МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №12»
Рассмотрена «Согласована» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ «Лицей №12»
______/Р.А. Захарова/ _______ /Е.В. Кучина/ ________/В.В. Долженков/
Протокол №1 от 27 августа 2019 г. Приказ № 1 – 298
от 26 августа 2019 г. от 30 августа 2019 г.
Принята
на заседании Педагогического совета
Протокол №1
от 30 августа 2019 г.
Рабочая программа
по литературному чтению
на 2019 – 2020 учебный год
(обучение на дому)
Класс: 3
Составитель:
Силакова Светлана Валентиновна
учитель начальных классов
I квалификационная категория.
УМК «Начальная школа XXI века»
г. Железногорск
2019 год
АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
на 2019-2020 учебный год
(обучение на дому)
Нормативно-методические материалы
Программы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009г.№273,с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011г.,18 декабря 2012г.,29 декабря 2014 г.,31 декабря 2015г.;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (от 8 апреля 2015г.,протокол от №1\15;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г.№253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО,СОО»;
Положения о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №12» г. Железногорска Курской области;
Порядка оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, а также детей-инвалидов и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях, утверждённым приказом МО и Н РФ от 29.087.2014 г. № 688;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 за № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015;
Учебного плана МОУ «Лицей №12» на 2019-2020 учебный год;
Положения о рабочей программе МОУ «Лицей №12»
Цели и задачи обучения
Цель программы «Литературное чтение» - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова;
обогатить читательский опыт.
Задачи изучения литературного чтения: учить читать вслух целыми словами, правильно воспринимать содержание и форму читаемого произведения и книги, различать доступные им жанры, знать имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
Содержание курса «Литературное чтение» включает следующие образовательные линии:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания текста и специфики литературной формы. Выявление точки зрения писателя, читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений.
5. Расширение круга чтения обучающихся.
Срок реализации программы: 1 год
Формы и методы, технологии обучения
Основной формой обучения является урок.
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
При обучении чтению эффективно применение трех методов. Это:
На уроках чтения и внеклассного чтения чаще всего применяются следующие активные методы обучения.
Предположение на основе предложенных слов.
Направленное выслушивание и обдумывание.
Направленное чтение
Карта персонажей.
Доска вопросов.
Оставьте последнее слово за мной.
Обдумайте - объединитесь в пары - обменяйтесь мнениями.
Дебаты.
При обучении чтению эффективно применение следующих технологий:
Технология проблемного диалога.
Технология продуктивного чтения.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Технологии проблемного обучения.
Информационная технология.
Способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Критерии оценивания на основе:
Методического письма министерства образования «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (№155/14 от 19.11.98).
Методического письма министерства образования «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» (№ 13-51-120/13 от 03.06. 2003)
Оценки достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009.
Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:
• социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);
• воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);
• образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);
• эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат — радость, огорчение, безразличие — может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше).
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению.
Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Это:
• комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
• литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
• тесты по изученному произведению, теме, разделу;
• тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
• диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
• тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
• тексты и задания для проверки навыка чтения молча;
• комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
• итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ).
Задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу».
Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):
«5» —ученик набрал 9-10 баллов;
«4» — ученик набрал 7-8 баллов;
«3» — ученик набрал 5-6 баллов;
«2» — ученик набрал менее 5 баллов.
Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:
«5» — если все задания выполнены верно;
«4» — если выполнено не менее 1/4 всех заданий;
«3» — если выполнено не менее 1/2 всех заданий;
«2» — если выполнено менее 1/2 всех заданий.
Формой проверки литературной эрудиции являются литературные диктанты трех видов:
• Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках.
• Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия.
• Информационные диктанты содержат имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.
Количество слов в четвертом классе - 12-15. Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:
«5» — если в работе нет ошибок;
«4» — если в работе одна ошибка;
«3» — если в работе две ошибки;
«2» — если в работе более двух ошибок.
В четвертом классе проверяются: овладение синтетическим способом чтения (словосочетаниями и синтагмами), темп чтения вслух (не менее 90 слов в минуту) и молча (не менее 110 слов в минуту), осознанная и интонационно правильная передача смысла, умение правильно и выразительно пересказывать прочитанный текст, выразительное чтение подготовленного текста с листа и наизусть - стихотворений, басен, отрывков из прозаических произведений. О замере времени учащимся не сообщается.
