Приложение к образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом от 24.02.2021г. № 7
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО _______/ Т.А. Кищук/ ______/Е.Н. Садыгова/ Протокол № 1 от «30» августа 2021г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель руководителя МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина» _____ /Т.А. Салтыкова/ от «31» августа 2021г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина» _____________/ Э.В. Игошин/ Приказ № 454 от «31» августа 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
НА УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(1 — 4 КЛАССЫ)
НА 2020 – 2024 УЧЕБНЫЕ ГОДА
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № _1__
от «31» августа 2021г.
Составитель рабочей программы:
Терпугова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина»
г. Нижневартовск, 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение на родном языке для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 6 октября 2009г. №373 с изменениями, Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ), на основе примерной программы по учебному предмету Литературное чтение на родном языке.
Рабочая программа обеспечивает реализацию образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №1им. А.С. Пушкина» на 2020-2024 учебные года.
Программа рассчитана на 67,5 часов. В 1 классе 33 часа (0,5 часа в неделю, 33 учебные недели). Во 2-4 классах по 34 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Курс родного русского языка и литературы в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение». Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Предмет «Родной язык и литература» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Родной язык и литература является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в наем своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение родного языка и литературы в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Авторская программа Л.Ф. Климова, М.В. Бойкина «Литературное чтение 1-4 кл.». (учебно-методический комплект «Школа России» Просвещение 2014г.).
Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ В двух частях / Климанова Л.Ф., Горецкий М.В., Голованова В.Г. М.: Просвещение, 2020.
Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ В двух частях / Климанова Л.Ф., Горецкий М.В., Голованова В.Г. М.: Просвещение, 2020.
Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ В двух частях / Климанова Л.Ф., Горецкий М.В., Голованова В.Г. М.: Просвещение, 2020.
Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ В двух частях / Климанова Л.Ф., Горецкий М.В., Голованова В.Г. М.: Просвещение, 2020.
Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. А. Стефаненко. М.: Просвещение, 2017
Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. А. Стефаненко. М.: Просвещение, 2017.
Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. А. Стефаненко. М.: Просвещение, 2017.
Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. А. Стефаненко. М.: Просвещение, 2017.
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Обучение может осуществляться через дистанционные платформы Учи.ру, Яндекс. Учебник, Инфоурок
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
метапредметных результатов:
Познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии. предметных результатов:
Выпускник научится:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно- эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Достижение
предметных результатов по годам обучения:
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающийся научится:
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования:
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; создавать проекты в виде текста или презентаций с
аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
К концу четвёртого года изучения учебного предмета:
«Литературное чтение на родном языке» обучающийся научится:
осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; писать сочинения по поводу, прочитанного в виде читательских
аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников
Содержание учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»
1 КЛАСС
Раздел 1. Общие сведения о языке. Речь и речевое общение. Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Раздел 2. Речевая деятельность. Текст
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов
Раздел 3. Культура общения
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
2 КЛАСС
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи. Слово.
Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса. Основные виды деятельности:
Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы). Узнавать слово по его лексическому значению. Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь
Раздел 2. Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать
деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Основные виды деятельности:
Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.
Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.
Раздел 3. Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Основные виды деятельности:
Объединять слова в тематические группы. Конструировать словосочетания и предложения. Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.
3 КЛАСС
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Основные виды деятельности:
Повторить материал изученный во 2-ом классе.
Иметь представление о значении слова, фразеологизмах.
Раздел 2. Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Основные виды деятельности:
Обучающиеся должны знать:
тему, микротему, основную мысль текста;
стили речи: разговорный, книжный, художественный;
типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности;
композицию текста.
Обучающиеся должны уметь:
редактировать простое и сложное предложение;
определять стили речи с учётом особенностей текста; Раздел 3. Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Основные виды деятельности:
Обогащение и усложнение словарного запаса, развитие четкой, ясной речи. Развитие мелкой моторики.
Развитие потребности изучать предмет, увлеченности русским языком.
4 КЛАСС
Раздел 1. Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.
Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.
Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча.
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Раздел 2. Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из летописи. Стихотворные и прозаические произведения отечественных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей. Научно - познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Раздел 3.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, пословица, загадка, поговорка, рассказ, повесть, стихотворение, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений.
«Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх- драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Раздел 4.
Чтение: работа с информацией
Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура).
Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями.
Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.
Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач.
Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи.
