СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по логопедической коррекции для учащихся 5-9 классов, обучающихся по адаптированным образовательным программам

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционной работы учителя-логопеда для учащихся 5-9 классов, обучающихся по адаптированным программам.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по логопедической коррекции для учащихся 5-9 классов, обучающихся по адаптированным образовательным программам»



Рассмотрено:

на заседании школьного методического совета


Согласовано:

заместитель директора

по учебной работе


Утверждено:

Директор школы:













Рабочая программа

по логопедической коррекции

для учащихся 5-9 классов,

обучающихся по адаптированным

образовательным программам


Уровень обучения – основное общее образование

Срок освоения – 5 лет







Составитель:

Саукова Л.А.,

учитель – логопед

первой квалификационной категории







2021 год



Содержание рабочей программы



1. Пояснительная записка.

2. Результаты освоения программы.

3. Содержание учебного предмета.

4. Календарно – тематическое планирование.

5. Лист корректировки рабочей программы.


































1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на осно­ве следующих нормативных документов:

- Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 г. ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- СанПиН 2.4.2.3286 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,  осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26;

- Санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.12.2015 г.);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ НО, ОО,СО образования».

- Распоряжения Минобразования РФ от 06.08.2020 г. №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

- Инструктивного письма Минобразования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

  • Методических рекомендаций Т.П. Бессоновой «Содержание и организация логопедической работы учителя - логопеда общеобразовательного учреждения (принципы дифференциальной диагностики и основные направления формирования предпосылок к полноценному усвоению программы обучения родному языку у детей с первичной патологией)». М.: АПК и ППРО, 2010. - 56 с.

  • Устав МКОО Палкинская СШ.

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременной коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ОВЗ. Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы.

Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ОВЗ в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для учащихся 5 – 9 классов с ОВЗ, обучающимся по адаптированным программам.


Цель: диагностика, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.

Задачи коррекционного обучения:

- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

- повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся; развития навыков словоизменения и словообразования; развития связной устной и письменной речи;

- развить логическое и образное мышление;

- развить устойчивый интерес к урокам русского языка.

Основные направления логопедической работы является:

- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

- диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

- коррекция нарушений чтения и письма;

- расширение представлений об окружающей действительности;

- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

Программа рассчитана на весь курс обучения (5 - 9 класс), с часовой нагрузкой в 34 часа (1 раз в неделю) в каждом классе.

В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.

Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый.



2. Результаты освоения программы

В результате первого года обучения дети будут

знать:

- определения основных правил, изучаемых в 5 классе;

- определения основных понятий, изучаемых в 5 классе;

уметь:

- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 5 класса;

- точно использовать слова различных частей речи, подбирать синонимы, антонимы, активно пользоваться различными способами словообразования;

- замечать орфограммы (« ошибкоопасные» места);

- уметь пользоваться алгоритмами.


В результате второго года обучения дети будут

знать:

- определения основных языковых явлений, изучаемых в 6 классе;

- определения основных орфографических правил, изучаемых в 6 классе;

- определения основных речеведческих понятий, изучаемых в 6 классе;

уметь:

- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 6 класса;

- уметь находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- уметь пользоваться алгоритмами.

В результате третьего года обучения дети будут

знать:

- определения основных языковых явлений, изучаемых в 7 классе;

- определения основных орфографических правил, изучаемых в 7 классе;

- определения основных речеведческих понятий, изучаемых в 7 классе;

уметь:

- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 7 класса;

- уметь находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- уметь пользоваться алгоритмами.

В результате четвертогого года обучения учащиеся будут

знать:

-особенности однородных членов предложения, постановка запятой между ними;

-правила пунктуации в сложных предложениях без союзов и с союзами И, А, НО;

-части слова;

-правила правописания;

-способы образования сложных слов;

-главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов предложения; -особенности распространенных и нераспространенных предложений. Особенности однородных членов; правила постановки запятой в предложении с однородными членами;

-выделение знаками обращения в предложении; правила постановки запятой в сложных -предложениях без союзов и с союзами;

-виды предложений по интонации;

уметь:

-отличать простое предложение от сложного;

-выделять в предложении главные и второстепенные члены;

-распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления;

-применять правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов и с союзами;

-разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова;

-образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

-применять правила правописания при письме;

-образовывать сложные слова при помощи соединительных гласных О и Е;


В результате пятого года обучения учащиеся будут

знать:

-виды предложений по интонации;

-особенности однородных членов предложения, постановка запятой между ними;

-правила пунктуации при обращении;

-в сложных предложениях без союзов, с союзами И, А, НО; с союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, ГДЕ, КОГДА;

-группы гласных и согласных; парные звонкие и глухие согласные; непарные согласные; --правила написания мягкого и твердого знаков в словах;

-правила правописания ударных и безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова; способы проверки слов;

-главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов предложения; -особенности однородных членов;

-правила постановки знаков препинания при однородных членах, при обращении, в -сложных предложениях с союзом и без союза, при оформлении прямой речи.

уметь:

-определять границы предложений; ставить нужные знаки препинания в конце предложения;

-распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления;

-распознавать обращения в предложении, выделять их запятыми;

-приметать правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов, с союзами и союзными словами;

-проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне; -распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне и подбирать проверочные слова, сравнивать написание корта в проверочном и проверяемом словах;

-отличать разделительный мягкий от разделительного твердого знака.



3. Содержание программы

5 класс
1.Обследование неречевых психических функций.

Обследование умения концентрировать произвольное слухо-речевое и зрительное внимание и память.


2. Повторение орфограмм, изученных в начальной школе.

Анализ и комментирование орфограмм корня. Дифференциация приставки и предлога на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм имен существительных. Анализ и комментирование орфограммы обозначение мягкости согласных на письме.


