Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №24 г. Химки
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _________Д.О.Шестопалова ___________________ 2017г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора от______________ №_______ |
Рабочая программа по литературному чтению
для обучающихся 3 класса
на 2017-2018 учебный год
( базовый уровень)
Составитель: учитель начальных классов
Шевелёва О.В.
(на основе авторской программы: Л.А. Ефросининой)
2017 год
Химки
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету «Литературное чтение», авторской программы «Литературное чтение » Л.А. Ефросининой, учебного плана МБОУ СОШ №24.
Данная программа реализуется на основе УМК «Начальная школа XXI века» Для реализации данной программы используется учебник Л.А. Ефросининой, 2015.
Место учебного предмета в системе начального общего образования
На изучение курса «Литературное чтение» в 3 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю. Программа рассчитана — 136 учебных часов (34 учебных недели).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение адаптацией в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие способности сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, способности не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), способностью высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование способности планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование способности понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе способность вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; способность договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) способность работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; способность самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; способность пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; способность составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; способность декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
• называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,
• называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
• анализировать смысл названия произведения;
• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
• читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);
• пересказывать текст небольшого объема;
• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных и волшебную сказку;
• определять особенности волшебной сказки;
• различать сказку и рассказ;
• находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);
• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и впрозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Основные разделы
Устное народное творчество (14 часов)
Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и ТугаринЗмеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни (5 часов)
Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица». И.А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Крестьянин и работник»
Произведения А.С. Пушкина (13 часов)
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский»Сказки Пушкина». , «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».«Сказки Пушкина».,«Бой Руслана с головой.
Стихи русских поэтов (5 часов)Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого (11 часов)
«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь». «Работник Емельян и пустой барабан», А.П.Сергеенко « Как Л.Н Толстой рассказывал сказку об огурцах» , Л.Н. Толстой «Ореховая ветка».
Произведения Н.А. Некрасова (7 часов)
«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»;К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова». К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова». Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождём»
Произведения А.П. Чехова (6 часов)
Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».
Сказки зарубежных писателей (4 ч.)
Ш. Перро «Подарки феи», Ц. Топелиус. «Солнечный луч в ноябре». Сказка Х.- Г. Андерсена« Снеговик»; Братья Гримм сказка «Умная дочь крестьянская».
Стихи русских поэтов (6ч.)
И.С. Никитин «Русь», И.С.Никитин «Утро» ,И.З. Суриков «Детство», С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день», И.С. Никитин. «Помню я: бывало, няня…». Ф.Н. Глинка. «Москва»
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (7 часов)
«Умнее всех», «Приёмыш», «Постойко», В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»
Произведения А.И. Куприна (8 часов)
«Синяя звезда», «Барбос и Жулька»., «Собачье счастье».
Произведения С.А. Есенина (6 часов)
«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...»,.«Нивысжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза»,«Бабушкины сказки».
С.А. Есенин «Сыплет черёмуха снегом…», «Топи да болота»; И.С. Тургенев «Деревня»
Произведения К.Г. Паустовского (11 часов)
«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди»., «Заячьи лапы, «Тёплый хлеб,», И.С. Тургенев «Воробей».
Произведения С.Я. Маршака (4 часа)
«Урок родного языка», «Ландыш»; «Кошкин дом». В. Субботин. «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева ( 5 часов)
«Честное слово», «Камилл и учитель»., «Фенька», «Новенькая». В. Осеева «Бабка»
Произведения А.П. Гайдара (6 часов)
«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре»
Произведения М.М. Пришвина (7 часов)
«Моя Родина», «Двойной след», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине». В.В. Бианки «По следам».
