СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа по литературе за 6 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет моим коллегам  в работе. 

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по литературе за 6 класс"»

15


Структура рабочей программы.


Предметная область – «Русский язык и литература»

Учебный предмет – «Литература»

5 класс.

  1. Пояснительная записка:

  • Общая характеристика предмета.

  • Цели и задачи образования.

  • Сведения об учебной программе (примерной или авторской) на основе которой разработана рабочая программа.

  • Сведения об используемом учебном пособии.

  • Место и роль учебного предмета (количество часов в неделю и год).

  1. Содержание учебного предмета.

  • Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий;

  • Система оценки планируемых результатов.

  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

  2. Календарно-тематическое планирование.

  • Номер раздела и тема урока.

  • Дата проведения урока.

  • Название раздела, темы урока.

  • Количество часов.

  • Домашнее задание.








  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общая характеристика предмета

Содержание курса Литературы учитывает читательские интересы и возрастные особенности пятиклас­сников: активное восприятие ими прочитанного текста с преобладанием наивно- романтического подхода и недостаточной подготовленностью к истолкованию прочитанного.

Вместе с тем программа предполагает систематическую работу по усвоению теоретических понятий, что позволит школьникам к концу учебного года овладеть основными практическими понятиями и подготовиться к переходу на новый уровень работы с текстом художественного про­изведения, предусмотренный программой для следующей возрастной группы. Этому также будет способствовать постоянное внимание к ведущей проблеме курса: «Автор и художественное про­изведение. Характеры героев».

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.


Цели и задачи образования

Цели:


Общеучебные

-воспитание духовно-нравственной личности; высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

-формирование гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой ре­акции на окружающее;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитичес­кого мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других ис­кусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие уст­ной и письменной речи;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базо­вых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания: грамотного ис­пользования русского литературного языка при создании устных и письменных высказываний.


Предметно-ориентированные


- знакомство с литературой как видом искусства; с классическими образцами мировой сло­весной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего;

- формирование гуманистического мировоззрения,

эстетической культуры и творческой реакции на окружающее; грамотного читателя, свобод-

но владеющего

словом; эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- воспитание через подготовку квалифицированного читателя духовно-нравственной лич­ности;

- создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей;

- овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

- знакомство со всеми литературными родами и основными литературными жанрам



Задачи:

- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;

- системное расширение и углубление уже имеющихся знаний, основываясь на чтении и изучении художествен­ных произведений, знакомстве с биографическими сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста.



Сведения об учебной программе,

на основе которой разработана рабочая программа

Программа для общеобразовательных учреждений по литературе (базовый уровень) 5-11 классы. Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2019.


Сведения об используемом учебнике

«Литература 5класс». Учебник для ОУ в 2-х ч. В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв и др., – М.: Просвещение, 2019.


Место и роль учебного предмета.


Учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература».

Программа по литературе в 5 «А» классе рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), что соответствует календарному учебному графику МБОУ «Школа №18» на 2020-2021 учебный год. По факту в 5 «А» класса программа реализована за 105 часов.




  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения друго­му. Структурные элементы книги (обложка, титул, фор­зац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, ху­дожник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.


Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений).


Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер ска­зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Вели­чественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духов­ные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Ба­бы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика вол­шебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшеб­ная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — кресть­янский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказ­ки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — на­родные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (за­крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипер­бола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представ­ления). Сравнение.


Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возник­новение древнерусской литературы. Культурные и лите­ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памят­ник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои ста­ринных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на род­ной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные пред­ставления).


Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало лите­ратурной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, ху­дожник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из литературы XIX века

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразитель­ное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсцени­рование).

Теория литературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказоч­ник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные пред­ставления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противо­стояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и бога­тыри. Соколко. Сходство и различие литературной пуш­кинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.


Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Под­земные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучи­тельное содержание и причудливый сюжет произведе­ния. Всеволод Михайлович Гаршин. «Аttа1еа Рrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (на­чальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сю­жеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, ин­терес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бо­родинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лер­монтова в создании батальных сцен. Сочетание разго­ворных интонаций с патриотическим пафосом стихотво­рения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпи­тет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал­литерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вече­ра на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастиче­ского.

Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины воль­ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие пред­ставлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепост­ного права. Духовные и нравственные качества Гера­сима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (началь­ные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яр­кая, полная движения картина весенней природы. Крас­ки, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие по­нятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представ­лений).


Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначаль­ной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Ни­китин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (от­рывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чте­ние наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча­щихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настро­ения.


Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес­крайними просторами Русской земли, душевным скла­дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рас­сказ о писателе (детство и начало литературной деятель­ности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести. Образ серого, сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге­роев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопони­мание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие пред­ставлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтиче­ское изображение родной природы. Образы малой ро­дины, родных людей как изначальный исток образа Ро­дины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и та­лант главного героя. Стремление к совершенному мас­терству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интона­ции сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и раз­личное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рас­сказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Добро­та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о пи­сателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положи­тельные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художест­венные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой расска­за, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптими­стическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литератур­ном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремаль­ных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испы­тания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность лите­ратурного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотиче­ские подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на ла­фете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героиче­ская тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприя­тия окружающего мира и осмысление собственного ми­роощущения, настроения. Конкретные пейзажные зари­совки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических сти­хотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Ро­бинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохране­ния традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приклю­чения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, муже­ство, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писа­теле.

«Снежная королева». Символический смысл фанта­стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Гер­да — противопоставление красоты внутренней и внеш­ней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отноше­ниях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих си­туаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окру­жающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар­ших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собст­венного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа


СОДЕРЖАНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

На протяжении каждого учебного года должно быть выуче­но

10—12 стихотворений или отрывков из прозаи­ческих произведений.


Пятый класс

Пословицы, поговорки.

В.А.Жуковский. Спящая царевна (отрывок).

И. А. Крылов. Басни (по выбору).

А. С. Пушкин. «У лукоморья...». Няне.

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...». Крестьянские дети (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору...»).

А. А. Фет. Весенний дождь.

М.Ю.Лермонтов. Бородино.

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями...» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворе­ния по выбору учащихся (А.Т.Твардовский, К.М.Симо­нов и др.). Из раздела «О Родине и родной природе» (1 — 2 стихотворения).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Пятый класс

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.

Русские народные сказки.

Загадки, частушки, поговорки, песни.

Сказки народов мира.

Из древнерусской литературы

Афанасий Никитин. Из «Хожения за три моря».

Из русской литературы XVIII века

А. Д. Кантемир. Верблюд и лисица. М. В. Л о м о н о с о в. «Лишь только дневный шум умолк...». Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Май­кова, И. Хемницера (на выбор).

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов (3—4 басни на выбор). К. Ф. Р ы л е е в. Иван Сусанин. А.А.Дельвиг. Русская песня.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой соль­ется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ. М.Ю.Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Ашик-Кериб (сказка).

A. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

B. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А.А.Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь. Я. П. Полонский. Утро.

А.Н.Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кру­жат...».

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н.С.Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из ка­детских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии». А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И.А.Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «По­мню— долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон-Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

A. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.

B. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д.Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера


СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


1.Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка 5: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка 4: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка 3: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка 2: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2.Оценка сочинений.
Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1.Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2.Полнота раскрытия темы;
3.Правильность фактического материала;
4.Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1.Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2.Стилевое единство и выразительность речи;
3.Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
"5"

1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

"4"
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

`3`
1.В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
`2`
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.


3.Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.


  1. Планируемые предметные результаты освоения курса литературы


Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ « ЛИТЕРАТУРА» В 5 «А» КЛАССЕ

105 часов

Дата проведения урока


КЛАСС

раздела и темы

уро­ка

Название раздела, темы урока

Кол-во часов


Домашнее задание

5 А


Введение (2 часа)

02.09.

