала

1

  1. Очерк жизни и творчества А.М. Горького. Раннее творчество А.М. Горького. Рассказ «Челкаш». «Старуха Изергиль». Горький – драматург. Пьеса «На дне». Особенности жанра и конфликта в пьесе.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

  • Автобиографические повести М. Горького.

1

Тема 5.10.

Литература родного края

Иван Приблудный (Яков Петрович Овчаренко)

Содержание учебного материала

2

  1. Сборники стихотворений «Тополь на камне», «С добрым утром», «У родных верб»

1

  1. Контрольная работа по поэзии «Серебряного века»

1

Раздел 6. ЛИТЕРАТУРА 20-Х ГОДОВ

12

Тема 6.1.

Литература

20-х годов


Содержание учебного материала

2

  1. Характеристика литературного процесса 20-х годов. Литературные группировки и журналы («На посту», «Красная новь» и др.). Политика ЦК РКП(б) в области художественной литературы в 20-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин» А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, Г. Адамович, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). «Крестьянская» русская поэзия 20-х годов. Чувство сыновьего беспокойства за судьбу родной земли и человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, П.Орешина. Полемика с поэтами - пролеткультовцами, преследование рапповской критики. Смелые эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи. Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» С.Иванова и др.).

1

  1. Поиски нового героя эпохи («Чапаев», Фурманова, «Цемент» Ф.Гладкова», «Аэлита» А.Толстого и др.). Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К.Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого и др.).

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Доклад: «Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов»

2

Тема 6.2.

В. В. Маяковский

Содержание учебного материала

2

  1. Очерк жизни и творчества В.В. Маяковского. Сатира Маяковского. Борьба поэта с перерожденчеством», бюрократизмом (пьеса «Клоп», «О дряни», «Прозаседавшиеся»). Пьеса «Баня». Переплетение реального и фантастического в сатире Маяковского. Злободневность сатиры Маяковского в наши дни. Тема поэта и поэзии

1

  1. Вступление к поэме «Во весь голос». Образ поэта-труженика, поэта-бойца. Новаторство Маяковского. Общественное и литературное значение поэзии Маяковского. Неоднозначность современного отношения к поэтическому наследию поэта. В.В. Маяковский - продолжатель гражданских традиций поэзии XIX века.

1

Тема 6.3.

С.А. Есенин

Содержание учебного материала

2

  1. Очерк жизни и творчества С.А Есенина. Лирика. Стихотворения «Русь», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Письмо к матери», «Пушкину». Развитие темы родины, поэтизации природы и русской деревни как выражение любви к России.

1

  1. Поэма «Пугачев». Тема мятежа. Тема отчаяния и безнадежности в лирике Есенина. Стремление преодолеть эти настроения (поэма «Черный человек»).

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Очерк жизни и творчества С.А Есенина. Развитие темы родины

2

Тема 6.4.

А.А. Фадеев


Содержание учебного материала

2

  1. Очерк жизни и творчества. Гуманистическая направленность романа «Разгром». Проблема человека и революции.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Сочинение «Проблема человека и революции»

2

Тема 6.5.

Литература родного края

Аркадий Трофимович

Аверченко

Содержание учебного материала

1

  1. Рассказы «Юмор для дураков», «Приезжий Сельдяев» из книги «Дюжина ножей в спину революции».

  2. Контрольная работа № 6

1


1

Раздел 7. ЛИТЕРАТУРА 30-40-Х ГОДОВ

29

Тема 7.1.

Литература 30-х начала 40-х годов (Обзор)





Содержание учебного материала

3

  1. Общая характеристика эпохи 30-х годов и ее отражение в литературе. Политика партии в области литературы. Первый съезд советских писателей и его значение. Отражение индустриализации и коллективизации. Создание нового героя; проблема взаимоотношений личности и общества в произведениях М. Шолохова, А. Макаренко, Н. Островского, Ю. Крымова, А. Корнейчука и др. Трагедия послереволюционного поколения в 30-е годы и его надежды в произведениях тех лет и в «возвращенной» литературе (М. Булгаков, А. Платонов и др.).

1

  1. Трагические судьбы писателей и поэтов в 30-х - начале 40-х годов. Судьба народа в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама и др.

