СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике для 3 класса "Начальная школа 21 век"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике.»

Общеобразовательная автономная некоммерческая организация

Средняя общеобразовательная школа «Феникс»


Согласовано

Зам. директора по УВР

_____________Блинова Ю.В.

Дата __________________

Утверждаю

Директор школы

_____________Козин С.В..

Дата __________________

Обсуждено

на заседании ШМО ___________

____________________________

протокол № _____

от "___"_______________

________________/___________/











Рабочая программа

Математика


2019-2020 учебный год

3 класс «А»


Шляпникова Ольга Даниловна









г. Москва

2019







Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по математике для начальной школы (3 класс) составлена на основе:.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по математике, и авторской программы «Математика»: программа 1- 4 / В.Н.Рудницкая–М: Вентана-Граф, 2013.

В авторскую программу изменения не внесены.

Учебно-методический комплекс

Программа – Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», М., Вентана-Граф, 2011г.

Учебники – Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., учебник 3 класс в двух частях, М., Вентана-Граф, 2013 г.

Учебные пособия – Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., Рабочие тетради «Математика» 3 кл., М., Вентана-Граф, 2016г., Рудницкая В. Н.

Математика: 2 класс: методика обучения/ Л. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. – М.:

Вентана- Граф, 2013г.,

Оценка знаний. Математика. 1 – 4 класс. Автор: Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В., – М.: Вентана-Граф, 2013.


Цели и задачи обучения математике

Обучение математике направлено на достижение следующих целей:

- Обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

- Предоставление основ начальных математических значений и формирование соответствующих умений у младших школьников: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

- Реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующим его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечения необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения.

Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.


Специфика предмета

Важнейшими целями обучения являются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

Реализация в процессе обучения первой цели связана прежде всего с организацией работы по развитию мышления ребёнка, формированием его творческой деятельности.

В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определённым объёмом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели – подготовка к дальнейшему обучению – не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся; развитие интереса к занятиям математикой.

Сформулированные принципы потребовали конструирования такой программы, которая содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается всё содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.


  1. Общая характеристика курса математики в 3 классе.

В третьем классе продолжается формирование у учащихся важнейших математических понятий, связанных с числами, величинами, отношениями, элементами алгебры и геометрии.

Введение многих понятий, таких, как свойства арифметических действий, порядок выполнения действий в выражениях, было подготовлено в 1, 2 классах. Теперь третьеклассники будут работать с этими понятиями на новом, более высоком уровне: с использованием соответствующих определений, правил, терминов и обозначений.

Содержание курса составляет пять линий развития понятий: элементы арифметики, величины и их измерение, логико-математические понятия и отношения, элементы алгебры, элементы геометрии.

Арифметическая составляющая программы 3 класса содержит блок вопросов, позволяющих подготовить прочную базу для дальнейшего формирования вычислительной культуры и развития вычислительных навыков: формулируются сочетательные и распределительные свойства сложения и умножения, позволяющие научить третьеклассников рационализации вычислений, показываются алгоритмы выполнения разнообразных письменных вычислений на области целых неотрицательных чисел в пределах 1000 (включая умножение и деление чисел на однозначное и двузначное число).

В 3 классе вводятся общеизвестные правила порядка арифметических действий в составных выражениях со скобками и без них. Дети знакомятся с формулировками сочетательных свойств сложения и умножения, учатся применять эти свойства при нахождении значений выражений. Затем вводятся понятия «суммы трёх и более слагаемых» и «произведение трёх и более множителей». После этого учащимся показываются способы упрощения выражений, т.е. освобождения их от «лишних» скобок. При этом они учатся определять, в каких случаях в выражениях можно опускать скобки, а в каких нельзя. На заключительном этапе вводятся и формулируются два правила порядка выполнения действий: первое касается выражений, записанных без скобок, а второе относится к выражениям, содержащим одну или несколько пар скобок.

Блок «Величины и их измерение» представлен в программе следующими вопросами: длина отрезка (ломаной) и её единицы – километр и миллиметр, масса и её единицы – килограмм и грамм, вместимость и её единицы – литр, время и его единицы (век, год, сутки, неделя, час, минута, секунда). Учащиеся знакомятся с обозначениями единиц величин, соотношениями между единицами величин.

