СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском)языке 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском)языке 4 класс»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Николаевская средняя школа


«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО учителей зам.директора по УВР директор МОУ Николаевская СШ

начальных классов ________Щеголева О.П. _____________ Тюрина И.Н.

Руководитель ШМО ______ Чубанова Н.В. «____»_______ 2022 г. Приказ № __ от ____________

Протокол №__ от ________________



Рабочая программа

Наименование предмета: Литературное чтение на родном (русском) языке

Класс: 4В

Уровень общего образования: начальное общее

Учитель: Пучкина Светлана Юрьевна

Срок реализации программы: 2022/2023 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 17 часов в год; 0,5 часа в неделю

Рабочая программа составлена на основе: Литературное чтение на родном (русском) языке. Методические рекомендаций для учителя. 1-4 классы/ сост.Ю.Н.Понятовская.- М. Планета, 2021.


Рабочую программу составил(а): _____________________________________________________________

подпись расшифровка подписи


1. Планируемые результаты освоения программы по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Личностные результаты:

-осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

1.Познавательные универсальные учебные действия:

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

2.Коммуникативные универсальные учебные действия:

-развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

3. Регулятивные универсальные учебные действия:

-развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.



Предметные результаты:

1) Обучающийся научится:

-понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

-осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;

-совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

-применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;

-передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

-составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;

-самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

2) Обучающийся получит возможность научиться:

-воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

-создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

-пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;

- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

-создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.


К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

- осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;

- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными 19 приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;

- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

- самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

-воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

- создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;



















2. Содержание программы учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Виды речевой и читательской деятельности:

Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений.

Понимание особенностей разных видов чтения. Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека. Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов. Говорение (культура речевого общения) Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи) Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.


















РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (10 ч)

Я и книги (3 ч) Испокон века книга растит человека С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы 29 «Последовательные воспоминания»). Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

Я взрослею (2 ч) Скромность красит человека Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом марш». И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». Любовь всё побеждает Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». И. С. Тургенев. «Голуби».

Я и моя семья (3 ч) Такое разное детство Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).

Я фантазирую и мечтаю (2 ч) Придуманные миры и страны Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (7 ч)

Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч) Люди земли русской Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).

Что мы Родиной зовём (2 ч) Широка страна моя родная А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). А. Д. Дорофеев. «Веретено». В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках.

О родной природе (2 ч) Под дыханьем непогоды Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз». А. Н. Майков. «Гроза». Н. М. Рубцов. «Во время грозы».





















3.Тематическое планирование

с указанием количества часов на освоение каждой темы.



Название раздела/ темы

Количество часов

1

Мир детства

10ч


Я и книги

3


Я взрослею

2


Я и моя семья

3


Я фантазирую и мечтаю

2

2

Россия-Родина моя


Родная страна во все времена сынами сильна

3


Что мы родиной зовём

2


О родной природе

2


Всего

17ч



















































4.Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата

Наименование раздела/ тема урока

Количество часов

примерная

факти

чески

МИР ДЕТСТВА.

10ч

Я и книги.


1



С.Т.Аксаков. Детские годы Багрова-внука (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»)

2



Д.Н.Мамин-Сибиряк. Из далёкого прошлого (глава «Книжка с картинками»)

3



С.Т. Григорьев. Детство Суворова (фрагмент)

Я взрослею

4



Скромность красит человека

Е.В.Клюев. Шагом марш.

5



Любовь всё побеждает.

Б.П.Екимов. Ночь исцеления.

Я и моя семья

6



Такое разное детство.

Е.Н.Верейская. Три девочки (фрагмент)

7



М.В.Водопьянов. Полярный лётчик.(главы «Мой маленький мир», «Мой первый полёт»)

8



К.В.Лукашевич. Моё милое детство. (фрагмент)

Я фантазирую и мечтаю

9



Т.В. Михеева Асино лето.(фрагмент)

10



В.П.Крапивин. Голубятня в Орехове.

РОССИЯ-РОДИНА МОЯ

Родная страна во все времена сынами сильна

11



Е.В.Мурашова. Афанасий Никитин (глава «Каффа»)

12



К.И. Кунин. За три моря.(отрывок)

13



В.А.Гагарин Мой брат Юрий.(отрывок)

Что мы Родиной зовём.

2 ч

14



А.Д.Дорофеев.Веретено.

15



В.Г.Распутин. Саяны.

О родной природе

16



А.Н.Апухтин.Зимой

В.Д.Берестов.Мороз.

17



А.Н.Майков.Гроза.

Н.М.Рубцов.Во время грозы.