РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению обучения на дому для 4 Б класса разработана на основе ФГОС ООО, образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3, авторской программы О.В. Кубасовой, учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2017-2018 учебный год
Учебно-методический комплект: «Гармония»,О.В.Кубасова. Литературное чтение (Смоленск «Ассоциация,21 век»)
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ сош №3 на 2017-2018 учебный год на изучение литературного чтения отведено 102 часа, 3 часа в неделю.( 1 час изучается аудиторно, 2 часа –самостоятельно) Следовательно, 34 часа изучается аудиторно, 68-самостоятельно.
Методы работы: проблемное изложение, частично-поисковый, репродуктивный
Промежуточная аттестация будет проведена в форме теста.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Четвероклассники научатся:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
определять авторскую позицию и выказывать свое отношение к герою и его поступкам;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Четвероклассники получат возможность научиться:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
высказывать и пояснять свою точку зрения.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной
сущности;
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;
высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
Четвероклассники получат возможность научиться:
применять правила сотрудничества;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной - читательской деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно- популярном текстах;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке.
Четвероклассник получит возможность научиться:
делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой;
строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
согласовывать свои действия с партнером; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
задавать вопросы;
выразительно читать и пересказывать текст кратко, выборочно, творчески;
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определенном программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
Четвероклассник получит возможность научиться:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
Четвероклассник научится:
читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами и по слогам вслух - не менее 90 слов в минуту, «про себя» - не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
работать с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;
полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
отличать поэтический текст от прозаического;
основам литературного анализа художественных произведений разной видожанровой принадлежности;
распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.).
Четвероклассник получит возможность научиться:
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова.
В результате освоения курса «Литературное чтение» в 4 классе у учащихся формируются читательские компетенции, осмысленность чтения.
В ходе формирования навыка осмысленного чтения ученик научится:
выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
определять эмоциональный характер текста;
выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;
уметь прогнозировать содержание читаемого;
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
формулировать тему небольшого текста;
работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает глазную мысль;
находить главную мысль, сформулированную в тексте;
определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
В ходе формирования навыка выразительного чтения ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
При работе с текстом и книгой четвероклассник научится:
заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
правильно называть книгу (автор, заглавие);
работать с содержанием (оглавлением);
-- определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование; отношение к их поступкам;
выявлять авторское отношение к персонажам;
выделять эпизод из текста;
озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
восстанавливать деформированный картинный план;
подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
составлять картинный план;
пересказывать с опорой на картинный план;
последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана).
Четвероклассник получит возможность научиться:
составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;
составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;
-- ориентироваться в книге;
Выполняя задания творческого характера, на уроках литературного чтения дети научатся:
говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);
читать по ролям;
инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;
графически иллюстрировать прочитанное;
Четвероклассники получат возможность научиться:
Содержание программы (102 часа)
С. Михалков «Гимн Российской Федерации»(1ч.)
Что за прелесть эти сказки!.. (19 ч.)
И. Токмакова «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; X. К. Андерсен «Русалочка»; А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс «Рыба и кольцо»; С. Маршак «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари «Эти бедные привидения»; К. Драгунская «Лекарство от послушности»; Кир Булычёв «Чудовище у родника».
О доблестях, о подвигах, о славе... (Былины) (4 ч.)
«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).
Уж сколько раз твердили миру... (Басни) (4 ч.)
X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Лисица и Козел», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»*, «Мышь и Крыса», «Две Бочки»; Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; И. Демьянов «Валерик и тетрадь».
Оглянись вокруг (Рассказы) (20 ч.)
М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»; Н. Сладков «В норе»; К. Паустовский «Заячьи лапы»; Р. Фраерман «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Цветок на земле»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев «Жарко»; М. Зощенко «Елка»; О. Григорьев «Две трубы»; С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов «Ванька»; Г. Сенкевич «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»; Л. Кассиль «У классной доски»; В. Лидин «Завет»; Кир Булычёв «Чудовище у родника».
Золотая колесница (Мифы Древней Греции) (4 ч.)
«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».
Вначале было Слово, и Слово было Бог...
