СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературе в 7 классе по УМК Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной
муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрьевская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
приказом по школе
№ _____от ________
Директор школы _________
Рабочая программа
по литературе
7 класс
Составлена
Наумовой Мариной Павловной,
учителем русского языка и
литературы
201... -201...г
Данная рабочая программа по литературе в 7 классе составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», принятый 21.12.2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.
Федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников на 2014-2015учебный год;
Методическими документами:
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Основная образовательная программа ООО МОУ Юрьевской сош.
Примерная программа основного общего образования. Литература.- М.: Просвещение, 2010.-176с. - (Стандарты второго поколения).
Авторская программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений /Авторы-составители: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина) – М.:Вентана-Граф, 2013. -144с.
учебно-методический комплект по литературе авторов Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.;
4. Требования к уровню освоения УУД
Личностные результаты:
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты проявляются в:
Умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
Умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
3. Содержание курса литературы 7 класс (68 часов)
Литература как искусство слова – 1 час
Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Вечное и злободневное в литературе. Углубление представления о жанрах. Система жанров.
Какими способами литература
представляет мир
Роды литературы
Понятия: эпос- эпическое, лирика – лирическое, драма – драматическое – 1час
Гомер. «Илиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес»), «Одиссея»(фрагмент «Одиссей у Циклопа») – 1час.
Мифологическая основа эпоса. Эпический герой. Основные мотивы эпического сюжета (сражение и путешествие)
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба» - 3час.
Борьба народа за свою независимость и свободу. Эпическое в произведении. Мотивы богатырства. Образы главных героев. Сопоставление характеров (проблема национального героя).
Внеклассное чтение. Народный героический эпос – 1час.
Лирика как род литературы. Изображение внутреннего мира человека. Темы и мотивы лирики – 1час.
Ф. Петрарка. Слово о писателе. Сонет LXXXVII.
У. Шекспир. Слово о писателе. Сонет 130 «Её глаза на звезды не похожи…»,
сонет 66 «Зову я смерть…» - 1час. Жанр сонета. Виды сонета.
А.С. Пушкин. Слово о писателе. Стихотворения «Погасло дневное светило», «К морю» - 3час.
Переживание судьбы. Выбор жизненной позиции. Достижение берега. Поэтический мир стихотворений. Двусложные размеры. Актуализация изученного ранее.
Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль» - 2час.
Жанр общественной комедии. Актуальность пьесы. Драматический конфликт, композиция. Система персонажей (традиционные амплуа).
Внеклассное чтение. Эсхил «Прометей прикованный» - 1час
Как в литературе проявляется отношение к миру
Пафос литературного произведения
Понятие о пафосе как идейно-эмоциональной оценке мира. Типы пафоса – 1час
«Поучение» Владимира Мономаха – 1час. Жанр поучения. Своеобразие пафоса. Основная идея произведения.
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Бородино» - 1час.
Героизм русского народа. Историческая основа произведения. Проблема поколения. Система образов. Поэтический мир произведения.
В.П.Астафьев. слово о писателе. Повесть «Пастух и пастушка» - 2 ч.ас
Любовь и война. Мастерство писателя в изображении картин боя. Образы героев. Своеобразие жанра.
У.Шекспир. слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» - 1час.
Жанр трагедии. Понятие о трагическом конфликте. Любовь и вражда в мире. Образы главных героев. Смысл трагического финала.
А.П.Чехов. слово о писателе. Рассказ «Тоска» - 1час.
Трагическое в повседневной жизни. Одиночество человека. Мастерство Чехова-прозаика.
Ж.-Б.Мольер. слово о писателе. Комедия «Мещанин во дворянстве» - 2час.
Сатирический пафос комедии. Историко-культурная основа. Образ главного героя.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» - 2 час.
Сатира как вид комического. Специфика сказок Салтыкова-Щедрина. Многообразие проблематики. Художественное своеобразие и приёмы комизма.
А.П.Чехов. рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон» - 2час.
Юмор как вид комического. Чехов как мастер юмористического рассказа (ситуации и герои). Роль детали.
Внеклассное чтение. М.М.Зощенко «Галоша» - 1час.
Что лежит в основе пафоса
Тематика литературных произведений
Понятие о «вечных темах» как о темах, представляющих жизненные и нравственные основы человеческого бытия – 1 час
Родная природа.
М.Ю.Лермонтов. стихотворение «Родина» - 1ч.
Любовь к Родине. Глубина и искренность чувства. Поэтический мир стихотворения.
А.К.Толстой. Слово о писателе. Стихотворения «Колокольчики мои…», «Не ветер, вея с высоты…» - 1час. Лирическое переживание жизни природы, её красоты. Поэтический мир стихотворений.
А.А.Ахматова. Слово о писателе. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие», «Родная земля» - 1час. Состояние природы и лирической героини. Меняющийся мир природы. Своеобразие звучания патриотической темы.
Гражданские мотивы
А.С.Пушкин. Стихотворение «К Чаадаеву» - 1час. Жанр дружеского послания. Единство судьбы человека и его Родины. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Дума» - 1час. Жнр думы. Проблема поколения: историческое и национальное. Поэтический мир стихотворения.
Н.А.Некрасов. Слово о писателе. Стихотворение «Школьник» - 1 ч.ас
Юность жизни и будущее Родины. Поэтический мир стихотворения.
Защита Отечества
А.Т.Твардовский. Слово о писателе. Поэма «Василий Теркин»(главы «Переправа», «Два бойца») – 2 час.
«Василий Теркин» как патриотическая поэма. Историческая основа произведения. Национальный характер. Героизм народа. Жанрово-стилевое своеобразие.
Р.Гамзатов. Слово о писателе. Стихотворение «Товарищи далеких дней моих…».М.Джалиль. Слово о писателе. Стихотворение «Прощай, моя милая». М.Карим Слово о писателе. Стихотворение «Бессмертие» - 2 час
Человек и война. Мечта человека о мире и гармонии жизни. Поэтический мир стихотворений.
Национальный характер
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы» - 2 час.
«Записки охотника» как цикл рассказов о жизни русского народа. Образ повествователя. Типы национального характера. Быт, нравы. Талант и душа человека из народа. Роль пейзажа. Мастерство Тургенева-прозаика.
В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Миль пардон, мадам», «Микроскоп» - 2час.
Своеобразие национального типа в изображении Шукшина. «Чудики» как вечные герои. Общечеловеческое в обычном человеке. Повествовательное мастерство Шукшина.
Внеклассное чтение: А.С.Пушкин поэма «Полтава» - 1час.
