СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  изучения литературы в школе  заключаются в следующем:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

расширить читательский кругозор учащихся

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 11 классе»

Рабочая программа

по литературе

в 11 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана на основе

Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Цели изучения литературы в школе заключаются в следующем:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

  • расширить читательский кругозор учащихся;

  • повысить качество чтения;

  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;

  • развить их литературный вкус;

  • подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

  • стимулировать творческую активность детей;

  • формировать навык выразительного чтения;

  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Главной идеей предполагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к литературе XVIII, XIX, XX веков и современной. Соблюдается также системная направленность: например, от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). Именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.п.

Содержание программы позволяет утверждать, что она сохраняет преемственность с программой литературного образования средней школы.

Разумеется, на каждом этапе перед учениками ставятся различные задачи изучения текста:

  1. познакомить с писателем и его лучшими произведениями;

  2. углубить первоначальное впечатление от прочитанного;

  3. раскрыть подтекст;

  4. усложнить анализ;

  5. раскрыть образ автора и др.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: 11 класс – 2 часть линейного курса на историко-литературной основе («Русская литература XX века»). Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя целесообразнее это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.

Календарные планы

по литературе.

11 класс

п/п

Тема урока


Кол.

час

Дата проведения

Домашнее задание

план.

факт.

Русская литература xx в. Основные темы и проблемы

1



Подготовить сообщ., стр. 4-16

Обзор русской литературы 1-ой половины xx века. Реализм и модернизм

1



Стр. 17-27,прочитать статью

И.А.Бунин. Жизнь и творчество (обзор)

1



Прочитать биографию.

Лирика Бунина. Основные мотивы.

1



Чтение и анализ стихотворения

И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

1



Стр.38-41,краткий обзор рассказа

«Вечные» темы в рассказах И.А.Бунина

1



Стр.41-51, анализ рассказа (по выбору)

М.Горький. Личность. Творчество

1



Подготовить сообщение

Романтизм ранних рассказов М.Горького.

1



Краткий обзор ром. произв.

Рассказ «Старуха Изергиль».

1



Чтение и анализ рассказа

Пьеса «На дне». Смысл названия

1



Прочитать пьесу

«На дне». Атмосфера духовного разобщения

1




Анализ пьесы

Роль Луки в драме «На дне».

1



Стр.72-75,харак-ка героев

«На дне». «Во что веришь - то и есть»

1



Анализ эпизода

Вопрос о правде в драме Горького «На дне»

1



Стр.75-80,написать отзыв

Сочинение «Люди «дна»: характеры и судьбы»

1



Словарная работа на стр.80

Тестирование по творчеству И.А.Бунина, М.Горького.

1



Подготовить сообщ. о тв-ве А.И.Куприна.

А.И.Куприн. Повесть «Олеся». Изображение природы в повести.

1



Прочитать повесть

Богатство духовного мира героини повести.

1



Анализ повести

Л.Н.Андреев. Жизненный и творческий путь.

1



Стр. 98-100, подгот. сообщение

Краткий обзор произведений Андреева

1



Анализ рассказа (по выбору)

«Серебряный век» русской поэзии

1



Стр. 116-124, прочитать.

Теоретические и поэтические самоопределения символизма.

1



Стр.124-138,конспект

В.Я.Брюсов. Основные мотивы лирики Брюсова

1



Стр.139-149,выразит. чтение стихотв.

К.Д.Бальмонт. Мелодическое богатство поэзии.

1



Чтение стих-я наизусть

И.Ф.Анненский - звено между символизмом и акмеизмом.

1



Биография, чтение стих-я наизусть

А.А.Блок. Творческий путь.

1



Подготовить сообщение

А.А.Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»

1



Стр.178-192,ответить на вопросы

А.А.Блок. Поэма «Двенадцать»

1



Прочитать поэму

Тестирование по творчеству А.А.Блока

1



Анализ поэмы «Двенадцать».

Сочинение «Образ Руси в поэзии А.А.Блока»

1



Словарная работа на стр.198,прочитать статью

Н.С.Гумилев. Основные мотивы лирики поэта.

1



Стр.219-230,выразительное чтение стих-я.

А.А.Ахматова. Ступени биографии

1



Подготовить сообщение

Художественное своеобразие произведений Ахматовой.

1



Чтение стих-я наизусть (по выбору)

Поэма «Реквием» (обзор).

1



Чтение и анализ поэмы

М.И.Цветаева. Уникальность поэтического голоса..

1



Стр.254-260, прочит., пересказать

Поэзия Цветаевой- лирический дневник эпохи

1



Чтение стих-я наизусть

Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой

1



Прочитать статью, стр.272-290

А.Аверченко и журнал «Сатирикон».

1



Прочитать статью, стр 283-290

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

1



Стр.291-326, прочитать, пересказать

В.В. Маяковский и футуризм. Основные мотивы лирики Маяковского

1



Выразительное чтение стих-я (по выбору)

Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах»

1



Чтение и анализ поэмы, написать отзыв.

С.А.Есенин. Жизненный путь поэта.

1



Подготовить сообщение.

Тема революции в творчестве Есенина.

1



Стр. 363-366, конспект

Сочинение «Природа, человек в лирике С. Есенина»

1



Прочитать поэму «Анна Снегина».

Поэма «Анна Снегина»

1



Анализ поэмы.

Поэма о несостоявшейся любви.

1



Словарная работа, стр. 373-377

Тестирование по творчеству С.А.Есенина.

