Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Принято на заседании МО протокол № __ от «__» ____2018г. руководитель МО ______ ____________ | Согласовано Зам директора по ОП _____ __________ ФИО | Утверждаю Директор МКООУ «СШИ» г. Тарко-Сале _______П.Ю. Грабельников Приказ № ____ от «___» _________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном (ненецком) языке
для 2 «а» класса начального общего образования
Вэлло Лидии Икловны, первая квалификационная категория
2018-2019 учебный год, срок реализации – 1 год
Рассмотрено на
педагогическом совете
протокол № __
от «___» __________2018г.
г. Тарко-Сале
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (ненецкий) в начальной школе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для 1-4 классов разработана в соответствии:
с Законом ЯНАО от 22.04.2003 г. за №183 – «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ямало-ненецкого Автономного округа»;
- с территориальным базисным учебным планом (далее – БУП) 2004 для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;
- с территориальным базисным учебным планом, учитывающим федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) нового поколения для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания; Согласно проектам нового учебного плана для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения учебный предмет «родная литература» входит в образовательную область «Филология» и по объему отводимого на его изучение времени сохраняет паритетное соотношение с русской литературой. Это гарантирует сохранение названной дисциплины как обязательной в учебном плане школы.
Цели и задачи преподавания родной литературы.
Важнейшей задачей уроков родной литературы в начальной школе является всестороннее развитие навыков хорошего чтения – правильности, беглости, выразительности и сознательности – и умения работать с текстом. На уроках чтения дети практически знакомятся со строем родного (ненецкого0 письменного языка, расширяют запас слов, знакомятся с образцами народного творчества и с художественной литературой на родном языке. На уроках литературы дети должны получать элементарные навыки анализа произведения и усвоить доступные им теоретико- литературные сведения. Именно на уроках литературы более чем где – либо осуществляется патриотическое, эстетическое, нравственное воспитание ребенка. При этом необходимо обратить особое внимание на воспитание в детях бережного отношения к природе. Читая тексты о природе , дети должны почувствовать красоту и в то же время ранимость природы, оценить добрые поступки людей, которые способствуют сохранению ее богатства.
Выработка качеств хорошего чтения:
Учитель должен обратить самое серьезное внимание на усовершенствование техники чтения, на развитие, закрепление и дальнейшее совершенствование всех элементов хорошего чтения. Любовь к книге можно привить только тогда, когда ребенок будет владеть всеми элементами хорошего чтения. При выработке этих качеств на уроках чтения на родном языке учителю следует руководствоваться следующими принципами:
Правильность чтения.
Определяется верным произношением всех слов, словосочетаний , предложений. Упражнения в правильном орфоэпическом чтении необходимо продолжать во всех классах начальной школы. Для организации этой работы рекомендуется изготовление следующих пособий: а) сигнальные карточки; б) таблицы.
Беглость чтения
Беглость чтения состоит в навыке быстро схватывать зрением буквенный состав слова и сразу его произносить. Беглость чтения не должна подменяться торопливостью. Это быстрое, ясное, отчетливое и толковое чтение в единстве с правильным произношением. Для того, чтобы правильно сочетались оба названных вида хорошего чтения, на первых порах можно не требовать быстроты, равной темпу разговорной речи. Поставленная цель достигается систематической работой. На уроках чтения на родном языке следует проводить упражнения:
а) чтение учащимися вслед за учителем
б) прочитывание одного и того же текста по несколько раз
в) повторное чтение раннее прочитанного
г)хоровое чтение тщательно подготовленного текста (учитель может прибегать к жестам и мимике, чтобы показать темп чтения; иногда может сам начать читать вместе с классом, потом умолкнуть, а ученики продолжают читать в том же темпе).
д) предварительная отработка произношения многосложных слов с тем, чтобы чтение таких слов не замедляло чтение текста в целом.
е) прочитывание текста про себя.
Выразительность чтения.
Выразительность чтения не может быть достигнута при отсутствии навыков правильного и беглого чтения. Оно должно приближаться по своему характеру к живой выразительной речи. Элементарная выразительность достигается путем правильной расстановки логических ударений, интонации и соблюдения пауз в соответствии со знаками препинания.
Сознательность чтения.
Суть этого качества чтения состоит в умении быстро схватывать не только смысл отдельных слов и предложений, но и умение уложить их связь и последовательность.
