СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая содержит календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 11 классе»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Оборонинская средняя общеобразовательная школа»

р.п. Мордово Мордовского района Тамбовской области




Утверждаю. Рассмотрено

Приказ № на заседании МС.

От_______.2018 г. Протокол №

Директор школы от _________.2018г.

_______Шевченко В.А.







Рабочая программа

по литературе

11 класс

2018-2019 учебный год





























Структура документа


Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание рабочей программы, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно- тематическое планирование.


Пояснительная записка

Статус документа

Перечень нормативно-правовых документов,

на основании которых разработана рабочая программа


Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по литературе, утверждённого приказом Минобразования России №1089 от 5.03. 2004 г.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12 2012г.

3.Учебный план МБОУ «Оборонинская сош» на 2018-2019 учебный год.

4. Примерная программа среднего и общего образования по литературе для 10- 11классов. Базовый уровень.

5.Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год


Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели:

- создание условий для формирования достаточного знания и понимания литературного процесса 20 века, приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Задачи программы:

- развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для социализации и самореализации личности;

- воспитать духовно развитую личность, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,

- совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, написание сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет

-обогатить духовный мир учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному разнообразию русской литературы, к лучшим произведениям зарубежной классики.



Роль учебного курса «Литература»

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанными с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру

.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная программа, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы,

позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,

- выразительное чтение,

- различные виды пересказа,

- заучивание наизусть стихотворных текстов,

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру,

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта,

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента,

- подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Литература как предмет формирует у обучающихся ключевые компетенции:

коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования предмета в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;

языковедческая компетенция – овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса;

культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения;

ценностно-смысловые компетенции - компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

учебно-познавательные компетенции- это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Базовый учебник: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч.- 9-е изд. – М.: «Русское слово», 2016.

.

Количество часов, на которые рассчитана программа.

Программа рассчитана на 99часа (3 часа в неделю), в том числе 11 часов на развитие речи

Формы организации учебного процесса:

Основными формами организации образовательного процесса являются

-традиционный урок;

-урок-лекция;

-урок-практикум;

-урок-зачёт;

-урок-собеседование.

Общими методами организации учебной работы являются

- фронтальные;

- групповые;

- коллективные;

- индивидуальные.



Технологии обучения

- проблемное обучение

-традиционное обучения

- реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

-дифференцированное обучение

-информационно-коммуникационные технологии

-.здоровьесберегающие технологии;

-проектно-исследовательская технология.




Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Формы контроля:

- промежуточный:

-устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, художественный) главы, нескольких глав произведения;

-выразительное чтение текста художественного произведения;

-заучивание наизусть стихотворных текстов;

-устный или письменный ответ на вопрос;

-характеристика героя художественного произведения;

-анализ эпизода;

-подготовка доклада;

-составление конспектов, планов, тезисов;

-итоговый:

-написание сочинений;

-тестирование;

-зачёт;

-презентация;

-проект.


Произведения для заучивания наизусть:

И. А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).

В. Я. Б р ю с о в. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

Н.С.Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

А. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...».

В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!».

С.А.Есенин. « Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...».

М. И. Ц в ет а е в а. «Моим стихам, написанным так рано...».«Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...».

О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе». «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».

А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...». «Мне голос был. Он звал утешно...». «Родная земля».

Б. Л. П а с т е р н а к. «Февраль. Достать чернил и плакать!..». « Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...».



Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года

В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

– Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

– Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

– Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

– Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

– Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

– Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

– Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

– Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

– Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 11 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».



Содержание рабочей программы

Введение. – 2ч.

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.


Литература начала 20 века – 6ч.

Иван Алексеевич Бунин – 4ч. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Настанет день – исчезну я…», «Вьется путь в снегах, в степи широкой…», «Вечер».

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»,, «Солнечный удар». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн- 2ч. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).


Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме:

Знать:

- биографические сведения об изученных писателях;

- содержание произведений

Наизусть:

И. А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).

Уметь:

- уметь анализировать стихотворение;

- писать домашнее сочинение по творчеству И. Бунина и А. Куприна.


Серебряный век русской поэзии -5ч.

Литературные течения поэзии русского модернизма.

Символизм.

