5 класс
Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы «Программа по марийскому (государственному) языку» (авторы В.В.Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П. Игнаева). 1-11 класс. Йошкар- Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011; учебного плана МОБУ «Русскокукморская СОШ»; методической рекомендации образовательных программ образовательных учреждений с учетом региональных особенностей.
В республике Марий Эл устойчивое и гармоничное развитие марийско-русского, русско–марийского двуязычия обеспечивается через создание условий и реальных возможностей для изучения функционирующих в республике языков. В системе общего образования Республики Марий Эл одним из форм реализации данного положения является введение в образовательный процесс классов с русским языком обучения учебного предмета « марийский (государственный) язык».
В системе предметов общеобразовательной школы Республики Марий Эл предмет «Марийский (государственный) язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
Познавательная цель предлагает ознакомление обучающихся с марийским языком как государственным языком Республики Марий Эл и одним из языков финно- угорской языковой группы, с основными начальными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково - символического восприятия и логического мышления обучающихся;
социокультурная цель предлагает овладение речью на марийском языке, формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- обогащение словарного запаса, развитие навыков общения на марийском языке; развитие мышления, воображения, памяти и внимания на основе совершенствования речевых навыков;
- освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно произносить звуки марийского языка, писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- повествования;
- воспитание у обучающихся уважения к языку как духовному богатству народа, чувства сопричастности к его сохранению, толерантного отношения к представителям разных народов и народностей; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь на марийском языке.
Учебный план для образовательного учреждения отводит 34 часа для обязательного изучения марийского (государственного) языка в 5 классе по 1 часу в неделю.
1.Планируемые результаты усвоения курса
Основными целями освоения программы по предмету «марийский (государственный) язык» являются:
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, формирование познавательных процессов деятельности – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;
- освоение знаний о марийском языке, его особенностей; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся» умение анализировать языковые явления;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих использование марийского языка в различных сферах общения; формирование готовности и способности к общению на марийском языке;
- воспитание интереса к изучению марийского языка, приобщение к истории и культуре марийского народа;
- формирование сознательного отношения к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа; воспитание любви и интереса к марийскому языку;
- применение полученных знаний, умений и навыков в речевой практике.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Личностные УУД:
- понимает значимость марийского языка;
- сознательно относится к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа.
Регулятивные УУД
- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке;
- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной ступени;
- применяет изученные грамматические правила (в устной и письменной формах);
- оценивает выполненную работу;
- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении грамматических заданий.
Познавательные УУД
- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии с лингвистическими особенностями марийского языка;
- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;
- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических заданий;
- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию;
- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятие на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства, описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом свое отношение к предмету высказывания).
Коммуникативные УУД
- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;
- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться, поздравлять, предлагать угощение, благодарить за угощение; вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);
- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на заданную тему; кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать, любимое занятие и выражает при этом свое отношение к предмету высказывания;
- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации;
- работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);
- высказывает свою точку зрения;
- толерантно относится к культуре других народов.
2.Содержание учебного предмета
5 класс ( 34 часа).
Марийский язык-родной язык марийского народа.
Лето растит, осень припасает.
Дружим со спортом.
Родной Марийский край.
Зима.
В разных странах Новый год.
Свободное время.
Мы гордимся ими.
Весна.
На берегу Волги.
В музее.
Готовимся в поход.
Учебно-тематический план 5 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Марийский язык-родной язык марийского народа. | 3 |
2. | Лето растит, осень припасает. | 3 |
3. | Дружим со спортом. | 3 |
4. | Родной Марийский край. | 3 |
5. | Зима. | 3 |
6. | В разных странах Новый год. | 2 |
7. | Свободное время. | 3 |
8. | Мы гордимся ими. | 2 |
9. | Весна. | 3 |
10. | На берегу Волги. | 3 |
11. | В музее. | 3 |
12. | Готовимся в поход. | 2 |
13 | Контрольная работа. | 1 |
| Всего | 34 |
Стихи, рекомендованные для выучивания наизусть
5 класс
Г. Матюковский. Эх, тый, шочмо йылме.
А. Горохов. Тунемше.
В. Регеж - Горохов. О шочмо мланде!
Б. Данилов. Сылне У ий елкына(отрывок)
А. Федоров Шошо толын.