1

  1. Развитие сатиры в 30-е годы в творчестве В. Маяковского, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова. Тема исторического прошлого России в творчестве А. Толстого, О. Форш, В. Шишкова и др.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Рассуждение - сравнение: Судьба народа в поэзии А. Ахматовой и судьба народа в поэзии М. Цветаевой

2

Тема 7.2.

М.И. Цветаева











Содержание учебного материала

4

  1. Очерк жизни и творчества. Художественное своеобразие творчества Цветаевой. Тема России, революции.

1

  1. Любовная лирика Цветаевой, ее художественное своеобразие драматический психологизм, сочетание любовного романа с саркастической нотой обличения мещанской повседневности, уродливых отношений, смещающих истинные человеческие ценности («Лебединый стан»).

1

  1. Жизнь и творчество периода эмиграции. Возвращение на Родину; последние годы жизни.

1

  1. Значение творчества Цветаевой в истории русской поэзии.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • «Значение творчества Цветаевой в истории русской поэзии»,

1

  • «Жизнь и творчество А. Ахматовой периода эмиграции».

1

Тема 7.3.

О.Э. Мандельштам

Содержание учебного материала

2

  1. Очерк жизни и творчества О.Э. Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе.

1

  1. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

  • Доклад на тему: Очерк жизни и творчества О.Э. Мандельштама.

2

  • Доклад на тему: Теория поэтического слова О. Мандельштама. «Notre Dame»

2

Тема 7.4.

Литература родного края

Содержание учебного материала

1

  1. Изображение А.Н. Толстым похода Первого Луганского социалистического отряда войск под руководством К. Е. Ворошилова из Луганска в Царицыно в повести «Хлеб» («Оборона Царицына»)

1

Тема 7.5.

А.П. Платонов

Содержание учебного материала

3

  1. Очерк жизни и творчества А.П. Платонова.

1

  1. Повесть «Котлован». Проблема общечеловеческих ценностей. Образ Вощева.

1

  1. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова), «равнодушие» писателя к сюжету. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (творчество М.Б. Салтыкова-Щедрина).

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Социально-философское содержание творчества А. Платонова.

1

  • Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (творчество М.Б. Салтыкова-Щедрина).

1

Тема 7.6.

И.Э Бабель

Содержание учебного материала

2

  1. Очерк жизни и творчества И.Э. Бабеля. Проблематика и особенности поэтики прозы И.Э. Бабеля

1

  1. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия».

1

Тема 7.7.

М.А. Булгаков


















Содержание учебного материала

7

  1. Личность писателя, новизна тематики и направленность его творчества. Трагическая судьба произведений Булгакова. «Белая гвардия» - роман о братоубийственной войне, о судьбе людей в революционные годы. Отношение автора к героям романа. Честь - лейтмотив романа. Главный вопрос автора: кто заплатит за напрасно пролитую кровь?

1

  1. Роман «Мастер и Маргарита».

1

  1. Отражение в романе советской действительности и глубина философской проблематики. Проблема слова и дела в романе. Тема искусства.

1

  1. Система образов в романе. Своеобразие композиции произведения. Проблема любви и жизни.

1

  1. Вечные и приходящие ценности (свет и покой, проповедь и насилие). Зыбкость человеческого существования.

1

  1. Тема подвига, самопожертвования и предательства.

1

  1. Тестирование .Анализ вопросов по главам «Мастер и Маргарита».

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

Реферат по теме на выбор:

  • Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.

  • Вечные и приходящие ценности (свет и покой, проповедь и насилие).

  • Проблема любви и жизни.

  • Трагическая судьба произведений Булгакова

4

Тема 7.8.

М.А. Шолохов


Содержание учебного материала

7

  1. М.А. Шолохов: жизнь и творчество. «Донские рассказы».

1

  1. Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

1

  1. Картины гражданской войны в романе. Проблемы и герои романа.

1

  1. Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

1

  1. Судьба Григория Мелехова.

1

  1. Женские судьбы в романе. Григорий и Аксинья.

1

  1. Контрольная работа по теме: «Русская литература 20—40-х годов ХХ века».