Оценка полученной информации о книге и литературных героях. Межпредметные связи:
с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);
с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
| Мир детства | 4 |
| Россия - Родина моя | 12,5 |
| Всего | 16,5 |
2 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
| Мир народной сказки | 9 |
| Чудеса случаются | 8 |
| Всего | 17 |
3 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
| Мир детства. Я и книги | 3 |
| Я взрослею | 3 |
| В дружной семье и в холод тепло | 2 |
| Я фантазирую и мечтаю | 2 |
| Россия –Родина моя. Люди земли русской | 2 |
| От праздника к празднику | 2 |
| Всего | 14 |
4 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
| Мир детства | 2 |
| «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» | 4 |
| Где нам посчастливилось родиться | 1 |
| Рождество подарит праздник и добром согреет душу | 1 |
| Невидимый мир внутри тебя | 1 |
| Любовь к Родине начинается с семи | 4 |
| «Идёт война народная, священная война!» | 2 |
| Это русское раздолье, это родина моя | 2 |
| Всего | 17 |
Приложение к рабочей программе по литературному чтению на родном языке на уровень начального общего образования (1 — 4 класс) на 2020 – 2024 учебные года
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Учебная неделя | Тема урока | Количество часов | Содержание | Форма урока | Примечание |
Раздел 1. Мир детства |
1 | 1 | Не красна книга письмом, красна умом. С.А.Баруздин «Самое простое дело», Л.В.Куклин «Как я научился читать» | 1 | Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений. | Урок-игра | |
2 | 3 | Н.Н.Носов «Волшебные сказки» | 1 | Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. | Урок-беседа | |
3 | 5 | М.Ю.Лермонтов «Парус», Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» | 1 | Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. | Мультимедиа - урок | |
4 | 7 | Я взрослею. Без друга в жизни туго. С.Л.Прокофьева «Самый большой друг», И.А Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом», Н.К.Абрамцева «Цветы и зеркало» | 1 | Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. | Урок-обсуждение | |
5 | 9 | Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. Л.Н. Толстой «Лгун», Враль. Русская народная сказка. | 1 | Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. | Урок-сказка | |
6 | 11 | В.А.Осеева «Почему?» | 1 | Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. | Урок-игра | |
7 | 13 | Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном. А.С.Пушкин «Воротился старик ко старухе», Р.С.Сеф. «Чудо», В.В.Лунин. «Я видел чудо» | 1 | Восприятие на слух и понимание художественных произведений. Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения. | Урок-путешествие | |
8 | 15 | М.М.Пришвин. «Закат солнца», «Осинкам холодно»,С.А.Иванов «Снежный заповедник» , М.С.Харитонов «Учитель вранья» В.Ф.Тендряков», Весенние перевёртыши» | 1 | Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.) | Урок-беседа | |
Раздел 2. Россия - Родина моя |
9 | 17 | Что мы Родиной зовём. С чего начинается Родина? В.А.Осеева «Колыбельная песенка», П.А.Синявский «Рисунок», С.А.Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом», Ф.П.Савинов «Родное» | 1 | Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов. Пополнение словарного запаса. | Урок-обсуждение | |
10 | 19 | В.Ф.Боков «Откуда начинается Россия?», К.Д.Ушинский «Наше Отечество» | 1 | Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). | Урок-путешествие | |
11 | 21 | О родной природе. Одним костром весь мир согреет. А.Н.Толстой «Петушки», С.В.Сахарнов «Мезень» | 1 | Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанного произведения. Пополнение словарного запаса. | Урок-конференция | |
12 | 23 | Е.В.Григорьева «Осенью рыжей»,В.М.Катанов «Жар- птица» | 1 | Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения. | Индивидуальная практическая работа | |
13 | 25 | Выше облака ходячего. И.А.Бунин «Серп луны под тучкой длинной», В.П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» | 1 | Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся. | Урок-беседа | |
14 | 27 | Ю.И. Коваль «Поздним вечером ранней весной», С.В.Востоков «Месяц», Е.В.Липатова «Луна похожа на ежа», Г.М.Кружков «Звёзды» | 1 | Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). | Групповая практическая работа | |
15 | 29 | В синем море белые гуси. Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи», Г.В.Сапгир «Тучи» | 1 | Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). | Урок-беседа | |
16 | 31, 33 | С.В. Востоков «Два яблока», Г.М.Кружков «Зеркала», Д.Шуб «Облачные великаны» | 1,5 | Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). | Мультимедиа - урок | |
Приложение к рабочей программе по литературному чтению на родном языке на уровень начального общего образования (1 — 4 класс) на 2020 – 2024 учебные года
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Учебная неделя | Тема урока | Количество часов | Содержание | Форма урока | Примечание |
