Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение №16
г. Липецка
Рассмотрено:
на заседании МО учителей
начальных классов
от 30.08.2017г. протокол № 1
Руководитель МО
____________/ Золотухина Л.В./
Рабочая программа
_____________ по «Математике» ______________
(наименование учебного предмета)
____________________ 3-а класс________________________
составлена на основе Программы для
общеобразовательных учреждений
___________ на 2017-2018 учебный год_______________
(срок реализации программы)
Составила:
___________ Проскурина Э.Р.,11 лет.________________
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж)
г. Липецк
2017-2018 уч.г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У школьника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Школьник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неспешности учебной деятельности; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:
принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Школьник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Школьник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Школьник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Школьник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Школьник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования:
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практикоориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Числа и величины
Школьник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Школьник получит возможность научиться:
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Школьник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Школьник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и
Работа с текстовыми задачами
Школьник научится:
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Школьник получит возможность научиться:
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Школьник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Школьник получит возможность, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Школьник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Школьник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Школьник научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Школьник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
В том числе в 3 классе:
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 3-м классе является формирование следующих умений:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах
2. Содержание учебного предмета
Числа и величины.
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия.
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь;
объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева— справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
В том числе в 3 классе:
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание чисел (11 ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений. Выражения с переменной. Решение уравнений.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление чисел (63 ч)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 - х = 27, х - 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Решение подбором уравнений вида х * 3=21, х : 4 = 9, 27: х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц,с утки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности(круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (35 ч)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а - b, а * b, с :d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х • 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (15 ч)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (14 ч)
Сложение и вычитание трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1000.
Алгоритмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (19 ч).
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1 - 3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Деление с остатком. Свойства умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Итоговое повторение (12 ч)
Учебно-тематический план
№ | Наименования разделов | Всего часов |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание чисел. | 11 |
2 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление чисел. | 63 |
3 | Числа от 1 до 100. Умножение и деление. | 34 |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 15 |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. | 12 |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. | 20 |
7 | Итоговое повторение. | 15 |
| Итого | 170 |
График проведения контрольно-измерительных работ
№ | Вид работы | Тема | Дата |
1 | Контрольная работа №1 | «Повторение: сложение и вычитание» | 14.09 |
2 | Контрольная работа №2 | «Умножение и деление на 2 и3» | 02.10 |
3 | Контрольная работа №3 | Проверочная за I четверть. | 19.10 |
4 | Контрольная работа №4 | Итоговая за I полугодие. | 20.12 |
5 | Контрольная работа№5 | «Числа от 1 до 100. Умножение и деление» | 30.01 |
6 | Контрольная работа №6 | «Числа от 1 до 1000. Нумерация» | 15.02 |
7 | Контрольная работа №7 | «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание» | 13.03 |
8 | Контрольная работа №9 | Итоговая работа | 05.04 |
9 | Промежуточная аттестация | 15.05 |
3. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Виды учебной деятельности | Дата прохождения темы | Корректировка прохождения учебного материала |
По плану | фактически |
Математика 3 класс (170 часов) I четверть (41 час) Числа от 1 до 100. ( 11 часов) |
1 | Повторение. Вводный урок. | Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание. | 01.09 | | |
2-3 | Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания | 4.09 5.09 | | |
4 | Выражения с переменной. | Называть компоненты и результаты сложения и вычитания. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении. | 6.09 | | |
5-7 | Решение уравнений. | Решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при вычитании. | 7.09 8.09 11.09 | | |
8 | Обозначение геометрических фигур буквами. | Обозначать геометрические фигуры буквами. | 12.09 | | |
