Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 города Рудня»
________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО методическим советом МБОУ «РСШ №1 (протокол от 28.08.2019 г. №1) | ПРИНЯТО педагогическим советом МБОУ «РСШ №1» (протокол от 30.08.2019 г. №1) | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «РСШ №1» _______ И.Д. Дятченкова 30.08.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
2019- 2020 учебный год
Учитель: Максименкова Л. А.
Класс: 4
УМК «Гармония»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для 4 класса рассчитана на изучение предмета в объеме 136 часов (4 часа в неделю). Курс интегрирован с предметом «Информатика». Обучение ведется по УМК «Гармония» в соответствии с ФГОС и построена на основе ООП НОО МБОУ «РСШ №1».
В результате обучения математике и информатике реализуются следующие цели:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Решаются следующие задачи:
- способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка, не вредить его здоровью;
- дать представление о математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины;
- сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученикам в жизни и для успешного продолжения обучения в основном звене школы.
Планируемые результаты по изучению учебного предмета
Личностные:
-формировать положительное отношение к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи (на доступном для возраста уровне), соотносить результат действия с поставленной целью; способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности или не успешности учебной деятельности.
Регулятивные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- решать логические, комбинаторные, геометрические задачи;
- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи
Коммуникативные учебные действия
Ученик научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Учащиеся получат возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Работа с информацией
Ученик научится:
• читать несложные готовые таблицы;
• заполнять несложные готовые таблицы;
• читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Ученик получит возможность научиться:
• читать несложные готовые круговые диаграммы;
• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц;
• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы, схемы);
• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
• интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогноз)
Предметные результаты
Числа и величины
Ученик научится:
• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение числа в несколько раз);
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
• читать и записывать величины (массу, время, длину, объем), используя основные единицы измерения величин и соотношении между ними, сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Ученик получит возможность научиться:
• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Ученик научится:
• выполнять устно сложение, вычитание двузначных чисел в пределах 1000000, умножение однозначных, (в том числе с нулём и числом 1):
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения (со скобками и без скобок).
Ученик получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Ученик научится:
• анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи; определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
• решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2—3 действия);
• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Ученик получит возможность научиться:
• решать задачи в 3—4 действия;
• находить разные способы решения задач;
• решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Ученик научится:
• описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Ученик получит возможность научиться:
• распознавать плоские и кривые поверхности;
• распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
• распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Ученик научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Ученик получит возможность научиться вычислять площадь и периметр различных фигур.
Содержание предмета
Четверть | Раздел | Всего часов | Кол-во контрольных работ |
1 четверть | Повторение материала 1, 2, 3 классов. Нумерация многозначных чисел. Информация. | 12 | 1 |
Умножение многозначного числа на однозначное | 13 | 1 |
Деление с остатком | 12 | 2 |
2 четверть | Умножение многозначных чисел | 12 | 1 |
Деление многозначных чисел Набор, индивидуализация, редактирование текстов. | 16 | 2 |
3 четверть | Доли и дроби | 4 | |
Действия с величинами | 16 | 1 |
Скорость движения Создание схем, диаграмм | 23 | 2 |
4 четверть | Уравнения | 7 | |
Числовые и буквенные выражения | 9 | 1 |
Подготовка презентаций Повторение пройденного материала в 1- 4 классах | 12 | 1 |
Всего: | | 136 | 12 |
Формы организации учебного предмета и основных видов деятельности
На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждаются коллективно и создают условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Для этой цели используются следующие методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной - вербальной - графической - символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания - «ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем |
1. | | Поиск информации в сети интернет. Сравнение многозначных чисел. |
2. | | Арифметические задачи. |
3. | | Взаимосвязь компонентов и результата действий. |
4. | | Арифметические задачи. |
5. | | Деление на 10, 100,1000. |
6. | | Площадь и периметр прямоугольника. |
7. | | Деление числа на произведение. |
8. | | Куб. |
9. | | Числовые выражения. |
10. | | Входная контрольная работа. |
11. | | Числовые выражения. Введение информации в компьютер. |
12. | | Алгоритм умножения на однозначное число. |
13. | | Алгоритм умножения на однозначное число. |
