Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение»
Обучающиеся научатся:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Личностные результаты
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (не менее 5–6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
Знать наизусть не менее 2–3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к ним иллюстраций и т. д.).
Находить произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.
Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.
Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается.
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты, испытывать при этом чувства радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на ее проявления, события и пр.).
Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих задач.
Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере эффективность такой модели поведения.
Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить их в классе по просьбе учителя.
Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.
Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока не менее чем из 7–8 предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.
Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
Готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А.Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Изучение внутрипредметного модуля «Развитие речи» формирует следующие универсальные учебные действия:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Изучение предмета в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности;
приобретение умения работать с разными видами информации;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
Содержание внутрипредметнного модуля «Развитие речи», 3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю, в том числе модуль «Развитие речи» - 20 часов.
Распределение часов, 3 класс
№ | Наименование разделов и тем | | Модуль |
1 | Самое великое чудо на свете. | 3 | 1 |
2 | Устное народное творчество. | 8 | 4 |
3 | Поэтическая тетрадь № 1 | 5 | 3 |
4 | Великие русские писатели | 15 | 7 |
5 | Поэтическая тетрадь №2 | 4 | 2 |
6 | Литературные сказки | 7 | 3 |
7 | Были-небылицы | 5 | - |
8 | Поэтическая тетрадь № 1 | 3 | - |
9 | Люби живое | 9 | - |
10 | Поэтическая тетрадь № 2 | 4 | - |
11 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 9 | - |
12 | По страницам детских журналов | 6 | - |
13 | Зарубежная литература | 4 | - |
ИТОГО: | 82 | 20 |
102 часа |
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.
3. Тематическое планирование учебного предмета « Литературное чтение»
№ | Тема | Кол-во часов | КЭС | КЭС |
Самое великое чудо на свете – 4 часа (3 ч + 1 ч) Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. |
1 | Книга как источник знаний. Элементы книги. Рукописные книги Древней Руси. | 1 | 1.3.3 1.4.6 1.1.1 | 2.1 |
2 | Начало книгопечатания. Первопечатник Иван Фёдоров | 1 | 1.8.2 1.11.31.1.5 | 1.5 1.7 |
3/1 | Модуль. Многозначные слова. | 1 | | |
4 | Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений | 1 | 1.8.4 1.8.8 | 1.6 1.7 |
Устное народное творчество – 12 часов (8 ч + 4 ч) Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. |
5 | Русские народные песни | 1 | 1.11.1 1.2.1 1.4.5 | 3.1 |
6/2 | Модуль. Омонимы, омоформы, омофоны. | 1 | | |
7 | Докучные сказки. Произведения прикладного искусства | 1 | 1.11.1 1.7 1.3.3 | 3.1 |
8 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | 1.11.1 1.12.7 1.2.1 | 3.1 1.5 |
9/3 | Модуль. Фразеологизмы. | 1 | | |
10 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | 1 | 1.11.1 1.12.7 1.7.2 | 3.1 1.2.1 |
11 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | 1 | 1.11.1 1.12.7 1.7.2 | 3.1 1.2.1 |
