Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана для обучающихся 1 класса и составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г.№373
Примерной основной образовательной программы начального общего образования . М.: Просвещение, 2016г.
Авторской программы для 1 класса В.Н.Рудницкой (концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова) М.: Вентана-Граф. 2012.
Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования Учебного плана ЧОУ НОО НОШ «Юные таланты».
Изучение курса «Математика» на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника- формирование способности к интеллектуальной деятельности(логического и знако-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации(фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний- понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешений сюжетных ситуаций; формирование умений решать учебные и практические задачи средствами математики; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Программа ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:
Рудницкая В.Н, КочуроваЕ.Э., Рыдзе О.А Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Вентана -Граф, 2012
КочуроваЕ.Э., Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №1,№2 для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Вентана -Граф, 2013
Рудницкая В.Н, Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №3 для учащихся общеобразовательных учреждений: - М.: Вентана -Граф, 2013
Содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе ив обществе (хронология событий, протяжённость во времени, образование целого их частей, изменение формы, размера и т.д.);
Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения)
Обязательная часть регионального базисного учебного плана для общеобразовательных школ отводит на изучение предмета «Математика» в 1 классе 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели ).
2. Планируемые результаты освоения предмета «Математика»
К концу обучения в первом классе ученик научится: называть:
предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);
различать:
число и цифру;
знаки арифметических действий;
круг и шар, квадрат и куб;
многоугольники по числу сторон (углов);
направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
читать:
числа в пределах 20, записанные цифрами;
записи вида 3 + 2 = 5, 6-4 = 2, 5-2=10, 9:3 = 3. сравнивать
предметы с целью выявления в них сходства и различий;
предметы по размерам (больше, меньше);
два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);
данные значения длины;
отрезки по длине; воспроизводить:
результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
результаты табличного вычитания однозначных чисел;
способ решения задачи в вопросно-ответной форме. распознавать:
геометрические фигуры; моделировать:
отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;
ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;
характеризовать:
расположение предметов на плоскости и в пространстве;
расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;
анализировать:
текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;
классифици ров ать:
распределять элементы множеств на группы по заданному признаку; упорядочивать:
предметы (по высоте, длине, ширине);
отрезки в соответствии с их длинами;
числа (в порядке увеличения или уменьшения); конструировать:
алгоритм решения задачи;
несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме); контролировать:
свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки); оценивать:
расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно). решать учебные и практические задачи:
пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;
записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;
решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);
измерять длину отрезка с помощью линейки;
изображать отрезок заданной длины;
отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);
ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.
К концу обучения в первом классе ученик может научиться: сравнивать:
— разные приёмы вычислений с целью выявления наиболее удобного
приема;
воспроизводить:
— способ решения арифметической задачи или любой другой учебной
задачи в виде связного устного рассказа;
классифицировать:
— определять основание классификации;
обосновывать:
— приемы вычислений на основе использования свойств арифметических
действий;
контролировать деятельность:
— осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в
парах;
решать учебные и практические задачи:
преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;
использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;
выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;
составлять фигуры из частей;
разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;
изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;
находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);
определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей,
представлять заданную информацию в виде таблицы;
выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметные результаты:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результаты:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять анализировать и интерпретировать данные.
3. Содержание учебного предмета
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
коллективные,
фронтальные;
работа в парах
Основными формами текущего контроля являются:
устный опрос;
диагностические работы;
тестовые задания;
самостоятельные работы.
Виды контроля: итоговый - комплексная работа – 1; наблюдение - листы контроля.
Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими разделами:
Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов (20ч)
Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов).
Число и счёт (17ч)
Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись результатов пересчёта предметов цифрами. Число и цифра 0 (нуль). Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки.Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц)
Арифметические действия с числами и их свойства (58ч)
Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20
Смысл сложения, вычитания, умножения и деления.
Практические способы выполнения действий.
Запись результатов с использованием знаков =, +, –, ·, :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность)
Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия
Приёмы сложения и вычитания в случаях вида 10 + 8, 18 – 8, 13 – 10.
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания.
Приёмы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы сложения.
Правило сравнения чисел с помощью вычитания.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Свойства сложения и вычитания
Сложение и вычитание с нулём. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке.
Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.
Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками
Величины (6ч)
Цена, количество, стоимость товара
Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.
Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара)
Геометрические величины
Длина и её единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение:
1 дм = 10 см.
Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида
1 дм 6 см = 16 см,
12 см = 1 дм 2 см.
Расстояние между двумя точками
Работа с текстовыми задачами (15ч)
Текстовая арифметическая задача и её решение
Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи.
Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи). Запись решения и ответа.
Составная задача и её решение.
Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов.
Изменение условия или вопроса задачи.
Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями
Геометрические понятия (10ч)
Взаимное расположение предметов
Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри
Осевая симметрия
Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников).
Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии
Геометрические фигуры
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы.
Точка, линия, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар.
Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки
Логические понятия
Понятия: все не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из любой.
Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера
- анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нём составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;
- актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).
Работа с информацией (6ч)
Представление и сбор информации
Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы.
Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.
Перевод информации из текстовой формы в табличную.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
|
1 | Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов | 20 |
2 | Число и счёт | 17 |
3 | Арифметические действия и их свойства | 58 |
4 | Величины | 6 |
5 | Работа с текстовыми задачами | 15 |
6 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры | 10 |
8 | Работа с информацией | 6 |
Календарно- тематическое планирование по математике 1 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 2 | Сравниваем предметы Сравниваем предметы | 2 | 02.09 03.09 | |
3 | Называем по порядку. Слева направо. Справа налево | 1 | 07.09 | |
4 | Знакомимся с таблицей | 1 | 08.09 | |
5 | Сравниваем.выделение элементов множества. | 1 | 09.09 | |
6 | Числа и цифры | 1 | 10.09 | |
7 | Числа и цифры | 1 | 14.09 | |
8 | Конструируем | 1 | 15.09 | |
9 | Учимся выполнять сложение | 1 | 16.09 | |
10 | Находим фигуры | 1 | 17.09 | |
11 | «Шагаем» по линейке. Вправо. Влево | 1 | 21.09 | |
12 | Учимся выполнять вычитание | 1 | 22.09 | |
13 14 | Сравниваем | 2 | 23.09 24.09 | |
15 16 | Готовимся решать задачи | 2 | 28.09 29.09 | |
17 | Складываем числа | 1 | 30.09 | |
18 | Различаем числа и цифры | 1 | 01.10 | |
19 | Вычитаем числа | 1 | 05.10 | |
20 | Измерение длины в сантиметрах | 1 | 06.10 | |
21 22 | Измерение длины в сантиметрах | 2 | 07.10 08.10 | |
23 | Увеличение и уменьшение числа на 1 | 1 | 12.10 | |
24 | Увеличение и уменьшение числа на 2 | 1 | 13.10 | |
25 | Число 10 и его запись цифрами | 1 | 14.10 | |
26 | Дециметр. Измерение длин в дециметрах | 1 | 15.10 | |
27 | Многоугольники. | 1 | 19.10 | |
28 | Понятие об арифметической задаче. | 1 | 20.10 | |
29 | Решение задач. Решение задач по схемам и моделям. | 1 | 21.10 | |
30 | Запись решения задачи с помощью знаков арифметических действий и знака равенства. | 1 | 22.10 | |
31 32 | Числа от 11 до20. Образование чисел 11 –20. Названия и запись чисел от 11 до 20. | 2 | 26.10 27.10 | |
33 | Измерение длины в дециметрах и сантиметрах | 1 | 28.10 | |
34 | Составление задач с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, к данной схеме). Запись решения задачи | 1 | 29.10 | |
35 | Числа от 1 до 20. Счёт от 1 до 20 в прямом порядке и от 20 до 1 в обратном порядке. | 1 | 09.11 | |
36 37 | Подготовка к введению умножения | 2 | 10.11 11.11 | |
38 | Составление задач по рисункам, схемам, моделям. Запись решения задач. | 1 | 12.11 | |
39 | Моделирование десятичного состава чисел от 11 до 20. | 1 | 16.11 | |
40 41 | Введение термина «умножение». Смысл действия умножения Решение задач на умножение и их решение. | 2 | 17.11 18.11 | |
42 43 | Решение арифметических задач разных видов. | 2 | 19.11 23.11 | |
44 | Верно или неверно? | 1 | 24.11 | |
45 | Подготовка к введению деления | 1 | 25.11 | |
46 47 | Введение термина «Деление». Деление на равные части. Записи вида 8 : 2 = 4 и их чтение. Выполнение деления с помощью фишек. | 2 | 26.11 30.11 | |
48 | Сравнение результатов арифметических действий. | 1 | 01.12 | |
