ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в действующей редакции), с учётом Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ гимназии №4 г. Канска, Примерной рабочей программы учебного предмета и авторской программы В.Ю.Свиридовой (Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров»,2011) в соответствии с требованиями психолого-педагогических основ развивающей системы обучения (Л.В. Занкова) и ориентирована на реализацию целей и задач МАОУ гимназии №4 на 2017-2018 учебный год.
Учебный предмет «Литературное чтение» является составляющей предметной области «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ». Учебный предмет входит в обязательную часть учебного плана.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком продолжительность учебных недель в 3 классе составляет 34 недели.
УМК:
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 3, кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Самыкина СВ. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
– чувство сопричастности своему народу;
– понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
– общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
– понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
– понимания своей семейной и этнической идентичности;
– любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
– чувства ответственности за мир природы;
– умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
– первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
– понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной
литературой во внеурочное время;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
– осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
– пересказывать текст по плану;
– структурировать знания при сопоставлении текстов;
– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
– искать информацию, представлять найденную информацию;
– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
– знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
Обучающийся получит возможность научиться:
– пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
– понимать структуру построения рассуждения;
– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках,
в контролируемом пространстве Интернета;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в учебном диалоге;
– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
– устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
– проявлять самостоятельность в групповой работе;
– контролировать свои действия в коллективной работе;
– выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
– читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
– читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
– ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
– кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
– отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
– определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
– узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
– выявлять авторское отношение к герою;
– понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
– соотносить главную мысль и название произведения;
– находить портрет и пейзаж в произведении;
– видеть особенности юмористических текстов;
– соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.
Обучающийся получит возможность научиться:
– пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
– сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
– представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
– осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
– находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
– понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
– понимать особенности жанра басни;
– определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
– находить в юмористических текстах приемы создания комического;
– оценивать поступки героя и отношение автора к нему.
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
– самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
– самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
– осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;
– осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
– готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
– понимать назначение аннотации на литературное произведение;
– называть одно периодическое литературно-художественное издание.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
– составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;
– писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;
– создавать презентации книг различной тематики;
– сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);
– участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;
– ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
– представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;
– различать малые жанры фольклора;
– различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;
– определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;
– выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;
– понимать многозначность поэтического слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;
– находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;
– обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);
– обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;
– выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;
– понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;
– самостоятельно находить мораль басни;
– понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.
Творческая деятельность учащихся
Обучающийся научится:
– пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;
– читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
– передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;
– выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;
– создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.
Обучающийся получит возможность научиться:
– сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;
– читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;
– подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;
– читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;
– сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ»
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
1.находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
2. определять тему и главную мысль текста;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее.
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
работать с несколькими источниками информации;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
пересказывать текст устно и письменно;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста);
Обучающийся получит возможность научиться:
1.формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
2.составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
высказывать оценочные суждения
Обучающийся получит возможность научиться:
1.соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
владеть компьютерным письмом на русском языке;
вводить изображения, цифровые данные.
Обработка и поиск информации
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, контролируемом Интернете,
Создание, представление и передача сообщений
редактировать, оформлять и сохранять текстовые сообщения;
создавать сообщения в виде иллюстраций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава | Тема | Количество часов |
Глава 1 | Человек вступает в неизведанный мир | 18 часов |
Глава 2 | В единой семье всего живого | 22 часа |
Глава 3 | Открываем мир заново | 20 часов |
Глава 4 | Времена, когда звери говорили | 26 часов |
Глава 5 | Всмотрись в мир своей души | 16 часов |
Глава 6 | Пересоздаём мир в творчестве | 20 часов |
Глава 7 | Без тебя мир неполный | 14 часов |
Круг чтения третьего года обучения
Устное народное творчество Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».
Русские народные сказки и сказки разных народов «Яичко», «Петушок- золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна- лягушка», «Царевна Несмеяна»*, «У страха глаза велики», докучные сказки*, «Коза с орехами»*.
