Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 2 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования МО и науки РФ. – (М.: Просвещение, 2010); в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М.: Просвещение, 2010), «Планируемыми результатами начального общего образования», «Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа. – (М.: Просвещение, 2011); авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В Степанова. Математика: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. / - М.: Просвещение, 2011. (Школа России) ФГОС
Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. / М.И Моро, С.И. Волкова. / - М.: Просвещение, 2015
Математика Проверочные работы. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И. Волкова / - М.: Просвещение, 2015
Цель курса:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи курса:
-- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю)
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100
Нумерация (17 ч)
Новая счетная единица - десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.
Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними.
Длина ломаной.
Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Сложение и вычитание (65 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
|Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения и вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43 — Ь.
Уравнение. Решение уравнений вида 58 - х = 27, х - 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Углы прямые и непрямые. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
|Умножение и деление (39 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (15 ч)
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
Авторская (примерная) программа | Рабочая программа |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация | 16 | 17 |
2 | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 | 70 | 65 |
4 | Умножение и деление | 39 | 39 |
6 | Итоговое повторение | 11 | 15 |
| Итого | 136 | 136 |
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
- элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
- элементарные правила общения (знание правил общения и ихприменение);
- уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
- осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках;
- представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- слушать и понимать речь других, уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Предметные результаты
- умение использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- умение использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
- умение осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- умение осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- умение решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
- умение измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | Дата |
| Числа от 1 до 100. Нумерация | 17 ч | |
1 | Повторение. Числа от 1 до 20 | 1 | |
2 | Запись и чтение чисел от 1 до 20 | 1 | |
3 | Счёт десятками. Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100 | 1 | |
4 | Поместное значение цифр | 1 | |
5 | Однозначные и двузначные числа. Число 100 | 1 | |
6 | Единицы измерения длины: миллиметр | 1 | |
7 | Миллиметр. Решение задач | | |
8 | Стартовая диагностика. Входная контрольная работа №1 | 1 | |
9 | Метр. Таблица мер длины | 1 | |
10 | Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30 | 1 | |
11 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | 1 | |
12 | Единицы стоимости: рубль, копейка | 1 | |
13 | Странички для любознательных | | |
14 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | |
15 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма) | 1 | |
16 | Контрольная работа №2 по теме «Нумерация чисел от 1 до 100» | 1 | |
17 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | |
| Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 | 65 ч | |
18 | Решение и составление задач, обратных данной | 1 | |
19 | Сумма и разность отрезков | 1 | |
20 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | |
21 | Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого | 1 | |
22 | Единицы времени. Час. Минута. Соотношение между ними | 1 | |
23 | Длина ломаной | 1 | |
24 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1 | |
25 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Скобки | 1 | |
26 | Числовые выражения | 1 | |
27 | Сравнение числовых выражений | 1 | |
28 | Периметр многоугольника | 1 | |
29 | Свойства сложения. | 1 | |
30 | Решение задач | 1 | |
31 | Закрепление изученного | 1 | |
32 | Контрольная работа №3 за 1-ую четверть | 1 | |
33 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | |
34 | Подготовка к изучению устных приёмов вычислений | 1 | |
35 | Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20 | 1 | |
36 | Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20 | 1 | |
37 | Приёмы вычислений для случаев вида 26+4 | 1 | |
38 | Приёмы вычислений для случаев вида 30-7 | 1 | |
39 | Приёмы вычислений для случаев вида 60-24 | 1 | |
40 | Решение задач | 1 | |
41 | Решение задач | 1 | |
42 | Решение задач | 1 | |
43 | Приёмы сложения вида 26+7 | 1 | |
44 | Приёмы вычитания вида 35-7 | 1 | |
45 | Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания | 1 | |
46 | Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания | 1 | |
47 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | |
48 | Контрольная работа №4 по теме «Устное сложение и вычитание в пределах 100» | 1 | |
49 | Анализ контрольной работы. Буквенные выражения | 1 | |
50 | Буквенные выражения. Закрепление | 1 | |
51 | Уравнение. Решение уравнений методом подбора | 1 | |
52 | Решение уравнений. Закрепление | 1 | |
53 | Проверка сложения вычитанием | 1 | |
54 | Проверка вычитания сложением и вычитанием | 1 | |
55 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | |
56 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая работа) | 1 | |
57 | Контрольная работа №5 за 1-ое полугодие | 1 | |
