Приложение к ООП НОО
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
начальная общеобразовательная школа № 53
Рабочая программа
по литературному чтению на
родном русском языке
для 4 класса
(УМК: Климанова Л.Ф.)
г. Калининград, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с использованием УМК Климановой Л.Ф. «Литературное чтение», входящего в состав образовательной системы «Перспектива».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.
На изучение литературного чтения на родном языке, согласно учебному плану школы в начальной школе отводится - 102 ч, из них в четвертом классе - 34 ч.
1.Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
понимать родную (русскую) литературу как одну из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
относится к родному языку как хранителю национальной истории и культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа;
первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа. осознать значимость чтения на родном русском языке для личного развития;
потребность в систематическом чтении на родном русском языке как средстве познания себя и мира.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях.
Предметные результаты
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному;
вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
знать наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной литературы;
знать народные сказки, уметь их пересказывать;
знать русские народные пословицы, 2 - 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ.
Ученик получит возможность научиться:
использовать разные виды чтения художественных произведений отечественных писателей, осознанно воспринимать и оценивать их содержание; участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
первоначальным элементам культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
описывать и сопоставлять различные объекты;
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного; различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами.
2. Содержание учебного предмета
Основные задачи реализации содержания:
формирование у учащихся первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном русском языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
О Родине, о подвигах, о славе (5 ч)
Знакомство с понятиями поступок, подвиг. Объяснение смысла пословиц о Родине. Знакомство с произведениями о Родине. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Михаил Кутузов. Историческая песня. Ф. Глинка. «Солдатская Песнь». Е.Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы. С. Фурин. «Чтобы солнышко светило». В. Орлов. «Разноцветная планета». Ф. Семяновский. «Фронтовое детство». Сравнение произведений о Родине. Умение прогнозировать содержание произведений Знакомство с фотографией как источником получения информации. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию Сравнение произведений разных жанров.
Жить по совести, любя друг друга (2 ч)
А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл рассказа А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии
Великие русские писатели (26 ч)
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: средства
художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Великие русские писатели. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на
тему: «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои сказки. Волшебные предметы в сказке. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные помощники в сказке. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок. А. С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы. А. С.Пушкин. Гонимы вешними лучами... Средства художественной выразительности для создания образа весны. Ф.И.Тютчев. Ещё земли печален вид... А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы. И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон». М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы. М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности исторического и художественного текстов. Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа. Л.Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа. И. Никитин. Когда закат прощальными лучами... И. Левитан. Тишина. Сравнение
произведений живописи и литературы. И. Никитин. Вечер ясен и тих..., Когда закат прощальными лучами. Подготовка вопросов к стихотворению. Подготовка вопросов к стихотворению И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Ещё и холоден и сыр..». Н. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом. Учебный проект. Мы идём в библиотеку. «Аннотация к любимой книге». Л. Толстой «Был русский князь Олег». Л. Н. Толстой. Басни. Наш театр. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Инсценирование. Л.Н. Толстой «Петя Ростов». Пересказ
Резервные уроки (1 ч)
Промежуточная аттестация.
3. Тематическое планирование № | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
О Родине, о подвигах, о славе (5 ч) |
1 | Дмитрий Донской. Куликовская битва | 1 | Определять смысл понятий: поступок, подвиг, объяснять значение этих понятий. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Находить в научнопознавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображенном на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. |
2 | Михаил Кутузов. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская Песнь. | 1 |
3 | Е.Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы. | 1 |
4 | Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета | 1 |
5 | Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография - источник получения информации. | 1 |
Жить по совести, любя друг друга (2ч) |
6 | А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. | 1 | Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. |
7 | А. Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии. | 1 |
Великие русские писатели (26 ч) |
8 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Великие русские писатели. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки | 1 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться. Объяснять конкретный смысл понятий: средства |
художественной выразительности - олицетворение, эпитет, метафора, сравнение.
Н
9 | К. Паустовский. Сказки А. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему: «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина» | 1 |
10 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки . | 1 |
11 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои сказки. Волшебные предметы в сказке | 1 |
12 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные помощники в сказке . | 1 |
13 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок. | 1 |
14 | А. С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы. А. С.Пушкин. Гонимы вешними лучами... Средства художественной выразительности для создания образа весны | 1 |
15 | Ф.И.Тютчев. Ещё земли печален вид... А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы | 1 |
16 | И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
17 | Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон». | |
18 | М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов . | 1 |
19 | М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы | 1 |
20 | М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни . | 1 |
21 | М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности исторического и художественного текстов. | 1 |
22 | Л.Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа. | 1 |
азывать изученные
произведения А.С. Пушкина. Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для
выразительного чтения.
Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.
Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок.
Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста.
Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки. Сравнение произведений живописи и литературы. Подготовка сообщения.
23 | Л.Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа | 1 | |
24 | И. Никитин. Когда закат прощальными лучами... И. Левитан. Тишина. | 1 | |
25 | И. Никитин. Вечер ясен и тих..., Когда закат прощальными лучами. Подготовка вопросов к стихотворению | 1 | |
26 | Подготовка вопросов к стихотворению И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет..., Ещё и холоден и сыр... | 1 | |
27 | Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом | 1 | |
28 | Учебный проект. Мы идём в библиотеку. «Аннотация к любимой книге». | 1 | |
29 | Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег. | 1 | |
30 | Л. Н. Толстой. Басни. | 1 | |
31 | Наш театр. И. А. Крылов. Ворона и лисица. Инсценирование . | 1 | |
32 | Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов. | 1 | |
33 | Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов. | 1 | |
| Резервные уроки (1 ч) | |
34 | Резервный урок 1 Промежуточная аттестация | 1 | Работа с текстом |