«Хитрая лиса» (корякская сказка)*, «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)*.
Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы
Ш. Перро «Рике с хохолком»*; В. Гауф «Маленький Мук»*; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»*; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Басни Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский, А Кольцов*, Я. Полонский*, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин, С. Есенин, В. Хлебников*, Саша Черный*, А.К. Толстой. И. Тургенев «Воробей», «Голуби»*, «Собака»*; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»*; Ю. Олеша «Три толстяка»*; А. Гайдар «Тимур и его команда»*.
Современная русская и зарубежная литература
М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евтушенко, С. Маршак, А. Барто*, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц*, Ю. Кушак, А. П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин*, Н. Матвеева.
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»*; Ю. Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи»*, «Шамайка»*; К. Паустовский «Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрепанный воробей»*; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у дедушки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Козлов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»; И. Пивоварова «Плохие сны», В. Чаплина*, Д. Нагишкин*; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»*; Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»*; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»*; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»*; А. Волков «Волшебник Изумрудного города»*.
Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»*; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон_Томпсон «Уличный певец»*; Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»*; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»*; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»*; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»*; П. Треверс «Мери Поппинс»*.
Японские трехстишия.
* Звездочкой обозначены произведения, помещенные в хрестоматии
В соответствии с требованиями ФГОС НОО 20 % учебного времени отводится на проведение неурочных занятий: проекты, исследования, урок-экспертиза, аукцион, лаборатория и т.д.
Формы неурочной деятельности | Количество часов |
Урок – проект | 9 |
Групповой проект | 1 |
Урок – исследование | 5 |
Урок – презентация | 5 |
Урок – путешествие | 1 |
Библиотечный урок | 4 |
Урок - сказка | 1 |
Урок - рефлексия | 1 |
Урок КВН | 1 |
ИТОГО | 28 |
Промежуточная аттестация в 3 классе предусмотрена в форме комплексной контрольной работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Дата | Урочн. | Неурочн. |
план | факт | | |
Раздел 1.Человек вступает в неизведанный мир (18 часов) |
№п/п | Темы уроков | | | | |
1.(1.) | Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. Ю.П. Мориц «1 сентября». Что такое миф. | 1.09 | | 1 | |
2.(2.) | Отношения человека и природы в древности (по фрагментам карельских сказаний «Калевала», славянских мифов). . | 5.09 | | 2 | |
3.(3.) | Народная сказка «Яичко». Принцип кумулятивного построения – накопления героев и событий. | 6.09 | | 3 | |
4.(4.) | С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек», связь стихотворения с народной сказкой.М.Я. Бородицкая «Убежало молоко». Учимся сочинять сказки-цепочки. | 7.09 | | 4 | |
5.(5) | Образ Мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы». | 8.09 | | 5 | |
6.(6) | Законы народной волшебной сказки. Числовая магия и магия слова, наличие волшебного помощника. Русская народная сказка«Петушок – золотой гребешок и жерновцы». Урок-проект | 12.09 | | | 1 |
7.(7) | Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Присутствие элементов обряда посвящения. Мир волшебной сказки в живописи: В. Васнецов, И. Билибин. | 13.09 | | 6 | |
8.(8) | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Особенности положения героя в семье, особенности его внешности. ИКТ урок | 14.09 | | 7 | |