Существенным продвижением учащихся в области логико-математического развития является включение в курс 3 класса понятий о высказываниях и предложениях с переменной.

Учащимся и раньше встречались предложения, о каждом из которых ставился вопрос: верно оно или неверно. Теперь на новом этапе обучения, вводится термин «высказывание», разъясняется, какое предложение считают высказыванием, а какое – нет, рассматриваются верные и неверные высказывания.

Работа по формированию у школьников понятия «предложение с переменной» в методическом отношении более сложная. Детям надо показать, что предложение с переменной не является высказыванием. В высказывание оно превращается тогда, когда вместо переменной подставляется какое-нибудь её значение. При этом может получиться как верное, так и неверное высказывание – всё зависит от конкретного значения переменной. Полученный учащимися опыт в выполнении разнообразных упражнений, связанных с необходимостью подстановки всевозможных значений переменной и последующим определением истинности получающихся высказываний, окажет им значительную помощь в освоении понятий о неравенстве и его решениях.

В 3 классе продолжается работа с математическими отношениями, в частности с отношениями «меньше» и «больше». Вводятся знаки, организуется работа с числовыми равенствами и неравенствами. Эта работа, с одной стороны, связывается с формированием логико-математических представлений детей (ведь каждое числовое равенство и неравенство является примером верного или неверного высказывания), а с другой – совершенствует их алгебраическую подготовку.

Содержание геометрической линии курса нацелено на дальнейшее формирование у школьников геометрических и пространственных представлений. Соответствующая работа должна вестись в трёх основных направлениях: 1) углубление и расширение знаний о ранее изученных геометрических фигурах и ознакомление с новыми видами фигур (ломаная, прямая); 2) рассмотрение разнообразных отношений между фигурами, способов их взаимного расположения на плоскости (пересечение фигур и др.); 3) обучение построению фигур с помощью чертёжных инструментов (деление окружности на равные части с помощью циркуля; построение прямоугольников, симметричных относительно данной оси фигур с применением линейки и угольника и т.п.).

Система упражнений по любой теме программы построена так, что учитель может вести обучение, учитывая возможности и способности каждого ученика. При этом рекомендуется ориентироваться на два уровня требований к математической подготовке учащихся 3 класса. Первый уровень соответствует минимальным требованиям к знаниям и умениям третьеклассников и предъявляет каждому ученику класса. В перечне требований он представлен в рубрике «Ученик должен». Второй, более высокий уровень, рассчитан на учащихся, имеющих достаточно высокий потенциал познавательных возможностей. Этот уровень зафиксирован в рубрике «Ученик может».

Кроме указанных требований, перечень которых сформулирован в рубриках «Ученик должен» и «Ученик может», целесообразно дать и другой вариант требований, сгруппировав их по видам деятельности. Обучаясь математике, ученик учится называть и различать определённые математические объекты, сравнивать их, моделировать учебную ситуацию, воспроизводить по памяти нужные для дальнейшего обучения конкретные знания (например, таблицу умножения). В этом варианте минимальные и расширенные требования отдельно не выделяются.

Организуя обучение, учитель должен иметь чёткую картину состояния уровня математической подготовки своих учеников, т.е. регулярно осуществлять контроль над усвоением ими важнейших программных вопросов. Обычно в течение учебного года проводятся четыре письменные контрольные работы (по одному в конце каждой учебной четверти) и несколько текущих контрольных работ «внутри» каждой четверти.

Целью работ, проводимых в конце четвертей, является изучение учителем уровня знаний и умений учащихся, уже достаточно хорошо сформированных за большой промежуток времени. Как правило, задания в этих работах весьма разнородны по содержанию, что позволяет учителю судить об общей успешности обучения каждого ученика. В отличие от четвертных текущие контрольные работы однородны по содержанию заданий и приводятся с целью получения им реальных представлений об овладении учеником каждым конкретным знанием или умением на этапах его формирования. Результаты текущих работ служат учителю ориентиром в организации дальнейшего обучения, и, если окажется нужным, он может своевременно ввести в процесс обучения соответствующие коррективы (увеличить число тех или иных тренировочных упражнений, провести индивидуальную работу с учеником, усилить внимание к усвоению им определённых математических понятий и т.д.).

