СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике»

  1. Пояснительная записка


    1. Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона № 273-ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями;

  • Образовательной программы ООО МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы №___ от________________)

1.2 Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год на изучение математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.

1.3. УМК

При составлении рабочей программы использовался учебно- методический комплект:

1.3.1. для учителя:

- А.Л.Чекин, Р.Г. Чуракова Примерная рабочая программа по учебному предмету Математика М:Академкнига/Учебник 2016 г.

- А.Л.Чекин Математика 4 класс: Учебник в 2 ч. – М.:Академкнига/ Учебник, 2017 г.

- А.Л.Чекин Математика 4 класс: Методическое пособие для учителя М:Академкнига/Учебник 2012 г.

- О.А.Захарова, Е.П. Юдина Математика: Тетради для самостоятельной работы № 1, № 2 М.: Академкнига/Учебник 2012 г.

- Р.Г. Чуракова, Л.Г. Кудрова Математика: Тетради для проверочных и контрольных работ № 1, № 2 М.: Академкнига/Учебник 2016 г.

- О.А.Захарова. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1–4 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник 2012 г.

1.3.2. для обучающихся:

- А.Л.Чекин Математика 4 класс: Учебник в 2 ч. – М.:Академкнига/ Учебник, 2017 г.

1.3.3. электронные ресурсы:

http://viki.rdf.ru

http://www.uchportal.ru/load./47-5-2

http://school-collection.edu.ru/ 

http://pedsovet.org/ 

http://www.uroki.net/ 

http://nsc.1september.ru/ 

http://festival.1september.ru/subjects/15/ 

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000193 


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

2.1. Личностные:

- ученик научится проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам;

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на развитие – умение определять свое отношение к миру.

2.2. Метапредметные

2.2.1 Познавательные

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;

- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии.

2.2.2 Регулятивные

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

2.2.3 Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

2.3. Предметные:

2.3.1. Ученик научится:

- называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;

- сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,

- сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,

- устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;

- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;

- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;

- вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;

- выполнять изученные действия с величинами;

- решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;

- определять вид многоугольника, треугольника;

- изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;

- изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;

- измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;

- находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;

- вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;

- вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;

- распознавать многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар);

- находить модели этих фигур в окружающих предметах;

- решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема (вместимости));

- измерять вместимость в литрах;

- выражать изученные величины в разных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);

- распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;

- понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;

- проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

- записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

- различать рациональный и нерациональный способ решения задачи;

- выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;

- решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);

- решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);

- решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;

- решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;

- проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

- вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;

- измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;

- понимать и использовать особенности построения системы мер времени;

- решать отдельные комбинаторные и логические задачи;

- использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;

- читать простейшие круговые диаграммы.

2.3.2. Ученик получит возможность научиться:

- понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;

- сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,

- сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,

- решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;

- определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;

- измерять вместимость в различных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);

- понимать связь вместимости и объема;

- понимать связь между литром и килограммом;

- понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;

- проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

- вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;

- находить рациональный способ решения задачи (где это возможно);

- решать задачи с помощью уравнений;

- видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;

- использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;

- читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;

- осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;

- строить простейшие круговые диаграммы;

- понимать смысл термина «алгоритм»;

- осуществлять построчную запись алгоритма;

- записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.


3. Содержание учебного предмета

(4 ч в неделю, всего 136 ч, из них 0 ч — резервное время)

Раздел «Арифметические действия» (51 час)

Действия над числами и величинами.

Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком».

Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.

Сложение и вычитание однородных величин.

Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.

Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.

Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.

Деление величины на однородную величину как измерение.

Прикидка результата деления с остатком.

Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Элементы алгебры.

Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе свойств истинных числовых равенств.

Самостоятельная работа «Когда известен результат разностного и кратного сравнения»

Самостоятельная работа «Действия над величинами»

Входная контрольная работа № 1

Контрольная работа № 2 за 1 четверть

Контрольная работа № 3 «Деление с остатком»

Контрольная работа № 5 «Деление столбиком»

Раздел «Числа и величины» (16 часов)

Натуральные и дробные числа.

Новая разрядная единица - миллион (1 000 000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

Постоянные и переменные величины.

Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление (выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность.

Величины и их измерение.

Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.

Контрольная работа № 4 за 1 полугодие

Раздел «Текстовые задачи» (35 часов)

Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общая стоимость товара), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.

Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.

Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доли, части целого по его части.

Самостоятельная работа «Решение задач»

Самостоятельная работа «Задачи на производительность»

Самостоятельная работа «Решение логических задач»

Контрольная работа № 6 «Задачи на движение»

Контрольная работа № 7 за третью четверть

Раздел «Геометрические величины» (12 часов)

Площадь прямоугольников треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.

Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных треугольника.

Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.

Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с отношениями между соответствующими единицами длины.

Задачи на вычисления различных геометрических величин: длины, площади, объема.

Контрольная работа № 8 «Площадь и объём»

Раздел «Геометрические фигуры» (10 часов)

Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.

Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

Итоговая контрольная работа № 9

Раздел «Работа с данными» (12 часов)

Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий.

Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 равных долей. Выбор соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых диаграмм.

Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.

Самостоятельная работа «Работа с данными»


4. Тематическое планирование


№ п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Кол-во самостоятельных работ

Количество контрольных работ (итоговых тестов)

1

Арифметические действия

51

2

4

2

Числа и величины

16

-

1

3

Текстовые задачи

35

3

2

4

Геометрические величины

12

-

1

5

Геометрические фигуры

10

-

1

6

Работа с данными

12

1

-


Итого

136

6

9