СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК Перспектива

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК Перспектива»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

г. Улан – Удэ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению


Класс - 4-а Количество часов в год – 70 ч

Учитель: Варфоломеева Галина Кирилловна Категория – первая Стаж работы – 42 года


Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и обеспечена учебником Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Литературное чтение»



Рабочая программа принята на заседании МЦ_______ « » сентября 2021 года

Руководитель МЦ Нечаева Л.В.

Согласована МС « » сентября 2021 года

Зам. директора по НМР__________________Гармаева Л.А.

Зам. директора по УВР ________________ Касторнова Е.Ф.





I.Планируемые результаты

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7», с учетом рабочей программы воспитания, в рамках модуля «Школьный урок» и обеспечена учебником Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Литературное чтение»

Цели предмета

- осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества

Задачи обучения:

- расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях

- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём

- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приёмов художественной выразительности

- развитие разнообразных речевых умений

Особенности программы: данная программа предназначена для учащихся, обучающихся по развивающей системе Л.В.Занкова, которая предполагает гуманитарное развитие личности.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Регулятивные: 

1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно.  Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

2.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

3.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

4.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

5.Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: 

1.Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

2.Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

3.Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

4. Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

5. Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?».

6.Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

7.Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

8. Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

Коммуникативные:

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3.Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4.Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

5.Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

2. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

3. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

5. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

II. Содержание учебного материала

п/п

Тема раздела

Часы

Содержание программного материала



Введение

Знакомство с учебником. Устное сочинение на тему: «Книга в нашей жизни»


Книга в мировой культуре

3 ч

Изучаемый раздел включает высказывания известных русских и зарубежных писателей о книге, произведения древнерусской литературы («Из Повести временных лет»), материал по истории книги (книги на папирусе, книги из берѐсты, пергамента), материал о современных книгах, в том числе и электронных. Основные понятия раздела: библиотека, летопись, летописец, папирусная книга, берестяные грамоты, книги из пергамента, буквица. Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с историей книги, определение её роли в мировой культуре; умения находить нужную книгу в библиотеке по заданному параметру, составлять на книгу библиографическую карточку.


Истоки литературного творчества

13 ч 

Основные понятия раздела: виды народного творчества, Библия, Священное Писание, библейские сюжеты, притча, былина, миф, постоянный эпитет. Основной методической задачей уроков этого раздела является определение специфических особенностей жанров литературы: миф, притча, былина.


О Родине, о подвигах, о славе

11 ч

Включает научно- познавательные и художественные произведения о военных событиях, репродукции картин Н. Бута, А. Дейнеки, М. Авилова, А. Бубнова и фотографии военных лет. Основные понятия: духовно- нравственные ценности и понятия (благородство, ответственность, геройство, подвиг, настоящий герой, поступок) Основной методической задачей уроков этого раздела является формирование на основе художественных текстов чувства гордости за свой народ.любви к Родине, ответственности за совершаемые поступки.

Творческий проект «Нам не нужна война»


Жить по совести, любя друг друга

10 ч

Изучаемый раздел включает произведения отечественных авторов о детях и для детей. Каждое произведение писателя – это опыт его жизни, его переживания. Читая эти произведения, учащиеся размышляют, похожи ли сверстники, жившие много лет назад, на них; как складывались их отношения с учителями, с родителями. Ребята учатся понимать, что словом можно поддержать или огорчить. Вместе со взрослыми они обсудят, что такое ответственность, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание. Основные понятия раздела: духовно-нравственные ценности и понятия (ответственность в семье, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание, послушание, благородство, сострадание) Основной методической задачей уроков этого раздела является формирование на основе художественных произведений ответственности, чувства справедливости, сострадания.


Литературная сказка

14 ч

Изучаемый раздел включает биографический материал о зарубежных писателях братьях Гримм, Ш.Перро, Г.Х. Андерсене и их произведения. Основные понятия раздела: сказка, литературная сказка, герои литературных сказок, переводная литература, аналогичные сюжеты сказок. Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с зарубежной литературной сказкой; выявление основных её особенностей; сравнивание сказок с похожими сюжетами.


Великие русские писатели

16 ч

Включает произведения известных русских писателей Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Основные понятия раздела: сказка, рассказ, лирическое стихотворение, средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет). Основной методической задачей уроков этого раздела является знакомство учащихся с русской классической литературой. Кроме того, учащиеся на примере работы с классическими художественными произведениями учатся: - определять специфические особенности жанра литературной сказки («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина); - сравнивать литературную сказку с народной сказкой; - определять особенности жанра рассказа на примере произведений Л.Т. Толстого; - определять особенности лирического стихотворения на примере стихотворений М.Ю. Лермонтова, а также средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение).

