СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению РО Л.В.Занкова 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению РО Л.В.Занкова 3 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в действующей редакции), с учётом Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ гимназии №4 г. Канска, Примерной рабочей программы учебного предмета и авторской программы В.Ю.Свиридовой (Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров»,2011) в соответствии с требованиями психолого-педагогических основ развивающей системы обучения (Л.В. Занкова) и ориентирована на реализацию целей и задач МАОУ гимназии №4 на 2017-2018 учебный год.

Учебный предмет «Литературное чтение» является составляющей предметной области «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ». Учебный предмет входит в обязательную часть учебного плана.

В соответствии с годовым календарным учебным графиком продолжительность учебных недель в 3 классе составляет 34 недели.

УМК:

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Изда­тельский дом «Федоров».

Хрестоматия по литературному чте­нию. 3 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная ли­тература».

Свиридова В.Ю. Методические рекомен­дации к курсу «Литературное чтение». 3, кл. - Самара: Издательский дом «Федо­ров»: Издательство «Учебная литература».

Самыкина СВ. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литера­тура.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к содержанию и форме художественных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

– чувство сопричастности своему народу;

– понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

– общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.

Обучающийся получит возможность для формирования:

понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;

понимания своей семейной и этнической идентичности;

любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;

чувства ответственности за мир природы;

умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной

литературой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– пересказывать текст по плану;

– структурировать знания при сопоставлении текстов;

– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

– искать информацию, представлять найденную информацию;

– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

– знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:

пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

понимать структуру построения рассуждения;

воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках,

в контролируемом пространстве Интернета;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться:

выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

проявлять самостоятельность в групповой работе;

контролировать свои действия в коллективной работе;

выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

– читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

– читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;

– ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;

– кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;

– отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

– определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

– узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;

– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

– выявлять авторское отношение к герою;

– понимать специфику прозаических и поэтических текстов;

– соотносить главную мысль и название произведения;

– находить портрет и пейзаж в произведении;

– видеть особенности юмористических текстов;

– соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

Обучающийся получит возможность научиться:

пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;

осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;

находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;

понимать особенности жанра басни;

определять роль портрета и пейзажа в произведениях;

находить в юмористических текстах приемы создания комического;

оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

– самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;

– самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;

– осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;

– осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;

– готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;

– понимать назначение аннотации на литературное произведение;

– называть одно периодическое литературно-художественное издание.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;

составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;

писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;

создавать презентации книг различной тематики;

сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);

участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;

ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

– представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;

– различать малые жанры фольклора;

– различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;

– определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;

– выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;

– понимать многозначность поэтического слова.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;

находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;

обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);

обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;

выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;

понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;

самостоятельно находить мораль басни;

понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.

Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится:

– пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;

– читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;

– передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;

– выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;

– создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.

Обучающийся получит возможность научиться:

сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;

читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;

подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;

читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;

сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ»

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

1.находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

2. определять тему и главную мысль текста;

  1. понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,

  2. использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее.


Обучающийся получит возможность научиться:

  1. ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

  2. работать с несколькими источниками информации;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  1. пересказывать текст устно и письменно;

  2. формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;

  3. преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста);

Обучающийся получит возможность научиться:

1.формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

2.составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

высказывать оценочные суждения

Обучающийся получит возможность научиться:

1.соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

  • выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

  • владеть компьютерным письмом на русском языке;

  • вводить изображения, цифровые данные.

Обработка и поиск информации

искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, контролируемом Интернете,

Создание, представление и передача сообщений

  • редактировать, оформлять и сохранять текстовые сообщения;

  • создавать сообщения в виде иллюстраций.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Глава

Тема

Количество часов

Глава 1

Человек вступает в неизведанный мир

18 часов

Глава 2

В единой семье всего живого

22 часа

Глава 3

Открываем мир заново

20 часов

Глава 4

Времена, когда звери говорили

26 часов

Глава 5

Всмотрись в мир своей души

16 часов

Глава 6

Пересоздаём мир в творчестве

20 часов

Глава 7

Без тебя мир неполный

14 часов


Круг чтения третьего года обучения

Устное народное творчество Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».

