СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 3 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 3 класс»

Министерство образования и науки РБ

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ







Рассмотрено:

Руководитель МО:

________ / Е.Б.Молчанова/

протокол № _1_

от « » __ 2019 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР:

________ /Л.Н.Буяева/

протокол № _1_

от « » __ 2019г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОУ:

__________ / М.В. Хамеруева/

приказ № _

от « » __ 2019 г.





ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПО МАТЕМАТИКЕ

3 класс







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __

от _ _ 2019г.





Составила:

Ф.И.О. ____Дамбаева Б.А____

Должность: учитель

начальных классов




Улан-Удэ

2019


Пояснительная записка


Настоящая программа по математике составлена на основе:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.

2.Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 6 октября 2009г. №373, приказ МО РФ от 31 декабря 2015г.«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»).

3. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике.

4. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №37».

5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2019-2020 учебный год.

Реализация ФГОС второго поколения, выполнение требований ФГОС НОО призваны обеспечить возможность достижения образовательных результатов.

Адресат

Программа рекомендована учащимся для обучения по курсу «Математика» в 3 классе общеобразовательной школы.

Объем и сроки обучения

Программа по курсу « Математика» общим объемом 136 часов (4 часа в неделю) изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения. Каждый раздел темы имеет свою комплексно-дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.

Роль и место дисциплины

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.

Актуальность

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) становится актуальной проблема развития математической деятельности младших школьников как компонента целостного учебно-воспитательного процесса.

Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).

Курс математики в начальной школе обеспечивает достаточную для продолжения образования подготовку и расширяет представления обучающихся о математических

отношениях и закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру.

В связи с переходом на ФГОС НОО, в целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии ФГОС НОО эта проблема приобретает особое значение, становится в ряд главнейших и требует ее решения на высоком профессиональном уровне.

Особенности программного материала

Предполагаемая программа построена на основе УМК « Школа России», авторы М.И.Моро, М.А.Бантова. В её основу положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования. Цель данного УМК- организовать обучение так, чтобы дидактические цели обучения математике отвечали развитию мыслительных и творческих способностей школьника.

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми числами и важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую последовательность в нарастании учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: числа и величины, арифметические действия, текстовые задачи, пространственные отношения, геометрические фигуры, работа с данными. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному распределять учебный материал.

Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью.

Вместе с тем с самого начала обучения формируются некоторые важные обобщения. В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов, выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними в процессе измерений, поиска решения текстовых задач, анализа информации, определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задачи.

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: ученики знакомятся с названиями действий, их компонентов и результатов, терминами «равенство» и «неравенство».

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий, осуществлять контроль и оценку их правильности поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявляют инициативу и самостоятельность.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность уче­ника, его интересы и способности. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического обра­зования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математи­ческого образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология). Это открывает дополнительные возможности для разви­тия учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в но­вых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой - уточнять и совершенство­вать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими особенностями данного возраста, основана на принципах индивидуализации и дифференциации матери. Учебник М.И.Моро построен по принципу минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.

Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

Рабочая программа по математике и, соответствующий ей УМК, ориентированы на деятельностныйподход в обучении (теоретические положения научной школы легли в основу ФГОС нового поколения). Они позволяют реализовать цели и задачи ФГОС, так как ориентированы как на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, так и (как следствие) на формирование разных компетенций младших школьников, опираясь при этом на исторический подход при изучении основного математического понятия – понятия числа.

Характеристика одной из основных особенностей данного курса математики в начальных классах отражена уже в самом названии системы обучения « Школа России » - развитие, инициатива, творчество, мышление. Развитие ребенка, воспитание его как личности оказываются возможными не на словах, а на деле лишь тогда, когда содержанием учебного предмета является система научных понятий, в частности математических, на ос­нове содержательного обобщения. Такой подход к построению программы предполагает прежде всего выделение и исследование детьми условий происхождения генетических исходных отноше­ний, определяющих данную систему понятий, что означает, что ребенок движется в учебном материале от общего к частному, от абстрактного к конкретному посредством специально организо­ванной учебной деятельности.

Программа по математике для начальных классов сочетает в себе достоинства системы развивающего обучения и традиционного подхода. Опираясь на сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, она обеспечит ненасильственное вхождение учителя в современные образовательные системы и позволит реализовать цели и задачи ФГОС НОО.

Курс полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, содержит социокультурный компонент, предлагает новые педагогические технологии. Навигационная система учебника, включающая работу в паре, в группе, задание на смекалку, направлена на реализацию ФГОС НОО.

В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта и данного УМК мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала не входит и противоречие с типовой государственной программой и способствует реализации ФГОС второго поколения.

Включение национально-регионального компонента в содержание обучения математике.

Национально-региональный компонент является частью государственного стандарта общего образования, составляя единое целое с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, дополняет и детализирует его содержание с учетом специфики региона. В связи с этим на уроках математики используются задачи с краеведческим содержанием. Решение данного вида задач осуществляется на уроках закрепления, применения знаний, умений и навыков, проверки  и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные для составления задачи могут быть взяты из тех или иных источников, например, из местных газет и подбираются в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.

В процессе работы по использованию на уроках математики задач краеведческого содержания полезно вести специальные тетради и заносить в них всевозможные числовые данные, наиболее ярко иллюстрирующие особенности жизни края, его динамику и перспективы развития. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.

Решение задач, включающих краеведческую информацию, способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, расширяет кругозор учащихся, связывает математику с окружающей реальностью, развивает познавательные интересы школьников. Арифметическая задача, содержащая конкретные данные из окружающей действительности, практики, личного опыта ребенка, может в дальнейшем помочь учащимся использовать подобные сведения во многих жизненных ситуациях.

Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов:

- бурятского фольклора;

- художественных текстов писателей Бурятии, статистических данных;

- музейных материалов;

- традиций народных праздников;

- флоры и фауны Бурятии; народных промыслов;

- этнологии и этнографии Бурятии.

Большая часть задач взята из книги Хамнуевой С. В. «Решая задачи, изучаем родной край». Дидактические материалы к урокам математики в начальных классах. 2011г.

Для эффективного обучения младших школьников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи), зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, мультимедийные презентации и др.), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры). Исходя из цели и типа урока, умело сочетая средства обучения, учитель способен эффективно развивать и формировать краеведческие представления у младших школьников.

Целевая установка и задачи

Изучение математики в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

- математическое развитие младшего школьника, развитие логического и знакового мышления, пространственного воображения, математической речи (умение строить рассуждения, выбирать аргументацию); развитие умения различать обоснованные и необоснованные суждения, умение вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

- освоениеначальных математических знаний, понимание значения величин и способов измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

- развитие пространственного воображения;

- развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

- развитие познавательных способностей;

- воспитание стремления к расширению математических знаний;

- формирование критичности мышления;

- развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно.В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является дальнейшее развитие универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями, формирование умения проектировать собственную деятельность, создание условий для анализа ситуации и принятие решений, представления и оценивания результатов, а также корректировка собственной деятельности, формирование целостного представления о гуманистических ценностях и нормах поведения.

Форма организации учебного процесса. Педтехнологии.

Для реализации рабочей программы на уроках математики используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков – утренников, экскурсий. Осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.

Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи: карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, тесты, справочники, схемы – опоры.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

-активные и интерактивные методы обучения;

-технология развития критического мышления через чтение и письмо;

-метод проектов;

-технология уровневой дифференциации;

-информационно-коммуникационные технологии;

-игровые технологии;

-исследовательская технология обучения;

-здоровьесберегающие технологии.


Учебная деятельность должна не утомлять, не отбивать желание учиться, а призвана вызывать у учащихся чувство удовольствия, удовлетворения, осознанную познавательную потребность. Здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем современными педагогическими технологиями. Именно поэтому на уроках максимально активизированы технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения: технология дифференцированного обучения, игровая технология, информационные технологии, применяются разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности.

Основными показателями здоровьесберегающей направленности урока должны стать:

1.учёт особенностей аудитории;

2. создание благоприятного психологического фона на уроке;

3.использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

4.создание условий для самовыражения учащихся;

5.инициация разнообразных видов деятельности;

6.предупреждение гиподинамии.

Объем домашнего задания и степень его сложности соизмеряется с возможностями каждого ученика.

Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:

- повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;

- сохранению и укреплению физического здоровья;

- созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;

- развитию познавательных процессов, повышению работоспособности творческой активности учащихся;

- происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы.

Ожидаемыми результатами применения здоровьесберегающих технологий являются:

1. Снижение заболеваемости среди детей

2. Создание сплоченного коллектива учащихся

3. Личностный рост учащихся

4. Повышение качества обучения

5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.

Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно: использование знаний, требующих поиска, переработка информации в новом виде. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем.

Структура программы

Программа по математике дл 3 класса включает следующие разделы (темы):

1.Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (10 часов)

2.Числа от 1 до 100. Умножение и деление. (54 часа)

3.Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. (26 часов)

4. Числа от 1 до 1000. Нумерация. (14 часов)

5. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. (12 часов)

6. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. (20 часов)

Основные виды контроля:

Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по математике. Этому способствует применение следующих видов контроля:

предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; проверочная работа; тестирование).

текущий – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; работа по карточкам; контрольная работа).

промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков (тестирование, индивидуальный опрос; проверочная работа; работа по карточкам).

тематический – по окончании изучения темы (беседа по вопросам; тестирование; контрольная работа).

итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Математика» с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольная работа, тестирование, творческое задание; проектная, исследовательская работа.



Предполагаемый результат

1.Осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры.

2.Применение общеучебных умений и применение моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма выполнения действий.

3.Способность проводить исследование предмета , явления, факта с точки зрения математической сущности.

4.Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с математическими объектами.















































Планируемые результаты обучения

математике

Числа и величины

Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;

• сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;

• устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;

• читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;

• читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе;

• читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученные единицы измерения этой величины (сутки, месяц, год) и соотношения между ними: 1 год = 12 мес. и 1 сут = 24 ч

Учащийся получит возможность научиться:

• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

Арифметические действия

Учащийся научится:

• выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а :а, 0 : а;

• выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножения и деления;

• выполнять письменно действия сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число в пределах 1 000;

• вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

• вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;

•  решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

• анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

• составлять план решения задачи в два–три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

• преобразовывать задачу вновую, изменяя ее условие или вопрос;

• составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;

• решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:

• сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;

• дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;

• находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;

• решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;

• решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Учащийся научится:

• обозначать геометрические фигуры буквами;

• различать круг и окружность;

• чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.

Учащийся получит возможность научиться:

• различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов;

  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;

• читать план участка (комнаты, сада и др.).

Геометрические величины

Учащийся научится:

• измерять длину отрезка;

  • вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;

  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;

  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

Работа с информацией

Учащийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;

  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;

  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;

  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

  • Учащийся получит возможность научитьс:читать несложные готовые таблицы;

  • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.




Учащиеся должны знать:

  • последовательность чисел от 0 до 1000;

  • название компонентов и результат умножения и деления;

  • таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

  • правила порядка выполнения примеров в 2 -3 действия (со скобками и без них).

  • единицы длины, площади, массы;


Учащиеся должны уметь:

  • читать и записывать, сравнивать числа в пределах 1000;

  • правильно вычислять устно четыре арифметических действия в пределах 100 и в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

  • выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000, а также некоторые письменные приемы умножения и деления;

  • выполнять проверку вычислений;

  • вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);

  • решать задачи в 1-3 действия;

  • находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата), а также площадь прямоугольника (квадрата).


Учащиеся должны использовать приобретенные зна­ния и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

  • овладения основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения необходимых вычислительных навыков;

  • применения математических знаний и представления для решения учебных задач;

  • использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • решениязадачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

  • проведенияисследования предмета, явления, факта с точки зрения математической сущности;

  • пользования необходимой учебной и справочной литературой;

  • владениянеобходимыми компетентностными навыками, математическими знаниями и практическими действиями для общего умственного развития детей.


УУД, сформированные в процессе усвоения программы


Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие умения и качества:

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

  • положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;

  • понимание значения математических знаний в собственной жизни;

  • понимание значения математики в жизни и деятельности человека;

  • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;

  • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;

  • умение знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

  • уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.


Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;

  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

  • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

  • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;

  • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;

  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

  • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;

  • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.



Познавательные универсальные учебные действия:

  • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязь в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;

  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

  • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;

  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

  • понимать базовые межпредметные и предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

  • фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

  • стремиться полнее использовать свои творческие возможности;

  • осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;

  • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме;

  • самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;

  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.



Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

  • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;

  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;

  • принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;

  • применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;

  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;

  • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе3;

  • конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними.



Предметные результаты изучения

учебного предмета «Математика»

Третий год обучения

Какие умения нужно сформировать:

– Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;

– Представлять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;

– Находить число, большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;

– Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно; умножение и деление в пределах 100 — устно и письменно на однозначное число; деление с остатком в пределах 100;

– Устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления;

– Использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения;

– Находить неизвестный компонент арифметического действия;

– Выполнять проверку результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора;

– Использовать при решении задач и в практических ситуациях единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (час, минута, секунда), стоимости (копейка, рубль); уметь преобразовывать одни единицы данной величины в другие (в пределах 1000);

– Знать и объяснять единицы площади: квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр;

– Определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события;

– Сравнивать предметы и объекты на основе измерения величин; сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на/в»;

– Выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;

– Называть, находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); сравнивать величины, выраженные долями;

– Решать текстовые задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), на сравнение (разностное, кратное);

– Знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях соотношения между: ценой, количеством, стоимостью; началом, окончанием и продолжительностью события;

– Решать задачи в одно-два действия: моделировать и представлять задачу графически, планировать ход решения, записывать решение по действиям и с помощью числового выражения, анализировать решение (искать другой способ решения), записывать и оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);

– Конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;

– Сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);

– Находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата);

– Распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-трехшаговые), в том числе с использованием изученных связок;

– Классифицировать объекты по одному-двум признакам;

– Извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);

– Структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; достраивать столбчатые диаграммы, дополнять чертежи данными;

– Составлять план выполнения учебного задания и следовать ему.

Содержание обучения математике



Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч)

Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).

Уравнение. Решение уравнения.

Обозначение геометрических фигур буквами.


Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 ч)

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.

Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).

Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9.

Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.

Площадь прямоугольника (квадрата).

Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.

Доли

Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.

Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.


Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 ч)

Умножение суммы на число. Деление суммы на число.

Устные приемы внетабличного умножения и деления.

Деление с остатком.

Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.

Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.


Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)

Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.

Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.

Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.

Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.


Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 ч)

Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы сложения и вычитания.

Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.

Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.


Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч)

Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.


Приемы письменных вычислений. Итоговое повторение (13ч)

Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.

Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.

Решение уравнений.

Решение задач изученных видов.























Календарно-тематический план

по математике

3 класс

Наименование

разделов, тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

контроль-ные раб.

развитие

речи

лабор. и практ.раб.

планируе-мая

фактическая

1

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

10






1

Устные приёмы сложения и вычитания.

1






2

Письменные приёмы сложения и вычитания.

1






3

Уравнения.

1






4

Связь между компонентами и результатом сложения.

1






5

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.

1






6

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым.

1






7

Обозначение геомет-рических фигур буквами.

1






8

Закрепление пройденного материала.

1






9

Контрольная работапо теме«Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».

1

1





10

Работа над ошибками.

1






2

Числа от 1 до 100. Умножение и деление.

54






11

Действие умножения.

1






12

Связь между компонентами и результатом умножения.

1






13

Чётные и нечётные числа.

1






14

Закрепление пройденного материала.

1






15

Закрепление пройденного материала.

1






16

Порядок выполнения дей-ствий в числовыхвыраже-ниях.

1






17

Порядок выполнения дей-ствий в числовыхвыраже-ниях.

1






18

Закрепление пройденного материала.

1






19

Закрепление пройденного материала.

1






20

Таблица умножения и деления с числом 4.

1






21

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Умножение и деление».

1

1





22

Работа над ошибками.

1






23

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

1






24

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

1






25

Закрепление пройденного материала.

1






26

Таблица умножения и де-ления с числом 5.

1






27

Задачи на кратное сравне-ние.

1






28

Задачи на кратное сравне-ние.

1






29

Таблица умножения и де-ления с числом 6.

1






30

Задачи на нахождение четвертого пропорцио-нального.

1






31

Таблица умножения и де-ления с числом 7.

1






32

Проект «Магические квадраты»

1






33

Закрепление пройденного материала.

1






34

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».

1

1





35

Работа над ошибками.

1






36

Закрепление пройденного материала.

1






37

Площадь фигур.

1






38

Квадратный сантиметр.

1






39

Площадь прямоугольника.

1






40

Таблица умножения и деления с числом 8.

1






41

Таблица умножения и деления с числом 9.

1






42

Квадратный дециметр.

1






43

Сводная таблица умножения.

1






44

Квадратный метр.

1






45

Закрепление пройденного материала.

1






46

Закрепление пройденного материала.

1






47

Закрепление пройденного материала.

1






48

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Умножение и деление».

1

1





49

Работа над ошибками.

1






50

Умножение числа на единицу.

1






51

Умножение на нуль.

1






52

Деление вида а : а, 0 : а.

1






53

Деление нуля на число.

1






54

Решение задач в три действия.

1






55

Знакомство с долями.

1






56

Окружность. Круг.

1






57

Диаметр окружности (круга).

1






58

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

1






59

Единицы времени: год, месяц, неделя.

1






60

Единицы времени. Сутки.

1






61

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Внетабличноеумножение и деление».

1

1





62

Работа над ошибками.

1






63

Проект «Единицы времени»

1






64

Закрепление пройденного материала.

1






3

Числа от 1 до 100. Внетабличноеумноже-ние и деление

26






65

Случаи умножения и деления вида 20 * 3,

3 * 20, 60 : 3

1






66

Прием делениядля случаев вида 80:20

1






67

Умножение суммы на чис-ло.

1






68

Приемы умножения вида 23 * 4, 4 * 23.

1






69

Выражения с двумя пере-менными.

1






70

Деление суммы на число.

1






71

Деление суммы на число.

1






72

Прием деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3

1






73

Связь между числами при делении.

1






74

Проверка деленияумно-жением.

1






75

Прием деления для случаев вида 87:29, 66 : 22

1






76

Проверка умножения делением.

1






77

Закрепление пройденного материала.

1






78

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Внетабличноеумножение и деление».

1

1





79

Работа над ошибками.

1






80

Конкретный смысл деления с остатком.

1






81

Прием деления с остат-ком

1






82

Прием деления с остат-ком

1






83

Прием подбора при делении с остатком.

1






84

Решение задач на деление с остатком.

1






85

Решение задач на деление с остатком.

1






86

Проверка деления с остатком.

1






87

Проект «Задачи-расчеты».

1






88

Закрепление пройденного материала

1






89

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Нумерация».

1

1





90

Работа над ошибками.

1






4

Числа от 1 до 1000. Нумерация

14






91

Понятие о сотне как новой счетной единице.

1






92

Натуральнаяпоследова-тельность трёхзначных чисел.

1






93

Запись и чтение чисел в пределах 1000.

1






94

Порядок следования чисел при счете в пределах 1000.

1






95

Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз.

1






96

Десятичный состав трехзначных чисел.

1






97

Приемы сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава чисел.

1






98

Сравнение трехзначных чисел.

1






99

Замена сотен (десятков) единицами и единиц – десятками (сотнями).

1






100

Знакомство с римской нумерацией

1






101

Единицы массы.

1






102

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание».

1

1





103

Работа над ошибками.

1






104

Закрепление пройденного материала

1






5

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

12






105

Приемы устного сложения и вычитания.

1






106

Приемы устного сложения и вычитания.

1






107

Приемы устного сложения и вычитания.

1






108

Приемы устного сложения и вычитания.

1






109

Письменные приемы сложения и вычитания.

1






110

Письменный прием сложения.

1






111

Письменный прием вычитания.

1






112

Виды треугольников.

1






113

Закрепление пройденного материала

1






114

Закрепление пройденного материала

1






115

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Умножение и деление».

1

1





116

Работа над ошибками.

1






6

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

20






117

Приёмы устныхвычис-лений для случаев вида 400 * 2, 600 : 3

1






118

Приёмы устныхвычис-лений для случаев вида 240 * 3, 203 * 4, 960 : 3, 960 : 6

1






119

Приёмы устного вычисления вида 800 : 2.

1






120

Виды треугольников.

1






121

Письменный прием умножения на однозначное число.

1






122

Письменный прием умножения на однозначное число.

1






123

Закрепление пройденного материала.

1






124

Закрепление пройденного материала.

1






125

Письменный прием деления на однозначное число.

1






126

Письменный прием деления на однозначное число.

1






127

Проверка деления умножением.

1






128

Контрольная работапо теме «Числа от 1 до 1000. Умножение и деление».

1

1





129

Работа над ошибками.

1






130

Закрепление пройденного материала.

1






131

Закрепление пройденного материала.

1






132

Проект «Дерево знаний".

1






133

Закрепление пройденного материала.

1






134

Закрепление пройденного материала.

1






135

Закрепление пройденного материала.

1






136

Закрепление пройденного материала.

1







Итого:

136

10