Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аннинская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании ШМО учителей начальных классов протокол № 1 от « 30 » августа 2019 г. | Утверждено. Директор МБОУ Аннинской СОШ №1 школы _______________М.В.Попова приказ № 85.19 от «30» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 1 - 4 КЛАССОВ
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Срок реализации программы:
4 года
Составители: Ларечнева Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Анна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» составлена на основе ФГОС НОО, утверждённого 06.10.2009г. № 373, ПООП НОО, ООП НОО МБОУ Аннинской СОШ № 1 с учетом авторской программы Математика : программа : 1–4 классы / В.Н. Рудницкая. — 2-е изд., испр. — М. : Вентана-Граф, 2018 г., учебного плана МБОУ Аннинской СОШ № 1.
На изучение математики в каждом классе отводится по 4 ч в неделю. Предмет «Математика» рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Учебники для обучающихся:
1. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. Математика: учебник: учебник для 1 класса: в 2 частях—М.: Вентана-Граф, 2017 г.
2. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. Математика: учебник: учебник для 2 класса: в 2 частях—М.: Вентана-Граф, 2017 г.
3. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. Математика: учебник: учебник для 3 класса: в 2 частях—М.: Вентана-Граф, 2017 г.
4. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. Математика: учебник: учебник для 1 класса: в 2 частях—М.: Вентана-Граф, 2014 г.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение навыками смыслового чтения;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Числа и величины
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду,
цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться:
вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из
прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание предмета
Числа и величины
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли‑продажи и др. Скорость, время, путь; объем работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 1 КЛАССА
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Количество часов | Контрольные уроки (указать номер) |
всего | формы контроля |
Диагностика. «Школьный старт» | Итоговая проверочная работа |
1 | Первоначальные представления о множествах предметов. | 6 | 1 | | Урок № 5 |
2 | Отношения между предметами и между множествами предметов. | 6 | 1 | | Урок №9 |
3 | Число и счёт. | 50 | | 2 | Урок №35 Урок №58 |
4 | Арифметические действия. Свойства сложения и вычитания. | 12 | | | |
5 | Таблица сложения и вычитания в пределах 10. | 26 | | 1 | Урок №98 |
6 | Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20. | 27 | | | |
7 | Сначала рисуем. | 5 | | 1 | Урок №58 |
Итого: | 132 | 2 | 4 | 6 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Количество часов | Контрольные уроки (указать номер) |
всего | формы контроля |
Практическая работа | Тест | Контрольная работа | Мат. диктант | Проверочная работа | Комплексная работа |
1 | Число и счёт | 5 | | | | | | | |
2 | Луч. Числовой луч | 7 | | | 1 | | | | К. р. – урок №10 |
3 | Единицы измерения длины | 4 | | | | | 1 | | Пр.р- урок №14 |
4 | Многоугольник | 2 | | | | 1 | | | Мат.д.-урок №18 |
5 | Способы сложения и вычитания в пределах 100 | 13 | | | | | 1 | | Пр. р. - урок №25. |
6 | Периметр | 9 | | | 1 | | 2 | | Пр. р. - урок №34 К. р. – урок №36 Пр. р. - урок №40 |
7 | Окружность | 5 | | | | | 1 | | Пр. р. - урок №45 |
8 | Таблица умножения и деления однозначных чисел | 24 | | | 1 | | 3 | | Пр. р. - урок №57 К. р. – урок №59 Пр. р. - урок №66 Пр. р. - урок №69 |
9 | Площадь фигуры | 4 | | | | | 1 | | Пр. р. - урок №73 |
10 | Таблица умножения и деления однозначных чисел | 14 | | | | 1 | 2 | | Мат.д.-урок №79 Пр. р. - урок №81 Пр. р. - урок №87 |