1

Роль кни­ги в жизни человека.

Вопросы и задания (с. 5)

03.09.

2

Учебник литературы и работа с ним.

Вопросы и задания (с. 6)

Устное народное творчество (1 ч)


04.09.

3

Малые жанры фольклора.

Вопросы (с. 8), сочинение загадки, ча­стушки.

Русские народные сказки (9 ч)

09.09.

4

Сказка как вид народной прозы.


Вопросы (с. 10-11), чтение сказ­ки «Царевна-лягушка»

10.09.

5


Волшеб­ная сказка «Царевна-ягушка». Сюжет волшебной сказки. Система образов.


Вопросы 1-4 (с. 25).

11.09.

6

Волшеб­ная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

Выразитель­ное чтение и пересказ эпизодов сказки.

16.09.

7

Художест­венный мир сказки «Царевна-лягушка».


Вопросы и задания 5-7

(с. 25-28).


17.09.

8


«Иван — крестьян­ский сын и чудо-юдо». Волшебная сказка героического содержания.


Вопросы и задания 7-8

(с. 37).

18.09.

9

Тема мирного труда и защиты родной земли.

Задание руб­рики «Обога­щайте свою речь» (с. 37)

23.09.

10

Сказки о жи­вотных и бытовые сказки. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».



Чтение ста­тьи (с. 42-43)

24.09.

11


Наши любимые русские

народные сказки


Вопросы и за­дания (с. 44)

Подготовка к сочинению.

25.09.

12

Р/р Сочинение о любимом сказочном герое или сочинение сказки.

Повторение теории.

Из древнерусской литературы (3 ч.)

30.09

13

Древнерусская литература. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы. Притчи». Отзвуки фольклора в летописи.

1 ч


Выразитель­ное чтение притчи.

01.10.

14


Нравственная основа подвигов героев древнерусских летописей.

1 ч


Пересказ притчи.

Вопросы (с. 51-52).

02.10.

15

Подвиг русского народа в произведениях древнерусской литературы.



Вопросы (с. 51-52).

Из литературы 18 века (2 ч.)

07.10.

16

М.В. Ло­моносов. «Слу­чились вместе два Астронома в пиру...»




Выразитель­ное чтение стихотворе­ния.

08.10.

17

Юмор стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру» и его нравоучительный характер.

Чтение статьи (с. 53-54)

Из литературы XIX века (18 ч.)

09.10.

18


Жанр басни, ис­тория его развития.


Пересказ статьи стр. 57.

14.10.

19

И.А. Кры­лов. Басня «Волк на псарне».

Вырази­тельное чте­ние одной из басен, инсценирование. Наизусть. Иллюстрации к басням.

15.10.

20

«Сви­нья под Дубом», «Ворона и Лисица»


Руб­рика «Совер­шенствуйте свою речь» (с. 67).

16.10.

21

Мир басен И.А. Кры­лова

Сочинение басни (устно).

21.10.

22

Выражение народной мудрости в баснях и их поучительный характер.

За­дание 3 (с. 65) рубрика «Фонохрестоматия».

22.10.

23

В.А. Жу­ковский. Сказка «Спящая царевна». Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки.



Выразитель­ное чтение сказки, зада­ние 6

(с. 80).

23.10.

24


Понятие о жанре баллады. В.А. Жу­ковский «Кубок»


Вопросы и задания 4-6

(с. 87).

28.10.

25

В.А. Жу­ковский «Кубок».

Иллюстра­ция к про­изведениям В.А. Жуков­ского.

29.10.

26

А.С. Пуш­кин. «Няне», «У Лукоморья»


Задания 2 (с. 89), 3 (с. 92), чте­ние «Сказки о мертвой царевне …»

30.10.

27



«Сказ­ка о мертвой царев­не и о семи богатырях». Сюжет сказки.


2 четверть.


