Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Михайловская основная школа
Рабочая программа
по математике
1 класс
Составила
учитель начальных классов
Мещанинова А.А.
2016-2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» для первого класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Математика» М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волкова и др., 2011 г.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи;
освоение начальных математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры.
создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям.
Задачи:
формировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
научить самостоятельно находить пути решения задач, применять простейшие общие подходы к их решению.
формировать представлений о величинах и геометрических фигурах
познакомить детей с понятием переменной в плане алгебраической пропедевтики.
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами:
«Числа и величины»,
«Арифметические действия»
«Текстовые задачи»,
«Пространственные отношения. Геометрические фигуры»,
«Геометрические величины»,
«Работа с данными».
Новый раздел «Работа с данными» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 132 часа, 4 часа в неделю. Учащиеся прошли подготовительный этап к школе в детском саду, в школе раннего развития при ДДТ.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- готовность ученика использовать знания в учении и в повседневной жизни;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- способность характеризовать собственные знания по предмету;
- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- ориентироваться в учебнике;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
- делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В конце учебного курса учащиеся узнают:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания
Смогут:
- вести счёт, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
- записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значение числового выражения в 1-2 действия;
- решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
- проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
- строить отрезок заданной длины;
- вычислять длину ломаной.
Получат возможность научиться:
- использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения (повышенный уровень);
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины и массы;
- выделять такие признаки предметов, как цвет, форма, размер;
- решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- определять длину данного отрезка.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата |
| Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч) |
1 | Счёт предметов | 1 | |
2 | Сравнение предметов и групп предметов. | 1 | |
3 | Пространственные представления «вверх», «вниз», «направо», «налево». | 1 | |
4 | Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | 1 | |
5 | Отношения «столько же», «больше», «меньше» | 1 | |
6 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | |
7 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | |
8 | Повторение и обобщение знаний по теме «Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления» | 1 | |
| Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 ч) |
9 | Понятия «много»,«один». Письмо цифры 1 | 1 | |
10 | Числа 1, 2. Письмо цифры 2 | 1 | |
11 | Число 3. Письмо цифры 3 | 1 | |
12 | Знаки: +, –, =. | 1 | |
13 | Число 4. Письмо цифры 4. | 1 | |
14 | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | 1 | |
15 | Число 5. Письмо цифры 5. | 1 | |
16 | Числа от 1 до 5. Состав числа 5 | 1 | |
17 | Странички для любознательных | 1 | |
18 | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок.Луч | 1 | |
19 | Ломаная линия | 1 | |
20 | Закрепление изученного. | 1 | |
21 | Знаки: (больше), ) | 1 | |
22 | «Равенство», «неравенство» | 1 | |
23 | Многоугольник | 1 | |
24 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | 1 | |
25 | Числа 6, 7. Письмо цифры 7. | 1 | |
26 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | 1 | |
27 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | 1 | |
28 | Число 10. Запись числа 10 | 1 | |
29 | Числа от 1 до 10. Закрепление по теме «Числа от 1 до 10». | 1 | |
30 | Наши проекты | 1 | |
31 | Сантиметр – единица измерения длины. | 1 | |
32 | Увеличить на... Уменьшить на... | 1 | |
33 | Число 0. Цифра 0 | 1 | |
34 | Сложение с 0. Вычитание 0 | 1 | |
35 | Странички для любознательных | 1 | |
36 | Что узнали. Чему научились | 1 | |
| Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (57 ч) |
37 | Защита проектов | 1 | |
38 | Сложение и вычитание □ + 1, □ – 1. | 1 | |
39 | Сложение и вычитание вида □ + 1 + 1, □ – 1 – 1 | 1 | |
40 | Сложение и вычитание □ + 2, □ – 2 | 1 | |
41 | Слагаемые. Сумма. | 1 | |
42 | Задача (условие, вопрос). | 1 | |
43 | Составление и решение задач по рисунку. | 1 | |
44 | Составление таблицы □ ± 2. | 1 | |
45 | Присчитывание и отсчитывание по 2 | 1 | |
