СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (основное общее образование) 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по литературе   8 класс (основное общее образование)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (основное общее образование) 8 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

« Азовская школа-интернат»



РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению:

методическим объединением блока «Филология» ГБОУ РО

Азовской школы-интерната

протокол № 1 от «26» августа 2018 г

Руководитель _______Е.Н.Бондаренко


СОГЛАСОВАНА:

на заседании методического

совета ГБОУ РО

Азовской школы-интерната

протокол № 1 от «29» августа 2018 г

Руководитель _______ Н.В.Банахевич

ПРИНЯТА:

педагогическим

советом ГБОУ РО

Азовской школы-интерната

протокол № 1 от «30» августа 2018 г



УТВЕРЖДЕНА:

приказом директора ГБОУ РО

Азовской школы-интерната

от «30» августа 2018 г № 237 _______________ Л.В. Деревянко




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету

«Литература»

8-а класс

(уровень основного общего образования)


на 2018 – 2019 учебный год


Составитель: Чуйкова Елена Ильинична,

учитель русского языка и литературы

учитель высшей категории.




г. Азов 2018 г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по литературе в 8-а классе (обучающиеся образовательных классов) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018; с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018 );


  1. Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утвержденной приказом директора школы от 15.06.2015 г. № 185 с изменениями.


  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

  2. Учебного плана ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019 учебный год.

  3. Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу ГБОУ РО Азовской школы-интерната.


  1. Авторской программы по литературе для 8 класса под ред. В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016 год.) (учебно-методический комплекс, используемый для обучения русскому языку, включён в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ на 2018-2019 учебный год (приказ Министерства образования РФ от 27.12.2011г. №2885)). Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ, рабочей программы по литературе - предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы.



В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.









МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы

- осознание литературы как величайшей духовно-эстетической ценности;

-научиться анализировать и оценивать литературные произведения, увидеть взаимосвязь литературы и истории


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Образовательные:


- чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Воспитательные:


- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре;

- воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;

- обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;


Развивающие:


- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

- формирование читательской культуры, представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Предмет «Литература» является составной частью предметной области «Филология». Федеральный базисный учебный план предусматривает изучение литературы в 8 классе в объеме 68 часов, 2 раза в неделю.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019 учебный год, утвержденным приказом .08.2018 г. № , на изучение литературы в 8-а классе отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа составлена на 68 часов с учетом праздничных дней

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»


Предметные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Устное народное творчество

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к песням, частушкам, преданиям, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять предание и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• выразительно читать тексты преданий и народных песен и частушек, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать предания, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных песен и преданий художественные приемы;

рассказывать о самостоятельно прочитанной лирической или исторической песни, частушке, предании, обосновывая свой выбор;

придумывать сюжетные линии песню, предание и/или сочинять их;


Древнерусская литература. Русская литература XVIII —XX вв. Зарубежная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.

  • выделять смысловые части текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • выразительно читать произведение (или фрагменты) в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;


дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);

видеть индивидуальное, национальное, общечеловеческое в характере героя произведения;

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Раздел (тема) программы

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

I. РАЗДЕЛ. Русская литература и история

1

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

1

Выразительное чтение, эмоциональ-ный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

II. РАЗДЕЛ. Устное народное творчество.

2

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

3

Толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок, загадок. Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Устный монологический ответ по плану.


III. РАЗДЕЛ. Из древнерусской литературы.

3

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество лите-ратуры XVII века. Новые литера-турные герои – крестьянские и купе-ческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть. Житие и сати-рическая повесть как жанр древне-русской литературы.

3

Выразительное чтение произведения. Устное рецензирование выразитель- ного чтения одноклассников, испол-нения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения.

Устные и письменные ответы на вопросы . Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат по заданной теме

Участие в коллективном диалоге. Устное рецензирование выразительного чтения. Формирование традиции уважительного отношения к книге.

IV.РАЗДЕЛ. Из литературы XVIII века.

4

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

4

Поиск сведений о Д.И. Фонвизине с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный или письменный ответ на вопрос, работа со словарём литературоведческих терминов. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

V. РАЗДЕЛ. Из литературы XIX века.

5

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция. Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).


47

Устный рассказ о баснописце.

Выразительное чтение басен (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.












Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ сюжетно-композиционных особенностей прозаических произведений. Выделение этапов развития сюжета. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление сравнительной характеристики героев. Составление плана анализа эпизода. Письменный ответ на проблемный вопрос. Подбор цитат из текста повестей по заданной теме. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение киноверсий повестей. Составление письменного ответа на проблемный вопрос. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя.

Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Выявление в стихотворениях их жанровых особенностей. Составление плана анализа стихотворения. Подбор примеров, иллюстрирующих двусложные и трёхсложные размеры стиха (на примере изучаемых стихотворений). Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.

Устная и письменная характеристика героев.

Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.



VI. РАЗДЕЛ. Из литературы XX века.

6


















































Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.


М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.


Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.


Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.




Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов


Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.



Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).



Русские поэты о Родине, родной природе


И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


33


Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведениях. Письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного плана.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Составление плана письменного высказывания.. Составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Поиск в тексте черт рождественского рассказа и подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности рождественского рассказа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Составление устного рассказа о герое и его прототипе. Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа, нравственная оценка героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана устного и письменного высказывания.

Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ». Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в рассказах. Создание собственных иллюстраций к рассказам.