Для реализации индивидуального подхода к учащимся и обеспечения их самостоятельности в ходе выполнения контрольных работ рекомендуется каждую работу предлагать в шести вариантах. Первые два варианта должны быть стандартного уровня трудности и рассчитываться на слабо- и среднеуспевающих детей; третий и четвёртый варианты предлагаются учащимся с хорошим уровнем обучаемости, оцениваемым отметкой «4»; пятый и шестой варианты предназначаются для наиболее подготовленной части учащихся класса, имеющих устойчивый уровень успеваемости, соответствующий отметке «5».

На выполнение комбинированной контрольной работы в конце учебной четверти рекомендуется выделять не более 45 минут урока. Продолжительность текущей контрольной работы в зависимости от её объёма может колебаться от 5 до 20 минут.

Третьеклассников полезно приучать к большей самостоятельности в выборе способов записи решения задач или выполнения других заданий. Форму записи решения арифметических текстовых задач (если нет специальных указаний) ученик может выбрать по своему усмотрению (записать решение в виде отдельных действий, составить выражение и пр.). При этом не следует требовать от учащихся составления краткой записи условия задачи.

Оценивание выполненных учащимися работ производится в соответствии с существующими нормами оценки. Проверяя работу ученика, учитель должен прежде всего оценивать знания, умения и навыки, которые к данному моменту уже сформированы или только находятся в стадии формирования, а не ориентироваться при выставлении отметки на число допущенных ошибок. Например, на момент проверки учащиеся должны твёрдо знать таблицу умножения. В этом случае оценивание отметками «5», «4», «3» и «2» состояния сформированности навыка целесообразно произвести по такой шкале: 100% всех предложенных примеров решены верно – «5»; от 90 до 99% - «4»; от 60 до 89% - «3»; ниже 60% - «2».

Если замеры производятся на этапе формирования навыка, когда навык ещё полностью не сформирован, шкала оценок должна быть несколько иной (процент правильных ответов может быть ниже). Так, отметку «4» можно поставить за 80 – 90% правильных ответов, «3» - за 50 – 80%.

При оценивании отметкой знаний, умений и навыков учащихся по математике важнейшим показателем является правильность выполнения задания. Не следует снижать отметку за неаккуратно выполненные записи (кроме неаккуратно выполненных геометрических построений – отрезка, многоугольника и пр.), за грамматические ошибки (кроме ошибок в записи математических терминов), за нарушение общепринятых форм записи и т.п.

Умение «рационально» производить вычисления, равно как и умение «рационально» решать арифметические задачи, характеризует довольно высокий уровень математического развития ученика. Эти умения чрезвычайно сложны, формируются они медленно, и за время обучения в начальной школе за три-четыре года не у всех детей могут быть достаточно хорошо сформированы. Учитывая это обстоятельство, учитель не должен снижать ученику отметку за то, что тот «нерационально» выполнил задание или нашёл «нерациональный» способ решения задачи.

При выборе методов изложения программного материала приоритет отдаётся дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.

В программе курсивом обозначены темы для ознакомления, превышающие обязательный минимум, способствующие расширению кругозора младших школьников. Материал тем не является обязательным для усвоения (даётся учителем исходя из уровня подготовленности и темпа работы учеников) и не выносится в уровень требований.


Место предмета «Математика» в учебном плане

В соответствии с учебным планом на преподавание математики в 3 классе отводится 5 часов в неделю. Соответственно программа рассчитана на 173 учебных часов.

Данная рабочая программа адресована учащимся 3 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2017-2018 учебный год.

Ценностные ориентиры содержания курса математики.

Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует ее постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает ее роль в развитии личности младшего школьника.

Содержание курса математики направлено прежде всего на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями ( сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Данный курс создает благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.

Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся “умения учиться”, что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.

Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики.