Цель сознательного чтения
а) добиться ясного и точного понимания значения и смысла прочитанного;
б) вызвать в сознании ребенка образы и представления, которые имел в виду автор.
Предмет (литературное) чтение определяет ценностные ориентиры личности в этом мире, он спефичен, поскольку предлагает особый способ видения мира. Знакомясь с разными литературными источниками , ребенок осваивает этот способ, формируется как думающий, грамотный читатель. Согласно программе, непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь призму литературного произведения является творческое чтение.
Осваивать специфику такого чтения ученики начинают еще в 1 классе. Они знакомятся с произведениями разной жанровой специфики, определяют их тональность, отвечают на вопросы, адресованные содержанию текста, стараются в собственной интерпретации
произвести авторские сочинения, предлагают собственные версии замыслов поэтов и писателей. Подобная работа предлагается и в 3, 4 классах, только теперь она будет носить более глубокий характер погружения в «смыслы» произведений, в значение функций слова. Реформа общеобразовательной школы основывается на творческом развитии педагогических инновационных методов образования и воспитания молодого поколения и направлена на то, чтобы поднять уровень образования и воспитания молодежи, улучшить ее подготовку к самостоятельной трудовой жизни, повысить гражданскую позицию, патриотизм. На выполнение этих задач и должно быть нацелено преподавание в школе родной литературы, дающей возможность учащимся ознакомиться с духовным миром, бытом, нравами и традициями родного народа.
Для осуществления поставленных целей перед уроками родной литературы ставятся следующие конкретные задачи: овладение художественными богатствами ненецкой литературы, приобщение учащихся к искусству слова и развитие художественного восприятия как основы постижения авторского видения окружающего мира; формирование у учащихся высоких нравственных качеств, воспитание у учащихся высокой гражданской позиции, любви к родному народу, дому; воспитание устойчивого интереса к чтению и любви к родной литературе, развитие чувства прекрасного, формирование высокого эстетического вкуса.
Курс ненецкой литературы для 1-4 классов имеет свою ярко выраженную специфику, которая проявляется как в отборе материала, так и в методике его изучения. Это выдвигает целый ряд частных задач, которые отличаются от задач, стоящих перед литературным образованием в начальной школе.
Задачи заключаются в следующем:
__ совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения;
__ сформировать первоначальные умения и навыки анализа художественного текста;
__ в процессе знакомства с фольклором и творчеством ненецких писателей расширить и углубить жизненные впечатления учащихся , пополнить знания учащихся об историческом прошлом своего народа;
__ познакомить учащихся с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Многообразие задач и само содержание программного материала в 5-7 классах требуют от учителя родной литературы знания произведений устного народного творчества и ненецкой литературы, понимания своеобразия творчества писателя, знания его жизненного пути; совершенствование своего педагогического мастерства и методической подготовки.
Содержание учебного предмета по родной литературе.
В программу по родной литературе на продвинутом этапе обучения включены:
__ ненецкий фольклор и его жанры – сказки о животных, великанах, бытовые и волшебные сказки;
__ загадки, пословицы, поговорки, народные песни – индивидуальные, исторические;.
Виды и формы работы на уроках родной литературы.
На уроках по родной литературе, исходя из конкретных целей и задач, учителю следует использовать приемы работы, пробуждающие и развивающие интерес к литературе и творческую активность учащихся. Большое значение при этом имеет вступительная беседа,
основанная на личных впечатлениях и наблюдениях учащихся; материале, раннее изученного ими. В качестве материала для вступительных бесед могут быть также использованы факты из жизни писателя и его творчества.
Анализ изучаемого текста начинается с беседы и комментированного чтения. Он включает пересказ содержания прочитанного по плану и без плана, выразительного чтения отрывков, наиболее важных для усвоения произведения. Наблюдения за построением произведения, за развитием событий помогают учащимся понять художественный текст в единстве формы и содержания. При анализе эпического произведения дети учатся выделять в нем в определенной связи эпизоды (сюжет, находить в тексте существенные детали, описания (портрет, пейзаж и соотносить их с общей структурой произведения (композиция).
Работа из класса в класс углубляется, расширяются представления учащихся об авторском замысле и способах его воплощения. Таким образом, школьники практически усваивают понятия: композиция, сюжет, тема, идея.
