Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
Рассмотрено: Руководитель МО: ________ / Е.Б.Молчанова/ протокол № _1_ от « » __ 2019 г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР: ________ /Л.Н.Буяева/ протокол № _1_ от « » __ 2019г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ОУ: __________ / М.В. Хамеруева/ приказ № _ от « » __ 2019 г. |
ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПО МАТЕМАТИКЕ
3 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № __ от _ _ 2019г. | Составила: Ф.И.О. ____Дамбаева Б.А____ Должность: учитель начальных классов |
Улан-Удэ
2019
Пояснительная записка
Настоящая программа по математике составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.
2.Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 6 октября 2009г. №373, приказ МО РФ от 31 декабря 2015г.«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»).
3. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике.
4. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №37».
5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2019-2020 учебный год.
Реализация ФГОС второго поколения, выполнение требований ФГОС НОО призваны обеспечить возможность достижения образовательных результатов.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения по курсу «Математика» в 3 классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по курсу « Математика» общим объемом 136 часов (4 часа в неделю) изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения. Каждый раздел темы имеет свою комплексно-дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.
Актуальность
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) становится актуальной проблема развития математической деятельности младших школьников как компонента целостного учебно-воспитательного процесса.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Курс математики в начальной школе обеспечивает достаточную для продолжения образования подготовку и расширяет представления обучающихся о математических
отношениях и закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру.
В связи с переходом на ФГОС НОО, в целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии ФГОС НОО эта проблема приобретает особое значение, становится в ряд главнейших и требует ее решения на высоком профессиональном уровне.
Особенности программного материала
Предполагаемая программа построена на основе УМК « Школа России», авторы М.И.Моро, М.А.Бантова. В её основу положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования. Цель данного УМК- организовать обучение так, чтобы дидактические цели обучения математике отвечали развитию мыслительных и творческих способностей школьника.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми числами и важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую последовательность в нарастании учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: числа и величины, арифметические действия, текстовые задачи, пространственные отношения, геометрические фигуры, работа с данными. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному распределять учебный материал.
Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью.
Вместе с тем с самого начала обучения формируются некоторые важные обобщения. В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов, выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними в процессе измерений, поиска решения текстовых задач, анализа информации, определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задачи.
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: ученики знакомятся с названиями действий, их компонентов и результатов, терминами «равенство» и «неравенство».
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий, осуществлять контроль и оценку их правильности поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявляют инициативу и самостоятельность.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология). Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой - уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими особенностями данного возраста, основана на принципах индивидуализации и дифференциации матери. Учебник М.И.Моро построен по принципу минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.
Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.
Рабочая программа по математике и, соответствующий ей УМК, ориентированы на деятельностныйподход в обучении (теоретические положения научной школы легли в основу ФГОС нового поколения). Они позволяют реализовать цели и задачи ФГОС, так как ориентированы как на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, так и (как следствие) на формирование разных компетенций младших школьников, опираясь при этом на исторический подход при изучении основного математического понятия – понятия числа.
Характеристика одной из основных особенностей данного курса математики в начальных классах отражена уже в самом названии системы обучения « Школа России » - развитие, инициатива, творчество, мышление. Развитие ребенка, воспитание его как личности оказываются возможными не на словах, а на деле лишь тогда, когда содержанием учебного предмета является система научных понятий, в частности математических, на основе содержательного обобщения. Такой подход к построению программы предполагает прежде всего выделение и исследование детьми условий происхождения генетических исходных отношений, определяющих данную систему понятий, что означает, что ребенок движется в учебном материале от общего к частному, от абстрактного к конкретному посредством специально организованной учебной деятельности.
Программа по математике для начальных классов сочетает в себе достоинства системы развивающего обучения и традиционного подхода. Опираясь на сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, она обеспечит ненасильственное вхождение учителя в современные образовательные системы и позволит реализовать цели и задачи ФГОС НОО.
Курс полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, содержит социокультурный компонент, предлагает новые педагогические технологии. Навигационная система учебника, включающая работу в паре, в группе, задание на смекалку, направлена на реализацию ФГОС НОО.
В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта и данного УМК мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала не входит и противоречие с типовой государственной программой и способствует реализации ФГОС второго поколения.
Включение национально-регионального компонента в содержание обучения математике.
Национально-региональный компонент является частью государственного стандарта общего образования, составляя единое целое с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, дополняет и детализирует его содержание с учетом специфики региона. В связи с этим на уроках математики используются задачи с краеведческим содержанием. Решение данного вида задач осуществляется на уроках закрепления, применения знаний, умений и навыков, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные для составления задачи могут быть взяты из тех или иных источников, например, из местных газет и подбираются в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.
В процессе работы по использованию на уроках математики задач краеведческого содержания полезно вести специальные тетради и заносить в них всевозможные числовые данные, наиболее ярко иллюстрирующие особенности жизни края, его динамику и перспективы развития. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.
Решение задач, включающих краеведческую информацию, способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, расширяет кругозор учащихся, связывает математику с окружающей реальностью, развивает познавательные интересы школьников. Арифметическая задача, содержащая конкретные данные из окружающей действительности, практики, личного опыта ребенка, может в дальнейшем помочь учащимся использовать подобные сведения во многих жизненных ситуациях.
Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов:
- бурятского фольклора;
- художественных текстов писателей Бурятии, статистических данных;
- музейных материалов;
- традиций народных праздников;
- флоры и фауны Бурятии; народных промыслов;
- этнологии и этнографии Бурятии.