Проект. Чистые родники русской классики


Литература как искусство слова

Является новым в 4 классе. В нём представлен материал для самостоятельной работы учащихся и проведения проверочных работ в течение и в конце учебного года.



Итого

70ч














III. Тематическое планирование по литературному чтению


Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Формируемые

УУД

Личностные результаты

Введение

Введение Знакомство с учебником. Устное сочинение на тему: «Книга в нашей жизни»

1

Познавательные УУД:

-раскрывать понятие «литературные жанры» и использовать его в активном словаре;

-определять ценность и значимость книги и обосновывать своё мнение

-оформлять отзыв о домашней библиотеке

Регулятивные УУД:

-группировать высказывания по темам, отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений

-выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания

-выполнять учебные задания, используя план, алгоритм, формулировать мнение о книге в рамках учебного диалога

Коммуникативные УУД:

-строить понятные для партнёра высказывания

-формулировать мнение о книге в рамках учебного диалога

-строить понятные для партнёра высказывания

Принятие образа хорошего ученика

Личностная внутренняя ответственность за свои поступки

Самооценка, поведение в детском коллективе

Книги в мировой культуре 

Книги в мировой культуре  Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания известных людей о книге.

1

Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор

1

М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. История книги. Подготовка сообщения на тему «Как родилась книга», «Какой книга была раньше», «Из истории книги»

1

Истоки литературного творчества 

13ч

Книги в мировой культуре  Виды устного народного творчества. Притчи, былины, мифы.

1

Познавательные УУД:

-определять назначение фольклорного жанра и обосновывать своё мнение примерами

-объяснять смысл пословиц, группировать пословицы по темам

Регулятивные УУД:

-выполнять учебное задание, используя план, алгоритм

-проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания

Коммуникативные УУД :

-строить понятные для партнёра высказывания

-формулировать мнение в рамках учебного диалога

-определять языковые особенности былины и обосновывать своё мнение

использовать речевые средства для представления результатов деятельности  


Проявлять интерес к изучению темы

Соблюдение правил здоровье сберегающего поведения

Пословицы разных народов.

1

Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).

1

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи.

1

Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.

1

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. «Гусляры», «Богатырский скок»

1

«Исцеление Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

1

«Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

1

Славянский миф. Особенности мифа.

1

Мифы Древней Греции. «Деревянный конь». Мифологический словарь. Е. Мелетинского.

1

Мы идём в библиотеку. Мифы, легенды, предания. Самостоятельное чтение. Сказки о животных. Тайская народная сказка. «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии.

1

Немецкая народная сказка. «Три бабочки».

1

Притча «Царь и кузнец» «Шрамы на сердце» Притча. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу

1

О Родине, о подвигах, о славе

11ч

О Родине, о подвигах, о славе Пословицы о Родине. Поступок, подвиг.

1

Познавательные УУД:

-определять смысл понятий: поступок, подвиг

-подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина»

-определять тему произведения и обосновывать своё мнение

-сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение

Регулятивные УУД:

-выполнять учебные задания по плану

-проверять себя и оценивать свои достижения Работать с текстом рассказа, используя план Работать с текстом рассказа, используя план Коммуникативные УУД :

-строить понятные для партнёра речевые высказывания

-использовать речевые средства для представления результатов деятельности

-формулировать высказывание в рамках учебного диалога

-формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Самооценка, поведение в детском коллективе

Личностная внутренняя ответственность за свои поступки

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Проявлять эмоционально- ценностное отношение к героям произведений ВОВ

К.Ушинский. «Отечество». В.Песков. «Отечество». Сравнение текстов о Родине.

1

Н. Языков «Мой друг!...», А.Рылов «Пейзаж с рекой», С. Романовский «Русь».

1

Александр Невский. В. Серов «Ледовое побоище».

1

Н. Кончаловская «Слово о побоище Ледовом»

1

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Ф. Глинка. «Солдатская песнь».

1

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. «Реквием».

1

А. Приставкин. «Портрет отца».В. Костецкий. «Возвращение».

1

Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы. «Мы идём в библиотеку». Историческая литература для детей.