При анализе образной системы изучаемых произведений формируются представления учащихся о портрете литературного героя, первоначальное понятие о литературном характере. Выявление темы и главной мысли произведения дает возможность учащимся определить отношение автора к его героям. Наблюдения детей за образно-выразительными средствами поэтического языка способствуют пониманию особенностей художественной литературы и овладению такими теоретико-литературными понятиями, как эпитет, сравнение, ритм, рифма, прозаическая и литературная речь, аллегория, олицетворение, диалог и монолог.
Всесторонний анализ литературного произведения позволяет сделать вывод о том, что автор его - гражданин своей страны, имеющий свой взгляд на происходящее в жизни, отображающий в произведении человеческие характеры с позиций своих гражданских и эстетических критериев.
Для реализации целей и задач, поставленных программой, школьный урок литературы на родном языке должен быть дарующим ни с чем не сравнимую радость творчества, рождать новый стиль общения с книгой и раскрывать таинства общения с писателем.
Изучение фольклора коренных народов Ямала.
Ведущая идея программы – знакомство учащихся с духовной культурой коренных народов, проживающих на Ямале, через произведения фольклора.
Главные культурологические задачи программы:
__ приобщение учащихся к истокам самобытной национальной культуры малочисленных народов Севера, к их духовным ценностям;
__ создание единого поликультурного пространства в образовательных учреждениях, расположенных на территории ЯНАО.
Основные цели и задачи данной программы:
__ использование материала национально-региональной тематики в учебно-воспитательном процессе;
__ формирование нравственного поведения учащихся по отношению к северной природе, ее растительному и животному миру;
__ воспитание уважительного отношения к культуре и быту коренных жителей Ямала, формирование навыков толерантного поведения учащихся; овладение первичными знаниями о своеобразии фольклора малочисленных народов Севера;
Общая характеристика предмета
Литературное чтение - один из основных предметов в системе обучения младшего школьника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение курса родного (литературного) чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В центре внимания читателя – исследователя становится литературное понятие художественного образа, оно станет отправной точкой понимания темы, проблемы, авторских идей, позиций героев в изучаемых произведениях. Также ученики постепенно начнут открывать для себя те изобразительные средства языка, при помощи которых авторами создаются художественные образы. Учителю предстоит решать с детьми важные задачи совершенствования навыка чтения , овладения разными способами первичного литературного анализа и интерпретирования произведения. Произведения разной жанровой специфики и тональности позволяют формировать механизм осознанного чтения, учит выделять в произведениях авторскую позицию к тому, о чем рассказывается в них. Ученики постигают понятие темы, главной мысли произведения, учатся интуитивно определять приемы автора, создающего неповторимый художественный образ. Причем, эти приемы исследуются детьми на стыке нескольких культур: культуры народов Крайнего Севера, русского народа и других культур, в зависимости от подбора литературных источников. Обучение чтению носит ярко выраженный обучающий характер при особой эмоциональной, познавательной направленности читателя на постижение смыслов произведений. Содержание учебника подается через особую систему учебных и учебно-практических задач, сформулированных в заглавиях учебников и разделов, в обращениях читателю. Это позволяет ученикам и учителю в строгой логической последовательности, целенаправленно.
Рабочая программа 3 класса направлена на формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения, а также вводит детей в мир художественной литературы и помогает в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению.
Внеклассное чтение - неотъемлемая часть курса литературного чтения, которая проводится в форме самостоятельного домашнего
чтения и уроков внеклассного чтения. Цель его - углубленно знакомить обучающихся с детской литературой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения
Учебная программа предлагает для ознакомления весь круг детского чтения с учетом тем, жанров, авторов и книг.
Методика обучения литературному чтению основана на художественно – эстетическом, литературоведческом и коммуникативно – речевом принципах. Все эти принципы объединены внутрипредметной связью.
В 3 классе основным видом упражнений является выбор нужной книги по заданным показателям и соотнесение книги с рядом книг. Первый вид упражнений второклассники осуществляют вне урока, при самостоятельном выполнении домашних заданий по внеклассному чтению, второй - в классе при коллективном анализе представленной у доски выставки прочитанных книг на определенную уроком тему.