VII. РАЗДЕЛ. Из зарубежной литературы.


7

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

10

Устные рассказы о зарубежных писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительное чтение фрагментов произведений.. Различные виды пересказов. Сопоставительный анализ произведений.

Анализ художественного произведения. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Работа со словарём литературоведческих терминов. Презентация и защита собственных иллюстраций.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведениях. Письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного плана.

VIII. РАЗДЕЛ. Повторение, обобщение.

8

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

2

Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 10 классе. Письменный ответ на вопрос.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

- Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

- Урок овладения новыми знаниями или формирование первоначальных навыков.

- Урок комплексного применения знаний и умений.

- Урок актуализации знаний и умений.

- Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

- Урок контроля знаний и умений.

- Урок коррекции знаний, умений и навыков.

- Урок комбинированный.

- Урок решения практических задач.

- Урок – учебная экскурсия.

- Урок - презентация.

- Урок деловая игра

ПЕРЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


п/п

Название контрольных работ

Дата проведения

1

Контрольная работа по творчеству Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, К.Ф. Рылеева.


2

Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».



3

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.



4

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева


5

Контрольная работа по произведениям русской литературы XX века.


6

Контрольная работа. Итоговый тест.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 – А КЛАССЕ


урока

Содержание учебного материала


Форма организации учебных занятий

Кол-во часов

Дата проведения



по плану

по факту

I четверть

I. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

1

Введение. Литература и история.

Урок комбинированный.

1

03.09


II. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2

Устное народное творчество. Лирические и исторические песни.


Урок овладения новыми знаниями

1

04.09



3

Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика.

Урок комбинированный.

1



4

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Урок комбинированный.

1



III. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


5


Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы

Урок овладения новыми знаниями

1



6

Художественные особенности воинской повести и жития.


Урок комбинированный.

1



7

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVIIвека.

Урок развития речи

1



IV. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

8


Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии «Недоросль».

Урок овладения новыми знаниями

1



9

Проблема воспитания истинного гражданина в произведении «Недоросль».

Урок овладения новыми знаниями

1



10

Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев.

Урок овладения новыми знаниями

1



11

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения.

Урок овладения новыми знаниями

1



V. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

12


И.А. Крылов. Слово о баснописце. Историческая основа и мораль басен.

Урок овладения новыми знаниями

1



13

И.А. Крылов – поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.

Урок комбинированный.

1



14

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

Урок овладения новыми знаниями

1



15

Контрольная работа по творчеству Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, К.Ф. Рылеева.

Урок контроля знаний и умений.

1



16

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Основные темы и мотивы стихотворений «Туча», «К***», «19 октября»

Урок комбинированный.

1



17

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Урок комбинированный.

1



18

А.С. Пушкин. История пугачевского восстания в художественном произведении. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

Урок комбинированный.

1



19

Гринев. Жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности.

Урок комбинированный.


1



20

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Урок комбинированный.

1



II четверть

21

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка».

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

1



22

Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Урк развития речи

1



23

А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

1



24

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

Урок контроля знаний и умений.

1



25

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Урок комбинированный.

1



26

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

Урок комбинированный.

1



27

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы.


Урок контроля знаний

1



28

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к исторической теме в художественном творчестве.

Урок комбинированный.

1



29

Н.В. Гоголь. «Ревизор». История создания комедии и ее первые постановки.

Урок комбинированный.

1



30

Приемы сатирического изображения чиновников.

Урок комбинированный.

1



31

Хлестаковщина как нравственное явление.

Урок комбинированный.

1



32

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Урок овладения новыми знаниями

1



33

Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

Урок развития речи.

1



34

И.С.Тургенев. Повесть «Ася». Изображение нравственной красоты и душевных качеств «тургеневской» девушки.

Урок овладения новыми знаниями

1



35

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева

Урок контроля знаний и умений.

1



III четверть

36

М.Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе. «История одного города».

Урок комбинированный.

1



37

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Урок овладения новыми знаниями

1



38

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Урок комбинированный.

1



39

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

Урок комбинированный.

1



40

Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

Урок комбинированный.

1



41

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Урок комбинированный.

1



42

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.


1



VI. Из литературы XX века



43

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

Урок овладения новыми знаниями

1



44

А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени». Представления о любви и счастье

Урок-проект

1



45

А.А. Блок. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия».

Урок комбинированный.

1



46

Сергей Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Урок комбинированный.

1



47

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

Урок – конференция.

1



48

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Урок комбинированный.

1



49

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

Урок овладения новыми знаниями

1



50

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

1



51

Контрольная работа по произведениям Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, С.Есенина

Урок контроля знаний.

1



52

А.Т. Твардовский. Слово о поэте.



1



53

Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.


Урок комбинированный.

1



54

Новаторский характер образа Василия Теркина.


Урок комбинированный.

1



55

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор



1



56

А.П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Урок комбинированный.

1



57

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.


Урок комбинированный.

1



58

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Урок овладения новыми знаниями

1



59

Комментированное чтение рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Урок комбинированный

1



60

Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века».

Урок комбинированный.

1



61

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине

Урок овладения новыми знаниями

1



VII. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

IV четверть

62

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

Урок овладения новыми знаниями

1



63

Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Урок комбинированный.

1



64

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Урок овладения новыми знаниями

1



65

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Урок комбинированный.

1



66

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Урок овладения новыми знаниями

1



VIII. ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ


67

Контрольная работа (итоговый тест).

Урок контроля знаний

1



68

Итоги года и задание на лето.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

1