СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 4 класса (УМК: Климанова Л.Ф.) "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с использованием УМК Климановой Л.Ф. «Литературное чтение», входящего в состав образовательной системы «Перспектива».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение литературного чтения на родном языке, согласно учебному плану школы в начальной школе отводится - 102 ч, из них в четвертом классе - 34 ч.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 4 класса (УМК: Климанова Л.Ф.) "Перспектива"»

Приложение к ООП НОО

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

начальная общеобразовательная школа № 53

Рабочая программа
по литературному чтению на
родном русском языке

для 4 класса

(УМК: Климанова Л.Ф.)

г. Калининград, 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с использованием УМК Климановой Л.Ф. «Литературное чтение», входящего в состав образовательной системы «Перспектива».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение литературного чтения на родном языке, согласно учебному плану школы в начальной школе отводится - 102 ч, из них в четвертом классе - 34 ч.

1.Планируемые результаты освоения программы

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • понимать родную (русскую) литературу как одну из основных национально­культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • относится к родному языку как хранителю национальной истории и культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа;

  • первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности;

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа. осознать значимость чтения на родном русском языке для личного развития;

  • потребность в систематическом чтении на родном русском языке как средстве познания себя и мира.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях.

Предметные результаты

К концу обучения в 4 классе ученик научится:

  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

  • передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • составлять план к прочитанному;

  • вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;

  • знать наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной литературы;

  • знать народные сказки, уметь их пересказывать;

  • знать русские народные пословицы, 2 - 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

  • уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать разные виды чтения художественных произведений отечественных писателей, осознанно воспринимать и оценивать их содержание; участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • первоначальным элементам культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

  • описывать и сопоставлять различные объекты;

  • самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

  • пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

  • воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного; различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

  • размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами.

2. Содержание учебного предмета

Основные задачи реализации содержания:

формирование у учащихся первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном русском языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

О Родине, о подвигах, о славе (5 ч)

Знакомство с понятиями поступок, подвиг. Объяснение смысла пословиц о Родине. Знакомство с произведениями о Родине. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Михаил Кутузов. Историческая песня. Ф. Глинка. «Солдатская Песнь». Е.Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы. С. Фурин. «Чтобы солнышко светило». В. Орлов. «Разноцветная планета». Ф. Семяновский. «Фронтовое детство». Сравнение произведений о Родине. Умение прогнозировать содержание произведений Знакомство с фотографией как источником получения информации. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию Сравнение произведений разных жанров.

Жить по совести, любя друг друга (2 ч)

А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл рассказа А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии

Великие русские писатели (26 ч)

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: средства

художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Великие русские писатели. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на

тему: «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои сказки. Волшебные предметы в сказке. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные помощники в сказке. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок. А. С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы. А. С.Пушкин. Гонимы вешними лучами... Средства художественной выразительности для создания образа весны. Ф.И.Тютчев. Ещё земли печален вид... А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы. И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон». М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы. М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности исторического и художественного текстов. Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа. Л.Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа. И. Никитин. Когда закат прощальными лучами... И. Левитан. Тишина. Сравнение

произведений живописи и литературы. И. Никитин. Вечер ясен и тих..., Когда закат прощальными лучами. Подготовка вопросов к стихотворению. Подготовка вопросов к стихотворению И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Ещё и холоден и сыр..». Н. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом. Учебный проект. Мы идём в библиотеку. «Аннотация к любимой книге». Л. Толстой «Был русский князь Олег». Л. Н. Толстой. Басни. Наш театр. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Инсценирование. Л.Н. Толстой «Петя Ростов». Пересказ

Резервные уроки (1 ч)

Промежуточная аттестация.

3. Тематическое планирование


Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

О Родине, о подвигах, о славе (5 ч)

1

Дмитрий Донской. Куликовская битва

1

Определять смысл понятий: поступок, подвиг, объяснять значение этих понятий. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя.

Находить в научно­познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображенном на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

2

Михаил Кутузов. Историческая песня.

Ф. Глинка. Солдатская

Песнь.

1

3

Е.Благинина. Папе на фронт.

В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы.

1

4

Самостоятельное чтение.

С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета

1

5

Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография - источник получения информации.

1

Жить по совести, любя друг друга (2ч)

6

А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа.

1

Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества.

Объяснять смысл их поступков.

7

А. Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии.

1

Великие русские писатели (26 ч)

8

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Великие русские писатели.

А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки

1

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться.

Объяснять конкретный смысл понятий: средства





художественной выразительности - олицетворение, эпитет, метафора, сравнение.

Н

9

К. Паустовский. Сказки А. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему: «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина»

1

10

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки .

1

11

А.С. Пушкин.

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои сказки. Волшебные предметы в сказке

1

12

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные помощники в сказке .

1

13

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок.

1

14

А. С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы. А. С.Пушкин. Гонимы вешними лучами... Средства художественной выразительности для создания образа весны

1

15

Ф.И.Тютчев. Ещё земли печален вид... А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы

1

16

И.Козлов. Вечерний звон.

И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

17

Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон».


18

М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. Горные вершины.

Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов .

1

19

М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы

1

20

М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.

Особенности исторической песни .

1

21

М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности исторического и художественного текстов.

1

22

Л.Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа.

1


азывать изученные

произведения А.С. Пушкина. Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для

выразительного чтения.

Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.

Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок.

Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста.

Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки. Сравнение произведений живописи и литературы. Подготовка сообщения.


23

Л.Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа

1


24

И. Никитин.

Когда закат прощальными лучами... И. Левитан. Тишина.

1


25

И. Никитин. Вечер ясен и тих..., Когда закат прощальными лучами. Подготовка вопросов к стихотворению

1


26

Подготовка вопросов к стихотворению И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет..., Ещё и холоден и сыр...

1


27

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом

1


28

Учебный проект. Мы идём в библиотеку. «Аннотация к любимой книге».

1


29

Самостоятельное чтение.

Л. Толстой. Был русский князь Олег.

1


30

Л. Н. Толстой. Басни.

1


31

Наш театр. И. А. Крылов. Ворона и лисица. Инсценирование .

1


32

Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов.

1


33

Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов.

1



Резервные уроки (1 ч)


34

Резервный урок 1 Промежуточная аттестация

1

Работа с текстом






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!