Вопросы и задания рубрики. «Живопись, музыка, кино, театр».

11.11.


28

«Сказ­ка о мертвой царев­не и о семи богатырях». Образы героев.

(с. 110-111) Выразитель­ное чтение сказки. Подготовка к сочинению по сказкам В. А. Жуковского и А. С. Пушкина.

12.11.

29

Стихи и проза. Рифма и ритм.

Правила стихосложения.


Задание 3 (с. 114).


13.11.

30


Стихи и проза. Рифма и ритм.

Правила стихосложения.


Сочинение стихотворения.



18.11.

31

Р/р Сочинение на тему «Ис­тория сказоч­ного героя».

1 ч.

19.11.

32

Мои лю­бимые сказки

А.С. Пуш­кина





Чтение ста­тьи, во­просы к ней (с. 118), чте­ние сказки «Снежная королева»

20.11.

33



Х.К. Ан­дерсен «Снежная королева».


Чтение статьи (с. 226-227), вопросы и задания к ней.

25.11.

34

Сюжет и герои сказки.

1 ч

Иллюстрация к сказке.

26.11.

35

Победа добра над злом в сказке «Снежная королева».


Чтение сказ­ки А. Пого­рельского «Черная курица…»

Русская литературная сказка XIX века (33ч)

27.11.

36


Русская литератур­ная сказка. А. Пого­рельский. Фантастическое и реальное в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители».


Задание 3 (с. 152, руб­рика «Обога­щайте свою речь»).

02.12.


37


Сказка «Черная курица, или Под­земные жители». Нравоучительность сказки.


Чте­ние сказки

В.М. Гарши­на.

03.12.

38

В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps»


Вопросы и задания (с. 163), чте­ние сказки «О чем гово­рят цветы».

04.12.

39


М.Ю.Лер­монтов. «Бо­родино».

Художест­венные особенно­сти стихотворения.


Составить план сти­хотворения

Вопросы 8-9 (с. 170).

09.12.

40

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.


Вопросы 8-9 (с. 170).

10.12.

41

В/чт М.Ю.Лер­монтов.

«Ашик-Кериб», «Два великана»


Вопросы и задания к уроку внекласс­ного чтения (с. 171-172)

11.12.

42


Н.В. Го­голь. «Закол­дованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий.


Вопрос 2

(с. 174).

16.12.

43

Н.В. Го­голь. «Закол­дованное место». Сочетание комического и трагического, реального и фантастического.

1 ч


Вопросы 3-4

(с. 184).

17.12.

44

Картины народной жизни в повестях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фольклорные мотивы и картины природы в повестях.


Чтение одной из повестей цикла «Вече­ра на хуторе близ Дикань­ки»

18.12.

45


НА. Не­красов. Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. «На Волге».



Наизусть фрагмент стихотворе­ния Н. А. Некрасова.

23.12.


46


Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.


1 ч


Чтение отрывка из поэмы Н.А. Некра­сова «Мороз, Красный нос»

24.12.

47

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Изображение мира детства в стихотворении.


Чтение отрывка из

«Кресть­янские дети», вопросы (с. 205-206)

25.12.

48


Отрывок из поэмы «Кресть­янские дети». Картины природы и жизнь народа.



Чтение рассказа И. С. Тургенева «Муму».

30.12.


49

И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве и протест против рабства.


3 четверть


Пересказ рассказа И.С. Турге­нева «Муму».


13.01.

50

И.С. Тур­генев. Рассказ «Муму».


Задание 7

(с. 242)

14.01.

51



Знаком­ство с ге­роями рассказа «Муму».




Составление плана «Ис­тория Муму» (с. 222-235)

Вопросы 5-6, 10-12 (с. 241-242).

15.01.

52

Герасим и его окру­жение.

Вопросы 5-6, 10-12 (с. 241-242).

20.01.

53

Герасим и Муму.