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Сонет к форме», «Новые заветы», «Поэт - музе». Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики. Музыкальность стиха. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…» Поэзия как выразительница «говора стихий». Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»)

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения «Раздумья», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбу России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», цикл «Капитаны», «Заблудившийся трамвай» Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителям.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме:

Знать:

- логику развития историко – литературного процесса в 20 веке;

- литературные направления: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм;

- биографические сведения об изученных писателях;

- содержание изученных произведений; отчётливо представлять себе роль и место изученного в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике.

Наизусть:

В. Я. Б р ю с о в. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

Н.С.Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

Уметь:

- анализировать лирические произведения;

- свободно использовать понятия теории литературы;

- давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;

-использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;

- писать сочинение по творчеству поэтов Серебряного века;

-выразительно читать изученные произведения;

- выявлять особенности поэтического стиля и авторскую позицию.

Максим Горький – 5ч.

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Литература 20-х годов ХХ века – 17 ч.

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи Голый год» Б. Пильняка, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции; Тэффи «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).



Александр Александрович Блок – 7ч.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика».

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Стихотвоерние «Скифы». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Сергей Александрович Есенин – 5ч. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».

Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы

(углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский – 5ч. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. «Прозаседавшиеся», «О дряни». Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме:

Знать:

- логику развития историко – литературного процесса в 20 веке;

- литературные направления: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм;

- биографические сведения об изученных писателях;

- содержание изученных произведений; отчётливо представлять себе роль и место изученного в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике.

Наизусть:

А. А. Блок : «Незнакомка», «Россия», Отрывок из поэмы «Двенадцать».

В. В. Маяковский: «А вы могли бы?». « Послушайте!.»

С.А.Есенин: «Письмо матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «Не жалею, не зову, не плачу...».

Уметь:

- анализировать лирические произведения;

- свободно использовать понятия теории литературы;

- давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;

-использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;

- писать сочинение по творчеству А.Блока, В.Маяковского, С Есенина;

-выразительно читать изученные произведения;

- выявлять особенности поэтического стиля и авторскую позицию;

Литература 30-х годов XX века – 28ч.

(Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы

А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов.

А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Марина Ивановна Цветаева – 3ч.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)

Осип Эмильевич Мандельштам – 3ч. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentiuт», «Мы живем, под собою не чуя страны...».

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Анна Андреевна Ахматова – 4ч.Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет».

Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Борис Леонидович Пастернак – 4ч.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал Образы-символы и сквозные мотивы в романе Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Михаил Афанасьевич Булгаков 5ч.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровненность повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов – 2ч. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть «Сокровенный человек». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).


Михаил Александрович Шолохов -6ч. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.)

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).


Требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме:

Знать:

- содержание изученных литературных произведений, их художественное своеобразие;

- основные факты жизни и творчества Фадеева, Б. Пастернака, М.А.Булгакова,

А.П. Платонова, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, М.А. Шолохова;

- теоретико-литературные понятия

Наизусть:

М. И. Ц в е т а е в а. «Моим стихам, написанным так рано...». «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...».

О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе». «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».

А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...». «Мне голос был. Он звал утешно...». «Родная земля».

Б. Л. П а с т е р н а к. «Февраль. Достать чернил и плакать!..». «Определение поэзии». «Во всем мне хочется дойти до самой сути...».


Уметь:

- анализировать и интерпретировать изученные произведения и отдельные эпизоды;

- соотносить изученные произведения с общественной и культурной жизнью страны;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы на примере изученных произведений;

- выявлять авторскую позицию;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать сочинения по творчеству М.А.Булгакова и М.А.Шолохова.



Литература второй половины XX века -16ч.

(Обзор)1ч

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон»

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Александр Трифонович Твардовский- 2ч. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина».

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов-2ч. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).




Александр Исаевич Солженицын-2ч. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

«Архипелаг Гулаг». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Образ Ивана Денисовича Шухова в повести «Один день Ивана Денисовича». Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).


Проза второй половины ХХ века

Василий Макарович Шукшин — 1ч. Рассказы «Верую», «Алёша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры В.Шукшина.

