Планируемые результаты освоения учебной программы.
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20
- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20
- Записывать и сравнивать числа в пределах 20
- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок)
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и
- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной
- Строить отрезок заданной длины
- Вычислять длину ломаной.
Содержание учебного предмета. (132 часа)
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (8 ч)
Роль математики в жизни людей и общества.
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов.
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на … »
Пространственные и временные представления.
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше – ниже, слева – справа, левее – правее, сверху – снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
ЧИСЛА ОТ 1 до 10. ЧИСЛО 0
Нумерация (26 ч)
Цифры и числа 1–5.
Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=». Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник.
Знаки «», «
Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.
Цифры и числа 6 – 9. Число 0. Число 10.
Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.
Единица длины – сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.
Понятия «увеличить на … , уменьшить на … ».
Сложение и вычитание (57 ч)
Сложение и вычитание вида □ ± 1, □ ± 2.
Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2.
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание вида □ ± 3.
Приёмы вычислений.
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
Сложение и вычитание вида □ ± 4.
Решение задач на разностное сравнение чисел.
Переместительное свойство сложения.
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.
Связь между суммой и слагаемыми.
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей. Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач.
Единица массы – килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием. Единица вместимости литр.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20 (14 ч)
Нумерация
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.
Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения.
Сложение и вычитание (23 ч)
Табличное сложение.
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения.
Табличное вычитание.
Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:
1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);
2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми.
Решение текстовых задач.
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». (4 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Контроль | Дата |
план | факт |
| ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (8 ч) | | | |
| Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества | Текущий | | |
| Счет предметов | Текущий | | |
| Вверху. Внизу. Слева. Справа | Текущий | | |
| Раньше. Позже. Сначала. Потом | Текущий | | |
| Столько же. Больше. Меньше | Текущий | | |
| На сколько больше? На сколько меньше? | Текущий | | |
| На сколько больше? На сколько меньше? | Текущий | | |
| Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел» | Фронтальный, | | |
| ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ (26 ч) | | | |
| Много. Один | Текущий | | |
| Число и цифра 2 | Текущий | | |
| Число и цифра 3 | Текущий | | |
| Знаки +, —, = | Текущий | | |
| Число и цифра 4 | Текущий | | |
| Длиннее, короче | Текущий | | |
| Число и цифра 5 | Текущий | | |
| Числа от 1 до 5. Состав числа 5 | Текущий | | |
| Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч | Текущий | | |
| Ломаная линия | Текущий | | |
| Закрепление изученного | Текущий | | |
| Знаки , | Текущий | | |
| Равенство. Неравенство | Текущий | | |
| Многоугольник | Текущий | | |
| Числа 6 и 7. Письмо цифры 6 | Текущий | | |
| Числа 6 и 7. Письмо цифры 7 | Текущий | | |
| Числа 8 и 9. Письмо цифры 8 | Текущий | | |
| Числа 8 и 9. Письмо цифры 9 | Текущий | | |
| Число 10 | Текущий | | |
| Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10» | Фронтальный, индивидуальные карточки | | |
| Наши проекты | Текущий | | |
| Сантиметр | Текущий | | |
| Увеличить на... Уменьшить на... | Текущий | | |
| Число 0 | Текущий | | |
| Сложение и вычитание с числом 0 | Текущий | | |
| Что узнали. Чему научились | Фронтальный, индивидуальные карточки | | |
| ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (57 ч) | | | |
| Защита проектов | проект | | |
| Сложение и вычитание вида + 1, — 1 | Текущий | | |
| Сложение и вычитание вида + 1 + 1, — 1 — 1 | Текущий | | |
| Сложение и вычитание вида + 2, — 2 | Текущий | | |
| Слагаемые. Сумма | Текущий | | |
| Задача | Текущий | | |
| Составление задач по рисунку | Текущий | | |