Проблема бытия. Честь и достоинство
П.Мериме. Слово о писателе. Новелла «Маттео Фальконе» - 1час. Жанр новеллы. Проблема характера и судьбы, нравственного выбора. Система образов.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала» - 2час.
Случай и судьба. Нравственная позиция как основа жизненного выбора. Гуманизм рассказа. Особенности композиции и стиля.
М.Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш» - 2 час Герои ранних рассказов Горького. Тип «босяка». Проблема жизненных ценностей. Реализм и романтизм рассказов.
Внеклассное чтение: В.Г.Распутин. рассказ «Уроки французского» - 1час.
Дружба:
А.С.Пушкин. Стихотворения «19 октября», «Арион» - 2час. Душевное единение как основа человеческого согласия и гармонии. Полнота изображения психологического, социального и природного мира. Поэтический мир стихотворений.
Любовь.
В.А.Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Светлана» - 1час.
Любовь и вера в счастье. Цельность образа героини. Нравственная проблематика. Романтический мир баллады. Художественное мастерство Жуковского.
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка» - 2 час. «Повести Белкина» как цикл нравственно-философских новелл о жизни и судьбе. Торжество любви над жизненными обстоятельствами и преградами. Образ героини как идеал автора.
А.К.Толстой. стихотворение «Средь шумного бала, случайно» - 1час.
Мечта о любви: прекрасное и таинственное. Поэтический мир стихотворения. Трёхсложные размеры. Актуализация изученного ранее.
Внеклассное чтение: Мы помним… - 1час.
При сопоставлении содержания, обозначенного в Примерной программе основного общего образования по литературе 5-9 классы ( М.: «Просвещение», 2010.) и содержания, обозначенного в авторской программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной, выявлены следующие несоответствия:
Отметим отличия в рабочей учебной программе от авторской:
Авторский вариант распределения часов | Вариант учителя |
Аудиторные занятия – 54 часов. | Аудиторные занятия – 87 часов |
Аудиторные сочинения – 8 часов. | Уроки развития речи – 6 часов. |
Внеклассное чтение – 6 часов. | Внеклассное чтение – 7 часов. |
- | Итоговый контроль – 1 час |
- |
|
Резерв – 4 часов | Резерв – нет. |
Всего 70 часов | Всего 68 часов |
Изменения, внесенные учителем
Произведение | Кол-во часов в программе Г.В. Москвина | Кол-во часов в рабочей программе |
Причина изменений |
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» | 3 | 5 | 2 часа отведены на уроки развития речи |
А.С. Пушкин Стихотворения «Погасло дневное светило», «К морю» | 3 | 2 | Освободившийся час позволит познакомиться с произведением, включённым в Примерную программу |
Д.И.Фонвизин «Недоросль» | 2 | 4 | Комедия 1 часа отведен на урок развития речи |
У.Шекспир «Ромео и Джульетта» | 1 | 2 | Это большое по объёму и содержанию произведение, поэтому добавлен 1 час |
М.Е.Салтыков-Щедрин | 2 | 3 | Большее количество часов позволит усилить исторический и литературоведческий аспекты изучения данного произведения |
Урок – обзор «Тема Родины в русской поэзии»: И.Никитин «Русь», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край», И.Бунин «У птицы есть гнездо», И Северянин «Запевка», | 0 | 1 | Добавлено в связи с выполнением ФГОС и Примерной программы |
Урок – обзор «Тема русской природы в русской поэзии».: А.К.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш сад», И. Бунин «Листопад», Н. Заболоцкий «Гроза идёт»
| 0 | 1 | Добавлено в связи с выполнением) ФГОС и Примерной программы |
Урок – обзор «Жанр новеллы»: П.Мериме «Видение Карла 11», Э.По «Низвержение в Мальстрем», О.Генри «Дары волхвов» | 0 | 1 | Добавлено в связи с выполнением ФГОС и Примерной программы |
М.Горький «Челкаш» | 2 | 1 |
|
А. Грин «Алые паруса» | 0 | 1 | Добавлено в связи с выполнением. ФГОС и Примерной программы |
Итоговая диагностическая работа | 0 | 1 |
|
. Отличия от авторской программы:
Вариант распределения часов в авторской программе | Вариант распределения часов в рабочей программе учителя |
Аудиторные занятия – 52 ч | Аудиторные занятия – 54 ч |
Аудиторные 4 сочинения – 8 ч | Развитие речи – 7 ч (4 классных сочинения) |
Внеклассное чтение – 6 ч | Внеклассное чтение – 6 ч |
Обобщение изученного – 0 ч | Итоговый контроль – 1 ч |
Резерв – 4 ч | Резерв – нет |
Всего – 70 ч | Всего – 68 ч |
Таким образом, в рабочей программе имеются отличия от авторской программы, так как внесены произведения из Примерной программы по литературе, изменено количество часов на изучение темы, произведений с учётом трудностей при чтении или запланированных творческих работ.
Учебно-тематический план
Разделы | По программе | По РП | Из них | |
Рр | Вн.чт. | |||
Литература как искусство слова | 1 | 1 | - | - |
Какими способами литература представляет мир | 14 | 17 | 4 | 2 |
Как в литературе проявляется отношение к миру | 14 | 16 | - | 1 |
Что лежит в основе пафоса | 16 | 19 | 1 | 1 |
Проблема бытия. Честь и достоинство | 13 | 14 | 2 | 2 |
Итоговая контрольная работа | - | 1 | - | - |
Резерв | 4 | 0 | - | - |
Классные сочинения/домашние сочинения | 4 | 4/1 | - | - |
Итого | 70 | 68 | 7 | 7 |
6. Тематическое планирование
Раздел | Кол-во часов | Из них | Планируемые результаты | Вид контроля | |||||
|
| р/р | Вн/чт | Предметные | метапредметные |
| |||
Введение Литература как искусство слова | 1час | - | - | Ученик научится: Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы
| Ученик научится: Познавательные: искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. | - | |||
Раздел 1. Какими способами литература представляет мир (17часов) | |||||||||
| 17час | 4 | 2 | Ученик научится: Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно и письменно отвечать на вопросы. Характеризовать героев произведений. Формулировать идею произведений. Формулировать вопросы по тексту произведений. - Выразительно читать фрагменты произведения - Писать сочинение на тему, связанную с тематикой, проблематикой изученного произведения. - Составлять план произведения. - Определять стихотворные размеры. - Выявлять проблему и идею произведения. - Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. - Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. - Инсценировать пьесу. | Ученик научится: Познавательные: - осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. - устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. - извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.