11 | Кратное сравнение | 21 | | | 1 | 1 | 2 | | Мат.д.-урок 91 Пр. р. - урок №95 Пр. р. – ур. №102 К. р. – урок №104 |
12 | Числовые выражения | 6 | | | | 1 | 1 | | Мат.д.-урок 111 Пр. р. – ур. №114 |
13 | Прямой угол | 3 | | | | | | | |
14 | Прямоугольник | 11 | | | | 1 | 1 | | Мат.д.-урок 122 Пр. р. – ур. №127 |
15 | Повторение изученного во 2-м классе | 8 | | | 1 | | 1 | | К. р. – урок №131 Пр. р. – ур. №133 |
| Итого | 136 | | | 5 | 5 | 16 | | 26 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Количество часов | Контрольные уроки (указать номер) |
всего | формы контроля |
Практическая работа | Тест | Контрольная работа | Мат. диктант | | Комплексная работа |
1 | Числа от 100 до 1000. | 6 | | 1 | | | | | Тест- урок №4 |
2 | Сравнение чисел. Знаки «». | 2 | | | 1 | | | | К. р. – урок №8 |
3 | Километр, миллиметр. | 4 | | | 1 | | | | К.р- урок №10 |
4 | Ломаная. | 3 | | | | | | | |
5 | Длина ломаной. | 3 | 1 | | | | | | Пр. р. – урок №17. |
6 | Масса: килограмм, грамм. | 4 | 1 | | | | | | Пр. р. - урок №21 |
7 | Вместимость. | 3 | 1 | | 1 | | | | Пр. р. - урок №24 К.р- урок №25 |
8 | Сложение в пределах 1000 | 6 | | | | 1 | | | Мат.д.-урок №30 |
9 | Вычитание в пределах 1000. | 6 | | | 1 | | | | К.р- урок №35 |
10 | Сочетательное свойство сложения. | 3 | | | | | | | |
11 | Сумма трёх и более слагаемых. | 3 | | | | | | | |
12 | Сочетательное свойство умножения. | 3 | | | | 1 | | | Мат.д.-урок №46 |
13 | Произведение трех и более множителей. | 3 | | | | | | | |
14 | Симметрия на клетчатой бумаге. | 3 | 1 | | 1 | 1 | | | Мат.д.-урок №50 Пр.р-урок№51 К.р- урок №52 |
15 | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок . | 3 | | | | | | | |
16 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками | 8 | | | 3 | | | | К.р- урок №59 К.р- урок №60 К.р- урок №63 |
17 | Верные и неверные предложения (высказывания) | 3 | | | | | | | |
18 | Числовые равенства и неравенства | 5 | | | | | | | |
19 | Деление окружности на равные части. | 3 | | | | | | | |
20 | Умножение суммы на число. | 3 | | | | | | | |
21 | Умножение на 10 и на 100. | 3 | | 1 | | | | | Тест-урок №80 |
22 | Умножение вида 50х9, 200х4. | 4 | | | | | | | |
23 | Прямая. | 3 | | | 1 | | | | К.р.-урок№87. |
24 | Умножение на однозначное число. | 8 | | | 1 | | | | К.р.-урок№93. |
25 | Измерение времени. | 4 | | | | | | | |
26 | Деление на 10 и на 100. | 3 | | | 1 | | | | К.р.-урок№102 |
27 | Нахождение однозначного частного. | 3 | | | | | | | |
28 | Деление с остатком. | 4 | | | | | | | |
29 | Деление на однозначное число. | 8 | | | 1 | 1 | | | Мат.д.-урок№113 К.р.-урок№117 |
30 | Умножение вида 23·40. | 4 | | | 1 | | | | К.р.-урок№121 |
31 | Умножение на двузначное число. | 6 | | | | | | | |
32 | Деление на двузначное число. | 7 | | | 1 | | | 1 | Комплексная к.р.-урок№131. К.р.-урок№132 |
33 | Обобщение материала. | 2 | | | 2 | | | | К.р.-урок№135 К.р.-урок№136 |
| Итого | 136 | 4 | 2 | 16 | 3 | | 1 | 26 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Количество часов | Контрольные уроки (указать номер) |
всего | формы контроля |
Проверочная работа | Математический диктант | Контрольная работа | Практическая работа |
1 | Число и счёт. | 8 | | | | | |
2 | Арифметические действия с многозначными числами и их свойства. | 64 | 1 | 3 | 8 | | Контр. работа- урок №11, №12, №19, №48, №76, №105, №127, №130 Мат. диктант-урок №71, №95, №66 Провер. работа- урок №113 |
3 | Величины. | 10 | | | 1 | | Контр. работа- урок №99 |
4 | Работа с текстовыми задачами. | 16 | | 1 | 3 | | Контр. работа- урок №30, №57, №83 Мат. диктант- урок №80 |
5 | Геометрические понятия. | 22 | | 1 | 1 | 2 | Контр. работа- урок №33 Практ. работа-урок №43, №79 Мат. диктант-урок №122 |
6 | Логико-математическая подготовка. | 11 | 1 | | 1 | | Контр. работа- урок №92 Провер. работа- урок №89 |
7 | Работа с информацией. | 5 | 1 | | | | Провер. работа- урок №35 |
| Итого: | 136 | 3 | 5 | 14 | 2 | 24 |