46 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | 1 | |
47 | Странички для любознательных | 1 | |
48 | Что узнали. Чему научились | 1 | |
49 | Странички для любознательных | 1 | |
50 | □ + 3, □ – 3. Приемы вычислений | 1 | |
51 | Закрепление по теме «Прибавить и вычесть число 3» | 1 | |
52 | Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков | 1 | |
53 | Составление таблицы □ ± 3 | 1 | |
54 | Присчитывание и отсчитывание по 3 | 1 | |
55 | Решение текстовых задач | 1 | |
56 | Решение текстовых задач | 1 | |
57 | Странички для любознательных | 1 | |
58 | Что узнали. Чему научились | 1 | |
59 | Что узнали. Чему научились | 1 | |
60 | Закрепление изученного | 1 | |
61 | Проверочная работа | 1 | |
62 | Закрепление изученного | 1 | |
63 | □ ± 1, □ ± 2, □ ± 3. Повторение и обобщение | 1 | |
64 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 | |
65 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | | |
66 | □ + 4, □ – 4. Приемы вычислений | | |
67 | Закрепление изученного | | |
68 | На сколько больше? На сколько меньше? | | |
69 | Решение задач | | |
70 | Составление таблицы □ ± 4 | | |
71 | Решение задач | | |
72 | Перестановка слагаемых | | |
73 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □+5, 6, 7, 8, 9 | | |
74 | Составление таблицы □ + 5, 6, 7, 8, 9. | | |
75 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление | | |
76 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление | | |
77 | Закрепление изученного. Решение задач | | |
78 | Что узнали. Чему научились | | |
79 | Закрепление изученного. Проверка знаний | | |
80 | Связь между суммой и слагаемыми | | |
81 | Связь между суммой и слагаемыми | | |
82 | Решение задач | | |
83 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность | | |
84 | Вычитание вида 6 – □, 7 – □ | | |
85 | Закрепление приёмов вычитания вида 6 – □, 7 – □. Решение задач | | |
86 | Вычитание вида 8 – □, 9 – □ | | |
87 | Закрепление приёмов вычитания вида 8 – □, 9 – □.Решение задач | | |
88 | Вычитание вида 10 – □ | | |
89 | Закрепление изученного. Решение задач | | |
90 | Килограмм | | |
91 | Литр | | |
92 | Что узнали. Чему научились | | |
93 | Проверочная работа | | |
| Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч.) |
94 | Названия и последовательность чисел второго десятка | | |
95 | Образование чисел второго десятка | | |
96 | Запись и чтение чисел второго десятка | | |
97 | Дециметр | | |
98 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации | | |
99 | Странички для любознательных | | |
100 | Что узнали. Чему научились | | |
101 | Проверочная работа | | |
102 | Закрепление изученного. Работа над ошибками | | |
103 | Повторение. Подготовка к введению задач в два действия | | |
104 | Ознакомление с задачей в два действия | | |
105 | Ознакомление с задачей в два действия | | |
| Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (23 ч) |
106 | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток | | |
107 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 2, □ + 3 | | |
108 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 4 | | |
109 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 5 | | |
110 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 6 | | |
111 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 7 | | |
112 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 8, □ + 9 | | |
113 | Таблица сложения | | |
114 | Таблица сложения | | |
115 | Странички для любознательных | | |
116 | Что узнали. Чему научились | | |
117 | Общий прием вычитания с переходом через десяток | | |
118 | Вычитание вида 11 – □. | | |
119 | Вычитание вида 12 – □ | | |
120 | Вычитание вида 13 – □ | | |
121 | Вычитание вида 14 – □ | | |
122 | Вычитание вида 15 – □ | | |
123 | Вычитание вида 16 – □ | | |
124 | Вычитание вида 17 – □, 18 – □ | | |
125 | Закрепление изученного | | |
126 | Контрольная работа | | |
127 | Странички для любознательных | | |
128 | Что узнали. Чему научились | | |
| Итоговое повторение (4 ч) |
129 | Наши проекты | | |
130 | Закрепление изученного | | |
131 | Что узнали, чему научились в 1 классе | | |
132 | Что узнали, чему научились 1 классе | | |
Итого | | 132 | |
Учебно-методическое обеспечение
1. Моро М.И. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4классы. Математика. Москва «Просвещение» 2011г.
2. Моро М.И, Волкова С.И., Степанова С.В. Учебник с приложением на электронном носителе. Математика. 1класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
3. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь.1класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.
4. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 1класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч.
Ч. 1. М.: Просвещение, 2010. – 400с.
6. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 1
класс, - М.: ВАКО, 2014. – 464с.
7. Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 1 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 96с.
10