9 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | Совместно оценивать результат работы. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | 13.09 | | |
10 | Контрольная работа по теме: «Повторение: сложение и вычитание» | 14.09 | | |
11. | Анализ контрольной работы. Закрепление. | 15.09 | | |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. (63 часа) |
12. | Связь умножения и деления. | Закреплять знания о связи между компонентами и результатом умножения. | 18.09 | | |
13. | Связь между компонентами и результатом умножения. | 19.09 | | |
14. | Чётные и нечётные числа. | 20.09 | | |
15. | Таблица умножения и деления с числом 3. | Совершенствовать вычислительные навыки, используя знания таблицы умножения и деления на 3. | 21.09 | | |
16. | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» | Анализировать текстовую задачу с терминами «цена», «количество», «стоимость», выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. | 22.09 | | |
17. | Решение задач с понятиями «масса», «количество» | 25.09 | | |
18-20 | Порядок выполнения действий. | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. | 26.09 27.09 28.09 | | |
21. | Что узнали. Чему научились. | 29.09 | | |
22. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3» | Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. | 2.10 | | |
23. | Таблица умножения и деления с числом 4. | Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. | 3.10 | | |
24. | Закрепление изученного. | 4.10 | | |
25-26 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 5.10 6.10 | | |
27. | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 9.10 | | |
28. | Решение задач. | 10.10 | | |
29. | Табличное умножение и деление с числом 5. | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 5. | 11.10 | | |
30-31 | Задачи на кратное сравнение. | Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между величинами. Решать задачи арифметическими способами. | 12.10 13.10 | | |
32. | Решение задач. | 16.10 | | |
33. | Табличное умножение и деление с числом 6. | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 6. | 17.10 | | |
34. | Решение задач. | Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. | 18.10 | | |
35. | Контрольная работа. | 19.10 | | |
36-37 | Решение задач | 20.10 23.10 | | |
38. | Табличное умножение и деление с числом 7. | Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 7. | 24.10 | | |
39. | Странички для любознательных. | Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. | 25.10 | | |
40-41 | Что узнали. Чему научились. | 26.10 27.10 | | |
II четверть (37 часов) |
1. | Площадь. Единицы площади. | Сравнивать геометрические фигуры по площади «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием подсчёта квадратов. | 07.11 | | |
2. | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 08.11 | | |
3. | Квадратный сантиметр. | Измерять площади фигур в квадратных сантиметрах. | 09.11 | | |
4. | Площадь прямоугольника. | Выводить правило вычисления площади прямоугольника. Совершенствовать вычислительные навыки. | 10.11 | | |
5. | Таблица умножения и деления с числом 8. | Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 8. | 13.11 | | |
6. | Закрепление изученного. | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи. | 14.11 | | |
7. | Решение задач. | 15.11 | | |
8. | Таблица умножения и деления с числом 9. | Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 9. | 16.11 | | |
9. | Квадратный дециметр. | Измерять площади фигур в квадратных дециметрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата. | 17.11 | | |
10. | Таблица умножения. Закрепление. | Совершенствовать знание таблицы умножения, решать задачи. | 20.11 | | |
11. | Закрепление изученного. | 21.11 | | |
12. | Квадратный метр. | Измерять площади фигур в квадратных метрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата. Совершенствовать знание таблицы умножения. | 22.11 | | |
13. | Закрепление изученного. | 23.11 | | |
14. | Странички для любознательных. | 24.11 | | |
15-16 | Что узнали. Чему научились. | 27.11 28.11 | | |
17. | Умножение на 1. | Умножать любое число на 1 и 0. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. | 29.11 | | |
18. | Умножение на 0. | 30.11 | | |
19. | Умножение и деление с числами 1, 0. | 01.12 | | |
20. | Деление нуля на число. | 04.12 | | |
21. | Закрепление изученного. | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи. | 05.12 | | |
22. | Странички для любознательных. | 06.12 | | |
23. | Доли. | Образовывать, называть и записывать доли. Находить долю величины. | 07.12 | | |
24. | Окружность. Круг. | Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. | 08.12 | | |
25. | Диаметр круга. | 11.12 | | |
26. | Решение задач. | 12.12 | | |
27. | Единицы времени. Год. Месяц. | Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Рассматривать единицы времени: год, месяц, неделя. Анализировать табель-календарь. | 13.12 | | |
28. | Единицы времени. Сутки. | 14.12 | | |
29. | Странички для любознательных. | 15.12 | | |
30-31 | Что узнали. Чему научились. | 18.12 19.12 | | |
32. | Контрольная работа. | 20.12 | | |
33. | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 21.12 | | |
Числа от 1 до 100. Умножение и деление. (34 часа) |
34. | Умножение и деление круглых чисел. | Знакомиться с приёмом деления двузначных чисел, оканчивающихся нулями. | 22.12 | | |
35. | Деление вида 80:20. | 25.12 | | |
36-37 | Умножение суммы на число. | Знакомиться с различными способами умножения суммы двух слагаемых на какое-либо число. | 26.12 27.12 | | |
III четверть (52 часа) |
1-2 | Умножение двузначного числа на однозначное. | Учиться умножать двузначное число на однозначное и однозначное на двузначное. | 08.01 09.01 | | |
3-4 | Закрепление изученного. | 10.01 11.01 | | |
5. | Странички для любознательных. | 12.01 | | |
6-7 | Деление суммы на число. | Делить различными способами на число сумму, каждое слагаемое которой делится на это число. | 15.01 16.01 | | |