Русские народные сказки и сказки разных народов «Яичко», «Петушок- золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна- лягушка», «Царевна Несмеяна»*, «У страха глаза велики», докучные сказки*, «Коза с орехами»*.

«Хитрая лиса» (корякская сказка)*, «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)*.

Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы

Ш. Перро «Рике с хохолком»*; В. Гауф «Маленький Мук»*; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»*; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Басни Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».

Классики русской литературы

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский, А Кольцов*, Я. Полонский*, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин, С. Есенин, В. Хлебников*, Саша Черный*, А.К. Толстой. И. Тургенев «Воробей», «Голуби»*, «Собака»*; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»*; Ю. Олеша «Три толстяка»*; А. Гайдар «Тимур и его команда»*.

Современная русская и зарубежная литература

М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евтушенко, С. Маршак, А. Барто*, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц*, Ю. Кушак, А. П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин*, Н. Матвеева.

М. Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»*; Ю. Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи»*, «Шамайка»*; К. Паустовский «Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрепанный воробей»*; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у дедушки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Козлов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»; И. Пивоварова «Плохие сны», В. Чаплина*, Д. Нагишкин*; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»*; Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»*; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»*; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»*; А. Волков «Волшебник Изумрудного города»*.

Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»*; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон_Томпсон «Уличный певец»*; Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»*; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»*; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»*; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»*; П. Треверс «Мери Поппинс»*.

Японские трехстишия.

* Звездочкой обозначены произведения, помещенные в хрестоматии

В соответствии с требованиями ФГОС НОО 20 % учебного времени отводится на проведение неурочных занятий: проекты, исследования, урок-экспертиза, аукцион, лаборатория и т.д.

Формы неурочной деятельности

Количество часов

Урок – проект

9

Групповой проект

1

Урок – исследование

5

Урок – презентация

5

Урок – путешествие

1

Библиотечный урок

4

Урок - сказка

1

Урок - рефлексия

1

Урок КВН

1

ИТОГО

28

Промежуточная аттестация в 3 классе предусмотрена в форме комплексной контрольной работы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема

Дата


Урочн.

Неурочн.

план

факт



Раздел 1.Человек вступает в неизведанный мир (18 часов)


п/п

Темы уроков






1.(1.)

Условные обозначения в учебнике. Обращение

автора. Ю.П. Мориц «1 сентября».

Что такое миф.

1.09


1


2.(2.)

Отношения человека и природы в древности (по фрагментам карельских сказаний «Калевала», славянских мифов).

.


5.09


2


3.(3.)

Народная сказка «Яичко».

Принцип кумулятивного построения – накопления

героев и событий.


6.09


3


4.(4.)

С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек», связь стихотворения с народной сказкой.М.Я. Бородицкая

«Убежало молоко».

Учимся сочинять сказки-цепочки.


7.09


4


5.(5)

Образ Мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях. Русская народная сказка «Петушок –

золотой гребешок и жерновцы».


8.09


5


6.(6)

Законы народной волшебной сказки.

Числовая магия и магия слова, наличие волшебного помощника. Русская народная сказка«Петушок –

золотой гребешок и жерновцы». Урок-проект



12.09



1

7.(7)

Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Присутствие элементов обряда посвящения. Мир волшебной сказки в живописи: В. Васнецов, И. Билибин.


13.09


6


8.(8)

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Особенности положения героя в семье, особенности

его внешности.

ИКТ урок


14.09


7


9.(9)

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Мир волшебной сказки в живописи: В. Васнецов, Т. Маврина.


15.09


8


10.(10)

Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре.

Загадки. Черты мифологического мышления, особенности построения.