Регулятивные: - выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. - формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. - выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. - анализировать стихотворный текст. - планировать алгоритм ответа; умеют понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Коммуникативные: - строить монологические высказывания, овладевают умениями диалогической речи. - формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью. - формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев - | Текущий, тематический | |||
Раздел 2. Как в литературе проявляется отношение к миру (16 часов) | |||||||||
Тема 1. Пафос литературного произведения
Владимир
| 16 | - | 1 | Ученик научится: Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Воспринимать текст произведения древнерусской литературы Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Характеризовать героя стихотворения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры. Выявлять характерные для произведений образы и приёмы изображения человека.
| Ученик научится Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. планировать алгоритм ответа; выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), работать самостоятельно. Коммуникативные: читать вслух и понимать прочитанное; понимают русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. - формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; -пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; - отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог, работать в парах и группах | Текущий, тематический | |||
Раздел 3. Что лежит в основе пафоса (19 часов) | |||||||||
Тема 1.
| 19 | 1 | 1 | Ученик научится Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.
| Ученик научится Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание. понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XIX века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст; выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают. | Текущий, тематический | |||
Раздел 4. Проблемы бытия. Честь и достоинство (15 ч) | |||||||||
| 15 | 1 | 2 | Ученик научится - запоминать основные факты жизни и творчества писателей - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своѐ отношение к прочитанному;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации. - различать основные теоретико-литературные понятия. - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку
| Ученик научится Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание. понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XIX века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст; выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают. | Текущий, тематический Итоговый презентация исследовательских и информационных проектов |
7. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Содержание урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Форма и вид контроля
| Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||||
|
| План | Факт | ||||||||||||||
| Введение. Литература как искусство слова -1ч. | ||||||||||||||||
1 | Введение. Литература как искусство слова
| Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Вечное и злободневное в литературе. Углубление представления о жанрах. Система жанров.
| 1
| - Читают и постигают смысл учебно-научного текста учебника. - Устно отвечают на вопросы ( На основании прочитанного текста учебника стр.5-6 доказывают, что художественное произведение не является зеркальным отражением действительности.)
| Читательские дневники
| 1. Вспомнить, какими тремя способами писатели отражают мир в своих произведениях. 2.Найти в энциклопедии или в Интернете и подготовить сообщение о Гомере 3.Найти в энциклопедии или в Интернете что означает слово «апофеоз»; что такое «гомеровский вопрос».
|
|
| |||||||||
Раздел 1. Какими способами литература представляет мир -17 (из них 3р/р+2 вн/чт) | |||||||||||||||||
2/1 | Роды литературы. Эпос как род литературы. Слово о Гомере. Чтение и обсуждение фрагмента «Гектор и Ахиллес» из поэмы «Илиада». Мифологическая основа Образы героев.
| Понятия: эпос - эпическое, лирика - лирическое, драма - драматическое. Эпос как род литературы. Основные эпические жанры (былина, героическая поэма, историческая песня, басня, рассказ, повесть, роман). Слово о Гомере - величайшем поэте древнего мира. | 1 | - Читают и постигают смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечают на вопросы. - Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Гомера.
| Текущий (Стр.10, закончить утверждения, используя статью учебника стр.9-10)
|
1 Вопрос 2 стр 30. 2. Прочитать в Интернете, что означает имя Одиссей.
|
|
| |||||||||
3/2 | Гомер. Чтение и обсуждение отрывка «Одиссей у Циклопа» из поэмы Гомера «Одиссея». Образы героев.
| Мифологическая основа эпоса. Эпический герой. « Одиссея» – повествование о долгом пути героя Троянской войны. Гекзаметр.
| 1
| - проводят самостоятельное исследование произведений, в которых рассказывается о поединках героев. - воспринимают текст литературного произведения. - Устно отвечают на вопросы. - характеризуют героев произведения. - обосновывают свою точку зрения на вопрос 2 стр. 42
| Текущий - Ответы на вопросы стр. 42 -выразительное чтение понравившейся сцены
| Письменный ответ на вопрос «Что помогло Одиссею спасти себя и товарищей»? 2.Вспомнить изученное произведение Н.В.Гоголя
|
|
| |||||||||
4/3 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба» Историческая основа повести. Эпическое в произведении. Чтение и комментарий 1-2 гл. | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба» Историческая основа повести. Эпическое в произведении.
| 1 | - Воспринимают текст литературного произведения. - Находят в тексте незнакомые слова и выясняют их значение -Устно отвечают на вопросы. -Выразительно читают фрагменты произведения. - Выявлять проблему и тему произведения.
| Текущий Ответы на вопрос стр. 129-130(1-3)
| 1.Прочитать 3-9 гл. 2. Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: Что такое Запорожская Сечь?
|
|
| |||||||||
5/4 | Н.В. Гоголь. Чтение и анализ повести «Тарас Бульба».(гл. 3-9) Мотивы богатырства. | Н.В.Гоголь. Чтение и анализ повести «Тарас Бульба».Борьба народа за свою независимость и свободу Мотивы богатырства.
| 1 | - Выразительно читают фрагменты произведения - формулируют и высказывают свою точку зрения на события и поступки героев. - отвечают на вопросы учителя | Текущий Ответы на вопрос учителя
| 1.Прочитать 10-12 гл. 2. Подготовить ответ на вопросы №4-6 стр.129
|
|
| |||||||||
6/5 | Н.В. Гоголь. Анализ повести «Тарас Бульба». Сопоставление характеров (проблема национального героя). | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Сопоставление характеров (проблема национального героя). Борьба долга и чувства в душах героев
| 1 | -Выразительно читают фрагменты произведения. - Выявлять проблему и тему произведения. - характеризуют героев произведения - сопоставляют образы Остапа и Андрия. - работают в группах по сопоставлению сыновей Тараса
| Текущий Стр.130, задание 3-6
| Подобрать материал для характеристики Тараса Бульбы
|
|
| |||||||||
7/6 | Р/Р №1. Подготовка к сочинению «Тарас Бульба – народный герой» | Урок развития речи | 1 | Составляют план, подбирают и обсуждают цитаты из текста произведения. Написание черновика.
| Текущий Подбор рабочих материалов
| Черновик сочинения |
|
| |||||||||
8/7 | Р/Р №2 Написание сочинения по повести «Тарас Бульба» | Урок развития речи | 1 | Пишут сочинение | Сочинение | Сообщения об одном из эпосов по плану стр. 133 |
|
| |||||||||
9/8 | Вн/чт. №1 Народный героический эпос | Урок внеклассного чтения Народный героический эпос. Мифология. Исторические предания.карело-финский эпос. «Калевала» - русского и финского фольклора. «Джангар» - пример калмыцкого героического эпоса. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. «Олонхо» - якутский эпос | 1 | - Устанавливают связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. - Сопоставляют литературные произведения. - Устно отвечают на вопросы.