| Таблицы сложения и вычитания с числом 2 | Текущий | | |
| Присчитывание и отсчитывание по 2 | Текущий | | |
| Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц | Текущий | | |
| Что узнали. Чему научились | Текущий | | |
| Странички для любознательных | Текущий | | |
| Сложение и вычитание вида+ 3, — 3 | Текущий | | |
| Прибавление и вычитание числа 3 | Текущий | | |
| Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков | Текущий | | |
| Таблицы сложения и вычитания с числом 3 | Текущий | | |
| Присчитывание и отсчитывание по 3 | Текущий | | |
| Решение задач | Текущий | | |
| Текущий | | |
| Что узнали. Чему научились | Фронтальный, самостоятельная работа | | |
| Текущий | | |
| Закрепление изученного | Фронтальный, индивидуальная работа | | |
| Текущий | | |
| Проверочная работа за 1 полугодие | Проверочная работа | | |
| Закрепление изученного | Фронтальный | | |
| Фронтальный | | |
| Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8,9 | Текущий | | |
| Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | Текущий | | |
| Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | Текущий | | |
| Сложение и вычитание вида □ + 4, □ — 4 | Текущий | | |
| Закрепление изученного | Фронтальный опрос | | |
| На сколько больше? На сколько меньше? | Текущий | | |
| Решение задач | Текущий | | |
| Таблицы сложения и вычитания с числом 4 | Текущий | | |
| Решение задач | Текущий | | |
| Перестановка слагаемых | Текущий | | |
| Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6, 7, 8, 9 | Текущий | | |
| Таблицы для случаев вида □ + 5, 6, 7, 8, 9 | Текущий | | |
| Состав чисел в пределах 10. Закрепление | Текущий | | |
| Текущий | | |
| Закрепление изученного. Решение задач | Текущий | | |
| Что узнали. Чему научились | Фронтальный опрос, индивидуальные карточки | | |
| Закрепление изученного. Проверка знаний | тест | | |
| Связь между суммой и слагаемыми | Текущий | | |
| Текущий | | |
| Решение задач | Текущий | | |
| Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность | Текущий | | |
| Вычитание вида 6 — , 7 — | Текущий | | |
| Закрепление приема вычислений вида 6 — , 7 — . Решение задач | Текущий | | |
| Вычитание вида 8 — 9 - □ | Текущий | | |
| Закрепление приема вычислений вида 8-, 9-. Решение задач | Текущий | | |
| Вычитание вида 10 — □ | Текущий | | |
| Закрепление изученного. Решение задач | Текущий | | |
| Килограмм | Текущий | | |
| Литр | Текущий | | |
| Что узнали. Чему научились | Текущий | | |
| Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» | тест | | |
| ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ (14 ч) | | | |
| Названия и последовательность чисел от 11 до 20 | Текущий | | |
| Образование чисел второго десятка | Текущий | | |
| Запись и чтение чисел второго десятка | Текущий | | |
| Дециметр | Текущий | | |
| Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 — 7, 17-10 | Текущий | | |
| Текущий | | |
| Странички для любознательных | Фронтальный | | |
| Что узнали. Чему научились | Текущий | | |
| Проверочная работа по теме «Нумерация» | тест | | |
| Закрепление изученного. Работа над ошибками | Текущий | | |
| Повторение. Подготовка к решению задач в два действия | Текущий | | |
| Текущий | | |
| Составная задача | Текущий | | |
| Текущий | | |
| ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (23 ч) | | | |
| Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток | Текущий | | |
| Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 2, □ + 3 | Текущий | | |
| Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 4 | Текущий | | |
| Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 5 | Текущий | | |
| Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 6 | Текущий | | |
| Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +7 | Текущий | | |
| Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 8. + 9 | Текущий | | |
| Таблица сложения | Текущий | | |
| Текущий | | |
| Странички для любознательных | Фронтальный | | |
| Что узнали. Чему научились | Текущий | | |
| Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток | Текущий | | |
| Вычитание вида 11 — | Текущий | | |
| Вычитание вида 12 — | Текущий | | |
| Вычитание вида 13 — | Текущий | | |
| Вычитание вида 14 — | Текущий | | |
| Вычитание вида 15 — | Текущий | | |
| Вычитание вида 16 — □ | Текущий | | |
| Вычитание вида 17 —, 18 — | Текущий | | |
| Закрепление изученного | Текущий | | |
| Странички для любознательных | Фронтальный опрос | | |
| Что узнали. Чему научились | Фронтальный опрос, индивидуальные карточки | | |
| Наши проекты | проект | | |
| ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (4 ч) | | | |
| Контрольная работа | Контрольная работа | | |
| Закрепление изученного | Текущий | | |
| Что узнали, чему научились в 1 классе? | Фронтальный опрос, | | |
| Текущий | | |