СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературнму чтению

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса»

Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение (обучение грамоте) в 1 классе (УМК «Школа России», В. Г. Горецкий, 2 часа в неделю, 66 часа за год).


2. Пояснительная записка


Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями «Примерных программ начального образования ФГОС», авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько.


Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка. Данный УМК ориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, развитие интереса к познанию, потребности и желанию учиться в школе. Ведущие принципы - принципы деятельности, комфортности и непрерывности.


2.1. Цели и задачи курса


Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:


  1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.


  1. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.


  1. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.


Курс «Обучение грамоте» придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и реализует следующие цели:


    • формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;


    • социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся -развитие устной и письменной речи, монологической


  • диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;


    • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;


воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.


Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:


    • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;


    • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;


    • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;


    • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;


1

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


2.2. Общая характеристика курса.


Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идѐт параллельно с обучением чтению с учѐтом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трѐх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух


  • умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твѐрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв. Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются 5 процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идѐт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты


  • включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Систематический курс русского языка представлен в программе следующим


2

2.3. Место предмета в учебном плане


На изучение литературного чтения в 1 классе выделяется 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 42 ч (21 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 24 ч (12 учебных недель) – урокам литературного чтения.


2.4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Обучение грамоте»


Ведущее место предмета «Обучение грамоте» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке, как основном средстве человеческого общения, явлений национальной культуры и основе национального самосознания.


3. Содержание учебного курса


Начальным этапом изучения литературного чтения в первом классе является курс «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте представлено соответственно, как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение чтению идет параллельно с обучением письму с учетом принципа координации устной и письменной речи. Учащиеся планомерно овладевают навыками чтения,через расширение кругозора детей, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.


Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет рассчитан на 66ч: из них - 42 ч отводится урокам обучения грамоте (2 ч в неделю) и 24ч - урокам литературного чтения.


Рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационные игры и т.д.Содержание курса «Обучение грамоте» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемых в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и общества), с математикой (развитие логического, образного мышления).


Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке» раскрывается в следующем:


  • построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;


  • одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;


  • непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;


  • использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.


Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и


3

читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.


Добукварный период– является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.


Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твѐрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.


Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.


Послебукварный (заключительный) повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идѐт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.


    1. Планируемые предметные результаты изучения курса


  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.


  1. Понимания учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.


  1. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.


4

  1. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) правил речевого этикета.


  1. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.


  1. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.


    1. Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета.



Личностные результаты:



1.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский

народ и историю России, осознание

своей этнической и национальной


принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических


ценностных ориентаций.



2.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда

на ми в его органичном единстве

и разнообразии природы, народов,


культур, религий.



3.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.



  1. Развитие доброжелательности и эмоционально -нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Метапредметные результаты:


  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.


  1. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.


  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.


  1. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и


причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.


5. Готовность слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.






Учебно-тематическое планированиепо курсу обучение грамоте


Предмет

Подготовительный

Букварный

Послебукварный

Итого

Основной

Итого


период

период

период


курс
















Литературное

7 ч

32 ч

8 ч

47 ч

19 ч

66ч

чтение





































Приложение


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 часа в неделю, 66 часов в год


Тема урока

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

Добукварный период

1

Здравствуй школа. Пословицы и загадки о школе. Речь устная и письменная.

1




2

Предложение. Выявление уровня развития лексики

1




3

Слово и предложение. Пословицы о труде и трудолюбии

1




4

Слово и слог. дикие и домашние животные. Забота о животных

1



5

Ударение. семья. Взаимоотношения в дружной семье.

1



6.

Звуки в окружающем мире и в речи. Игры и забавы детей

1



7

Слог - слияния. правила безопасного поведения в быту

Букварный период




1

Гласный звук [ а], буквы А, а. О, о Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.

1




2

Гласный звук [ и], ы буквы И, и. Ы ы. Дружба и взаимоотношения между друзьями.

1




3

Гласный звук [ у], буквы У, у. .

1




4

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с.

1




5

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т.

1




6

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р.

1




7

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. .

1




8

Гласные буквы Е, е. Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п

1




9

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м.. Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з

1




10

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б.

1




11

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п..

1




12

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д.

1




13

Гласные буквы Я, я..

1




14

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г.

1




15

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г


1



16

Согласные звуки [т, д], [з, с], буквы т-д, с-з

1



17

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч.

1




18

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного.

1




19

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш..

1




20

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

1




21

Гласные буквы Ё, ё..

1




22

Звук [ј,], буквы Й, й.

1




23

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х.

1




24

Гласные буквы Ю, ю.

1




25

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц..

1




26

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ.


1




27

Гласный звук [э], буквы Э, э.

1




28

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф.

1




29-31

Мягкий и твердый разделительные знаки. Чтение слов с ь и ъ знаками

3




Послебукварный период


1

Русский алфавит. Как хорошо уметь читать. Знакомство с содержанием проекта "Живая азбука".Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

1




2

История славянской азбуки. В.Куприн "Первоучители словенские"

1




3

В. Крупин «Первый букварь».Знакомство со старинной азбукой, создание Азбуки А.С. Пушкин. Сказки.

1




4

Л.Н. Толстой "Рассказы для детей". Нравственный смысл поступка. К.Д,Ушинский "Рассказы для детей". Поучительные рассказы для детей

1



5

К.И. Чуковский Телефон.Инценирование стихотворения. Выставка книг К.Чуковского для детей Путаница. Небылица. В.В. Бианки. Первая охота.

1




6

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два» М.М. Пришвин «Первомайское утро». Знакомство с текстом описанием.

1




7

. С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два» М.М. Пришвин «Первомайское утро»

1




8

М.М Пришвин "Глоток молока". С.Маршак, А.Барто, А. Осеева


1




9

Веселые стихи Б.Заходера, В. Берестова Песенка азбука

1



Жили- были буквы



1

В.Данко "Загадочные буквы", И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква "А"

1




2

С.Черный "Живая азбука", Ф. Кривин "Почему "А" поется, а бкува "Б" нет

1




3

Г. Сапгир "Про медведя", М. Бородицкая "Разговор с пчелой"


1




Сказки,загадки, небылицы



1

Е.Чарушин "Теремок". Руская народная сказка "Рукавичка"

1




2

Загадки, песенки

1




3

А.С. Пушкин. Стихи. Русская народная сказка "Петух и собака"

1




Апрель, апрель. Звенит капель!


1

А. Плещеев "Сельская песенка". А.Майков "Весна", "Ласточка примчалась"


1




2

И. Токмакова "Ручей" Е. Трутева "Когда это бывает?"

1




3

В. Берестов "Воробушки", "Чудо" А. Майков "Христос Воскрес!"

1




И в шутку и в серьез


1

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!».

1




2

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», О. Григорьев «Стук», И. Токмакова

1




3

К. Чуковский «Телефон». М. Пляцковский «Помощник

1






Я и мои друзья



1

Ю. Ермолаев «Лучший друг»Е. Благинина «Подарок»

1




2

Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик»

1




3

А. Барто «Вот так защитник», Я. Аким «Моя родня», С. Маршак «Хороший день».

1




4

Ю. Энтин «Про дружбу», Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки

1



О братьях наших меньших


1

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак».

1




2

В. Осеева «Собака яростно лаяла» И. Токмакова «Купите собаку».

1




3

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка».

1



4

Д.Хармс «Храбрый ёж», Н Сладков «Лисица и ёж»

1