Василь Быков.2 ч. Повесть «Сотников» Нравственная проблема произведения. Авторская позиция и способы её выражения в произведении.

Валентин Григорьевич Распутин-2ч.Проблематика повести «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений. Символические образы в призведении.


Поэзия второй половины ХХвека

Николай Михайлович Рубцов-1ч. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»

Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова.


Иосиф Александрович Бродский-1ч. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава- 1ч.. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Драматургия второй половины ХХ века

Александр Валентинович Вампилов. 1ч.Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.


Литература последнего десятилетия-2ч.

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.


Литература народов России Расул Гамзатов. 1ч. Жизнь и творчество. Тема родины в стихотворениях «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...». Приём параллелизма.



Из зарубежной литературы- 5ч

Джордж Бернард Шоу. «Пигмалион».

Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила. Англия в изображении автора. Приём иронии.

Теория литературы. Парадокс как художественный прием.

О.Бальзак «Гобсек». Мнимые и естественные ценности . Власть денег над жизнью и совестью человека.


Эрнест Миллер Хемингуэй. Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя - старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

Г.Аполлинер. Жизнь и творчество(обзор). Стихотворение «Мост Мирабо». Непосредственность чувств, характер переживания лирического героя. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики.

Д.Г.Байрон.Тема свободы, борьба за личную независимость, героизм в лирике поэта.


Требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме:

Знать:

- влияние Великой Отечественной войны и «оттепели» 60-х годов на развитие литературы;

- новые направления в русской литературе второй половины XX века и наиболее яркие их представители: «лагерная» тема (В.Шаламов, А.Солженицын), «деревенская» проза (В.Распутин), тема исторической памяти (А.Твардовский), человек на войне (В.Быков), «бардовская» поэзия (Б.Окуджава);

- своеобразие поэтического мира Н.Рубцова, И.Бродского, Б.Окуджавы;

- новаторство драматургии А.Вампилова;

- основные тенденции современного литературного процесса;

- теоретико-литературные понятия: традиции и новаторство, драматургия, «бардовская» поэзия, постмодернизм;

- содержание изученных произведений.

Уметь:

- соотносить изученные произведения с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы в связи с изученными произведениями; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- анализировать и интерпретировать изученные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- формулировать свое отношение к прочитанному;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения по творчеству писателей второй половины XX века.


Учебно – тематичекий план


Тема

Кол-во

часов

В том числе


Развитие речи

1

Введение

2


2

Литература XX века

6

классное сочининие-2ч.

3

Серебряный век русской поэзии

5

домашнее сочинение -1ч.

4

М.Горький

5

классное сочинение2ч.

5


Литература 20-х годов XX века

17

домашнее сочинение 1ч.

6

Литература 30-х годов XX века

28

классное сочинение-2ч.

домашнее сочинение-1ч.

7

Литература второй половины XX века

16


8

Литература последнего десятилетия

2

Контрольное сочинение по русской литературе- 2 ч.

9

Литература народов России

1


10

Из зарубежной литературы

5


11

Итоговый урок

1



всего

88

11

Итого 99


Литература для учащихся


Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: М.: Дрофа, 2000.

Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. – М.: Просвещение, 1997.

Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.

Безелянский Ю.Н. 69 этюдов о русских писателях – М.: Эксмо, 2008.

Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996.

Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – М., 1985.

Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Сухих И.Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): Практикум: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. 2-е изд. – СПб., 2011.

Бочаров С.Г. Три шедевра русской классики. – М., 1971.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.,1979.

Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. – М., 1991.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2000.

Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997.

Литература. 250 программных произведений для заучивания наизусть: Для школьников и поступающих в вузы. – М.: дрофа, 1999.

Литературная матрица. Учебник, написанный писателями: Сборник. В 2 т. – СПб.; Лимбус Пресс, 2011.

Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб: «Logos», 2004.

Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Издательство «Logos», 2006.

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: пособие для учащихся/. – М.: Дрофа, 2004.

Нелькин А.Г, Фураева Л.Д. Формы художественного мышления в русской литературе ХХ века. Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 11 класс. – СПб., 2007.




Литература для учителя


Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Сухих И.Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2002.

Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. 2-е изд. – СПб., 2000.

Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.

Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. – М.: НИИ школьных технологий, 2009.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: – М.: Просвещение, 2013.

Еремкин А.И. Одаренность: теория и методология // Одаренный ребенок. 2009. № 6.

Карпов И.П. Человек творящий. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2007.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2004.

Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007.

Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации // Директор школы. 2002. № 2.

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. 2004. № 5.

Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Под ред. М.И. Лукьяновой. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

Лотман Ю.Н. История русской драматургии: вторая половина Х1Х – нач. ХХ века. – Л., 1990.

Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л., 1982.

Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск»«, 2004.

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский Центр «Академия», 2009.

Педагогические мастерские по литературе. / Под ред. А.Н. Сиваковой. – СПб.: Изд. Корифей, 2000.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1994.

Сборник: Теория и практика образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004.

Сборник: Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? – СПб., 2006.

Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. – М.: Издательство «Покров», 2004.

Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2005.

Сухих И.Н. Двадцать книг ХХ века. СПб: Паритет, 2004.

Федоров С.В. Стратегия и тактика формирования культурной памяти в системе гуманитарного образования: монография. – СПб: СПб АППО, 2002.


Интернет-ресурсы по литературе

  1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»  http://lit.1september.ru/

  2. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru

  3. Культура письменной речи www.gramma.ru

  4. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru

  5. ВiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru

  6. Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/

  7. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

  8. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru

  9. Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru

  10. Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru

  11. Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/

  12. Русская литература XVIII–XX веков  www.a4format.ru

  13. Ахматова А.А. anna.ahmatova.com

  14. Булгаковская энциклопедия http://www.bulgakov.ru

  15. Бунин И.А. bunin.niv.ru

  16. Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru

  17. Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru

  18. Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru

Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников)


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей ХХ века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.



Календарно-тематическое планирование

(Приложение к рабочей программе) (11 класс)


п/п


Тема урока

Кол-во

ча-

сов

Дата проведения урока


Вид и форма

контроля

Примеча-

ние

план

факт


Введение – 2ч.






Роль литературного образования в системе эстетических, этических и нравственных ценностей современного человека. Основные темы и проблемы русской литературы ХХ века.

1



краткий устный ответ


Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце 19 века. Новаторство литературы начала ХХ века, многообразие литературных направлений начала ХХ века.

1









доклад



Литература XX века – 5 +2ч.






Жизнь и творческий путь И. А. Бунина.

Философичность и тонкий лиризм поэзии Бунина в стихотворениях «Настанет день – исчезну я», «Вьется путь в снегах. В степи широкой…», «Вечер».



1








выразительное

чтение наизусть


Осуждение бездуховности существования в произведении И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско».

1





устный ответ

на вопрос


«Вечные» темы в рассказах «Чистый понедельник» и «Солнечный удар». Принципы создания характера. Роль художественной детали. Тема угасания «дворянских гнезд». Своеобразие художественной манеры писателя.

1







составление цитатного плана


Жизнь и творчество А. И. Куприна.

Споры героев об истинной любви в повести «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета.

1





доклад


Трагическая история любви Желткова. Тема неравенства в повести.

1





характеристика героя


8.

Развитие речи. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна.

1





классное сочинение


9.

Развитие речи. Написание сочинения по творчеству

И. А. Бунина и А. И. Куприна.

1





классное сочинение



Серебряный век русской поэзии –(5+1ч.)






10

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма.



1







составление тезисного плана


11

Символизм. Жизнь и творчество В. Брюсова. Основные темы и мотивы поэзии. Стихотворения «Сонет к форме», «Новые заветы», «Поэт – музе».

1







сообщение; анализ и

выразительное

чтение стихотворения наизусть


12

Н. Гумилев и акмеизм. Жизнь и творчество. Романтический герой лирики. Своеобразие лирических сюжетов. «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

1







сообщение;

анализ и выразительное

чтение стихотворения наизусть


13

Манифесты футуризма, их проблематика. Жизнь и творчество И. Северянина. «Восторженная поэзия», «Увертюра», «Классические розы».

1





чтение и анализ стихотворения


14

Крестьянская поэзия Клюева. Жизнь и творчество. Изображение быта деревни. Тема Родины. «Рождество избы», «Есть на свете край обширный», «Радость видеть первый стог».

