СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2020-2021 учебный год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную рабочую программу могут использовать в своей работе учителя литературы. Программа рассчитана на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2020-2021 учебный год»


МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена на заседании

методического объединения

учителей гуманитарного цикла

Протокол №01 от 31.08.2020 г.

Руководитель МО:__________

(Кирпичева Л.Р.)



«Утверждаю».

Приказ №85от 31.08.2020 г.

И.О. директора школы_________

(Клюева Н.В.)




Рабочая программа

по литературе


8 «А» класс



Учитель: Пелевина Т.З.








2020 - 2021 уч. год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,1

- Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, 2

- Письма Минобрнауки России от 06.05.2013 г. № 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации»;

- Письма Минобрнауки России «О списках рекомендуемых произведений»3;

- авторской программы Г.С.Меркина, С.А.Зинина. Программа курса «Литература». 5-9 классы4;

- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального образовательного учреждения МОУ Ишненская СОШ (с изменениями и дополнениями);

- в соответствии с методическим письмом «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2020/2021 учебном году»5

и ориентирована на использование учебника «Литература» 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений6.


Цели и задачи программы соответствуют целям и задачам по литературе Основной образовательной программы ООО муниципального образовательного учреждения МОУ Ишненская СОШ.


Изменения, внесенные в рабочую программу

В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе в

рабочую программу (по сравнению с программой Г.С. Меркина) внесены изменения:

- добавлен материал по краеведению;

- несколько перераспределено количество часов на изучение некоторых произведений в связи с тем, что:

а) введены уроки по внеклассному чтению (3 ч.);

б) введены заключительные уроки контролирующего характера (2 ч.) для проведения итоговой контрольной работы за курс 8 класса и

для защиты проектов на конференции по теме «Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов» (представлена произведениями из списка «С», рассматриваются обзорно).


Место предмета в учебном плане: согласно Базисному учебному плану основной образовательной программы школы на изучение предмета «Литература» в 8 классе отводится 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.


Рабочая программа для 8 класса содержит:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Обучающиеся 8 класса научатся:


Обучающиеся 8 класса получат возможность научиться:

  • выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

  • анализировать литературные произведения разных жанров;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (на своем уровне); вести учебные дискуссии;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (своем уровне).

  • воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей;

  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные культурные традиции;

  • интерпретировать произведение на основе личностного восприятия;

  • различать авторский замысел и особенности его воплощения;

анализировать произведение в связи с основными лите­ратурно-критическими работами.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в  культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного  народного  творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится посыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря  одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен. 

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость,  готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое

многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление   как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки   и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: житийная литература Ростовской земли, комментарии и сообщения по книге В.Московкина «Тугова гора»( в 2017г. 90лет со дня рождения писателя)

Из литературы  XVIII  века

Г. Р. ДЕРЖАВИН  

Поэт  и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на   вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная

проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория  литературы:  сентиментализм  как  литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-

правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка  и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата   «Карамзин   на   страницах   романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Из литературы 19 века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники 

 В.А.Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...»,  «Смерть Ермака».

   К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана,  выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала  XIX века».

А.С.ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке  Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания  и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман  «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература  и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям  и героям. Новый тип исторической прозы.

         Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная  роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие  речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления  планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной  «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

          Кавказ в  жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность  к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные      мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал

Лермонтова» (В. Белинский).

Теория  литературы: сюжет  и фабула в поэме; лироэпическая  поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

 Развитие  речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления  цитатного плана, устное сочинение.

Связь с  другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник»

Н.В. ГОГОЛЬ

Основные  вехи   биографии   писателя.   А.С.  Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости  и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие

понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации

комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для  обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия  в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час   эстетического   воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения  писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести.

 Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.     Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. 

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)

 Н.А.НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.   «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность  (создание первичных представлений); выразительные  средства художественной речи: эпитет, бессоюзие;  роль глаголов и глагольных форм.    

Развитие    речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

Краеведение: Ярославский край, Волга в судьбе поэта.

А. А.ФЕТ

Краткие  сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер  «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:

Н. И.  Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский.   «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в.  «Отчизна»; Н.П.  Огарев.  «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие

А.Н. ОСТРОВСКИЙ        

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» -  своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Краеведение: сообщение о поездке А.Н. Островского по Волге в Рыбинск в 1857г.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план

сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.