| Текущий: - ответы на вопросы учебника 1-4 Стр. 133
| Написать доклад на тему:»…- героический эпос…народа» |
|
| |||||||||
10/9 | Лирика как род литературы.
| Изображение внутреннего мира человека. Темы и мотивы лирики. Рифма, ритм, размер, строфа.
| 1
| - Читают и постигают смысл учебно-научного текста учебника. - Устно отвечают на вопросы. стр.134 - анализируют литературное произведение: определяют его принадлежность к одному из литературных родов и жанров.
| Текущий: - Определяют тему и жанр лирических произведений, упомянутых в тексте стр.134
| Iуровень - стр.134, вопросы 1-2. II уровень – подготовить сообщения о Ф. Петрарке и В Шекспире, используя Интернет
|
|
| |||||||||
11/10 | Ф. Петрарка. Слово о писателе. Анализ сонета № 87 У. Шекспир. Слово о писателе. Сонет 130 («Её глаза на звёзды не похожи…»), сонет 66 («Зову я смерть...») | Ф. Петрарка. Сонет № 87. Слово о писателе. Жанр сонета. Виды сонета. Философская основа лирического переживания.У. Шекспир. Слово о писателе. Сонет 130 («Её глаза на звёзды не похожи…»), сонет 66 («Зову я смерть.. Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.
| 1
| - Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Ф. Петрарки, В. Шекспира - выразительно читают сонеты - выявляют художественные особенности произведений. -выявляют идею произведений. - устно отвечают на вопросы. - определяют стихотворные размеры.
| Текущий: -выразительное чтение сонетов - рассказывают, что такое сонет (вопрос 2, стр. 136)
| Приготовить выразительное чтение наизусть одного из сонетов (66 или 130) на выбор учащихся 2. Подготовить сообщение об учёбе Пушкина в лицее.
|
|
| |||||||||
12/11 | А.С. Пушкин Слово о поэте. Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» | Переживание судьбы. Выбор жизненной позиции. Достижение берега. Актуализация изученного ранее. Поэтический мир стихотворения
| 1 | - Выразительно читают стихотворения. - Выявляют художественные особенности произведений. - Выявляют идею произведений. - Устно отвечают на вопросы. - Определяют стихотворные размеры.
|
Текущий: -выразительное чтение стихотворения
| Подготовить выразительное чтение стихотворения «Погасло дневное светило» стр.146-147.
|
|
| |||||||||
13/12 | А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «К морю» | Переживание судьбы. Выбор жизненной позиции. Достижение берега. Поэтический мир стихотворений.
| 1 | Выразительно читают стихотворения. - Выявляют художественные особенности произведений. - Выявляют идею произведений. - Устно отвечают на вопросы. - Определяют стихотворные размеров
| Текущий: -выразительное чтение стихотворения
| 1. Подготовить выразительное чтение стихотворения стр.151-152 2. Сообщение на вопрос стр. 154 об истории создания картины «Прощание Пушкина с морем»
|
|
| |||||||||
14/13 | Драма как род литературы. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Слово о писателе. Комментированное чтение 1-2 д. | Д.И. Фонвизин «Недоросль». Жанр общественной комедии .Драматический конфликт, композиция.
| 1 | - Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. - Воспринимают текст литературного произведения. - Находят в тексте незнакомые слова и определяют их значение. - Устно отвечают на вопрос
| Текущий: - Найти в тексте стр.156-157 ответ на вопрос: каковы главные темы произведений Фонвизина? Выделить события, которые являются завязкой, кульминацией, развязкой сюжета пьесы.
| 1. Стр. 211, задание 3,4 2. Выучить определения терминов «завязка», «кульминация», «развязка», «конфликт».
|
|
| |||||||||
15/14 | Д. И. Фонвизин. Чтение и анализ комедии «Недоросль». Проблемы воспитания, образования гражданина. Актуальность пьесы. Смысл финала комедии. | Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Жанр общественной комедии. Сатирическая направленность. Актуальность пьесы. 3-4 действия.
| 1 | - Устно отвечают на вопросы -Характеризуют проблематику пьесы. - Выявляют характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. - Характеризуют героев произведения. |
| Задание по группам. 1. Выбрать самую смешную сцену и самую грустную и подготовить выразительное чтение этих сцен по ролям. 2. Вопрос 6, стр. 211
|
|
| |||||||||
16/15 | Р/Р №3. Написание классного сочинения по пьесе «Недоросль» | Урок развития речи | 1 | Пишут сочинение | Классное сочинение | Подобрать рабочий материал к сочинению
|
|
| |||||||||
17/16 | Рр.№ 4 Анализ сочинений. Работа над ошибками. | Урок развития речи | 1 | Редактируют тексты | Работа над ошибками в сочинении | 1. Подготовить сообщение об Эсхиле и античном театре, используя Интернет. 2.Прочитать др. греческий миф о Прометее. |
|
| |||||||||
18/17 | Вн. чт. Эсхил. «Прометей прикованный | Урок внеклассного чтения №2 Особенности жанра, элементы строения трагедии.
| 1 | -Устанавливают связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. - Сопоставляют литературные произведения. -Устно отвечают на вопросы. - формулируют и высказывают свою точку зрения на события и поступки героев. | Текущий: Вопросы 3,7,8,9 стр. 216 | Задание стр. 216 «Определить, к какому эпизоду относится иллюстрация на стр. 215» |
|
| |||||||||
Раздел 2. Как в литературе проявляется отношение к миру – 16 (из них 1 вн.чт) | |||||||||||||||||
19/1 | Пафос литературного произведения. Понятие о пафосе. Типы пафоса. | Понятие о пафосе как идейно эмоциональной оценке мира. Пафос литературного произведения. Восхищение силой духа, людей, защищающих свою родину и веру. Типы пафос (героический пафос; сатирический пафос; нравоучительный пафос). | 1 | Читают и постигают смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечают на вопросы.
|
| Стр.219, задание. Прочитать стр.219-220.
|
|
| |||||||||
20/2 | Нравоучительное в литературе. Комментированное чтение «Поучения» Вл. Мономаха. Основная идея произведения. | Жанр поучения. Своеобразие пафоса.«Поучение Владимира Мономаха». Основная идея произведения. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.
| 1 | - Воспринимают текст произведения древнерусской литературы. -Формулируют идею произведения. - Устно отвечают на вопросы.
| Текущий: Выделить в тексте «Поучения» три части и озаглавить их.
