Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/О.В. Пантелеева/ «___» __________2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «___» ________2017г. № _ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
1 класс
Бурлаевой Анны Юрьевны, вторая категория
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № ___ «___» ________2017г.
Руководитель ШМО _________/И.Г. Пороховая/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № ___ «___» ________2017г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № ___ «___» ________2017г.
с. Пригорское,
2017/2018 учебный год
Рабочая программа по математике разработана для 1 класса общеобразовательного учреждения.
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);
- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.
Рабочая программа по математике для 1 класса ориентирована на использование УМК, в который входят:
- Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы :пособие для учителей общеобразовательных учреждений /[ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. – М.: Просвещение, 2011.;
- Математика. 1 класс. В 2 ч. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. М.: Просвещение, 2017.
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика».
Математика изучается в 1 классе на уровне начального общего образования за счет часов обязательной части (3ч.) и части, формируемой участниками образовательного процесса (1ч.) учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.
Рабочая программа по математике для 1 класса рассчитана на 132 ч. в год, 4 ч. в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год).
Срок реализации настоящей программы один год.
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения , соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты освоения образовательной программы:
У ученика будут сформированы:
• начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
• начальные представления о математических способах познания мира;
• начальные представления о целостности окружающего мира;
• понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
• проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»;
• освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
• понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных знаний и упражнений);
• приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Ученик получит возможность для формирования:
• основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, к учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к учебному предмету «Математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
• учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
• способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы:
РегулятивныеУУД.
Ученик научится:
• понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
• понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
• принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
• выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
• осознавать результат учебных действий, описывать результаты учебных действий, используя математическую терминологию:
• осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действия для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке ( с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД.
Ученик научится:
• понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, различать существенные и несущественные признаки;
• определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
• выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
• находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
• выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
• находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
• устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), и на построенных моделях;
• применять полученные знания в измененных условиях;
• объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
• выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
• систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные УУД.
Ученик научится:
• задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
• воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
• уважительно вести диалог с товарищем;
• принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
• понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательные отношения к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь.
Ученик получит возможность научиться:
• применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
• слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• аргументированно выражать свое мнение;
• совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
• оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты освоения образовательной программы:
Числа и величины.
Ученик научится:
• считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
• читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения, термины равенство и неравенство) и упорядочивать числа в пределах 20;
• объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц и что обозначает каждая цифра в записи;
• выполнять действия нумерационного характера: 15+1, 18-1, 10+6, 12-10, 14-4;
• распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу, устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20), и продолжать ее;
• выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
• читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1дм = 10см.
Ученик получит возможность научиться:
• вести счет десятками;
• обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, больше 20.
Арифметические действия, сложение и вычитание.
Ученик научится:
• понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
• выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
• выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
• объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Ученик получит возможность научиться:
• выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
• называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
• проверять и исправлять выполненные действия.
Работа с текстовыми задачами.
Ученик научится:
• решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
• составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
• отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
• устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
• составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.
Ученик получит возможность научиться:
• составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
• находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
• отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
• решать задачи в 2 действия;
• проверять и исправлять неверное решение задачи.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры.
Ученик научится:
• понимать смысл сов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
• описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа, левее, правее; вверху, внизу, выше, ниже; перед, за, между и др.;
• находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д.), круга;
• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
• находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Ученик получит возможность научиться:
• выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами).
Геометрические величины.
Ученик научится:
• измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;
• чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
• выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Ученик получит возможность научиться:
• соотносить и сравнивать величины (например, располагать в порядке убывания (возрастания) длины.
Работа с информацией.
Ученик научится:
• читать небольшие готовые таблицы;
• строить несложные цепочки логических рассуждений;
• определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Ученик получит возможность научиться:
• определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
• проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
Оценка планируемых результатов.
В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого — сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение на содержательно-оценочной основе.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых результатов к требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьниками продуктивных заданий в учебниках, рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать этими знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
Оценивание письменных работ (Методическое письмо Министерства общего и профессионально образования РФ от 19.11.1998 г. контроль и оценка результатов обучения в начальной школе).
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов:
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
о неверные вычисления в случае, когда щель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
наличие записи действий;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
Классификация ошибок и недочетов в письменных работах
Ошибки:
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания и используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначения величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
неверные вычисления в случае, когда цель задания - не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
наличие записи действий;
отсутствие ответа к заданию или ошибки к записи ответа.
