Сальский район село Шаблиевка
(территориальный,административный округ (город, район, посёлок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №86 с. Шаблиевка
_____________________________________________________________
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка
Приказ от 29.08.2018г. № 152
Подпись руководителя ____________ Т.В. Черноусова
Печать
Рабочая программа
по литературе Дона
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование 8 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 35
Учитель Каменная Лариса Ивановна
(ФИО)
Программа разработана на основе
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса:
- через приобщение школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона способствовать постижению основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.
Задачи курса:
формировать представления о многообразии жанров, стилей и тематики Донской литературы;
учить понимать и целостно воспринимать национальный характер, быт, обычаи, образ жизни и нравственные принципы земляков-героев художественных произведений;
знакомить с лучшими образцами литературы региона и других авторов, писавших о Доне;
воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию, гордость за историческое прошлое Дона и донского казачества;
раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора;
расширить представление о диалектах, донских говорах и их функциях в художественном тексте;
заложить понимание взаимосвязи лучших образцов художественной литературы с фольклором;
познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала;
развивать воображение, фантазию, творческие возможности, интерес к различным видам искусства;
учить выразительно читать произведения фольклора.
УМК:
«Литература Дона». Хрестоматия для чтения в 8-9 классах. г.Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга», 2005 г. Редактор-составитель А.Н.Фёдоров.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
http://window.edu.ru/ Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ)
http://hallenna.narod.ru/ Литература для школьников (портреты и биографии писателей, иллюстрации к произведениям; тесты и презентации к уроку)
http://donlib-online.dspl.ru/ Библиотеки Дона – электронные ресурсы и услуги онлайн.
Планируемые предметные результаты:
Ученик научится:
- видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы Дона разных жанров, литературных традиций писателей Дона;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; -адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
-объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений поэтов Дона, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
- сравнивая произведения, определять черты национального характера казаков;
-видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий;
-формулировать вопросы к произведению;
-аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения;
-выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
-сопоставлять произведения разных писателей Дона и о Доне в пределах каждого литературного рода;
-видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего края, основ культурного наследия казаков; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального Донского края; воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО предмета «Литература Дона»
I Донской фольклор
Казачьи песни. Казачьи легенды.
II Русские поэты о Доне
Г.Р.Державин «Атаману и Войску Донскому», А.С.Пушкин «Казак», «Калмычке». М.Ю. Лермонтов «Два сокола». А.В.Кольцов «Косарь». И.С.Никитин «Весна в степи». А.Н.Майков «Ночная гроза», «Казак». Н.Ф.Щербина «Южная ночь», «Таганрогским грекам». А.А.Блок «На поле Куликовом».
III Стихи донских поэтов
А.В.Туроверов «Проводы казака на службу». А.В.Софронов «Тёплая вода», «Пороховые погреба». А.Г.Гарнакерьян «Мой Лермонтов». В.К.Жак «Утро над Доном», «На Дону изменчива погода».
IV Русская проза XIX века
Н.А.Дурова «Записки кавалерист-девицы». Д.Л.Мордовцев «Знамения времени». А.И.Куприн «Костя Попов», «Донецкая степь».
V Проза донских писателей
А.С.Серафимович «Чибис». Ф.Д.Крюков «Казачка. Из станичного быта». А.Ф.Корольченко «Атаман Платов».В.А.Закруткин «Матерь человеческая». А.В.Калинин «Суровое поле», «Цыган», «Эхо войны».
VI Литературное краеведение
В.С.Моложавенко «Донские были». И.А.Балашова «Пушкин и Раевские в Ростове-на-Дону». А.А.Айрумян «Лев Толстой. Донские страницы».
VII Итоговое обобщение «Литература Дона» в 8 классе
IV. Календарно-тематическое планирование курса «Литература Дона».
8 класс
№п/п | Раздел / тема | Количество часов | Вид контроля | Дата |
| I Донской фольклор | 4 | | |
1 2 | Казачьи песни | 2 | Развернутый ответ на вопрос: «Какие произведения о Доне донских писателей и других писателей вы знаете?» Выразительное чтение | 06.09 13.09 |
3 4 | Казачьи легенды. | 2 | Письменный ответ на вопрос: «В чем заключается народная мудрость легенд?» | 20.09 27.09 |
| II Русские поэты о Доне | 4 | | |
5 | Г.Р.Державин «Атаману и Войску Донскому», А.С.Пушкин «Казак», «Калмычке». | 1 | Выразительное чтение | 04.10 |
6 | М.Ю. Лермонтов «Два сокола». А.В.Кольцов «Косарь». | 1 | Чтение наизусть | 11.10 |
7 | И.С.Никитин «Весна в степи». А.Н.Майков «Ночная гроза», «Казак». | 1 | Чтение наизусть | 18.10 |
8 | Н.Ф.Щербина «Южная ночь», «Таганрогским грекам». А.А.Блок «На поле Куликовом». | 1 | Анализ стихотворения | 25.10 |
| III Стихи донских поэтов | 3 | | |
9 | А.В.Туроверов «Проводы казака на службу». А.В.Софронов «Тёплая вода», «Пороховые погреба». | 1 | Выразительное чтение | 08.11 |
10 | А.Г.Гарнакерьян «Мой Лермонтов». | 1 | Характеристика героев | 15.11 |
11 | В.К.Жак «Утро над Доном», «На Дону изменчива погода». | 1 | Выразительное чтение | 22.11 |
| IV Русская проза XIX века | 4 | | |
12 | Н.А.Дурова «Записки кавалерист-девицы». | 1 | Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ | 29.11 |
13 14 | Д.Л.Мордовцев «Знамения времени». | 2 | Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ | 06.12 13.12 |
15 | А.И.Куприн «Костя Попов», «Донецкая степь». | 1 | Характеристика героя | 20.12 |
| V Проза донских писателей | 13 | | |
16 | А.С.Серафимович «Чибис». | 1 | Характеристика героя | 27.12 |
17 18 | Ф.Д.Крюков «Казачка. Из станичного быта». | 2 | | 10.01 17.01 |
19 | А.Ф.Корольченко «Атаман Платов». | 1 | | 24.01 |
20 21 22 | В.А.Закруткин «Матерь человеческая». | 3 | Подробный пересказ эпизода. Характеристика героини | 31.01 07.02 14.02 |
23 24 | А.В.Калинин «Суровое поле» | 2 | Подробный пересказ эпизода. | 21.02 28.02 |
25 26 | А.В.Калинин «Цыган». | 2 | | 07.03 14.03 |
27 28 | А.В.Калинин «Эхо войны». | 2 | Выборочный пересказ | 21.03 04.04 |
| VI Литературное краеведение | 6 | | |
29 30 | В.С.Моложавенко «Донские были». | 2 | | 11.04 18.04 |
31 32 | И.А.Балашова «Пушкин и Раевские в Ростове-на-Дону». | 2 | | 25.04 02.05 |
33 34 | А.А.Айрумян «Лев Толстой. Донские страницы». | 2 | | 16.05 23.05 |
35 | VI Итоговое обобщение «Литература Дона» в 8 классе | 1 | Развёрнутый ответ на вопрос | 30.05 |