ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири (ОО «Филология») для 5-6 классов составлена на основе авторской программы Методические рекомендации для учителя. Автор О.Н.Шахерова, ВостСибкнига, 2007 год.
Количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Цель обучения курса «Писатели Восточной Сибири»:
формирование представлений об истории и культуре родного края; воспитание патриотизма на основе представлений о литературе и культуре родного края.
Задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа ориентирована на региональный компонент литературного образования, направлена на изучение творчества писателей-сибиряков, призвана обеспечить усвоение основных принципов литературно-художественного развития родного края на значительном отрезке времени: от фольклора народностей, проживающих в Приангарье, до произведений современных писателей. Программа расширяет и дополняет знания учащихся о литературном процессе, даёт представление о жизни народностей региона как в прошлом, так и в настоящее время.
.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Писатели Восточной Сибири» относится к предметам учебной деятельности обязательной части учебного плана, образовательной области «Филология».
Программа «Писатели Восточной Сибири» для учащихся 5-х - 6 классов рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в соответствии с БУП.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, Иркутской области, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Результаты изучения предмета
Личностные:
воспитание духовной развитой личности;
формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе родного края;
усвоение нравственных ценностей многонационального российского общества;
развитие эстетического осознания собственной духовной причастности к красоте и уникальности природы родного края;
Метапредметные:
1. смысловое чтение произведений;
2. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;
3. умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение;
4. владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные /результаты:
привлечение внимания к устному народному творчеству народов Восточной Сибири;
знакомство с особенностями мышления, образа жизни разных народов;
развитие эмоционального восприятия художественных произведений;
умение выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения;
умение самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос;
формулирование собственного отношения к прочитанному произведению;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с привлечением образных средств;
формирование навыков анализа произведений с привлечением литературоведческих понятий;
восприятие на слух произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
Система оценки достижений учащихся.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка творческих работ.
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Содержание предмета
V КЛАСС УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (13 часов).
Русская народная сказка "Бурка, каурка, синегривый конь" (2 часа).
Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Валерий Петрович Зиновьев – иркутский фольклорист. Отличия фольклорной и литературной сказок. Нравственная основа сказки. Устойчивость основы волшебной сказки "Бурка, каурка, синегривый конь", связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти.
Анализ композиции (понятия эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные помощники, мотив трудной задачи, финал сказки) и стиля (вводные и заключительные формулы, утроение) волшебной сказки.
Выразительное чтение с соблюдением особенностей местного говора.
Русская народная сказка "Митя" (2 часа).
Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Фольклористы Марк Константинович Азадовский и Елена Ивановна Шастина. Развитие сказочной традиции на реке Лена в течение ХХ века (реалистичное (жизнеподобное) обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной логики, усиление личностного начала).
Нравственная основа сказки. Устойчивость основы волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. Сказка «Митя» как соединение двух самостоятельных сюжетов (контаминация сюжетов «Хитрая наука» и «Три языка»), соединившихся в финале.
Бурятская народная сказка "Упрямый парень"(2 часа).
Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.
В основе сказки - героический миф, связанный с биографией героя, преодолевающего различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего подвиги во имя победы добра и справедливости. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологический персонаж Змея, и основные мифологические мотивы огонь и вода). Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Бурятская народная сказка "Желто-пестрая змея и охотник"(1 час) как волшебная сказка.
Бурятские народные социально-бытовая сказка “Как хан узнал себе цену” и сказка о животных “Жаворонок и обезьяна” (1 час)
Тофаларские народные сказки(1час)
Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о единой основе волшебных сказок (“Три мальчика” и “Тер-окыш – долина цветов”) и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках. Сопоставление фабулы сказки “Три мальчика” с фабулой “Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” А.С. Пушкина.
Эвенкийская народная сказка “Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай" (2 часа)
Знакомство с произведением эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.
Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологической основой шаманского мифа и мифологическим мотивом верх и низ). Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Эвенкийская народная сказка “Умусликэн" (2 часа)
Знакомство с произведением эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.
Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки «Умусликэн» – героический миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (5 часов)
Рассказ Семена Устинова «Любопытный бурундук» (1час)
Знакомство с произведением современного иркутского ученого и писателя, в котором описываются повадки, внешний вид, образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты. Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Алексея Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий» (1 час)
Знакомство с произведением современного иркутского ученого и писателя, в котором утверждается о том, что огонь в тайге вреден и для ягодного кустарника, и для почвы. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Валентина Распутина “В тайге над Байкалом” (3 часа)
Знакомство с произведением современного писателя, в котором описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием по берегу Байкала, утверждается непреходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной выразительности, авторской позиции в рассказе.
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (5 часов) Стихотворения Георгия Граубина ( 2 часа)
Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются
разные стороны жизни школьников. Художественный мир стихов «До нашей эры», «Свободный час», «Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «тайна стихотворений » Г. Граубина. Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма.
Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лед?» (1 час)
Знакомство с произведением современного поэта, в котором утверждается мысль о значимости любого живого существа для жизни природы. Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф аллитерация, ассонанс.
Стихотворения Юрия Черныха “Веселый разговор” и “Необычные гости” (2 часа)
Знакомство с веселыми произведениями современного поэта, в которых открываются тайны окружающего мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма.
ПРОЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ (10 часов)
Рассказ Анатолия Шастина "Пример для подражания" (1 час)
Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» об истинной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: авторская позиция, ирония.
Сказка Юрия Самсонова “ Мешок снов” (2часа)
Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» о щедрости и жадности, подлинной доброте и красоте. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: фольклорная и литературная сказка, авторская позиция.
Фантастический рассказ Геннадия Михасенко "Тетя Атиса" (4 часа)
Знакомство с фантастическим рассказом Геннадия Михасенко «Тетя Атиса» о становлении характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: конфликт, фантастика, деталь художественная.
Рассказ Марка Сергеева "Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем"(1час)
Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки и пословицы разных народов.
Рассказ Геннадия Машкина "Лютня"(1 час)
Знакомство с рассказом Геннадия Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения своего учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: конфликт, деталь художественная.
Итоговая беседа по курсу “Писатели Восточной Сибири” (1 час)
На выбор учителя:
- беседа о любимом или особенно уважаемом учителе учащихся данного класса, которая явится тематическим продолжением предшествующего урока;
- урок “Мое открытие сибирской литературы”, построенный на анализе или демонстрации творческих работ учащихся по наиболее понравившимся и запомнившимся произведениям, изученным в курсе;
- встреча с местным краеведом, поэтом или писателем, который расскажет о своей работе, прочитает свои стихи или рассказы.
VI КЛАСС
Эпос народов Восточной Сибири (4 часа)
Бурятский героический эпос “ГЭСЭР” (2 часа)
Эпос "Гэсэр" и картина мира древних бурят. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенные на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в пятом классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках литературы при изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь и весь мир, проявляющиеся в законах мифа.
Якутский героический эпос ОЛОНХО Нюргун Боотур стремительный (2часа)
Эпос "Олонхо" и картина мира древних якут. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенных на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в пятом классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках литературы при изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь и весь мир, проявляющиеся в законах мифа.
Особенности мифологического сознания древнего человека.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СИБИРИ(5 часов)
Сибирская летопись (фрагменты “О приходе Ермака в Сибирь” и “Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом”) (2 часа)
Знакомство с сибирской летописью. Традиция русского летописания. Характеристика летописания (в летописи излагается русская (сибирская) история, в ней говорится о начале Русской (сибирской) земли, о начале русского народа (в Сибири); летопись включает в себя произведения разнообразных жанров: предшествующие летописи, сказания, устные рассказы, исторические песни, созданные в различной среде: дружинной, монастырской, княжеской, а порой ремесленной и крестьянской; летопись создавалась многими авторами, в ней отразились идеология верхов феодального общества и народные воззрения на русскую историю, народные о ней думы и народные чаяния; летопись - произведение эпическое и лирическое одновременно).
Жизнь и деяния Ермака в сибирском летописании.
Баллада К.Ф. Рылеева “Смерть Ермака” (1 час)
Знакомство с балладой К.Ф. Рылеева “Смерть Ермака” как отражением сибирской и общерусской истории. Своеобразие использования документальной основы в художественном произведении (летописи в балладе К.Ф. Рылеева). Природа художественного образа в балладе.
“Иркутская летопись” (2 часа)
Городовая летопись. Знакомство с Иркутскими летописями (Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901гг., Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902 – 1924 гг., Иркутская летопись 1661-1940 гг. и др.).
История города в событиях, истории России и жизни отдельного человека.
