СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (обучение на дому). УМК "Начальная школа XXI века".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет в планировании уроков литературного чтения в 3 классе с обучающими на дому.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (обучение на дому). УМК "Начальная школа XXI века".»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №12»


Рассмотрена «Согласована» «Утверждаю»

на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ «Лицей №12»

______/Р.А. Захарова/ _______ /Е.В. Кучина/ ________/В.В. Долженков/

Протокол №1 от 27 августа 2019 г. Приказ № 1 – 298

от 26 августа 2019 г. от 30 августа 2019 г.



Принята

на заседании Педагогического совета

Протокол №1

от 30 августа 2019 г.






Рабочая программа

по литературному чтению

на 2019 – 2020 учебный год

(обучение на дому)



Класс: 3


Составитель:

Силакова Светлана Валентиновна

учитель начальных классов

I квалификационная категория.



УМК «Начальная школа XXI века»








г. Железногорск

2019 год





АННОТАЦИЯ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

на 2019-2020 учебный год

(обучение на дому)

Нормативно-методические материалы

  • Программы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009г.№273,с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011г.,18 декабря 2012г.,29 декабря 2014 г.,31 декабря 2015г.;

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (от 8 апреля 2015г.,протокол от №1\15;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г.№253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО,СОО»;

  • Положения о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №12» г. Железногорска Курской области;

  • Порядка оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, а также детей-инвалидов и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях, утверждённым приказом МО и Н РФ от 29.087.2014 г. № 688;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 за № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015;

  • Учебного плана МОУ «Лицей №12» на 2019-2020 учебный год;

  • Положения о рабочей программе МОУ «Лицей №12»


Цели и задачи обучения

Цель программы «Литературное чтение» - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова;

обогатить читательский опыт.

Задачи изучения литературного чтения: учить читать вслух целыми словами, правильно воспринимать содержание и форму читаемого произведения и книги, различать доступные им жанры, знать имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.

Содержание курса «Литературное чтение» включает следующие образовательные линии:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания текста и специфики литературной формы. Выявление точки зрения писателя, читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений.

5. Расширение круга чтения обучающихся.



Срок реализации программы: 1 год


Формы и методы, технологии обучения

Основной формой обучения является урок.

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

При обучении чтению эффективно применение трех методов. Это:

  • Репродуктивный метод.

  • Эвристический метод или частично-поисковый.

  • Творческий метод. 

На уроках чтения и внеклассного чтения чаще всего применяются следующие активные методы обучения.

  • Предположение на основе предложенных слов.

  • Направленное выслушивание и обдумывание. 

  • Направленное чтение

  • Карта персонажей. 

  • Доска вопросов. 

  • Оставьте последнее слово за мной.

  • Обдумайте - объединитесь в пары - обменяйтесь мнениями. 

  • Дебаты. 


При обучении чтению эффективно применение следующих технологий:

  • Технология проблемного диалога.

  • Технология продуктивного чтения.

  • Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  • Технологии проблемного обучения.

  • Информационная технология.


Способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Критерии оценивания на основе:

Методического письма министерства образования «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (№155/14 от 19.11.98).

Методического письма министерства образования «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» (№ 13-51-120/13 от 03.06. 2003)

Оценки достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009.

Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);

воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовле­чение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);

образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализиру­ет успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного мате­риала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);

эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полу­ченный результат — радость, огорчение, безразличие — может укрепить его учебную моти­вацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше).

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежу­точного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итого­вая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, со­ставляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению.

Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарас­тающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней форми­руемых учебных действий.

Это:

• комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);

• литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);

• тесты по изученному произведению, теме, разделу;

• тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и за­даниями на понимание прочитанного;

• диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и чита­тельской деятельности;

• тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каж­дого полугодия);

• тексты и задания для проверки навыка чтения молча;

• комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);

• итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ).

Задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанно­сти и знания изученных произведений.

Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу».

Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):

«5» —ученик набрал 9-10 баллов;

«4» — ученик набрал 7-8 баллов;

«3» — ученик набрал 5-6 баллов;

«2» — ученик набрал менее 5 баллов.

Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответ­ствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соот­ветствуют второму и третьему уровням подготовки.

Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сум­ме верных ответов:

«5» — если все задания выполнены верно;

«4» — если выполнено не менее 1/4 всех заданий;

«3» — если выполнено не менее 1/2 всех заданий;

«2» — если выполнено менее 1/2 всех заданий.

Формой проверки литературной эрудиции являются литературные диктанты трех ви­дов:

Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые со­провождают тексты произведений в учебниках.

Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультур­ные понятия.

Информационные диктанты содержат имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.

Количество слов в четвертом классе - 12-15. Проверка диктантов проводится учащи­мися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:

«5» — если в работе нет ошибок;

«4» — если в работе одна ошибка;

«3» — если в работе две ошибки;

«2» — если в работе более двух ошибок.

В четвертом классе проверяются: овладение синтетическим способом чтения (слово­сочетаниями и синтагмами), темп чтения вслух (не менее 90 слов в минуту) и молча (не ме­нее 110 слов в минуту), осознанная и интонационно правильная передача смысла, умение правильно и выразительно пересказывать прочитанный текст, выразительное чтение подго­товленного текста с листа и наизусть - стихотворений, басен, отрывков из прозаических произведений. О замере времени учащимся не сообщается.

Отметка «5» — ученик читает целыми словами, со скоростью не меньше 90 слов в ми­нуту вслух и более 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, со­поставлять факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.

Отметка «4» — ученик читает текст целыми словами, со скоростью не меньше 70 слов в минуту и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибе­гает к помощи учителя, может составить рассказ о герое; умеет высказать свое мнение.

Отметка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в мину­ту и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения и с помощью учи­теля; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопро­сы (иногда с помощью учителя).

Отметка «2» — ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».

«Технические» ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.

Понимание слова: включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.

Понимание текста: проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, вырази­тельного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).

Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.

Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осущест­вляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каж­дым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).

Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произ­ведений.

Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая- в*конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.

Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фрон­тально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали.

Четвероклассники должны знать наизусть стихотворения и отрывки из произведений классической художественной литературы. В четвертом классе - 20 стихотворений, 6 отрыв­ков из прозы (из них 15 произведений - контрольное чтение наизусть). Навык сформирован, если ученик читает правильно, понимает прочитанный текст, умеет выразительно читать подготовленное произведение.


Реализуемый учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века»

Литературное чтение: 1-4 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч., Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2017.

Программа УМК «Начальная школа XXI века» соответствует ФГОС второго поколения.

Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Ведущей идеей курса "Литературное слушание" является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1 год обучения). Исходя из этого, уроки литературного слушания решают не столько дидактические задачи, связанные с детальным "препарированием" текста, сколько развивают оценочные суждения первоклассников, и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Конструирование курса "Литературное чтение" подчинялось приоритетной задаче - углублению интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля. Исходя из этого, обновление содержания курса шло за счет расширения круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделялось сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане.


«Литературное чтение» в 3 классе – 102 часа в год (3 часа в неделю)


Результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  • овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • 10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Планируемые результаты обучения

3 КЛАСС

К концу обучения в 3 классе ученик достигает следующих результатов.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • осознавать значимость чтения для расширения своего чита­тельского кругозора;

  • понимать содержание прослушанных и самостоятельно про­читанных произведений, определять их главную мысль;

  • читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующим возможностям третье­классника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);

  • читать молча (про себя) небольшие произведения под конт­ролем учителя и самостоятельно:

  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая зна­ки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие чи­таемому произведению;

  • читать наизусть заранее подготовленные произведения;

  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

  • практически различать художественные, научно-популяр­ные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходст­во/различия;

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

  • правильно называть произведение и книгу, объяснять загла­вие произведения и его соответствие содержанию;