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

  • положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;

  • понимание значения математических знаний в собственной жизни;

  • понимание значения математики в жизни и деятельности человека;

  • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание учительских оценок успешности учебной деятельности;

  • умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;

  • правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;

  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

  • уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;

  • понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;

  • навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;

  • интереса к изучению учебного предмета «Математика»:

  • количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

У учащегося будут сформированы:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;

  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;

  • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно;

  • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;

  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

  • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;

  • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащийся научится:

  • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме,

  • строить модели, отражающие различные отношения между объектами;

  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

  • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;

  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

  • понимать базовые межпредметные понятия (число, величина, геометрическая фигура);

  • фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

  • полнее использовать свои творческие возможности;

  • смысловому чтению текстов математического содержания (общие умения) в соответствии с поставленными целями и задачами;

  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;

  • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для её представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;

  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

  • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;

  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;

  • принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;

  • знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре ,в группе в ходе решения учебно познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;

  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;

  • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе; конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.


Предметные результаты обучения :

К концу обучения в третьем классе ученик научится:

называть: - любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;

- компоненты действия деления с остатком;

— единицы массы, времени, длины;

— геометрическую фигуру (ломаная);

сравнивать: — числа в пределах 1000;

— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

различать: — знаки и

— числовые равенства и неравенства;

читать: — записи вида 120 850;

воспроизводить: — соотношения между единицами массы, длины, времени;

— устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;

приводить примеры: — числовых равенств и неравенств;

моделировать: — ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;

— способ деления с остатком с помощью фишек;

упорядочивать: — натуральные числа в пределах 1000;

— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

анализировать: — структуру числового выражения;

— текст арифметической (в том числе логической) задачи;

классифицировать: - числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);

конструировать: -план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;

контролировать: -свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000),находить и исправлять ошибки;

решать учебные и практические задачи: -читать,записывать цифрами трёхзначные числа;

— читать и составлять несложные числовые выражения;

— выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;

— вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;

— выполнять деление с остатком;

— определять время по часам;

— изображать ломаные линии разных видов;

— вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок);

— решать текстовые арифметические задачи в три действия.

К концу обучения в третьем классе ученик будет иметь возможность научиться:

формулировать: — сочетательное свойство умножения;

распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);

читать: — обозначения прямой, ломаной;

приводить примеры: — высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;

верных и неверных высказываний;

различать: — числовое и буквенное выражение;

прямую и луч, прямую и отрезок;

замкнутую и незамкнутую ломаную линии;

характеризовать: — ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);

взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;

конструировать: — буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;

воспроизводить: — способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;

решать учебные и практические задачи: — вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;

изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;

проводить прямую через одну и через две точки;

строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).

  • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

  • сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;

  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;

  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.


  1. Основное содержание учебного курса

Элементы арифметики

Тысяча.

Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.

Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков .

Сложение и вычитание в пределах 1000.

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

Сочетательное свойство сложения и умножения.

Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.

Числовые равенства и неравенства.

Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.

Решение составных арифметических задач в три действия.

Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000.

Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).

Умножение и деление на 10, 100.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число. Умножение двух- и трёхзначного числа на однозначное число.

Нахождение однозначного частного.

Деление с остатком.

Деление на однозначное число.

Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.

Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.

Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000.

Умножение вида 23 , 40.

Умножение и деление на двузначное число.

Величины

Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.

Соотношения между единицами длины: 1км = 1000м, 1см = 10мм.

Вычисление длины ломаной.

Масса и её единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1кг = 1000г.

Вместимость и её единица литр. Обозначение: л.

Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1ч = 60мин, 1мин = 60с, 1сутки = 24ч, 1век = 100лет, 1год = 12месяцев.

Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.

Решение арифметических задач, содержащие разнообразные зависимости между величинами.

Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины.

Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки. Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.

Алгебраическая пропедевтика

Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.

Логические понятия

Примеры верных и неверных высказываний.

Геометрические понятия

Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная.Построение ломаной.

Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.

Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.

Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.


ИКТ- компетентность

- Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.

- Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.

- Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».

- Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.

- Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов.

- Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.

- Круговые диаграммы.


Практические работы.Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.


Тематическое планирование курса математика


Разделпрограммы

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся
(универсальные учебные умения и действия)

Число и счёт










15 ч


Целые неотрицательные числа

Счёт сотнями в пределах 1000.

Десятичный состав трёхзначного числа.