Произведения зарубежных писателей (11 часов)
III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата планируемая | Дата фактическая | Тема урока |
Устное народное творчество (14ч.) |
1 | 01.09. | | Загадки. Виды загадок. Какие бывают загадки. Загадка-сказка И.В Даль «Старик-годовик» |
2 | 05.09. | | Пословицы. Какие бывают пословицы. |
3 | 06.09. | | Русская народная сказка. «Самое дорогое» |
4 | 07.09. | | Русская народная сказка. «Про Ленивую и Радивую» |
5 | 08.09. | | Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич» |
6 | 12.09. | | Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка. Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Умная внучка» в пересказе А.П.Платонова |
7 | 13.09. | | Русская народная сказка. Устное народное творчество. Волшебные сказки. Знакомство со сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках. |
8 | 14.09 | | Устное народное творчество. Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка. О присказках. Закрепление. |
9 | 15.09. | | Скороговорки. Сказки народов России. Дополнительное чтение. Русские народные сказки. «Елена Премудрая», «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), немецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц» |
10 | 19.09. | | Малые фольклорные жанры. Скороговорки. Потешки. Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» |
11 | 20.09. | | Былины. «Добрыня и Змея». |
12 | 21.09. | | Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». |
13 | 22.09. | | Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула». |
14 | 26.09. | | Обобщение знаний о былинах. Дополнительное чтение «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Перый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович» Работа с рубрикой «Проверьте себя» |
Басни (5 ч.) |
15 | 27.09. | | Басни. Эзоп. «Лисица и виноград». И.А. Крылов «Лиса и виноград» |
16 | 28.09. | | Басни. И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Дополнительное чтение. Эзоп. «Ворон и Лисица |
17 | 29.09. | | Дополнительное чтение. И.А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Крестьянин и работник» |
18 | 03.10. | | Дополнительное чтение. И.А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Крестьянин и работник». Слушание и работа с детской книгой. |
19 | 04.10. | | Урок – обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» |
Произведения А.С. Пушкина (13 ч.) |
20 | 05.10. | | Произведения А.С. Пушкина. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный…» |
21 | 06.10. | | А.С. Пушкин Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Дополнительное чтение. «Бой Руслана с головой |
22 | 10.10. | | А.С. Пушкин Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Дополнительное чтение. «Бой Руслана с головой» Закрепление |
23 | 11.10. | | Знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его главном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди…» |
24 | 12.10. | | Работа с текстом сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его главном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди…» Изобразительно –выразительные средства |
25 | 13.10. | | Слушание сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его главном и могучем богатыре князе Г.. Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди…» . по ролям. |
26 | 17.10. | | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение. А.С.Пушкин. «Сказка о попе и работнике его Балде» |
27 | 18.10. | | Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». |
28 | 19.10. | | Биография А.С. Пушкина К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». |
29 | 20.10. | | Э. Г. Бабаев «Там лес и дол видений полны» |
30 | 24.10. | | Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер». Стихотворение А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя». |
31 | 25.10. | | Стихотворение А.С. Пушкина «Няне». |
32 | 26.10. | | Обобщение по разделу «Произведения А. С. Пушкина» Работа с рубрикой «Проверь себя» по произведениям А.С. Пушкина. |
Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, Н.А. Майкова, А.А. Фета (5 ч.) |
33 | 27.10. | | Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…» |
34 | 7.11 | | Стихи об осенней природе А.Н. Майков, «Осень» |
35 | 8..11 | | Стихи А.А. Фета о природе «Мама ! Глянь-ка из окошка….», «Кот поёт , глаза прищуря…» |
36 | 9.11 | | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение И.А. Бунин «Листопад» |
37 | 10.11 | | Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» |
Произведения Л.Н. Толстого (11 ч.) |
38 | 14.11 | | Л.Н. Толстой. Сказка «Два брата». |
39 | 15.11 | | Сравнение сказки «Два брата» и басня Л.Н. Толстого «Белка и волк» по жанру и теме. |
40 | 16.11 | | Л.Н. Толстой Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение. Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого «Работник Емельян и пустой барабан» |