Каждый урок внеклассного чтения обеспечивает младшим школьникам знакомства с широким кругом детского чтения от устного
народного творчества до стихотворений, рассказов русских и зарубежных писателей, формирует умение выбирать книги, содействует возникновению устойчивого интереса к книге.
Основные содержательные линии.
Основные содержательные линии «родного (литературного) чтения» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 10 разделами: «Наша школа», «Осень», «Сава нгамгэ, вэва нгамгэ», «Сырэй“», «Лаханако“», «Хар“на“ мяканана“», «Хар“на“ вы“ яна“ нгардан“», «Нара», «Нара’ нгарка яля“ », «та’», а также часами внеклассного чтения.
Главными содержательными линиями являются круг чтения и опыт читательской деятельности, формирование и совершенствование техники чтения, знакомство с литературоведческими терминами, понятиями, развитие речевой и читательской деятельности обучающегося 2 класса.
Место предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение родного (литературного) чтения отводится 1 час в неделю. На изучение программного материала отводится 34 часа.
Для полной реализации рабочей программы на уроках родного (литературного) чтения используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на осознанность чтения, развитие речи, умение работать с текстом художественного произведения, а также на формирование общеучебных умений.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
Осознание значимости чтения на родном языке для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
Формирование потребности в систематическом чтении на родном (ненецком языке как средстве познания мира и самого себя;
Знакомство с культурно – историческим наследием России и российских народов, общечеловеческими ценностями;
Восприятие ненецкого литературного произведения как особого мира искусства;
Полноценное восприятие художественной литературы;
Эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
Высказывание своей точки зрения и уважение мнений собеседника;
Осознание учащимся своей принадлежности к определенному этносу и одновременно ощущение себя гражданином многонационального российского государства.
Формирование общероссийских гражданских и патриотических ценностей;
Овладение знаниями о родной (ненецкой) литературе, религии, о культуре и религии русского народа и других народов России, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России, формирование межэтнического согласия;
Знание основных моральных норм своего народа, русского народа и других народов России;
Овладение начальными навыками адаптации в современном мире, развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми
в разных ситуациях, умение избегать конфликтов;
Освоение социальной роли ученика, формирование к мотивации к учебной деятельности, понимание личностного смысла учения;
Развитие в процессе чтения на родном (ненецком) языке художественных текстов русской и другой национальной литературы духовных качеств и эстетических чувств.
Метапредметные
Освоение приемов поиска нужной информации;
Овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности).
Умение высказывать и пояснять, отстаивать свою точку зрения;
Освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
Формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
Овладение основами коммуникативной деятельности;
Осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы;
Овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, сформулированные на родно (ненецком) языке, решать задачи творческого характера;
Формирование умений планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью, определять наиболее эффективные пути достижения поставленной цели;
Формирование умений понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и адекватно действовать в ситуации неуспеха;
Использование средств русского и родного (ненецкого) языков для решения коммуникативных и познавательных задач,
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
Установление причинно – следственных связей в ненецких учебных и художественных текстах;
Определение в совместной деятельности с партнерами иной этнической принадлежности общей цели, распределение ролей, осуществление взаимного контроля, адекватное оценивание собственного поведения и поведения других участников;
Готовность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, уважительно относиться к особенностям поведения партнеров, принадлежащих к иной этнической культуре.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, соотнесение их с аналогичными понятиями в курсе литературного чтения на родном (ненецком) языке.
Предметные
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
· понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
· формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
· овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
· Формирование необходимого уровня читательской компетентности;
· Овладение техникой чтения на родном (ненецком) языке;
·Овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных и учебных текстов нв родном )ненецком) языке.
· Умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу , умение пользоваться словарями и справочниками;
· Осознание себя как грамотного читателя (на родном (ненецком) языке) способного к творческой деятельности;
· Умение составлять на родноv(ненецком) языке несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять на родном (ненецком) языке небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
Умение декламировать на родном (ненецком) языке стихотворные произведения , выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями на родном (ненецком) языке.
Содержание учебного предмета
Содержание и структура программы по родной литературе.
В программу по родной литературе на продвинутом этапе обучения включены:
__ ненецкий фольклор и его жанры – сказки о животных, великанах, бытовые и волшебные сказки;
__ загадки, пословицы, поговорки;
__ народные песни – индивидуальные, исторические;
__ литературные произведения писателей – литературные сказки, созданные по мотивам устного народного творчества,
стихотворения, рассказы, поэмы, повести, очерки.