Отметка «5» — ученик читает целыми словами, со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и более 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставлять факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
Отметка «4» — ученик читает текст целыми словами, со скоростью не меньше 70 слов в минуту и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя, может составить рассказ о герое; умеет высказать свое мнение.
Отметка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения и с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
Отметка «2» — ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
«Технические» ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.
Понимание слова: включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.
Понимание текста: проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).
Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.
Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).
Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.
Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая- в*конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.
Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали.
Четвероклассники должны знать наизусть стихотворения и отрывки из произведений классической художественной литературы. В четвертом классе - 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы (из них 15 произведений - контрольное чтение наизусть). Навык сформирован, если ученик читает правильно, понимает прочитанный текст, умеет выразительно читать подготовленное произведение.
Реализуемый учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века»
Литературное чтение: 1-4 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч., Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2017.
Программа УМК «Начальная школа XXI века» соответствует ФГОС второго поколения.
Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).
В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Ведущей идеей курса "Литературное слушание" является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1 год обучения). Исходя из этого, уроки литературного слушания решают не столько дидактические задачи, связанные с детальным "препарированием" текста, сколько развивают оценочные суждения первоклассников, и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Конструирование курса "Литературное чтение" подчинялось приоритетной задаче - углублению интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля. Исходя из этого, обновление содержания курса шло за счет расширения круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделялось сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся.
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане.
«Литературное чтение» в 3 классе – 102 часа в год (3 часа в неделю)
Результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Планируемые результаты обучения
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе ученик достигает следующих результатов.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующим возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно:
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
читать наизусть заранее подготовленные произведения;
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;
классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении;
понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
работать с книгами разного типа (книги-произведения, книги-сборники), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;
подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;
находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность учащихся»
Ученик научится:
понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые картины» к изученным произведениям;
создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
творчески пересказывать произведение от лица героя;
создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
определять и формулировать главную мысль текста;
находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги — сведения об авторе, жанре;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
делить текст на составные части, составлять план текста;
понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её;
сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;
целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
Содержание учебного предмета
3 КЛАСС
Виды речевой и читательской деятельности
Восприятие литературного произведения. Эмоциональная реакция и понимание автор кой точки зрения. Выражение своего отношения к произведению к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам
Чтение.Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объёму текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения при помощи учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика.Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие.Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой.Элементы книги: обложка, переплёт, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из её персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
