СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике. 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике. 1 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

городского округа Реутов

Московской области





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №5»

____________И.К.Евдокимова

«_____» ________2021 г.










Рабочая программа учителя Костюченко Н.А.

по математике, 1-В класс


(базовый уровень)


























2021-2022 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 класса составлена учителем начальных классов Костюченко Натальей Августовной на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Рабочая программа учебного предмета «Математика» на уровень начального общего образования МБОУ СОШ №5 г. Реутова.

2. Календарный учебный график школы на 2021/2022 учебный год.

Цель: формирование обогащенных математических знаний и умений на основе использования широкой интеграции математики с другими областями знания и культуры.

Задачи:

  1. Обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);

  2. Формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;

  3. Развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;

  4. Формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.

Место курса в учебном плане

На учебный предмет «Математика» в 1 классе отводится 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебных недели).



Характеристика 1-В класса


В классе 29 учеников, 12 мальчиков и 17 девочек. Уровень подготовки обучающихся позволяет начать освоение программы и не требует корректировки в содержании.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к учёбе в школе, к предмету «Математика»;

  • представление о причинах успеха в учёбе;

  • общее представление о моральных нормах поведения;

  • осознание сути новой социальной роли — ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;

  • элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • положительного отношения к школе;

  • первоначального представления о знании и незнании;

  • понимания значения математики в жизни человека;

  • первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;

  • первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

  • понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

  • бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и др.


Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Обучающийся научится:

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • адекватно воспринимать предложения учителя;

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;

  • составлять план действий для решения несложных учебных задач;

  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

  • осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

  • в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

  • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами,

  • выделять из темы урока известные знания и умения,

  • определять круг неизвестного по изучаемой теме;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в информационном материале учебника,

  • осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;

  • использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;

  • читать простое схематическое изображение;

  • понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2–5 знаков или символов, 1–2 операций);

  • на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;

  • проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);

  • выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);

  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

  • под руководством учителя проводить аналогию;

  • понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

  • строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока или по рассматриваемому вопросу;

  • осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения);

  • строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

  • выделять существенные признаки объектов;

  • под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

  • понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;

  • воспринимать различные точки зрения,

  • понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;

  • контролировать свои действия в классе;

  • слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

  • наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;

  • формулировать свою точку зрения;

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

  • совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта.


Предметные результаты

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Обучающийся научится:

  • различать понятия «число» и «цифра»;

  • читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр;

  • понимать отношения между числами («больше», «меньше», «равно»);

  • сравнивать изученные числа с помощью знаков «больше» («»), «меньше» («

  • упорядочивать натуральные числа и число нуль в соответствии с указанным порядком;

  • понимать десятичный состав чисел от 11 до 20;

  • понимать и использовать термины: предыдущее и последующее число;

  • различать единицы величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр, практически измерять длину.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • практически измерять величины: массу, вместимость.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Обучающийся научится:

  • понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;

  • складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;

  • складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания; применять таблицу сложения в пределах 20;

  • выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;

  • вычислять значение числового выражения в одно-два действия на сложение и вычитание (без скобок).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;

  • применять переместительное свойство сложения;

  • понимать взаимосвязь сложения и вычитания;

  • сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;

  • выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и вычислять его значение;

  • составлять выражения в одно-два действия по описанию в задании.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Обучающийся научится:

  • восстанавливать сюжет по серии рисунков;

  • составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ;

  • изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка;

  • различать математический рассказ и задачу;

  • выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на...», «меньше на...»;

  • составлять задачу по рисунку, схеме;

  • понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом;

  • различать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;

  • решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы;

  • соотносить содержание задачи и схему к ней; составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу;

  • составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению;

  • рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Обучающийся научится:

  • понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.);

  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат;

  • изображать точки, прямые, кривые, отрезки;

  • обозначать знакомые геометрические фигуры буквами русского алфавита;

  • чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная;

  • распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии;

  • изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Обучающийся научится:

  • определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;

  • применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) — и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;

  • выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Обучающийся научится:

  • получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;

  • дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью;

  • изменять объект в соответствии с закономерностью, указанной в схеме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • читать простейшие готовые схемы, таблицы.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СРАВНЕНИЕ И СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ (12 ч)