грамматические ошибки, допущенные в работе не учитываются.
Итоговый письменный контроль
Уровень достижения планируемых результатов | Качество освоения программы |
Высокий | базовый 50 % - 100 % + повышенный 85 % - 100 % |
Повышенный | Базовый 50 % - 100% + повышенный 50 % - 84 % |
Базовый | 50% - 100 % |
Ниже базового | от 0 до 49 % |
II. Содержание учебного предмета
№ | Наименование раздела | Количество часов всего | Контрольные работы (контрольная работа, тест, проект,) |
1 | Подготовка к изучению чисел и действий с ними. Пространственные и временные представления . | 8ч. | |
2 | Числа от 1 до 10 и число О. | 84ч. | Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» |
Нумерация | 28ч. | |
Сложение и вычитание | 56 ч. | |
3 | Числа от 1 до 20 | 34ч. | Проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». |
Нумерация | 12ч. | |
Табличное сложение и вычитание | 22 ч. | |
4. | Итоговое повторение | 6ч. | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. |
Итого: | 132ч | 2; 1 |
Структура содержания учебного предмета «Математика» в 1 классе определена следующими тематическими разделами:
1.Числа и величины.
2. Арифметические действия.
3. Текстовые задачи.
4. Пространственные отношения.
5. Геометрические фигуры.
6. Геометрические величины.
7. Работа с информацией.
Подготовка к изучению чисел и действий с ними.
Пространственные и временные представления (8 ч)
Основная цель – расширить первичные знания о пространственных представлениях, о взаимном расположении предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между, рядом.
1.Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.
2.Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных).
3.Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных).
4.Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше».
5.Сравнение групп предметов. Отношения «больше (меньше) на…». Урок-игра.
6.Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (выше-ниже, слева-справа, левее-правее, сверху-снизу, между, за). Направления движения: вверх, вниз, налево, направо.
7.Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
8.Пр. р. «Счет и сравнение предметов. Пространственные и временные представления».
Наш проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». Работа проводится в течение всего полугодия.
Число от 1 до 10. Число 0.
Нумерация (28ч).
Цифры и числа 1-5 (9ч).
Основная цель - знакомство со способами образования чисел совершенствование вычислительных навыков, основанных на знании состава числа в пределах 10.
1.Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Урок-игра.
2.Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», « - », «=».
3.Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Урок-игра.
4.Точка. Кривая линия. Прямая линия.
5.Отрезок. Луч. Ломаная линия.
6.Многоугольники. Урок-путешествие.
7. Знаки «», «
8.Понятия «равенство», «неравенство».
9.Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.
Цифры и числа 6-9. Число 0. Число 10. (19ч).
1.Название, обозначение числа 2. Состав числа 2 из двух слагаемых. Сравнение чисел.
2.Название, обозначение числа 3. Состав числа 3 из двух слагаемых. Сравнение чисел.
3.Название, обозначение числа 4. Состав числа 4 из двух слагаемых. Сравнение чисел.
4.Название, обозначение числа 5. Состав числа 5 из двух слагаемых. Сравнение чисел.
5.Чтение, запись и сравнение изученных чисел.
6.Название, обозначение числа 6. Состав числа 6 из двух слагаемых. Сравнение чисел.
7.Название, обозначение числа 7. Состав числа 7 из двух слагаемых. Сравнение чисел.
8.Название, обозначение числа 8. Состав числа 8 из двух слагаемых. Сравнение чисел.
9.Название, обозначение числа 9. Состав числа 9 из двух слагаемых. Сравнение чисел.
10. Название, обозначение числа 10. Состав числа 10 из двух слагаемых. Сравнение чисел.
11. Чтение, запись и сравнение изученных чисел. Урок-игра.
12. Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.
13. Вычерчивание отрезков заданной длины. Урок-игра.
14. Понятия «увеличить на …, уменьшить на…»
15. Понятия «увеличить на …, уменьшить на…»
16. «Странички для любознательных». Определение закономерностей построения таблиц. Урок-игра.
17. «Странички для любознательных». Задания с высказываниями, содержащими логические связки «все », «если…, то…».
18. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
19. Пр. р. «Цифры и числа 1-10».
Сложение и вычитание вида …+_ 1, …+_ 2. (16ч.)
1.Конкретный смысл и название действия сложения и вычитания..
2. Название чисел при сложении (слагаемое, сумма).
3. Чтение и запись равенств, используя математические термины.