1

Раздел 8. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

6


Содержание учебного материала

2

Тема 8.1. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

  1. Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор).

1

  1. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др. «Романтическое и реалистичное».

1

Тема 8.2.

А.А. Ахматова

Содержание учебного материала

2

  1. Жизнь и творчество. Ранняя лирика Ахматовой -- лирика любви, раскрывающая глубину и яркость переживаний поэта, его радость, скорбь и тревогу. Тема любви к родной земле, Родине, России.

1

  1. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и значение происходивших событий в годы террора. Своеобразие лирики Ахматовой. Место творчества А.А. Ахматовой в истории русской и мировой литературы. Трагедия народа и поэта. Чтение «Вечер», «Четки», «Подорожник», «Бег времени» (стихи по выбору наизусть).

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

  • Очерк жизни и творчества А. Ахматовой.

1

Тема 8.3.

Б.Л. Пастернак

Содержание учебного материала

2

  1. Жизненный путь Пастернака и его творчество. Основные направления философской мысли Пастернака, их отражение в творчестве писателя.

1

  1. Продолжение темы пути в романе «Доктор Живаго». Судьба русской интеллигенции в эпоху революции. Путь Живаго - трудный путь испытаний, разделенных с народом. Проблема жертвенности человека, наделенного даром творчества.

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Сочинение по темам на выбор:

  • «Тема памяти в литературе ВОВ»,

  • «Человек и стихия в творчестве Б.Пастернака»,

  • «Поэзия А.Ахматовой как лирический дневник».

3

Раздел 9. ЛИТЕРАТУРА 1950–2000-е ГОДЫ

24

Тема 9.1.

Особенности развития 1950—1960-х годов.

Содержание учебного материала

2

  1. Особенности развития литературы 1950—1960-х годов в контексте культуры.

1

  1. Творчество писателей – прозаиков в1950—1980-х.

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

  • Реферат: «Развитие литературы 1950 – 1960 х годов»

4

Тема 9.2.

Творчество писателей – прозаиков в1950—1960-х гг.


Содержание учебного материала

8

  1. Основные направления и течения художественной прозы1950—1960-х гг.

1

  1. Художественное своеобразие прозы В.М. Шукшина.

1

  1. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник».

1

  1. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы.

1

  1. Нравственная проблематика, художественные особенности прозы В. Быкова.

1

  1. В. Шаламов. «Сентенция», «Надгробное слово», «Крест».

1

  1. Проблемы нравственности в творчестве В. Распутина. «Прощание с Матерой».

1

  1. А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя Повесть «Один день Ивана Денисовича».

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

  • Сообщение по теме: «Проблемы нравственности в творчестве В. Распутина. «Прощание с Матерой»

1,5


  • Сообщение по теме: Основные направления и течения художественной прозы1950—1960-х гг.

1,5

Тема 9.3.

Поэзия 1950—1980-х годов.


Содержание учебного материала

8

  1. Развитие традиций русской классики и новаторство в поэзии 1950—1980-х годов.

1

  1. Поэзия Н.М. Рубцова. Основные темы и мотивы лирики, ее художественное своеобразие.

1

  1. А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика.

1

  1. Размышления о настоящем и будущем Родины. Поэма «По праву памяти».

1

  1. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности».

1

  1. Б. Окуджава. Стихотворения: «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Ангелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим…».

1

  1. А. Вознесенский. Стихотворения: «Гойя», «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник».

1

  1. В. Высоцкий. Произведения по выбору.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

  • Стихотворения: «Гойя»

1

Тема 9.4.

Литература родного края

Михаил

Львович

Матусовский

(1915 - 1990)

Содержание учебного материала

3

  1. М. Л. Матусовский. Сведения из биографии.

1

  1. Вечные темы в творчестве М. Л. Матусовского. Стихотворения – песни «Вернулся я на родину», «Старый клен». Книга воспоминаний «Семейный альбом». Значение творчества М. Л. Матусовский.

1

  1. Контрольное тестирование по произведениям литературы 1950—2000-х годов

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Стихотворения – песни «Вернулся я на родину», «Старый клен».