49 | Выполнение заданий на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | 02.12 | |
50 | Составление и решение арифметических задач разных видов. | 1 | 03.12 | |
51 52 | Сложение и вычитание чисел | 2 | 07.12 08.12 | |
53 | Практический способ умножения и деления (с помощью фишек) | 1 | 09.12 | |
54 | Решение задач разными способами | 1 | 10.12 | |
55 | Вспоминаем пройденное. Числа от 1 до 20. | 1 | 14.12 | |
56 | Диагностическая работа за 1 полугодие | 1 | 15.12 | |
57 58 | Перестановка чисел при сложении. | 2 | 16.12 17.12 | |
59 60 | Пространственные фигуры: шар, куб. Определение сходства и различия заданных числовых выражений | 2 | 21.12 22.12 | |
61 | Сложение с числом 0 | 1 | 23.12 | |
62 | Сложение однозначных чисел. Решение арифметических задач на деление | 1 | 24.12 | |
63 | Свойства вычитания | 1 | 28 .12 | |
64 | Сложение чисел с нулем. Составление и решение арифметических задач. | 1 | 11 | |
65 | Вычитание числа 0 | 1 | 12 | |
66 | Измерение длины отрезков. Закрепление понятия «больше на», «меньше на» | 1 | 13 | |
67 | Деление на группы по несколько предметов | 1 | 14 | |
68 | Запись цифрами двузначных чисел второго десятка. | 1 | 18 | |
69 | Сложение с числом 10. | 1 | 19 | |
70 | Выполнение сложение и вычитание чисел практическим способом на основании изученных свойств сложения и вычитания. | 1 | 20 | |
71 | Прибавление и вычитание числа 1 | 1 | 21 | |
72 | Решение текстовых задач в одно действие, работа с таблицами. | 1 | 25 | |
73 | Прибавление числа 2 | 1 | 26 | |
74 | Решение числовых выражений. | 1 | 27 | |
75 | Вычитание числа 2 | 1 | 28 | |
76 | Закрепление. Вычитание числа 2 | 1 | 01.02 | |
77 | Решение арифметических задач, используя действия умножения и деления. | 1 | 02.02 | |
78 | Прибавление числа 3 без перехода через десяток. | 1 | 03.02 | |
79 | Прибавление числа 3 с переходом через десяток. | 1 | 04.02 | |
80 | Закрепление: сложение и вычитание чисел 1 и 2 | 1 | 08.02 | |
81 | Вычитание числа 3 без перехода через десяток. | 1 | 09.02 | |
82 | Вычитание числа 3 с переходом через десяток. | 1 | 10.02 | |
83 84 | Закрепление: сложение и вычитание чисел 1,2,3 | 2 | 11.02 15.02 | |
85 | Прибавление числа 4 без перехода через десяток. | 1 | 16.02 | |
86 | Прибавление числа 4 с переходом через десяток | 1 | 17.02 | |
87 | Закрепление: сложение и вычитание чисел 1,2,3,4. | 1 | 18.02 | |
88 | Вычитание числа 4 | 1 | 01.03 | |
89 | Закрепление терминов «сумма», «разность». Решение задач. | 1 | 02.03 | |
90 | Закрепление: сложение и вычитание с числами 1,2,3,4. | 1 | 03.03 | |
91 | Прибавление числа 5 | 1 | 04.03 | |
92 93 | Вычитание числа 5 | 2 | 09.03 10.03 | |
94 | Прибавление числа 6 | 1 | 11.03 | |
95 | Вычитание числа 6 | 1 | 15.03 | |
96 | Выбор необходимой информации, представленной на рисунках, для ответов на заданные вопросы. | 1 | 16.03 | |
97 98 | Сравнение чисел | 2 | 17.03 18.03 | |
99 100 | Сравнение. Результат сравнения. | 2 | 22.03 01.04 | |
101 | Закрепление: табличные случаи сложения и вычитания чисел. | 1 | 05 | |
102 103 | На сколько больше или меньше. | 2 | 06 07 | |
104 105 106 | Увеличение числа на несколько единиц | 3 | 08.04 12.04 13.04 | |
107 108 109 | Уменьшение числа на несколько единиц | 3 | 14.04 15.04 19.04 | |
110 111 112 | Прибавление чисел 7,8,9 | 3 | 20.04 21.04 22.04 | |
113 114 115 | Вычитание чисел 7,8,9 | 3 | 26.04 27.04 28.04 | |
116 117 118 | Сложение и вычитание. Скобки. | 3 | 29.04 03.05 04.05 | |
119 120 | Зеркальное отражение предметов | 2 | 05.05 06.05 | |
121 122 | Симметрия. | 2 | 10.05 11.05 | |
123 124 | Оси симметрии фигуры | 2 | 12.05 13.05 | |
125 | Решение задач изученных видов. | 1 | 17.05 | |
126 | Закрепление изученных табличных случаев сложения и вычитания | 1 | 18.05 | |
127 | Итоговая комплексная работа | 1 | 19.05 | |
128 | Вычисление значений выражений со скобками, в решении задач. | 1 | 20.05 | |
129 | Закрепление изученных табличных случаев сложения и вычитания | 1 | 24.05 | |
130 | Решение арифметических задач. | 1 | 25.05 | |
131-132 | Работа над проектом «Математика в копилке народной мудрости» | 2 | 26.05 27.05 | |