12/4 | Модуль. Сравнения | 1 | | |
13 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | 1.11.1 1.12.7 1.7.2 | 1.2.1 1.2.4 1.2.6 |
14 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин | 1 | 1.11.1 1.12.7 1.3.1 1.7.2 | 1.4.2 |
15/5 | Модуль. Олицетворения. | 1 | | |
16 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». КВН. Оценка достижений | 1 | 1.11.1 1.12.7 1.7 | 3.1 1.2.1 1.7 |
Поэтическая тетрадь № 1 – 8 часов (5 ч + 3 ч) Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. |
17 | Я. Смоленский «Как научиться читать стихи». Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». | 1 | 1.11.2 1.1.1 1.2.1 | 1.2 |
18/6 | Модуль. Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 | | |
19 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | 1.11.2 1.7.2 1.7.5 | 1.2 1.4.1 1.5 |
20 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы» | 1 | 1.12.1 1.2.1 1.4.4 | 1.2 1.5 |
21/7 | Модуль. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | | |
22 | И. З. Суриков «Детство», «Зима» | 1 | 1.11.2 1.1.1 1.4.4 | 1.2 1.5 |
23 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. Тест № 1 | 1 | 1.11.2 1.2.1 1.7 | 1.2 1.7 |
24/8 | Модуль. Откуда приходят слова. | 1 | | |
Великие русские писатели – 22 часа (15 ч + 7 ч) Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. |
25 | Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин – великий русский писатель. Отрывок из поэмы «Цыгане». Отрывки из романа «Евгений Онегин» | 1 | 1.11.2 1.12.4 1.2.1 1.7 | 1.1 1.2 |
26 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро». «Зимний вечер» | 1 | 1.2.1 1.7 1.7.4 | 1.3.1 1.4.1 |
27/9 | Модуль. Этимология | 1 | | |
28 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | 1.2.1 1.7 1.7.4 | 1.6 1.7 |
29 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | 1.2.1 1.7 1.7.4 | 1.2.2 1.4.1 |
30/10 | Модуль. Наши фамилии. | 1 | | |
31 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | 1.2.1 1.7 1.7.4 | 1.2.2 1.4.1 |
32 | И.А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы. «Мартышка и Очки» | 1 | 1.11.2 1.12.4 1.2.1 1.7 | 1.5 1.4.1 |
33/11 | Модуль. Устаревшие слова. | 1 | | |
34 | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | 1 | 1.2.1 1.7 1.7.4 | 1.5 1.4.1 |
35 | И. А. Крылов «Ворона и лисица» | 11 | 1.2.1 1.7 1.7.4 | 1.5 1.4.1 |
36/12 | Модуль. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 1 | | |
37 | Статья В. Воскобойникова о М. Ю. Лермонтове. Подготовка сообщения. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко» «Утёс», «Осень» | 1 | 1.2.1 1.7 1.7.4 | 4.2 1.4.1 |
38 | Л. Н. Толстой – великий русский писатель. «Детство Л.Н. Толстого» | 1 | 1.11.2 1.8.5 1.2.3 | 1.2 1.1 |
39/13 | Модуль. Типы текстов. | 1 | | |
40 | Л. Н. Толстой «Акула» | 1 | 1.11.2 1.8.5 1.2.3 | 1.2.3 1.4.1 1.7 |
41 | Л. Н. Толстой «Прыжок» | 1 | 1.11.2 1.7.2 1.7.5 | 1.4.6 1.7 1.6 |
42/14 | Модуль. Темы текстов. Опорные слова.. | 1 | | |
43 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка» | 1 | 1.7 1.7.2 1.2.4 | 1.6 1.7 1.4.1 |
44 | Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 | 1.11.2 1.8.5 1.2.3 | 1.2 1.6 1.4.6 |
45/15 | Модуль. Связь предложений в тексте. | 1 | | |
46 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Оценка достижений. Тест № 2 | 1 | 1.11.2 1.2.1 1.7 | 1.1 1.2 1.6 |
Поэтическая тетрадь №2 – 6 часов (4 ч + 2 ч) Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. |
47 | Знакомство с названием раздела. Н. А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» | 1 | 1.12.4 1.1.1 1.3.1 1.7 | 1.2 1.4.6 1.7 |
48/16 | Модуль. Цепная связь предложений в тексте. | 1 | | |
49 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | 1.2.1 1.4.5 1.6.2 | 1.2 1.4.1 1.4.6 |