1

С. Фурин. «Чтобы солнышко светило». В. Орлов. «Разноцветная планета».

1

Семейное чтение Ф. Семяновский. «Фронтовое детство». Фотография-источник получения информации. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

1

Жить по совести, любя друг друга 

10ч

Жить по совести, любя друг друга  Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: ответственность, совесть А.Толстой «Детство Никиты»

1

Познавательные УУД:  

-читать вслух и про себя

Регулятивные УУД:

-выполнять учебное задание, используя алгоритм

Коммуникативные УУД :

-использовать адекватные речевые средства для представления результата деятельности


Самооценка, поведение в детском коллективе

Проявлять интерес и желание читать юмористические произведения для детей

А.Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа

1

И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.

1

А.Гайдар. «Тимур и его команда».

1

М. Зощенко. «Самое главное». Смысл рассказа.

1

И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…» Соотнесение содержания текста. Обобщение по курсу литературного чтения.

1

Н. Носов. «Дневник Коли Синицына». Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели-детям»

1

Н.Носов. «Метро». Особенности юмористического текста.

1

В. Драгунский. «…бы». Смысл рассказа.

1

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.

1

Литературная сказка 

14ч

Литературная сказка  Вводный урок по содержанию раздела.

1

Познавательные УУД: Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки Составлять каталог на определенную тему

Определять авторскую сказку и обосновывать своё мнение Регулятивные УУД: Выполнять учебное задание, используя алгоритм, план

Выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания Выполнять учебное задание, используя план, алгоритм

Коммуникативные УУД:

-строить понятные для партнёра высказывания

-адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания

-адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания Формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Принятие образа хорошего ученика

Самооценка, поведение в детском коллективе

Проявлять интерес и желание читать сказки

Личностная внутренняя ответственность за свои поступки

Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой.

1

Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок.

1

Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.

1

Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки.

1

Шарль Перро. «Мальчик - с – пальчик». Особенности зарубежного сюжета.

1

Сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой.


Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Герои сказки.

1

Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки. Судьба героев сказки

1

Г.-Х.Андерсен. «Чайник». Смысл сказки. Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.

1

И.Токмакова. «Сказочка о счастье».

1

С. Аксаков. «Аленький цветочек». Ш.Перро. «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок

1

Э. Хогарт. Мафин печёт пирог.

1

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.

1

Великие русские писатели

16 ч

Великие русские писатели Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение

1

Познавательные УУД:

-определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу

читать вслух и про себя

-определять настроение произведения и обосновывать своё мнение

-определять настроение произведения и обосновывать своё мнение Регулятивные УУД:

-выполнять учебное задание, используя алгоритм, план

-выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания

-выполнять учебное задание, используя план, алгоритм

Коммуникативные УУД:

-строить понятные для партнёра высказывания

-адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания

-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе

-формулировать высказывание в рамках учебного диалога

-использовать речевые средства для представления результата деятельности


Личностная внутренняя позиция, самооценка

Проявлять интерес и желание читать сказки русских писателей

Проявлять эмоционально-ценностное отношение произведению

Принятие образа хорошего ученика

Личностная внутренняя позиция, самооценка

Самооценка, поведение в детском коллективе

Проявлять интерес к изучению темы

Великие русские писатели. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский.

1

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки

1

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок

1

А.С. Пушкин. «Осень». Е. Волков. «Октябрь».

1

А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…»

1

Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…» А. Куиджи. «Ранняя весна».

1

М. Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Тифлис. Дары Терека.

1

М. Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс.

1

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни

1

М. Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов

1

Подготовка сообщения о Л. Н. Толстом. Л.Толстой. «Маman» (Из повести «Детство»). «Ивины» Герои рассказа.

1

И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет Н. Некрасов. Мороз, Красный нос.

1

Л. Толстой. «Был русский князь Олег». Басни Л.Толстого.

1

Л. Толстой. «Петя Ростов». Пересказ «Маленькие и большие секреты страны Литературии».

1

Л. Толстой. «Петя Ростов». Пересказ «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.

Проект. Чистые родники русской классики

1

Литература – как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения 

Литература – как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения  Обобщение по курсу литературного чтения

1

Познавательные УУД:

-формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

Регулятивные УУД:

-строить понятные для партнёра высказывания

Коммуникативные УУД:

-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе

-адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания


Обобщение по курсу литературного чтения

1