1







выразительное

чтение стихотворения


15

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству поэтов серебряного века.

1


домашнее сочинение


16








Жизнь и творчество М. Горького5+2






17

Романтизм ранних рассказов. Тема поиска смысла жизни в рассказе «Старуха Изергиль». Композиция, прием контраста.



1







художественный пересказ отдельных глав


18

Смысл названия пьесы М горького «На дне». Судьба ночлежников. Социально-философская драма.

1





характеристика персонажа


19

Спор о человеке. «Три правды» в пьесе и их трагическое истолкование. Проблема счастья.

1





анализ эпизода


20

Авторская позиция и способы ее выражения. Роль авторских ремарок, песен, притч. Новаторство М. Горького.

1







устный ответ на вопрос


21

Урок-семинар по творчеству А. М. Горького на тему «Человек в творчестве Горького».

1





Устный развёрнутый ответ на проблемный вопрос


22

Развитие речи. Сочинение по творчеству

М. Горького.

1



классное сочинение


23

Развитие речи. Сочинение по творчеству

М. Горького. Написание сочинения.

1



классное сочинение




Литература 20-х годов – 18ч.(2 – к.р.)






24

Основные этапы жизни и творчества А. А. Блока-6ч.

Мотивы и образы ранней поэзии. «Ночь…улица, фонарь, аптека». Символы Блока.


1



доклад,


анализ стихотворения


25

Романтический мир ранней поэзии Блока. Образ Прекрасной дамы. «Вхожу я в темные храмы». Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка», «В ресторане».

1







устный ответ;

выразительное

чтение наизусть и анализ стихотворения


26

Тема родины в творчестве А. Блока. «Россия», «На железной дороге».

1





выразительное

чтение наизусть


27

Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Стихотворение «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…».

1







анализ поэтических текстов


28

Административная контрольная работа

1





29

Административная контрольная работа

1





30

День здоровья


17.11




31

Поэма А. А. Блока «Двенадцать». История создания поэмы. Сюжет, ее герои, своеобразие композиции. Основные символы поэмы.

1







составление тезисного плана


32

Образ Христа и многозначность финала поэмы «Двенадцать». Строфика, интонация, ритм.

Обобщающий урок по творчеству А. А. Блока. Тест.

1





ответ

на вопросы, выразительное чтение фрагмента


33

Жизнь и творчество С. А. Есенина-(4+1ч.)

Традиции Пушкина и Кольцова в лирике Есенина. Народно-песенная основа , музыкальность лирики С.Есенина. Отражение в лирике С.Есенина особой связи природы и человека. Стихотворения «Собаке Качалова», «Неуютная жидкая лунность…», «Я покинул родимый дом..».




1



Доклад.

краткий устный ответ, выразительное чтение


34

Тема Родины в поэзии С.Есенина. «Гой ты, Русь, моя родная...», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...»

1







Сообщение,

выразительное

чтение


35

Светлое и трагическое в лирике С. Есенина. «Шагане ты моя, Шагане!..», «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Не бродить, не мять в кустах багряных..».

1







выразительное

чтение наизусть


36

Тема быстротечности человеческого бытия в мире. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу».

Обобщающий урок по творчеству С.Есенина.

1





чтение наизусть, презентация


37

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. Блока и С. Есенина.

1



домашнее сочинение


38

Жизнь и творчество Маяковского -5ч.

Футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. «Нате», «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Поэт и революция».



1







выразительное

чтение наизусть


39

Особенности любовной лирики «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой...», «Скрипка и немножко нервно».

1







выразительное

чтение


40

Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии».

1







ответ на вопросы,

анализ стихотворения


41

Сатирические образы в творчестве Маяковского, «Прозаседавшиеся», «О дряни». Новаторство Маяковского.

1







выразительное

чтение поэтических текстов


42

Обобщающий урок по творчеству Маяковского. Тест. Поэма «Облако в штанах». Особенности любовного конфликта.

1



тест



Литература 30-х годов XX века-28ч.






43

Жизнь и творчество М. Цветаевой -3ч

Основные темы творчества. «Тоска по родине! Давно», «Стихи к Блоку», «Вот опять окна».



