15
Структура рабочей программы.
Предметная область – «Русский язык и литература»
Учебный предмет – «Литература»
5 класс.
Пояснительная записка:
Общая характеристика предмета.
Цели и задачи образования.
Сведения об учебной программе (примерной или авторской) на основе которой разработана рабочая программа.
Сведения об используемом учебном пособии.
Место и роль учебного предмета (количество часов в неделю и год).
Содержание учебного предмета.
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий;
Система оценки планируемых результатов.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Календарно-тематическое планирование.
Номер раздела и тема урока.
Дата проведения урока.
Название раздела, темы урока.
Количество часов.
Домашнее задание.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика предмета
Содержание курса Литературы учитывает читательские интересы и возрастные особенности пятиклассников: активное восприятие ими прочитанного текста с преобладанием наивно- романтического подхода и недостаточной подготовленностью к истолкованию прочитанного.
Вместе с тем программа предполагает систематическую работу по усвоению теоретических понятий, что позволит школьникам к концу учебного года овладеть основными практическими понятиями и подготовиться к переходу на новый уровень работы с текстом художественного произведения, предусмотренный программой для следующей возрастной группы. Этому также будет способствовать постоянное внимание к ведущей проблеме курса: «Автор и художественное произведение. Характеры героев».
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Цели и задачи образования
Цели:
Общеучебные
-воспитание духовно-нравственной личности; высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;
-формирование гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания: грамотного использования русского литературного языка при создании устных и письменных высказываний.
Предметно-ориентированные
- знакомство с литературой как видом искусства; с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего;
- формирование гуманистического мировоззрения,
эстетической культуры и творческой реакции на окружающее; грамотного читателя, свобод-
но владеющего
словом; эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание через подготовку квалифицированного читателя духовно-нравственной личности;
- создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей;
- овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
- знакомство со всеми литературными родами и основными литературными жанрам
Задачи:
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
- системное расширение и углубление уже имеющихся знаний, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографическими сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста.
Сведения об учебной программе,
на основе которой разработана рабочая программа
Программа для общеобразовательных учреждений по литературе (базовый уровень) 5-11 классы. Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2019.
Сведения об используемом учебнике
«Литература 5класс». Учебник для ОУ в 2-х ч. В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв и др., – М.: Просвещение, 2019.
Место и роль учебного предмета.
Учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература».
Программа по литературе в 5 «А» классе рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), что соответствует календарному учебному графику МБОУ «Школа №18» на 2020-2021 учебный год. По факту в 5 «А» класса программа реализована за 105 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из литературы XIX века
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «Аttа1еа Рrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа
СОДЕРЖАНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
На протяжении каждого учебного года должно быть выучено
10—12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.
Пятый класс
Пословицы, поговорки.
В.А.Жуковский. Спящая царевна (отрывок).
И. А. Крылов. Басни (по выбору).
А. С. Пушкин. «У лукоморья...». Няне.
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...». Крестьянские дети (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору...»).
А. А. Фет. Весенний дождь.
М.Ю.Лермонтов. Бородино.
С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями...» (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (А.Т.Твардовский, К.М.Симонов и др.). Из раздела «О Родине и родной природе» (1 — 2 стихотворения).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Пятый класс
Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.
Русские народные сказки.
Загадки, частушки, поговорки, песни.
Сказки народов мира.
Из древнерусской литературы
Афанасий Никитин. Из «Хожения за три моря».
Из русской литературы XVIII века
А. Д. Кантемир. Верблюд и лисица. М. В. Л о м о н о с о в. «Лишь только дневный шум умолк...». Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов (3—4 басни на выбор). К. Ф. Р ы л е е в. Иван Сусанин. А.А.Дельвиг. Русская песня.
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ. М.Ю.Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Ашик-Кериб (сказка).
A. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
B. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А.А.Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь. Я. П. Полонский. Утро.
А.Н.Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат...».
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н.С.Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии». А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И.А.Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню— долгий зимний вечер...».
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон-Аминадо. Колыбельная.
И. С. Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
A. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
B. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Из зарубежной литературы
Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д.Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен. Приключения Тома Сойера
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка 5: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка 4: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка 3: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка 2: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2.Оценка сочинений.
Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1.Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2.Полнота раскрытия темы;
3.Правильность фактического материала;
4.Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1.Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2.Стилевое единство и выразительность речи;
3.Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
"5"
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
"4"
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
`3`
1.В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
`2`
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3.Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Планируемые предметные результаты освоения курса литературы
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ « ЛИТЕРАТУРА» В 5 «А» КЛАССЕ
105 часов
Дата проведения урока КЛАСС | № раздела и темы урока | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Домашнее задание |
5 А | | Введение (2 часа) |
02.09. | 1 | Роль книги в жизни человека. | 1ч | Вопросы и задания (с. 5) |
03.09. | 2 | Учебник литературы и работа с ним. | 1ч | Вопросы и задания (с. 6) |
Устное народное творчество (1 ч) |
04.09. | 3 | Малые жанры фольклора. | 1ч | Вопросы (с. 8), сочинение загадки, частушки. |
Русские народные сказки (9 ч) |
09.09. | 4 | Сказка как вид народной прозы. | 1ч | Вопросы (с. 10-11), чтение сказки «Царевна-лягушка» |
10.09. | 5 | Волшебная сказка «Царевна-ягушка». Сюжет волшебной сказки. Система образов. | 1ч | Вопросы 1-4 (с. 25). |
11.09. | 6 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. | 1ч | Выразительное чтение и пересказ эпизодов сказки. |
16.09. | 7 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». | 1ч | Вопросы и задания 5-7 (с. 25-28). |
17.09. | 8 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная сказка героического содержания. | 1ч | Вопросы и задания 7-8 (с. 37). |
18.09. | 9 | Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1ч | Задание рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 37) |
23.09. | 10 | Сказки о животных и бытовые сказки. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». | 1ч | Чтение статьи (с. 42-43) |
24.09. | 11 | Наши любимые русские народные сказки | 1ч | Вопросы и задания (с. 44) Подготовка к сочинению. |
25.09. | 12 | Р/р Сочинение о любимом сказочном герое или сочинение сказки. | 1ч | Повторение теории. |
Из древнерусской литературы (3 ч.) |
30.09 | 13 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы. Притчи». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 ч | Выразительное чтение притчи. |
01.10. | 14 | Нравственная основа подвигов героев древнерусских летописей. | 1 ч | Пересказ притчи. Вопросы (с. 51-52). |
02.10. | 15 | Подвиг русского народа в произведениях древнерусской литературы. | 1ч | Вопросы (с. 51-52). |
Из литературы 18 века (2 ч.) |
07.10. | 16 | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру...» | 1ч | Выразительное чтение стихотворения. |
08.10. | 17 | Юмор стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру» и его нравоучительный характер. | 1ч | Чтение статьи (с. 53-54) |
Из литературы XIX века (18 ч.) |
09.10. | 18 | Жанр басни, история его развития. | 1ч | Пересказ статьи стр. 57. |
14.10. | 19 | И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне». | 1ч | Выразительное чтение одной из басен, инсценирование. Наизусть. Иллюстрации к басням. |
15.10. | 20 | «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» | 1ч | Рубрика «Совершенствуйте свою речь» (с. 67). |
16.10. | 21 | Мир басен И.А. Крылова | 1ч | Сочинение басни (устно). |
21.10. | 22 | Выражение народной мудрости в баснях и их поучительный характер. | 1ч | Задание 3 (с. 65) рубрика «Фонохрестоматия». |
22.10. | 23 | В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. | 1ч | Выразительное чтение сказки, задание 6 (с. 80). |
23.10. | 24 | Понятие о жанре баллады. В.А. Жуковский «Кубок» | 1ч | Вопросы и задания 4-6 (с. 87). |
28.10. | 25 | В.А. Жуковский «Кубок». | 1ч | Иллюстрация к произведениям В.А. Жуковского. |
29.10. | 26 | А.С. Пушкин. «Няне», «У Лукоморья» | 1ч | Задания 2 (с. 89), 3 (с. 92), чтение «Сказки о мертвой царевне …» |
30.10. | 27 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сюжет сказки. 2 четверть. | 1ч | Вопросы и задания рубрики. «Живопись, музыка, кино, театр». |
11.11. | 28 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Образы героев. | 1ч | (с. 110-111) Выразительное чтение сказки. Подготовка к сочинению по сказкам В. А. Жуковского и А. С. Пушкина. |
12.11. | 29 | Стихи и проза. Рифма и ритм. Правила стихосложения. | 1ч | Задание 3 (с. 114). |
13.11. | 30 | Стихи и проза. Рифма и ритм. Правила стихосложения. | 1ч | Сочинение стихотворения. |
18.11. | 31 | Р/р Сочинение на тему «История сказочного героя». | 1 ч. | |
