СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Протокол №1 от 30.08.2021 г. заседания предметного МО УНК | Согласовано Протокол №1 от 31.08.2021 г. заседания НМС | Утверждено Приказ №156 МБОУ «Саранпаульская СОШ» от 31.08.2021 г. |
Рабочая программа
Литературное чтение
4 Б класс
2021-2022 учебный год
Составитель: Бадма-Церенова Марина Александровна,
учитель начальных классов
Саранпауль, 2021 г.
Пояснительная записка
Цели и задачи:
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Реализуемый учебно-методический комплекс.
Климанова Л.Ф. ,Горецкий В.Г. , Голованова М.В. , Виноградская Л.А., Бойкина М.В.. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014. – Школа России.
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. М.: Просвещение, 2011 Рабочие программы.
КутявинаС.В.Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению.4-й класс.-М.: ВАКО. 2019.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – Новое изд.- М.: ВАКО, 2014. – ( В помощь школьному учителю).
Электронное приложение.
Климанова Л.Ф Литературное чтение. М.: Просвещение, 2014 Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: электронное приложение к учебнику.– Школа России.
Количество учебных и календарных часов программы.
Изучается в течение года, 3часа в неделю, итого 102 часа в год.
Технологии обучения.
1. Игровые и тестовые технологии.
2. Технология личностно-ориентированного обучения.
3. Информационные технологии.
4. Технология КТД.
5. Технологии проблемно-диалогического обучения.
6. Технология развития критического мышления.
7. Проектная технология.
Рабочая программа соответствует учебному плану школы приказ № 157 от 31.08.2021
Содержание учебного процесса
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Знакомство с учебником по литературному чтению Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | Вводный урок. 1час. | Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, знать фамилии,имена и отчества писателей, произведения которых читали в1-3 классах. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержaния раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись - источник исторических фактов, Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой. Сравнение поэтическою и прозаического текстов. Герой былины - защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский - святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. .Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.Оценка достижений. | Летописи. Былины. Жития. 10часов. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего» «Ильины три поездочки» «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. Проект: «Создание календаря исторических событий» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказыватьбылину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных вaжных событий (с помощью (учителя). Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижение при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван - настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А. С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! очей очарованье...». Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - мотивы народной сказки в литературной. Герои эстонской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого. Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа - герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений. | Чудесный мир классики – 16ч. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека». М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Л. Толстой «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов «Мальчики» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид...». «Как неожиданно и ярко...» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А.А.Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. Е.А.Баратынский. «Весна, весна, как воздух чист!». Передача настроения и чувства в стихотворении. А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И.С Никитин «В синем небе плывут над полями...». Изменение картин природы в стихотворении. Н.А.Некрасов «Школьник». «В зимние cyмepки...» Выразительное чтение. И.А.Бунин «Листопад». Картина осени в cтихax. И.А.Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений. | Поэтическая тетрадь 1. 8часов. Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко». А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И.А. Бунин «Листопад». | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию лирического произведения. Определять по тексту, как отрaжаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору, или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Самостоятельно оценивать своё чтение. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.Оценка достижений. | Литературные сказки 13ч. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» П.П. Бажов «Серебряное копытце» С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Сравниватьнародную и литературную сказку. Определятьвиды текстов. Знать отличительные особенности литературных сказок. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумыватьсвой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Инсценирование произведения. В.Ю.Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского. В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений. | Делу время - потехе час -6ч. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» В.Ю. Драгунский«Главные реки» В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на cлyx художественное произведение. Читать без ошибок в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой произведения. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Оценка достижений. | Страна детства -6ч Б.С. Житков «Как я ловил человечков» К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками» М.М. Зощенко «Елка». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Я.