50 | К. Д. Бальмонт «Золотое слово». И. А. Бунин «Детство», Бунин «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» | 1 | 1.12.4 1.1.1 1.3.1 1.7 | 2.1 1.6 1.7 |
51/17 | Модуль. Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | | |
52 | Развивающий час. Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2» | 1 | 1.2.1 1.4.5 1.6.2 | 1.2 1.6 1.4.6 |
Литературные сказки – 10 часов (7 ч + 3 ч) Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. |
53 | Знакомство с разделом. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка | 1 | 1.12.7 1.2.1 1.13.1 | 1.2 1.6 1.7 |
54/18 | Модуль. Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 | | |
55 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца…» | 1 | 1.11.2 1.2.1 1.7 | 1.1 1.2 2.1 |
56 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | 1.12.7 1.2.1 1.12.6 1.7 | 1.2 1.4.6 1.7 |
57/19 | Модуль. Единый временной план текста. | 1 | | |
58 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | 1.2.1 1.4.5 1.6.2 | 1.2 1.4.1 1.6 |
59 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | 1.12.7 1.2.1 1.7.3 | 1.2 3.1 |
60/20 | Модуль. Стили речи. | 1 | | |
61 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | 1.12.7 1.2.1 1.7.3 | 1.5 1.2 1.4.6 |
62 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест № 3 | 1 | 1.2.1 1.4.5 1.6.2 | 1.2 2.1 1.7 |
Были-небылицы – 5 часов Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. |
63 | Знакомство с названием раздела. Максим Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | 1.12.8 1.2.1 1.6.2 | 1.2 1.7 1.4.6 |
64 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 | 1.12.8 1.2.1 1.7 1.6.2 | 1.2 1.4.1 1.6 |
65 | А. И. Куприн «Слон» | 1 | 1.12.5 1.12.3 1.2.1 1.7 | 1.2 1.6 1.4.6 |
66 | А. И. Куприн «Слон» | 1 | 1.12.5 1.12.3 1.2.1 1.7 | 1.2 1.4.1 1.6 |
67 | Обобщающий урок. Тест № 4 | 1 | 1.12.7 1.7 1.7.3 | 1.2.3 1.4.1 1.7 |
Поэтическая тетрадь № 1 – 3 часа Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. |
68 | Знакомство с разделом. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон» | 1 | 1.12.8 1.2.1 1.7 1.6.2 | 1.2 1.4.1 1.6 |
69 | А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» С. А. Есенин «Черёмуха» | 1 | 1.12.7 1.7 1.7.3 | 4.2 1.4.1 |
70 | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь №1». | 1 | 1.12.7 1.7 1.7.3 | 1.2 1.4.1 1.6 |
Люби живое – 9 часов Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. |
71 | Знакомство с разделом. М. М. Пришвин «Моя Родина» | 1 | 1.2.1 1.7.7 1.8.5 | 1.2 1.6 1.4.6 |
72 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | 1.2.1 1.7.8 1.12.5 | 1.2.3 1.4.1 1.7 |
73 | В. И. Белов «Малька провинилась» | 1 | 1.12.7 1.7 1.7.3 | 1.4.6 1.7 1.6 |
74 | В. И. Белов «Ещё про Мальку» | 1 | 1.2.1 1.4.1 1.7.3 1.8.5 | 1.2 1.6 1.4.6 |
75 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | 1.3.1 1.7 1.13.1 | 4.2 1.4.1 |
76 | Б. С. Житков «Про обезьянку» | 1 | 1.3.1 1.7 1.13.1 | 1.2 1.6 1.4.6 |
77 | В. П. Астафьев «Капалуха» | 1 | 1.3.1 1.7 1.13.1 | 1.4.6 1.7 1.6 |
78 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…». Обучение пересказу | 1 | 1.12.7 1.7 1.7.3 | 1.2 1.6 1.4.6 |
79 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Тест № 5 | 1 | 1.2.1 1.4.1 1.7.3 1.8.5 | 1.2.3 1.4.1 1.7 |
Поэтическая тетрадь № 2 – 4 часа Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. |
80 | С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной» | 1 | 1.2.2 1.7.7 1.8.5 1.8.8 | 1.2 1.5 |
81 | А. Л. Барто «Разлука», «В театре» С. В. Михалков «Если» | 1 | 1.2.1 1.4.1 1.7.3 1.8.5 | 1.5 1.7 1.4.1 |
82 | Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | 1 | 1.3.1 1.13.1 | 1.2 1.4.1 1.4.6 |