      Признаки отличия, сходства предметов. Сравнение предметов по форме, размерам и другим признакам: одинаковые — разные; большой — маленький, больше — меньше, одинакового размера; высокий — низкий, выше — ниже, одинаковой высоты; широкий — узкий, шире — уже, одинаковой ширины; толстый — тонкий, толще — тоньше, одинаковой толщины; длинный — короткий, длиннее — короче, одинаковой длины. Форма плоских геометрических фигур: треугольная, квадратная, прямоугольная, круглая. Распознавание фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
      Выполнение упражнений на поиск закономерностей.
      Расположение предметов в пространстве: вверху — внизу, выше — ниже, слева — справа, левее — правее, под, у, над, перед, за, между, близко — далеко, ближе — дальше, впереди — позади. Расположение предметов по величине в порядке увеличения (уменьшения).
      Направление движения: вверх — вниз, вправо — влево. Упражнения на составление маршрутов движения и кодирование маршрутов по заданному описанию. Чтение маршрутов.
      Как отвечать на вопрос «Сколько?». Счет предметов в пределах 10: прямой и обратный. Количественные числительные: один, два, три и т. д.

Распределение событий по времени: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
      Упорядочивание предметов. Знакомство с порядковыми числительными: первый, второй... Порядковый счет.

МНОЖЕСТВА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ (9 ч)

      Множество. Элемент множества. Части множества. Разбиение множества предметов на группы в соответствии с указанными признаками. Равные множества.
      Сравнение численностей множеств. Сравнение численностей двух-трех множеств предметов: больше — меньше, столько же (поровну). Что значит столько же? Два способа уравнивания численностей множеств. Разностное сравнение численностей множеств: На сколько больше? На сколько меньше? Точки и линии. Имя точки. Внутри. Вне. Между.
      Подготовка к письму цифр.

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. Число 0
Нумерация (24 ч)

Название, образование, запись и последовательность чисел от 1 до 10. Отношения между числами (больше, меньше, равно). Знаки «», «

 Число 0 как характеристика пустого множества.

Действия сложения и вычитания. Знаки «+» и «–». Сумма. Разность.

Стоимость. Денежные единицы. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., их набор и размен.

Прямая. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии. Треугольник, его вершины и стороны.

Прямоугольник, квадрат.

Длина отрезка. Измерение длины отрезка различными мерками. Единица длины: сантиметр.

Обозначения геометрических фигур: прямой, отрезка, треугольника, четырехугольника.

Сложение и вычитание (59 ч)

      Числовой отрезок. Решение примеров на сложение и вычитание с помощью числового отрезка. Примеры в несколько действий без скобок. Игры с использованием числового отрезка. 

Способы прибавления (вычитания) чисел 1, 2, 3, 4 и 5.

Задача. Состав задачи. Решение текстовых задач в 1 действие на нахождение суммы, на нахождение остатка, на разностное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

 Сложение и вычитание отрезков.

Слагаемые и сумма. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. Прибавление 6, 7, 8 и 9.

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Нахождение неизвестного слагаемого. Вычитание 6, 7, 8 и 9. Таблица сложения в пределах 10. Задачи в 2 действия.  Масса. Измерение массы предметов с помощью весов. Единица массы: килограмм. Вместимость. Единица вместимости: литр.

ЧИСЛА ОТ 11 ДО 20
Нумерация (2 ч)

      Числа от 11 до 20. Название, образование и запись чисел от 11 до 20.
      Десятичный состав чисел от 11 до 20. Отношение порядка между числами второго десятка.

Сложение и вычитание (26 ч)

      Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Правила нахождения неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Таблица сложения до 20.
      Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Вычитание с переходом через десяток. Вычитание двузначных чисел.

 Решение составных задач в 2 действия.

 Единица длины: дециметр. Сложение и вычитание величин.





Тематическое планирование

(Математика. 1 класс)


Название разделов и тем

Количество часов


1

Сравнение и счёт предметов

12 ч

2

Множества и действия над ними

9 ч


3

Числа от 1 до 10. Число 0 (Нумерация)

24 ч


4

Числа от 1 до 10. Число 0 (Сложение и вычитание)

59 ч

5

Числа от 11 до 20 (Нумерация)

2 ч

6

Числа от 11 до 20. (Сложение и вычитание)

26 ч


Итого

132 ч.


Оценка предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Измерители качества выполнения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • устные ответы обучающихся,

  • письменные работы,

  • контрольные работы,

  • административные контрольные работы,

  • комплексная оценка результатов обучения, включающая сформированность УУД,

  • портфель достижений (накопительная оценка, полученная в ходе текущей и промежуточной аттестации).









Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

(Математика. 1 класс)

п/п

Тема урока

План. дата

Факт. дата

Примечание

Форма предметов.

01.09-03.09



Величина предметов.




Расположение предметов.




Количественный счёт предметов.




Порядковый счёт предметов.

06.09-10.09



Сравнение предметов.




Расположение предметов по размеру.




Сравнение групп предметов.




Расположение по времени.

13.09-17.09



Сравнение предметов. На сколько больше? На сколько меньше?