58 | Работа над ошибками. Закрепление изученного | 1 | |
59 | Письменное сложение двузначных чисел без перехода через десяток (45+23) | 1 | |
60 | Письменное вычитание двузначных чисел без перехода через десяток (57- 26) | 1 | |
61 | Проверка сложения и вычитания | 1 | |
62 | Закрепление: решение примеров и задач изученных видов | 1 | |
63 | Угол. Виды углов | 1 | |
64 | Решение задач | 1 | |
65 | Письменное сложение вида 37+48 | 1 | |
66 | Письменное сложение вида 37+53 | 1 | |
67 | Прямоугольник | 1 | |
68 | Письменное сложение вида 87+13 | 1 | |
69 | Вычисления вида 32+8, 40-8 | 1 | |
70 | Вычитание вида 50-24 | 1 | |
71 | Закрепление приёмов сложения и вычитания. Странички для любознательных | 1 | |
72 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | |
73 | Контрольная работа №6 по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания» | 1 | |
74 | Вычитание вида 52-24 | 1 | |
75 | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания | 1 | |
76 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | 1 | |
77 | Квадрат | | |
78 | Квадрат. Закрепление | 1 | |
79 | Наши проекты. Оригами | 1 | |
80 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | |
81 | Контрольная работа №7 по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100» | 1 | |
82 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного | 1 | |
| Умножение и деление чисел от 1 до 100 | 23 ч | |
83 | Конкретный смысл действия умножения | 1 | |
84 | Вычисление результата умножения с помощью сложения | 1 | |
85 | Задачи на умножение | 1 | |
86 | Периметр прямоугольника | 1 | |
87 | Умножение нуля и единицы | 1 | |
88 | Названия компонентов и результата действия умножения | 1 | |
89 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | |
90 | Переместительное свойство умножения | 1 | |
91 | Переместительное свойство умножения | 1 | |
92 | Конкретный смысл действия деления | 1 | |
93 | Конкретный смысл действия деления. Решение задач | 1 | |
94 | Решение задач | 1 | |
95 | Названия компонентов и результата действия деления | 1 | |
96 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | |
97 | Контрольная работа №8 за 3-ю четверть | 1 | |
98 | Умножение и деление. Закрепление | | |
99 | Связь между компонентами и результатом умножения | 1 | |
100 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | 1 | |
101 | Приёмы умножения и деления на 10 | 1 | |
102 | Задачи с величинами: «цена», «количество», «стоимость» | 1 | |
103 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого | 1 | |
104 | Закрепление изученного. Решение задач | | |
105 | Контрольная работа №9 по теме «Умножение и деление» | 1 | |
| Табличное умножение и деление | 16 ч | |
106 | Умножение числа 2 и на 2 | 1 | |
107 | Умножение числа 2 и на 2 | 1 | |
108 | Приёмы умножения числа 2 | 1 | |
109 | Деление на 2 | 1 | |
110 | Деление на 2. Закрепление | 1 | |
111 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | |
112 | Странички для любознательных | 1 | |
113 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | |
114 | Умножение числа 3 и на 3 | 1 | |
115 | Умножение числа 3 и на 3 | 1 | |
116 | Деление на 3 | 1 | |
117 | Деление на 3 | 1 | |
118 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | |
119 | Проверочный тест «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов | 1 | |
120 | Контрольная работа № 10 по теме «Табличное умножение и деление» | 1 | |
121 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | |
| Итоговое повторение. «Что узнали. Чему научились во 2 классе» | 15 ч | |
122 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | |
123 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | |
124 | Итоговая контрольная работа № 11 | 1 | |
125 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Числа от 1 до 100 и число 0» | 1 | |
126 | Повторение по темам «Числовые и буквенные выражения», «Равенство. Неравенство. Уравнение» | 1 | |
127 | Повторение по теме «Сложение и вычитание. Свойства сложения» | 1 | |
128 | Сложение и вычитание в пределах 100 (устные вычисления) | 1 | |
129 | Сложение и вычитание в пределах 100 (письменные вычисления» | 1 | |
130 | Проверка знаний | 1 | |
131 | Решение задач | 1 | |
132 | Проверка знаний. Решение задач на умножение и деление | 1 | |
133 | Повторение изученного по темам «Длина отрезка. Единицы длины», «Геометрические фигуры» | | |
134 | Решение задач на нахождение периметра многоугольника | 1 | |
135 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях | 1 | |
136 | Обобщение изученного в течение года. Подведение итогов. Наши достижения | 1 | |
| Итого | 136 | |
Используемая литература
1. Моро М.И. и др. Сборник рабочих программ «Школа России»
1-4классы. Математика. Москва «Просвещение» 2011г.
2. Моро М.И, Волкова С.И., Степанова С.В. Учебник с приложением на
электронном носителе. Математика. 2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение,
2014.
3. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь.2 класс.
В 2– М.: Просвещение, 2015.
4. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 1класс.
В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
В 2ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2011. – 400с.
6. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике.
1 класс, - М.: ВАКО, 2013. – 464с.
7. Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика.
1 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 96с.
№ п/п | Наименование разделов | Рабочая программа | Контрольные работы, проверочные работы и тестирование |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация | 17 часов | Контрольная работа №1,№2 Проверочная работа№1 Тестирование №1 |
2 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 65 часов | Контрольная работа №3- №7 Проверочная работа №2-6 Тестирование№2, №3 |
3 | Умножение и деление | 39 часов | Контрольная работа №8,9 Проверочная работа №7,№8. Тестирование №4 |
4 | Итоговое повторение | 15 часов | Контрольная работа№10 Тестирование №5 |
| Итого | 136 часов | |
12