Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено на заседании МО учителей __________ Протокол «___» От__________2018г. | Согласовано Зам. Директора по УВР _______М.А. Зырянова | «Утверждаю» Директор МБОУ НСОШ №1 _________ Н.М. Елисеенко «____»________2018 г. |
Рабочая программа
По учебному предмету (курсу)
Математика
Наименование курса
2 «Б» класс
1-4 класс
Составитель: Моисеева Надежда Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Категория: первая
Нижнеангарск 2018 г.
Пояснительная записка к курсу «Математика»
Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию образовательного процесса в общеобразовательной организации по определённому учебному курсу (дисциплине).
Программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
- примерной программе по предмету, направленной Министерством образования и науки РФ;
-основной образовательной программе МБОУ «Нижнеангарская СОШ№1»
- федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях
- Положению о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ
по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Нижнеангарская СОШ №1»
Рабочая программа учитывает материально-техническую оснащённость образовательного процесса, психологические особенности учащихся, специфику ОО.
Рабочая программа составляется на уровень начального образования.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю.
Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты.
В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования:
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико ‑ ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Числа и величины
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание программы
Числа и величины
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли‑продажи и др. Скорость, время, путь; объем работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Тематическое планирование по математике
Класс: 2 «Б»
Учитель: Моисеева Надежда Алексеевна
Количество часов по учебному плану
Всего 136 часов; в неделю 4 час.
Плановых контрольных работ: 10.
Планирование составлено на основе УМК «Школа России»
Учебник: Математика . 2 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /[ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. – М.: Просвещение, 2012.
Региональный компонент программы просматривается при составлении учащимися на уроках текстовых задач.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид контроля |
Числа от 1 до 100. Нумерация 16 часов |
1 | Повторение: числа от 1 до 20 | 1 | текущий |
2 | Повторение: числа от 1 до 20 | 1 | текущий |
3 | Счёт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100 | 1 | текущий |
4 | Счёт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. | 1 | текущий |
5 | Поместное значение цифр в записи числа | 1 | текущий |
6 | Однозначные и двузначные числа. | 1 | текущий |
7 | Единицы длины: миллиметр. Устный счет | 1 | текущий |
8 | Единицы длины: миллиметр. | 1 | текущий |
9 | Число 100 | 1 | текущий |
10 | Контрольная работа по теме «Образование чисел в пределах 100» (входная) | 1 | тематический |
11 | Единицы длины: метр. Таблица единиц длины. Работа над ошибками | 1 | текущий |
12 | Сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 - 5, 35 - 30 | 1 | текущий |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. (36 = 30 + 6) | 1 | текущий |
14 | Рубль. Копейка. Соотношение между ними | 1 | текущий |
15 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация». | 1 | тематический |
16 | «Странички для любознательных» Работа над ошибками | 1 | текущий |
Сложение и вычитание 20 часов |
17 | Задачи, обратные заданной. | 1 | текущий |
18 | Сумма и разность отрезков | 1 | текущий |
19 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | текущий |
20 | Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого Арифметический диктант (тест) | 1 | тематический |
21 | Время. Единицы времени: час, минута. | 1 | текущий |
22 | Длина ломаной | 1 | текущий |
23 | «Странички для любознательных» Самостоятельная работа | 1 | тематический |
24 | Числовые выражения Порядок действий в числ. выражениях. Скобки | 1 | текущий |
25 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Скобки. | 1 | текущий |
26 | Сравнение числовых выражений Арифметический диктант | 1 | тематический |
27 | Периметр многоугольника | 1 | текущий |
28 | Переместительное и сочетательное свойства сложения | 1 | текущий |
29 | Применение переместительного и сочетательного свойства сложения | 1 | текущий |
30 | Применение переместительного и сочетательного свойства сложения | 1 | текущий |
31 | Контрольная работа по итогам 1 четверти | 1 | итоговый |
32 | Наш проект: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» Работа над ошибками | 1 | текущий |
33 | Повторение пройденного | 1 | текущий |
34 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | текущий |
35 | Самостоятельная работа по теме «Единицы длины» | 1 | текущий |
36 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | текущий |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (50 часов) |
37 | Устные приёмы сложения вида 36 + 2, 36 + 20 | 1 | текущий |
38 | Устные приёмы вычитания вида 36 -2, 36 - 20, | 1 | текущий |
39 | Устные приёмы сложения вида 26+4, 95+5 Арифметический диктант (тест) | 1 | текущий |
40 | Устные приёмы вычитания вида 30-7 | 1 | текущий |
41 | Устные приёмы вычитания вида 60-24 | 1 | текущий |
42 | Решение задач. Запись решения задачи выражением | 1 | текущий |
43 | Решение задач. Запись решения задачи выражением Арифметический диктант | 1 | текущий |
44 | Решение задач. Запись решения задачи выражением | 1 | текущий |
45 | Устные приёмы сложения вида 26+7, 64+9 | 1 | текущий |
46 | Устные приёмы вычитания вида 35-7 | 1 | текущий |