Произведения сибирских писателей ХIХ века(7 часов)
Н. А. Белоголовый “Воспоминаний сибиряка. Из детских лет» (фрагменты) (2 часа)
Воспоминания Н.А.Белоголового как документальные очерки, то есть записи, основанные на личных воспоминаниях фактов из детской жизни автора. Характерная чертой очерков - авторское стремление к точности. Характеристика жизни купеческой семьи, мальчиков и их учителей.
Декабристы и их роли в развитии культуры Восточной Сибири и Иркутска.
Рассказ В.М. Михеева “Учитель”(Воспоминание) (1 час)
Характеристика сибирского интеллигента, его отношения к людям, обществу, природе. Авторская позиция в рассказе.
Из лирики сибирских поэтов Х1Х век
Стихотворение Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале» (2 часа)
Позывные сигналы Иркутского радио – народная песня – авторское стихотворение. Художественный мир стихотворения (характеристика пути лирического героя, пространственные и временные координаты стихотворения, состояние героя). Сопоставление стихотворения и народной песни. Проблема сохранения фольклорной традиции и памяти народа.
Стихи декабристов периода ссылки. (2 часа)
Знакомство с биографиями поэтов-узников. Анализ художественного мира стихотворений В.Кюхельбекера «Ночь», «Родство со стихиями», А. Бестужева (Марлинского) «К облаку», «Оживление», А. Одоевского «Утро», «Из детских лет воспоминанья…».
Произведения сибирских писателей и поэтов ХХ века (17 часов)
Стихи иркутских поэтов-фронтовиков (3 часа)
Трагизм жизни соотечественников во время войны, стойкость воинов, защищающих родную землю, в стихотворениях поэтов-иркутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Стихотворения Дж. Алтаузена «Родина смотрела на меня» и «Девочка играла возле дома» - баллады, содержащие в себе все признаки этого лиро-эпического жанра: лирическую эмоциональную оценку персонажей на основе сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах или фантастических явлениях.
Сопоставление стихотворения Иосифа Уткина «Я видел девочку убитую…» и стихотворений Д. Алтаузена на основе единства темы. Проблема мести.
Художественный мир стихотворений Моисея Рыбакова «Мы с Байкала (Песня призывников)», «Два русских слова», «Когда-нибудь, я верю, это будет…», Иосифа Уткина «В санбате», «Если будешь ранен милый на войне…»
Рассказ «На реке Ангаре» Валентина Распутина» (3 часа)
Единство художественного мира произведения. Восприятие таинства природы ребенком. Художественная деталь в рассказе. Финал рассказа как открытая нравственная и экологическая проблема.
Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога» «Рекостав» (3 часа)
Иркутск и его жители во времена правления Петра I. Характеристика героев и событий. Восприятие таинства природы подростами. Художественная деталь в повести.
Рассказ Алексея Зверева «Ласточки» (3 часа)
Человек и окружающий мир природы. Нравственные основы жизни Якимовых и нравственные уроки для внука. Время в рассказе. Поэтика заглавия.
Лирика иркутских поэтов (5 часов)
Стихотворения М.Сергеева, С.Иоффе, А.Румянцева, А.Горбунова и А.Кобенкова о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика, которая, метафорически осваивая мир, будит воображение, заставляет почувствовать и увидеть привычный мир, преображенный мыслями и чувствами поэта. Поэтические открытия окружающего мира.
Составление сборников стихотворений сибирских поэтов, объединенных темой весна, лето, Байкал, тайга, ночь, река и т.д.
Составление программы концерта из стихотворений и песен на стихи сибирских (иркутских) поэтов о природе.
Учебно-методическое обеспечение
1. О.Н.Шахерова, «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ». - ВостСибкнига, 2011.
2. О.Н.Шахерова, Методические рекомендации для учителя. - ВостСибкнига, 2007 год.
Материально- техническое обеспечение.