Из  литературы XX  века

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «MакарЧудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные  ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы   Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие  (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный  план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси»

В.В.МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». «Ярославль в судьбе В.В. Маяковского» (90 лет со дня выступления поэта в Ярославле)

О  серьезном  —  с  улыбкой (сатира начала XX века)  

II. Л. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек  и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного  анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому  рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм  (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления  словаря лексики персонажа.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества  лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

В.П. АСТАФЬЕВ  

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература  и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;

Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский.  «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »;

М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. 

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

Л.Л. Блок.  «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников.  «Мне мало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В.Исаковский.  «Катюша»;

М. Л. Светлов. «Веселая песня»;

Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;

Г.И. Рождественский.    «Мне такою нравится земля»

В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.

В .Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы  В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки  Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих  различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из  зарубежной  литературы

У.ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джулетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М.СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.


Конференция «Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов» («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например:

Н.Назаркин, А.Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, М.Аромштам, А.Петрова, С.Седов, С.Востоков , Э.Веркин, М.Аромштам, Н.Евдокимова, Н.Абгарян, М.Петросян, А.Жвалевский и Е.Пастернак, Ая Эн, Д.Вильке и др.)

(1-2 произведения по выбору)



ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Г.Р. Державин « Памятник»

Поэты пушкинской поры  Одно стихотворение

А.С. Пушкин «19 октября» ( отрывок). « И. Пущину»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (отрывок)

Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны»

А. А. Фет «Учись у них - у дуба, у берёзы»

В.В.Маяковский Стихотворение по выбору

Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе»

М.В. Исаковский «Катюша»

А.Т. Твардовский Отрывок из поэмы 









Тематическое планирование



п/п

Название раздела, темы уроков

Часы

Тип

урока

Дата

Дата

/факт/

Домашнее задание к уроку

Проект

Введение

1

Художественная литература и история

 1

Вводный





Из устного народного творчества

2

Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне»

 1

Урок объяснения нового материала



 Прочитать статьи учебника об исторических песнях. Подготовить ответы на вопросы 5,6,7.

Индивидуальная работа:

исторические песни Ростовской земли

Герои исторических песен.

3

Исторические песни XVII века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета»

 1

Урок объяснения нового материала



 Прочитать статью «Темы и герои. XVII век. Песня- плач».

Подготовить выразительное чтение песни «Плач Ксении», «Возвращение Филарета».

 4

Песни о Степане Разине.

Солдатские песни. 20-е годы XVII- начало XVIII века



 1

Урок объяснения нового материала



Выучить историческую песню.

Индивидуальная работа:

использование исторических песен в произведении В. Замыслова «Иван Болотников»


Из древнерусской литературы

5

«Житие Сергия Радонежского» (отдельные главы). Образ святого.

(Виртуальная экскурсия в Троице-Сергиев Варницкий монастырь)


 1

Урок объяснения нового материала



Составить вопросы к статье учебника «Из древнерусской литературы». Подготовить выразительное чтение (художественный пересказ) фрагментов «Жития Сергия Радонежского».

Прочитать статью учебника «Слово о святом Сергии», выполнить задания учебника.

Подготовить пересказ статьи «Для вас, любознательные!».


6

«Слово о погибели Русской земли...». Художественная идея произведения.

: 1

Урок объяснения нового материала



Подготовить выразительное чтение «Слова о погибели Русской земли...».Индивидуальное задание Подготовить сообщение «искусствоведа» о церкви Покрова на Нерли. Подготовить сообщение «историка» о нашествии Батыя.

Подготовить сообщения: «Князья грозные, бояре честные, вельможи многие», «Западные соседи Русской земли с севера на юг» Сообщение о значении книги В.Московкина «Тугова гора»


7

«Житие

Александра

Невского». Образ Александра Невского.

 1

Урок объяснения нового материала


Домашнее задание 

Прочитать «Житие Александра Невского». Составить словарь слов и словосочетаний, в которых дается характеристика враждебных для Руси сил. Составить цитатный план к теме «Личность Александра Невского в «Житии...» (военные и дипломатические походы князя), заполнив вторую часть таблицы цитатами.

Индивидуальное задание 

Жития святых Ростовской земли.

Подготовить рассказ о шести помощниках Александра. Сообщения об Иосифе, Самсоне, Веспасиане. Сообщение о раке Александра Невского

Образ Александра Невского в искусстве.