19.11. | 32 | Мои любимые сказки А.С. Пушкина | 1ч | Чтение статьи, вопросы к ней (с. 118), чтение сказки «Снежная королева» |
20.11. | 33 | Х.К. Андерсен «Снежная королева». | 1ч | Чтение статьи (с. 226-227), вопросы и задания к ней. |
25.11. | 34 | Сюжет и герои сказки. | 1 ч | Иллюстрация к сказке. |
26.11. | 35 | Победа добра над злом в сказке «Снежная королева». | 1ч | Чтение сказки А. Погорельского «Черная курица…» |
Русская литературная сказка XIX века (33ч) |
27.11. | 36 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Фантастическое и реальное в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители». | 1ч | Задание 3 (с. 152, рубрика «Обогащайте свою речь»). |
02.12. | 37 | Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительность сказки. | 1ч | Чтение сказки В.М. Гаршина. |
03.12. | 38 | В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps» | 1ч | Вопросы и задания (с. 163), чтение сказки «О чем говорят цветы». |
04.12. | 39 | М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Художественные особенности стихотворения. | 1ч | Составить план стихотворения Вопросы 8-9 (с. 170). |
09.12. | 40 | Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | | Вопросы 8-9 (с. 170). |
10.12. | 41 | В/чт М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб», «Два великана» | 1ч | Вопросы и задания к уроку внеклассного чтения (с. 171-172) |
11.12. | 42 | Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. | 1ч | Вопрос 2 (с. 174). |
16.12. | 43 | Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Сочетание комического и трагического, реального и фантастического. | 1 ч | Вопросы 3-4 (с. 184). |
17.12. | 44 | Картины народной жизни в повестях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фольклорные мотивы и картины природы в повестях. | 1ч | Чтение одной из повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
18.12. | 45 | НА. Некрасов. Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. «На Волге». | 1ч | Наизусть фрагмент стихотворения Н. А. Некрасова. |
23.12. | 46 | Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. | 1 ч | Чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» |
24.12. | 47 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Изображение мира детства в стихотворении. | 1ч | Чтение отрывка из «Крестьянские дети», вопросы (с. 205-206) |
25.12. | 48 | Отрывок из поэмы «Крестьянские дети». Картины природы и жизнь народа. | 1ч | Чтение рассказа И. С. Тургенева «Муму». |
30.12. | 49 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве и протест против рабства. 3 четверть | | Пересказ рассказа И.С. Тургенева «Муму». |
13.01. | 50 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». | 1ч | Задание 7 (с. 242) |
14.01. | 51 | Знакомство с героями рассказа «Муму». | 1ч | Составление плана «История Муму» (с. 222-235) Вопросы 5-6, 10-12 (с. 241-242). |
15.01. | 52 | Герасим и его окружение. | 1ч | Вопросы 5-6, 10-12 (с. 241-242). |
20.01. | 53 | Герасим и Муму. | 1ч | Вопросы 4-5 (с. 243 - рубрика «Фо-нохрестоматия») |
21.01. | 54 | Смысл финала рассказа. | 1ч | Устное размышление по теме урока Закончить работу над планом к |
22.01. | 55 | Вопросный план к сочинению. | 1 ч | Подготовка к сочинению по рассказу. |
27.01. | 56 | Р/р «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?». Домашнее сочинение. | 1ч | Чтение произведений А. А. Фета. |
28.01. | 57 | Р/р Анализ сочинений. | 1ч. | Повторение теории. |
29.01. | 58 | «Чудные картины» А.А. Фета. Изображение природы в стихотворениях поэта. | 1ч | Наизусть одно из стихотворений А.А. Фета. Чтение рассказа Л.Н. Толстого. |
03.02. | 59 | Обучение выразительному чтению стихотворения. | 1 ч | Пересказ рассказа «Кавказский пленник». |
04.02. | 60 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | 1ч | Вопросы и задания 4-6 (с. 275), 3 (с. 276). |
05.02. | 61 | Жилин и Костылин. Два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. | 1ч | Задание рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 276) Описание иллюстраций к рассказу. |
10.02. | 62 | Сравнительная характеристика героев. Жилин и Костылин. Гуманистический характер рассказа Л.Н.Толстого. | 1 ч | Описание иллюстраций к рассказу. Подготовка ка сочинению. |
11.02. | 63 | Р/р Домашнее сочинение-сравнительной характеристика «Жилин и Костылин в плену». Домашнее сочинение. | 1ч | Чтение рассказа А. П. Чехова «Хирургия». |
12.02. | 64 | Р/р Анализ сочинений. | 1ч | Повторение теории. |
17.02. | 65 | А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев. Особенности чеховского юмора. | 1ч | Вопросы (с. 279). |
18.02. | 66 | Обучение выразительному чтению прозы. | 1 ч | Читать «Лошадиная фамилия», «Письмо ученому соседу». |
19.02. | 67 | О чем заставляют задуматься рассказы А. П. Чехова? | 1ч | Устное рассуждение по теме урока. |
Поэты XIX века о родине и родной природе (3 ч) |