83 | Урок-конкурс по разделу «Поэтическая тетрадь №2» | 1 | 1.2.2 1.7.7 1.8.8 | 1.2 1.4 – 1.7 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок – 9 часов Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. |
84 | Знакомство с названием раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 1 | 1.3.1 1.7 1.9.5 | 1.4.6 1.7 1.6 |
85 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | 1 | 1.2.1 1.7.3 1.8.5 | 1.2 1.4.1 1.4.6 |
86 | А. П. Платонов «Ещё мама» | 1 | 1.2.1 1.4.1 1.7.3 1.8.5 | 1.2.3 1.4.1 1.7 |
87 | М. М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | 1.3.1 1.7 1.9.5 | 1.2.3 1.4.1 1.7 |
88 | М. М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | 1.3.1 1.7.8 1.7.6 | 1.2.3 1.4.1 1.7 |
89 | М. М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | 1.3.1 1.7.8 1.7.6 | 1.2.3 1.4.1 1.7 |
90 | Н. Н. Носов «Федина задача» | 1 | 1.2.1 1.4.1 1.7.3 1.8.5 | 1.2 1.4.1 1.4.6 |
91 | Н. Н. Носов «Телефон» | 1 | 1.3.1 1.7 1.9.5 | 1.2.3 1.4.1 1.7 |
92 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест № 6 | 1 | 1.2.1 1.4.1 1.7.3 1.8.5 | 1.4.6 1.7 1.6 |
По страницам детских журналов - 6 часов Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. |
93 | Знакомство с названием раздела. Выставка детской периодики | 1 | 1.3.1 1.7.8 1.7.6 | 1.2 1.4.1 1.4.6 |
94 | Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | 1.3.1 1.13.1 | 1.4.6 1.6 |
95 | Ю. И. Ермолаев «Проговорился» «Воспитатели» | 1 | 1.2.1 1.4.1 1.9.7 | 1.2.3 1.4.1 1.7 |
96 | Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» Р. Сеф «Весёлые стихи» | 1 | 1.2.1 1.7.3 1.8.5 | 1.2.3 1.4.1 1.7 |
97 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». | 1 | 1.12.5 1.10.1 | |
98 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 | 1.3.1 1.12.6 | 1.4.1 1.6 |
Зарубежная литература – 4 часа Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. |
99 | Знакомство с разделом. Мифы Древней Греции. Древнегреческий миф «Храбрый Персей» | 1 | 1.12.6 1.7 1.8.4 | 1.4.6 1.7 1.6 |
100 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | 1.1.5 1.7 11.9.6 1.7.2 | 1.2 1.4.1 1.4.6 |
101 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература» | 1 | 1.3.1 1.7 1.8.2 1.9.2 | 1.2 1.4.1 1.7 |
102 | Обобщающий урок за курс 3 класса «Брейн-ринг» | 1 | 1.3.1 1.12.6 | 1.4.1 1.6 |
Итого: 102 часа, в том числе внутрипредметный модуль «Развитие речи» - 20 часов |
Список литературы на лето 3 класс Школа России
А. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
М. Лермонтов. Ашик-Кериб
П. Ершов. Конёк-Горбунок
И. Крылов. Волк и журавль. Квартет
В. Одоевский. Городок в табакерке
А. Чехов. Мальчики
В. Гаршин. Сказка о жабе и розе
С. Аксаков. Аленький цветочек
Л. Андреев. Кусака
П. Бажов. Серебряное копытце
Е. Шварц. Сказка о потерянном времени
Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей
В. Драгунский. Главные реки. Что любит Мишка
Б. Житков. Как я ловил человечков
К. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Дремучий медведь
М. Зощенко. Ёлка
В. Бианки. Оранжевое горлышко
Мамин-Сибиряк. Приемыш
А. Куприн. Барбос и Жулька
М. Пришвин. Выскочка
В. Астафьев. Стрижонок Скрип
Ю. Коваль. Приключения Васи Куролесова
Е. Велтисов. Приключения Электроника
К. Булычев. Путешествия Алисы
Д. Свифт. Путешествия Гулливера
Г.Х. Андерсен. Русалочка
М. Твен Приключения Тома Сойера
Ф. Баум. Страна Оз
Ф. Бернет. Маленький лорд Фаунтлерой
Д. Барри. Питер Пен
А. Линдгрен. Малыш и Карлсон
Р. Брэдбери. Все лето в один день
Т. Янссон. Сказки про Муми-тролля
А. Сент-Экзюпери. Маленький принц
Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утёнок».
Аркадий Петрович Гайдар «Голубая чашка».
Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы».
Булычёв К. серия «Алиса и её друзья».
Волков А. «Волшебник изумрудного города» (с продолжением.)