Из литературы XVIII века

Г. Р. Державин

8


Г.Р. Державин — поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Вельможа» (самостоятельная работа)

 1

Урок комбиниро-ванный



Составить вопросы к статье учебника «Из литературы XVIII века». Прочитать статью «Г.Р. Державин», ответить на вопросы. Выучить отрывок из стихотворения Г.Р. Державина «Вельможа» от слов «Вельможу должны составлять...» до слов «Должны быть - польза, слава, честь» наизусть.

Индивидуальное задание 

Подготовить сообщение о Г.Р. Державине по материалам урока


9

Г.Р.Державин «Памятник» Анализ стихотворения.

 1

Урок анализа стихотворе-ния



Подготовить выразительное чтение стихотворения Г.Р. Державина «Памятник» и выразительное чтение перевода из Горация М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...».

Индивидуальное задание 

Сообщение о портрете Екатерины II работы В. Л. Боровиковского

Г. Р. Державина «Памятник» и М.В. Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул...».

Н.М. Карамзин

10

Краткие сведения о Н.М. Карамзине. Карамзин и Пушкин.

 1

Урок комбиниро-ванный



Составить тезисный план части статьи учебника, посвященной биографии Н.М. Карамзина

Заполнить третью часть сравнительной таблицы «Основные особенности классицизма и сентиментализма» по материалам статьи учебника.

Индивидуальное задание 

Сообщение о портретах Н.М. Карамзина работы В.А.Тропинина и П.Ф. Соколова.

Образ главной героини в повести Н.М. Карамзина.


11



Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность.


 1

Урок объяснения нового материала



 Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».




12

Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы





Заполнить вторую часть таблиц цитатами.

1 вариант. «Мотив белизны, чистоты и свежести в эпизодах, связанных с появлением Лизы».

2 вариант. «Мотив денег в эпизодах, связанных с появлением Эраста»


Из литературы XIX века

13

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

Романтизм.

Е.А.Баратынский «Чудный град»



 1

Комби-нированный урок



Прочитать статью учебника «Из литературы XIX века». Заполнить вторую часть таблицы. Составить вопросы к статье учебника

«Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники».

Заполнить часть «Романтизм» сравнительной таблицы «Классицизм — сентиментализм - романтизм».


14

В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь»


В.А. Жуковский. 

Лирика


Р.р. Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море»


 1

Урок анализа произведе-ния



Выучить наизусть фрагмент баллады В.А. Жуковского «Лесной царь».

Индивидуальное задание 

Сообщение о портрете В.А. Жуковского работы Ф.Т. Гильдебрандта (по материалам урока 


ШУ с.118

К.Ф. Рылеев

15

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» (самостоя-тельная работа)

 1

Урок комбиниро-ван ный



Составить план статьи учебника, посвященной К.Ф. Рылееву.

Индивидуальное задание 

Подготовить выразительное чтение вступления к думе «Смерть Ермака» и историко-литературные комментарии.


А.С. Пушкин

16

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.

«19 октября» (1825), «И.И. Пущину»,



 1

Урок-лекция



Прочитать статью учебника, посвященную А.С. Пушкину. Составить вопросы к статье.

Выразительное чтение одного из стихотворений А.С.


17

«Бесы», «Песни о Стеньке Разине». Выявление художественной идеи произведения. Образ Степана Разина

 1

Урок анализа произведе-ния



Ответить на вопросы ШУ

Подготовить сообщение о картине В.И. Сурикова «Степан Разин». Подготовить сообщение о песне «Из-за острова на стрежень»


18

«Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения.

Тема семейной чести в романе (анализ 1—2 глав)

 1

Комбиниро-ванный урок



Прочитать 1—4 главы романа «Капитанская дочка». Подготовить пересказ статьи «Творческая история романа».

Индивидуальное задание 

Лексическая работа: честь. Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, включающие слово честь.

ШУ с. 269-270

19

Порядки в Белогорской крепости. Петр Гринев в испытаниях любовью и «дружбой» (анализ 3—5 глав)

 1

Урок анализа произведе-ния



Чтение глав 3—5. Составить цитатный план главы «Поединок» и художественный пересказ главы.

Индивидуальное задание  Подготовить рассказ о Швабрине по материалам 3 главы (внешность, образование, отношение к семье Мироновых, отношение к Гриневу).