19.09


9


11.(11)

Русская народная сказка «Хаврошечка».

Урок-проект

20.09



2

12(12)

Обобщающий урок по сказкам.

Сочинение сказки по законам народной волшебной сказки.

Групповой проект по созданию продолжения сказки

21.09



3

13 (13)

Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Г.М. Новицкая «Береза»,

И.А. Бунин «Все лес и лес»,М. Врубель «Сирень».


22.09


10


14 (14)

Воспитание творческого отношения к миру.


26.09


11


15 (15)

Особенности авторского взгляда на мир в произведениях

литературы и живописи: Ф.И. Тютчев «Полдень», М. Врубель «Пан».

27.09


12


16 (16)

Следы мифологических представлений в жизни современного человека. Н.Н. Носов «Шурик у дедушки».

Урок –исследование

28.09



4

17 (17)

Характер литературного героя в рассказе Н.Н. Носова

«Шурик у дедушки». Сочинение о летних впечатлениях.

Урок-проект

29.09



5

18 (18)

Идейно- нравственное значение стихотворения.

Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом». «Проверь себя».


3.10


13


Раздел 2.

В единой семье всего живого (22 часа)

19(1)

Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих

богов.


4.10


14


20(2)

Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Урок-исследование


5.10



6

21(3)

Отражение древних представлений о мире и человеке в описании подвигов мифологического героя.

(по древнегреческому мифу о Прометее).


6.10


15


22(4)

Отражение древних представлений о мире и человеке в описании путешествий и подвигов мифологического героя (по мифам о Персее в хрестоматии).


10.10


16


23(5)

Образ родины в поэзии: В.А. Жуковский «Родного неба милый свет…», А.К. Толстой «Край ты мой…».

Урок-презентация прочитанной книги

11.10



7

24(6)

Мифологические образы, характерные для славянского фольклора. Представление о пантеоне богов у древних славян. Легенда «Земля со дна океана».


12.10


17


25(7)

Мифологические образы, характерные для славянского фольклора. Легенда «Земля со дна океана».

Урок-путешествие


13.10



8

26(8)

Олицетворение сил природы. Русская народная сказка

«Мороз, Солнце и Ветер».



17.10


18


27(9)

Образ ветра в литературе, живописи, музыке: А.Н. Майков «Колыбельная песня», М.В. Исаковский «Ветер»,А.С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…».


18.10


19


28 (10)

Образ ветра в литературе, живописи, музыке: картины А. Рылова «В голубом просторе», «Зеленый шум».

Сочинение по впечатлениям о картине.

Урок-исследование



19.10



9

29 (11)

Анализ сочинений. Знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях».


20.10


20


30 (12)

Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой

Царевне и о семи богатырях». Сходство с фольклорными сказками.


24.10


21


31 (13)

Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой

Царевне и о семи богатырях». Отличие от фольклорных

сказок.


25.10


22


32 (14)

Библиотечный урок. Сказки А.С. Пушкина


26.10



10

33 (15)

Образы весны и зимы в стихотворении А.А. Фета

«Глубь небес опять ясна…»

Итоговый тест за 1 четверть


27.10


23


34 (16)

Мир чувств в стихотворении М.Ю. Лермонтова

«На севере диком…» и картинах И. Шишкина

«Сосна», М. Сарьяна «Пальма».

Работа с приемом олицетворения.


7.11


24


35 (17)

Образ радости, единения с природой. Анализ авторской сказки С.Г. Козлова «Такое дерево».


8.11


25


36 (18)

Необычное в обычном: Анализ рассказа Г.Я. Снегирева

«Чудесная лодка».


9.11


26


37 (19)

Нравственные ценности, выраженные в стихотворных текстах. Олицетворение в стихотворениях А.А. Фета

«Летний вечер тих и ясен…», Е.А. Евтушенко «Заря

у клена на руках…».