4. Сложение и вычитание вида …+1, …- 1.
5. Присчитывание и отсчитывание по 1.
6. Сложение и вычитание вида …+2, …- 2.
7. Присчитывание и отсчитывание по 2.
8.Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи.
9. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание.
10. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
11. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.
12. Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.
13. Решение задач на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц.
14. Повторение пройденного: «Сложение и вычитание вида …+_ 1, +_2.»
15. Повторение пройденного: «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц».
16. Повторение пройденного: «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц».
Сложение и вычитание вида +_3.(12ч.)
1. Приемы вычислений +_3.
2. Приемы вычислений +_3.
3. Присчитывание и отсчитывание по 3.
4. Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
5. Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
6. «Странички для любознательных». Классификация объектов по заданному условию.
7. «Странички для любознательных». Задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если …, то…».
8. «Странички для любознательных». Логические задачи.
9. «Странички для любознательных». Логические задачи.
10. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
11. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
12. Пр.р. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.
Повторение пройденного: вычисления вида …+_1, …+_2, …+_3;
решение текстовых задач (3ч).
Наш проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
1. Повторение пройденного: вычисления вида …+_1, …+_2, …+_3.
2. Решение текстовых задач.
3. Решение текстовых задач.
Сложение и вычитание вида …+_4 (4ч).
1. Приемы вычислений +_4.
2. Приемы вычислений +_4.
3. Присчитывание и отсчитывание по 4.
4.Сложение и вычитание вида …+_4. Решение задач на разностное сравнение
Переместительное свойство сложения (8ч).
1.Применение переместительного свойства сложения для случаев вида …+5, +6.
2. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида …+7.
3. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида …+8.
4. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида …+9.
5. Переместительное свойство сложения.
6. Переместительное свойство сложения.
7. «Странички для любознательных». Построение геометрических фигур по заданным условиям. Логические задачи.
8. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Связь между суммой и слагаемыми (14ч).
1. Название чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность).
2. Использование терминов: вычитаемое, уменьшаемое, разность при чтении записей.
3. Вычитание в случае вида: 6 - ….
4. Вычитание в случае вида: 7 - ….
5. Вычитание в случае вида: 8 - ….
6. Вычитание в случае вида: 9 - ….
7. Вычитание в случае вида: 10 - ….
8. Состав чисел 6,7,8,9,10.
9. Обобщение изученного. «Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания».
10. Подготовка к решению задач в 2 действия – решение цепочки задач.
11.Единица массы килограмм. Определение массы предметов с помощью весов, взвешиванием.
12.Единица вместимости литр.
13. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
14. Пр. р. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.
Числа от 1 до 20.
Основная цель – названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Нумерация (10ч). 12
1.Числа от 1 до 20. Название и последовательность чисел.
2. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.
3. Запись и чтение чисел второго десятка.
4.Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.
5.Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации: 10+7, 17 – 7, 17 – 10.
6. Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи. Запись решения задачи.
7-9. Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи. Запись решения задачи.
10. «Странички для любознательных». Сравнение массы, длины объектов; построение геометрических фигур по заданным условиям; простейшие задачи комбинаторного характера.
11. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
12. Пр. р. по теме « Нумерация».
Сложение и вычитание (продолжение) (20ч). 22
Табличное сложение (9). 11
1.Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Случай сложения вида …+2.
2.Случай сложения вида …+3. Случай сложения вида …+4.
3.Случай сложения вида …+5.
4.Случай сложения вида …+6.
5.Случай сложения вида …+7.
6.Случай сложения вида …+8.
7.Случай сложения вида …+9.
8.Состав чисел второго десятка.
9.Таблица сложения.
10. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
«Странички для любознательных» -- задания творческого и поискового характера.
Табличное вычитание (10ч).
1. Общие приемы вычитания с переходом через десяток.
2.Приемы вычитания по частям. (15 – 7= 15-5-2).
3. Приемы вычитания по частям. (15 – 7= 15-5-2).
4. Приемы вычитания по частям. (15 – 7= 15-5-2).
5. Приём вычитания, который основывается на знании состава числа.
6. Приём вычитания, который основывается на знании состава числа
7. Приём вычитания, который основывается на знании связи между суммой и слагаемыми.
8. Приём вычитания, который основывается на знании связи между суммой и слагаемыми.
9.Решение текстовых задач. «Странички для любознательных». Логические задачи. Задачи с недостающими данными.
10. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
11.Пр. р. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.