47 | Вычисления изученных видов с устн. Объяснением Самостоятельная работа | 1 | текущий |
48 | Вычисления изученных видов с устн. объяснением | 1 | текущий |
49 | «Странички для любознательных» | 1 | текущий |
50 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | текущий |
51 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | 1 | тематический |
52 | Повторение пройденного Работа над ошибками | 1 | текущий |
53 | Выражения с переменной вида а + 12, Ъ - 15, 48-е | 1 | текущий |
54 | Выражения с переменной вида а + 12, Ъ - 15, 48-е | 1 | текущий |
55 | Уравнение Устный счет | 1 | текущий |
56 | Уравнение | 1 | текущий |
57 | Проверка сложения вычитанием | 1 | текущий |
58 | Контрольная работа по итогам 1 полугодия | 1 | итоговый |
59 | Проверка вычитания сложением и вычитанием Работа над ошибками | 1 | текущий |
60 | Проверка вычитания сложением и вычитанием | 1 | текущий |
61 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | текущий |
62 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | текущий |
63 | Повторение пройденного «Чему научились» Самостоятельная работа | 1 | тематический |
64 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | текущий |
65 | Сложение вида 45 + 23 | 1 | текущий |
|
66 | Вычитание вида 57 - 26 | 1 | текущий |
67 | Письменные приёмы сложен. и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. | 1 | текущий |
68 | Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. | 1 | текущий |
69 | Углы. Виды углов (прямой, тупой, острый). | 1 | текущий |
70 | Решение текстовых задач Устный счет | 1 | текущий |
71 | Решение текстовых задач | 1 | текущий |
72 | Письменное сложение вида 37 + 48 | 1 | текущий |
73 | Письменное сложение вида 37 + 53 | 1 | текущий |
74 | Прямоугольник. | 1 | текущий |
75 | Сложение вида 87+13 Самостоятельная работа | 1 | тематический |
76 | Вычитание вида 40-8 и сложение вида 32+8 | 1 | текущий |
77 | Вычитание вида 50-24 | 1 | текущий |
78 | «Странички для любознательных» Повторение пройденного | 1 | текущий |
79 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | 1 | тематический |
80 | Повторение пройденного Работа над ошибками | 1 | текущий |
81 | Письменное вычитание вида 52-24 | 1 | текущий |
82 | Свойства противоположных сторон прямоугольника. | 1 | текущий |
83 | Квадрат Арифметический диктант | 1 | тематический |
84 | Наш проект: «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата | 1 | текущий |
85 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | текущий |
86 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | 1 | тематический |
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (18) |
87 | Умножение. Конкретный смысл умножения Работа над ошибками | 1 | текущий |
88 | Связь умножения со сложением | 1 | текущий |
89 | Текстовые задачи, раскрывающие смысл умножения | 1 | текущий |
90 | Периметр прямоугольника Самостоятельная работа | 1 | тематический |
91 | Приёмы умножения 1 и 0. | 1 | текущий |
92 | Название компонентов и результата умножения. | 1 | текущий |
93 | Текстовые задачи, раскрывающие смысл умножения | 1 | текущий |
94 | Переместительное свойство умножения | 1 | текущий |
95 | Переместительное свойство умножен. Арифметический диктант (тест) | 1 | текущий |
96 | Конкретный смысл действия деления | 1 | текущий |
97 | Задачи, раскрывающие смысл деления | 1 | текущий |
98 | Названия компонентов и результата деления. | 1 | текущий |
99 | Контрольная работа по итогам 3 четверти | 1 | итоговый |
100 | Задачи, раскрывающие смысл деления. Работа над ошибками | 1 | текущий |
101 | Задачи, раскрывающие смысл деления | 1 | текущий |
102 | Повторение пройденного Самостоятельная работа | 1 | тематический |
103 | Повторение пройденного «Чему научились» | 1 | текущий |
104 | «Странички для любознательных» | 1 | текущий |
Числа от 1 до 100. Умножение и деление. Табличное умножение и деление (22) |
105 | Связь между компонентами и результатом умножения | 1 | текущий |
106 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | 1 | текущий |
107 | Приём умножения и деления на число 10 | 1 | текущий |
108 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | текущий |
109 | Задачи на нахождение третьего слагаемого | 1 | текущий |
110 | Задачи на нахождение третьего слагаемого | 1 | текущий |
111 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | 1 | тематический |
112 | Умножение числа 2 и на 2 Работа над ошибками | 1 | текущий |
113 | Умножение числа 2 и на 2 | 1 | текущий |
114 | Приёмы умножения числа 2 | 1 | текущий |
115 | Деление на 2. | 1 | текущий |
116 | Деление на 2. Устный счет | 1 | текущий |
117 | Деление на 2. | 1 | текущий |
118 | Умножение числа 3 и на 3. | 1 | текущий |
119 | Умножение числа 3 и на 3. Арифметический диктант | 1 | тематический |
120 | Умножение числа 3 и на 3. | 1 | текущий |
121 | Деление на 3 | 1 | текущий |
122 | Деление на 3 | 1 | текущий |
123 | Деление на 3 Устный счет | 1 | текущий |
124 | Повторение пройденного "Что узнали. Чему научись" | 1 | текущий |
125 | Самостоятельная работа по теме «Табличное умножение и деление» (тест) | 1 | тематический |
126 | Повторение пройденного "Что узнали. Чему научись" | 1 | текущий |
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» (10) |
127 | Числа от 1 до 100. Нумерация | 1 | текущий |
128 | Числовые и буквенные выражения | 1 | текущий |
129 | Равенство. Неравенство. Уравнение | 1 | текущий |
130 | Комплексная Контрольная работа по итогам года | 1 | итоговый |
131 | Сложение и вычитание. Свойства сложен. Работа над ошибками | 1 | текущий |
132 | Решение задач изученных видов | 1 | текущий |
133 | Решение задач изученных видов Самостоятельная работа | 1 | тематический |
134 | Длина отрезка. Единицы длины. | 1 | текущий |
135 | Геометрические фигуры | 1 | текущий |
136 | Решение задач изученных видов | 1 | текущий |