  • понимать и оценивать поведение героев произведения с мо­рально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;

  • классифицировать изученные произведения по темам, жан­рам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

  • различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произ­ведении;

  • понимать авторскую точку зрения, аргументированно согла­шаться или не соглашаться с авторской позицией;

  • работать с книгами разного типа (книги-произведения, кни­ги-сборники), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);

  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбо­ра книги по теме, жанру или авторской принадлежности.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;

  • определять особенности жанров произведений (сказок, рас­сказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;

  • подбирать синонимы к словам из текста произведения и осо­знавать контекстное и прямое значение слов;

  • находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и об­ращения, пословицы;

  • находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки, обращение, диалог, произведение, ав­тор произведения, герой произведения, сравнение, эпи­тет).

Ученик может научиться:

  • подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекст­ное значения слов;

  • употреблять в речи изученные литературоведческие поня­тия при анализе произведений;

  • находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность учащихся»

Ученик научится:

  • понимать особенности образов героев произведения, выби­рать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;

  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

  • моделировать «живые картины» к изученным произведе­ниям;

  • создавать истории с героями произведений на основе интер­претации художественного произведения.

Ученик получит возможность научиться:

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведе­ний;

  • выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;

  • творчески пересказывать произведение от лица героя;

  • создавать по образцу небольшие произведения (истории, ко­миксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • определять и формулировать главную мысль текста;

  • находить в тексте произведения информацию о героях про­изведений, в структурных элементах книги — сведения об ав­торе, жанре;

  • работать с таблицами и схемами, использовать информа­цию таблицы для характеристики произведения, книги, ге­роев;

  • делить текст на составные части, составлять план текста;

  • понимать информацию, представленную разными способа­ми: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её;

  • сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в раз­ных частях текста.

Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и спра­вочнике;

  • находить информацию о книге, об авторе, пользуясь струк­турными элементами книги;

  • целенаправленно находить информацию о предметах, явле­ниях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

  • сравнивать полученную из текста информацию с информа­цией готовых таблиц и схем.


Содержание учебного предмета

3 КЛАСС


Виды речевой и читательской деятельности

Восприятие литературного произведения. Эмоциональная реакция и понимание автор кой точки зрения. Выражение своего отношения к произведению к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведе­ний (сказок разных народов, героев народных сказок, выяв­ление их сходств и различий). Оценка эмоционального со­стояния героев, их нравственных позиций. Понимание от­ношения автора к героям произведения, выражение свое­го отношения к произведению, автору, героям и их поступкам

Чтение.Осознанное правильное плавное чтение вслух с пе­реходом на чтение целыми словами вслух небольших по объёму текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или от­рывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрыв­ков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употреб­ляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение ос­новной мысли произведения при помощи учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Круг чтения

Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора раз­ных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Про­изведения о жизни детей разных народов и стран. Приключен­ческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика.Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к приро­де, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

Жанровое разнообразие.Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Работа с книгой.Элементы книги: обложка, переплёт, ти­тульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и жур­налы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: лите­ратурное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, были­на, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, при­сказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обра­щение, сравнение, информация.

Творческая деятельность учащихся

(на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из её персонажей. Придумывание про­должения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкур­сов, уроков-игр.

Межпредметные связи:

с уроками русского языка: составление и запись предложе­ний и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литератур­ных произведений;

с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, уча­стие в выставках рисунков по изученным произведениям;

с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ре­монт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

В связи с тем, что в индивидуальном учебном плане для обучения на дому детей-инвалидов с использованием образовательных технологий на предмет «Литературное чтение » отведено 3 часа в неделю (102 часа в год), а общеобразовательная программа рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов в год) проведено уплотнение учебного материала следующим образом:


