
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа разработана на основе программы начального общего образования МБОУ СОШ №11 Гиагинского района в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, УМК «Школа России», планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика курса
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
● развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
●овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
●воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
●развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
●учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
●формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
●развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
●формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
●обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
●формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
●обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
●расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, ●обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
●обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
●работать с различными типами текстов;
●создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать
«читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Место предмета в учебном плане МБОУ СОШ № 11
В учебном плане МБОУ СОШ № 11 на изучение литературного чтения в 3 классе отводится 4 ч в неделю, в год —136 ч (34 учебные недели), из них на внеклассное чтение отводится 17 часов.
Тематическое планирование учебного материала
№ | Наименование раздела | Авторская программа | Рабочая программа | В том числе на: |
проверочные работы | Проектная деятельность |
1 | Самое великое чудо на свете. | 4ч | 4 | 1 | |
2 | Устное народное творчество. | 14 ч. | 11 | 1 | 1 |
3 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 ч. | 9 | 1 | 1 |
4 | Великие русские писатели. | 24 ч. | 19 | 1 | |
5 | Поэтическая тетрадь 2 | 6ч. | 6 | 1 | |
6 | Литературные сказки | 8 ч. | 7 | 1 | |
7 | Были-небылицы | 10ч. | 6 | 1 | |
8 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 ч. | 6 | 1 | |
9 | Люби живое | 16 ч. | 13 | 1 | |
10 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 ч. | 8 | 1 | |
11 | Собирай по ягодке –наберёшь кузовок | 12 ч. | 12 | 1 | |
12 | По страницам детских журналов | 8ч. | 11 | | 1 |
13 | Зарубежная литература | 8 ч. | 6 | 1 | |
14 | Внеклассное чтение | | 17 | | |
| Итого | 136 ч. | 136 ч. | 12 | 3 |
В рабочую программу были внесены изменения: изменено количество часов, отведённых на изучение отдельных тем, также в программу включены часы внеклассного чтения - 17 часов в год.
Содержание программы
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение учащимся начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты:
1. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6. овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10. наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2. освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5. использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7. использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4. использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературного чтения ученик получит возможность научиться:
Знать:
наизусть не менее 15 стихотворений;
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
определять тему и главную мысль произведения;
воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
Материально-техническое обеспечение
1. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 3 класс : рабочая тетрадь / М. В. Бойкина. Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2012.1.
2. Гетто, С. П. Поурочные разработки по литературному чтению : 3 класс : к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» / С. П. Гетто, А. В. Данилова. – М. : Экзамен, 2012.
3. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения : метод. пособие к учеб. «Литературное чтение» : 3 кл. / Л. Ф.Климанова. – М. : Просвещение, 2011.
4. Крылова, О. Н. Чтение. Работа с текстом : 3 класс / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.
5. Кутявина, С. В. Поурочные разработки по литературному чтению :32 класс : к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» / С. В. Кутявина. – М. : Вако, 2012.
6. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.
7. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
8. Стефаненко, Н. А. Литературное чтение. 3 класс : метод. пособие / Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2012.
Внеклассное чтение.
Для формирования читательского кругозора школьников, развития интереса к самостоятельной читательской деятельности 1 ч в две недели отводится на внеклассное чтение.
Цель уроков внеклассного чтения - выработать у обучающихся свой вкус и свои читательские интересы.
Внеклассное чтение создает предпосылки для изучения литературы, но это не фон, а основы литературного развития, поскольку заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта.
При определении места внеклассного чтения в системе начального обучения языка необходимо помнить, что:
основная цель уроков обучения грамоте - научить детей читать;
уроков литературного (классного) чтения - совершенствование техники чтения и выработка навыков работы с текстом;
цель уроков внеклассного чтения - сформировать основы читательской самостоятельности младшим школьникам, т.е. привить им положительное отношение к чтению, научить выбирать книги и осваивать их содержание.