1



Стр. 3-11, прочитать

Литература 30-х годов о людях труда. Н.Островский, М.Шолохов.

1



Краткий обзор произведений.

«Равенство души и глагола- вот поэт». О. Мандельштам.

1



Прочитать статью, пересказать.

Ностальгический реализм И.Бунина, И.Шмелева.

1



Стр.25-35, прочитать, составить конспект

А.Н.Толстой. Творческий путь

1



Подготовить сообщение.

Роман «Петр Первый».

1



Краткий обзор романа

Образ Петра и образ России в произведении.

1



Анализ отд. эпизодов.

М.А.Шолохов. Жизненный путь. Роман «Тихий Дон». Краткий обзор.

1



Подготовить биографию, стр. 60-80

Художественное своеобразие романа «Тихий Дон».

1



Стр.80-84, составить конспект.

У литературной карты России.

1



Прочитать статью.

М.А. Булгаков. Своеобразие повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

1



Краткий обзор произведений.

Роман «Мастер и Маргарита». История создания романа.

1



Стр. 105-117, прочитать главы романа.

Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита» .

1



Анализ эпизода

Особенности композиционного построения романа.

1



Написать отзыв о романе.

Б.Л.Пастернак. Жизненный и творческий путь поэта.

1



Подгот. сообщение, стр. 120-125

Б.Л.Пастернак. «Существованья ткань сквозная»

1



Индивид. задания по творчеству поэта, прочитать статью

Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзор).

1



Стр.131-135, анализ отд. фрагм.

Анализ стих-й «Гамлет» и «Гефсиманский сад»

1



Стр. 135-138,ответить на вопросы.

А.П.Платонов. Творческий путь.

1



Биография , стр. 140-142

Повесть «Сокровенный человек»

1



Прочитать повесть, проанализировать.

Повесть «Котлован» -реквием по утопии.

1



Обзор повести

Рассказы «Старый механик», «Июльская гроза»

1



Анализ рассказа (по выбору)

В.В.Набоков. Биография и творческий путь

1



Подготовить сообщение, стр. 159-160

Лирика В.В.Набокова

1



Стр. 161-162, выразит. чтен. стих-я.

Романы «Машенька» и «Дар»: краткий обзор.

1



Стр. 162-169, конспект

Тестирование по разделу «Литература 30-40-х годов»

1



Словарная работа, стр. 170

Литература периода ВОВ. Почему необходимо вспоминать о войне?

1



Стр. 171-176, прочитать, пересказать

Публицистика времен войны.

1



Подготовить конспект статьи учебника.

Основные мотивы лирики военных лет

1



Стр. 176-186, выразит. Чтение стих-я.

Мир в свете подвига: проза о войне 1941-1945годов.

1



Обзор произведений

Сочинение «Вера, любовь, ненависть в лирике военных лет»

1



Словарная работа, стр. 191.

А.Т.Твардовский. Страницы творческой биографии поэта.

1



Подготовить сообщение

Основные темы лирики А.Твардовского.

1



Стр. 196-203, выразит. чтение стих.

Стихотворение «Я убит подо Ржевом»

1



Прочитать и проанализ. стих-е.

Поэма – исповедь «По праву памяти».

1



Анализ поэмы

Поздняя лирика Твардовского.

1



Чтение стих-я наизусть

Тест по творчеству А.Т.Твардовского.

1



Вопросы и задания на стр. 205

Литературный процесс 50-80-х годов.

1



Прочитать, проанализировать статью.

Правда о войне в повести В.П.Некрасова «В окопах Сталинграда».

1



Стр. 211-215, обзор произв.

Поэзия периода «оттепели»

1



Стр. 215-221, чтение стих-й(по выбору)

Нравственно-философский смысл «тихой лирики». Н.Рубцов, В. Соколов.

1



Стр.221-224, чтение стих-я.

«Окопный реализм» писателей- фронтовиков 60-70-х годов.

1



Обзор произведений.

Новый образ русской деревни и крестьянской души.

1



Анализ произвед-й, стр.230-234

Произведения В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева: краткий обзор творчества.

1



Стр. 234-248, анализ произв. по выбору уч-ся

«Городская» проза: Ю.Трифонов, В.Маканин.

1



Краткий обзор произв., стр.248-253

Сочинение «Нравственная проблематика произведений 50-80-х годов»

1



Стр. 254-257, прочитать.

Тест по разделу «Литература 50-80-х годов».

1



Стр. 258-263, конспект

Авторская песня 60- 80-х годов.

1



Вопросы и задания на стр. 266-271.

Н.А.Заболоцкий. Сборник «Столбцы». Анализ стихотворений Заболоцкого

1



Стр. 272-279, чтение стих-я наизусть.

В.М.Шукшин. Обзор творчества

1



Стр.280-290, подготовить сообщ-е

Н.М.Рубцов. Образ Родины в лирике Рубцова.

1



Стр.291-303, чтение стих-я наизусть

А.И.Солженицын. Путь самопознания и прозрений.

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

1



Прочитать произведение, проанализировать.

Рассказ «Матренин двор». Обзор.

1



Прочитать произв-е.

У литературной карты России. Е.И.Носов,В.Т.Шаламов (обзор творчества)

1



Стр. 319-325, прочитать

Проза и поэзия 80-90 годов. Общая характеристика переломной эпохи.

1



Стр. 326-356, прочитать

Итоговый урок по курсу

1



Подготовка к ЕГЭ


Тест -6, соч- 6