МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Класс - 4-а Количество часов в год – 70 ч
Учитель: Варфоломеева Галина Кирилловна Категория – первая Стаж работы – 42 года
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и обеспечена учебником Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Литературное чтение»
Рабочая программа принята на заседании МЦ_______ « » сентября 2021 года Руководитель МЦ Нечаева Л.В. | Согласована МС « » сентября 2021 года Зам. директора по НМР__________________Гармаева Л.А. Зам. директора по УВР ________________ Касторнова Е.Ф. |
I.Планируемые результаты
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7», с учетом рабочей программы воспитания, в рамках модуля «Школьный урок» и обеспечена учебником Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Литературное чтение»
Цели предмета
- осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества
Задачи обучения:
- расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём
- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приёмов художественной выразительности
- развитие разнообразных речевых умений
Особенности программы: данная программа предназначена для учащихся, обучающихся по развивающей системе Л.В.Занкова, которая предполагает гуманитарное развитие личности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
3.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
4.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
5.Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
1.Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.
2.Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.
3.Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.
4. Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.
5. Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?».
6.Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).
7.Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).
8. Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).
Коммуникативные:
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3.Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4.Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
5.Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
2. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
3. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
5. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
II. Содержание учебного материала
№ п/п | Тема раздела | Часы | Содержание программного материала |
| Введение | 1ч | Знакомство с учебником. Устное сочинение на тему: «Книга в нашей жизни» |
| Книга в мировой культуре | 3 ч | Изучаемый раздел включает высказывания известных русских и зарубежных писателей о книге, произведения древнерусской литературы («Из Повести временных лет»), материал по истории книги (книги на папирусе, книги из берѐсты, пергамента), материал о современных книгах, в том числе и электронных. Основные понятия раздела: библиотека, летопись, летописец, папирусная книга, берестяные грамоты, книги из пергамента, буквица. Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с историей книги, определение её роли в мировой культуре; умения находить нужную книгу в библиотеке по заданному параметру, составлять на книгу библиографическую карточку. |
| Истоки литературного творчества | 13 ч | Основные понятия раздела: виды народного творчества, Библия, Священное Писание, библейские сюжеты, притча, былина, миф, постоянный эпитет. Основной методической задачей уроков этого раздела является определение специфических особенностей жанров литературы: миф, притча, былина. |
| О Родине, о подвигах, о славе | 11 ч | Включает научно- познавательные и художественные произведения о военных событиях, репродукции картин Н. Бута, А. Дейнеки, М. Авилова, А. Бубнова и фотографии военных лет. Основные понятия: духовно- нравственные ценности и понятия (благородство, ответственность, геройство, подвиг, настоящий герой, поступок) Основной методической задачей уроков этого раздела является формирование на основе художественных текстов чувства гордости за свой народ.любви к Родине, ответственности за совершаемые поступки. Творческий проект «Нам не нужна война» |
| Жить по совести, любя друг друга | 10 ч | Изучаемый раздел включает произведения отечественных авторов о детях и для детей. Каждое произведение писателя – это опыт его жизни, его переживания. Читая эти произведения, учащиеся размышляют, похожи ли сверстники, жившие много лет назад, на них; как складывались их отношения с учителями, с родителями. Ребята учатся понимать, что словом можно поддержать или огорчить. Вместе со взрослыми они обсудят, что такое ответственность, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание. Основные понятия раздела: духовно-нравственные ценности и понятия (ответственность в семье, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание, послушание, благородство, сострадание) Основной методической задачей уроков этого раздела является формирование на основе художественных произведений ответственности, чувства справедливости, сострадания. |
| Литературная сказка | 14 ч | Изучаемый раздел включает биографический материал о зарубежных писателях братьях Гримм, Ш.Перро, Г.Х. Андерсене и их произведения. Основные понятия раздела: сказка, литературная сказка, герои литературных сказок, переводная литература, аналогичные сюжеты сказок. Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с зарубежной литературной сказкой; выявление основных её особенностей; сравнивание сказок с похожими сюжетами. |
