СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК"Школа России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК"Школа России".»

Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы Климановой Л. Ф., Бойкиной М. В. «Литературное чтение. 1-4 классы».


Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Изучение предмета способствует решению следующих задач:

 — развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;


     — учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
      — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
      — развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
      — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
      — обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
      — формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
      — обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
      — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
      — обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
      — работать с различными типами текстов;
      — создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Общая характеристика курса
Курс «Литературное чтение» в 4 классе призван научить школьников осмысленно читать и воспринимать художественные произведения, чувствовать специфику художественного слова; развивать творческую фантазию, способность к ассоциативному мышлению, стремление к осознанному и постоянному общению с книгой. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словес­ному творчеству и к чтению художественных произведений. 
Программа по чтению для младших школьников четко ори­ентирована на формирование и развитие у учащихся речевых на­выков, главным из которых является навык чтения. Задача уро­ков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умствен­ное действие, протекающее во внутреннем плане. 

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приема ми выразительного чтения, реша­ют разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу прие­мов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. 
Отрабатываются навыки чтения и речевые умения (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного). При обучении чтению знания детей должны пополниться эле­ментарными сведениями литературоведческого характера: про­стейшими сведениями об авторе - писателе, о теме читаемо­го произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети полу­чат первоначальные представления об изобразительно-вырази­тельных возможностях языка (о «живописании словом», о мета­форе, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкально­сти стихотворной речи). 

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуаль­ному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее на­слаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Ха­рактер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие автор­скому тексту. 
Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятель­ного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.  Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение

литературного чтения в 4 классе


п/п

Дата

Количество часов, отводимых на изучение темы

Тема урока

Летописи, былины, сказания, жития (9ч)

1


1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

2


1

Сравнение текста летописи и исторических источников

Из летописи « И вспомнил Олег коня своего»

3


1

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге»

4


1

Поэтический текст былины « Ильины три поездочки»

5


1

Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой

6


1

Сергий Радонежский – святой земли Русской.

7


1

Житие Сергия Радонежского

8


1

Обобщающий урок – игра « Летописи, былины, сказания, жития».

9


1

Оценка достижений. Проект « Создание календаря исторических событий».

Чудесный мир классики (17 ч)

10


1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

П.П. Ершов « Конек – Горбунок»

11


1

П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

12


1

П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Характеристика героев.

13


1

А. С. Пушкин « Няне»

А. С. Пушкин « Туча», « Унылая пора! Очей очарованье!..

14


1

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

15


1

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев

16


1

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части

17


1

М. Ю. Лермонтов « Дары Терека»

18


1

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб»

19


1

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

20


1

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Характеристика героев

21


1

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

Л. Н. Толстой « Детство»

22


1

Л. Н. Толстой « Как мужик камень убрал». Басня

23


1

А. П. Чехов « Мальчики»

24


1

А. П. Чехов « Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени

25


1

Обобщающий урок – КВН « Чудесный мир классики»

26


1

Оценка достижений

Поэтическая тетрадь № 1 (7ч)

27


1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Ф. И. Тютчев « Еще земли печален вид..», « Как неожиданно и ярко…»

28


1

А.А. Фет « Весенний дождь», « Бабочки»

29


1

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»

А. Н. Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения

30


1

И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями…»

Н. А. Некрасов « Школьник»

31


1

Н. А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки..»

И. А. Бунин « Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

32


1

Обобщающий урок – игра « Поэтическая тетрадь № 1»

33


1

Оценка достижений

Литературные сказки (12 ч)

34


1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки.

35


1

В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки.

36


1

В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

37


1

В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста

38


1

П.П. Бажов « Серебряное копытце» .

39


1

П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте

40


1

П.П. Бажов « Серебряное копытце». Герои художественного произведения

41


1

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек»

42


1

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Герои произведения

43


1

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Деление текста на части

44


1

Обобщающий урок – игра « Крестики – нолики»

45


1

Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие

Делу время – потехе час (7 ч )

46


1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

47


1

В. Ю. Драгунский « Главные реки»

48


1

В. Ю. Драгунский « Что любит Мишка»

49


1

В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка

50


1

В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения

51


1

Обобщающий урок « Делу время – потехе час»

52


1

Оценка достижений

Страна детства (7 ч )

53


1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков « Как я ловил человечков».

54


1

Б.С. Житков « Как я ловил человечков». Герои произведения

55


1

К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками»

56


1

К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения

57


1

М.М. Зощенко « Ёлка»

58


1

Обобщающий урок « Страна детства»

59


1

Оценка достижений

Поэтическая тетрадь № 2 (3 ч )

60


1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов « Опять сон», « Детская»

61


1

С. А. Есенин « Бабушкины сказки»

62


1

М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства»

Природа и мы (11 ч)

63


1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш»

64


1

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш». Отношение человека к природе

65


1

А. И. Куприн « Барбос и Жулька»

66


1

А. И. Куприн « Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения

67


1

М.М. Пришвин « Выскочка»

68


1

М.М. Пришвин « Выскочка». Характеристика героя на основании поступка

69


1

Е. И. Чарушин « Кабан»

70


1

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

71


1

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана

72


1

Обобщающий урок – конкурс « Природа и мы»

73



Проект « Природа и мы». Оценка достижений

Поэтическая тетрадь № 3 (5 ч )

74


1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Б.Л. Пастернак « Золотая осень»

С.А. Клычков « Весна в лесу»

75


1

Д. Б. Кедрин « Бабье лето»

Н.М. Рубцов « Лебедушка»

76


1

С.А. Есенин « Лебедушка»

77


1

Обобщающий урок – конкурс « Поэзии прекрасные страницы»

78


1

Оценка достижений

Родина (5ч)

79


1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

И.С. Никитин « Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

80


1

С.Д. Дрожжин « Родине».

А.В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…»

81


1

Обобщающий урок « Родина»

82


1

Внеклассное чтение « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

Проект « Они защищали Родину»

83


1

Оценка достижений

Страна Фантазия ( 6 ч)

84


1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов « Приключение Электроника»

85


1

Е. С. Велтистов « Приключение Электроника». Герои фантастического жанра

86


1

К. Булычев « Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра

87


1

К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра

88


1

Путешествие по стране Фантазии

89


1

Оценка достижений

Зарубежная литература (13 ч)

90


1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

91


1

Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

92


1

Г. Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка

93


1

Г. Х. Андерсен « Русалочка». Деление произведения на части.

94


1

Г. Х. Андерсен « Русалочка». Характеристика героев

95


1

М. Твен « Приключения Тома Сойера»

96


1

М. Твен « Приключения Тома Сойера»

97


1

М. Твен « Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки

98


1

С. Лагерлёф « Святая ночь»

99


1

С. Лагерлёф « В Назарете». Иисус и Иуда

100


1

Контрольная работа за 2 полугодие

101


1

Обобщающий урок « Зарубежная литература»

102


1

Урок – игра « Литературные тайны»