Разделы программы 1-4 классов отражают темы: устное народное творчество – народ – творец, поэт, певец; через творчество писателей ненцев раскрываются такие темы, как жизнь ненцев до 1917 года, строительство новой жизни расцвет национальной культуры и литературы.
В содержание курса обучения родной (ненецкой) литературе во 2 классе входят:
I. Сфера общения
1.Социально - бытовая (этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа .
2.Учебно-трудовая (школа, распорядок дня, каникулы и т.д.)
3.Социально-культурная (город, село, учреждения культуры. Отношение к природе, сезонные изменения в природе, погода. Сказки, песни, стихи.)
4 Игровая
Виды и типы игр (детские в помещении и на улице, мужские и женские.)
II. Речевые умения
1. Аудирование (слушание)
Понимание речи учителя и других носителей языка в объеме, предусмотренном курсом.
Определение основной мысли звучащей речи, отделение главного от второстепенного.
2. Говорение
Составление рассказа с опорой на наглядность.
Составление рассказа согласно ситуации.
Продолжение рассказа по заданному началу.
Трансформация речевых высказываний.
3. Чтение
Чтение полного текста без заданий.
Чтение с пониманием основного содержания.
Ответы на вопросы по прочитанному
4. Письмо
Списывание слов, словосочетаний, предложений и текстов.
Запись слов, словосочетаний, предложений и текстов под диктовку.
Выполнение письменных заданий.
III. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни ненцев
.1. Место расселения народа. Названия населенных пунктов. 2. Особенности природно-климатических условий региона: особенности времен года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.
3. Произведения ненецкого детского фольклора (сказки, загадки, пословицы,
поговорки, песни.)
4. Произведения ненецких писателей и поэтов.
5. Образцы орнаментов.
6. Жилище (стойбище) оленеводов – чум, его интерьер, дизайн, архитектура расположения нарт и других предметов стойбища
7. Орудия труда и средства передвижения.
8. Традиционная мужская и женская одежда.
9. Народные детские игры.
10. Традиционные виды труда и отдыха.
Тематическое планирование 2 класс авторы: Е.Г.Сусой. А.П.Рожин.
(Учебник на лесном диалекте, перевод Докучаевой О.И. 2006г.)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата |
1 | Первые дни в (4ч)школе. А.Пырерка.Первый урок. | 1 | Читать самостоятельно текст. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Пересказывать текст. | Стр. 6-8 чтение, пересказ | |
2 | А.Рожин «В школе» | 1 | Читать наизусть стих, Участвовать в работе группы, Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Стр. 8 наизусть | |
3 | А.Пырерка «Как Алёшка собрался в школу» | 1 | Читать вслух и про себя; Пересказывать текст подробно и кратко; характеризовать героя рассказа; Составлять текст по аналогии с данным. | Стр. 9-10 чтение, пересказ. | |
4 | А.Рожин «В классной комнате» Загадки. | 1 | Читать вслух и про себя; Составлять рассказы на тему «отдых»; Представлять свои рассказы в группе; Участвовать в работе группы. | Стр. 11-13 чтение, ответить на вопросы. | |
5 | Осень(1ч) А. Пырерка. «Улетают птицы на юг» | 1 | Читать выразительно вслух , про себя; Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Отвечать на вопросы; Участвовать в диалоге. | Стр. 14-15 чтение, ответить на вопросы. | |
6 | «Что такое хорошо, что такое плохо» | 1 | Читать вслух и про себя, Обсуждать с классом, что такое доброжелательность, забота о младших, уважение; Обсуждать в классе о том, что такое хорошо, что такое плохо» | Стр. 19-24 чтение, ответить на вопросы. | |
7 | Н.Артюхова «Трусиха» | 1 | Читать выразительно. Обсуждать в классе, что такое сочувствие, смелость, забота о младших, подвиг. Определять основные события произведения; Обсуждать с друзьями поступки героев. Придумывать продолжение историй. Пересказывать текст. Характеризовать героя произведения. | Стр. 25-26 чтение, пересказ. | |
8 | Зима( ) Е.Г.Сусой «Белые комары» | 1 | Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, Наблюдать картины в художественном тексте. | Стр. 18-20 чтение, пересказ. | |