Брюсов «Опять сон». «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. | Поэтическая тетрадь 2 – 4ч. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» С.А. Есенин «Бабушкины сказки» М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» М.И. Цветаева «Наши царства» | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над содержанием. Сравнивать стихи разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своими любимым стихотворением.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. А.И.Куприн «Барбос и Жулькa». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. М.М.Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка, герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. Е.И.Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части Составление плана. Выборочный пересказ.Оценка достижений. | Природа и мы – 7ч. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А.И.Куприн «Барбос и Жулькa». М.М.Пришвин «Выскочка». Е.И.Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака. Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С. Д. Клычков. Картины весны и лета в их произведениях. Н.М.Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.Оценка достижений. | Поэтическая тетрадь 3. – 5ч. Б.Л.Пастернак «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу» Д.Б.Кедрин «Бабье лето». Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебёдушка». | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить в произведениях средства художественной выразительности. Сравнивать их,дополнять. Сравниватьпроизведенияживописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенность заголовка произведения. Знакомство с названием раздела. Подбирать книги по теме. И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Воспринимать на слух художественное произведение. Ритм стихотворения. С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер.Оценка достижений. | Родина 6ч. И.С.Никитин «Русь». С.Д.Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...». Проект: «Они защищали Родину» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читатьcтихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержaния раздела. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов.Оценка достижений. | Страна Фантазия – 5ч. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Кир Булычёв «Путешествие Алисы». | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг.ДЖ. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.-Х.Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. СельмаЛагерлёф. В Назарете. Святое Семейство. Иисус и Иуда. Оценка достижений.
| Зарубежная литература - 15ч. ДЖ. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х.Андерсен «Русалочка». Марк Твен «Приключения Тома Сойера». СельмаЛагерлёф. В Назарете. Святое Семейство. Иисус и Иуда. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны:
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Календарно-тематическое планирование
№ ур | Дата |
| Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся(ЗУН) | Вид конт- роля | УУД |
| |||
|
|
| |||||||||
Триместр I. 36 часов. |
| ||||||||||
Вводный урок. 1час. |
| ||||||||||
1.
| 01.09 |
| Вводный урок. Уч. с. 2-6 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | Знать основные условные обозначения. Уметь ориентироваться в книге. |
Текущий. | Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в1-3 классах. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника |
| |||
| Летописи. Былины. Жития (10 ч) |
| |||||||||
2. | 03.09 |
| Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» Уч. с. 17-20 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. События Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников | Знать жанр "летопись". Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А.С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | Текущий. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказыватьбылину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью (учителя). Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижение при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. |
| |||
3. | 06.09 |
| Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».
| индивид. |
| ||||||
4. | 08.09 |
| События летописи – основные события Древней Руси. Уч. с. 10-11 | Текущий |
| ||||||
5. | 10.09 |
| Внеклассное чтение «Самые интересные книги, прочитанные летом». Летопись – источник исторических фактов. Уч. с. 10-11
| Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | Индивид. |
| |||||
6. 7. | 13.09 15.09 |
| Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» Уч. с. 12-16 | Поэтический текст былины. Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой. Сравнение поэтическою и прозаического текстов. | Знать жанр устного народного творчества "былина". Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг. Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. | пересказ |
| ||||
8. | 17.09 |
| Герой былины – защитник Русского государства. Герои былин народов севера. Уч. с. 17-20 | Картина В. Васнецова «Богатыри». | Устный рассказ |
| |||||
9. | 20.09 |
| Сергий Радонежский – святой земли Русской. «Житие Сергия Радонежского» Уч. с. 21-31 | В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому»Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. | Знать произведение "Житие Сергия Радонежского". Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Состав. план |
| ||||
10.
| 22.09 |
| Проект: «Создание календаря исторических событий». Уч. с. 32 | Рассказ о битве на Куликовом поле. | Индивид. |
| |||||
11. | 24.09 |
| Обобщающий –урок игра «Летописи, былины, жития» Оценка достижений Уч. с. 33-34 | Определение жанровых особенностей произведений. Произведения авторские и народные. Составление плана и на его основе рассказа о рукописных книгах. Оценка достижений. | Знать произведения: летописи, былины, жития. Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Индивид |
| ||||
Чудесный мир классики 16ч.