В связи с тем, что в индивидуальном учебном плане для обучения на дому детей-инвалидов с использованием образовательных технологий на предмет «Литературное чтение » отведено 3 часа в неделю (102 часа в год), а общеобразовательная программа рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов в год) проведено уплотнение учебного материала следующим образом:
№ п\п | Название раздела | Количество часов |
1 | Устное народное творчество | 11 |
2 | Басни | 5 |
3 | Произведения А.С. Пушкина | 8 |
4 | Стихи русских поэтов | 4 |
5 | Произведения Л.Н. Толстого | 7 |
6 | Произведения Н.А. Некрасова | 6 |
7 | Произведения А.П. Чехова | 3 |
8 | Сказки зарубежных писателей | 2 |
9 | Стихи русских поэтов | 5 |
10 | Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка | 4 |
11 | Произведения А.И. Куприна | 7 |
12 | Стихи С.А. Есенина | 4 |
13 | Произведения К.Г. Паустовского | 9 |
14 | Произведения С.Я. Маршака | 3 |
15 | Произведения Л. Пантелеева | 4 |
16 | Произведения А.П. Гайдара | 6 |
17 | Произведения М.М. Пришвина | 7 |
18 | Произведения зарубежных писателей | 7 |
| Итого | 102 |
Календарно – тематическое планирование
по литературному чтению
3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
I чет. | «Устное народное творчество» | 11 | | |
1 | Малые формы фольклора. Загадки. В. Даль «Старик- годовик» (загадка-сказка). Пословицы. Какие бывают пословицы? | 1 | | |
2 | Русская народная сказка «Самое дорогое». | 1 | | |
3 | Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую». | 1 | | |
4 | Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка». | 1 | | |
5 | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». | 1 | | |
6 | Русская народная сказка «Елена Премудрая» О присказках. | 1 | | |
7 | Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора. Обобщение по разделу. Рубрика «Книжная полка». | 1 | | |
8 | Произведения русского фольклора. Былины. «Добрыня и Змея». Административное контрольное чтение. | 1 | | |
9 | Былины. «Илья Муромец и Соловей- разбойник». | 1 | | |
10 | «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула». | 1 | | |
11 | Обобщение по теме «Былины» Рубрика «Проверьте себя». | 1 | | |
| «Басни» | 5 | | |
12 | Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград». | 1 | | |
13 | И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Эзоп. «Ворон и Лисица». | 1 | | |
14 | И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник». | 1 | | |
15 | Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» А.Е.Измайлов. «Филин и чиж». | 1 | | |
16 | Обобщение по разделу «Басни». Рубрика «Проверьте себя» | 1 | | |
| «Произведения А.С. Пушкина» | 8 | | |
17 | А.С. Пушкин. « У лукоморья дуб зелёный…» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». | 1 | | |
18 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане и его сыне..». ( в сокращении) | 1 | | |
19 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» Сюжет, герои сказки. | 1 | | |
20 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Чудеса и превращения в сказке. | 1 | | |
21 | К.Д.Паустовский. «Сказки Пушкина». А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | | |
22 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Бабаев «Там лес и дол видений полны...». | 1 | | |
23 | А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» «Зимний вечер». | 1 | | |
24 | Обобщение по разделу. «Произведения А.С. Пушкина». Рубрика «Проверьте себя» | 1 | | |
| Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, АН. Майкова, А.А. Фета | 4 | | |
25 | Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...» | 1 | | |
26 | А.Н. Майков.«Осень». | 1 | | |
27 | А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...» | 1 | | |
28 | Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя». | 1 | | |
| «Произведения Л.Н.Толстого» | 7 | | |
29 | Л.Н. Толстой «Два брата» (сказка). | 1 | | |
30 | Л.Н. Толстой «Белка и волк» (басня). | 1 | | |
31 | Научно-познавательные и художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы». | 1 | | |
32 | Л.Н. Толстой. «Лев и собачка». | 1 | | |
33 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 | | |
34 | Былины Л.Н.Толстого «Как боролся русский богатырь». | 1 | | |
35 | Обобщение по теме «Произведения Л.Н.Толстого». Рубрика «Проверьте себя» | 1 | | |
| «Произведения Н.А. Некрасова» | 6 | | |
36 | Стихи Н.А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). | 1 | | |
37 | Стихи Н.А. Некрасова о природе. «Славная осень...». | 1 | | |
38 | Н.А. Некрасов. «Зелёный шум» К.И. Чуковский. Зелёный шум». | 1 | | |
39 | Стихи Н.А. Некрасова о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз Красный нос»). | 1 | | |
40 | К.И. Чуковский. «О стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов. «Саша». | 1 | | |