1

  • Значение творчества М. Л. Матусовский

1

Раздел 9. 5 Развитие литературы и искусства в последние десятилетия ХХ века – начала ХХ1 века

Содержание учебного материала

3

  1. Развитие литературы и культуры в конце ХХ века. Восстановление разнообразия жанров и элементов модернизма в литературе последних лет ХХ века.

1

  1. Три волны эмиграции русских писателей.

1

  1. Постмодернизм (обзор).

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Постмодернизм в русской литературе

1

  • Развитие литературы и культуры в конце ХХ века.

1

Раздел 10. Особенности развития литературы на рубеже ХХ – ХХI веков.

Современная литературная ситуация.

10

Раздел 10.1

Экология природы и экология души в литературе второй половины ХХ века

Содержание учебного материала

2

  1. Валентин Григорьевич Распутин (1937 - 2015) «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы.

1

  1. Тема памяти и преемственности поколений. Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001) «Царь - рыба». Взаимоотношения человека и природы в романе.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Рассуждение: «Царь - рыба» взаимоотношение человека и природы в романе.

2

Раздел 10.2

Особенности развития литературы на рубеже ХХ – ХХI веков

Содержание учебного материала

2

  1. Массовая и элитарная литература последних десятилетий. Отсутствие однонаправленных ориентиров.

1

  1. А. Маканин «Кавказский пленный», В. Пелевин «Обитель», «Желтая стрела.»

1

Раздел 10.3

Литература родного края

Захар Прилепин

Содержание учебного материала

2

  1. События 2014 – 2020 годов в произведениях писателей. Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин) «Письма с Донбасса» как первая хроника войны на Донбассе.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Сообщение: Хроники войны на Донбассе

1

Раздел 10.4

Зарубежные писатели – Лауреаты Нобелевской премии


Содержание учебного материала

4

  1. Альбер Камю роман «Посторонний». Проблема преступления и наказания в романе.

1

  1. Эрнест Миллер Хемингуэй «Старик и море». Старик Сантьяго как воплощение человеческой судьбы среди стихий.

1

  1. Габриэль Гарсия Маркес роман «Сто лет одиночества» как урок и предосторежение, обращенность произведения к будущему.

1

  1. Контрольное тестирование по произведениям зарубежной литературы ХХ века.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  • Сочинение повесть – притча «Старик и море»

2









4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, помещение которого удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и оснащено типовым оборудованием.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины (учебники, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ и т.д.);

  • учебно-методический комплекс «Литература», рабочая программа.


В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Литература» входят: • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся поэтов и др.); • информационно-коммуникационные средства; • библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Литература», рекомендованные или допущенные для использования в образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ГОС СПО ЛНР на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т.п.


Технические средства обучения: ноутбук.




4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности

Освоение обучающимися учебной дисциплины может проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины.

Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность.

Теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по специальности.

Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из следующих компонентов:

текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов, решение производственных задач обучающимися в процессе проведения теоретических занятий и т.д.;

промежуточный контроль: дифференцированный зачет


4.3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 5 лет.



4.4. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Для обучающихся

Агеносов В. В. и др. Литература (углубленный уровень). 11 класс. — М., 2014.

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Архангельский А.Н. и др. Литература (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.

Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014.

Белокурова С.П., Сухих И.Н. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.

Зинин С. А., Сахаров В. И. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.

Зинин С. А., Чалмаев В. А. Литература (базовый уровень).11 класс: в 2 ч. — М., 2014.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.

Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Сухих И.Н. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. —М., 2014.

Сухих И.Н. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. —М., 2014.


Для преподавателей

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.

Карнаух Н. Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы /авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. — М., 2011.

Карнаух Н. Л., Кац Э. Э. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. — М., 2012.

Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.

Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.

Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.  – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Обернихина Г. А., Мацыяка Е. В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие /под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.

Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. — М., 2009.

Поташник М.М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. — М., 2014.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н.   – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.



Интернет – ресурсы:

Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru

Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru

Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru

Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: www.slovari.ru

5. КОНТОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведении контрольных работ, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины «Русская литература» обучающийся должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

В результате освоения учебной дисциплины «Русская литература» обучающийся должен знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XXвв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы;

чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание