I.Планируемые результаты
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цель курса – обучение математике на основе ознакомления учащихся с научной картиной мира, закономерностями его устройства и функционирования, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности путей развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывая пути решения задачи.
Содержание курса направлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС 2009 г. и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:
- научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.
Требования к уровню освоения обучающимися
Планируемые результаты
Личностные результаты
-Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
-Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
-Целостное восприятие окружающего мира.
-Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
-Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
-Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
-Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
-Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
-Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
-Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
-Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
-Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
-Готовность слушать собеседника и вести диалог.
-Готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
-Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
-Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
-Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
-Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
-Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
-Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
-Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
-Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере)
II. Содержание учебного предмета
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 1 000.
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число).
Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонентов. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100.
Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Объём. Единицы объёма: 1 см3,1 дм3,1 м3. Соотношения между единицами измерения объёма.
Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба).
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.
Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.
Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Изменение положения плоских фигур на плоскости.
Элементы алгебры.
Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; a• Ь; а :Ь.
Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х ± х Ь.
Решение уравнений вида: х + а = с ± Ь; а - х = с ± Ь; х ± а = с • Ь; а - х = с :Ь; х : а = с ± Ь\ а • х = с ± Ь; а : х = с • Ь и т.д.
Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.
Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.
Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.
Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».
Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.
Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов.
Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.
Круговые диаграммы.
Занимательные и нестандартные задачи.
Уникурсальные кривые.
Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.
Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности существования.
Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.
3адачи на принцип Дирихле.
Итоговое повторение.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Раздел I. Числа от 1 до 100 (48 ч) Повторение и обобщение материала, изученного во 2 классе (10ч)Нумерация.Числа от 1 до 100. | 48 10-1 |
2 | Сложение и вычитание чисел. | 1 |
3 | Сложение и вычитание чисел. | 1 |
4 | Умножение и деление чисел | 1 |
5 | Арифметические действия над числами | 1 |
6 | Арифметические действия над числами | 1 |
7 | Арифметические действия над числами | 1 |
8 | Дерево выбора. | 1 |
9 | Решение задач. | 1 |
10 | Контрольная работа №1 | 1 |
11 | Геометрические фигуры (3).Параллелепипед и куб | 3-1 |
12 | Объем прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр | 1 |
13 | Кубический дециметр. Кубический метр | 1 |
14 | Внетабличное умножение и деление (23 ч)Сочетательное свойство умножения. | 23-1 |
15 | Умножение однозначного числа на двузначное число, запись которого оканчивается нулем | 1 |
16 | Деление чисел, запись которых оканчивается нулем | 1 |
17 | Арифметические действия над числами. | 1 |
18 | Умножение суммы на число. | 1 |
19 | Умножение двузначного числа на однозначное | 1 |
20 | Арифметические действия над числами. | 1 |
21 | Деление суммы на число | 1 |
22 | Арифметические действия над числами. | 1 |
23 | Деление двузначного числа на однозначное | 1 |
24 | Арифметические действия над числами | 1 |
25 | Решение задач. | 1 |
26 | Деление двузначного числа на двузначное | 1 |
27 | Решение задач | 1 |
28 | Арифметические действия над числами. | 1 |
29 | Деление с остатком | 1 |
30 | Деление с остатком | 1 |
31 | Деление с остатком | 1 |
32 | Деление с остатком | 1 |
33 | Арифметические действия над числами. | 1 |
34 | Арифметические действия над числами. | 1 |
35 | Контрольная работа за I четверть | 1 |
36 | Работа над ошибками. Решение задач | 1 |
37 | Доли (12 ч)Доли | 12-1 |
38 | Нахождение доли числа | 1 |
39 | Сравнение долей. | 1 |
40 | Нахождение числа по доле | 1 |
41 | Решение задач. | 1 |
42 | Единица времени минута. | 1 |
43 | Единица времени секунда. | 1 |
44 | Сутки. | 1 |
45 | Неделя | 1 |
46 | Линейные и столбчатые диаграммы | 1 |
47 | Контрольная работа № 2 | 1 |
48 | Работа над ошибками. Решение задач. | 1 |
49 | Раздел II. Числа от 1 до 1000 (80 ч) Нумерация (10 ч)Счет сотнями. Тысяча. | 10-1 |
50 | Умножение числа 100. Умножение и деление на 100 | 1 |
51 | Единицы длины. Миллиметр | 1 |
52 | Трехзначные числа. | 1 |
53 | Трехзначные числа | 1 |
54 | Сравнение трехзначных чисел | 1 |
55 | Трехзначные числа | 1 |
56 | Единицы массы. Центнер. | 1 |
57 | Контрольная работа за II четверть | 1 |
58 | Работа над ошибками. | 1 |
59 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 (25 ч)Сложение и вычитание трехзначных чисел | 25-1 |
60 | Сложение и вычитание трехзначных чисел | 1 |
61 | Сложение и вычитание трехзначных чисел | |
62 | Сложение и вычитание трехзначных чисел | |
63 | Сложение и вычитание трехзначных чисел | 1 |
64 | Сложение и вычитание трехзначных чисел | 1 |
65 | Пересечение геометрических фигур. | 1 |
66 | Группы предметов. Множество. Элемент множества | 1 |
67 | Способы задания множеств | 1 |
68 | Подмножество | 1 |
69 | Высказывания со словами все, не все, каждый никакие, любой. | 1 |
70 | Пересечение множеств. | 1 |
71 | Высказывания со словами есть, существует, некоторые | 1 |
72 | Объединение множеств | 1 |
73 | Решение задач | 1 |
74 | Контрольная работа №3 | 1 |
75 | Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик | 1 |
76 | Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик | 1 |
77 | Решение задач. | 1 |
78 | Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик | 1 |
79 | Решение задач. | 1 |
80 | Решение неравенств. | 1 |
81 | Решение неравенств. | |
82 | Контрольная работа №4 | 1 |
83 | Работа над ошибками. | 1 |
84 | Умножение и деление чисел в пределах 100 (22 ч)Умножение и деление трехзначных чисел | 22-1 |
85 | Умножение и деление трехзначных чисел | 1 |
86 | Умножение и деление трехзначных чисел | 1 |
87 | Умножение и деление трехзначных чисел | 1 |
88 | Решение задач | 1 |
89 | Алгоритм с повторением (циклом) | 1 |
90 | Решение задач. | 1 |
91 | Решение уравнений | 1 |
92 | Решение уравнений | 1 |
93 | Решение задач и уравнений. | 1 |
94 | Решение задач и уравнений. | 1 |
95 | Умножение трехзначных чисел в столбик | 1 |
96 | Умножение трехзначных чисел в столбик | 1 |
97 | Умножение трехзначных чисел в столбик | 1 |
98 | Умножение трехзначных чисел в столбик | 1 |
99 | Деление трехзначных чисел на однозначное число. | 1 |
100 | Деление трехзначных чисел на однозначное число. | 1 |
101 | Деление трехзначных чисел на однозначное число. | 1 |
102 | Умножение и деление чисел | 1 |
103 | Умножение и деление чисел | 1 |
104 | Контрольная работа за III четверть | 1 |
105 | Работа над ошибками. Решение задач. | 1 |
106 | Арифметические действия над числами в пределах 1000 (20 ч)Запись чисел римскими цифрами. | 20-1 |
107 | Календарь | 1 |
108 | Календарь. | 1 |
109 | Меры времени. Век. | 1 |
110 | Меры длины. Километр | 1 |
111 | Скорость движения. | 1 |
112 | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. | 1 |
113 | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. | 1 |
114 | Решение задач. | 1 |
115 | Решение задач. | 1 |
116 | Решение задач. | 1 |
117 | Решение задач. | 1 |
118 | Решение задач. | 1 |
119 | Решение задач. | 1 |
120 | Контрольная работа за IV четверть | 1 |
121 | Треугольники. | 1 |
122 | Треугольники. | 1 |
123 | Треугольники. | 1 |
124 | Арифметические действия над числами. | 1 |
125 | Арифметические действия над числами. | 1 |
126 | Повторение изученного в 3 классе (11 ч)Повторение. Нумерация. | 11-1 |
127 | Повторение. Сложение и вычитание. | 1 |
128 | Повторение. Умножение и деление. | 1 |
129 | Годовая контрольная работа | 1 |
130 | Повторение. Сложение, вычитание, умножение и деление | 1 |
131 | Повторение. Величины и геометрические фигуры | 1 |
132 | Повторение. Уравнения. | 1 |
133 | Повторение. Задачи | 1 |
134 | Повторение. Задачи. | 1 |
135 | Повторение. Нестандартные и занимательные задачи | 1 |
136 | Итоговый урок. | 1 |