Названия и последовательность натуральных чисел от 100 до 1000.

Запись трёхзначных чисел цифрами.

Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков (больше)

и


Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.


Сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения.

Различать знаки и

Читать записи вида 256 108.

Упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения)

Арифметические действия в пределах 1000




56 ч

Сложение и вычитание

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.



Проверка правильности вычислений разными способами


Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку

Умножение и деление

Устные алгоритмы умножения и деления.

Умножение и деление на 10 и на 100.

Масштаб. План.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число.

Алгоритмы умножения двузначных и трёхзначных чисел на однозначное и на двузначное число.




Нахождение однозначного частного (в том числе в случаях вида 832 : 416).

Деление с остатком.





Деление на однозначное и на двузначное число


Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Различать масштабы 1:10 и 10:1.

Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор.

Осуществлятьвзаимопроверку.

Подбирать частное способом проб.


Различать два вида деления (с остатком и без остатка).

Моделировать способ деления с остатком небольших чисел с помощью фишек.

Называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток).

Вычислять частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы деления на однозначное и на двузначное число.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также микрокалькулятора; осуществлять взаимопроверку

Свойства умножения и деления

Сочетательное свойство умножения.


Распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания)


Формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений.

Формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений

Числовые и буквенные выражения

Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок, содержащих действия только одной ступени, разных ступеней.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

Вычисление значений числовых выражений.


Выражение с буквой.

Вычисление значений буквенных выражений при заданных числовых значениях этих букв.

Примеры арифметических задач, содержащих буквенные данные. Запись решения в виде буквенных выражений


Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий.


Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила.

Различать числовое и буквенное выражения.

Вычислять значения буквенных выражений.



Выбирать буквенное выражение для решения задачи из предложенных вариантов.

Конструировать буквенное выражение, являющееся решением задачи

Логико-математическая подготовка




Логические понятия

Понятие о высказывании.


Верные и неверные высказывания.


Числовые равенства и неравенства как математические примеры верных и неверных высказываний.

Свойства числовых равенств и неравенств.

Несложные задачи логического характера, содержащие верные и неверные высказывания


Отличать высказывание от других предложений, не являющихся высказываниями.

Приводить примеры верных и неверных высказываний; предложений, не являющихся высказываниями.

Отличать числовое равенство от числового неравенства.

Приводить примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств.


Конструировать ход рассуждений при решении логических задач

Величины







9 ч

Масса и вместимость

Масса и её единицы: килограмм, грамм.

Обозначения: кг, г.

Соотношение: 1 кг = 1 000 г.

Вместимость и её единица — литр.

Обозначение: л.

Сведения из истории математики: старинные русские единицы массы и вместимости: пуд, фунт, ведро, бочка

Вычисления с данными значениями массы и вместимости


Называть единицы массы.

Выполнять практические работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах, отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды, сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки.




Вычислять массу предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений

Цена, количество, стоимость

Российские купюры: 500 р., 1000 р. Вычисления с использованием денежных единиц


Вычислять цену, количество или стоимость товара, выполняя арифметические действия в пределах 1 000

Время и его измерение

Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век.

Обозначения: ч, мин, с.

Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 мес. Сведения из истории математики: возникновение названий месяцев года.

Вычисления с данными единицами времени


Называть единицы времени.

Выполнятьпрактическую работу: определять время по часам с точностью до часа, минуты, секунды.





Вычислять время в ходе решения практических и учебных задач

Геометрические величины

Единицы длины: километр, миллиметр.

Обозначения: км, мм.

Соотношения: 1 км = 1 000 м, 1 см = 10 мм, 1 дм = 100 мм.

Сведения из истории математики: старинные единицы длины (морская миля, верста).

Длина ломаной и её вычисление


Называть единицы длины: километр, миллиметр.

Выполнять практическую работу: измерять размеры предметов с использованием разных единиц длины; выбирать единицу длины при выполнении различных измерений.



Вычислять длину ломаной

Работа с текстовыми задачами


32 ч

Текстовая арифметическая задача

и её решение

Составные задачи, решаемые тремя действиями в различных комбинациях, в том числе содержащие разнообразные зависимости между величинами.