1.Мультимедийный проектор
2. Экран 3. Ноутбук
Календарно-тематическое планирование 5 класс 34 час.
| Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности на уроке |
| План. | Факт. | Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия. | |
Устное народное творчество. Сказки Восточной Сибири. 13ч. |
1/1 | | | Русские сказки. «Бурка, каурка и синегривый конь» | Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Сказитель и собиратель; отличие фольклорной и литературной сказок; нравственная основа сказки; устойчивость волшебной сказки; композиция сказки | Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий Познавательные: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполняют учебные действия в речевой и умственной формах, используют речь для регуляции своих действий. Коммуникативные: строят монологические высказывания и диалог . | Эвристическая беседа. |
2/2 | | | «Бурка, каурка и синегривый конь». Герои сказки. | Фронтальный опрос |
3/3 | | | Сказка «Митя». Чтение сказки. | Ответы на вопросы. |
4/4 | | | Беседа по содержанию сказки «Митя». | Пересказ |
5/5 | | | Бурятские народные сказки. Сказка «Упрямый парень». | Знакомство с произведениями бурятского фольклора Сибири, их национальное своеобразие. | Фронтальный опрос. Выразительное чтение. |
6/6 | | | Основа волшебной сказки «Упрямый парень» – древний миф. | Беседа по вопросам учебника. |
7/7 | | | Сказки «Жаворонок и обезьяна», «Желто-пестрая змея и охотник». | Чтение, пересказ. |
8/8 | | | Социально-бытовая сказка. «Как хан узнал себе цену». | Выразительное чтение. |
9/9 | | | Тофаларские сказки. | Знакомство с произведениями тофаларского и эвенкийского фольклора Сибири. Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках. Сопоставление с литературной сказкой. Связь с мифологией. | Ответы на вопросы |
10/10 | | | Эвенкийские сказки. «Тывгунай – молодец и Чолбон-Чоколдай». | Чтение. |
11/11 | | | Основа сказки – шаманский миф. | | Ответы на вопросы |
12/12 | | | Сказка «Умусликэн». | Беседа по содержанию сказки. |
13/13 | | | Мифологическая основа эвенкийских волшебных сказок. | Пересказ фрагмента сказки. |
Человек и природа. 5ч. |
14/1 | | | Семен Устинов «Любопытный бурундук». | Знакомство с произведениями современных иркутских ученых и писателей о бережном отношении к родной природе. Раскрытие красоты Байкала. Определение жанра рассказ | Личностные: устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: сознают познавательную задачу, читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Рассказ на основе личных впечатлений |
15/2 | | | А.Смирнов «Черника – хранитель тысячелетий». Жизнь тайги. | Рассказ на основе личных впечатлений |
16/3 | | | В.Распутин. Писатель и его творчество. «В тайге над Байкалом». | Чтение, беседа по вопросам. |
17/4 | | | В.Распутин. «Тропа», «Смерч», «Сосны». | Иллюстрация, пересказ |
18/5 | | | Природа Байкала в рассказах В.Распутина. | Описание Байкала |
Стихи для детей. 5 ч. |
19/1 | | | Г.Граубин. Разные стороны жизни школьников в стихах «До нашей эры», «Свободный час». | Знакомство с произведениями современных поэтов, в которых описываются разные стороны жизни школьников, о значимости любого живого существа для жизни природы. Ритм и рифма, ассонанс, аллитерация. | Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Познавательные: объясняют особенности стихотворной речи, слышат ритм стихотворного текста. Регулятивные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Коммуникативные: создают создают собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме, устные иллюстрации. | Анализ стихотворения. Выразительное чтение. |
20/2 | | | Художественный мир стихотворений «Если не нравится», «Русский язык». | Выразительное чтение. |
21/3 | | | И.Луговской. «Кто разбил лед?». | Выразительное чтение, анализ по вопросам. |
22/4 | | | Ю. Черных. Тайны окружающего мира в стихотворении «Веселый разговор». | Анализ стихотворения |
23/5 | | | Своеобразие художественного мира в ст-ях «Необычные гости». | Анализ стихотворения |
Проза для детей. 10 ч. |
24/1 | | | А. Шастин. «Пример для подражания». | Знакомство с рассказами писателей – сибиряков для детей. Осмысление нравственной основы рассказа. | Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или самостоятельно) необходимые операции, действует по плану. Коммуникативные: строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Рассказ из личного опыта |
25/2 | | | Ю. Самсонов. «Мешок снов». | Сказка о щедрости, жадности, подлинной красоте | Беседа по вопросам. |
26/3 | | | Ю. Самсонов «Мешок снов». | Нравственная основа сказки «Мешок снов». | Мини-сочинение «Желанный сон». |
27/4 | | | Г. Михасенко. «Тётя Атиса». | Фантастический рассказ «Тётя Атиса». Становление характера юного героя. | Чтение рассказа по ролям. |
28/5 | | | Г. Михасенко. «Тётя Атиса». | Пересказ выбранного эпизода. |
29/6 | | | Становление характера юного героя. | Беседа по вопросам. |
30/7 | | | Нравственная основа рассказа. «Тётя Атиса». | Эвристическая беседа |
31/8 | | | М.Сергеев. «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». | Нравственная основа рассказа | Запись в тетради Важные Советы |
32/9 | | | М.Сергеев. «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». | Беседа по вопросам учебника. |
33/10 | | | Г. Машкин. «Лютня». | Нравственная основа рассказа «Лютня». | Рассказ от лица пожилого учителя |
34/11 | | | Итоговая беседа по курсу «Литература Восточной Сибири». | Знание произведений сибирских писателей разного жанра. | Викторина. |
Календарно-тематическое планирование 6 класс 34 час.
| Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности на уроке |
| План. | Факт. | Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия. | |
Эпос народов Восточной Сибири (4 часа) |
1/1 | | | Бурятский героический эпос “ГЭСЭР” | Показать картину мира древних бурят и якут. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках литературы при изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь и весь мир, проявляющиеся в законах мифа. Особенности мифологического сознания древнего человека. | Личностные: испытывает поло-жительное отношение к учению, познавательной деятельности, же-лание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имею-щиеся, формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разно-образии природы, народов, куль-тур и религий Познавательные: умеют осмыс-ленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от постав-ленной цели. Регулятивные: выполняют учеб-ные действия в речевой и умствен-ной формах, используют речь для регуляции своих действий. Коммуникативные: строят моно-логические высказывания и диалог | Эвристическая беседа, комментированное чтение. |
2/2 | | | Бурятский героический эпос “ГЭСЭР” | Сообщения о подвигах Гэсэра. |
3/3 | | | Якутский героический эпос ОЛОНХО Нюргун Боотур стремительный | Беседа по вопросам учебника. |
4/4 | | | Якутский героический эпос ОЛОНХО Нюргун Боотур стремительный | Развёрнутая характеристика. |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СИБИРИ(5 часов) |
5/1 | | | Сибирская летопись (фрагмент“О приходе Ермака в Сибирь”) | Знакомство с сибирской летописью. Традиция русского летописания. Характеристика летописания. Жизнь и деяния Ермака в сибирском летописании. | Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельнос-ти и ее мотивом, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: сознают позна-вательную задачу, читают и слу-шают, извлекают нужную инфор-мацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: принимает и со-храняет учебную задачу; плани-рует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или само-стотельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Коммуникативные: строят не-большие монологические выска-зывания, осуществляют совмест-ную деятельность в парах и рабо-чих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Эвристическая беседа, комментированное чтение. |
6/2 | | | Сибирская летопись (“Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом”) | Эвристическая беседа, комментированное чтение. |
7/3 | | | К.Ф. Рылеев “Смерть Ермака” | Показать своеобразие использования документальной основы в художественном произведении. | Выразительное чтение, беседа по вопросам. |
8/4 | | | “Иркутская летопись” | .Познакомить с Иркутскими летописями История города в событиях, истории России и жизни отдельного человека. | Иллюстрация, пересказ |
9/5 | | | “Иркутская летопись” | Обсуждение написанных рассказов. |
Произведения сибирских писателей ХIХ века(7 часов) |
10/1 | | | Н. А. Белоголовый “Воспоминания сибиряка. Из детских лет» (фрагменты) | Раскрыть характерную черту очерков - авторское стремление к точности. Характеристика жизни купеческой семьи, мальчиков и их учителей. Декабристы и их роли в развитии культуры Восточной Сибири и Иркутска. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Познавательные: объясняют особенности стихотворной речи, слышат ритм стихотворного текста. Регулятивные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Коммуникативные: создают собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме, устные иллюстрации. | Чтение и беседа по вопросам. |
11/2 | | | Н. А. Белоголовый “Воспоминания сибиряка. Из детских лет» (фрагменты) | Сообщения, заочная экскурсия «Иркутск исторический» |
12/3 | | | Рассказ В.М. Михеева “Учитель”(Воспоминание) | Характеристика сибирского интеллигента, его отношения к людям, обществу, природе. Авторская позиция в рассказе. | Выразительное чтение эпизодов, анализ по вопросам. |
