СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 5 классе (ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе в 5 классе (ФГОС) на 2018 - 2019 учебный год (учебник Коровина). 3 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 5 классе (ФГОС)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урюмская средняя общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан



«Рассмотрено» Руководитель МО учителей гуманитарного цикла _______/ Волкова Е.А./

Протокол № 1

от « 7» августа 2018 года


«Согласовано»

Зам. директора по УР

МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»

_______/ Большакова Л. В./

«7» августа 2018 года


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»

___________/Краснов И. В./

Приказ № 77 от « 7» августа 2018 года











Рабочая программа по литературе

для 5 класса



учителя 1 квалификационной категории Волковой Елены Аркадьевны



















Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1 от «6» августа 2018 года




2018 – 2019 учебный год

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами обучающихся являются:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- выработка чёткого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению литературы. Они включают:

- использование понятийного аппарата и научных методов осознания;

- умение формулировать и аргументировать свои мысли;

- умение привлекать новый и изученный материал;

- совершенствование устной и письменной речи;

- самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;

- владение первоначальными навыками научной деятельности и представления её результатов; формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов.


Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

- историко-географический образ, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

- знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.


В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.


В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

- готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;

- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Выпускник получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- готовности к самообразованию и самовоспитанию;

- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- построению жизненных планов во временной перспективе;

- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

- основам саморегуляции эмоциональных состояний;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- основам коммуникативной рефлексии;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.


Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- давать определение понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

- основам рефлексивного чтения;

- ставить проблему, аргументировать её актуальность;

- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

- организовывать исследование с целью проверки гипотез;

- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.


Предметные результаты

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  1. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  2. понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  3. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно­эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  5. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  6. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.».



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

литературы в 5 классе


Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.

- Различать основные нравственно-эстетические понятия.

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- Уважительно относиться к родной литературе.

- Оценивать свои и чужие поступки.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- Удерживать цель деятельности до получения её результата.

- Анализу достижения цели.

Обучающийся получит возможность научиться:

- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.

- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных  пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных  признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Предметные результаты освоения литературы

Обучающийся научится:

- определять тему и основную мысль произведения;

- владеть различными видами пересказа;

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Обучающийся получит возможность научиться:

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления


При оценке предметных результатов обучения литературе учитываем уровень сформированности читательской культуры.

I уровень (5-6 класс) определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

«Обучающийся научится» - для базового уровня результатов,

«Обучающийся получит возможность научиться» - для повышенного уровня результатов


Устное народное творчество

Обучающийся научится:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Обучающийся получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).


Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России.

Зарубежная литература

Обучающийся научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


2.Содержание учебного предмета «Литература» в 5 классе


Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.


Русский фольклор

Сказки «Царевна – лягушка», «Иван – крестьянский сын», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»),

Загадки.


Древнерусская литература

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».


Литература XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...».


Русская литература XIX века

И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Свинья под дубом»


В.А. Жуковский. «Кубок», «Спящая царевна»


А.С. Пушкин. Стихотворения: «Зимний вечер», «Няне»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«У лукоморья дуб зеленый» (пролог)


М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино», «Из Гете («Горные вершины…»)


Н.В. Гоголь «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством»


Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Крестьянские дети», «Есть женщины в русских селеньях» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»).


И.С. Тургенев. Рассказ «Муму».


В.Г. Короленко «В дурном обществе».


Л. Н.Толстой. «Кавказский пленник».


А.П. Чехов «Хирургия», «Размазня», «Пересолил».


Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».


Поэзия 2-й половины XIX в.

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»), «Еще в полях белеет снег…», ,«Зима недаром злится…».


А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Весенний дождь


А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи».


Русская литература XIX века

Проза конца XIX – начала XX вв.

И. Бунин. «Косцы», «Подснежник».


Поэзия конца XIX – начала XX вв.

Иван Алексеевич Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...».

Сергей Александрович Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями...»


Русская литературная сказка XX века

П. Бажов «Медной горы хозяйка». Сказы.

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».


Литература XX века.

Проза о Великой Отечественной войне

А. П. Платонов «Маленький солдат», «Никита»


Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях

К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».

