муниципальное общеобразовательное учреждение
Семибратовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Заседание МО протокол № 1 от «30» августа 2021 г. Согласована Руководитель МО Кулькова Н.А. Согласована Зам. директора по УВР _____________/Т.А. Капралова/ | Утверждена Директор школы __________________/С.Д. Лысюк/ Приказ по школе № 141 от «01» сентября 2021 г. |
Рабочая программа
учебного предмета (курса) Литературное чтение на родном языке (русском) в 4 а классе
(наименование предмета)
Учитель: Отрывина Наталия Евгеньевна
2021–2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Литературное чтение на родном языке (русском)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по литературному чтению: Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 4 классе на изучение литературного чтения на родном языке (русском) отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА, С УЧЁТОМ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Слушание литературного текста, восприятие на слух звучащей речи собеседника, ответы на вопросы по содержанию. Определение последовательности событий слушаемого текста, понимание сути услышанного.
Чтение.Чтение вслух. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм. Понимание смысловых особенностей по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Пути и возможности ознакомления с произведением. Чтение литературных произведений, соответствующих возрастным и психологическим особенностям по жанру.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Читательская деятельность. Данная деятельность включает в себя следующие содержательные линии: осознанное и беглое чтение, умение анализировать прочитанный текст, умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; понимание авторской позиции в художественных произведениях; выделение главной мысли, идеи автора; оценивание поведения героя произведения; пересказ содержания текста, прикладное использование книги как источника информации.
Выбор книги для чтения. Курс способствует установлению устойчивого интереса к самостоятельному чтению книг. Формирование мотивированного выбора книг, с учетом доступности для восприятия детьми, соответствия возрасту и тематическим интересам.
Русское устное народное творчество (сказка, поговорка, пословица, загадка, считалка). Особенности малых жанров фольклора. Поэтические и прозаические произведения. Жанровые особенности сказок, рассказов, поговорок, пословиц. Ознакомление с окружающей средой по научно-популярным произведениям. Исторические, приключенческие, сатирические произведения.
Работа с разными видами (художественные, учебные, научно-популярные произведения) текста. Их сравнение и анализ. Определение целей создания этих видов текста. Умение отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Говорение. Осознанное чтение текста. Отбор нужной информации из текста. Формирование собственного мнения, с опорой на прочитанный текст и передача впечатлений. Определение идеи автора по содержанию произведения. Составление диалога. Пересказ произведения. Чтение наизусть произведения. Передача структуры и выразительных средств языка произведения.
Письмо. Формирование впечатлений, мнений по поведению героев по прочитанному произведению в письменной форме. Дать письменную характеристику литературному герою. Подготовка аннотации по произведению. Составление маленьких текстов в письменной форме.
Творческая деятельность ученика. Данный курс основан на знания, умения и навыки, полученные на уроках русского языка. Чтение по ролям, инсценирование. Составление аннотации по прочитанной книге. Написать рецензию на прочитанное произведение. Написать характеристику героям прочитанных произведений.
Теория литературы.Обладание начальными научными понятиями в области теории литературы: литература, фольклор, художественное произведение, виды жанров, средства выразительности (сравнение, описание, олицетворение).
Литературные жанры: рассказ, повесть, пьеса; сказка, пословица, поговорка, загадка, частушки. Тема, идея произведения: художественный сюжет, композиция, образ, литературный герой, портрет героя, авторская характеристика. Средства выразительности: сравнение, олицетворение, описание: синонимы, антонимы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Количество часов | ЦОР |
1 | Летописи и былины | 4 | http://www.myshared.ru/slide/1279714/ |
2 | Чудесный мир классики | 5 | https://www.youtube.com/watch?v=vYGaGjxkGmU https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-apchehova-kashtanka-2774174.html |
3 | Поэтическая тетрадь | 3 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2021/01/03/n-a-nekrasov-muzhichok-s-nogotok-0 |
4 | Литературные сказки | 5 | https://www.uchmet.ru/library/material/2450744/ |
5 | Делу время – потехе час | 2 | http://900igr.net/prezentacija/bez_uroka/viktor-dragunskij-deniskiny-rasskazy-151405/professor-kislykh-schej-27.html |
6 | Страна детства | 4 | http://5literatura.net/Nosov/Nosov-Ogurtsy.html https://www.youtube.com/watch?v=TtiUK31gv8U |
7 | Природа и мы | 4 | http://www.myshared.ru/slide/1236415/ https://volna.org/tehnologija/mikhail_prishvin_zolotoi_lugh.html |
8 | Родина | 1 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/10/12/prezentatsiya-k-uroku-chteniyaattvardovskiy-rasskaz-tankista |