9 | А.Пырерка.»Мы рисуем на снегу» | 1 | Читать вслух и про себя, Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Пересказывать текст. | Стр. 31-33 чтение, пересказ. | |
10 | И.Юганпелик «Мы едем домой» | 1 | Читать наизусть стихотворения; Находить в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. | Стр. 33-34 наизусть. | |
11 | Сказки(6ч) Г. Пяк «Кожаный человек» | 1 | Рассказать о своём отношении к сказке; Высказывать своё мнение о прочитанной сказке; Обсуждать проблемную ситуацию «как бы ты поступил на месте этих герое7 | Стр. 36-37 чтение, пересказ. | |
12 | Загадки, пословицы поговорки. | 1 | Определять конкретный смысл понятий: загадки, пословицы, поговорки. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смыл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов | Стр. 16-18 отгадать загадки. | |
13 | Сказка «Рыбка» | 1 | Определять конкретный смысл понятий: Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Чтение по ролям; Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определить, какие предметы являются сказочными. | Стр. 37-39 чтение по ролям | |
14 | Сказа «Девочка сиротка | 1 | Чтение по ролям; Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определить, какие предметы являются сказочными. Обсуждать в паре , кто из героев сказки нравиться почему? Распределять роли при чтении по ролям. | Стр. 40-41 чтение по ролям. | |
15 | Сказка «теремок» | 1 | Чтение по ролям. Инсценировать сказку. Участвовать в работе класса. Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Стр. 42-44 чтение по ролям, пересказ. | |
16 | Сказка «Кукушка» | 1 | Читать сказку по ролям, Определять речевую задачу персонажей (выразить просьбу, удивление). Выразительно читать сказочные диалоги. | Стр. 44-47 чтение по ролям, пересказ. | |
17 | О дружбе и семье(6ч). «Как собака себе товарища искала» | 1 | Читать текст осознанно, Правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Рассказать функции собаки в тундре. | Стр. 47-50 выразительное чтение, пересказ. | |
18 | Е.Г.Сусой. «Наша семья» «Моя мама» | 1 | Выразительно читать, Обсуждать в классе, что такое согласие, ответственность , доверие. Рассказать о традициях своей семьи, Рассказать о маме, Размышлять в чём заключается семейное счастье. | Стр. 51-53 чтение, рассказать о своей семье, о маме. | |
19 | Б.Окотэтто «Я уже большая» | 1 | Читать наизусть стих, Участвовать в работе группы, Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Стр. 53-54 выучить наизусть. | |
20 | Е.Г.Сусой «Ненастную погоду» | 1 | Читать вслух и про себя, Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Пересказывать текст. | Стр. 54-55 чтение, пересказ. | |
21 | «Сторож, человек и песец» | 1 | Читать текст осознанно, Правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения | Стр. 55-57 чтение, пересказ. | |
22 | Наша Родина - Ямал. «Наша Земля» | 1 | Рассказать о своей Родине, о своей семье, о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос, о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сёстрам. Объяснять значение слов «Родина» «Отечество» Объяснять смысл выражения «Родина-мать». | Ст. 59-60 чтение, рассказать о малой Родине. | |
23 | Весна(6ч) Е.Г.Сусой «Сосульки» | 1 | Читать выразительно текст; Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении текста. Создавать собственные тексты по произведению живописи. Задавать вопросы по прочитанному тексту. Оценивать вопросы учащихся | Стр. 64-65 чтение, ответить на вопросы. | |
24 | Е.Г.Сусой «Мы рады весне» | 1 | Читать самостоятельно текст, Находить в тексте олицетворения, объяснять своими словами значение понятия «воображение» | Стр. 66-67 чтение, ответить на вопросы. | |
25 | Е.Сусой «Весенние работы» | 1 | Читать текст осознанно, Правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения; Рассказать об обязанностях в семье охотников и рыбаков. | Стр. 67-68 чтение, пересказ. | |
26 | Е.Г.Сусой «Королева весна» | 1 | Чтение по ролям. Участвовать в работе класса. Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Стр. 70-73 чтение по ролям. | |
27 | Е.Г.Сусой «Первый космонавт! | 1 | Читать вслух и про себя; Рассказать о первом космонавте; Рассказать о его полете в космос. Участвовать в диалоге. | Краткое сообщение о Ю.Гагарине | |