| |||||||||||
12. 13. | 27.09 29.09 |
| П. Ершов «Конёк-Горбунок» Уч. с. 35-61 П. Ершов – наш земляк. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Знакомство с биографией автора. Волшебная сказка, её своеобразие. Анализ языковых средств произведения.Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текстаГерой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка |
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
|
| |||
Выразительное чтение Словесный портрет героя. |
| ||||||||||
14. | 01.10 |
| А. Пушкин Уч. с. 62-69 | Декламация произведений. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Образные средства языка. Виды искусств и их взаимосвязь. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности, отвечать на вопросы по тексту. | наизусть |
| ||||
15. 16. 17. | 04.10 06.10 08.10 |
| А. Пушкин Уч. с. 70-91 | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Работа над составлением плана. Обучение составлению монологического высказывания, умению аргументировать свою точку зрения. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. | Сост .плана Наизусть. |
| ||||
18. | 11.10 |
| М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» Уч. с.92-96 | Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Соотношение природных объектов на карте с описанными в стихотворении. Образные средства языка. | Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М.Ю. Лермонтова. Уметь различать жанры произведений, видеть языковые средства, использованные автором. | Выразительное чтение. |
| ||||
19. 20. 21. | 13.10 15.10 18.10 |
| М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Тест.
Уч. с. 97-111 | Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Чтение по ролям Устное изложение текста по плану. Характеристика героев, отношение к ним. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе | План. Пересказ Отзыв. |
| ||||
22. | 20.10 |
| Внеклассное чтение «Творчество Л.Н. Толстого» Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Л. Толстой«Детство» Уч. с. 112-118 | Расширение знаний о жизни и творчестве писателя. Жанры литературных произведений (автобиографическая повесть). События рассказа Составление характеристики героя. | Уметь самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Составление хар-ки героя. |
| ||||
23. | 22.10 |
| Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Басня. Уч. с. 119 | Жанры литературных произведений, басня как жанр. Своеобразие басен писателя. Подбор пословиц и поговорок к произведению. Тема, главная мысль, события, последовательность | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Наизусть |
| ||||
24. 25. | 25.10 27.10 |
| А. П. Чехов «Мальчики» Уч. с. 121-134 | Знакомство с творчеством автора. Отличительные особенности рассказа и сказки. Работа над основным содержанием прочитанного.Главные герои рассказа - герои своего времени. Характер героев художественного текста. Составление плана. Работа над пересказом.
| Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям. | План выборочный пересказ Придумать продолжеие. |
| ||||
26. | 29.10 |
| Внеклассное чтение « Что такое серии книг и каков их назначение» Обобщение урок КВН «Чудесный мир классики» Уч. с. 135-136 | Задания учебника. Тестовые задания по вариантам. | Знать отличие рассказа от сказки. Знать произведения разных авторов, их содержание. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других | Индивид |
| ||||
27. | 08.11 |
| Оценка достижений |
|
| ||||||
Поэтическая тетрадь 18 ч.
| |||||||||||
28. | 10.11 |
| Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…» «Как неожиданно Уч. с. 137-140 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. | Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. Уметь видеть языковые средства, использованные автором.
| Наизусть. | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию лирического произведения. Определять по тексту, как отрaжаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору, или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Самостоятельно оценивать своё чтение. |
| |||
29. | 12.11 |
| А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»Уч. с. 141-142 | Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Передача настроения и чувства в стихотворении. Изменение картин природы в стихотворении....» Выразительное чтение. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. | Выразител. чт. |
| |||||
30. | 15.11 |
| Е. А. Баратынский | Знать лирические произведенияо весне. Уметь выделять образные языковые средства | Наизусть по выбору |
| |||||
31. | 17.11 |
| А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Уч. с. 145 | Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы | Наизусть. |
| |||||
32. | 19.11 |
| И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Уч. с. 146 | Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы | Выраз чт. |
| |||||
33. | 22.11 |
| Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…» «Школьник».