1 | 1 | Русские народные сказки. | 1 | Основные понятия: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Рассказывание сказки по серии иллюстраций Рассказывание сказки на основе картинного плана. Восстановление событий сказки на основе рисунков. Чтение сказки по ролям. Составление плана сказки. Понимание содержания литературного произведения. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Осознанное чтение текста художественного произведения, пересказ сказки, используя иллюстрации учебника. | Урок открытия новых знаний, урок рефлексия. | |
2 | 3 | Русская народная сказка «Заячья избушка». | 2 | -высказываться о своём отношении к народным сказкам. -восстанавливать события сказки на основе рисунков. -рассказывать сказку с использованием опорных слов. | Урок общеметодологической направленности | |
3 | 5 | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». | 1 | -сравнивать героев, события сказки. - находить в тексте сравнения с помощью слов «будто», «как», «словно» распределять роли; договариваться о совместном представлении сказки. | Урок развивающего контроля. | |
4 | 7 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» | 2 | -читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажей (выразить просьбу, удивление). выразительно читать сказочные диалоги. -составлять план сказки; дополнять составленный план. -определять главную мысль на основе пословиц. | Урок- ролевая игра. | |
5 | 9 | Мы идём в библиотеку. | 1 | -подготовить выставку книг: -группировать книги по подтемам; -находить нужную книгу на основе характеристики; -рассказывать о книге по составленному плану. | Урок-экскурсия. | |
6 | 11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 2 | -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -характеризовать героев сказки; -составлять план сказки; -пересказывать по составленному плану; - исправлять допущенные ошибки при пересказе. | Урок развивающего контроля. | |
7 | 13 | Мои любимые писатели | 1 | Основные понятия раздела: литературная сказка. Выставка книг. Знакомство с биографией писателя. работа с понятием присказка; развивать умение сравнивать сказки; учить находить слова, характеризующие героя сказки; составлять портрет героя сказки. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев Особенности литературной сказки Д.Мамин-Сибиряк. Дж.Харрис. Сравнение литературных сказок. | Изучение нового материала. | |
8 | 15 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки" | 1 | -предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены; осмысливать понятие «литературная сказка»; уметь рассказывать о прочитанном произведении. | Урок-диспут | |
9 | 17 | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 2 | Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -характеризовать героев сказки. Определять основные события сказок, соотносить смысл сказки с пословицей. Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать прочитанную сказку.: героев, события. Распределять роли для инсценирования; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. | Урок-выставка. Урок-общение. | |
10 | 19 | Дж.Харрис «Братец Лис и братец Кролик». | 2 | Определять основные события сказок, соотносить смысл сказки с пословицей. Сравнивать сказки. Подробно пересказывать прочитанную сказку.: героев, события | Урок -путешествие | |
11 | 21 | Сказки К.Чуковского | 1 | Читать выразительно, передавая с помощью интонации настроение поэта; -объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. | Урок — ролевая игра. | |
12 | 23 | Наш театр. К.Чуковский «Краденое солнце». | 1 | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. | Урок — творческий отчет. | |
13 | 25 | Русские народные сказки. | 1 | Основные понятия: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Рассказывание сказки по серии иллюстраций Рассказывание сказки на основе картинного плана. Восстановление событий сказки на основе рисунков. Чтение сказки по ролям. Составление плана сказки. Понимание содержания литературного произведения. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Осознанное чтение текста художественного произведения, пересказ сказки, используя иллюстрации учебника. | Урок открытия новых знаний, урок рефлексия. | |
14 | 27 | Русская народная сказка «Заячья избушка». | 2 | -высказываться о своём отношении к народным сказкам. -восстанавливать события сказки на основе рисунков. -рассказывать сказку с использованием опорных слов. | Урок общеметодологической направленности | |
15 | 29 | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». | 1 | -сравнивать героев, события сказки. - находить в тексте сравнения с помощью слов «будто», «как», «словно» распределять роли; договариваться о совместном представлении сказки. | Урок развивающего контроля. | |
16 | 31, 33 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» | 2 | -читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажей (выразить просьбу, удивление). выразительно читать сказочные диалоги. -составлять план сказки; дополнять составленный план. -определять главную мысль на основе пословиц. | Урок- ролевая игра. | |
Приложение к рабочей программе по литературному чтению на родном языке на уровень начального общего образования (1 — 4 класс) на 2020 – 2024 учебные года
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Учебная неделя | Тема урока | Количество часов | Содержание | Форма урока | Примечание |