9.(9) | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Мир волшебной сказки в живописи: В. Васнецов, Т. Маврина. | 15.09 | | 8 | |
10.(10) | Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре. Загадки. Черты мифологического мышления, особенности построения. | 19.09 | | 9 | |
11.(11) | Русская народная сказка «Хаврошечка». Урок-проект | 20.09 | | | 2 |
12(12) | Обобщающий урок по сказкам. Сочинение сказки по законам народной волшебной сказки. Групповой проект по созданию продолжения сказки | 21.09 | | | 3 |
13 (13) | Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Г.М. Новицкая «Береза», И.А. Бунин «Все лес и лес»,М. Врубель «Сирень». | 22.09 | | 10 | |
14 (14) | Воспитание творческого отношения к миру. | 26.09 | | 11 | |
15 (15) | Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Ф.И. Тютчев «Полдень», М. Врубель «Пан». | 27.09 | | 12 | |
16 (16) | Следы мифологических представлений в жизни современного человека. Н.Н. Носов «Шурик у дедушки». Урок –исследование | 28.09 | | | 4 |
17 (17) | Характер литературного героя в рассказе Н.Н. Носова «Шурик у дедушки». Сочинение о летних впечатлениях. Урок-проект | 29.09 | | | 5 |
18 (18) | Идейно- нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом». «Проверь себя». | 3.10 | | 13 | |
Раздел 2. В единой семье всего живого (22 часа) |
19(1) | Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов. | 4.10 | | 14 | |
20(2) | Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Урок-исследование | 5.10 | | | 6 |
21(3) | Отражение древних представлений о мире и человеке в описании подвигов мифологического героя. (по древнегреческому мифу о Прометее). | 6.10 | | 15 | |
22(4) | Отражение древних представлений о мире и человеке в описании путешествий и подвигов мифологического героя (по мифам о Персее в хрестоматии). | 10.10 | | 16 | |
23(5) | Образ родины в поэзии: В.А. Жуковский «Родного неба милый свет…», А.К. Толстой «Край ты мой…». Урок-презентация прочитанной книги | 11.10 | | | 7 |
24(6) | Мифологические образы, характерные для славянского фольклора. Представление о пантеоне богов у древних славян. Легенда «Земля со дна океана». | 12.10 | | 17 | |
25(7) | Мифологические образы, характерные для славянского фольклора. Легенда «Земля со дна океана». Урок-путешествие | 13.10 | | | 8 |
26(8) | Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер». | 17.10 | | 18 | |
27(9) | Образ ветра в литературе, живописи, музыке: А.Н. Майков «Колыбельная песня», М.В. Исаковский «Ветер»,А.С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…». | 18.10 | | 19 | |
28 (10) | Образ ветра в литературе, живописи, музыке: картины А. Рылова «В голубом просторе», «Зеленый шум». Сочинение по впечатлениям о картине. Урок-исследование | 19.10 | | | 9 |
29 (11) | Анализ сочинений. Знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях». | 20.10 | | 20 | |
30 (12) | Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях». Сходство с фольклорными сказками. | 24.10 | | 21 | |
31 (13) | Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях». Отличие от фольклорных сказок. | 25.10 | | 22 | |
32 (14) | Библиотечный урок. Сказки А.С. Пушкина | 26.10 | | | 10 |
33 (15) | Образы весны и зимы в стихотворении А.А. Фета «Глубь небес опять ясна…» Итоговый тест за 1 четверть | 27.10 | | 23 | |
34 (16) | Мир чувств в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и картинах И. Шишкина «Сосна», М. Сарьяна «Пальма». Работа с приемом олицетворения. | 7.11 | | 24 | |
35 (17) | Образ радости, единения с природой. Анализ авторской сказки С.Г. Козлова «Такое дерево». | 8.11 | | 25 | |
36 (18) | Необычное в обычном: Анализ рассказа Г.Я. Снегирева «Чудесная лодка». | 9.11 | | 26 | |
37 (19) | Нравственные ценности, выраженные в стихотворных текстах. Олицетворение в стихотворениях А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках…». | 10.11 | | 27 | |
38 (20) | Поэтические открытия в авторской сказке С.Г. Козлова «Как поймать облако». Урок-презентация | 14.11 | | | 11 |