п\п

Название раздела

Количество часов

1

Устное народное творчество

11

2

Басни

5

3

Произведения А.С. Пушкина

8

4

Стихи русских поэтов

4

5

Произведения Л.Н. Толстого

7

6

Произведения Н.А. Некрасова

6

7

Произведения А.П. Чехова

3

8

Сказки зарубежных писателей

2

9

Стихи русских поэтов

5

10

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

4

11

Произведения А.И. Куприна

7

12

Стихи С.А. Есенина

4

13

Произведения К.Г. Паустовского

9

14

Произведения С.Я. Маршака

3

15

Произведения Л. Пантелеева

4

16

Произведения А.П. Гайдара

6

17

Произведения М.М. Пришвина

7

18

Произведения зарубежных писателей

7


Итого

102



Календарно – тематическое планирование

по литературному чтению

3 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

I

чет.

«Устное народное творчество»

11




1

Малые формы фольклора. Загадки.

В. Даль «Старик- годовик» (загадка-сказка). Пословицы. Какие бывают пословицы?


1



2

Русская народная сказка «Самое дорогое».

1



3

Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую».

1



4

Сказки с загадками.

Русская народная сказка «Дочь-семилетка».

1



5

Волшебные сказки.

Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр».

1



6

Русская народная сказка «Елена Премудрая»

О присказках.

1



7

Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора. Обобщение по разделу.

Рубрика «Книжная полка».

1



8

Произведения русского фольклора. Былины. «Добрыня и Змея».

Административное контрольное чтение.

1



9

Былины. «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

1



10

«Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула».

1



11

Обобщение по теме «Былины»

Рубрика «Проверьте себя».

1




«Басни»

5



12

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград».

1



13

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица».

Эзоп. «Ворон и Лисица».

1



14

И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник».

1



15

Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица»

А.Е.Измайлов. «Филин и чиж».

1



16

Обобщение по разделу «Басни».

Рубрика «Проверьте себя»

1




«Произведения А.С. Пушкина»

8




17

А.С. Пушкин. « У лукоморья дуб зелёный…»

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

1



18

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане и его сыне..».

( в сокращении)

1



19

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»

Сюжет, герои сказки.

1



20

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

Чудеса и превращения в сказке.

1



21

К.Д.Паустовский. «Сказки Пушкина».

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1



22

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Бабаев «Там лес и дол видений полны...».

1



23

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

«Зимний вечер».

1



24

Обобщение по разделу. «Произведения А.С. Пушкина».

Рубрика «Проверьте себя»

1




Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, АН. Майкова, А.А. Фета

4



25

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...»

1



26

А.Н. Майков.«Осень».

1



27

А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»

1



28

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя».

1




«Произведения Л.Н.Толстого»

7



29

Л.Н. Толстой «Два брата» (сказка).

1



30

Л.Н. Толстой «Белка и волк» (басня).

1



31

Научно-познавательные и художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы».

1



32

Л.Н. Толстой. «Лев и собачка».

1



33

Л.Н. Толстой «Прыжок».

1



34

Былины Л.Н.Толстого «Как боролся русский богатырь».

1



35

Обобщение по теме «Произведения Л.Н.Толстого».

Рубрика «Проверьте себя»

1




«Произведения Н.А. Некрасова»

6



36

Стихи Н.А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок).

1



37

Стихи Н.А. Некрасова о природе. «Славная осень...».

1



38

Н.А. Некрасов. «Зелёный шум»

К.И. Чуковский. Зелёный шум».

1



39

Стихи Н.А. Некрасова о природе.

«Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз Красный нос»).

1



40

К.И. Чуковский. «О стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов. «Саша».

1



41

Рубрика «Книжная полка»

Обобщение по разделу «Произведения Некрасова». Рубрика «Проверь себя».

1




«Произведения А.П.Чехова»

3



42

А.П.Чехов «Степь» ( отрывок)

1



43

А.П. Чехов. «Белолобый»

1



44

А.П. Чехов. «Ванька». Административное контрольное чтение за

I полугодие.

1




«Сказки зарубежных писателей»

2



45

Ш. Перро. «Подарки феи».