3.Календарно-тематическое планирование по марийскому (государственному) языку 5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля | Дата |
план | факт |
1. Марийский язык – родной язык марийского народа (3 часа) |
1. | Марийский язык – родной язык марийского народа. | 1 | -пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания. -работа с множественными числами имен существительных | составление диалога по ситуации урока | | |
2. | Я изучаю марийский язык. | 1 | -пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания, работать с информацией: понимать сообщение с опорой на иллюстрацию, – рассказать о себе, используя модели. составить диалог по ситуации урока. | составление диалога по ситуации урока | | |
3. | На уроке в школе. | 1 | – понять содержание небольшого диалога с опорой на иллюстрацию – пользоваться грамматическими и речевыми образцами для построения собственного высказывания по теме урока | диктант по изученным словам | | |
2. Лето растит, осень припасает (3 часа) |
4. | Летняя работа. | 1 | -работать над произношением звуков ö, ÿ, ҥ; -работать над интонацией коммуникативных предложений, правилами чтения -выполнить на повторение грамматические задания в тестовых форматах | самостоят. выполнение упр. | | |
5. | В саду осенью. | 1 | -пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания | Ответы на вопросы | | |
6. | Осенние краски. | 1 | -работать над произношением новой лексики -проверить составление рассказа по теме урока | Самостоят. выполнение упр. | | |
3. Дружим со спортом (3 часа) |
7. | На уроке физкультуры | 1 | -овладеть новой лексикой по теме урока, понять речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения; -короткий рассказ с опорой на иллюстрацию; | Выполнить проект «Кече режим» | | |
8. | Режим дня | 1 | -рассказать о своем друге по грамматическим схемам и речевым образцам, -рассказать о своем друге по грамматическим схемам и речевым образцам | проверить составление рассказа по теме урока | | |
9. | Любимая спортивная передача | 1 | -работать над интонацией побудительных предложений, общих и специальных вопросов, -работать над орфографией новых лексических единиц, -пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания | устный опрос по теме урока | | |
4.Родной Марийский край (3 часа) |
10. | День рождения Марий Эл | 1 | -пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания -работа с множественными числами имен существительных | Индивидуальный опрос составление диалога по ситуации урока | | |
11. | Край родной марийский | 1 | -пользоваться речевыми образцами для построения собственного высказывания, -пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания | Индивидуальный опрос | | |
12. | Славные люди родного края (экскурсия в музей) | 1 | -пользоваться речевыми образцами для построения собственного высказывания | Ответы на вопросы | | |
5. Зима (3 часа) |
13. | Природа зимой | 1 | -работать над моделью побудительного предложения, -работать над произношением новой лексики, -работать над лексическими единицами урока | Ответы на вопросы | | |
14. | Зимние забавы | 1 | -работать над моделью побудительного предложения, -работать над произношением новой лексики, -работать над лексическими единицами урока | диалог по ситуации урока | | |
15. | С новым годом | 1 | -работать над моделью побудительного предложения, -работать над произношением новой лексики, -пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания | Подписать открытку «У ий дене» | | |
6. В разных странах Новый год (2 часа) |
16. | Новый год в Финляндии | 1 | -работать над моделью побудительного предложения, -работать над произношением новой лексики, -пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания | Индивидуальный опрос | | |
17. | Где живет Дед Мороз? | 1 | -работать над моделью побудительного предложения, -работать над произношением новой лексики, -работать над лексическими единицами урока | диалог по ситуации; написать меню национальной кухни марийского народа | | |
7. Свободное время (3 часа) |
18. | Свободное время: чем заняться? | 1 | -работать над произношением новых слов, -работать над лексикой по теме «Счёт» | ответы на вопросы | | |
19. | Выходной день | 1 | -работать над произношением новой лексики | чтение вслух небольшого текста по теме урока | | |
20. | Любимое занятие | 1 | -работать над ритмико-интонационными особенностями коммуникативных предложений | орфографический диктант | | |
8. Мы гордимся ими (2 часа) |
21. | Характер человека | 1 | -работать над произношением новой лексики -работать с марийско - русским словарем -выполнить на повторение упражнения в разных тестовых форматах | Диалог по ситуации урока | | |
22. | Мы ими гордимся | 1 | | Работать с информацией, сотрудничать со сверстниками, работать в паре \ группе, а также работать самостоятельно | | |
9. Весна (3 часа) |
23. | Первый весенний праздник | 1 | -работать над произношением новой лексики -работать над лексическими единицами урока -работать над моделью побудительного предложения | диалог по ситуации урока,подписать открытку «Ўдырамаш кече дене» | | |
24. | Природа весной | 1 | -работать над произношением новой лексики -работать над лексическими единицами урока -пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания | диалог по ситуации урока | | |
25. | Весна в деревне | 1 | -работать с марийско- русским словарем -выполнить на повторение упражнения в разных тестовых форматах | диалог по ситуации урока | | |
10. На берегу Волги (3 часа) |
26. | Горномарийский район | 1 | -работать над произношением новой лексики -работать над лексическими единицами урока -работать над моделью побудительного предложения | диалог по ситуации урока | | |
27. | Этнографический музей | 1 | -работать над произношением новой лексики -работать над лексическими единицами урока -пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания | Работать с информацией, сотрудничать со сверстниками, работать в паре \ группе, а также работать самостоятельно | | |
28. | Григорьев–первый марийский художник | 1 | | устный опрос по теме урока | | |
11. В музее (3часа) |
29. | Музеи республики | 1 | -работать над ударением в сложных словах -работать над произношением новых слов | составление рассказа по теме | | |
30. | Музей им.Т. Евсеева | 1 | -работать над произношением новой лексики -работать над схемой построения утвердительных и вопросительных предложений | чтение вслух небольшого текста по теме урока | | |
31. | Марийский народный костюм | 1 | -работать над ударением в сложных словах -работать над произношением новых слов | чтение вслух небольшого текста по теме урока | | |
12. Готовимся в поход (2 часа) |
32. | Готовимся к походу | 1 | -работать над произношением новых лексических единиц, -работать над семантикой новых лексических единиц | Выразительное чтение письма персонажа | | |
33. | У костра. Игры у костра | 1 | -фонетически отработать новые слова -работать над лексикой по теме урока -работать с грамматическими схемами для построения собственного высказывания | чтение текста | | |
13. Контрольная работа (1час) |
34. | Контрольная работа | 1 | | контрольная работа | | |