28 | Е.Г.Сусой «Он хотел помочь отцу» | 1 | Читать вслух и про себя; Характеризовать героя произведения, Называть качества героя, Обсуждать с друзьями, что такое честность, поступки героя. | Стр. 82-84 чтение, пересказ. | |
29 | Лето(6ч) А.Рожин «Во время сенокоса» | 1 | Объяснять смысл заголовка. Придумывать свои заголовки к рассказу. Пересказывать текст подробно, Отвечать на заданные учителем вопросы. | Стр. 86-87 читать, ответить на вопросы. | |
30 | Л.Лапцуй «Прило жаркое лето» | 1 | Читать текст осознанно, Правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения; Рассказать чем | Стр 88-90 чтение, пересказ. | |
31 | Занятие родителей летом. | 1 | Рассказать о занятиях родителей в тундре, рыболовстве, оленеводстве, охоте. | Рассказать о занятиях родителей | |
32 | Каникулы. | 1 | Рассказать где и как проводят летом каникулы, Где планируют провести отдых, Какие обязанности в семье выполняют( помощь родителям, забота о младших). | Рассказать об обязанностях в семье. Как помогают родителям и взрослым в тундре. | |
33 | Обобщить знания умения навыки учащихся. | 1 | Самостоятельно выбрать произведения по группам и участвовать в диалоге | | |
34 | Викторина по пройденным темам. | 1 | | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1.Е.Г, Сусой Толаңго книга. Учебник на ненецком языке для 2 класса общеобразовательных учреждений. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение.2005 г.
2. М. Я .Бармич. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для учащихся начальных классов. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
3. М. Я. Бармич. И. А. Вэлла Словарь ненецко – русский и русско –ненецкий. Пособие
для учащихся начальной школы. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
4. М.Я Бармич. Ебцотако тохолку. Ненецкий язык в картинках. С-Петербург. Отделение изд. Просвещение. 2000г.
6. Л.Ненянг. Ненецкие сказки.. Составление и перевод на английский языка А.Мищенко.
7. Е. Н. Самойлова. М.Я.Бармич. Хар"на" толаңгува". Учебное пособие по чтению Развитию речи на ненецком и русском языках для 1-4 классов общеобразовательгых
Учреждений. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение 2008г.
8. А.И.Рожин, Л.А.Варковицкая, Е.Г.Сусой, Е.М.Талеева Книга для учителя ненецкой начальной школы Изд. Просвещение ленинградское отд. 1979 г.
9. М.А.Неняңг На уроках ненецкого языка. Методическое пособие для учителей 1-4 классов общеобразовательных учреждений. С-Петербург филиал изд. Просвещение 2007 г.
Формы и средства контроля
Виды контроля на уроках чтения и нормы оценок по литературному чтению
В течение учебного года используются разнообразные формы контроля, например, пересказ текста, чтение наизусть, выразительное чтение, ответы на вопросы, перевод текста с родного на русский язык и наоборот, выполнение творческого задания, решение тестовых заданий, проверка техники чтения.
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям :
- беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
классы | Обязательный уровень |
1ч | 2ч | Зч | 4ч |
1 класс | - | 10-12 | 12-18 | 18-25 |
2 класс | 30сл | 40 | 45 | 50 |
3 класс | 45 | 50 | 55 | 60 |
4 класс | 55 | 60 | 65 | 70 |
Список литературы
1.А.И.Рожин. Е.М.Талеева . Толанго книга. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений.
С-Петербург.Филиал изд.Просвещение.2006г.
2. М. Я .Бармич. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для учащихся начальных
классов. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
3. М. Я. Бармич. И. А. Вэлла Словарь ненецко – русский и русско –ненецкий. Пособие
для учащихся начальной школы. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
4. М.Я Бармич. Ебцотако тохолку. Ненецкий язык в картинках. С-Петербург.
Отделение изд. Просвещение. 2000г.
5. А.И.Рожин, Л.А.Варковицкая, Е.Г.Сусой, Е.М.Талеева Книга для учителя ненецкой
начальной школы Изд. Просвещение ленинградское отд. 1979 г.
6. М.А.Неняңг На уроках ненецкого языка. Методическое пособие для учителей 1-4
классов общеобразовательных учреждений. С-Петербург филиал изд. Просвещение
2007 г.
28