1



46

Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»;

Ц.Топелиус. «Зимняя сказка».

1




«Стихи русских поэтов»

5



47

Стихи о Родине. И.С. Никитин. «Русь».

1



48

Стихи о природе. И.С. Никитин. «Утро».

1



49

Стихи о детях и для детей.

И.3. Суриков. «Детство».

1



50

С. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

1



51

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов».

Рубрика «Проверьте себя»

1




Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка

4



52

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1



53

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». Сказки о животных.

1



54

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко».

1



55

Обобщение по разделу «Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка».

1




Произведения А.И. Куприна

7



56

А.И. Куприн. «Синяя звезда».

1



57

А.И. Куприн. «Синяя звезда». Работа по сюжету произведения.

1



58

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1



59

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

«Лев и собачка». Сравнение произведений.

1



60

А.И. Куприн «Собачье счастье».

1



61

А.И. Куприн «Ю-ю»

1



62

Обобщение по разделам «Произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка», и А.И. Куприна. Рубрика «Проверьте себя»

1




Стихи С. А. Есенина

4



63

Стихи о Родине (отрывки); С. А. Есенина «Я покинул родимый дом...».

1



64

С.А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы...».

1



65

С.А. Есенин. «Берёза». Стихи о берёзе (отрывки). С.А. Есенин. «Бабушкины сказки».

1



66

Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина»

Рубрика «Проверьте себя»

1




Произведения К.Д. Паустовского

9



67

К.Д. Паустовский. Сказка «Стальное колечко».

1



68

К.Д. Паустовский . Сказка «Стальное колечко»

Сюжет произведения. Описание образа Вари.

1



69

К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».

1



70

К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». Сюжет. Образ кота, его поступки.

1




71

К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».

1



72

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы».

1



73

К.Г. Паустовскоий «Тёплый хлеб»

1



74

И.С. Тургенев. «Воробей», «Перепёлка».

1



75

Обобщение по разделу «Произведения Паустовского»

1




Произведения С.Я. Маршака

3



76

С.Я. Маршак. «Урок родного языка». «Ландыш».

1



77

С.Я. Маршак. Пьеса- сказка «Кошкин дом».

1



78

Обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака». В.Субботин «С Маршаком»

1




Произведения Л.Пантелеева

4



79

Л.Пантелеев «Честное слово»

1



80

Л. Пантелеева. «Честное слово». Сравнение поступков героев произведения. В.Осеева «Бабка»

1



81

Исторические рассказы.

Л. Пантелеев. «Камилл и учитель».

1



82

Л.Пантелеева. «Фенька», «Новенькая».

1




Произведения А.П. Гайдара.

6



83

А.П. Гайдар «Горячий камень».


1



84

А.П. Гайдар Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы).




85

А.П. Гайдар. Повесть «Тимур и его команда»

Сравнение героев рассказа.

1



86

С.В. Михалков «Аркадий Гайдар». Очерк К.Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

1



87

В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре».

1



88

Обобщение «Произведения о детях и для детей».

Рубрика «Проверьте себя»

1




Произведения М.М. Пришвина

7



89

М.М. Пришвин. Очерк «Моя Родина».

1



90

М.М. Пришвин «Двойной след»

1



91

М.М. Пришвина «Выскочка».

1



92

Комплексная работа.

1

23.04.20


93

М.М.Пришвин «Жаркий час».

1



94

В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине».

1



95

Обобщение по разделу «М.М. Пришвин и его произведения». Рубрика «Проверьте себя».

1




Произведения зарубежных писателей

7



96

Дж. Лондон. «Бурый волк».

1



97

Дж. Лондон. «Бурый волк». Сюжет рассказа.

1



98

Дж. Лондон. «Бурый волк». Описание героев рассказа. Административное контрольное чтение за год.

1



99

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк».

1



100

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». Описание кульминационного момента в рассказе.

1




101

Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». Рубрика «Проверьте себя».


1



102

Библиотечный урок. «Летнее чтение».

1