3. Восполнение недостатков грамматического строя речи.

Развитие умения согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически. Распознавание окончаний различных частей речи в тексте. Дифференциация частей слова на практической основе.


4. Дифференциация пунктограмм.

Анализ и комментирование пунктограмм простого предложения. Анализ и комментирование пунктограмм сложного предложения.


5. Восполнение недостатков лексического строя речи.

Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы.


6. Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.

Анализ и комментирование орфограмм корня. Анализ и комментирование орфограмм приставки.


7. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Повторение и закрепление изученных орфограмм имени существительного, имени прилагательного, глагола.





Учебно-тематический план
1 год обучения


п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Тестирование.


2

2

Повторение орфограмм, изученных в начальной школе.

3

3

Восполнение недостатков грамматического строя речи. 

3

4

Дифференциация пунктограмм.


2

5

Восполнение недостатков лексического строя речи.


2

6

Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.

10

7

Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

12


Всего:


34


6 класс
1. Тестирование.


2. Анализ и комментирование изученных орфограмм в 5 классе.
Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста), вызывающими наибольшие затруднения у учащихся 6-ых классов.

3. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова.

Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в середине слова.

Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова.


4. Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.
Разбор слова по составу. Анализ и комментирование орфограмм в корне. Анализ и комментирование орфограмм приставки. Анализ и комментирование орфограммы сложных слов.


5. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Анализ и комментирование орфограмм имени числительного. Анализ и комментирование орфограмм местоимения. 



Учебно-тематический план
2 год обучения

п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Тестирование


2

2

Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5 классе. (на уровне предложения и текста)

1

3

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова.

4

4

Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа

5

5

Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

22


Всего:


34


7 класс

1. Тестирование.


2. Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5,6 классах.

Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста), вызывающими наибольшие затруднения у учащихся 7-ых классов.


3. Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.

Анализ и комментирование орфограмм суффиксов. Анализ и комментирование орфограмм приставки. Дефис между частями слова.


4. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

Дифференциация причастий, глаголов, прилагательных на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм причастия. Анализ и комментирование орфограмм деепричастия и наречия. Дифференциация приставок и предлогов. Анализ и комментирование орфограмм союза. Дифференциация союзов и предлогов. Распознавание частиц в предложении на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм частицы.


5. Дифференциация пунктограмм.

Анализ и комментирование пунктограмм.


Учебно-тематический план
3 год обучения

п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Тестирование

2

2

Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5,6 классах. (на уровне предложения и текста)

1

3

Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.

13

4

Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

15

5

Диффиренциация пункторамм.

3


Всего:

34


8 -9 класс

1. Тестирование.

2.Развитие анализа структуры предложения, текста

Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обращение. Прямая и косвенная речь. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на предложения. Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление текста из деформированных предложений. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Причастие как особая форма глагола. Причастный оборот. Анализ предложений с причастным оборотом. Деепричастие как особая форма глагола. Деепричастный оборот. Анализ предложений с деепричастным оборотом. Анализ предложений с непроизносимыми предлогами ( без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через). Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над). Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде). Наречие как часть речи. Анализ предложений с наречиями. Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Распространение предложений. Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но). Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение. Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложений. Нахождение слов, связанных с подлежащим. Нахождение слов, связанных со сказуемым. Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). Конструирование предложений с однородными членами. Конструирование предложений с обращениями и вводными словами. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе, в роде, в лице, в падеже. Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами. Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами. Конструирование бессоюзных сложных предложений.

Развитие анализа структуры текста.

Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение». Составление текста из деформированных предложений. Тема текста и его основная мысль, опорные слова. Структура текста. Понятие о микротеме. Заглавие текста. Что такое план. Виды планов. Составление планов разных видов. Составление плана по данному тексту.Пересказ по плану. Пересказ текста по составленному плану. Подробное изложение повествовательных текстов. Подробное изложение с творческими дополнениями. Сжатое изложение. Выборочное изложение. Проверка результативности коррекционной работы. Пересказ по серии сюжетных картинок и по сюжетной картинке. Изложение текста по вопросам и опорным словам. Изложение текста по коллективно составленному плану. Изложение текста по самостоятельно составленному плану. Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Текст – повествование. Составление рассказа.Текст – описание. Составление рассказа. Текст – рассуждение (объяснение, доказательство). Типы текста. Сравнительное описание. Сочинение – сравнительное описание. Составление рассказа. Замена в тексте лица рассказчика. Проверка результативности коррекционной работы. Редактирование изложения. Редактирование сочинений. Речевые ошибки. Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков.

Учебно-тематический план
4-5 год обучения

п/п

Раздел, тема

8 класс

9 класс

Количество часов

Количество часов

1

Тестирование

2

2

2

Развитие анализа структуры предложения, текста

32

32


Всего:

34

34





5. Материально – техническое обеспечение

Список использованной литературы

1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005..

2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.

3.Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методиче­ское пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004.

4.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.

5.Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.

6. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
7. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение», 1989.
8. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

9.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
10.Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.
11.Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
12.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
13.М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
14. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007. 
15. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
16. Е.В.Мазанова. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. –М.,2007.
17. Е.В.Мазанова. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.,2007.
18.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама»,2006.
19.З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005.
20. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.
21.Учебные пособия для работы с детьми: О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
22. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
23. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
24. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
25.Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
26.В.П.Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. М.: «Просвещение» 1969.







6. Лист коррекции.



Согласовано. Утверждаю.

Заместитель директора по УР: _______ Директор школы: ________

« _» __________20___ г. Приказ № ___от «_____»

__________20_____


Класс

Дата проведения урока по плану

Причина корректировки

Номер и тема урока, который подвергся коррекции

Вид коррекции (совмещение, использование резерва и др.)

Дата проведения урока по факту