| 1. Стр. 233, вопросы 3-4. 2. Составьте небольшое поучение своему младшему брату, сестре.
|
|
| |||||||||
21/3 | Героическое в литературе. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Анализ стихотворения «Бородино». | Героизм русского народа. Историческая основа произведения. Проблема поколения. Система образов. Поэтический мир произведения. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. | 1 | - Выразительно читают стихотворение. - Выявляют идею произведения. - Характеризуют героя стихотворения. - Устно отвечают на вопросы. - Определяют стихотворные размеры.
| Текущий: Провести сопоставительный анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова и поэмы «Полтава» Пушкина.
| Выучить отрывок из стихотворения и подготовить выразительное чтение всего стихотворения.
|
|
| |||||||||
22/4 | Героическое в литературе. В.П. Астафьев. Слово о писателе. Повесть «Пастух и пастушка». Анализ эпизода «Бой». | Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе. Мастерство писателя в изображении картин боя.
| 1 | Воспринимают текст литературного произведения. Устно отвечают на вопросы. Характеризуют проблематику повести. Выявляют идею произведения. Выявляют характерные для произведения образы и приёмы изображения | Текущий: 1.Выразительное чтение отрывка из стих-я »Бородино»
| Стр. 258, вопрос 4 .
|
|
| |||||||||
23/5 | В.П. Астафьев. «Пастух и пастушка» Любовь и война. Образы героев. Своеобразие жанра. | Любовь и война. Образы героев. Своеобразие жанра.
| 1 | - Устно отвечают на вопросы. - Характеризуют героев повести. - Выявляют идею произведения. -Выявляют характерные для произведения образы и приёмы изображения | Текущий: пересказ фрагментов отрывка | Дать письменный ответ на вопрос: Почему повесть «Пастух и пастушка» актуальна и в наши дни? |
|
| |||||||||
24/6 | Трагическое в литературе У. Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». | Драма как род литературы. Жанр трагедии. Понятие о трагическом конфликте. Трагедия «Ромео и Джульетта». Любовь и вражда в мире. Образы главных героев.
| 1 | Воспринимают текст литературного произведения. Находят в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечают на вопросы. Выявляют проблему и идею произведения. Характеризуют героев произведения. Формулируют вопросы по тексту произведения. Инсценируют пьесу.
| Находят в тексте ответ на вопрос, какое противоречие лежит в основе трагедий Шекспира?
| Перечитать акт 5, сцену 1-3. Стр. 276, вопрос 1
|
|
| |||||||||
25/7 | У. Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Судьба влюблённых в мире несправедливости и злобы. | Судьба влюблённых в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл трагического финала.
| 1 | . Выявляют характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризуют героев произведения. Сопоставляют героев произведения.
| Текущий: Ответы на вопросы:1-3 стр. 276 - составление синквейна
| Подготовить выразительное чтение монолога из прочитанного отрывка, который произвёл самое большое впечатление. (по выбору учащихся) |
|
| |||||||||
26/8 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Анализ рассказа «Тоска» | Жизнь и творчество (обзор). Трагическое в повседневной жизни. Одиночество человека. Мастерство Чехова-прозаика
| 1 | - Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. -Воспринимают текст литературного произведения. - Устно отвечают на вопросы. -Выявляют идею произведения. -Выявляют характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. | Текущий: Стр. 284 вопрос 3,
| Стр. 284, задание Р/Р 1 или 2 вопрос (на выбор учащихся).
|
|
| |||||||||
27/9 | Сатирическое в литературе. Ж.-Б. Мольер. Слово о писателе. Комментированное чтение эпизодов комедии «Мещанин во дворянстве». Сатирический пафос комедии. | Ж.-Б. Мольер Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Мещанин во дворянстве». Сатирический пафос комедии. Историко - культурная основа. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.
| 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимают текст литературного произведения. Устно отвечают на вопросы. Характеризуют проблематику пьесы. Выявляют характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризуют героев произведения. -Инсценируют пьесу. | Текущий: Стр. 19, задание 1 | Провести исследование: на какой эпизод пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» похож прочитанный отрывок комедии «Мещанин во дворянстве»? указать все схожие и отличительные мотивы в этих произведениях. |
|
| |||||||||
28/10 | Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». Образ господина Журдена. | Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». Образ главного героя. Особенности классицистической драматургии. | 1 | - Выразительное чтение отдельных сцен - Характеризуют героя произведения. - Устно отвечают на вопросы. -Инсценируют пьесу. | Текущий: Выразительное чтение отдельных сцен
| Перечитать сказку стр.21-27, ответить на вопрос 1 на стр. 49. |
|
| |||||||||
29/11 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сатира как вид комического. Специфика сказок Салтыкова-Щедрина. Многообразие проблематики. Художественное своеобразие и приёмы комизма. | 1 | - Воспринимают текст литературного произведения. -Устно отвечают на вопросы. Выразительно читают фрагменты произведений. Выявляют идею произведения. Выявляют характерные для произведений образы и приёмы изображения.
| Текущий: Ответы на вопросы 1-5 стр. 49
| Перечитать сказку на стр.28-38, ответить на вопрос 10 на стр. 49
|
|
| |||||||||
30/12 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Обсуждение сказки «Дикий помещик» «Медведь на воеводстве» | Многообразие проблематики. Художественное своеобразие и приёмы комизма. | 1 | - Воспринимают текст литературного произведения. -Устно отвечают на вопросы. Выразительно читают фрагменты произведений. - Выявляют идею произведения. - сравнивают сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том…» | Текущий: Ответы на вопросы 6-8 стр. 49
| 1.Перечитать сказку на стр. 34-38, 2. 2. ответить на вопрос 13 на стр. 49
|
|
| |||||||||
31/13 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ сказки «Премудрый пискарь» | Многообразие проблематики. Художественное своеобразие и приёмы комизма. | 1 | - Воспринимают текст литературного произведения. -Устно отвечают на вопросы. Выразительно читают фрагменты произведений. - Выявляют идею произведения.
| Текущий: Ответы на вопросы 12-14 стр. 49 - Можно ли встретить героев сказок С-Щедрина сегодня?
| Задание стр. 49 «Написать сатирическую сказку на основе какого-либо явления окружающей действительности, которое вызывала отрицательные эмоции.» |
|
| |||||||||
32/14 | А.П. Чехов Анализ рассказа «Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий». Разоблачение угодничества, трусости. | Рассказ «Смерть чиновника». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Юмор как вид комического. Чехов как мастер юмористического рассказа (ситуации и герои). | 1 | Воспринимают текст литературного произведения. Устно отвечают на вопросы. Выявляют идею произведений. Выявляют характерные для произведений образы и приёмы изображения человека. - сравнивают героев рассказа
| Ответить на вопрос: что высмеивал чехов в своих ранних произведениях?