Вопросы 4-5

(с. 243 - рубрика «Фо-нохрестоматия»)



21.01.

54


Смысл финала рассказа.



Устное размышление по теме урока

Закончить работу над планом к

22.01.

55

Вопросный план к сочинению.

1 ч


Подготовка к сочинению по рассказу.

27.01.

56

Р/р «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?». Домашнее сочинение.


Чтение произведений А. А. Фета.

28.01.

57

Р/р Анализ сочинений.

1ч.

Повторение теории.

29.01.

58



«Чудные картины»

А.А. Фета. Изображение природы в стихотворениях поэта.




Наизусть одно из стихотворений

А.А. Фета.

Чте­ние рассказа Л.Н. Толстого.

03.02.

59

Обучение выразительному чтению стихотворения.

1 ч


Пересказ рассказа «Кавказский

пленник».

04.02.

60

Л.Н. Тол­стой. Рас­сказ «Кав­казский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.


Вопросы и задания 4-6

(с. 275), 3 (с. 276).

05.02.

61



Жилин и Костылин. Два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина.





Задание рубрики «Совершен­ствуйте свою речь» (с. 276)

Описание иллюстраций к рассказу.

10.02.

62

Сравнительная характеристика героев. Жилин и Костылин. Гумани­стический характер рассказа Л.Н.Тол­стого.

1 ч


Описание иллюстраций к рассказу.

Подготовка ка сочинению.

11.02.

63

Р/р Домашнее сочинение-сравнительной характеристика «Жилин и Костылин в плену». Домашнее сочинение.


Чтение рассказа А. П. Чехова «Хирургия».

12.02.

64

Р/р Анализ сочинений.

Повторение теории.

17.02.

65


А.П. Че­хов. Рас­сказ «Хи­рургия». Осмеяние глупости и невежества героев. Особенности чеховского юмора.



Вопросы (с. 279).

18.02.

66

Обучение выразительному чтению прозы.

1 ч


Читать «Лошадиная фамилия», «Письмо уче­ному соседу».

19.02.

67

О чем за­ставляют задуматься рассказы

А. П. Чехо­ва?


Устное рассуждение по теме урока.

Поэты XIX века о родине и родной природе (3 ч)


24.02.

68


Русские поэты XIX века о родине, о природе и о себе.


Чтение ста­тьи (с. 300).

25.02.

69

Стихотворения Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева.


1 ч


Наизусть 1 из сти­хотворений раздела.

26.02.

70

Стихи И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова.


1 ч

Наизусть 1 из сти­хотворений раздела.

Из литературы века XX (26ч)

03.03.

71

И.А. Бу­нин. «Кос­цы» - поэтическое воспоминание о родине.


Вопросы 2 (с. 4), 4-5 (с. 9-10).

04.03.

72

Тема исторического прошлого в рассказах И.А. Бунина.

Вопросы 4-5 (с. 9-10).

05.03.

73


В.Г. Ко­роленко. «В дурном обществе».


Чтение «В дурном обществе»

Вопросы и задания 2

10.03.

74

Вася и его отец.

(с. 11), 2, 4-5, 7-9 (с. 45-46)

11.03.

75

Жизнь среди «се­рых кам­ней».


Задания 11-12 (с. 46)

12.03.

76


Подготов­ка к со­чинению по повести В.Г. Ко­роленко «В дурном обществе».


Составить план «Образ одного персонажа». Подготовка к сочиненитю.

17.03.

77

Р/р. Сочинение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» Сочинение-портрет.

Чтение произведений С. А. Есенина.

18.03.

78

С.А. Есе­нин. «Я по­кинул родимый дом...», «Низкий дом с голу­быми став­нями...».





Вопросы (с. 50-51), чтение «Медной горы Хозяй­ка».

19.03.

79


П.П. Ба­жов. Сказ «Медной горы Хо­зяйка».



4 четверть


Вопросы и задания 6-8, 12-13

(с. 63-65).

01.04.