Примеры арифметических задач, имеющих несколько решений или не имеющих решения



Анализировать текст задачи с последующим планированием алгоритма её решения.

Устанавливать зависимости между величинами (ценой, количеством, стоимостью товара; числом предметов, нормой расхода материалов на один предмет, общим расходом материалов; объёмом работы, временем, производительностью труда).

Выбирать арифметические действия и объяснять их выбор; определять число и порядок действий.

Воспроизводить способ решения задачи в разных формах (вопросно-ответная, комментирование выполняемых действий, связный устный рассказ о решении).

Исследовать задачу: устанавливать факт наличия нескольких решений задачи; на основе анализа данных задачи делать вывод об отсутствии её решения

Геометрические понятия


10 ч

Геометрические фигуры

Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной, их пересчитывание.

Обозначение ломаной буквами.

Замкнутая, незамкнутая, самопересекающаяся ломаная.

Построение ломаной с заданным числом вершин (звеньев) с помощью линейки.

Понятие о прямой линии. Бесконечность прямой.

Обозначение прямой.

Проведение прямой через одну и через две точки с помощью линейки.

Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых, окружностей в различных комбинациях.

Деление окружности на 6 равных частей с помощью циркуля.

Осевая симметрия: построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.

Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей с использованием осевой симметрии


Характеризовать ломаную (вид ломаной, число её вершин, звеньев).

Читать обозначение ломаной.

Различать виды ломаных линий.


Конструировать ломаную линию по заданным условиям.

Различать: прямую и луч, прямую и отрезок.

Строить прямую с помощью линейки и обозначать её буквами латинского алфавита.






Воспроизводить способ деления окружности на 6 равных частей с помощью циркуля.

Воспроизводить способ построения точек, отрезков, лучей, прямых, ломаных, многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку.

Воспроизводить способ деления окружности на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии

Работа с информацией


15 ч

Представление и сбор информации

Учебные задачи, связанные со сбором и представлением информации. Получение необходимой информации из разных источников (учебника, справочника и др.).

Считывание информации, представленной на схемах и в таблицах, а также на рисунках, иллюстрирующих отношения между числами (величинами).

Использование разнообразных схем (в том числе графов) для решения учебных задач


Собирать, анализировать и фиксировать информацию, получаемую при счёте и измерении, а также из справочной литературы.


Выбирать необходимую для решения задач информацию из различных источников (рисунки, схемы, таблицы)





Проверочные, контрольные и резервные уроки

36 ч























Обсуждено

на заседании ШМО _____________________________

_____________________________

__________/__________________/

«___»____________2019 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР


_____________Блинова Ю.В.

«___»____________2019 г.

Утверждаю

Директор школы


_____________Козин С.В.

«___»____________2019 г.

Календарно-тематическое планирование

Предмет: Математика

Класс: 3 «А»

Учитель: Шляпникова Ольга Даниловна

Количество часов: 173 всего, 5 в неделю.

Планирование составлено на основе программы по математике В.Н. Рудницкой (УМК «Начальная школа XXI век». М., Вентана-Граф, 2009

Учебник: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. Математика. 3 класс. В 2-х частях. М., Вентана-Граф, 2013

Дополнительная литература: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. Математика. 3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. М., Вентана-Граф, 2016;

В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. Математика. 3 класс. Тетрадь для контрольных работ. М., Вентана-Граф, 2016


п/п

Сроки проведения

Тема урока

Количество часов

По плану

По факту

1

02.09


Числа от 100 до 1000

1

2

03.09


Числа от 100 до 1000

1

3

04.09


Числа от 100 до 1000

1

4

05.09


Сравнение чисел. Знаки и

1

5

06.09


Сравнение чисел. Знаки и

1

6

09.09


Сравнение чисел. Знаки и

1

7

10.09


Входная контрольная работа

1

8

11.09


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Километр. Миллиметр

1

9

12.09


Километр. Миллиметр

1

10

13.09


Километр. Миллиметр

1

11

16.09


Километр. Миллиметр

1

12

17.09


Ломаная

1

13

18.09


Ломаная

1

14

19.09


Ломаная

1

15

20.09


Контрольная работа по теме «Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел»