20

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ 6—14 глав)




 1

Урок анализа произведения



Прочитать главы 6— 14. Составить сложный план главы «Приступ».

Индивидуальноезадание

Охарактеризовать реакцию на надвигающиеся события со стороны различных персонажей (по материалам главы 6). Подготовить выразительное чтение по ролям фрагмента главы «Незваный гость» отелов «Необыкновенная картина мне представилась...» до конца.


Подготовка к сочинению


21

«Маленькие трагедии», повесть «Пиковая дама» (обзор).

Р.р. №1 Подготовка к сочинению по «Капитанской дочке» А.С. Пушкина


Урок развития речи



Домашнее

сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


М.Ю. Лермонтов

22

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме



 1

Урок комбинированный



Составить тезисный план статьи «Лермонтов и Кавказ». Подготовить рассказ о роли Кавказа в жизни М.Ю. Лермонтова.

Индивидуальное задание 

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Синие горы Кавказа, приветствую вас...».

Подготовить рассказ о военной службе М.Ю. Лермонтова по материалам статьи учебника.


23

Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

 1

Урок анализа произведения



Подготовить выразительное чтение наизусть отрывков глав поэмы (по вариантам): 6,7, 8,11,13,18,19,21,23,26.


Исследова-тельский проект ШУ с.313

Н.В. Гоголь

24

Краткие сведения о Н.В. Гоголе. А.С. Пушкин и

Н.В. Гоголь.

Комедия «Ревизор»:

Творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии

 1

Комби-нированный урок



Составить вопросы к статье учебника «Введение», подготовить ответы на них.

Подготовить пересказ статьи учебника, посвященной Н.В. Гоголю. 

Индивидуальное задание 

Составить рассказ о детстве Н.В. Гоголя.

Исследова-тельский проект ШУ с.427

25

«Сборный город всей темной стороны».

Анализ первого действия. Хлестаков и городничий. Анализ второго действия

 1

Урок анализа произведения



 Прочитать первое и второе действие комедии. Составить цитатный план рассказа о Хлестакове (д. 2, явл. 1—7) и рассказ о герое.

Индивидуальное задание

 Сообщение «историка» о правлении Николая I. 


26

Хлестаков - «вельможа» и «значительное лицо». Анализ третьего действия

 1

Урок анализа произведения



Прочитать третье, четвертое и пятое действия комедии.

Пересказ сцен с купцами, слесаршей, унтер-офицершей.

Групповое задание

 Выразительное чтение по ролям явл. 5—7, д. 3


27

Хлестаков -  ревизор. Анализ четвертого действия Художественная идея комедии. Анализ пятого действия

 1

Урок анализа произведения



 Выразительное чтение по ролям явлений 3—7, 8 яв. Д.5


28

Речь как средство создания образов героев комедии. Новаторство

Н.В. Гоголя. 



 1

Урок объяснения нового материала



Прочитать статью учебника «В мире гоголевской комедии».

Составить рассказ о героях с опорой на материал учебника, уроков. 

Индивидуальное задание 

Подготовить сообщение о чертах классицизма и отступлениях от традиций классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (по материалам рабочих тетрадей 7 класса)


29

Р.р. 2 Подготовка к сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

Урок развития речи



Написать сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»


С. Тургенев

30

Краткие сведения об И.С. Тургеневе


ВН. Ранние повести Тургенева

 1

Комби-нированный урок



Прочитать повесть И.С. Тургенева «Ася». Приготовить ответы на вопросы 1—2 учебника.

Индивидуальное сообщение

Подготовить сообщение о прототипах повести (по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!»).


31

И.С. Тургенев «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести

 1

Урок анализа произведения



Подготовить выразительное чтение 3 главы и фрагментов 2 и 4 главы, в которых идет речь о Гагине. Озаглавить части повести,

Составить цитатный портрет героя.

Исследователь-ский проект «Образы Аси и Лизы ( по произведениям И.С. Тургенева и Н.М. Карамзина)»

32

Композиция повести. Образ Аси

 1

Урок анализа произведения



Составить цитатный портрет Аси (глава 2).

Индивидуальное задание

 Составить художественный пересказ 8 главы.

Подготовить сообщение «Мотив смерти в изображении героини*.  Групповое задание  Подготовить выразительное чтение по ролям 9 главы


33

Р.р. 3 Образ природы. Тема рока в повести. 

