СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по марийскому (государственному) языку для 5 класса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для учащихся 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по марийскому (государственному) языку для 5 класса»

5 класс

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы «Программа по марийскому (государственному) языку» (авторы В.В.Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П. Игнаева). 1-11 класс. Йошкар- Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011; учебного плана МОБУ «Русскокукморская СОШ»; методической рекомендации образовательных программ образовательных учреждений с учетом региональных особенностей.

В республике Марий Эл устойчивое и гармоничное развитие марийско-русского, русско–марийского двуязычия обеспечивается через создание условий и реальных возможностей для изучения функционирующих в республике языков. В системе общего образования Республики Марий Эл одним из форм реализации данного положения является введение в образовательный процесс классов с русским языком обучения учебного предмета « марийский (государственный) язык».

В системе предметов общеобразовательной школы Республики Марий Эл предмет «Марийский (государственный) язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

Познавательная цель предлагает ознакомление обучающихся с марийским языком как государственным языком Республики Марий Эл и одним из языков финно- угорской языковой группы, с основными начальными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково - символического восприятия и логического мышления обучающихся;

социокультурная цель предлагает овладение речью на марийском языке, формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

- обогащение словарного запаса, развитие навыков общения на марийском языке; развитие мышления, воображения, памяти и внимания на основе совершенствования речевых навыков;

- освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка;

- овладение обучающимися умениями правильно произносить звуки марийского языка, писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- повествования;

- воспитание у обучающихся уважения к языку как духовному богатству народа, чувства сопричастности к его сохранению, толерантного отношения к представителям разных народов и народностей; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь на марийском языке.

Учебный план для образовательного учреждения отводит 34 часа для обязательного изучения марийского (государственного) языка в 5 классе по 1 часу в неделю.



1.Планируемые результаты усвоения курса



Основными целями освоения программы по предмету «марийский (государственный) язык» являются:

- развитие личности ребенка, его речевых способностей, формирование познавательных процессов деятельности – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;

- освоение знаний о марийском языке, его особенностей; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся» умение анализировать языковые явления;

- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих использование марийского языка в различных сферах общения; формирование готовности и способности к общению на марийском языке;

- воспитание интереса к изучению марийского языка, приобщение к истории и культуре марийского народа;

- формирование сознательного отношения к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа; воспитание любви и интереса к марийскому языку;

- применение полученных знаний, умений и навыков в речевой практике.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Личностные УУД:

- понимает значимость марийского языка;

- сознательно относится к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа.

Регулятивные УУД

- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке;

- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной ступени;

- применяет изученные грамматические правила (в устной и письменной формах);

- оценивает выполненную работу;

- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении грамматических заданий.

Познавательные УУД

- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии с лингвистическими особенностями марийского языка;

- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;

- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических заданий;

- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию;

- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятие на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;

- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства, описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом свое отношение к предмету высказывания).

Коммуникативные УУД

- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;

- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться, поздравлять, предлагать угощение, благодарить за угощение; вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);

- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на заданную тему; кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать, любимое занятие и выражает при этом свое отношение к предмету высказывания;

- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации;

- работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);

- высказывает свою точку зрения;

- толерантно относится к культуре других народов.





2.Содержание учебного предмета

5 класс ( 34 часа).

  1. Марийский язык-родной язык марийского народа.

  2. Лето растит, осень припасает.

  3. Дружим со спортом.

  4. Родной Марийский край.

  5. Зима.

  6. В разных странах Новый год.

  7. Свободное время.

  8. Мы гордимся ими.

  9. Весна.

  10. На берегу Волги.

  11. В музее.

  12. Готовимся в поход.







Учебно-тематический план 5 класс



Название раздела

Количество часов

1.

Марийский язык-родной язык марийского народа.

3

2.

Лето растит, осень припасает.

3

3.

Дружим со спортом.

3

4.

Родной Марийский край.

3

5.

Зима.

3

6.

В разных странах Новый год.

2

7.

Свободное время.

3

8.

Мы гордимся ими.

2

9.

Весна.

3

10.

На берегу Волги.

3

11.

В музее.

3

12.

Готовимся в поход.

2

13

Контрольная работа.

1


Всего

34



Стихи, рекомендованные для выучивания наизусть

5 класс

   

 Г. Матюковский. Эх, тый, шочмо йылме.

     А. Горохов. Тунемше.

   В. Регеж - Горохов. О шочмо мланде!

  Б. Данилов. Сылне У ий елкына(отрывок)

А. Федоров Шошо толын.

























3.Календарно-тематическое планирование по марийскому (государственному) языку 5 класс

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Виды контроля


Дата

план

факт

1.  Марийский язык – родной язык марийского народа (3 часа)

1.

Марийский язык – родной язык марийского народа.

1

-пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания. -работа с множественными числами имен существительных

составление диалога по ситуации урока




2.

Я изучаю марийский язык.

1

-пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания, работать с информацией: понимать сообщение с опорой на иллюстрацию,

– рассказать о себе, используя модели.

составить диалог по ситуации урока.

составление диалога по ситуации урока




3.

На уроке в школе.

1

– понять содержание небольшого диалога с опорой на иллюстрацию

– пользоваться грамматическими и речевыми образцами для построения собственного высказывания по теме урока


диктант по изученным словам



2.  Лето растит, осень припасает (3 часа)

4.