| Стр.56, задание «согласны ли вы с мнением литературоведа?
|
|
| |||||||||
33/15 | А.П.Чехов Анализ рассказа «Хамелион» | Рассказ Хамелеон». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Юмор как вид комического. | 1 | - Воспринимают текст литературного произведения. - Устно отвечают на вопросы. - Выявляют идею произведений. - Выявляют средства создания комической ситуации (роль детали)
| Текущий: Ответы на вопросы 1-8, стр. 51
| Вопрос стр.61: «Грустен или смешон рассказ «Хамелион»?
|
|
| |||||||||
34/16 | Урок вн/чт.№3 М.М. Зощенко. Анализ рассказа «Галоша». Сатира и юмор в рассказах Зощенко | Урок внеклассного чтения №3 М.М. Зощенко. «Галоша». Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Детские и взрослые рассказы Зощенко. Приёмы создания комического эффекта. | 1 | - Устанавливают связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. - Сопоставляют литературные произведения. -Устно отвечают на вопросы.
| Текущий: Ответы на вопросы 1-5, стр. 66
| Ответ на вопрос «Чем отличаются рассказы Чехова от рассказов Зощенко?»
|
|
| |||||||||
Раздел 3. Что лежит в основе пафоса -19 ч. (из них 1р/р +1 вн/чт) | |||||||||||||||||
35/1 | Тематика литературных произведений Понятие о «вечных» темах. Комментированное чтение статьи учебника. | Тематический анализ литературных. Понятие о «вечных темах» как о темах, представляющих жизненные и нравственные основы человеческого бытия.. ( Родная природа Граждан-ские мотивы. Защита Отечества. Национальный характер. Честь и достоинство Дружба. Любовь) | 1 | Читают и постигают смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечают на вопросы.
| Текущий: Ответы на вопросы 1-3, стр. 69
| Стр.69, прочитать статью учебника и выполнить задание 4
|
|
| |||||||||
Родная природа | |||||||||||||||||
36/2 | М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Родина». | Любовь к Родине. Глубина и искренность чувства. Поэтический мир стихотворения | 1 | - Выразительно читают стихотворение. - Выявляют художественные особенности произведения. - Выявляют идею произведения. - Устно отвечают на вопросы.
| Текущий: Ответы на вопросы 1-5, стр 73
| Выучить наизусть стихотворение и подготовить его выразительное чтение. |
|
| |||||||||
37/3 | Урок – обзор «Тема Родины в русской поэзии»: И.Никитин «Русь», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край», И.Бунин «У птицы есть гнездо», И Северянин «Запевка», | Любовь к Родине. Глубина и искренность чувства. Поэтический мир стихотворения | 1 | - Выразительно читают стихотворение. - Выявляют художественные особенности произведения. - Выявляют идею произведения. - Устно отвечают на вопросы
| Текущий: Выразительное чтение стихотворений И. Никитина, И. Бунина, И.Севернина
| Выучить наизусть стихотворение и подготовить его выразительное чтение.
|
|
| |||||||||
38/4 | А.К. Толстой. Слово о писателе. Чтение и обсуждение стихотворений «Колокольчики мои…», «Не ветер, вея с высоты…». | Лирическое переживание жизни природы, её красоты. Поэтический мир стихотворений. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читают стихотворения. Выявляют художественные особенности произведений. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры
| Текущий: Ответы на вопросы стр. 79 - определяют стихотворные размеры стих.
| Инд. Задание: Подготовить доклад на тему «Романсы на стихи А.К.Толстого». 2. подготовить выраз. чтение понравившегося стих-я А.К.Толстого
|
|
| |||||||||
39/5 | Урок – обзор «Тема русской природы в русской поэзии». Обсуждение стихотворений: А.К.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш сад», И. Бунин «Листопад», Н. Заболоцкий «Гроза идёт» | Состояние природы и лирической героини. Меняющийся мир природы. Своеобразие звучания патриотической темы. | 1 | Выразительно читают стихотворения. Выявляют художественные особенности произведений. Выявляют идею произведений. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры.
| Текущий: Выразительное чтение стихотворений
| Выразительное чтение понравившегося стихотворения
|
|
| |||||||||
40/6 | А.А. Ахматова. Слово о писателе. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля». | Лирическое переживание жизни природы, её красоты. Поэтический мир стихотворений.
| 1 | Выразительно читают стихотворения. Выявляют художественные особенности произведений. Выявляют идею произведений. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры.
| Текущий: Выразительное чтение стихотворения «Родная земля»
| 1. Выучить наизусть стихотворение «Родная земля». 2. Стр. 83,84, вопрос 5 3. Инд. Сообщение о Чаадаеве
|
|
| |||||||||
Гражданские мотивы | |||||||||||||||||
41/7 |
А. С. Пушкин. Анализ стихотворения «К Чаадаеву». | Жанр дружеского послания. Единство судьбы человека и его Родины. Поэтический мир стихотворения. | 1 | Выразительно читают стихотворение. Выявляют художественные особенности произведения. Выявляют идею произведения. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры. | Текущий: Чтение наизусть стихотворения «Родная земля». Стр.86, задание: доклад о Чаадаеве | Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву» и подготовить его выразительное чтение. |
|
| |||||||||
42/8 | М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Дума». | Жанр думы. Проблема поколения: историческое и национальное. Поэтический мир стихотворения. | 1 | Выразительно читают стихотворение. Выявляют художественные особенности произведения. Выявляют идею произведения. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры.
| Текущий: Найти в тексте статьи стр. 88-89 ответ на вопрос: чем объяснить безразличие к общественной жизни сверстников Лермонтова? 2.ответы на вопросы на стр. 92 | Подготовить выразительное чтение стихотворения стр.90.