39 (21) | Духовный мир героев Сказок С.Г. Козлова. Библиотечный урок | 15.11 | | | 12 |
40 (22) | Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку Басё, Кикаку, Исса, в стихотворении С.А. Есенина «С добрым утром!». «Проверь себя». | 16.11 | | 28 | |
Раздел 3. Открываем мир заново (20 часов) |
41(1) | Связь произведений устного народного творчества (загадка, закличка, считалка) с древними представлениями о мире и человеке. Пословицы о земле-матери. | 17.11 | | 29 | |
42(2) | Времена года в древнегреческом мифе «Похищение Персефоны». Урок-проект. Запуск проекта по теме. | 21.11 | | | 13 |
43(3) | Времена года в славянском сказании «Небесные великаны». Связь произведений устного народного творчества (загадка, закличка, считалка) с древними представлениями о мире и человеке. | 22.11 | | 30 | |
44(4) | Создание сборника закличек, загадок | 23.11 | | 31 | |
45(5) | Времена года в художественной литературе. Проникновенный образ природы в произведении К.Г. Паустовского «Прощание с летом». Урок-проект. | 24.11 | | | 14 |
46(6) | Точность поэтических Образов А.С. Пушкина («Вот север, тучи нагоняя…») и Ф.И. Тютчева («Чародейкою Зимою…»). | 28.11 | | 32 | |
47(7) | Мифологические представления о животных в народной корякской сказке «Хитрая лиса». | 29.11 | | 33 | |
48(8) | Нравственный смысл произведения Д.Н. Мамина- Сибиряка «Серая Шейка». | 30.11 | | 34 | |
49(9) | Характеристика героев сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Урок-исследование. | 1.12 | | | 15 |
50(10) | Особый почерк писателя Д.Н. Мамина- Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»). | 5.12 | | 35 | |
51(11) | Композиция произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». | 6.12 | | 36 | |
52(12) | «Серая Шейка»: сказка или рассказ? Урок-исследование. | 7.12 | | | 16 |
53(13) | М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам…» | 8.12 | | 37 | |
54(14) | Идейно- нравственная проблематика в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце». | 12.12 | | 38 | |
55(15) | Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»). | 13.12 | | 39 | |
56(16) | Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»). Анализ картины М. Шагала «Синий дом» Урок-исследование. | 14.12 | | | 17 |
57(17) | Библиотечный урок по сказам П.П. Бажова (самостоятельное чтение) | 15.12 | | 40 | |
58(18) | Точность и красота поэтических образов А.А. Фета («Чудная картина…») и М.Ю. Лермонтова («Горные вершины…»), картины Ван Гога «Дорога с кипарисами и звездой». | 19.12 | | 41 | |
59(19) | Поэтические образы малой родины: Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке…» и картина И. Левитана «Тихая обитель». Сочинение по картине. | 20.12 | | 42 | |
60(20) | «Проверь себя». Урок-рефлексия | 21.12 | | | 18 |
Раздел 4. Времена, когда звери говорили (26 часов) |
61(1) | «Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов: «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка). | 22.12 | | 43 | |
62(2) | «Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов: «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка). | 26.12 | | 44 | |
63(3) | Контрольная работа по итогам I полугодия | 27.12 | | 45 | |
64(4) | Анализ результатов контрольной работы. Отношение к природе наших предков в «объяснительных» сказках. Стихотворение П.Н. Барто «Зимние гости». Сравнение научного описания, Художественного текста и «объяснительного описания» народных сказок. | 28.12 | | 46 | |
65(5) | Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные» сказки. Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб». Урок-исследование | 28.12 | | | 19 |
66(6) | Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные» сказки. Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб». | 09.01 | | 47 | |
67(7) | Наедине с книгой. Сказки Р. Киплинга о животных. | 10.01 | | 48 | |
68(8) | Чудеса природы в авторских произведениях. Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы». | 11.01 | | 49 | |
69(9) | Чудеса природы в авторских произведениях. Рассказ И.И. Акимушкина «Броненосцы», стихотворение Тима Собакина «Две коровы». | 12.01 | | 50 | |