13/4 | | | Из лирики сибирских поэтов Х1Х век Д. Давыдов «Думы беглеца на Байкале» | Художественный мир стихотворения (характеристика пути лирического героя, пространственные и временные координаты стихотворения, состояние героя). Сопоставление стихотворения и народной песни. | Анализ стихотворения, выразительное чтение. |
14/5 | | | Д. Давыдов «Думы беглеца на Байкале» | Анализ стихотворения. |
15/6 | | | Стихи декабристов периода ссылки. | Знакомство с биографией. Анализ художественного мира стихотворений В.Кюхельбекера «Ночь», «Родство со стихиями» | Личностные: устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: сознают познавательную задачу, читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Анализ стихотворений |
16/7 | | | Стихи декабристов периода ссылки. | Анализ художественного мира стихотворений А. Бестужева (Марлинского) «К облаку», «Оживление», А. Одоевского «Утро», «Из детских лет воспоминанья..». | Выразительное чтение, анализ стихотворений. |
Произведения сибирских писателей и поэтов ХХ века (17 часов) |
17/1 | | | Стихи иркутских поэтов-фронтовиков. Дж. Алтаузен | Показать трагизм жизни соотечественников во время войны, стойкость воинов, защищающих родную землю, в стихотворениях поэтов-иркутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Определение баллады. | Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует по плану. Коммуникативные: строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Выразительное чтение, анализ стихотворений. |
18/2 | | | Иосиф Уткин «Я видел девочку убитую…» | Сопоставление стихотворения Иосифа Уткина «Я видел девочку убитую…» и стихотво-рений Д. Алтаузена на основе единства темы. Проблема мести. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. |
19/3 | | | Лирика Моисея Рыбакова. | Художественный мир стихотворений М. Рыба-кова «Мы с Байкала», «Песня призывников», «Два русских слова», «Когда-нибудь, я верю, это будет…» | Выразительное чтение, анализ стихотворений. |
20/4 | | | Валентин Распутин «На реке Ангаре». | Знакомство с рассказами писателей – сибиряков для детей. Осмысление нравственной основы рассказа. | Беседа по содержанию очерков. |
21/5 | | | Валентин Распутин «На реке Ангаре». | Единство художественно-го мира произведения. Восприятие таинства природы ребенком. | Беседа по содержанию очерков. |
22/6 | | | Валентин Распутин «На реке Ангаре». | Художественная деталь в рассказе. Финал рассказа как открытая нравствен-ная и экологическая проблема. | Беседа по содержанию очерков. |
23/7 | | | Д. Г. Сергеев «За стенами острога» «Рекостав» | Иркутск и его жители во времена правления Петра I. Характеристика героев и событий. | Беседа по содержанию рассказа. |
24/8 | | | Д. Г. Сергеев «За стенами острога» «Рекостав» | Восприятие таинства природы подростами. | Пересказ эпизодов. |
25/9 | | | Д. Г. Сергеев «За стенами острога» «Рекостав» | Художественная деталь в повести. | Обсуждение планов дальнейшего развития сюжета. |
26/10 | | | А. Зверев «Ласточки» | Человек и окружающий мир природы в рассказе. | Беседа по вопросам, чтение фрагментов рассказа. |
27/11 | | | А. Зверев «Ласточки» | Нравственные основы жизни Якимовых и нравс-твенные уроки для внука. | Пересказ выбранного эпизода. |
28/12 | | | А. Зверев «Ласточки» | Время в рассказе «Лас-точки». Поэтика заглавия. | Чтение эпизодов по ролям. |
29/13 | | | Лирика иркутских поэтов. М.Сергеев. | Закрепление понятия пейзажная лирика. Поэтические открытия окружающего мира в творчестве иркутских поэтов. | Выразительное чте-ние, анализ стихотворений. |
30/14 | | | Лирика иркутских поэтов. С. Иоффе. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. |
31/15 | | | Лирика иркутских поэтов. А.Румянцев. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. |
32/16 | | | Лирика иркутских поэтов. А.Горбунов. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. |
33/17 | | | Лирика иркутских поэтов. А.Кобенков | Выразительное чтение, анализ стихотворений. |
34 | | | Итоговая беседа по курсу «Литература Восточной Сибири». | Знание произведений сибирских писателей разного жанра. | Викторина. |