41 | 17.11 | | Научно - познавательный рассказ Л.Н. Толстого «Зайцы» Художественные рассказ Л.Н. Толстого «Лебеди» |
42 | 21.11 | | Дополнительное чтениеЛ.Н. Толстой «Лев и собачка». |
43 | 22.11. | | Л.Н. Толстой «Прыжок». |
44 | 23.11 | | Л.Н. Толстой «Прыжок». Закрепление. |
45 | 24.11 | | Л.Н. Толстой. Былина «Как боролся русский богатырь». |
46 | 28.11. | | Слушание и работа с детской книгой.А.П.Сергеенко « Как Л.Н Толстой рассказывал сказку об огурцах» |
47 | 29.11. | | Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого. Дополнительное чтение Л.Н. Толстой «Ореховая ветка» |
48 | 30.11 | | Урок-обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого». Рубрика «Проверь себя». |
Произведения Н.А. Некрасова (7 ч.) |
49 | 1.12 | | Стихи Н.А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» (отрывок). Статья К.И.Чуковского «Мужичок с ноготок» |
50 | 5.12 | | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети». |
51 | 6.12 | | Стихи Н. А. Некрасова о природе «Славная осень…». |
52 | 7.12 | | Н.А. Некрасов «Зеленый шум». К. И. Чуковский «Зеленый шум» |
53 | 8.12 | | Стихи Н. А. Некрасова о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос) |
54 | 12.12 | | Произведения Н.А. Некрасова. Слушание и работа с детской книгой К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова». Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождём» |
55 | 13.12 | | Обобщение по разделу «Произведения Н.А. Некрасова |
13.12Произведения А.П. Чехова (6 ч.) |
56 | 14.12 | | А.П. Чехов Повесть «Степь» (отрывок). Дополнительное чтение А.П. Чехов. «Белолобый». И. С. Тургенев. «Лес и степь» |
57 | 15.12 | | Знакомство с рассказом А.П. Чехова «Ванька» |
58 | 19.12 | | Работа с рассказом А.П. Чехов «Ванька» |
59 | 20.12 | | Очерки и воспоминания об А,П. Чехове. Н.С. Шер. « О рассказах А.П. Чехова» |
60 | 21.12 | | Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Дополнительное тение. Л. Андреев «Кусака» |
61 | 22.12 | | Обобщение по разделу «Произведения А.П. Чехова». Работа с рубрикой «Проверь себя» |
Сказки зарубежных писателей (4 ч.) |
62 | 26.12 | | Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи» |
63 | 27.12 | | Ц. Топелиус. «Солнечный луч в ноябре». Дополнительное чтение. Ц. Топелиус. «Зимняя сказка» |
64 | 28.12 | | Дополнительное чтение. Сказка Х.- Г. Андерсена« Снеговик»; |
65 | 11.01 | | Слушание и работа с книгами зарубежных авторов. Братья Гримм сказка «Умная дочь крестьянская». |
Стихи русских поэтов (6ч.) |
66 | 12.01 | | Стихотворенияо Родине. И.С. Никитин «Русь» |
67 | 16.01 | | Стихи о природе И.С.Никитин «Утро» |
68 | 17.01 | | Стихотворения о детях и для детей. И.З. Суриков «Детство» |
69 | 18.01 | | С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день» |
70 | 19.01 | | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение И.С. Никитин. «Помню я: бывало, няня…». Ф.Н. Глинка. «Москва» |
71 | 23.01. | | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». Рубрика «Проверь себя» |
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (7 ч.) |
72 | 24.01 | | Рассказы о животных.Д.Н. Мамин - Сибиряк . Рассказ «Приёмыш» |
73 | 25.01. | | Знакомство со сказкой Д.Н. Мамина- Сибиряка «Умнее всех» |
74 | 26.01. | | Чтение по ролям сказки Д.Н. Мамина- Сибиряка «Умнее всех» |
75 | 30.01 | | Рассказы о животных. Дополнительное чтение. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип» |
76 | 31.01. | | Знакомство с рассказом Д.Н. Мамина- Сибиряка «Постойко» |
77 | 1.02. | | Сравнение рассказа «Постойко» с рассказом В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип» |
78 | 2.02 | | Обобщение по разделу «Произведения Д. Н. Мамина -Сибиряка». |
Произведения А. И. Куприна (8ч.) |
79 | 6.02 | | Произведения о людях. Знакомство с рассказом А.И. Куприна «Синяя звезда» |
80 | 7.02 | | Чтение по ролям рассказа А. И. Куприна «Синяя звезда» |
81 | 8.02 | | Краткий пересказ содержания рассказа А. И. Куприна «Синяя звезда» |
82 | 9.02 | | Знакомство с рассказом А.И. Куприна «Барбос и Жулька» |
83 | 13.02 | | Чтение и анализ рассказа А.И. Куприна «Барбос и Жулька». |
84 | 14.02 | | Дополнительное чтение А.И. Куприн «Собачье счастье» |
85 | 15.02 | | Слушание и работа с детскими книгами о животных. Чтение по ролям А.И. Куприн «Собачье счастье» |
86 | 16.02 | | Обобщение по разделу «Произведения А.И. Куприна». |
Стихотворения Есенина (6 ч.) |
87 | 20.02 | | Знакомство с биографией С.А. Есенина.С.А. Есенин Стихи о Родине «Я покинул родимый дом…» |
88 | 21.02 | | С.А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…» |
89 | 22.02. | | С.А. Есенин «Берёза». Дополнительное чтение. Стихи о берёзе (отрывки) |
90 | 27.02 | | С. А Есенин «Бабушкины сказки» |
91 | 28.02 | | Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение. С.А. Есенин «Сыплет черёмуха снегом…», «Топи да болота»; И.С. Тургенев «Деревня» |