Подготовка к сочинению

 1

Урок развития речи



Написать домашнее сочинение


Н.А.Некрасов

34

Краткие сведения о Н.А. Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...» Н.А. Некрасов «Зеленый Шум»



 1

Комби-нированный урок



Прочитать статью учебника, посвященную Н.А. Некрасову, Выучить стихотворение «Внимая ужасам войны...» наизусть.

Индивидуальное задание 

Подготовить сообщение о  художнике А. А. Рылове. Сообщение о березе символе России


35

Р.р.4 Классное сочинению по картине А.А. Рылова «Зеленый шум»

 1

Развитие речи



Составить рассказ об А. А. Фете по материалам учебника и ранее изученному


А.А. Фет

36

Краткие сведения об А.А. Фете. Мир природы и духовности в поэзии А. Фета. «Целый мир от красоты...» «Учись у них — у дуба, у березы...», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

 1

Комби-нированный урок



Выучить наизусть стихотворение «Целый мир от красоты...».

Индивидуальное задание. Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Одинокий дуб»

Исследователь-ский проект «Цветовая лексика в лирике А.А. Фета»

А.Н. Островский

37

Краткие сведения об А.Н. Островском. 


ВН. Островский на сцене театра


Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке

 1

Комби-нированный урок


.

Составить вопросы к статье учебника «Творческая история пьесы «Снегурочка».

Прочитать пьесу-сказку А.Н. Островского «Снегурочка».

Сообщение. Рыбинские впечатления А.Н. Островского в его пьесах.

Исследователь-ский проект «Образ Снегурочки в литературе, живописи и музыке»

38

Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского

1

Урок анализа произведения



Из монолога Весны в Прологе выписать словосочетания, воссоздающие картину царства берендеев.

Составить комментарии к материалам таблицы.

Подготовить пересказ статьи учебника «В мире художественного слова пьесы «Снегурочка».


Л.Н. Толстой

39

Краткие сведения о Л.Н. Толстом. «Отрочество»

ВН. «Холстомер»

  1

Комби-нированный урок



Прочитать вступительную статью в учебнике, посвященную Л.Н. Толстому. Прочитать рассказ «После бала».


40

Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ первой части рассказа

  1

Урок анализа произведе-ния



Заполнить таблицу цитатами


41

«После бала». Анализ второй части рассказа

  1

Урок анализа произведе-ния



Выписать из второй части рассказа цитаты, передающие наиболее значимые детали эпизодов

Исследовате-льский проект ШУ с.137

Из литературы XX века

М. Горький

42

Основные вехи биографии М.Горького.

Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности.

«Мой спутник» (обзор)

  1

Комби-нированный урок



Пересказ рассказа «Макар Чудра»



43

М. Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького

 1

Урок анализа произведе-ния



Ответить на вопросы.

Подготовить художественный пересказ легенды о Лойко и Радде. Повторить особенности романтизма. Выписать из текста рассказа цитаты-размышления Макара Чудры о человеке, смысле его жизни, труде, вере.


В.В.Маяковский

44

Краткие сведения о В.В. Маяковском

 1

Комби-нированный урок



Составить план статьи учебника, посвященной В.В. Маяковскому. Подготовить ответы на вопросы учебника.

Индивидуальное задание

Подготовить сообщение о выступлении В.В. Маяковского

в Ярославле в 1927г.


45

Поэт и толпа в стихах В. Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям»

1

Урок анализа произведе-ния



Выучить наизусть отрывок


Н.А. Тэффи

46

Краткие сведения о

Н.А. Тэффи. Темы

творчества.

 1

Комби-нированный урок



Подготовить рассказ о Тэффи по материалам статьи учебника. 

Прочитать рассказ Тэффи «Свои и чужие». Повторить определения видов комического. 


47

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»

1

Урок анализа произведе-ния



Художественное своеобразие рассказа.

Исследователь-ский проект «Юмор в произведениях Н.А. Тэффи».

М.М. Зощенко

48

М.М. Зощенко. Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство. Художественное своеобразие  рассказов

 1

Комби-нированный урок



Составить план статьи учебника, посвященной М.М. Зощенко, рассказ о писателе. Прочитать рассказ М. Зощенко «Обезьяний язык».

Выписать 2—3 афоризма на тему «Смех», объяснить их значение. 


49

М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Особенности языка и стиля писателя

  1

Урок анализа произведе-ния



Выполнить задание 2 учебника (определить лексическое значение слов по словарю). 