41 | Рубрика «Книжная полка» Обобщение по разделу «Произведения Некрасова». Рубрика «Проверь себя». | 1 | | |
| «Произведения А.П.Чехова» | 3 | | |
42 | А.П.Чехов «Степь» ( отрывок) | 1 | | |
43 | А.П. Чехов. «Белолобый» | 1 | | |
44 | А.П. Чехов. «Ванька». Административное контрольное чтение за I полугодие. | 1 | | |
| «Сказки зарубежных писателей» | 2 | | |
45 | Ш. Перро. «Подарки феи». | 1 | | |
46 | Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»; Ц.Топелиус. «Зимняя сказка». | 1 | | |
| «Стихи русских поэтов» | 5 | | |
47 | Стихи о Родине. И.С. Никитин. «Русь». | 1 | | |
48 | Стихи о природе. И.С. Никитин. «Утро». | 1 | | |
49 | Стихи о детях и для детей. И.3. Суриков. «Детство». | 1 | | |
50 | С. Дрожжин. «Привет», «Зимний день». | 1 | | |
51 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». Рубрика «Проверьте себя» | 1 | | |
| Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка | 4 | | |
52 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 1 | | |
53 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». Сказки о животных. | 1 | | |
54 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко». | 1 | | |
55 | Обобщение по разделу «Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка». | 1 | | |
| Произведения А.И. Куприна | 7 | | |
56 | А.И. Куприн. «Синяя звезда». | 1 | | |
57 | А.И. Куприн. «Синяя звезда». Работа по сюжету произведения. | 1 | | |
58 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | | |
59 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». «Лев и собачка». Сравнение произведений. | 1 | | |
60 | А.И. Куприн «Собачье счастье». | 1 | | |
61 | А.И. Куприн «Ю-ю» | 1 | | |
62 | Обобщение по разделам «Произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка», и А.И. Куприна. Рубрика «Проверьте себя» | 1 | | |
| Стихи С. А. Есенина | 4 | | |
63 | Стихи о Родине (отрывки); С. А. Есенина «Я покинул родимый дом...». | 1 | | |
64 | С.А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы...». | 1 | | |
65 | С.А. Есенин. «Берёза». Стихи о берёзе (отрывки). С.А. Есенин. «Бабушкины сказки». | 1 | | |
66 | Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина» Рубрика «Проверьте себя» | 1 | | |
| Произведения К.Д. Паустовского | 9 | | |
67 | К.Д. Паустовский. Сказка «Стальное колечко». | 1 | | |
68 | К.Д. Паустовский . Сказка «Стальное колечко» Сюжет произведения. Описание образа Вари. | 1 | | |
69 | К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». | 1 | | |
70 | К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». Сюжет. Образ кота, его поступки. | 1 | | |
71 | К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». | 1 | | |
72 | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». | 1 | | |
73 | К.Г. Паустовскоий «Тёплый хлеб» | 1 | | |
74 | И.С. Тургенев. «Воробей», «Перепёлка». | 1 | | |
75 | Обобщение по разделу «Произведения Паустовского» | 1 | | |
| Произведения С.Я. Маршака | 3 | | |
76 | С.Я. Маршак. «Урок родного языка». «Ландыш». | 1 | | |
77 | С.Я. Маршак. Пьеса- сказка «Кошкин дом». | 1 | | |
78 | Обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака». В.Субботин «С Маршаком» | 1 | | |
| Произведения Л.Пантелеева | 4 | | |
79 | Л.Пантелеев «Честное слово» | 1 | | |
80 | Л. Пантелеева. «Честное слово». Сравнение поступков героев произведения. В.Осеева «Бабка» | 1 | | |
81 | Исторические рассказы. Л. Пантелеев. «Камилл и учитель». | 1 | | |
82 | Л.Пантелеева. «Фенька», «Новенькая». | 1 | | |
| Произведения А.П. Гайдара. | 6 | | |
83 | А.П. Гайдар «Горячий камень». | 1 | | |
84 | А.П. Гайдар Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы). | | | |
85 | А.П. Гайдар. Повесть «Тимур и его команда» Сравнение героев рассказа. | 1 | | |
86 | С.В. Михалков «Аркадий Гайдар». Очерк К.Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». | 1 | | |
87 | В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». | 1 | | |
88 | Обобщение «Произведения о детях и для детей». Рубрика «Проверьте себя» | 1 | | |
| Произведения М.М. Пришвина | 7 | | |
89 | М.М. Пришвин. Очерк «Моя Родина». | 1 | | |
90 | М.М. Пришвин «Двойной след» | 1 | | |
91 | М.М. Пришвина «Выскочка». | 1 | | |
92 | Комплексная работа. | 1 | 23.04.20 | |
93 | М.М.Пришвин «Жаркий час». | 1 | | |
94 | В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине». | 1 | | |
95 | Обобщение по разделу «М.М. Пришвин и его произведения». Рубрика «Проверьте себя». | 1 | | |
| Произведения зарубежных писателей | 7 | | |
96 | Дж. Лондон. «Бурый волк». | 1 | | |
97 | Дж. Лондон. «Бурый волк». Сюжет рассказа. | 1 | | |
98 | Дж. Лондон. «Бурый волк». Описание героев рассказа. Административное контрольное чтение за год. | 1 | | |
99 | Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». | 1 | | |
100 | Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». Описание кульминационного момента в рассказе. | 1 | | |
101 | Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». Рубрика «Проверьте себя». | 1 | | |
102 | Библиотечный урок. «Летнее чтение». | 1 | | |