Итоговое повторение
«Что узнали, чему научились в 1 классе» (5ч)
Основная цель – повторение и обобщение изученного.
1.Повторение пройденного. «Сложение и вычитание от 1 до 20». Связь между суммой и слагаемым. Переместительное свойство сложения.
2.Единица длины. Точка. Кривая и прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольники.
3. Единица массы. Единица вместимости.
4 Решение текстовых задач.
5. Решение текстовых задач.
Проверка знаний (1ч)
Промежуточная аттестация. Контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование
по математике в 1 классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 132 ч.
По 4 часа в неделю. Всего учебных недель 33.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов; III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Количество контрольных работ – 1.
Количество проверочных работ – 5.
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения занятия |
План | Факт |
-
| Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. | | |
-
| Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). | | |
-
| Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). | | |
-
| Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». | | |
-
| Сравнение групп предметов. Отношения «больше (меньше) на…». Урок-игра. | | |
-
| Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (выше-ниже, слева-справа, левее-правее, сверху-снизу, между, за). Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. Урок-экскурсия. | | |
-
| Временные представления: раньше, позже, сначала, потом. | | |
-
| Пр. р. «Счет и сравнение предметов. Пространственные и временные представления» | | |
-
| Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Урок-игра. | | |
-
| Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», « - », «=». | | |
-
| Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Урок-игра. | | |
-
| Точка. Кривая линия. Прямая линия. | | |
-
| Отрезок. Луч. Ломаная линия. | | |
-
| Многоугольники. Урок-путешествие. | | |
-
| Знаки «», « | | |
-
| Понятия «равенство», «неравенство». | | |
-
| Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых. | | |
-
| Название, обозначение числа 2. Состав числа 2 из двух слагаемых. Сравнение чисел. | | |
-
| Название, обозначение числа 3. Состав числа 3 из двух слагаемых. Сравнение чисел. | | |
-
| Название, обозначение числа 4. Состав числа 4 из двух слагаемых. Сравнение чисел. | | |
-
| Название, обозначение числа 5. Состав числа 5 из двух слагаемых. Сравнение чисел. | | |
-
| Чтение, запись и сравнение изученных чисел. | | |
-
| Название, обозначение числа 6. Состав числа 6 из двух слагаемых. Сравнение чисел. | | |
-
| Название, обозначение числа 7. Состав числа 7 из двух слагаемых. Сравнение чисел. | | |
-
| Название, обозначение числа 8. Состав числа 8 из двух слагаемых. Сравнение чисел. | | |
-
| Название, обозначение числа 9. Состав числа 9 из двух слагаемых. Сравнение чисел. | | |
-
| Название, обозначение числа 10. Состав числа 10 из двух слагаемых. Сравнение чисел. | | |
-
| Чтение, запись и сравнение изученных чисел. Урок-игра. | | |
-
| Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. | | |
-
| Вычерчивание отрезков заданной длины. Урок-игра. | | |
-
| Понятия «увеличить на …, уменьшить на…» | | |
-
| Понятия «увеличить на …, уменьшить на…» | | |
-
| «Странички для любознательных». Определение закономерностей построения таблиц. Урок-игра. | | |
-
| «Странички для любознательных». Задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…». | | |
-
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | |
-
| Пр. р. «Цифры и числа 1-10». | | |
-
| Конкретный смысл и название действия сложения и вычитания.. | | |
-
| Название чисел при сложении (слагаемое, сумма). | | |
-
| Чтение и запись равенств, используя математические термины. | | |
-
| Сложение и вычитание вида …+1, …- 1. | | |
-
| Присчитывание и отсчитывание по 1. | | |
-
| Сложение и вычитание вида …+2, …- 2. | | |
-
| Присчитывание и отсчитывание по 2. | | |
-
| Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. | | |
-
| Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. | | |
-
| Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению. | | |
-
| Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. | | |
-
| Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц. | | |
-
| Решение задач на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц. | | |
-
| Повторение пройденного: «Сложение и вычитание вида …+_ 1, +_2.» | | |
-
| Повторение пройденного: «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц». | | |
-
| Повторение пройденного: «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц». | | |
-
| Приемы вычислений +_3. | | |
-
| Приемы вычислений +_3. | | |
-
| Присчитывание и отсчитывание по 3. | | |
-
| Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач. | | |
-
| Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач. | | |
-
| «Странички для любознательных». Классификация объектов по заданному условию. | | |
-
| «Странички для любознательных». Задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если …, то…». | | |
-
| «Странички для любознательных». Логические задачи. | | |
-
| «Странички для любознательных». Логические задачи. | | |