70 (10) | Создание сказок и рассказов по мотивам прочитанных произведений. Урок-сказка | 16.01 | | | 20 |
71 (11) | Создание сказок и рассказов по мотивам Прочитанных произведений. | 17.01 | | 51 | |
72(12) | Духовно-нравственные проблемы в тексте К.Г. Паустовского «Стальное колечко». | 18.01 | | 52 | |
73(13) | К.Г. Паустовский «Стальное колечко»: рассказ или сказка? Урок - проект. | 19.01 | | | 21 |
74(14) | Рассказ о родной стороне в произведении К.Г. Паустовского «Стальное колечко». | 23.01 | | 53 | |
75 (15) | Природа родного края в произведениях писателей, художников. | 24.01 | | 54 | |
76 (16) | Природа родного края в произведениях писателей, художников. | 25.01 | | 55 | |
77 (17) | Чудесные открытия, взгляд поэта и художника: Стихотворение И.А. Бунина «Родник» и картина В. Поленова «Заросший пруд». | 26.01 | | 56 | |
78 (18) | Особый взгляд Ю.И. Коваля на природу малой родины (по рассказам «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»). | 30.01 | | 57 | |
79 (19) | Опыт ценностно-эстетического восприятия мира, воплощенный в рассказах Ю.И. Коваля («Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»). | 31.01 | | 58 | |
80 (20) | Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь». Урок-презентация | 1.02 | | | 22 |
81 (21) | «Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». | 2.02 | | 59 | |
82 (22) | «Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». Работа по картине И. Грабаря «Мартовский снег». | 6.02 | | 60 | |
С | «Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, Способность удивляться миру: стихотворение Н.Н. Матвеевой «Солнечный зайчик». | 7.02 | | 61 | |
84 (24) | Изображение пробуждающихся эстетических чувств: рассказ В.Ю. Драгунского «Красный шарик в синем небе». | 8.02 | | 62 | |
85 (25) | Наедине с книгой. Рассказы В.Ю. Драгунского | 9.02 | | 63 | |
86 (26) | «Проверь себя». Урок-презентация | 13.02 | | | 23 |
Раздел 5. Всмотрись в мир своей души (16 часов) |
87 (1) | Мифы разных народов о происхождении человека и его Душевных качеств. | 14.02 | | 64 | |
88 (2) | Игра с мифологическими мотивами в авторском творчестве. Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин» и картина В. Кандинского «Два овала». | 15.02 | | 65 | |
89 (3) | Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | 16.02 | | 66 | |
90 (4) | Воспитательное значение басни. И.А. Крылов «Лисица и Виноград». Работа в «Картинной галерее» с иллюстрациями В. Серова к басням. | 20.02 | | 67 | |
91 (5) | Басня – древний жанр словесности (по басням Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»). Сравнительный анализ басен Эзопа и басен Крылова по разным основаниям: сюжет, композиция, эмоциональная окраска, смысл морали. | 21.02 | | 68 | |
92 (6) | Накопление творческого опыта. Сочинение басни в прозе | 22.02 | | 69 | |
93 (7) | Библиотечный урок. Работа в хрестоматии с баснями Л.Н. Толстого, Эзопа, И.А. Крылова | 27.02 | | | 24 |
94 (8) | Жизнь жанра басни во времени. Стихотворение С.В. Михалкова «Бараны». | 28.02 | | 70 | |
95 (9) | Сказка, похожая на басню. Народная сказка «У страха глаза велики». | 1.03 | | 71 | |
96 (10) | Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка- путешественница». Урок-исследование. | 2.03 | | | 25 |
97 (11) | Поучительный Смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». | 6.03 | | 72 | |
98 (12) | Басенная основа сказки (фрагмент из «Панчатантры»). | 7.03 | | 73 | |
99 (13) | Юмористическая природа рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга». | 9.03 | | 74 | |
100 (14) | Нравоучительный смысл рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга». Урок - презентация проектов | 13.03 | | | 26 |
101 (15) | Художественные особенности рассказов И.М. Пивоваровой «Плохие сны», В.В. Голявкина «Был не крайний случай». | 14.03 | | 75 | |
102 (16) | «Проверь себя». Представление детских творческих и проектных работ. | 15.03 | | 76 | |
Раздел 6. Пересоздаем мир в творчестве (20 часов) |