Губарев В. Повести «Путешествие в утреннюю звезду», «Королевство кривых зеркал».
Лагерлёф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями».
Лари Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок и др.».
Милн А. «Винни-Пух и все, все, все».
Медведев В. «Неизвестные приключения Баранкина», «Капитан Соври-голова».
Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля».
Олеша Ю. «Три толстяка».
Осеева В. «Васёк Трубачев и его товарищи».
Пройслер О. «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной».
Родари Д. «Приключения Чиполлино».
Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных».
Твен М. «Приключения Тома Сойера».
Ишимова А. История России в рассказах для детей.
Житков Б. На льдине.
Кассиль Л. Главное войско.
Катаев В. Сын полка.
М.Зощенко, рассказы.
Н.Носов «Незнайка в солнечном городе».
Медведев «Баранкин, будь человеком».
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОДИФИКАТОР
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение» разработан на основе следующих документов: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки от 06.10.2009 № 373), Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов]. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011.
Блок планируемых результатов обучения «Выпускник научится» включает систему учебных действий, необходимых для успешного обучения в начальной и основной школе, и выносится на итоговую оценку уровня подготовки учащихся за курс начальной школы. Планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться» в соответствии с положениями ФГОС не подлежат итоговой оценке.
Код | | Планируемые результаты обучения. Проверяемые умения |
1 | Виды речевой и читательской деятельности |
1.1 | Различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста |
1.2 | Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): |
| 1.2.1 | определять главную мысль |
| 1.2.2 | определять героев произведения |
| 1.2.3 | определять тему и подтемы (микротемы) |
| 1.2.4 | определять основные события и устанавливать их последовательность |
| 1.2.5 | подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста |
| 1.2.6 | отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде) |
1.3 | Использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: |
| 1.3.1 | делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план |
| 1.3.2 | устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста |
| 1.3.3 | находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет (без использования терминологии), определяющие отношение автора к герою, событию |
1.4 | Использовать различные формы интерпретации содержания текстов: |
| 1.4.1 | формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод |
| 1.4.2 | понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык |
| 1.4.3 | понимать информацию, представленную в неявном виде, устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую |
| 1.4.4 | сравнивать объекты, описанные в тексте, выделяя два – три существенных признака |
| 1.4.5 | пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас |
| 1.4.6 | оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте |
| 1.4.7 | обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов |
1.5 | Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами |
1.6 | Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного) |
1.7 | Участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт |
2 | Круг детского чтения |
2.1 | Ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги |
2.2 | Самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию |
2.3 | Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу |
2.4 | Пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой |
3 | Литературоведческая пропедевтика |
3.1 | Сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы) |
4 | Творческая деятельность |
4.1 | Создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта |
4.2 | Реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи |
Кодификатор элементов содержания
по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
для начальной школы
Код контролируемого элемента | Элементы содержания. |
1 | | Основные теоретико-литературные понятия |
1.3 | Фольклор. Жанры фольклора. |
1.4 | Литературные жанры. |
1.6 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея |
1.7 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. |
1.8 | Проза и поэзия. Основы стихосложения: ритм, рифма, строфа. |
2 | | Из русского фольклора. |
2.1 | Русские народные сказки: волшебная, бытовая, о животных). |
2.2 | Одна былина по выбору. |
5 | | Из русской литературы первой половины XIX в. |
5.1 | И.А.Крылов. Басни. |
5.2 | В.А.Жуковский. Стихотворения. |
5.5 | А.С.Пушкин. Стихотворения. |
5.10 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. |
6 | | Из русской литературы второй половины XIX в. |
6.3 | Ф.И.Тютчев. Стихотворения. |
6.4 | А.А.Фет. Стихотворения. |
6.5 | Н.А.Некрасов. Стихотворения. |
6.9 | Л.Н.Толстой. Рассказы. |
6.10 | А.П. Чехов. Рассказы. |
7 | | Из русской литературы XX в. |
| 7.1 | И.А.Бунин. |
| 7.2 | А.А.Блок. Стихотворения. |
| 7.4 | С.А.Есенин. Стихотворения. |
| 7.10 | Поэзия второй половины XX в. |
21