-
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | | |
-
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | | |
-
| Пр. р. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. | | |
-
| Повторение пройденного: вычисления вида …+_1, …+_2, …+_3. | | |
-
| Решение текстовых задач | | |
-
| Решение текстовых задач | | |
-
| Приемы вычислений +_4. | | |
-
| Приемы вычислений +_4. | | |
-
| Присчитывание и отсчитывание по 4. | | |
-
| Сложение и вычитание вида …+_4. Решение задач на разностное сравнение | | |
-
| Применение переместительного свойства сложения для случаев вида …+5, +6. | | |
-
| Применение переместительного свойства сложения для случаев вида …+7. | | |
-
| Применение переместительного свойства сложения для случаев вида …+8. | | |
-
| Применение переместительного свойства сложения для случаев вида …+9. | | |
-
| Переместительное свойство сложения. | | |
-
| Переместительное свойство сложения. | | |
-
| «Странички для любознательных». Построение геометрических фигур по заданным условиям. Логические задачи. | | |
-
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | |
-
| Название чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). | | |
-
| Использование терминов: вычитаемое, уменьшаемое, разность при чтении записей. | | |
-
| Вычитание в случае вида: 6 - …. | | |
-
| Вычитание в случае вида: 7 - …. | | |
-
| Вычитание в случае вида: 8 - …. | | |
-
| Вычитание в случае вида: 9 - …. | | |
-
| Вычитание в случае вида: 10 - …. | | |
-
| Состав чисел 6,7,8,9,10. | | |
-
| Обобщение изученного. «Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания». | | |
-
| Подготовка к решению задач в 2 действия – решение цепочки задач. | | |
-
| Единица массы килограмм. Определение массы предметов с помощью весов, взвешиванием. | | |
-
| Единица вместимости литр. | | |
-
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | |
-
| Пр. р. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. | | |
-
| Числа от 1 до 20. Название и последовательность чисел. | | |
-
| Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. | | |
-
| Запись и чтение чисел второго десятка. | | |
-
| Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром. | | |
-
| Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации: 10+7, 17 – 7, 17 – 10. | | |
-
| Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи. Запись решения задачи. | | |
-
| Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи. Запись решения задачи. | | |
-
| «Странички для любознательных». Сравнение массы, длины объектов; построение геометрических фигур по заданным условиям; простейшие задачи комбинаторного характера. | | |
-
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | |
-
| Пр. р « Нумерация» | | |
104 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Случай сложения вида …+2. | | |
105 | Случай сложения вида …+3. Случай сложения вида …+4. | | |
106 | Случай сложения вида …+5. | | |
107 | Случай сложения вида …+6. | | |
108 | Случай сложения вида …+7. | | |
109 | Случай сложения вида …+8. | | |
110 | Случай сложения вида …+9. | | |
111 | Состав чисел второго десятка. | | |
112 | Таблица сложения. | | |
113 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | |
114 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | | |
115 | «Странички для любознательных» . | | |
116 | Общие приемы вычитания с переходом через десяток. | | |
117 | Приемы вычитания по частям. (15 – 7= 15-5-2). | | |
118 | Приемы вычитания по частям. (15 – 7= 15-5-2). | | |
119 | Приемы вычитания по частям. (15 – 7= 15-5-2). | | |
120 | Приём вычитания, который основывается на знании состава числа. | | |
121 | Приём вычитания, который основывается на знании состава числа | | |
122 | Приём вычитания, который основывается на знании связи между суммой и слагаемыми. | | |
123 | Приём вычитания, который основывается на знании связи между суммой и слагаемыми. | | |
124 | Решение текстовых задач. «Странички для любознательных» Логические задачи. Задачи с недостающими данными.. | | |
125 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | | |
126 | Пр. р. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов | | |
127 | Повторение пройденного. «Сложение и вычитание от 1 до 20». Связь между суммой и слагаемым. Переместительное свойство сложения. | | |
128 | Единица длины. Точка. Кривая и прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольники. | | |
129 | Единица массы. Единица вместимости. | | |
130 | Решение текстовых задач. | | |
131 | Решение текстовых задач. | | |
132 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | |
Литература
1. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы :пособие для учителей общеобразовательных учреждений /[ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. – М.: Просвещение, 2011.;
2.Математика. 1 класс. В 2 ч. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. М.: Просвещение, 2011.
Интернет - ресурсы ресурсы:
1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok
2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php
3. Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru
5. Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://www.nachalka.com.