Летняя работа.

1

-работать над произношением звуков ö, ÿ, ҥ;

-работать над интонацией коммуникативных предложений, правилами чтения

-выполнить на повторение грамматические задания в тестовых форматах


самостоят. выполнение упр.



5.

В саду осенью.

1

-пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

Ответы на вопросы



6.

Осенние краски.

1

-работать над произношением новой лексики

-проверить составление рассказа по теме урока

Самостоят. выполнение упр.



3. Дружим со спортом (3 часа)

7.

На уроке физкультуры

1

-овладеть новой лексикой по теме урока, понять речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения;

-короткий рассказ с опорой на иллюстрацию;

Выполнить проект «Кече режим»



8.

Режим дня

1

-рассказать о своем друге по грамматическим схемам и речевым образцам,

-рассказать о своем друге по грамматическим схемам и речевым образцам

проверить составление рассказа по теме урока



9.

Любимая спортивная передача

1

-работать над интонацией побудительных предложений, общих и специальных вопросов,

-работать над орфографией новых лексических единиц,

-пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

устный опрос по теме урока



4.Родной Марийский край (3 часа)

10.

День рождения Марий Эл

1

-пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

-работа с множественными числами имен существительных

Индивидуальный опрос

составление диалога по ситуации урока




11.

Край родной марийский

1

-пользоваться речевыми образцами для построения собственного высказывания,

-пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

Индивидуальный опрос



12.

Славные люди родного края (экскурсия в музей)

1

-пользоваться речевыми образцами для построения собственного высказывания

Ответы на вопросы



5. Зима (3 часа)

13.

Природа зимой

1

-работать над моделью побудительного предложения,

-работать над произношением новой лексики, -работать над лексическими единицами урока

Ответы на вопросы



14.

Зимние забавы

1

-работать над моделью побудительного предложения,

-работать над произношением новой лексики,

-работать над лексическими единицами урока

диалог по ситуации урока



15.

С новым годом

1

-работать над моделью побудительного предложения,

-работать над произношением новой лексики,

-пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

Подписать открытку «У ий дене»



6. В разных странах Новый год (2 часа)

16.

Новый год в Финляндии

1

-работать над моделью побудительного предложения,

-работать над произношением новой лексики,

-пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

Индивидуальный опрос



17.

Где живет Дед Мороз?

1

-работать над моделью побудительного предложения,

-работать над произношением новой лексики,

-работать над лексическими единицами урока

диалог по ситуации;

написать меню национальной кухни марийского народа



7. Свободное время (3 часа)

18.

Свободное время: чем заняться?

1

-работать над произношением новых слов, -работать над лексикой по теме «Счёт»

ответы на вопросы



19.

Выходной день

1

-работать над произношением новой лексики

чтение вслух небольшого текста по теме урока




20.

Любимое занятие

1

-работать над ритмико-интонационными особенностями коммуникативных предложений

орфографический диктант



8.  Мы гордимся ими (2 часа)

21.

Характер человека

1

-работать над произношением новой лексики

-работать с марийско - русским словарем

-выполнить на повторение упражнения в разных тестовых форматах

Диалог по ситуации урока



22.

Мы ими гордимся

1


Работать с информацией, сотрудничать со сверстниками, работать в паре \ группе, а также работать самостоятельно



9.  Весна (3 часа)

23.

Первый весенний праздник

1

-работать над произношением новой лексики

-работать над лексическими единицами урока

-работать над моделью побудительного предложения

диалог по ситуации урока,подписать открытку «Ўдырамаш кече дене»



24.

Природа весной

1

-работать над произношением новой лексики

-работать над лексическими единицами урока

-пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

диалог по ситуации урока



25.

Весна в деревне

1

-работать с марийско- русским словарем

-выполнить на повторение упражнения в разных тестовых форматах

диалог по ситуации урока



10. На берегу Волги (3 часа)

26.

Горномарийский район

1

-работать над произношением новой лексики

-работать над лексическими единицами урока

-работать над моделью побудительного предложения

диалог по ситуации урока



27.

Этнографический музей

1

-работать над произношением новой лексики

-работать над лексическими единицами урока

-пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

Работать с информацией, сотрудничать со сверстниками, работать в паре \ группе, а также работать самостоятельно



28.

Григорьев–первый марийский художник

1


устный опрос по теме урока



11.    В музее (3часа)

29.

Музеи республики

1

-работать над ударением в сложных словах

-работать над произношением новых слов

составление рассказа по теме



30.

Музей им.Т. Евсеева

1

-работать над произношением новой лексики

-работать над схемой построения утвердительных и вопросительных предложений

чтение вслух небольшого текста по теме урока




31.

Марийский народный костюм

1

-работать над ударением в сложных словах

-работать над произношением новых слов


чтение вслух небольшого текста по теме урока




12.    Готовимся в поход (2 часа)

32.

Готовимся к походу

1

-работать над произношением новых лексических единиц,

-работать над семантикой новых лексических единиц



Выразительное чтение письма персонажа




33.

У костра. Игры у костра

1

-фонетически отработать новые слова

-работать над лексикой по теме урока

-работать с грамматическими схемами для построения собственного высказывания

чтение текста



13. Контрольная работа (1час)

34.

Контрольная работа

1


контрольная работа