92 | 1.03 | | Работа с рубрикой «Проверь Себя" по разделу «Стихи С.А Есенина» |
Произведения К.Г. Паустовского (11 ч) |
93 | 2.03. | | Произведения для детей Слушание сказки К.Г. Паустовского «Стальное колечко» |
94 | 6.03 | | Работа с текстом сказки К.Г. Паустовского «Стальное колечко» Чтение наизусть описание воробья Сидора. |
95 | 7.03 | | Чтение и деление на смысловые части сказки К.Г. Паустовского «Стальное колечко» Подготовка выразительного чтения диалога девочки и бойца. |
96 | 13.03 | | Чтение сказки К.Г. Паустовского «Стальное колечко»; и определение главной мысли эпизодов; «Наступление весны», «Чудесная сила колечка», «Весеннее утро» |
97 | 14.03 | | Чтение фрагмента «Поиск колечка» из сказки К.Г. Паустовского «Стальное колечко»; |
98 | 15.03 | | Рассказы о животных. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» |
99 | 16.03 | | Научно-познавательные рассказы о природе. Слушание рассказа К.Г. Паустовского. «Какие бывают дожди?» |
100 | 20.03 | | Научно-познавательные рассказы о животных. Дополнительное чтение Слушание рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» |
101 | 21.03 | | Слушание и работа с книгами К.Г.Паустовского. Дополнительное чтение. «Тёплый хлеб» |
102 | 22.03 | | Слушание и работа с детскими книгами о природе и животных. Дополнительное чтение. И.С. Тургенев. «Воробей» |
103 | 23.03 | | Обобщение по разделу «Произведения К.Г. Паустовского» |
Произведения С.Я. Маршака (4 ч.) |
104 | 3.04 | | Стихи о Родине и родной природе. С.Я. Маршак «Урок родного языка» |
105 | 4.04 | | Стихи о природе. С.Я. Маршак «Ландыш» |
106 | 5.04 | | Дополнительное чтение.С.Я. Маршак Пьеса-сказка «Кошкин дом» |
107 | 6.04 | | Обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака»Чтение очерка В.Е. Субботина «С Маршаком». |
Произведения Л. Пантелеева (5 ч.) |
108 | 10.04 | | Художественные рассказы.. Пантелеев «Честное слово» |
109 | 11.04 | | Дополнительное чтение. Работа с рассказом В.А. Осеевой « Бабка» |
110 | 12.04 | | Исторические рассказы слушание рассказа Л. Пантелеева «Камилл и учитель» |
111 | 13.04 | | Исторические рассказы Работа с рассказом Л. Пантелеева «Камилл и учитель». Образы героев. |
112 | 17.04 | | Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая». |
Произведения А.П. Гайдара (6 ч.) |
113 | 18.04 | | Произведения для детей.А.П. Гайдар «Горячий камень» |
114 | 19.04 | | Повесть о детях..История создания повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (отдельные главы) |
115 | 20.04 | | А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (отдельные главы) Работа с текстом |
116 | 24.04. | | Писатели о писателях.Стихотворение С.В.Михалкова «Аркадий Гайдар» Очерк К.Г.Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительное чтение. С.В. Михалков «Ошибка» |
117 | 25.04 | | Слушание и работа с книгами о детях . Дополнительное чтение. В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» |
118 | 26.04 | | Урок обобщения по разделу «Произведения А.П. Гайдара» Рубрика «Проверь себя» |
Произведения М.М. Пришвина (7 ч.) |
119 | 27.04. | | Разножанровые произведения М.М Пришвина. Очерк «Моя Родина» |
120 | 3.05 | | Произведения о животных.Дополнительное чтение «Двойной след» |
121 | 4.05 | | Рассказы о животных.М.М Пришвин «Выскочка». |
122 | 8.05 | | Рассказы о животных.М.М Пришвин «Жаркий час» |
123 | 10.05 | | Чтение очерка В. Чалмаева «Воспоминания о М.М. Пришвине» |
124 | 11.05 | | Слушание и работа с детскими книгами о природе. Дополнительное чтение.В.В. Бианки. «По следам» |
125 | 15.05 | | Урок –обобщение по разделу .Рубрика «Проверьте себя» |
Произведения зарубежных писателей (11 ч.) |
126 | 16.05 | | Произведения зарубежных писателей. Рассказы о животных.Слушание рассказа Дж. Лондон « Бурый волк» |
127 | 17.05 | | Рассказы о животных. Аналитическое чтение 1-3 части рассказа Дж. Лондона «Бурый волк» |
128 | 18.05 | | Работа с текстом 4части рассказа Дж. Лондон «Бурый волк» |
129 | 22.05 | | Рассказы о животных.Слушание рассказа Э. Сетон-Томпсона.«Чинк» (в сокращении) |
130 | 23.05 | | Работа со 2 частью рассказа Э. Сетон-Томпсон «Чинк» |
131 | 24.05 | | Э. Сетон-Томпсона«Чинк». Закрепление. |
132 | 25.05 | | Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей. Дж.Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» |
133 | 29.05 | | Подготовка к контрольной работе за год. |
134 | 30.05 | | Итоговая контрольная работа за 3 класс |
135 | Резерв | | Урок – обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя». |
136 | Резерв | | Библиотечный урок «Что читать летом» |
| | | Итого: 136 часов |
5. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
№ УРОКА | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ПРИЧИНА КОРРЕКТИРОВКИ | СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ |
ПО ПЛАНУ | ДАНО |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
19