Учебный материал: художественные и научно - познавательные детские книги с ограничением объема, группировка монографическая.
Время занятия: 45 мин (1 урок) 1 раз в 2 недели.
Учебная деятельность: обязательная самостоятельная по заданным признакам на уроке и вне.
Метод: чтение-рассматривание с целью выбора книги и освоения её содержания в соответствии с заданием.
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению 3 класс
№ п/п | Тема урока | К-во часов | д/з | Дата по плану | Дата по факту |
Вводный урок по курсу литературное чтение ( 1 час) |
1 | Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьей. С.4-5 | 1 | | | |
Самое великое чудо на свете ( 3 часа) |
2 | Рукописные книги Древней Руси. С.6-7 | 1 | | | |
3 | Первопечатник Иван Федоров. С.8-12 | 1 | | | |
4 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете». Проверочная работа №1. | 1 | | | |
Устное народное творчество ( 11 часов). |
5 | Русские народные песни. | 1 | | | |
6 | Шуточные народные песни. | 1 | | | |
7 | Докучные сказки. С.18-19 | 1 | | | |
8 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда; дымковская и богородская игрушка. С.20-21 | 1 | | | |
9 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». С.22-27 | 1 | | | |
10 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». С.28-34 | 1 | | | |
11 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Обобщение. С. 35-39 | 1 | | | |
12 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». С.40-45 | 1 | | | |
13 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Обобщение. С. 46-50 | 1 | | | |
14 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1 | | | |
15 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа №2 | 1 | | | |
Поэтическая тетрадь 1 ( 9 часов) |
16 | Проект: Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского. С.60-61 | 1 | | | |
17 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». С.62 | 1 | | | |
18 | Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья». С.63 | 1 | | | |
19 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». А.А.Фет «»Зреет рожь над жаркой нивой…». С.64-65 | 1 | | | |
20 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …». С.66-67 | 1 | | | |
21 | И. С. Никитин «Встреча зимы». С.68-71 | 1 | | | |
22 | И. З. Суриков «Детство» | 1 | | | |
23 | И. З. Суриков «Зима» | 1 | | | |
24 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1. Проверочная работа №3 | 1 | | | |
Великие русские писатели ( 19 часов) |
25 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина». А.С.Пушкин «За весной красой природы…». С.81-85 | 1 | | | |
26 | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» С. 86 | 1 | | | |
27 | А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». С.86-87 | 1 | | | |
28 | А.С.Пушкин «Зимнее утро».С.88-89 Проверка техники чтения. | 1 | | | |
29 | А.С.Пушкин «Зимний вечер». С. 90-91 | 1 | | | |
30 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». С.92-112 | 1 | | | |
31 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Обобщение. С.112-129 | 1 | | | |
32 | Подготовка сообщения об И.А.Крылове. И.А.Крылов «Мартышка и очки». С.130-135 | 1 | | | |
33 | И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна». | 1 | | | |
34 | И.А.Крылов «Ворона и лисица». С.137-139 | 1 | | | |
35 | М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…»; «На севере диком стоит одиноко…». С.140-145 | 1 | | | |
36 | М.Ю.Лермонтов «Утес». С.146-147 | 1 | | | |
37 | М.Ю.Лермонтов «Осень». С.147 | 1 | | | |
38 | Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. С.148-151 | 1 | | | |
39 | Л.Н.Толстой «Акула». С.152-155 | 1 | | | |
40 | Л.Н.Толстой «Прыжок» С. 156-159 | 1 | | | |
41 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка». С.160-162 | 1 | | | |
42 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?» С.162-163 | 1 | | | |
43 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Проверочная работа № 4 | 1 | | | |
Поэтическая тетрадь 2 ( 6 часов) |
44 | Н. А. Некрасов «Славная осень!» С.168 | 1 | | | |
45 | Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» С.169-170 | 1 | | | |
46 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» С.170-172 | 1 | | | |
47 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» С.173 | 1 | | | |
48 | И.А.Бунин «Детство». «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги». С.174-177 | 1 | | | |
49 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Проверочная работа № 5 | 1 | | | |
Литературные сказки ( 7 часов) |
50 | Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения. С.180-181 | 1 | | | |
51 | Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» С.182 | 1 | | | |
52 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» С.183-187 | 1 | | | |
53 | В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» С.188-195 | 1 | | | |
54 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» С.196-198 | 1 | | | |
55 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» С.198-201 | 1 | | | |
56 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Проверочная работа № 6 С.202-207 | 1 | | | |
Были-небылицы ( 6 часов) |
57 | М. Горький «Случай с Евсейкой» с.4-11 | 1 | | | |
58 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» С.12-17 | 1 | | | |
59 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Обобщение. С.18-24 | 1 | | | |
60 | А.И.Куприн «Слон» С.25-33 | 1 | | | |
61 | А.И.Куприн «Слон». Обобщение. С.34-41 | 1 | | | |
62 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа № 7 | 1 | | | |
Поэтическая тетрадь 3 ( 6 часов) |
63 | Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...» С.46 | 1 | | | |
64 | Саша Черный «Воробей». «Слон» С.47-49 | 1 | | | |
65 | А. Блок «Ветхая избушка» С.50-51 | 1 | | | |
66 | А.А.Блок «Сны». «Ворона». С.51-54 | 1 | | | |
67 | С. А. Есенин «Черёмуха» С.55-56 | 1 | | | |
68 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Проверочная работа № 8 | 1 | | | |
Люби живое ( 13 часов) |
69 | М.М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). С.58-59 | 1 | | | |
70 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» С.60-67 | 1 | | | |
71 | В. И. Белов «Малька провинилась» С.68-70 | 1 | | | |
72 | В. И. Белов «Малька провинилась». Обобщение. С.70-72 | 1 | | | |
73 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» С.73-79 | 1 | | | |
74 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» Обобщение. С.79-82 | 1 | | | |
75 | Б. Житков «Про обезьянку» С.83-85 | 1 | | | |
76 | Б. Житков «Про обезьянку» С.86-88 | 1 | | | |
77 | Б. Житков «Про обезьянку» С.89-93 | 1 | | | |
78 | Б. Житков «Про обезьянку».Обобщение. С.93-97 | 1 | | | |
79 | В. П. Астафьев «Капалуха» С.98-102 | 1 | | | |
80 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» С.102-106 | 1 | | | |
81 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Проверочная работа № 9 по теме «Люби живое» С.106-108 | 1 | | | |
Поэтическая тетрадь 4 ( 8 часов) |
82 | С. Я. Маршак «Гроза днём». С.110 | 1 | | | |
83 | С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…» С.111 | 1 | | | |
84 | А. Л. Барто «Разлука» С.112-113 Проверка техники чтения. | 1 | | | |
85 | А.Л.Барто «В театре» С.113-115 | 1 | | | |
86 | С. В. Михалков «Если» С.116-117 | 1 | | | |
87 | Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» С.118-119 | 1 | | | |
88 | Проект: «Праздник поэзии». С.120-121 | 1 | | | |
89 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Проверочная работа № 10 | 1 | | | |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок. ( 12 часов) |
90 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» С.124-128 | 1 | | | |
91 | А. П. Платонов «Цветок на земле» С.129-132 | 1 | | | |
92 | А. П. Платонов «Цветок на земле». Обобщение. С.133-136 | 1 | | | |
93 | А. П. Платонов «Ещё мама» С.137-143 | 1 | | | |
94 | А. П. Платонов «Ещё мама». Обобщение. С.143 | 1 | | | |
95 | М. М. Зощенко «Золотые слова» С.144-149 | 1 | | | |
96 | М. М. Зощенко «Золотые слова». Обобщение. С.150-153 | 1 | | | |
97 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». С.154-159 | 1 | | | |
98 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». С.160-164 | 1 | | | |
99 | Н. Н. Носов «Федина задача» С. 164-169 | 1 | | | |
100 | Н. Н. Носов «Телефон» С.170-172 | 1 | | | |
101 | Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверочная работа №11 | 1 | | | |
По страницам детских журналов ( 12 часов) |
102 | «Мурзилка» и «Веселые картинки» самые детские журналы. По страницам журналов для детей. С. 174 | 1 | | | |
103 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой. С.175-178 | 1 | | | |
104 | Ю.И.Ермолаев «Проговорился» С.179-181 | 1 | | | |
105 | Ю.И.Ермолаев «Воспитатели» С.181-183 | 1 | | | |
106 | Г. Б. Остер «Вредные советы» С.183-184 | 1 | | | |
107 | Г. Б. Остер «Как получаются легенды» С.184-186 | 1 | | | |
108 | Р. С. Сеф «Весёлые стихи» С.186-188 | 1 | | | |
109 110 | Проект. Создание сборника добрых советов.(Обобщение) | 2 | | | |
111 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». | 1 | | | |
Зарубежная литература ( 9 часов) |
112 | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей» С.190-196 | 1 | | | |
113 | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей». Обобщение. С.196-199 | 1 | | | |
114 | Проверочная работа № 12. | 1 | | | |
115 | Проверка техники чтения. | 1 | | | |
116 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | | | |
117 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Продолжение | 1 | | | |
118 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Обобщение | 1 | | | |
119 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». | 1 | | | |
Календарно – тематическое планирование по внеклассному чтению
№ п/п | Тема урока | К-во часов | д/з | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Книги прочитанные летом. | 1 | Подготовить загадки, посовицы народов Адыгеи | | |
2 | Малые фольклорные жанры. Загадки, пословицы народов Республики Адыгея. | 1 | Подготовить сказки народов Адыгеи | | |
3 | Сказки народов Республики Адыгея. | 1 | Стихи об осени адыгских поэтов | | |
4 | Стихи адыгейских поэтов об осени (поэтический час) . | 1 | Подготовить рассказы В,Чаплина, Б.Житкова | | |
5 | Рассказы В.Чаплина, Б.Житков. | 1 | Принести стихи А.Барто, С.Михалкова | | |
6 | Стихи А.Л.Барто, С.В.Михалкова | 1 | Стихи о зиме адыгских поэтов | | |
7 | «Здравствуй, гостья-зима!» (Стихи адыгейских поэтов о зиме). | 1 | Подготовить вопросы для викторины | | |
| «Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники. (библиотечный урок). | 1 | Принести сказки адыгских писателей | | |
8 | Сказка « Как Саусырыко вернул огонь нартам». | 1 | Подготовить рисунок к сказке | | |
9 | М. Тлехас « Наши матери» | 1 | Принести сказки Ш.Перро | | |
10 | Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро | 1 | Принести сказки Г.Х.Андерсена | | |
11 | Сказки Г.Х. Андерсена. | 1 | Принести сказки братьев Гримм | | |
12 | Сказки братьев Гримм. | 1 | Принести произведения Ю.Крючкова и Н.Багова | | |
13 | Ю. Крючков « Память», Н. Багов « Печаль» | 1 | Подготовить рассказы о подвигах в годы ВОВ | | |
14 | Рассказы о подвигах наших соотечественников в ВОВ. П. Кошубаев « Один день войны» | 1 | Произведения адыгских писателей о войне | | |
15 | Стихи адыгейских поэтов о весне. Поэтический час. | 1 | Произведения Г.Остера | | |
16 | Творчество Г.Остера | 1 | Подготовить вопросы для викторины | | |
17 | Обобщающий урок «Путешествие по литературным сказкам». | 1 | Задание на лето | | |