10.11


27


38 (20)

Поэтические открытия в авторской сказке С.Г. Козлова

«Как поймать облако». Урок-презентация


14.11



11

39 (21)

Духовный мир героев Сказок С.Г. Козлова.

Библиотечный урок


15.11



12

40 (22)

Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку Басё, Кикаку, Исса, в стихотворении С.А. Есенина «С добрым утром!». «Проверь себя».


16.11


28


Раздел 3. Открываем мир заново (20 часов)

41(1)

Связь произведений устного народного творчества (загадка, закличка, считалка) с древними представлениями о мире и человеке. Пословицы о земле-матери.

17.11


29


42(2)

Времена года в древнегреческом мифе «Похищение Персефоны».

Урок-проект. Запуск проекта по теме.

21.11



13

43(3)

Времена года в славянском сказании «Небесные великаны». Связь произведений устного народного

творчества (загадка, закличка, считалка) с древними представлениями о мире и человеке.


22.11


30


44(4)

Создание сборника закличек,

загадок


23.11


31


45(5)

Времена года в художественной литературе. Проникновенный образ природы в произведении

К.Г. Паустовского «Прощание с летом».

Урок-проект.


24.11



14

46(6)

Точность поэтических Образов А.С. Пушкина («Вот север, тучи нагоняя…») и Ф.И. Тютчева («Чародейкою Зимою…»).


28.11


32


47(7)

Мифологические представления о животных в народной корякской сказке «Хитрая лиса».


29.11


33


48(8)

Нравственный смысл произведения Д.Н. Мамина-

Сибиряка «Серая Шейка».


30.11


34


49(9)

Характеристика героев сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Урок-исследование.



1.12



15

50(10)

Особый почерк писателя Д.Н. Мамина- Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»).


5.12


35


51(11)

Композиция произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

6.12


36


52(12)

«Серая Шейка»: сказка или рассказ? Урок-исследование.

7.12



16

53(13)

М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам…»


8.12


37


54(14)

Идейно- нравственная проблематика в сказе

П.П. Бажова «Серебряное копытце».

12.12


38


55(15)

Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).


13.12


39


56(16)

Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»). Анализ картины М. Шагала «Синий дом»

Урок-исследование.


14.12



17

57(17)

Библиотечный урок по сказам П.П. Бажова (самостоятельное чтение)

15.12


40


58(18)

Точность и красота поэтических образов А.А. Фета («Чудная картина…») и М.Ю. Лермонтова («Горные вершины…»), картины Ван Гога «Дорога с кипарисами

и звездой».


19.12


41


59(19)

Поэтические образы малой родины: Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке…» и картина И. Левитана «Тихая обитель». Сочинение по картине.


20.12


42


60(20)

«Проверь себя». Урок-рефлексия

21.12



18

Раздел 4. Времена, когда звери говорили

(26 часов)

61(1)

«Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов: «Почему звери друг от друга отличаются»

(нанайская сказка).


22.12


43


62(2)

«Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов: «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская

сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка).


26.12


44


63(3)

Контрольная работа по итогам I полугодия

27.12


45


64(4)

Анализ результатов контрольной работы.

Отношение к природе наших предков в «объяснительных» сказках. Стихотворение П.Н. Барто «Зимние гости». Сравнение научного описания,

Художественного текста и «объяснительного описания» народных сказок.

28.12


46


65(5)

Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные» сказки. Сказка Р. Киплинга «Отчего

у верблюда горб». Урок-исследование


28.12



19

66(6)

Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные» сказки. Сказка Р. Киплинга

«Отчего у верблюда горб».


09.01


47


67(7)

Наедине с книгой. Сказки Р. Киплинга о животных.


10.01


48


68(8)

Чудеса природы в авторских произведениях.

Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы».


11.01


49


69(9)

Чудеса природы в авторских произведениях.

Рассказ И.И. Акимушкина «Броненосцы», стихотворение Тима Собакина «Две коровы».