Уч. с. 147-149 Внеклассное чтение «Книги о сверстниках и о школе»
| Знать произведения о детстве и дружбе. Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы , высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы. Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства | Наизусть |
| |||||
34. | 24.11 |
| И. А. Бунин «Листопад» Уч. с. 150-151
| Знать творчество Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений | Наизусть |
| |||||
35. | 26.11 |
| Обобщающий урок –игра по разделу «Поэтическая тетрадь» Оценка достижений Уч. с. 152-154
Поэты Югры.
| Задания учебника. Тестовые задания по вариантам. | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;читать выразительно | Индив. |
| ||||
| Литературные сказки 13ч. |
| |||||||||
36.
| 01.12 |
| В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Уч. с. 155-168 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ | Знать отличительные особенности литературной сказки. Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя, составлять простой и сложный план текста. | Составление плана | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать народную и литературную сказку. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературных сказок. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
| |||
Триместр 2 |
|
| |||||||||
37. 38. | 03.12 06.12 |
| В. Ф. Одоевский «Городок Уч. с. 155-168 |
| Пересказ части. Отзыв |
| |||||
39. 40. 41. | 08.12 10.12.13.12 |
| В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Уч. с. 169-179 | Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. | Знать содержание сказки. Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя. | План Характеристика героя. |
| ||||
42. 43. 44. | 15.12 17.12 20.12 |
| П. П. Бажов «Серебряное копытце». Уч. с. 180-192 | Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. | Знать что такое сказ, его особенности. Знать творчество П.П. Бажова. Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. | Пересказ по плану. |
| ||||
45. 46. 47. | 22.12 24.12 10.01 |
| С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Уч. с. 193-214 | Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование | Уметь читать осознанно текст художественного произведения "про себя", анализировать особенности речи героев произведения, сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные. | Составление плана. Выборочный пересказ сказки. |
| ||||
48. | 12.01 |
| Внеклассное чтение«Сказки любимых писателей» Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики» по разделу «Литературные сказки» Оценка достижений Уч. с. 215 | Тестовая работа. Задания из учебника и тетради. | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы. | Тест |
| ||||
| Делу время – потехе час 6 ч. |
| |||||||||
49. | 14.01 |
| Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Уч. с.3-16 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания разделаНравственный смысл произведения. Инсценирование произведения. | Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном. Ориентироваться в жанрах по определенным признакам. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. | Групп. | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на cлyx художественное произведение. Читать без ошибок в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. |
| |||
50. | 17.01 |
| В. Ю. Драгунский «Главные реки». Уч. с. 17-23 | Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; отвечать на вопросы | Отзыв |
| ||||
51. | 19.01 |
| В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»Тест. Уч. с. 24-28 | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Чтение по ролям. | Пересказ т лица героя. |
| |||||
52 53. | 21.01 24.01 |
| В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Уч. с. 29-34 | Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, | Инсценирование чтение по ролям. |
| ||||
54. | 26.01 |
| Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» Оценка достижений Уч. с. 36-36 | Оценка достижений. | Уметь воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Иметь собственные читательские приоритеты. | Индив. |
|
| |||
| Страна детства 6ч. |
| |||||||||
55. 56. | 28.01 31.01 |
| Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Уч. с. 37-46 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности развития сюжета. Герой произведения. | Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Выполнение эадания по тексту. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказыватьоб их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| |||
57. 58. | 02.02 04.02 |
| К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Уч. с. 47-58 | Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения | Уметь определять Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Составление вопросов. Выборочный пересказ. |
| ||||
59. | 07.02 |
| М. М. Зощенко «Елка». Уч. с. 59-64 | Герои произведения. Составление плана. Пересказ. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства. | Пересказпоплану. |
| ||||
60. | 09.02 |
| Обобщение по разделу «Страна детства» Оценка достижений Уч. с. 65-66 | Оценка достижений | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Индив. |
| ||||
| Поэтическая тетрадь 2. 4ч. |
| |||||||||
61. | 11.02 |
| .В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» Уч. с. 67-70 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение | Знать творчество В.Я.Брюсова. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения. | наизусть | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над содержанием. Сравнивать стихи разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своими любимым стихотворением.