1

16

23.09


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Длина ломаной

1

17

24.09


Длина ломаной

1

18

25.09


Длина ломаной

1

19

26.09


Масса. Килограмм. Грамм

1

20

27.09


Масса. Килограмм. Грамм

1

21

30.09


Масса. Килограмм. Грамм

1

22

01.10


Масса. Килограмм. Грамм

1

23

02.10


Вместимость. Литр

1

24

03.10


Вместимость. Литр

1

25

04.10


Вместимость. Литр

1

26

07.10


Сложение

1

27

08.10


Сложение

1

28

09.10


Сложение

1

29

10.10


Сложение

1

30

11.10


Сложение

1

31

14.10


Контрольная работа по теме «Длина, масса, вместимость»

1

32

15.10


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Вычитание

1

33

16.10


Вычитание

1

34

17.10


Вычитание

1

35

18.10


Вычитание

1

36

21.10


Вычитание

1

37

22.10


Вычитание

1

38

23.10


Контрольная работа за I четверть

1

39

24.10


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Сочетательное свойство сложения

1

40

25.10


Сочетательное свойство сложения

1

41

05.11


Сочетательное свойство сложения

1

42

06.11


Произведение трёх и более множителей

1

43

07.11


Произведение трёх и более множителей

1

44

08.11


Произведение трёх и более множителей

1

45

11.11


Симметрия на клетчатой бумаге

1

46

12.11


Симметрия на клетчатой бумаге

1

47

13.11


Симметрия на клетчатой бумаге

1

48

14.11


Контрольная работа по теме «Симметрия на клетчатой бумаге»

1

49

15.11


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок

1

50

18.11


Порядок выполнения действий в выражениях без скобок

1

51

19.11


Порядок выполнения действий в выражениях без скобок

1

52

20.11


Порядок выполнения действий в выражениях со скобками

1

53

21.11


Порядок выполнения действий в выражениях со скобками

1

54

22.11


Порядок выполнения действий в выражениях со скобками

1

55

25.11


Порядок выполнения действий в выражениях со скобками

1

56

26.11


Высказывание

1

57

27.11


Высказывание

1

58

28.11


Высказывание

1

59

29.11


Числовые равенства и неравенства

1

60

02.12


Числовые равенства и неравенства

1

61

03.12


Числовые равенства и неравенства

1

62

04.12.


Контрольная работа по теме «Порядок выполнения действий в сложных числовых выражениях»

1

63

05.12


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Деление окружности на равные части

1

64

06.12


Деление окружности на равные части

1

65

09.12


Деление окружности на равные части

1

66

10.12


Контрольная работа по теме «Прямая. Деление окружности на равные части»

1

67

11.12


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Умножение суммы на число

1

68

12.12


Умножение суммы на число

1

69

13.12


Умножение суммы на число

1

70

16.12


Умножение на 10 и на 100

1

71

17.12


Умножение на 10 и на 100

1

72

18.12


Контрольная работа за II четверть

1

73

19.12


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

74

20.12


Умножение в случаях вида 50 × 9 и 200 × 4

1

75

23.12


Умножение в случаях вида 50 × 9 и 200 × 4

1

76

24.12


Умножение в случаях вида 50 × 9 и 200 × 4

1

77

25.12


Умножение в случаях вида 50 × 9 и 200 × 4

1

78

26.12


Прямая

1

79

27.12


Прямая

1

80

09.01


Прямая

1

81

10.01


Умножение на однозначное число

1

82

13.01


Умножение на однозначное число

1

83

14.01


Умножение на однозначное число

1

84

15.01


Умножение на однозначное число

1

85

16.01


Умножение на однозначное число

1

86

17.01


Умножение на однозначное число

1

87

20.01


Умножение на однозначное число

1

88

21.01


Контрольная работа по теме «Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число»

1

89

22.01


Анализ контрольной работы

1

90

23.01


Измерение времени

1

91

24.01


Измерение времени

1

92

27.01


Измерение времени

1

93

28.01


Измерение времени

1

94

29.01


Проверочная работа по теме «Измерение времени»