12.01


50


70 (10)

Создание сказок и рассказов по мотивам прочитанных

произведений. Урок-сказка


16.01



20

71 (11)

Создание сказок и рассказов по мотивам

Прочитанных произведений.

17.01


51


72(12)

Духовно-нравственные проблемы в тексте

К.Г. Паустовского «Стальное колечко».


18.01


52


73(13)

К.Г. Паустовский «Стальное колечко»: рассказ или

сказка? Урок - проект.


19.01



21

74(14)

Рассказ о родной стороне в произведении К.Г. Паустовского «Стальное колечко».



23.01


53


75 (15)

Природа родного края в произведениях писателей, художников.

24.01


54


76 (16)

Природа родного края в произведениях писателей, художников.


25.01


55


77

(17)

Чудесные открытия, взгляд поэта и художника:

Стихотворение И.А. Бунина «Родник» и картина

В. Поленова «Заросший пруд».


26.01


56


78

(18)

Особый взгляд Ю.И. Коваля на природу малой родины

(по рассказам «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка

и галки»).


30.01


57


79 (19)

Опыт ценностно-эстетического восприятия мира, воплощенный в рассказах Ю.И. Коваля («Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»).


31.01


58


80 (20)

Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь». Урок-презентация

1.02



22

81 (21)

«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение

С.Я. Маршака «Ландыш».

2.02


59


82 (22)

«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса,

способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». Работа по картине И. Грабаря

«Мартовский снег».

6.02


60


С

«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса,

Способность удивляться миру: стихотворение

Н.Н. Матвеевой «Солнечный зайчик».


7.02


61


84 (24)

Изображение пробуждающихся эстетических чувств: рассказ В.Ю. Драгунского «Красный шарик

в синем небе».


8.02


62


85 (25)

Наедине с книгой. Рассказы В.Ю. Драгунского

9.02


63


86 (26)

«Проверь себя». Урок-презентация


13.02



23

Раздел 5. Всмотрись в мир своей души (16 часов)

87 (1)

Мифы разных народов о происхождении человека и его

Душевных качеств.


14.02


64


88 (2)

Игра с мифологическими мотивами в авторском творчестве. Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин»

и картина В. Кандинского «Два овала».


15.02


65


89 (3)

Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица».



16.02


66


90 (4)

Воспитательное значение басни. И.А. Крылов «Лисица

и Виноград». Работа в «Картинной галерее»

с иллюстрациями В. Серова к басням.



20.02


67


91 (5)

Басня – древний жанр словесности (по басням Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»).

Сравнительный анализ басен Эзопа и басен Крылова по разным основаниям: сюжет, композиция, эмоциональная окраска, смысл морали.

21.02


68


92 (6)

Накопление творческого опыта. Сочинение басни в прозе

22.02


69


93 (7)

Библиотечный урок.

Работа в хрестоматии с баснями Л.Н. Толстого, Эзопа,

И.А. Крылова

27.02



24

94 (8)

Жизнь жанра басни во времени. Стихотворение

С.В. Михалкова «Бараны».


28.02


70


95 (9)

Сказка, похожая на басню. Народная сказка «У страха

глаза велики».


1.03


71


96 (10)

Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка-

путешественница». Урок-исследование.

2.03



25

97 (11)

Поучительный Смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».


6.03


72


98 (12)

Басенная основа сказки (фрагмент из «Панчатантры»).


7.03


73


99 (13)

Юмористическая природа рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга».


9.03


74


100 (14)

Нравоучительный смысл рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга». Урок - презентация проектов


13.03



26

101 (15)

Художественные особенности рассказов И.М. Пивоваровой «Плохие сны», В.В. Голявкина «Был не крайний случай».


14.03


75


102 (16)

«Проверь себя».

Представление детских творческих и проектных работ.


15.03


76


Раздел 6. Пересоздаем мир в творчестве (20 часов)

103(1)

Вечные ценности искусства и творчества.

Миф о художнике («Орфей и Эвридика»).