103(1) | Вечные ценности искусства и творчества. Миф о художнике («Орфей и Эвридика»). | 16.03 | | 77 | |
104(2) | Возникновение искусства. Миф о силе искусства («Орфей и Эвридика»). | 20.03 | | 78 | |
105 (3) | Восприятие мира художником. Работа с произведениями разных видов искусства: М.Я. Бородицкая «Художник», А. Герасимов «После дождя». | 21.03 | | 79 | |
106 (4) | Восприятие мира художником. Работа с произведениями разных видов искусства: М.Я. Бородицкая «Художник», А. Герасимов «После дождя». | 22.03 | | 80 | |
107(5) | Чудеса поэтических и живописных образов: Ю.И. Коваль «Соловьи». | 23.03 | | 81 | |
108(6) | «Что такое стихи?» (по стихотворению Б.В. Заходера). Особый взгляд поэта на мир (по стихотворениям К.Д. Бальмонта «Трудно фее», «Гномы»). | 3.04 | | 82 | |
109(7) | Мотив «маленького» героя в народных и авторских произведениях. Отзыв о произведении. | 4.04 | | 83 | |
110(8) | Знакомство с волшебной сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». ИКТ урок | 5.04 | | 84 | |
111(9) | Испытания, которые проходит героиня сказки для обретения счастья. | 6.04 | | 85 | |
112 (10) | Сказочный мир Андерсена. Трепетная красота сказочных героев. Урок-презентация | 10.04 | | | 27 |
113 (11) | Презентация инсценированных отрывков из сказки «Дюймовочка». | 11.04 | | 86 | |
114(12) | Знакомство с повестью-сказкой С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Урок - проект | 12.04 | | | 28 |
115(13) | Характер главного героя и других персонажей повести- Сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 13.04 | | 87 | |
116(14) | Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф. Как трудно стать человеком. Материалы хрестоматии или книги | 17.04 | | 88 | |
117 (15) | Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф. Как трудно стать человеком. | 18.04 | | 89 | |
118 (16) | Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф. Как трудно стать человеком. Материалы хрестоматии или книги | 19.04 | | 90 | |
119(17) | Комплексная контрольная работа. | 20.04 | | 91 | |
120(18) | Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру. М.М. Пришвин «Разговор деревьев». И. Шишкин «Сныть-трава», А. Дюрер «Трава». | 24.04 | | 92 | |
121(19) | М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника». Оформить текст, созданный на уроке | 25.04 | | 93 | |
122 (20) | «Проверь себя». Представление детских творческих и проектных работ. | 26.04 | | 94 | |
Раздел 7. Без тебя мир неполный (14 часов) |
123(1) | След грозных природных явлений в мифологических сказаниях. «Девкалион и Пирра». | 27.04 | | 95 | |
124(2) | Библиотечный урок. Библейские сказания в пересказе Г.Я. Снегирева | 2.05 | | | |
125(3) | Нравственные уроки литературы. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 3.05 | | 96 | |
126(4) | Ответственность человека за природу, способность замечать красоту природы. Ю.Н. Кушак «Подарок в день рождения», картина А. Дюрера «Заяц», М.Я. Бородицкая «Котенок». | 4.05 | | 97 | |
127(5) | Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И.С. Тургенева «Воробей». | 8.05 | | 98 | |
128(6) | Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». | 10.05 | | 100 | |
129(7) | Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина- Михайловского «Детство Темы». | 11.05 | | 101 | |
130(8) | Активность добра. Повесть Н.Г. Гарина- Михайловского «Детство Темы». | 15.05 | | 102 | |
131(9) | Отзыв о произведении. | 16.05 | | 103 | |
132 (10) | Рассуждение на тему «О чем заставляет задуматься Высказывание писателя». Добро как основная ценность жизни в стихотворении Э.Э. Мошковской «Нужен он». | 17.05 | | 104 | |
133 (11) | Пробуждение чувств в душе юного героя (о рассказу В. Драгунского «Девочка на шаре»). | 18.05 | | 105 | |
134 (12) | Мир взрослых, мир детей (в рассказе В. Драгунского «Девочка на шаре»). | 22.05 | | 106 | |
135 (13) | Способность художника обнаруживать необычное в окружающем нас мире и творить красоту (М. Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы» ). | 23.05 | | 107 | |
136 (14) | Урок – КВН. | 24.05 | | | 28 |
| | 25.05 | | 108 | 28 |