9 | Страна Фантазия | 2 | http://www.myshared.ru/slide/631239/ |
10 | Зарубежная литература | 4 | https://uchi.ru/teachers/cards/442569?back_path=https://uchi.ru/literature-club/teacher/books&congrat_path=https://uchi.ru/literature-club/teacher/books |
Итого: | 34 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературного чтения на родном языке в 4 а, б классе 2021-2022 учебный год
| Тема | Дата |
план | факт |
Летописи и былины (4 ч) |
| Знакомство с былиной «Алеша Попович и Тугарин Змеёвич». Характеристика главных героев. | 7.09 | 7.09 |
| Наблюдение над средствами художественной выразительности при чтении былины « Добрыня и Змей». | 14.09 | 14.09 |
| Комментированное чтение главы «Расселение славян» из «Повести временных лет». | 21.09 | 21.09 |
| Составление плана по тексту летописи «Поучение Владимира Мономаха детям». | 28.09 | 28.09 |
Чудесный мир классики (5 ч) |
| Знакомство с содержанием всей сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». | 5.10 | 5.10 |
| Деление текста на части-кадры для диафильма по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». | 12.10 | 12.10 |
| Соотнесение иллюстраций В. Васнецова с текстом сказки. Выразительное чтение отрывков «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. | 19.09 | 19.09 |
| Знакомство с содержанием рассказа А.П. Чехова «Каштанка». | 26.10 | 26.10 |
| Характеристика главных героев рассказа А.П. Чехова «Каштанка». Контрольная работа по разделу «Чудесный мир классики» | 9.11 | 9.11 |
Поэтическая тетрадь (3 ч) |
| Составление отзыва о прочитанном произведении русских поэтов о природе. | 16.11 | 16.11 |
| Конкурс чтецов на тему «Картины русской природы». | 23.11 | 23.11 |
| Наблюдение за отношением автора к герою. Выразительное чтение отрывка стихотворения Н.А. Некрасова «Мужичок с ноготок». | 30.11 | 30.11 |
Литературные сказки (5 ч ) |
| Чтение по ролям, иллюстрирование при чтении сказки П.П. Бажова «Огневушка-поскакушка». | 7.12 | 7.12 |
| Знакомство с содержанием произведения П.П. Ершова «Конек-горбунок». | 14.12 | 14.12 |
| Характеристика главных героев сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок». | 21.12 | 21.12 |
| Сходство русских народных сказок и авторской сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок». | 28.12 | 28.12 |
| Викторина по прочитанным литературным сказкам. | 11.01 | 11.01 |
Делу время – потехе час (2 ч) |
| Определение главной мысли и творческий пересказ рассказа В.Драгунского «Профессор кислых щей».Контрольная работа по разделу «Литературные сказки» | 18.01 | 18.01 |
| Выразительное чтение диалогов из рассказа В.Драгунского «Где это видано, где это слыхано…» | 25.01 | 25.01 |
Страна детства (4 ч) |
| Выборочный пересказ фрагмента рассказа М.М.Зощенко «Находка». | 1.02 | 1.02 |
| Чтение по ролям, инсценирование эпизодов рассказа М.М.Зощенко «Бабушкин подарок». | 8.02 | 8.02 |
| Определение отношения автора к персонажам рассказа Н.Н.Носова «Огурцы». | 15.02 | 15.02 |
| Творческий пересказ рассказа Н.Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса». | 22.02 | 22.02 |
Природа и мы (4 ч) |
| Выборочное чтение эпизодов рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг». | 1.03 | 1.03 |
| Составление устного отзыва к рассказу В.В.Бианки«Неслышимка». | 15.03 | 15.03 |
| Комментированное чтение и составление цитатного плана рассказа В.В.Бианки « По следам». | 22.03 | 22.03 |
| Отличие художественного произведения от научно-познавательного по плану. Работа со справочной литературой.Контрольная работа по разделу «Природа и мы» | 5.04 | 5.04 |
Родина (1 ч) |
| Определение главной мысли произведения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» по вопросам учителя. | 12.04 | 12.04 |
Страна Фантазия (2 ч) |
| Характеристика главного героя повести Н.Н. Носова «Незнайка на Луне». | 19.04 | 19.04 |
| Выразительное чтение по ролям отрывков из повести Н.Н. Носова «Незнайка на Луне». | 26.04 | 26.04 |
Зарубежная литература (4 ч) |
| Деление текста на части-кадры для диафильма. Братья Гримм. «Соломинка, уголек и боб». | 3.05 | 3.05 |
| Определение темы и главной мысли произведения. Ш.Перро «Ослиная шкура». | 10.05 | 10.05 |
| Знакомство с произведением. Г.Х.Андерсен «Снежная королева». | 17.05 | 17.05 |
| Урок-отчет по теме «Любимые книги, любимые писатели». | 24.05 | 24.05 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
4 | | | | | |
Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы
по содержанию по литературному чтению на родном языке (русском) 2020 – 2021 уч. год
Учитель Отрывина Наталия Евгеньевна
Предмет литературное чтение на родном языке (русском)
Класс 4 «А»
Количество часов: в неделю 1 час; в год 34 часа
Программа ООП НОО Семибратовской СОШ.
Учебник
Темы | По программе | По рабочей программе | № контр.работы | Проведено часов |
Iчетв. | IIчетв. | IIIчетв. | IVчетв. | Год |
Летописи и былины | | 4 | | | | | | |
Чудесный мир классики | | 5 | | | | | | |
Поэтическая тетрадь | | 3 | | | | | | |
Литературные сказки | | 5 | | | | | | |
Делу время – потехе час | | 2 | | | | | | |
Страна детства | | 4 | | | | | | |
Природа и мы | | 4 | | | | | | |
Родина | | 1 | | | | | | |
Страна Фантазия | | 2 | | | | | | |
Зарубежная литература | | 4 | | | | | | |
Итого: | | 34 | | | | | | |