1

95

30.01


Деление на 10 и на 100

1

96

31.01


Деление на 10 и на 100

1

97

03.02


Нахождение однозначного частного

1

98

04.02


Нахождение однозначного частного

1

99

05.02


Нахождение однозначного частного

1

100

06.02


Деление с остатком

1

101

07.02


Деление с остатком

1

102

10.02


Деление с остатком

1

104

11.02


Деление с остатком

1

105

12.02


Деление с остатком

1

106

13.02


Деление на однозначное число

1

107

14.02


Деление на однозначное число

1

108

17.02


Деление на однозначное число

1

109

18.02


Деление на однозначное число

1

110

19.02


Деление на однозначное число

1

111

20.02


Деление на однозначное число

1

112

21.02


Деление на однозначное число

1

113

25.02


Деление на однозначное число

1

114

26.02


Умножение в случаях вида 23 × 40

1

115

27.02


Умножение в случаях вида 23 × 40

1

116

28.02


Умножение в случаях вида 23 × 40

1

117

02.03


Умножение в случаях вида 23 × 40

1

118

03.03


Умножение в случаях вида 23 × 40

1

119

04.03


Контрольная работа за III четверть

1

120

05.03


Анализ контрольной работы

1

121

06.03


Умножение на двузначное число

1

122

09.03


Умножение на двузначное число

1

123

10.03


Умножение на двузначное число

1

124

11.03


Умножение на двузначное число

1

125

12.03


Умножение на двузначное число

1

126

13.03


Умножение на двузначное число

1

127

23.03


Умножение на двузначное число

1

128

24.03


Умножение на двузначное число

1

129

25.03


Контрольная работа по теме «Деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число

1

130

26.03


Анализ контрольной работы

1

131

27.03


Деление на двузначное число

1

132

30.03


Деление на двузначное число

1

133

31.03


Деление на двузначное число

1

134

01.04


Деление на двузначное число

1

135

02.04


Деление на двузначное число

1

136

03.04


Деление на двузначное число

1

137

06.04


Деление на двузначное число

1

138

07.04


Деление на двузначное число

1

139

08.04


Деление на двузначное число

1

140

09.04


Деление на двузначное число

1

141

10.04


Деление на двузначное число

1

142

13.04


Деление на двузначное число

1

143

19.04


Контрольная работа по теме «Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число

1

144

14.04


Анализ контрольной работы

1

145

15.04


Повторение. Умножение на двузначное число

1

146

16.04


Повторение. Умножение на двузначное число

1

147

17.04


Повторение. Умножение на двузначное число

1

148

20.04


Повторение. Деление на двузначное число

1

149

21.04


Повторение. Деление на двузначное число

1

150

22.04


Повторение. Деление на двузначное число

1

151

23.04


Повторение. Умножение и деление на двузначное число.

1

152

24.04


Повторение. Умножение и деление на двузначное число.

1

153

27.04


Повторение. Умножение и деление на двузначное число.

1

154

28.04


Повторение. Умножение и деление на двузначное число.

1

155

29.04


Повторение. Умножение и деление на двузначное число.

1

156

30.04


Повторение. Умножение круглых чисел.

1

157

06.05


Повторение. Умножение круглых чисел.

1

158

07.05


Повторение. Умножение круглых чисел.

1

158

08.05


Повторение. Деление круглых чисел.

1

159

11.05


Повторение. Деление круглых чисел.

1

160

12.05


Повторение. Деление круглых чисел.

1

161

13.05


Повторение. Умножение именованных чисел.

1

162

14.05


Повторение. Умножение именованных чисел.

1

163

15.05


Повторение. Умножение именованных чисел.

1

164

18.05


Повторение. Деление с остатком

1

165

19.05


Повторение. Деление с остатком

1

166

20.05


Итоговая контрольная работа

1

167

21.05


Анализ к/р. Работа над ошибками.

1

168

22.05


Повторение. Деление с остатком

1

169

25.05


Повторение. Устные приемы умножения и деления двузначных чисел.

1

170

26.06


Годовая контрольная работа

1

171

27.05


Анализ к/р. Работа над ошибками.

1

172

28.05


Повторение. Устные приемы умножения и деления двузначных чисел.

1

173

29.05


Повторение. Устные приемы умножения и деления двузначных чисел.

1