Стр.93, задание: подготовить реферат на тему «Жанр думы в русской поэзии» |
|
| |||||||||
43/9 | Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Анализ стихотворения «Школьник». | Изображение жизни простого народа. Юность жизни и будущее родины. Поэтический мир стихотворения. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читают стихотворение. Выявляют художественные особенности произведения. Выявляют идею произведения. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры. | Текущий: Можно ли утверждать, что тема стихотворения «Школьник»- тема Родины? Обоснуйте свое мнение
| Выучить наизусть стихотворение и подготовить его выразительное чтение. |
|
| |||||||||
Защита Отечества | |||||||||||||||||
44/10 | А.Т. Твардовский. Слово о писателе. Поэма «Василий Тёркин» Чтение и анализ главы «Переправа». Национальный характер. | «Василий Тёркин» как патриотическая поэма. Историческая основа произведения. Национальный характер. Героизм народа. Жанрово-стилевое своеобразие. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читают поэму. Выявляют художественные особенности поэмы. Выявляют идею произведения. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры. |
| Прочитать главу «Два солдата» 2. Ответить на вопрос 3, стр. 121
|
|
| |||||||||
45/11 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Анализ глав «Два солдата» и «Смерть и воин»). | «Василий Тёркин» как патриотическая поэма. Историческая основа произведения. Национальный характер. Героизм народа. Жанрово-стилевое своеобразие | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читают поэму. Выявляют художественные особенности поэмы. Выявляют идею произведения. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры. | Составить синквейн «Василий Тёркин»
| Подготовить наизусть отрывок из полюбившейся главы. 2. Подготовить характеристику Василия Тёркина, используя примеры из поэмы. |
|
| |||||||||
46/12 | Р/Р № 5 Написание сочинения - описания по образу Василия Тёркина | Урок развития речи | 1 | Пишут сочинение |
| Подготовить сообщения (индив.) о Р. Гамзатове и М. Джалиле |
|
| |||||||||
47/13 | Литература народов России. Р. Гамзатов. «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились…» М. Джалиль. «Прощай, моя умница». . Чтение и обсуждение данных стихотворений. | Р. Гамзатов. Стих ». М. Джалиль. Стих. «Прощай, моя умница». Слово о поэтах. Человек и война. Мечта человека о мире и гармонии жизни. Поэтич. мир стих-я. Национальный колорит. | 1 | - Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве поэтов. - Выразительно читают стихотворения. - Выявляют идею произведений. -Устно отвечают на вопросы. | Ответы на вопросы, выразительное чтение, анализ стихотворений. | Сравнить стих-еМ. Джалиль. «Прощай, моя умница» со стих. К Симонова «Жди меня». Найти сходства и отличия. |
|
| |||||||||
48/14 | К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда» М. Карим «Бессмертие» Близость образа главного героя поэмы образу Василия Теркина из поэмы А.Т. Твардовского | М. Карим Слово о поэте. «Бессмертие» (фрагменты) Героический пафос поэмы. Близость образа главного героя поэмы образу Василия Теркина из поэмы А.Т. Твардовского | 1 | - Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. - Выразительно читают стихотворения. - Выявляют идею произведений. - Сопоставляют литературные произведения. - Устно отвечают на вопросы | Ответы на вопросы, выразительное чтение, анализ стихотворений | Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч» (стр.131-142) |
|
| |||||||||
Национальный характер | |||||||||||||||||
49/15 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Анализ рассказа «Хорь и Калиныч». | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Анализ рассказа «Хорь и Калиныч». Слово о писателе. «Записки охотника» как цикл рассказов о жизни русского народа. Типы национального характера. Образ повествователя | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимают текст литературного произведения. Устно отвечают на вопросы. Характеризуют проблематику рассказов. Выявляют характерные для произведений образы и приёмы изображения человека. Характеризуют героев произведений.
| Как вы думаете, совпадает ли отношение автора и рассказчика к героям?
| Прочитать рассказ «Певцы»(стр.143-158) Для желающих: кроссворд, синквейн
|
|
| |||||||||
50/16 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Анализ рассказа «Певцы». | И.С. Тургенев. Рассказ «Певцы». Быт, нравы. Талант и душа человека из народа. Роль пейзажа. Авторская позиция и способы её выражения. Мастерство прозаика. | 1 | Воспринимают текст литературного произведения. Устно отвечают на вопросы. Характеризуют проблематику рассказов. Выявляют характерные для произведений образы и приёмы изображения человека. Характеризуют героев произведений. Сопоставляют литературные произведения. Формулируют вопросы по тексту произведений. | Текущий: Ответы на вопросы 1-7, стр. 159
| Работа в паре. Подготовиться к конференции на тему: «В чём причина успеха «Записок охотника» среди читателей и критиков?» (задание стр.159)
|
|
| |||||||||
51/17 | В.М. Шукшин. Анализ рассказа «Миль пардон, мадам». Слово о писателе. Своеобразие национального типа в изображении Шукшина | Своеобразие национального типа в изображении Шукшина. «Чудики» как вечные герои. Общечеловеческое в обычном человеке. Повествовательное мастерство Шукшина. | 1 | Воспринимают текст литературного произведения. Устно отвечают на вопросы. Выявляют идею произведений. Выявляют характерные для произведений образы и приёмы изображения человека. Характеризуют героев произведений. | Текущий: Ответы на вопросы стр.169 | Стр. 169, вопрос «Как вы объясните столь необычное название рассказа?». |
|
| |||||||||
52/18 | В.М. Шукшин. Анализ рассказа «Микроскоп» | Своеобразие национального типа в изображении Шукшина. «Чудики» как вечные герои. Общечеловеческое в обычном человеке. Повествовательное мастерство Шукшина. | 1 | Воспринимают текст литературного произведения. Устно отвечают на вопросы. Выявляют идею произведений. Выявляют характерные для произведений образы и приёмы изображения человека. Характеризуют героев произведений. | Текущий: Ответы на вопросы стр.180 | 1. Стр. 180, вопрос «Имеет ли название рассказа символический смысл? 2. Вспомнить по курсу истории о Полтавской битве |
|
| |||||||||
53/19 | Урок вн/чт № 4 А.С. Пушкин. Поэма «Полтава». | Урок внеклассного чтения №4 А.С. Пушкин. Поэма «Полтава». Историческая личность в художественном произведении.
| 1 | Устанавливают связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставляют литературные произведения. Устно отвечают на вопросы.
| Провести сопоставительный анализ сцены Полтавской битвы из поэмы Пушкина и стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова | Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы.
|
|
| |||||||||
Раздел 4. Проблема бытия. Честь и достоинство- 15 (из них 1 р/р +2 вн/чт)
| |||||||||||||||||
54/1 | П. Мериме. Слово о писателе. Новелла «Маттео Фальконе» | П. Мериме. Слово о писателе.Новелла «Маттео Фальконе»Жанр новеллы. Проблема характера и судьбы, нравственного выбора. Система образов. | 1 | Воспринимают текст литературного произведения в переводе. Устно отвечают на вопросы. Выявляют идею произведения. Характеризуют героев произведения.