Сравнение предметов. На сколько больше? На сколько меньше?




Повторение и самоконтроль.




Множество. Элемент множества.

20.09-24.09



Части множества.




Части множества.




Равные множества.




Равные множества.

27.09-01.10



Точки и линии.




Расположение множеств внутри, вне, между.




Расположение множеств внутри, вне, между.




Повторение и самоконтроль.

11.10-15.10



Число 1. Цифра 1.




Число 2. Цифра 2.




Прямая. Обозначение прямой.




Составление математических рассказов. Подготовка к введению понятия «задача»

18.10-22.10



Знаки математических действий.




Отрезок. Обозначение отрезка.




Число 3. Цифра 3.




Треугольник. Обозначение треугольника.

25.10-29.10



Число 4. Цифра 4.




Четырёхугольник. Обозначение четырёхугольника




Сравнение чисел.




Число 5. Цифра 5.

01.11-05.11



Число 6. Цифра 6.




Замкнутые и незамкнутые линии.




Повторение и самоконтроль.




Сложение.

08.11-12.11



Вычитание.




Число 7. Цифра 7.




Длина отрезка.




Число 0. Цифра 0.

22.11-26.11



Число 8. Цифра 8.




Число 9. Цифра 9.




Число 10.




Повторение и самоконтроль.

29.11-03.12



Числовой отрезок.




Сложение и вычитание числа 1.




Освоение приёма вида □ + 1; □ – 1.




Решение примеров в несколько действий.

06.12-10.12



Сложение и вычитание числа 2.




Освоение приёма вида □ + 2; □ – 2.




Введение понятия: задача.




Сложение и вычитание числа 3.

13.12-17.12



Освоение приёма вида □ + 3; □ – 3.




Сантиметр.




Сложение и вычитание числа 4.




Освоение приёма вида □ + 4; □ – 4.

20.12-24.12



Практическое освоение понятия: столько же….





Столько же и ещё…Столько же, но без…




Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.




Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

27.12-30.12



Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.




Повторение и самоконтроль.




Повторение и самоконтроль.




Сложение и вычитание числа 5.

10.01-14.01



Освоение приёма вида □ + 5; □ – 5.




Освоение приёма вида □ + 5; □ – 5.




Освоение приёма вида □ + 5; □ – 5.




Задачи на разностное сравнение.

17.01-21.01



Задачи на разностное сравнение.




Введение понятия: масса.




Введение понятия: масса.




Сложение и вычитание отрезков.

24.01-28.01



Сложение и вычитание отрезков.




Слагаемые. Сумма.




Слагаемые. Сумма.




Переместительное свойство сложения.

31.01-04.02



Решение текстовых задач на нахождение суммы.




Решение текстовых задач разных типов.




Сложение чисел 6,7,8,9.




Освоение приёмов вида □ + 6; □ + 7; □ + 8; □ + 9.

07.02-11.02



Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.




Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.




Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.




Повторение и самоконтроль.

14.02-18.02



Задачи с несколькими вопросами.




Задачи с несколькими вопросами.




Задачи в два действия.




Задачи в два действия.

28.02-04.03



Литр.




Нахождение неизвестного слагаемого.




Вычитание чисел 6,7,8,9.




Освоение приёмов вида □ - 6; □ - 7; □ - 8; □ – 9.

07.03-11.03



Освоение приёмов вида □ - 6; □ - 7; □ - 8; □ – 9.




Освоение таблицы сложения.




Таблица сложения.




Повторение и самоконтроль.

14.03-18.03



Повторение и самоконтроль.




Повторение и самоконтроль.




Повторение и самоконтроль.




Повторение и самоконтроль.

21.03-25.03



Повторение и самоконтроль.




Повторение и самоконтроль.




Повторение и самоконтроль.




Образование чисел второго десятка.

28.03-01.04



Двузначные числа от 10 до 20.




Сложение и вычитание вида 10+2, 12-10, 12-2.




Сложение и вычитание вида 10+2, 12-10, 12-2.




Дециметр.

11.04-15.04



Дециметр.




Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.




Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.




Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.

18.04-22.04



Повторение и самоконтроль.




Повторение и самоконтроль.




Сложение с переходом через десяток.




Сложение с переходом через десяток.

25.04-29.04



Сложение с переходом через десяток.




Сложение с переходом через десяток.




Сложение с переходом через десяток.




Сложение с переходом через десяток.

02.05-06.05



Сложение с переходом через десяток.




Таблица сложения до 20.




Вычитание с переходом через десяток.




Вычитание с переходом через десяток.

09.05-13.05



Вычитание двузначных чисел.




Вычитание двузначных чисел.




Повторение и самоконтроль.




Повторение и самоконтроль.

16.05-20.05



Повторение.




Повторение.




Повторение.