|
| |||
62. | 14.02 |
| С. А. Есенин. «Бабушкины Уч. с. 71 | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы | наизусть |
| |||||
63. | 16.02 |
| М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» Уч. с. 72-73 | Тема детства. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому.. | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. | Выразительное чтение |
| ||||
64. | 18.02 |
| Внеклассное чтение «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь» Оценка достижений Уч. с. 74 | Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему Конкурс чтецов. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию. | Индив. |
| ||||
| Природа и мы 7 ч. |
| |||||||||
65. | 21.02 |
| Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Уч. с. 75-83 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. | Знать творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Отзыв | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| |||
66. | 23.02 |
| А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Уч. с. 85-91 | Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. | Знать творчество А.И.Куприна. Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Задание из тетради. |
| ||||
67. | 25.02 |
| М. М. Пришвина «Выскочка». Уч. с. 92-95. | Анализ заголовка, герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. | Знать творчество А.И.Куприна Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
|
| ||||
68. | 28.02 |
| Е. И. Чарушин «Кабан» Уч. с. 96-99.. | Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. | Знать творчество М.М. Пришвина, Е.И.Чарушина. Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Задание в тетради. |
| ||||
69.
| 02.03 |
| В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Уч. с. 100-110. |
|
| Деление на части. |
| ||||
| Триместр III. 33 часа. |
|
| ||||||||
70. | 04.03 |
| В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип Уч. с. 100-110. | Герои рассказа. Деление текста на части Составление плана. Выборочный пересказ. | Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства. | Выборочный пересказ |
|
| |||
71. | 07.03 |
| Обобщение по разделу «Природа и мы» Оценка достижений Уч. с. 111-112. | Выполнение предложенных заданий. Оценка достижений. | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе. | Индив. |
| ||||
| Поэтическая тетрадь 3 5ч. |
| |||||||||
72. | 09.03 |
| Внеклассное чтение «Родные поэты» 19 - 20 век Б. Л. Пастернак «Золотая осень» Уч. с. 113-115.Картины Панкова об осени. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Картины осени в лирическом произведении. Наизусть | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства. | Наизусть. | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить в произведениях средства художественной выразительности. Сравнивать их, дополнять. Сравнивать произведенияживописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
|
| |||
73. | 11.03 |
| С. А. Клычков «Весна в лесу» Уч. с. 116-117. | Картины весны и лета в их произведениях. Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения. | Задание изучебника. |
| ||||
| Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства | Наихустьпо выбору. |
| ||||||||
74. | 14.03 |
| Д. Б. Кедрин «Бабье лето» Н. М. Рубцова «Сентябрь» Уч. с. 118-119. |
| |||||||
75. | 16.03 |
| С. А. Есенин «Лебедушка» Уч. с. 120-125. Птицы нашего края. Лебедь. | Мотивы народного творчества в авторском произведении. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства | Картинный план пересказ |
| ||||
76. | 18.03 |
| Обобщающий урок – конкурс «Поэзии прекрасные страницы» по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений Уч. с. 126 | Выполнение заданий. | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Индив. |
| ||||
| Родина 6 ч. |
| |||||||||
77. | 21.03 |
| И. С. Никитин «Русь». Уч. с. 128-132. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенность заголовка произведения. Подбирать книги по теме. Образ Родины в поэтическом тексте. Воспринимать на слух художественное произведение. Ритм стихотворения.Авторское отношение к изображаемому. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений. | Отрывок наизусть | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читатьcтихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| |||
78. | 23.03 |
| С. Д. Дрожжин «Родине». Уч. с. 133-135. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений | Отрывок наизусть |
| |||||
79. | 25.03 |
| А. В. Жигулин «О, Родина! Уч. с. 138 | Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Отрывок наизусть |
| ||||
80. | 04.04 |
| Внеклассное чтение «В путь, друзья!» (книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных) Обобщение по разделу «Родина» Уч. с. 140-141.