| Чтение новеллы (приём «чтение с остановками») ответы на вопросы стр.196
| Провести сопоставительный анализ новеллы «Маттео Фальконе» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 2. Прочитать новеллу О.Генри «Дары волхвов» |
|
| |||||||||
55/2 | Урок – обзор «Жанр новеллы»: П.Мериме «Видение Карла 11», Э.По «Низвержение в Мальстрем», О.Генри «Дары волхвов» | Проблема характера и судьбы, нравственного выбора. Система образов. | 1 | Воспринимают текст литературного произведения в переводе. Устно отвечают на вопросы. Выявляют идею произведения. Характеризуют героев произведения.
| Проверка сравнительного анализа «Маттео Фальконе» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
| 1. Перечитать рассказ «После бала» |
|
| |||||||||
56/3 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Анализ рассказа «После бала». Особенности композиции. | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». Случай и судьба. Особенности композиции и стиля. | 1 | Характеризуют проблематику рассказа. Выявляют идею произведения. Выявляют характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризуют героев произведения. | Заполнить таблицу: Каким вы увидели полковника на балу и после бала? | Вопросы 6-7, стр. 208
|
|
| |||||||||
57/4 | Л.Н. Толстой. Анализ рассказа «После бала». Гуманизм рассказа. | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». Нравственная позиция как основа жизненного выбора. | 1 | Характеризуют проблематику рассказа. Выявляют идею произведения. Выявляют характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризуют героев произведения. | Почему Толстой остановился на таком названии рассказа? | Подготовиться к сочинению по рассказу «Утро, изменившее жизнь»
|
|
| |||||||||
58/5 | Урок Р/Р №6 Классное сочинение-рассуждение по рассказу «После бала» | Урок развития речи №6 | 1 | Учащиеся работают над раскрытием темы сочинения, формулированием основной мысли, умением строить высказывание в соответствии с композицией сочинения – рассуждения, выражать свои мысли красиво, правильно | Классное сочинение №4 | 1. Инд. Сообщение о Горьком 2. Перечитать рассказ «Челкаш» |
|
| |||||||||
59/6 | М. Горький. «Челкаш». Анализ рассказа. Проблема жизненных ценностей. | Проблема жизненных ценностей. Реализм и романтизм рассказов. | 1 | Устно отвечают на вопросы. Характеризуют проблематику рассказов. Характеризуют героев произведения.
| Дискуссия: на чьей стороне автор? Реализм и романтизм в рассказе. | В рассказе два главных героя. Письменный ответ на вопрос: «.Почему в название автор вынес имя только лишь одного?» |
|
| |||||||||
60/7 | Отражение действительности в в повести М. Горького «Детство» (фрагменты). Чтение и анализ фрагментов произведения. | Отражение действительности в повести «Детство» | 1 | Устно отвечают на вопросы. Характеризуют проблематику рассказов. Характеризуют героев произведения.
| Текущий: Пересказ фрагментов повести «Детство»
| Подготовиться к уроку Вн/чтения
|
|
| |||||||||
61/8 | Вн /чт №5 В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». | Урок внеклассного чтения №5 | 1 | Устанавливают связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставляют литературные произведения. Устно отвечают на вопросы.
| Текущий: отзыв о прочитанном. Беседа по рассказу | Написать домашнее сочинение «В чем смысл названия рассказа»? 2. Познакомиться в специальной литературе или в Интернете с мифом об Арионе.
|
|
| |||||||||
Дружба | |||||||||||||||||
62/9 | А.С. Пушкин. Анализ стихотворений «19 октября» и «Арион» | Душевное единение как основа человеческого согласия и гармонии. Полнота изображения психологического, социального и природного мира. Поэтический мир стихотворения. | 1 | Выразительно читают стихотворения. Выявляют художественные особенности произведений. Выявляют идею произведений. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворный размер | Сообщение о мифе об Арионе
| Что сближает стихотворения «19 октября» и «Арион»? Выразительное чтение стих-я
|
|
| |||||||||
Любовь | |||||||||||||||||
63/10 | В.А. Жуковский. Слово о писателе. Чтение и анализ баллады «Светлана». Любовь и вера в счастье. | В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Слово о писателе. Любовь и вера в счастье. Цельность образа героини. Средства его создания. Нравственная проблематика. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читают балладу. Выявляют художественные особенности произведения. Выявляют идею произведения. Характеризуют героиню баллады. Устно отвечают на вопросы.
| Выразительное чтение стихотворений Провести самостоятельное исследование на тему «Роль цвета в балладе Жуковского «Светлана». | Найти в тексте баллады строки, которые могли бы служить подписью к картине К.П.Брюлова на стр. 254 учебника.
Подготовить выразительное чтение баллады. |
|
| |||||||||
64/11 | А.С. Пушкин. Анализ повести «Барышня-крестьянка». | Повести Белкина» как цикл нравственно-философских новелл о жизни и судьбе. Торжество любви над жизненными обстоятельствами и преградами. Образ героини как идеал автора. | 1 | Воспринимают текст литературного произведения. Устно отвечают на вопросы. Выразительно читают фрагменты произведения. Выявляют идею произведения. Выявляют характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Ха рактеризуют героев произведения | Ответы на вопросы 1-5, стр.271 выразительное чтение диалогов повести, а также пересказ от лица Лизы о первой встрече с Берестовым
| 1.К какому эпизоду относится иллюстрация на стр. 267 учебника? 2 Прочитать повесть А Грина «Алые паруса» |
|
| |||||||||
65/12 | Урок вн/чтения Анализ повести А .Грина «Алые паруса» | Урок внеклассного чтения № 6
| 1 | Выразительно читают фрагменты произведения. - Характеризуют героев произведения. - Формулируют вопросы по тексту произведения. | Выразительное чтение эпизодов повести |
|
|
| |||||||||
66/13 | А.К. Толстой. Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…» | Мечта о любви: прекрасное и таинственное. Поэтический мир стихотворения. Трёхсложные размеры. Актуализация изученного ранее.
| 1 | Выразительно читают стихотворение. Выявляют художественные особенности произведения. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры.
| Текущий: Ответ на вопрос 1-2, стр.281 2. Выучить наизусть стихотворение и подготовить его выразительное чтение.
| Прочитать повесть В Быкова «Обелиск».
|
|
| |||||||||
67/14 | Итоговая диагностическая работа по изученным за год произведениям |
| 1 | Пишут диагностическую работу | Итоговый контроль |
|
|
| |||||||||
68/15 | Урок вн/чт. 7 «Мы помним…» Повесть В.Быкова «Обелиск» | Урок внеклассного чтения № 7 Обсуждение повести В. Быкова «Обелиск» сюжет , проблематика, герои. Чтение эпизодов. | 1 | Устно отвечают на вопросы. Сопоставляют литературные произведения.
| Ответы на вопросы | Список для чтения на лето |
|
|