Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном языке»
Согласовано Заместитель директора по УВР ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска" ___________________ Н.А. Климова | Утверждаю Директор ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска" _______________________ Л.Ю. Мортова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Литературное чтение на родном языке
Класс 2 – 4
Образовательная область родной язык и чтение на родном языке
Разработчики программы учитель первой квалификационной категории
Климова Н.А.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол No _______
от « »________20__ г
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ст.2п.10; ст.12 п.1, 3);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Задачи обучения:
-расширение читательского кругозора обучающихся;
-овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
-формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
-обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
-пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен в программе следующими содержательными линиями:
- развитие речи,
- произведения устного творчества народов России;
- произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России;
- все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение на родном языке» изучается во 2 - 4 классах. Общий объем учебного времени составляет 51 учебный час по 17 ч. в каждом классе (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).
Содержание учебного предмета
2 класс
Раздел 1 «Россия - наша Родина» 1 В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм» 2 К. Паустовский «Моя Россия» | 2 часа |
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» 1 Календарные народные праздники и обряды. 2 «Мир фольклора – мир народной мудрости» 3 «Мир пословиц и поговорок» 4 «Загадки и народные приметы о временах года» 5 Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» | 5 часов |
Раздел 3 «О братьях наших меньших» 1 Г.А. Скребицкий. «Пушок». 2 К.Д. Ушинский. «Чужое яичко» 3 Н.И. Сладков. «Топик и Катя». 4 А.Л. Барто. Бедняга крот». 5 Е.И. Чарушин. « Рябчонок». (Из цикла «Про Томку») Посещение городской библиотеки.1 | 5 часов |
Раздел 4 «Времена года» 1 В.Бианки. «Как животные к холодам готовятся. 2 Г.Х.Андерсен. «Снеговик». 3 А.Блок. «Весенний дождь.Загадки про весну » 4 И. С. Соколов-Микитов. «Бурундук». 5 Опрос по пройденным произведения «Что? Где? Когда?»1 | 5 часов |
Итого: | 17 часов |
3 класс
Раздел 1 «Россия - наша Родина» 1 З. Александрова «Родина»,А.Пришелец «Наш край» 2 П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы) | 2 часа |
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) 1 Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. 2 В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. 3 Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль 4 Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван –Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью». (на выбор) 5 Проект «Мои первые народные сказки» | 5 часов |
Раздел 3 «О братьях наших меньших» 1 К.Г. Паустовский. «Жильцы старого дома » 2 Г.А. Скребицкий. «Сиротка» 3 Н.И. Сладков. «Непослушные Малыши » 4 Б.С. Житков. «Охотник и собаки». 5 И.П. Токмакова. «Котята». Выставка книг о животных» | 5 часов |
Раздел 4 «Времена года» 1 Самые интересные книги, прочитанные летом. «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке. К.Паустовский «Какие бывают дожди» 2 А.Толстой. «Сугробы. ,Н.Асеев. «Лыжи» 3 К.Паустовский. «Стальное колечко» 4 И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе» 5 Тестовая работа по пройденным материалам. | 5 часов |
Итого: | 17 часов |
4 класс
Раздел 1 «Россия - наша Родина» 1 С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации» 2 В.Гудимов «Россия, Россия, Россия» | 2 часа |
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» 1 Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич» 2 Славянский миф. Особенности мифа. 3 Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». 4 Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» 5 Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя». | 5 часов |
Раздел 3 «О братьях наших меньших» 1 Е.И. Носов. «Хитрюга» 2 В.В. Бианки .Сумасшедшая птица» 3 В.П. Астафьев. «Зорькина песня » 4 Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч» 5 К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб» Викторина по разделу «О братьях наших меньших» | 5 часов |
Раздел 4 «Времена года» 1 В.Бианки «Лесная газета» 2 Литературная гостиная. И. Анненский «Снег» 3 М.М.Пришвин. «Рассказы о весне» 4 Рассказы Н.И. Сладкова. «Лес не школа, а всему учит» 5 Проект «Любимое время года» | 5 часов |
Итого: | 17 часов |
3. Планируемые образовательные результаты освоения предмета
Метапредметные | Регулятивные УУД 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. |
Познавательные УУД 1.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 2. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном языке». |
Коммуникативные УУД 1.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 2.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 3. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Предметные | 1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. |
5