| Великие русские писатели | 16 ч | Включает произведения известных русских писателей Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Основные понятия раздела: сказка, рассказ, лирическое стихотворение, средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет). Основной методической задачей уроков этого раздела является знакомство учащихся с русской классической литературой. Кроме того, учащиеся на примере работы с классическими художественными произведениями учатся: - определять специфические особенности жанра литературной сказки («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина); - сравнивать литературную сказку с народной сказкой; - определять особенности жанра рассказа на примере произведений Л.Т. Толстого; - определять особенности лирического стихотворения на примере стихотворений М.Ю. Лермонтова, а также средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение). Проект. Чистые родники русской классики |
| Литература как искусство слова | 2ч | Является новым в 4 классе. В нём представлен материал для самостоятельной работы учащихся и проведения проверочных работ в течение и в конце учебного года. |
| Итого | 70ч | |
III. Тематическое планирование по литературному чтению
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Формируемые УУД | Личностные результаты |
Введение | 1ч | Введение Знакомство с учебником. Устное сочинение на тему: «Книга в нашей жизни» | 1 | Познавательные УУД: -раскрывать понятие «литературные жанры» и использовать его в активном словаре; -определять ценность и значимость книги и обосновывать своё мнение -оформлять отзыв о домашней библиотеке Регулятивные УУД: -группировать высказывания по темам, отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений -выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания -выполнять учебные задания, используя план, алгоритм, формулировать мнение о книге в рамках учебного диалога Коммуникативные УУД: -строить понятные для партнёра высказывания -формулировать мнение о книге в рамках учебного диалога -строить понятные для партнёра высказывания | Принятие образа хорошего ученика Личностная внутренняя ответственность за свои поступки Самооценка, поведение в детском коллективе |
Книги в мировой культуре | 3ч | Книги в мировой культуре Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания известных людей о книге. | 1 |
Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор | 1 |
М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. История книги. Подготовка сообщения на тему «Как родилась книга», «Какой книга была раньше», «Из истории книги» | 1 |
Истоки литературного творчества | 13ч | Книги в мировой культуре Виды устного народного творчества. Притчи, былины, мифы. | 1 | Познавательные УУД: -определять назначение фольклорного жанра и обосновывать своё мнение примерами -объяснять смысл пословиц, группировать пословицы по темам Регулятивные УУД: -выполнять учебное задание, используя план, алгоритм -проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания Коммуникативные УУД : -строить понятные для партнёра высказывания -формулировать мнение в рамках учебного диалога -определять языковые особенности былины и обосновывать своё мнение использовать речевые средства для представления результатов деятельности | Проявлять интерес к изучению темы Соблюдение правил здоровье сберегающего поведения |
Пословицы разных народов. | 1 |
Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). | 1 |
Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. | 1 |
Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. | 1 |
Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. «Гусляры», «Богатырский скок» | 1 |
«Исцеление Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. | 1 |
«Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. | 1 |
Славянский миф. Особенности мифа. | 1 |
Мифы Древней Греции. «Деревянный конь». Мифологический словарь. Е. Мелетинского. | 1 |
Мы идём в библиотеку. Мифы, легенды, предания. Самостоятельное чтение. Сказки о животных. Тайская народная сказка. «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии. | 1 |
Немецкая народная сказка. «Три бабочки». | 1 |
Притча «Царь и кузнец» «Шрамы на сердце» Притча. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу | 1 |
О Родине, о подвигах, о славе | 11ч | О Родине, о подвигах, о славе Пословицы о Родине. Поступок, подвиг. | 1 | Познавательные УУД: -определять смысл понятий: поступок, подвиг -подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина» -определять тему произведения и обосновывать своё мнение -сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение Регулятивные УУД: -выполнять учебные задания по плану -проверять себя и оценивать свои достижения Работать с текстом рассказа, используя план Работать с текстом рассказа, используя план Коммуникативные УУД : -строить понятные для партнёра речевые высказывания -использовать речевые средства для представления результатов деятельности -формулировать высказывание в рамках учебного диалога -формулировать высказывание в рамках учебного диалога | Самооценка, поведение в детском коллективе Личностная внутренняя ответственность за свои поступки Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Проявлять эмоционально- ценностное отношение к героям произведений ВОВ |
К.Ушинский. «Отечество». В.Песков. «Отечество». Сравнение текстов о Родине. | 1 |
Н. Языков «Мой друг!...», А.Рылов «Пейзаж с рекой», С. Романовский «Русь». | 1 |
Александр Невский. В. Серов «Ледовое побоище». | 1 |
Н. Кончаловская «Слово о побоище Ледовом» | 1 |
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Ф. Глинка. «Солдатская песнь». | 1 |
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. «Реквием». | 1 |
А. Приставкин. «Портрет отца».В. Костецкий. «Возвращение». | 1 |
Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы. «Мы идём в библиотеку». Историческая литература для детей. | 1 |
С. Фурин. «Чтобы солнышко светило». В. Орлов. «Разноцветная планета». | 1 |
Семейное чтение Ф. Семяновский. «Фронтовое детство». Фотография-источник получения информации. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Творческий проект на тему «Нам не нужна война» | 1 |