Е. Носов «Трудный хлеб», «Тридцать зерен».


Проза о детях

В. Астафьев «Васюткино озеро».

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».


Поэзия 2-й половины ХХ в.

Произведения о Родине, родной природе

А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».


Поэзия о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»;

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».


Литература XX - XXI вв. Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов.

Артур Гиваргизов. Стихи детям.

Николай Назаркин. «Изумрудная рыбка».


Зарубежная литература

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни

Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мёд».


Зарубежная сказочная и фантастическая проза

Сказки бр. Гримм

Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик»

О. Уальд «Мальчик – звезда»

Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева».


Зарубежная проза о детях и подростках

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»

Жорж Санд . «О чем говорят цветы».


Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы

Джек Лондон. «Сказание о Кише» .


Учебник «Литература» (учебник для 5 класса, в двух частях), Москва, «Просвещение», В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин


Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Уроки внеклассного чтения

Уроки развития речи

1

Введение.

1



2

Русский фольклор

10

1

1

3

Древнерусская литература.

2



4

Литература 18 века

1



5

Русская литература XIX века.

41

3

3

6

Русская литература XX века.

36

2

4

7

Зарубежная литература.

11

1


8

Итоговый урок

3



Итого

105

7

8



Всего 105 часов час; в неделю 3 часа.


Плановых контрольных работ: – 2:

1) Контрольная работа по творчеству русских писателей и поэтов 19 века.

2) Контрольная работа по творчеству русских писателей и поэтов 20 века.


Плановых сочинений: – 4:

1) Пишем сказку.

2) сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

3) сочинение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

4) сочинение «Великая Отечественная война в жизни моей семьи»








Уроков внеклассного чтения – 7:

1) Татарские народные сказки.

2) Басни Эзопа, Лафонтена.

3) Сказка Павла Ершова «Конёк-Горбунок».

4) Сказка Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

5) Рассказ Ивана Бунина «Подснежник».

6)Рассказ Е.Носова «Трудный хлеб».

7) Жорж Санд и её рассказ «О чем говорят цветы».


3. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе


п/п

Изучаемый раздел, тема урока

Кол -во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

ВВЕДЕНИЕ

1

Знакомимся с учебником.

1




РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

2

Устное народное творчество.

1




3

Загадки - малый жанр русского фольклора.

1




4

Сказка как особый жанр фольклора.

1




5

Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

1




6

Герои сказки «Царевна-лягушка».

1




7

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо–юдо».

1




8

Герои сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

1




9

Русские народные сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

1




10

Урок развитие речи. «Сочиняем волшебную сказку»

1




11

Урок внеклассного чтения. Татарские народные сказки.

1




ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

12

Древнерусская литература.

1




13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1




ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

14

Стихотворение М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

15

Басня как литературный жанр.

1




16

Басня И. А. Крылова «Волк на псарне».

1




17

Басни И. А. Крылова «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».

1




18

Урок-игра «Знатоки басен Крылова». Инсценировка басен Крылова.

1




19

Урок внеклассного чтения. Басни Эзопа, Лафонтена.

1




20

Сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна».

1




21

Герои сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна».

1




22

Баллада В.А.Жуковского «Кубок».

1




23

Баллада Стивенсона «Вересковый мед»

1




24

Стихотворение А.С. Пушкина «Няне»

1




25

Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер».

1




26

Урок развития речи. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1




27

«У Лукоморья дуб зелёный…»

1




28

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1




29

Герои «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1




30

Урок внеклассного чтения. Сказка Павла Ершова «Конёк-Горбунок».

1




31

Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

1




32

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке «Черная курица, или Подземные жители».

1




33

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

1




34

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».

1




35

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Из Гёте («Горные вершины…»).





36

Сказка Н. В. Гоголя «Заколдованное место».

1




37

Герои сказки «Заколдованное место».

1




38

Урок внеклассного чтения. Сказка Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1




39

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

1




40

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

1




41

Рассказ И. С. Тургенева «Муму».

1




42

Герасим и Татьяна.

1




43

Герасим и Муму.