1









доклад

чтение наизусть


44

Конфликт быта и бытия, времени и вечности в поэзии М.Цветаевой. «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Идёшь, на меня похожий..».

1






чтение наизусть и анализ стихотворений


45

Поэзия М. Цветаевой как напряженный монолог -исповедь. «Моим стихам, написанным так рано», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Куст».

1










сообщение,

выразительное

чтение наизусть



46

Жизнь, творчество, личность О.Мандельштама-3ч.

Историзм, философичность поэтических образов «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Notre Dame», «За гремучую доблесть грядущих веков».



1






практическая работа с текстом, чтение наизусть



47

Представление о поэте как хранителе культуры. « Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Невыразимая печаль...», «Tristia».

1







устный ответ ,

чтение наизусть



48

Мифологические и литературные образы в поэзии

О. Мандельштама.

1



практикум



49

А. Ахматова -4ч.

Жизнь и творчество. Глубина человеческих переживаний в лирике А.Ахматовой. Тема любви и искусства. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Бывает так: какая-то истома..»



1





сообщение


анализ стихотворного текста



50

Патриотизм и гражданственность поэзии.

« Мне голос был...», «Мне ни к чему одические рати». « Я научилась просто, мудро жить...», «Родная земля».

1



чтение наизусть



51

История создания и публикации поэмы А.Ахматовой «Реквием». Смысл названия. Особенности жанра и композиции.

1



устный комментарий



52

Отражение в поэме личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы.

1



выразительное чтение фрагмента


53

Жизнь, творчество, личность Б. Пастернака-4ч.

Тема поэта и поэзии; философская глубина лирики. «Определение поэзии», « Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво».


1









сообщение,

выразительное

чтение наизусть



54

Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. « Снег идет», «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Зимняя ночь».

1







устный ответ выразительное

чтение наизусть



55

Роман « Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа.

1






доклад


56

Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с проблематикой романа

1







57

Жизнь, творчество, личность М. Булгакова-5ч.+2ч

История создания романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа Булгакова « Мастер и Маргарита».

1






ответ на вопросы составление тезисного плана




58

Неразрывность любви и творчества в проблематике романа. Судьбы Мастера и Маргариты.

1





характеристика героев



59

Философско-этические проблемы в романе « Мастер и Маргарита». Фигуры Иешуа и Понтия Пилата.

1






устный ответ


60

Сатирическая «дьяволиада» в романе « Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики.

1





выразительное чтение фрагмента



61

Смысл финала романа. Обобщающий урок.

1



зачёт


62

Развитие речи. Классное сочинение по роману

М. Булгакова « Мастер и Маргарита».

1



классное сочинение




63

Развитие речи. Классное сочинение по роману

М. Булгакова « Мастер и Маргарита». Написание сочинения.

1



классное сочинение




64

День здоровья


17.02






65

Жизненный и творческий путь А. П. Платонова-1ч.

История создания, своеобразие художественных принципов изображения героя в повести «Сокровенный человек». Самобытность языка и стиля писателя. Важнейшие лейтмотивы повести. Понимание автором своей эпохи, его представление о мире и смысле человеческого существования




1











работа с учебником:составление сложного плана





66

Жизненный и творческий путь

М. А. Шолохова-6ч.+ 1 ч.

Личность писателя, значение его произведений. Полемика вокруг авторства.


1







доклад




67

История создания романа-эпопеи «Тихий Дон». Сложность авторской позиции. Быт и нравы донского казачества.

1






выразительное чтение фрагмента


68

Изображение гражданской войны в романе как общенародной трагедии. Анализ эпизода.

1





анализ эпизода




69

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Григорий и Аксинья. Святость семейного очага в романе « Тихий Дон».

1






характеристика персонаже




й


70

Смысл финала. Художественное своеобразие романа.

1



сочинение-миниатюра




71

Урок-семинар по роману М. Шолохова « Тихий Дон».

1



устные выступления


72

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману М. Шолохова « Тихий Дон».


1






сочинение





Литература второй половины XX века-15ч.






73

Великая Отечественная война, ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании.