24.02. | 68 | Русские поэты XIX века о родине, о природе и о себе. | 1ч | Чтение статьи (с. 300). |
25.02. | 69 | Стихотворения Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева. | 1 ч | Наизусть 1 из стихотворений раздела. |
26.02. | 70 | Стихи И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова. | 1 ч | Наизусть 1 из стихотворений раздела. |
Из литературы века XX (26ч) |
03.03. | 71 | И.А. Бунин. «Косцы» - поэтическое воспоминание о родине. | 1ч | Вопросы 2 (с. 4), 4-5 (с. 9-10). |
04.03. | 72 | Тема исторического прошлого в рассказах И.А. Бунина. | 1ч | Вопросы 4-5 (с. 9-10). |
05.03. | 73 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе». | 1ч | Чтение «В дурном обществе» Вопросы и задания 2 |
10.03. | 74 | Вася и его отец. | 1ч | (с. 11), 2, 4-5, 7-9 (с. 45-46) |
11.03. | 75 | Жизнь среди «серых камней». | 1ч | Задания 11-12 (с. 46) |
12.03. | 76 | Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | 1ч | Составить план «Образ одного персонажа». Подготовка к сочиненитю. |
17.03. | 77 | Р/р. Сочинение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» Сочинение-портрет. | 1ч | Чтение произведений С. А. Есенина. |
18.03. | 78 | С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». | 1ч | Вопросы (с. 50-51), чтение «Медной горы Хозяйка». |
19.03. | 79 | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». 4 четверть | 1ч | Вопросы и задания 6-8, 12-13 (с. 63-65). |
01.04. | 80 | Реальность и фантастика. Нравственные качества мастеровых людей. | 1 ч. | Выполнение иллюстрации к сказам П.П.Бажова. |
02.04. | 81 | Мир сказов П.П. Бажова. | 1ч | Задание 14 (с. 65), чтение сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» |
07.04. | 82 | К. Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки и их поступки. | 1ч | Задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 76) Чтение рассказа |
08.04. | 83 | Нравственные проблемы сказки. Природа и человек в произведениях К.Г. Паустовского. | 1ч | К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» |
09.04. | 84 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | 1ч | Задания (с. 82), чтение «Двенадцать месяцев» |
14.04. | 85 | С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». | 1ч | Вопросы 3-5 (с. 98). |
15.04. | 86 | Образы героев в сказке С. Я Маршака «Двенадцать месяцев». | 1ч | В. 1-2 (с. 99, рубрика «Обогащайте свою речь») |
16.04. | 87 | Фантастическое и реальное в сказке «Двенадцать месяцев» | 1ч | Вопросы (с. 102), чтение рассказа А.П. Платонова «Никита» |
21.04. | 88 | А.П. Платонов. Рассказ «Никита». | 1ч | Вопросы рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 112) |
22.04. | 89 | Цитатный план. | 1ч | Закончить работу над планом к рассказу. |
23.04. | 90 | «Никита». Душевный мир мальчика | 1ч | Чтение рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». |
28.04. | 91 | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Поведение человека в экстремальной ситуации. | 1ч | Вопросы 2-5 (с. 141, рубрика «Обогащайте свою речь») |
29.04. | 92 | Становление характера главного героя. | 1ч | Художественный пересказ. |
30.04. | 93 | Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро». | 1ч | Задание 8 (с. 141). |
05.05. | 94 | Р/Р Классное сочинение на тему: «Какие качества характера Васютки помогли ему выбраться из леса». | 1ч | Повторение теории. Чтений стихов А. Т. Твардовского. |
06.05. | 95 | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». | 1ч | Вопросы (с. 146, 147,149), краткие сообщения (инд.). Наизусть 1 из стихотворений |
07.05. | 96 | К.М. Симонов «Майор Привез мальчишку на лафете...» | 1ч | Наизусть 1 из стихотворений |
Произведения о родине и родной природе XX века (1 ч ) |
12.05. | 97 | Произведения XX века о Родине, природе и о себе. Стихотворения Д.Б. Кедрина, А. Прокофьева. Стихотворения Н.М. Рубцова, Дон-Аминадо. | | Задание 4 (с. 157) . |
Писатели улыбаются (3 ч) |
13.05. | 98 | Саша Черный. «Кавказский пленник». | | Чтение и пересказ произведения. |
14.05. | 99 | Саша Черный «Игорь-Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». | 1ч | Чтение рассказов Саши Черного на тему «Мои любимые игры в детстве» |
19.05. | 100 | К/р Итоговая контрольная работа. | 1 ч. | Повторение теории. |
Из зарубежной литературы ( 5 ч.) |
20.05. | 101 | Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»: верность традициям предков. | 1ч | Чтение и пересказ. |
21.05. | 102 | Д. Дефо «Робинзон Крузо»: удивительная книга об удивительных приключениях. | 1ч | Чтение и пересказ. |
26.05. | 103 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 1ч | Пересказ эпизодов романа М. Твена «Приключения Тома Сойера». |
27.05. | 104 | Дж. Лондон «Сказание о Кише». | 1 ч | Задание 5 (с. 257) - отзыв на одно из произведений М. Твена). |
28.05. | 105 | Уроки повторения и обобщения «Чему учат книги». | 1 ч | Обзор литературы для летнего чтения. |