Жить по совести, любя друг друга | 10ч | Жить по совести, любя друг друга Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: ответственность, совесть А.Толстой «Детство Никиты» | 1 | Познавательные УУД: -читать вслух и про себя Регулятивные УУД: -выполнять учебное задание, используя алгоритм Коммуникативные УУД : -использовать адекватные речевые средства для представления результата деятельности | Самооценка, поведение в детском коллективе Проявлять интерес и желание читать юмористические произведения для детей |
А.Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа | 1 |
И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. | 1 |
А.Гайдар. «Тимур и его команда». | 1 |
М. Зощенко. «Самое главное». Смысл рассказа. | 1 |
И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…» Соотнесение содержания текста. Обобщение по курсу литературного чтения. | 1 |
Н. Носов. «Дневник Коли Синицына». Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели-детям» | 1 |
Н.Носов. «Метро». Особенности юмористического текста. | 1 |
В. Драгунский. «…бы». Смысл рассказа. | 1 |
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. | 1 |
Литературная сказка | 14ч | Литературная сказка Вводный урок по содержанию раздела. | 1 | Познавательные УУД: Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки Составлять каталог на определенную тему Определять авторскую сказку и обосновывать своё мнение Регулятивные УУД: Выполнять учебное задание, используя алгоритм, план Выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания Выполнять учебное задание, используя план, алгоритм Коммуникативные УУД: -строить понятные для партнёра высказывания -адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания -адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания Формулировать высказывание в рамках учебного диалога | Принятие образа хорошего ученика Самооценка, поведение в детском коллективе Проявлять интерес и желание читать сказки Личностная внутренняя ответственность за свои поступки |
Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой. | 1 |
Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок. | 1 |
Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки. | 1 |
Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки. | 1 |
Шарль Перро. «Мальчик - с – пальчик». Особенности зарубежного сюжета. | 1 |
Сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой. | |
Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Герои сказки. | 1 |
Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки. Судьба героев сказки | 1 |
Г.-Х.Андерсен. «Чайник». Смысл сказки. Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. | 1 |
И.Токмакова. «Сказочка о счастье». | 1 |
С. Аксаков. «Аленький цветочек». Ш.Перро. «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок | 1 |
Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. | 1 |
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. | 1 |
Великие русские писатели | 16 ч | Великие русские писатели Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение | 1 | Познавательные УУД: -определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу читать вслух и про себя -определять настроение произведения и обосновывать своё мнение -определять настроение произведения и обосновывать своё мнение Регулятивные УУД: -выполнять учебное задание, используя алгоритм, план -выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания -выполнять учебное задание, используя план, алгоритм Коммуникативные УУД: -строить понятные для партнёра высказывания -адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания -договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе -формулировать высказывание в рамках учебного диалога -использовать речевые средства для представления результата деятельности | Личностная внутренняя позиция, самооценка Проявлять интерес и желание читать сказки русских писателей Проявлять эмоционально-ценностное отношение произведению Принятие образа хорошего ученика Личностная внутренняя позиция, самооценка Самооценка, поведение в детском коллективе Проявлять интерес к изучению темы |
Великие русские писатели. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. | 1 |
А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки | 1 |
А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок | 1 |
А.С. Пушкин. «Осень». Е. Волков. «Октябрь». | 1 |
А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…» | 1 |
Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…» А. Куиджи. «Ранняя весна». | 1 |
М. Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Тифлис. Дары Терека. | 1 |
М. Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. | 1 |
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни | 1 |
М. Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов | 1 |
Подготовка сообщения о Л. Н. Толстом. Л.Толстой. «Маman» (Из повести «Детство»). «Ивины» Герои рассказа. | 1 |
И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. | 1 |
Л. Толстой. «Был русский князь Олег». Басни Л.Толстого. | 1 |
Л. Толстой. «Петя Ростов». Пересказ «Маленькие и большие секреты страны Литературии». | 1 |
Л. Толстой. «Петя Ростов». Пересказ «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. Проект. Чистые родники русской классики | 1 |
Литература – как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения | 2ч | Литература – как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения Обобщение по курсу литературного чтения | 1 | Познавательные УУД: -формулировать высказывание в рамках учебного диалога; Регулятивные УУД: -строить понятные для партнёра высказывания Коммуникативные УУД: -договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе -адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания | |
Обобщение по курсу литературного чтения | 1 |