Раздел 1. Мир детства. Я и книги (3 ч) |
1 | 1 | В. И. Воробьев. «Мой дневник». (Глава из книги «Я не придумал ничего» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. | Урок-беседа | |
2 | 3 | В. П. Крапивин. «День рождения». (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко» | 1 | Работа в парах. | |
3 | 5 | Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» | 1 | Урок-дискуссия. | |
Я взрослею (3ч) |
4 | 7 | Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | Урок-беседа. | |
5 | 9 | Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 | Урок-дискуссия. | |
6 | 11 | П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 1 | Индивидуальная практическая работа. | |
В дружной семье и в холод тепло (2 ч) |
7 | 13 | В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | Урок-беседа. | |
8 | 15 | А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». | 1 | Викторина «Семейные ценности». | |
Я фантазирую и мечтаю (2ч) |
9 | 17 | В. П. Крапивин. «Зелёная грива». Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | Урок-дискуссия. | |
10 | 19 | В.П.Крапивин. «Что такое стихия.» (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко» | 1 | Групповая практическая работа. | |
Раздел 2. Россия –Родина моя. Люди земли русской (2ч) |
11 | 21 | Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | Урок-дискуссия. | |
12 | 23 | О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» | 1 | Индивидуальная практическая работа | |
От праздника к празднику (2ч.) |
13 | 25 | А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | Мозговой штурм. | |
14 | 27 | С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). | 1 | Работа в парах. | |
15 | 29 | И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения. | Индивидуальная практическая работа | |
16 | 31 | М.М.Пришвин. «Река» В.П.Астафьев. «Ночь тёмная-тёмная» В.Г.Распутин. «Горные речки» | 1 | Индивидуальная работа. | |
17 | 33 | И. П. Токмакова. «Туман». В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). | 0,5 | Групповая практическая работа. | |
Приложение к рабочей программе по литературному чтению на родном языке на уровень начального общего образования (1 — 4 класс) на 2020 – 2024 учебные года
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Учебная неделя | Тема урока | Количество часов | Содержание | Форма урока | Примечание |
Мир детства |
1 | 1 | Осени приметы | 1 | Познакомить детей с признаками осени и осенними явлениями. | Викторина | |
2 | 3 | Школьная дружба. Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся. | 1 | учить детей понимать значение слов: самонадеянный, хвастливый, тщеславный – скромный, упорный, трудолюбивый. Подвести детей к пониманию пословицы «Кто зазнаётся, тот ни с чем остаётся». | Беседа, игра. | |
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» (4 часа) |
3 | 5 | Было ль, не было ль… «Богатырская наша сила – сила духа и сила воли!» | 1 | Обобщить знания о художественном мире былин, провести контроль знаний языковых средств былины и навыка языкового анализа фрагмента былины. Совершенствовать умение сопоставлять и обобщать. | Повторение | |
4 | 7 | Страна городов. Отец и дочь. | 1 | Фронтальная, индивидуальная. | |
5 | 9 | Подвиги во имя любви. Племянник Ломоносов. | 1 | Виртуальное путешествие | |
6 | 11 | Учитель, ученик, родная кровь. Первые на Руси книги для детей. | 1 | Викторина | |
Где нам посчастливилось родиться…(1 час) |
7 | 13 | «Любовь очей, моя страна!» Хранимая Богом родная земля! | 1 | Способствовать воспитанию чувства любви и гордости за свою малую Родину. | Беседа. | |
Рождество подарит праздник и добром согреет душу (1 час) |
8 | 15 | Каждый из нас ангел… Рождество добром согреет душу! | 1 | Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках; стремление совершать добрые дела; | Викторина, игра. | |
Невидимый мир внутри тебя (1 час) |
9 | 17 | Хлеб в пути – не в тягость. В начале было слово… | 1 | Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках; стремление совершать добрые дела; | Повторение | |
Любовь к Родине начинается с семи (4 часа) |
10 | 19 | Семья – мои корни. «Я буду светить путеводной звездой!» | 1 | Способствовать воспитанию чувства любви и гордости за свою малую Родину. | Виртуальная экскурсия | |
11 | 21 | Вместе с мамой. Как хорошо, когда папа рядом! | 1 | Эссе | |
12 | 23 | Бабушка моя!.. | 1 | Рассказ | |
13 | 25 | Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью… В толстый колокол звонят, так праздник. | 1 | Викторина | |
«Идёт война народная, священная война!» (2 часа) |
14 | 27 | Героическая азбука. «…А был он лишь солдат…» | 1 | Чем дальше уходят годы войны, тем полнее и ярче проявляется величие героического подвига народа, мужественно отстоявшего Родину в жестокой борьбе с фашизмом. | Беседа | |
15 | 29 | Дети – герои. | 1 | Самостоятельная работа. | |
Это русское раздолье, это родина моя (2 часа) |
16 | 31 | Русских полей нежное очарованье. Проверочная работа за год | 1 | Воспитание патриотических чувств: любовь к Родине, уважение к истории Отечества, к малой Родине, бережное отношение к природе. | контроль | |
17 | 33 | Здравствуй, лето! Я хочу, чтобы лето не кончалось… | 1 | Викторина | |