| Обобщение знаний изученного. Выполнение заданий учебника. Поэтический вечер. | Знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать | Индив. |
| ||||
81. | 06.04 |
| Проект: «Они защищали Родину». Уч. с. 140-141. |
| Знать правила работы над проектом. Уметь презентовать свою работу. | Индив. |
| ||||
82. | 08.04 |
| Проверим себя и свои достижения. | Тестовые задания. Задания в рабочей тетради. | Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Индив. |
| ||||
| Страна Фантазия 5ч. |
| |||||||||
83. 84. | 11.04 13.04 |
| Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Уч. с. 143-149. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев. | Чтение по ролям План . | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| |||
85. 86. | 15.04 18.04 |
| Кир Булычев Уч. с. 144-157. | Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов.Анализ произведения. Характеристика героев с опорой на тест. Комичность произведения и средства её достижения. Работа с деформированным текстом. Составление картинного плана.Чтение по ролям. | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Тест Задание из тетради. |
| ||||
87. | 20.04 |
| Обобщение по разделу «Страна Фантазия» Оценим свои достижения. Уч. с. 158 | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг. Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
| |||||
| Зарубежная литература 15 ч. |
| |||||||||
88. 89. | 22.04 25.04 |
| Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Тест. Уч. с. 159-166. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Тест Отзыв. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| |||
90. 91. 92. 93. | 27.04 29.04 04.05 06.05 |
| Г.-Х. Андерсен «Русалочка» Авторская сказка. Уч. с. 167-193. | Уточнение знаний о творчестве автора. Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного).Характеристика героев. Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки. | Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | План пересказ по плану Задание из тетради. |
| ||||
94. 95. | 11.05 13.05 |
| М. Твен «Приключения Тома Сойера». Уч. с. 194-200. | Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Сочинение. |
| ||||
96-97 | 16.05 18.05 |
| С. Лагерлеф «Святая ночь» Уч. с. 201-208. | Святое Семейство. | Уметь определять тему и главную мысль произведения. | Текущий. |
| ||||
98. 99. | 20.05 23.05 |
| С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство. Иисус и Иуда. Уч. с. 209-216. | Иисус и Иуда. Оценка достижений. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план. | Текущий. |
| ||||
100. | 25.05 |
| Диагностика скорости чтения и осознанности восприятия. Внеклассное чтение «Путешествие по дорогам любимых книг». Оценка достижений | Выполнение комплексных работ. | Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Индив. |
| ||||
101 | 27.05 |
| Обобщение по разделу «Зарубежная литература» Уч. с. 217. | Выполнение заданий в учебнике и тетради. Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Чтение отрывков наизусть. Составление монологического высказывания по теме. | Уметь проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения | Задание из тетради |
| ||||
102. | 30.05 |
| Урок – игра «Литературные тайны». | Закрепление и повторение материала на основе заданий. | Уметь проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения | текущий |
|
| |||
| Проектов – 2, проверочных работ – 12, тестов -4, Комплексная работа – 1. |
|
Сентябрь «Самые интересные книги, прочитанные летом».
Октябрь «Творчество Л.Н. Толстого»
Ноябрь « Что такое серии книг и каков их назначение»
Декабрь «Книги о сверстниках и о школе»
Январь «Сказки любимых писателей»
Февраль «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет»
Февраль «Родные поэты» 19 - 20 век
Март «В путь, друзья!» (книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных)
Май «Путешествие по дорогам любимых книг».