1







составление плана лекции




74

Жизненный и творческий путь

А. Т. Твардовского-2ч. Исповедальный характер лирики. «Я знаю, никакой моей вины...», «Вся суть в одном единственном завете...»,

« О сущем».



1








Сообщение,

выразительное

чтение


75

Тема памяти в лирике Твардовского. «Памяти матери», «Дробится рваный цоколь монумента...».

1







выразительное

чтение




76

Жизнь и творчество В. Т. Шаламова -2ч..

Рассказы «Последний замер», « Шоковая терапия». Своеобразие раскрытия «лагерной » темы. Характер повествования История создания книги «Колымские рассказы».


1



сообщение




77

История создания книги «Колымские рассказы» В. Шаламова

1







устный отзыв




78

Жизненный и творческий путь

А. И. Солженицына-2ч

Категории времени и пространства в рассказе

« Один день Ивана Денисовича».


1







анализ фрагментов





79

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в произведении А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

1



презентация





Проза второй половины ХХ века-5ч








80

Изображение народного характера картин народной жизни в рассказах В.Шукшина «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Особенности повествовательной манеры Шукшина.

1







Сообщение,

выразительное

чтение фрагмента





81

В.Быков-2ч.

Нравственная проблематика повести «Сотников». Две «точки зрения» в произведении- образы Сотникова и Рыбака.



1





Ответ

на вопросы




82

Авторская позиция и способы её выражения в повести «Сотников». Мастерство психологического анализа.






устный ответ




83

В.Г. Распутин-2ч.

Проблематика повести «Прощание с Матерой». Тема памяти и преемственности поколений..

1





выборочный пересказ






84

Образы стариков в повести. Символические образы

1







характеристика персонажей





Поэзия второй половины ХХ века-3ч












85

Своеобразие художественного мира Н. Рубцова. Мир русской деревни в стихотворениях «Видения на холме», «Листья осенние».

1







Сообщение,

выразительное

чтение


86

Жанровое своеобразие поэзии Б.Окуджавы. Стихотворения «Полночный троллейбус», «Живописцы».


1







Выразительное чтение




87

Своеобразие поэтического мышления и языка И.Бродского. Стихотворения «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет».

1





презентация





Драматургия второй половины ХХвека-1ч







88

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А. Вампилова

«Утиная охота». Своеобразие композиции. Смысл финала.

1






устный отзыв




Литература последнего десятилетия-1ч







89

Проза Т.Толстой: «На златом крыльце сидели...». Философская лирика Ирины Богдановской .Раздумья о Вечности и Времени , о душе человека и его предназначении в стихотворениях «Книга жизни», «Кто теряет время…», «Призвание», «Зеркало».

1







краткий устный ответ



90

Pазвитие речи. Контрольное сочинение по русской литературе.

1



сочинение




Литература народов России-1ч







91









Жизнь и творчество
Р.Гамзатова. Проникновенное
звучание темы родины в
стихотворениях «Журавли», «В
горах джигиты ссорились
когда-то..». Приём
параллелизма.

1



выразительное чтение




Зарубежная литература- 5ч..







92

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы. .Проблема жизненных ценностей в произведении О.Бальзака «Гобсек»..


1







сообщение,

анализ фрагментов



93

Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути в повести Э. Хемингуэйя «Старик и море». Своеобразие конфликта в пьесе Б.Шоу «Пигмалион».Англия в изображении автора.

1







выборочный пересказ, устный отзыв



94

Своеобразие конфликта в пьесе Б.Шоу «Пигмалион».Англия в изображении автора.

1



анализ фрагментов



95

Характер лирического переживания в поэзии Тема свободы, личной независимости, героизма в стихотворениях Д.Г.Байрона «Ты кончил жизни путь..», «Прометей», «Песня для луддитов».


1



выразительное чтение



96

Г.Аполлинер. Музыкальность стиха и особенности ритмики стихотворений Г. Аполлинера.

1



выразительное чтение



97

Проблемы литературы 21 века.


1



составление конспекта




Программа по литературе для 11 класса рассчитана на 102 часа, но согласно учебно-календарному плану будет освоена за 97 часов.

Праздничные дни – 05.11; 08.03.; 01.05.19, 09.05.19. Дни здоровья : 17.11; 16.02;08.05.19..