(Библейские сказания) (7 ч.)
«Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех...», «Обещание Спасителя», «Изгнание из рая»; «Всемирный потоп»; «Моисей»; С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын».
Мир — театр, люди — актеры... Пьесы (5 ч.)
С. Маршак «Про Козла»; Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов «Снежный цветок».
Мир волшебных звуков (Поэзия.)(14 ч.)
В. Жуковский «Песня»; А. Пушкин «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины»* (из И.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин «С добрым утром!»*; М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки»; С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Черный «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров «Чудаки»*; Д. Хармс «Очень страшная история»; В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высотская, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня»; Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла».
Когда, зачем и почему? (Познавательная литература) (15ч.)
Н. Кун «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев «О нашей Родине»; М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов «Русский лес»; Ю. Дмитриев «Зеленое и желтое»; «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев «Сергей Радонежский»; В. Губарев «В открытом космосе»; Л. Яхнин «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»; М. Ильин «Сто тысяч почему»; Н. Надеждина «Лук от семи недуг»; В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»; М. Константиновский «Что такое электрический ток»; А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении), «Сказки Пушкина»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»; К. Чуковский «Признания старого сказочника» (фрагмент).
«Самого главного глазами не увидишь» (Повесть-сказка) (15 ч.)
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема для самостоятельного изучения | Вид контроля | Аудиторно | Дата по факту |
1 | | | С. Михалков.Гимн Российской федерации. Тема. Что мы читали летом; библиотечный урок | 6.09 |
| И. Токмакова.В чудной стране; русская народная сказка Петр 1 и мужик. | | | |
| Русская народная сказка Марья и ведьмы. | | | |
2 | | | Русская народная сказка Василиса Прекрасная Обобщение по теме Русская народная сказка | 13.09 |
3 | | Входная диагностическая работа. Проверка техники чтения | | 20.09 |
| Книги со сказками разных народов; бразильская сказка Жизнь человека. | | | |
4 | | | Х. К. Андерсен Русалочка; тема. Сказки Андерсена | 27.09 |
5 | | | А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.Тема Сказки А. С. Пушкина | 4.10 |
| Д. Джекобс. Рыба и кольцо | | | |
6 | | | А. Линдгрен Крошка Нильс Карлсон | 18.10 |
| Дж. Родари Эти бедные привидения. Тема Книги Д. Родари. | | | |
7 | К. Драгунская. Лекарство от послушности. | | К. Драгунская. Лекарство от послушности | 25.10 |
| Тема. Книги со сказками отечественных современных писателей. | | | |
| Добрыня и Змей (пересказ А. Нечаева) Добрыня и Змей (обработка Ю Круглова) | | | |
| (пересказ А. Нечаева) Болезнь и исцеление Ильи Муромца | | | |
| (пересказ А. Нечаева)Алеша Попович и Тугарин | | | |
8 | Тема Книги с былинами; обобщение | | Тема Книги с былинами; обобщение | 1.11 |
| Х Андерсен. Это басня и сложена про тебя. Эзоп. Ворона и кувшин. Мальчик вор и его мать, Лисица и Козел. | | | |
| И. Крылов Лебедь, Щука и Рак. Мышь и крыса.Две бочки. | | | |
9 | | | Л. Толстой Лев и лисица, С. Михалков Просчитался. Услужливый. Заячье горе. | 8.11 |
| И. Демьянов Валерик и тетрадь. Тема Книги с баснями; обобщение | | | |