1




44

Возвращение Герасима в деревню.

1




45

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по рассказу «Муму».

1




46

Урок развития речи. Сочинение по рассказу «Муму»

1




47

Рассказ-быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

1




48

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

1




49

Странная дружба Жилина и Дины.

1




50

Рассказ А. П. Чехова «Хирургия».

1




51

Рассказы А. П. Чехова «Размазня», «Пересолил».

1




52

Контрольная работа по творчеству русских писателей и поэтов 19 века.

1




53

Стихотворения А. А. Фета «Чудная картина…" «Весенний дождь», «Задрожали листья…», «Я пришел к тебе с приветом…»

1




54

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»)

1




55

Образ разных времён года в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Еще в полях белеет снег…», «Зима недаром злится…», А. Н. Плещеева «Весна», И. С. Никитина «Утро», «Зимняя ночь в деревне» А. Н. Майкова «Ласточки», И. 3. Сурикова «Зима», А. В. Кольцова «В степи».

1




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

56

Повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1




57

Образы детей в повести «В дурном обществе».

1




58

Нравственные проблемы в повести «В дурном обществе».

1




59

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по повести «В дурном обществе».

1




60

Урок развития речи. Сочинение по повести « В дурном обществе».

1




61

Рассказ Ивана Бунина «Косцы».

1




62

Внеклассное чтение. Рассказ Ивана Бунина «Подснежник».

1




63

Стихотворение И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер...».

1




64

Стихотворение С.А.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…».

1




65

Сказ П. Бажова «Медной горы хозяйка».

1




66

Образ Хозяйки Медной горы.

1




67

Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

1




68

Положительные и отрицательные герои сказки «Двенадцать месяцев».

1




69

Рассказ Андрея Платонова «Никита».

1




70

Главный герой рассказа «Никита».

1




71

Рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро».

1




72

Главный герой рассказа «Васюткино озеро».

1




73

Рассказ Саши Чёрного «Кавказский пленник».

1




74

Рассказ Саши Чёрного «Игорь Робинзон».

1




75

Стихотворение-шутка Юлия Кима «Рыба-кит».

1




76

Стихотворения А.А.Прокофьева «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»), Д.Б.Кедрина «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»).

1




77

Стихотворения Н.М.Рубцова «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы».

1




78

Сказка Константина Паустовского «Тёплый хлеб».

1




79

Сказочные и реальные мотивы в сказке «Тёплый хлеб».

1




80

Рассказ Константина Паустовского «Заячьи лапы».

1




81

Рассказ Е.Носова «Тридцать зёрен».

1




82

Урок внеклассного чтения. Рассказ Е.Носова «Трудный хлеб».

1




83

Рассказ А. Платонова «Маленький солдат».

1




84

Баллада А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».

1




85

Стихотворение К.М.Симонова «Сын артиллериста».

1




86

Стихотворение К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…».

1




87

Развитие речи. Подготовка к сочинению «Великая Отечественная война в жизни моей семьи».

1




88

Развитие речи. Сочинение «Великая Отечественная война в жизни моей семьи».

1




89

Артур Гиваргизов и его стихи детям.

1




90

Рассказ Николая Назаркина «Изумрудная рыбка».

2




91

Контрольная работа по творчеству русских писателей и поэтов 20 века.






ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА





92

Сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».

1




93

Сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик».

1




94

Сказка О. Уайльда «Мальчик – звезда».

1




95

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

1




96 - 97

Герои сказки Андерсена «Снежная королева».

2




98

Роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (отрывок).

1




99

Том Сойер и его друзья.

1




100

Роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» (отрывок).

1




101

Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише».

1




102

Урок внеклассного чтения. Жорж Санд и её рассказ «О чем говорят цветы».

1




ИТОГОВЫЙ УРОК

103- 104

Итоговый урок-игра «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

2




105

Итоговый урок. Рекомендации по летнему чтению.

1




Лист корректировки КТП


Раздел/

темы КТП

Причина корректировки

Способ корректировки (форма изучения пропущенного материала)

Сроки корректировки

(в том числе даты проведенных уроков)










































































3