80

Реальность и фантастика. Нравственные качества мастеровых людей.


1 ч.

Выполнение иллюстра­ции к сказам П.П.Бажова.

02.04.

81

Мир сказов П.П. Ба­жова.


Задание 14 (с. 65), чте­ние сказки

К.Г. Паустов­ского «Теп­лый хлеб»

07.04.

82



К. Г. Пау­стовский. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки и их поступки.



Задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 76)

Чте­ние рассказа

08.04.

83

Нравственные проблемы сказки. Природа и человек в произведениях К.Г. Паустовского.

К.Г. Паустов­ского «Зая­чьи лапы»

09.04.

84

К.Г. Пау­стовский. Рассказ «Заячьи лапы».


Задания (с. 82), чтение «Двенадцать месяцев»

14.04.

85


С.Я. Мар­шак. «Двена­дцать ме­сяцев».


Вопросы 3-5 (с. 98).


15.04.

86

Образы героев в сказке С. Я Маршака «Двенадцать месяцев».

В. 1-2 (с. 99, рубрика «Обогащайте свою речь»)

16.04.

87

Фанта­стическое и реальное в сказке «Две­надцать месяцев»


Вопросы (с. 102), чте­ние рассказа

А.П. Плато­нова «Ники­та»

21.04.

88


А.П. Пла­тонов. Рассказ «Никита».


Вопросы рубрики «Со­вершенствуй­те свою речь» (с. 112)

22.04.

89

Цитатный план.

Закончить работу над планом к рассказу.

23.04.

90

«Никита». Душевный мир маль­чика


Чтение рассказа

В.П. Астафь­ева «Васют­кино озеро».

28.04.

91



В.П.Ас­тафьев.

«Васюткино озеро». Поведение человека в экстремальной ситуации.


Вопросы 2-5 (с. 141, рубрика «Обогащайте свою речь»)


29.04.

92

Становление характера главного героя.

Художественный пересказ.

30.04.

93

Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро».


Задание 8

(с. 141).

05.05.

94

Р/Р Классное сочинение на тему: «Какие качества характера Васютки помогли ему выбраться из леса».


Повторение теории. Чтений стихов А. Т. Твардовского.

06.05.

95



А.Т. Твардовский «Рассказ

танкиста».




Вопросы (с. 146,

147,149), краткие сообщения (инд.).

На­изусть 1 из стихотво­рений

07.05.

96

К.М. Симонов «Майор

Привез мальчишку на лафете...»




На­изусть 1 из стихотво­рений

Произведения о родине и родной природе XX века (1 ч )

12.05.

97

Произведения XX века

о Родине, природе и о себе. Стихотворения Д.Б. Кедрина, А. Прокофьева. Стихотворения Н.М. Рубцова, Дон-Аминадо.


Задание 4 (с. 157) .

Писатели улыбаются (3 ч)

13.05.

98

Саша Черный. «Кавказский пленник».



Чтение и пересказ произведения.

14.05.

99

Саша Черный «Игорь-Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит».


Чтение рассказов Саши Черного на тему «Мои любимые игры в дет­стве»



19.05.

100

К/р Итоговая контрольная работа.

1 ч.

Повторение теории.

Из зарубежной литературы ( 5 ч.)

20.05.

101

Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»: верность традициям предков.

Чтение и пересказ.

21.05.

102

Д. Дефо «Робинзон

Крузо»: удивительная книга об удивительных приключениях.


Чтение и пересказ.

26.05.

103



М. Твен «При­ключения Тома

Сой­ера».



Пересказ эпи­зодов романа М. Твена «Приклю­чения Тома Сойера».


27.05.

104


Дж. Лондон «Сказание о Кише».

1 ч


Задание 5

(с. 257) - от­зыв на одно из произведе­ний М. Тве­на).

28.05.

105

Уроки по­вто­рения и об­обще­ния «Чему учат книги».


1 ч

Обзор литературы для летнего чтения.