14. | | Арифметические задачи. |
15. | | Взаимосвязь компонентов и результата действий. |
16. | | Арифметические задачи. |
17. | | Арифметические задачи. |
18. | | Сравнение многозначных чисел. |
19. | | Умножение многозначных чисел. |
20. | | Умножение многозначных чисел. |
21. | | Запись деления с остатком. |
22. | | Взаимосвязь компонентов и результата действий. |
23. | | Деление с остатком. |
24. | | Взаимосвязь компонентов и результата действий. |
25. | | Решение арифметических задач. |
26. | | Решение арифметических задач. |
27. | | Деление с остатком. |
28. | | Контрольная работа. |
29. | | Деление с остатком. |
30. | | Решение задач. |
31. | | Деление на 10, 100. |
32. | | Умножение многозначного числа на однозначное. |
33. | | Контрольная работа по теме «Деление». |
34. | | Умножение многозначного числа на однозначное. |
35. | | Решение задач. |
36. | | Алгоритм умножения на двузначное число. |
37. | | Сравнение выражений. |
38. | | Алгоритм умножения на двузначное число. |
39. | | Алгоритм умножения на двузначное число. |
40. | | Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. |
41. | | Решение задач. Набор текстов. |
42. | | Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. |
43. | | Алгоритм умножения многозначных чисел. |
44. | | Алгоритм умножения многозначных чисел. |
45 | | Контрольная работа по теме «Умножение ». |
46. | | Умножение многозначного числа на однозначное. |
47. | | Постановка учебной задачи. |
48. | | Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления. |
49. | | Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. |
50. | | Алгоритм письменного деления. |
51 | | Решение задач. |
52 | | Алгоритм письменного деления. |
53. | | Алгоритм письменного деления. |
54. | | Решение задач. Сканирование рисунков и текстов. |
55. | | Классификация выражений. |
56. | | Решение задач. |
57. | | Алгоритм письменного деления. |
58. | | Алгоритм письменного деления. Запись и индивидуализация редактирования текстов, слайдов. |
59. | | Прикидка результата. Количество цифр в частном. |
60. | | Прикидка результата. Количество цифр в частном. |
61. | | Решение задач. |
62. | | Контрольная работа по теме «Решение задач». |
63. | | Алгоритм письменного деления. |
64. | | Прикидка результата. Количество цифр в частном. |
65. | | Прикидка результата. Количество цифр в частном. |
66. | | Предметный смысл дроби (доли). |
67. | | Предметный смысл дроби (доли). |
68. | | Нахождение дроби от числа и числа по дроби. |
69. | | Величины на практике. Стандартные функции текстового редактора. |
70. | | Сравнение величин. |
71. | | Решение задач с величинами (длина, площадь). |
72 | | Решение задач с величинами (длина, площадь). |
73 | | Соотношение единиц массы. |
74. | | Решение задач с величинами (масса). |
75. | | Решение задач с величинами (масса). |
76. | | Сложение и вычитание величин. |
77. | | Соотношение единиц времени. |
78. | | Соотношение единиц времени. |
79. | | Единицы длины. Использование полуавтоматического орфографического контроля. |
80. | | Решение задач с различными величинами (длина, площадь). |
81. | | Решение задач с различными величинами (длина, площадь). |
82. | | Решение задач с различными величинами (масса). |
83. | | Решение задач с различными величинами (масса). |
84. | | Контрольная работа по теме «Величины». |
85. | | Решение задач с различными величинами (время) |
86. | | Решение задач с различными величинами (время). |
87. | | Решение задач с различными величинами |
88. | | Единицы объема. |
89 | | Решение задач с величинами. |
90. | | Единицы скорости. |
91. | | Соотношение единиц скорости. |
92. | | Соотношение единиц скорости. |
93. | | Правила порядка выполнения действий. |
94. | | Решение задач. |
95. | | Движение двух тел навстречу друг другу. |
96. | | Движение двух тел навстречу друг другу. |
97. | | Решение задач с величинами (скорость, время, расстояние) |
98. | | Решение задач с величинами (скорость, время, расстояние) |
99. | | Решение задач с величинами. |
100 . | | Решение задач на движение двух тел в одном направлении. |
101. | | Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях. |
102. | | Правила порядка выполнения действий. Заполнение уч. базы данных. |
103. | | Решение задач на движение. |
104 | | Решение задач на движение. |
105. | | Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях. |
106. | | Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях. |
107. | | Контрольная работа по теме « Решение задач». |
108. | | Решение задач на движение двух тел в одном направлении. |
109. | | Решение задач на движение. |
110. | | Решение задач на движение. |
111. | | Анализ записей решения уравнений. |
112. | | Запись уравнения. |
113. | | Сравнение уравнений. |
114. | | Составление уравнений по данному тексту. |
115. | | Запись буквенных выражений. Создание схем, диаграмм. |
116. | | Сравнение числовых и буквенных выражений. |
117. | | Усложненные уравнения. |
118. | | Решение задач способом составления уравнений. |
119. | | Решение задач способом составления уравнений. |
120. | | Решение усложненных уравнений. |
121. | | Сравнение уравнений. |
122. | | Решение усложненных уравнений. |
123. | | Умножение многозначных чисел. |
124. | | Умножение многозначных чисел. |
125. | | Деление многозначных чисел. |
126. | | Деление многозначных чисел. |
127. | | Решение задач на движение. |
128. | | Решение задач на движение. |
129. | | Контрольная работа по теме «Уравнение ». |
130. | | Деление многозначных чисел. |
131. | | Деление с остатком. |
132. | | Деление с остатком. |
133. | | Правила порядка выполнения действий. |
134. | | Правила порядка выполнения действий. |
135. | | Решение задач способом составления уравнений. |
136. | | Решение задач способом составления уравнений. Подготовка презентаций. |