16.03


77


104(2)

Возникновение искусства. Миф о силе искусства

(«Орфей и Эвридика»).


20.03


78


105

(3)

Восприятие мира художником. Работа с произведениями

разных видов искусства: М.Я. Бородицкая «Художник»,

А. Герасимов «После дождя».

21.03


79


106 (4)

Восприятие мира художником. Работа с произведениями

разных видов искусства: М.Я. Бородицкая «Художник»,

А. Герасимов «После дождя».

22.03


80


107(5)

Чудеса поэтических и живописных образов: Ю.И. Коваль «Соловьи».


23.03


81


108(6)

«Что такое стихи?» (по стихотворению Б.В. Заходера).

Особый взгляд поэта на мир (по стихотворениям

К.Д. Бальмонта «Трудно фее», «Гномы»).


3.04


82


109(7)

Мотив «маленького» героя в народных и авторских

произведениях. Отзыв о произведении.

4.04


83


110(8)

Знакомство с волшебной сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

ИКТ урок


5.04


84


111(9)

Испытания, которые проходит героиня сказки для обретения счастья.


6.04


85


112

(10)

Сказочный мир Андерсена. Трепетная красота сказочных героев. Урок-презентация




10.04



27

113

(11)

Презентация инсценированных отрывков из сказки

«Дюймовочка».


11.04


86


114(12)

Знакомство с повестью-сказкой С. Лагерлёф

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Урок - проект

12.04



28

115(13)

Характер главного героя и других персонажей повести-

Сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».


13.04


87


116(14)

Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф.

Как трудно стать человеком. Материалы хрестоматии

или книги

17.04


88


117 (15)

Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф.

Как трудно стать человеком.

18.04


89


118 (16)

Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф.

Как трудно стать человеком. Материалы хрестоматии

или книги

19.04


90


119(17)

Комплексная контрольная работа.

20.04


91


120(18)

Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру. М.М. Пришвин «Разговор деревьев». И. Шишкин

«Сныть-трава», А. Дюрер «Трава».


24.04


92


121(19)

М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника».

Оформить текст, созданный на уроке

25.04


93


122

(20)

«Проверь себя». Представление детских творческих и проектных работ.


26.04


94


Раздел 7. Без тебя мир неполный (14 часов)

123(1)

След грозных природных явлений в мифологических

сказаниях. «Девкалион и Пирра».



27.04


95


124(2)

Библиотечный урок.

Библейские сказания в пересказе Г.Я. Снегирева


2.05




125(3)

Нравственные уроки литературы. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».


3.05


96


126(4)

Ответственность человека за природу, способность

замечать красоту природы. Ю.Н. Кушак «Подарок

в день рождения», картина А. Дюрера «Заяц», М.Я. Бородицкая «Котенок».



4.05


97


127(5)

Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И.С. Тургенева «Воробей».


8.05


98


128(6)

Повествование о взрослом поступке героя повести

Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы».


10.05


100


129(7)

Повествование о взрослом поступке героя повести

Н.Г. Гарина- Михайловского «Детство Темы».


11.05


101


130(8)

Активность добра. Повесть Н.Г. Гарина- Михайловского

«Детство Темы».


15.05


102


131(9)

Отзыв о произведении.

16.05


103


132 (10)

Рассуждение на тему «О чем заставляет задуматься

Высказывание писателя». Добро как основная ценность жизни в стихотворении Э.Э. Мошковской «Нужен он».

17.05


104


133 (11)

Пробуждение чувств в душе юного героя (о рассказу

В. Драгунского «Девочка на шаре»).


18.05


105


134 (12)

Мир взрослых, мир детей (в рассказе В. Драгунского «Девочка на шаре»).


22.05


106


135 (13)

Способность художника обнаруживать необычное

в окружающем нас мире и творить красоту (М. Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы» ).

23.05


107


136 (14)

Урок – КВН.


24.05



28



25.05


108

28