Групповое задание 

Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям


50

Вн.чт. №1 М.М. Зощенко «Галоша». Особенности образов героев.

ВМ. Проверочная работа за 3 четверть.

1

Урок анализа произведения.

ВМ


.

Письменный ответ на вопрос «Чем интересны произведения М.М. Зощенко?»

Исследовате-льский проект «Просторечия в языке литературных произведений М.М. Зощенко»

Н.А. Заболоцкий

51

Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. Темы лирики 1940-1950-х годов «.Я не ищу гармонии в природе...»

 1

Комби-нированный урок



 Составить план рассказа о Н.А. Заболоцком. Выучить наизусть стихотворение «Я не ищу гармонии в природе...».


52

Н. А.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса»

1

Урок анализа произведе-ния



Подготовить выразительное чтение стихотворений Н. Заболоцкого



М.В. Исаковский

53

Краткие сведения о М.В. Исаковском. М.В. Исаковский «Катюша».

 1

Урок анализа произведе-ния



Прочитать статью «Краткая автобиография М.В. Исаковского», подготовить ответы на вопросы учебника.

Прочитать статью «Катюша», подготовить ответы на вопросы учебника. Выучить наизусть стихотворение «Катюша».


54

М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату...». Анализ стихотворения.

1

Урок анализа произведения



Вопросы в ШУ



55

М.В. Исаковский «Три ровесницы» (самостоятельная письменная работа)

1

Комби-нированный урок



Прочитать статью А.Т. Твардовского «Поэзия Исаковского» в учебнике, подготовить ответы на вопросы 1—2 учебника.


А.Т. Твардовский

56

Краткие сведения об А.Т. Твардовском. «За далью- даль». История создания поэмы. Анализ первой главы

1

Урок анализа произведения



Прочитать «Автобиографию» А.Т. Твардовского, ответить на вопросы 1-4 учебника.

Подготовить выразительное чтение главы «Сибирь».


57

А.Т. Твардовский «За далью— даль». Анализ главы «Огни Сибири»

1

Урок анализа произведения



Закончить анализ главы.


В.П. Астафьев

58

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Последний поклон». Тема

человека и истории в произведении

 1

Комби-нированный урок



 Прочитать статью учебника, посвященную творчеству В.П. Астафьева. Ответить на вопросы 1,2 учебника.

Прочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет».


59

Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика

 1

Урок анализа произведения



Составить цитатный план. 



В.Г. Распутин

60

Краткие сведения о В.Г. Распутине. 

XX век на страницах прозы В.Г. Распутина

1

Комби-нированный урок



Прочитать статью учебника о В.Г. Распутине. Ответить на вопросы учебника 1—3.

Прочитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».


61

В.Г. Распутина «Уроки французского». Тема и идея рассказа.

1

Урок анализа произведения



Подобрать цитаты для заглавий частей рассказа. 

Индивидуальное задание 

Выписать из текста фразы, воссоздающие образ послевоенного времени.


62

Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»





Написать сочинение по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»


63

Вн чт. №2 Проза писателей 20 века.

Ю.П. Казаков «Тихое утро»

 1

Комби-нированный урок



Подготовить вопросы к произведению.


Из зарубежной литературы

64

Эпоха Возрождения. Краткие сведения об У. Шекспире. История сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта»

 1

Комби-нированный урок



Прочитать статью в учебнике об У. Шекспире. Подготовить рассказ о драматурге. Прочитать трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

Исследователь-ский проект ШУ с.379

65

Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта». Проблематика трагедии

  1

Урок анализа произведения



 Ответить на вопросы учебника.


66

Краткие сведения о М. Сервантесе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея.

Образ Дон Кихота.  Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство

 2

Комби-нированный урок



Ответить на вопросы 1—3 учебника.

Подготовить художественный пересказ главы 8 части I романа. 

 Подготовить художественный пересказ главы 4 части I; главы 53, главы 74.  


67

Подведение итогов года.

Итоговое тестирование


1

Урок контроля

Итоговый урок



Готовиться к защите проектов


68

Вн. ч. №3

Защита проектов на конференции «Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов»

1

Развитие речи



Рекомендации для летнего чтения

Защита

проектов

        


1 Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020);

2 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р;

3 Письмо… от 14.04.2016 г. № 08–709

4 М, Русское слово, 2020

5 Составитель: Лукьянчикова Н.В., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО

6 В 2 ч./ Автор‑сост. Г.С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2016.