| М. Пришвин Как я научил своих собак горох есть. Глоток молока. | | | |
10 | | | . Паустовский Заячьи лапы. Тема Книги с рассказами о животных | 15.11 |
11 | | Рубежный контроль Диагностическая работа по проверке техники чтения | | 29.11 |
| Р. Фраерман Девочка с камнем. | | | |
| Ю. Ермолаев Иголка с ниткой. | | | |
| Тема Книги с рассказами о детях. Ю. Яковлев Полосатая палка | | | |
| К. Паустовский Корзина с еловыми шишками. | | | |
12 | | | Н Носов Огородники О. Григорьев Две трубы | 6.12 |
13 | | | Тема Книги С. П. Алексеева Капитан бомбардирской роты, Радуйся малому, тогда и большое придет | 13.12 |
14 | | | А. Чехов Ванька | 20.12 |
| Д. Мамин-Сибиряк Вертел | | | |
15 | | | Л. Кассиль У классной доски. | |
16 | | | Тема Книги о Великой Отечественной войне; В. Лидин Завет | 27.12 |
| Р. Бредбери Все лето в один день | | | |
| Персей Н. Кун Олимп | | | |
| Орфей и Эвридика | | | |
17 | | | Тема Книги с мифами Древней Греции Дедал и Икар | 10.01 |
18 | | | Библейские сказания: Семь дней творения, Бог сотворил первого человека, Жизнь первых людей в раю, Первый грех .Обещание Спасителя. Изгнание из рая. | 17.01 |
| Всемирный потоп | | | |
| Моисей | | | |
| С Лагерлеф Святая ночь | | | |
19 | | | А.Мень Милосердие Иисуса. Притча Блудный сын. | 24.01 |
| Тема Библейские сказания; обобщение | | | |
20-22 | | | А де Сент-Экзюпери Маленький принц | 31.01,07.02,14.02 |
| А.Барто Р. Зеленая Ах, руки, руки! | | | |
23 | | | Н. Носов Витя Малеев в школе и дома. | 28.02 |
| Тема Книги Н. Носова; Н Носов Два друга | | | |
| Тема Книги и журналы с пьесами, обобщение | | | |
| В. Жуковский Песня. Я. Смоленский Как научиться читать стихи. | | | |
24 | Пушкин А.Птичка* Няне.К. Паустовский Сказки Пушкина | | Н. Носов Витя Малеев в школе и дома. | 7.03 |
25 | А. Пушкин Зимняя дорога. М. Лермонтов Горные вершины,( из И. Гете) | | А. Пушкин Зимняя дорога. М. Лермонтов Горные вершины,( из И. Гете) | 14.03 |
| М. Лермонтов Утес, Молитва | | | |
| И Суриков Весна, К Бальмонт Золотая рыбка | | | |
| А. Блок. На лугу Гроза прошла и ветка белых роз | | | |
26 | | | С. Есенин С добрым утром, М. Волошин Сквозь сеть алмазную зеленел восток | 21.03 |
| В. Маяковский Тучкины штучки Тема Книги и журналы русских поэтов | | | |
| С Маршак Пожелания друзьям Саша Черный Зеленые стихи | | | |
| Ю. Владимиров Чудаки Д. Хармс Очень страшная история | | | |
27 | | Промежуточная аттестация. Тест | | 28.03 |
28 | | | Тема Книги и журналы с забавными стихами. В Хотомская Два гнома, Три сестрицы | 4.04 |
| О. Высотская Весенние рубашки, Э Мошковская Песня | | | |
| Ю Мориц Чтобы летали мы все и росли! В. Высоцкий Песня Кэррола, обобщение | | | |
| Тема. Книги и журналы со стихами современных детских поэтов Защита проекта | | | |
| Ю. Яковлев О нашей родине, И Соколов-Микитов Русский лес. | | | |
| Ю. Дмитриев Зеленое и желтое. | | | |
| КРЕЩЕНИЕ Руси ( из книги Крещение Руси) | | | |
| Н. Соловьев Сергий Радонежский | | | |
29 | | | В. Губарев В открытом космосе | 18.04 |
| Л. Яхнин Метро | | | |
30 | | | М Ильин и Е Сегал Что из чего; М. Ильин Сто тысяч почему | .25.04 |
| Книги и журналы, отвечающие на вопросы Защита проекта | | | |
31 | | | Н Надеждина Лук от семи недуг | 3.05 |
32 | | | М. Константиновский Что такое электрический ток | 16.05 |
| В. Малов Как парижский официант русскому изобретению помог. | | | |
| А. Дитрих Г. Юрмин Какая книжка самая интересная? | | | |
33 | | | Тема Книги о книгах и их создателях К. Паустовский Великий сказочник К Чуковский Признания старого сказочника | 23.05 |
34 | | Контрольное чтение | | 30.05 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |