СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе по ФГОС.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе по ФГОС,

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе по ФГОС.»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Шептуховская средняя общеобразовательная школа” Кореневского района Курской области



Рассмотрена

на МО учителей начальных классов

Протокол № ____

от «___» ____________ 2018г.

Руководитель МО

---------------- Медведева И.Е.



Согласована

с заместителем директора школы по УВР

«_____»_________________2018г.

_______________Зубарева М.Н.


Утверждена

решением педагогического совета ОУ от …………..2018 г

Протокол № _____

Приказом директора

от «___» ___________ 2018 г. № …

Директор школы

……………..Ткачёва Л. М



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению (УМК «Перспектива»)




Уровень обучения (класс) начальное общее 4 класс



Количество часов: Уровень - базовый

Всего - 102 часа, в неделю – 3 часа.



Учитель начальных классов: Комардина Екатерина Александровна

2018– 2019 учебный год




«Литературное чтение» Л.Ф. Климанова . УМК «Перспектива»

4 класс

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету « Литературное чтение» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

- Примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л. Ф. Климановой (УМК «Перспектива»).

- Базисного учебного плана.

Цели обучения:

- развитие предметных умений и навыков;

- целенаправленное формирование универсальных учебных действий и духовно-нравственное, личностное развитие обучающихся.

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

- развитие интереса к чтению и книге;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи обучения:

- овладение элементарными литературоведческими представлениями и знаниями;

- формирование умения грамотно читать и понимать прочитанное произведение (это умение предполагает осмысленное освоение учащимися содержания текста, а также понимание художественного замысла и подтекста);

- развитие опыта творческой деятельности, то есть умения интерпретировать прочитанный текст;

- формирование библиографических умений, то есть умения учащихся квалифицированно отобрать необходимую книгу на основе авторского или тематического каталога.

2.Предметные результаты освоения учебного предмета:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

3.Содержание учебного предмета.

Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

Раздел ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

  • Поэтапное формирование навыка чтения (чтение вслух и про себя);

  • Умение слушать речь (высказывание)(внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.;

  • Умение говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог);


  • Развитие умения писать (создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения);

  • развитие устной и письменной речи;

  • совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать.

Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-повествование и текст-рассуждение).

  • Освоение разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий. Составление плана, умения кратко и полно пересказывать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами);

  • Формирование умений соотносить заглавие и содержание текста;

  • Определять их роль в процессе общения;

  • Наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

Раздел нацелен на развитие художественно эстетической деятельности. Формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.

  • Знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства;

  • Различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя);

  • Анализировать произведение на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного).

  1. Развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных;

  2. Развитие и стимулирование творческой активности учащихся.

Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Раздел определяет содержание и выбор книг для чтения. Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов учащихся.

  1.    Книга в мировой культуре (6 часов) Основные понятия: библиотека, каталог, аннотация. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.

  1. Истоки литературного творчества(11 часов) Основные понятия: сказки, притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества.

  1. О Родине, о подвигах, о славе (14 часов) Основные понятия: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Стихи и рассказы о войне.

  1. Жить по совести, любя друг друга (13 часов) Основные понятия: ответственность, совесть. Рассказы о дружбе, хороших делах.

  1. Литературная сказка (19 часа) Основные понятия: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели народных сказок. Литературные сказки.

  1. Великие русские писатели (36 час) Основные понятия: средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Сравнение произведений живописи и литературы.

7. Литература как искусство слова (3 час) Обобщение по курсу литературного чтения. Самостоятельные работы.


ФГОС НОО предполагает преподавание предметных курсов Родной язык и литературное чтение на родном языке, имеющий следующие задачи: 

Родной язык:

1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Литературное чтение на родном языке:

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Предметные курсы Родной язык и литературное чтение на родном языке интегрированы в преподавание предметных курсов «Русский язык» и «Литературное чтение».




















4.Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Факт.

Дата

План.

Тема урока

Кол-во

часов

Основное содержание

Планируемые результаты

УУД

Примечание

1.



Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с учебником.

1 ч

Знакомство с учебником.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;



7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.





Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;



7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничеств

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих поняти

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.






«Книга в мировой культуре»

6 ч



2.



Вводный урок.

Высказывания известных людей о книге. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

1 ч

Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.


3.



О книгах «Повесть временных лет».

М. Горький « О книгах».

1 ч

Рассказ о своей домашней библиотеке.


4.



История книги. Пересказ текста «Удивительная находка»

1 ч

Подготовка сообщений о книге. Чтение и пересказ текста «Удивительная находка. Ответы на вопросы.


5.



Экскурсия в библиотеку.

Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

1 ч

Поход в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.


6.



Проверочная работа.

Проверка техники чтения.

1 ч

Техника чтения.





«Истоки литературного творчества».

11 ч



7.



Вводный урок.

Пословицы разных народов. Виды устного народного творчества.

1 ч

Виды устного народного творчества.

Чтение пословиц и обсуждение.


8.



Библия – главная священная книга христиан. Отрывки из Ветхого и Нового Завета.

1 ч

Библия. Чтение притчи. Обсуждение


9.



Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Исцеление Ильи Муромца».

1 ч

Былина. Особенности былинных текстов. Презентация.


10.



«Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

1 ч

Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.


11.



Особенности славянского мифа. Мифы Древней Греции. Мифологический словарь..


1 ч

Миф. Особенности славянского мифа.


12.



Мы идём в библиотеку. «Произведения устного народного творчества»

1 ч

Мифы, легенды, предания.


13.



Самостоятельное чтение «Сказки о животных». Создание сказки по аналогии.

1 ч

Самостоятельное чтение. Сказка. Чтение сказки «Болтливая птичка». Беседа с комментированием. Чтение сказки «Три бабочки». Беседа с комментированием. Подготовка к спектаклю


14.



Семейное чтение. Притчи: «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце».

1 ч

Семейное чтение. Обсуждение притчи с родителями.


15.



Наш театр. Сказки о лисе.

1 ч

Подготовка сценария.


16.



Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1 ч

Обобщение знаний по разделу. «Летописи. Былины, сказания, жития».


17.



Контрольная работа № 1

1 ч

Проверочная работа по изученному материалу.





О Родине, о подвигах, о славе.

14ч



18.



Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине.

1 ч

Поступок. Подвиг. Пословицы о Родине.


19.



Сравнение текстов о Родине. К. Ушинский «Наше Отечество». В. Песков «Отечество»

1 ч

Чтение текстов. Сравнение текстов о Родине.


20.



Н. Языков «Мой друг!...». А. Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский «Русь» и др.

1 ч

Чтение стихотворения и рассказа. Обсуждение.


21.



Александр Невский. В. Серов «Ледовое побоище».

Н. Кончаловская «Слово о побоище Ледовом».

1 ч

Чтение с комментированием. Работа с энциклопедией.


22.



Дмитрий Донской. Куликовская битва.

1 ч

Свято-Троицкая Сергиева лавра. Чтение с комментированием.


23.



Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь»

1 ч

Чтение. Пение. Чтение с комментированием Рассмотрение иллюстраций.


24.



Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Р. Рождественский «Реквием».

Составить рассказ о войне. Чтение с комментированием Рассмотрение иллюстраций.


25.



А. Приставкин «Портрет отца».

Е. Благинина «Папе на фронт». А. Лактионов «Письмо с фронта». В. Костецкий «Возвращение»

1 ч

Чтение с комментированием. Обсуждение. Рассмотрение картины В. Костецкого «Возвращение».. Чтение. Сравнение произведений.


26.



Мы идём в библиотеку. «Историческая литература для детей»

1 ч

Поход в библиотеку. Историческая литература для детей.


27.



Самостоятельное чтение. С. Фурин «Чтобы солнышко светило». В. Орлов «Разноцветная планета».

1 ч

Самостоятельное чтение.


28.



Семейное чтение. Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография – источник информации.

1 ч

Семейное чтение. Работа в «Творческой тетради».


29.



Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1 ч

Обобщение по разделу.


30-31.



Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

2 ч

Творческий проект «Книга воспоминаний».





Жить по совести, любя друг друга.

13 ч



32.



Вводный урок по содержанию раздела. Смысл рассказа. А. Толстой «Детство Никиты».

1 ч

Ответственность, совесть.

А. Толстой «Детство Никиты»

Смысл рассказа.


33.



А. Толстой «Детство Никиты». И. Суриков «Детство». Сравнение поэтического и прозаического произведений.

1 ч

Герои рассказа. Сравнение прозаического и поэтического текстов.


34.



А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести.

1 ч

Чтение с комментированием.


35.



А. Гайдар «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии.

1 ч

Создание текста по аналогии.


36.



М. Зощенко «Самое главное».

1 ч

Смысл рассказа.


37.



И. Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи…».

1 ч

Соотнесение содержания текстов с пословицей


38.



Н. Носов «Дневник Коли Синицына».

1 ч

Создание собственного дневника.


39.



Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели детям»


1 ч

Поход в библиотеку. Книги о сверстниках.

.


40



Самостоятельное чтение. Н. Носов «Метро». Особенности юмористического текста.


Самостоятельная работа над произведением.


41.



Семейное чтение. В. Драгунский «…бы».

1 ч

Смысл рассказа . Чтение с комментированием. Обсуждение.


42-43.



Наш театр. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».

2 ч

Чтение с комментированием.

Инсценирование.


44.



Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1 ч

Проверочная работа.





Литературная сказка.

19 ч



45.



Вводный урок. Собиратели народных сказок:А. Афанасьев,В. Даль, К Ушинский, Л. Н. Толстой, А. К. Толстой.

1 ч

Отзыв о книге. Переводная литература. Собиратели народных сказок. Братья Гримм

Биография, чтение.


46.



Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».

1 ч

Чтение с комментированием, рассмотрение иллюстраций.


47.



Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».

1 ч

Особенности зарубежной литературы.


48.



Сказки Ш. Перро. Ш. Перро «Мальчик – с – пальчик».

1 ч

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов.

Герои сказки.


49.



Ш. Перро «Мальчик – с – пальчик».

1 ч

Особенности зарубежного сюжета.


50.



Ш. Перро «Спящая красавица». Представление книги.

1 ч

Представление книги.


51.



Сказки Г.-Х. Андерсена. Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди».

1 ч

Создание выставки книг.

Сравнение с русской народной сказкой.


52.



Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена«Дикие лебеди».

1 ч

Герои сказки.


53.



Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка».

1 ч

Смысл сказки.


54.



Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Судьба героев сказки.

1 ч

Судьба героев сказки.


55.



Г.-Х. Андерсен «Чайник». Создание сказки по аналогии.

1 ч

Смысл сказки. Групповая работа.


56.



Мы идём в библиотеку. «Сказки зарубежных писателей»

1 ч

«По дорогам сказки».


57.



Самостоятельное чтение. И. Токмакова «Сказочка о счастье».

1 ч

Чтение с комментированием.


58.



Семейное чтение. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1 ч

Чтение с комментированием. Обсуждение.


59.



С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1 ч

Герои сказки.


60.



Сравнение сказок. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Ш. Перро «Красавица и чудовище».

1 ч

Сравнение сказок.


61.



Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печёт пирог».

1 ч

Инсценирование.


62.



Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1 ч

Обобщение по разделу.


63.



Контрольная работа № 2.

1 ч

Проверочная работа.





Великие русские писатели.

36 ч



64.



Вводный урок по содержанию раздела. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки.

1 ч

Средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Чтение сказок и стихотворений А. С. Пушкина.


65.



К. Паустовский «Сказки А. С. Пушкина». Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина».

1 ч

Подготовка сообщения на основе статьи.


66.



А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1 ч

Чтение с комментированием.


67.



А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1 ч

Особенности литературной сказки.


68.



А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1 ч

Герои произведения.


69.



А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В. А. Жуковский «Спящая царевна». Сравнение литературных сказок.

1 ч

Сравнение сказок.


70.



А. С. Пушкин «Осень». Е. Волков «Октябрь». Сравнение произведений живописи и литературы.

1 ч

Сравнение произведений литературы и живописи.


71.



А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…».

1 ч

Средства художественной выразительности для создания образа весны.


72.



Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» А. Куинджи «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

1 ч

Выразительное чтение с комментированием. Рассмотрение иллюстраций.


73.



И. И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон» Сравнение произведений живописи и литературы.

1 ч

Сравнение произведений.

Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон».


74.



М. Ю. Лермонтов «Рождение стихов».

1 ч

Подготовка сообщения о М. Ю. Лермонтове.


75.



М. Ю. Лермонтов «Горные вершины». Поэтический перевод стихотворения Гёте В. Я. Брюсова.

1 ч

Сравнение текстов.


76.



М. Ю. Лермонтов «Тифлис», «Дары Терека». Сравнение произведений живописи и литературы.

1 ч

Сравнение произведений литературы и живописи.


77.



М. Ю. Лермонтов «Крестовая гора», «Утёс».

1 ч

Сравнение произведений литературы и живописи.


78.



М. Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1 ч

Чтение с комментированием.


79.



М. Ю. Лермонтов «Бородино».

1 ч

Особенности художественного и исторического текстов.


80.



Подготовка сообщения о Л. Н. Толстом. Л. Н. Толстой «Maman» (из повести «Детство»).

1 ч

Подготовка сообщения о Л. Н. Толстом. Герои произведения.


81.



Л. Н. Толстой «Ивины».

1 ч

Герои рассказа.


82.



И. С. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины.

1 ч

Средства художественной выразительности для создания картины.


83.



И. С. Никитин. «Когда закат прощальными лучами…». И. Левитан «Тишина».

1 ч

Выразительное чтение с комментированием.


84.



И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…».

1 ч

Выразительное чтение с комментированием.


85.



И. А. Бунин «Ещё и холоден и сыр...»

1 ч

Выразительное чтение с комментированием.


86.



Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос».

1 ч

Сравнение со сказочным текстом.


87



Контрольное чтение.

1 ч



88-89.



Проект «Мы идём в музей А. П. Гайдара»

2 ч

«Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии».


90.



Самостоятельное чтение. Л. Н. Толстой «Был русский князь Олег…».

1 ч

Чтение с комментированием.


91.



Самостоятельное чтение. Басни Л. Н. Толстого.

1 ч

Специфические особенности басни как жанра.


92-93.



Семейное чтение. Л. Н. Толстой «Петя Ростов»

2 ч

Чтение с комментированием.

Пересказ.


94-95.



Наш театр. И. А. Крылов «Ворона и Лисица».

2 ч

Инсценирование .


96.



Большие и маленькие секреты страны Литературии. Викторина по теме «Великие русские писатели»

1 ч

Контрольная работа.


97



Самостоятельная работа по произведениям разных жанров и разных писателей, объединённых темой «Воробей»

1 ч

Работа в паре.

Стр. 152-156


98-99.



Конференция на тему «Чистые родники русской классики»

2 ч

Обобщение знаний по теме Великие русские писатели».





Литература как искусство слова. (Обобщение по курсу литературного чтения)

3 ч


100.



Чему я научился на уроках литературного чтения.

1 ч

«Литературные тайны».


101



Отличие стихотворного текста от прозаического. Ритм и рифма.

1 ч

Обобщение знаний.



102



Почему литературу называют искусством слова?

1 ч

Обобщение знаний.