8. | Деление двузначного числа на однозначное. | 17.01 | | |
9. | Делимое. Делитель. | Совершенствовать навыки нахождения делимого и делителя. | 18.01 | | |
10. | Проверка деления. | Использовать разные способы для проверки выполненных действий при решении примеров и уравнений. | 19.01 | | |
11. | Случаи деления вида 87:29. | Делить двузначное число на двузначное способом подбора. | 22.01 | | |
12. | Проверка умножения. | Учиться проверять умножение делением. | 23.01 | | |
13-14 | Решение уравнений. | Решать уравнения разных видов. Совершенство вать вычислительные навыки, умение решать задачи. | 24.01 25.01 | | |
15-16 | Закрепление изученного. | 26.01 29.01 | | |
17. | Контрольная работа. | 30.01 | | |
18. | Анализ контрольной работы. | 31.01 | | |
19-22 | Деление с остатком. | Выполнять деление с остатком, делать вывод, что при делении остаток всегда меньше делителя. | 01.02 02.02 05.02 06.02 | | |
23. | Решение задач на решение с остатком. | 07.02 | | |
24. | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | 08.02 | | |
25. | Проверка деления с остатком. | Выполнять деление с остатком и его проверку. | 09.02 | | |
26-27 | Что узнали. Чему научились. | 12.02 13.02 | | |
28. | Наши проекты. | Составлять и решать практические задачи с жизненным сюжетом. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. | 14.02 | | |
29. | Контрольная работа. | 15.02 | | |
30. | Анализ контрольной работы. | 16.02 | | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация.(15 часов) |
31. | Тысяча. | Читать трёхзначные числа. Знакомиться с новой единицей измерения – 1000. Образовывать числа из сотен, десятков, единиц; называть эти числа. | 19.02 | | |
32. | Образование и название трёхзначных чисел. | Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. | 20.02 | | |
33. | Запись трёхзначных чисел. | Знакомиться с десятичным составом трёхзначных чисел. | 21.02 | | |
34. | Письменная нумерация в пределах 1000. | Записывать трёхзначные числа. Упорядочивать заданные числа, устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. | 22.02 | | |
35. | Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | Увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10 раз, в 100 раз. | 26.02 | | |
36. | Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. | 27.02 | | |
37. | Письменная нумерация в пределах 1000. | Рассматривать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых. | 28.02 | | |
38. | Сравнение трёхзначных чисел. | Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, соотносить единицы измерения длины. | 01.03 | | |
39. | Письменная нумерация в пределах 1000. | Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | 02.03 | | |
40. | Единицы массы. Грамм. | Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | 05.03 | | |
41. | Странички для любознательных. | 06.03 | | |
42-43 | Что узнали. Чему научились. | 07.03 12.03 | | |
44. | Контрольная работа. | 13.03 | | |
45. | Анализ контрольной работы. | 14.03 | | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. (12 часов) |
46. | Приёмы устных вычислений. | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями. Закреплять знания устной и письменной нумерации. | 15.03 | | |
47. | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200. | 16.03 | | |
48. | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. | 19.03 | | |
49. | Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. | 20.03 | | |
50. | Приёмы письменных вычислений. | 21.03 | | |
51. | Алгоритм сложения трёхзначных чисел. | Применять алгоритм письменного сложения чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. | 22.03 | | |
52. | Алгоритм вычитания трёхзначных чисел. | 23.03 | | |
IV четверть (40 часов) |
1. | Виды треугольников. | Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их. | 02.04 | | |
2-3 | Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. | 03.04 04.04 | | |
4. | Контрольная работа. | 05.04 | | |
5. | Анализ контрольных работ. Закрепление. | 06.04 | | |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. ( 20 часов) |
6-8 | Приёмы устных вычислений. | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приём умножения и деления трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями. | 09.04 10.04 11.04 | | |
9. | Виды треугольников. | 12.04 | | |
10. | Закрепление изученного. | 13.04 | | |
11. | Странички для любознательных. | 16.04 | | |
12. | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | Умножать письменно в пределах 1000 без перехода через разряд трёхзначного числа на однозначное число. | 17.04 | | |
13. | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. | 18.04 | | |
14-15 | Закрепление изученного. | 19.04 20.04 | | |
16. | Приёмы письменного деления в пределах 1000. | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. | 23.04 | | |
17. | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное и выполнять это действие. | 24.04 | | |
18. | Проверка деления. | Делить трёхзначные числа и соответственно проверять деление умножением. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. | 25.04 | | |
19. | Закрепление изученного. | 26.04 | | |
20. | Знакомство с калькулятором. | 27.04 | | |
21. | Закрепление изученного. | 28.04 | | |
22-25 | Что узнали. Чему научились. | 03.05 04.05 07.05 08.05 | | |
Повторение пройденного за год (15 часов) |
26. | Нумерация. | Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Составлять план работы, анализировать, оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность. Совершенство вать вычислительные навыки, умение решать задачи. | 10.05 | | |
27. | Сложение и вычитание. | 11.05 | | |
28. | Умножение и деление. | 14.05 | | |
29. | Промежуточная аттестация | 15.05 | | |
30. | Анализ контрольной работы. | 16.05 | | |
31-32. | Правила о порядке выполнения действий. | 17.05 18.05 | | |
33-34 | Решение задач. | 21.05 22.05 | | |
35. | Геометрические фигуры. | 23.05 | | |
36-37 | Величины. | 24.05 25.05 | | |
38-40 | Закрепление изученного. | 28.05 29.05 30.05 | | |