СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел I. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной программы по литературному чтению, программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой,  Бойкиной М.В. М.: Просвещение, 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 1 класс»

Администрация Суражского района Брянской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нивнянская средняя общеобразовательная школа

Суражского района Брянской области


243523,Россия, Брянская область, Суражский район, с. Нивное, ул. Садовая, дом 6

Тел. 8 (48330)9-32-14 E-mail: nivn@bk.ru сайт: http://srz-nvn.sch.b-edu.ru/ ИНН:3229003222 КПП:322901001 ОГРН:1023201329480





Принята Методическим объединением СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ МБОУ Нивнянской СОШ ___________________. Зам. директора Директор МБОУ НивнянскойСОШ

Протокол № ____. По УВР МБОУ Нивнянской СОШ ______________________ Н.М. Кириченко

_________________ С.П. Курбатская Приложение № к приказу

по МБОУ Нивнянской СОШ

от___________________________________











Рабочая программа

по литературному чтению

для 1 класса


(40 часов)






Программа составлена

учителем начальных классов

Гаврюсевой Н.Н.









2019-2020уч. год


Раздел I. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной программы по литературному чтению, программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, Бойкиной М.В. М.: Просвещение, 2014.

Обеспечена:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г., / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с.

  3. Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. 1-4 классы. Рабочие программы.- М.: Просвещение, 2014. – 80 с.

  4. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2017. – 80 с.

  5. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. /М.В. Бойкина, Л.А. Виноградова. – М.: Просвещение, 2016. – 80 с.

  6. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. М.: ВАКО, 2015г.


В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неде­лю, 10 учебных недель)



Раздел II. Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • осознание ценностных представлений о своей семье  и своей малой Родине;

  • осознание своей принадлежности к определённому народу;

  • осознание сути новой социальной роли ученика, принятие норм и правил школьной жизни

  • простейшие формы самооценки и рефлексии на уроке;

  • правила работы в группе, доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки;

  • готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.

Обучающийся получит возможность сформировать:

  • стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.

  • проявление эмоций в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.

  • простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения;

  • этические суждения из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 
Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя,   толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

  • планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).

  • Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.

  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки).

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;

  • сопоставлять  эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой).

  • Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.

  • Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему. 

  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

  • анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради»;

  • сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • формулировать вопросы к собеседнику;

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений;

  • строить связное высказывание из  3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

  • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.);

  • осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения;

  • принимать участие в коллективных беседах  по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • воспринимать на слух различные виды текстов,

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах;  мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;

  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;

  • проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;

  • различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;

  • уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

  • анализировать  с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить  содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.

  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».

  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

  • читать, соблюдая  орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • пересказывать текст  подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;

  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания  со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

  • сочинять  свои загадки в соответствии с представленными тематическими  группами.

Литературоведческая пропедевтика:

Обучающийся научится:

  • различать произведения по жанру: загадка, песенка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;

  • отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.

  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);

  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Раздел III. Содержание учебного предмета

  • Вводный урок (1 ч)

  • Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь.

  • Жили-были буквы (7 ч)

  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Мар­шака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: вол­шебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

  • Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Риф­ма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.

  • Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Англий­ские народные песенки. Герои песенок. Сравне­ние песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений

  • Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)

  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Пле­щеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений.

  • Наблюдение за ритмическим рисунком стихо­творного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение

  • И в шутку и всерьёз (6 ч)

  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изобража­емому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголов­ка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений

  • Я и мои друзья (5 ч)

  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцков-ского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведе­ний. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произ­ведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучива­ние наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Со­здание летописи класса. Оценка достижений

  • О братьях наших меньших (5 ч)

  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие расска­за. Поступок героя. Пересказ на основе иллю­страции. Оценка достижений.

































Раздел IV. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата план

Дата факт

1

Вводный урок.



Жили-были буквы (7 ч)

2

В. Данько «Загадочные буквы».



3

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».



4

С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».



5

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»



6

С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть».



7

Из старинных книг.



8

Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы».



Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

9

Е. Чарушин «Теремок».



10

Русская народная сказка «Рукавичка».



11

Загадки, песенки.



12

Русские народные потешки, стишки и песенки.



13

А. С. Пушкин. Отрывки из сказок.



14

Русская народная сказка «Петух и собака».



15

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».



Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)

16

А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка».



17

Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель».



18

Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой.



19

Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг.



20

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…»



И в шутку и всерьёз (7 ч)

21

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г.К Кружков «РРРЫ!»



22

Н .Артюхова «Саша-дразнилка».



23

К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук».



24

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон».



25

М. Пляцковский «Помощник».



26

Из старинных книг.



27

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»



Я и мои друзья (7 ч)

28

Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок».



29

В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны».



30

Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня».



31

С. Маршак «Хороший день».



32

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу».



33

Из старинных книг. Д.Тихомирова «Мальчики и лягушки», «Находка».



34

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».



О братьях наших меньших (6 ч)

35

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак».



36

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку».



37

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г .Сапгир «Кошка».



38

В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет».



39

Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо».



40

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших»













19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!