Большая часть задач взята из книги Хамнуевой С. В. «Решая задачи, изучаем родной край». Дидактические материалы к урокам математики в начальных классах. 2011г.
Для эффективного обучения младших школьников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи), зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, мультимедийные презентации и др.), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры). Исходя из цели и типа урока, умело сочетая средства обучения, учитель способен эффективно развивать и формировать краеведческие представления у младших школьников.
Целевая установка и задачи
Изучение математики в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника, развитие логического и знакового мышления, пространственного воображения, математической речи (умение строить рассуждения, выбирать аргументацию); развитие умения различать обоснованные и необоснованные суждения, умение вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоениеначальных математических знаний, понимание значения величин и способов измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно.В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является дальнейшее развитие универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями, формирование умения проектировать собственную деятельность, создание условий для анализа ситуации и принятие решений, представления и оценивания результатов, а также корректировка собственной деятельности, формирование целостного представления о гуманистических ценностях и нормах поведения.
Форма организации учебного процесса. Педтехнологии.
Для реализации рабочей программы на уроках математики используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков – утренников, экскурсий. Осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.
Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи: карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, тесты, справочники, схемы – опоры.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
-активные и интерактивные методы обучения;
-технология развития критического мышления через чтение и письмо;
-метод проектов;
-технология уровневой дифференциации;
-информационно-коммуникационные технологии;
-игровые технологии;
-исследовательская технология обучения;
-здоровьесберегающие технологии.
Учебная деятельность должна не утомлять, не отбивать желание учиться, а призвана вызывать у учащихся чувство удовольствия, удовлетворения, осознанную познавательную потребность. Здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем современными педагогическими технологиями. Именно поэтому на уроках максимально активизированы технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения: технология дифференцированного обучения, игровая технология, информационные технологии, применяются разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности.
Основными показателями здоровьесберегающей направленности урока должны стать:
1.учёт особенностей аудитории;
2. создание благоприятного психологического фона на уроке;
3.использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
4.создание условий для самовыражения учащихся;
5.инициация разнообразных видов деятельности;
6.предупреждение гиподинамии.
Объем домашнего задания и степень его сложности соизмеряется с возможностями каждого ученика.
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:
- повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
- сохранению и укреплению физического здоровья;
- созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
- развитию познавательных процессов, повышению работоспособности творческой активности учащихся;
- происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы.
Ожидаемыми результатами применения здоровьесберегающих технологий являются:
1. Снижение заболеваемости среди детей
2. Создание сплоченного коллектива учащихся
3. Личностный рост учащихся
4. Повышение качества обучения
5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно: использование знаний, требующих поиска, переработка информации в новом виде. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем.
Структура программы
Программа по математике дл 3 класса включает следующие разделы (темы):
1.Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (10 часов)
2.Числа от 1 до 100. Умножение и деление. (54 часа)
3.Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. (26 часов)
4. Числа от 1 до 1000. Нумерация. (14 часов)
5. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. (12 часов)
6. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. (20 часов)
Основные виды контроля:
Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по математике. Этому способствует применение следующих видов контроля:
предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; проверочная работа; тестирование).
текущий – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; работа по карточкам; контрольная работа).
промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков (тестирование, индивидуальный опрос; проверочная работа; работа по карточкам).
тематический – по окончании изучения темы (беседа по вопросам; тестирование; контрольная работа).
итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Математика» с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольная работа, тестирование, творческое задание; проектная, исследовательская работа.
Предполагаемый результат
1.Осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры.
2.Применение общеучебных умений и применение моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма выполнения действий.
3.Способность проводить исследование предмета , явления, факта с точки зрения математической сущности.
4.Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с математическими объектами.
Планируемые результаты обучения
математике
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
• сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
• устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
• читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
• читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе;
• читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученные единицы измерения этой величины (сутки, месяц, год) и соотношения между ними: 1 год = 12 мес. и 1 сут = 24 ч
Учащийся получит возможность научиться:
• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
• выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а :а, 0 : а;
• выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножения и деления;
• выполнять письменно действия сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число в пределах 1 000;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
• решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
• анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
• составлять план решения задачи в два–три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
• преобразовывать задачу вновую, изменяя ее условие или вопрос;
• составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
• решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
• сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
• дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
• находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
• решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
• решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
• обозначать геометрические фигуры буквами;
• различать круг и окружность;
• чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
• различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
• читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
• измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научитьс:читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Учащиеся должны знать:
последовательность чисел от 0 до 1000;
название компонентов и результат умножения и деления;
таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
правила порядка выполнения примеров в 2 -3 действия (со скобками и без них).
единицы длины, площади, массы;
Учащиеся должны уметь:
читать и записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
правильно вычислять устно четыре арифметических действия в пределах 100 и в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000, а также некоторые письменные приемы умножения и деления;
выполнять проверку вычислений;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
решать задачи в 1-3 действия;
находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата), а также площадь прямоугольника (квадрата).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладения основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения необходимых вычислительных навыков;
применения математических знаний и представления для решения учебных задач;
использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
решениязадачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
проведенияисследования предмета, явления, факта с точки зрения математической сущности;
пользования необходимой учебной и справочной литературой;
владениянеобходимыми компетентностными навыками, математическими знаниями и практическими действиями для общего умственного развития детей.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие умения и качества:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
умение знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные универсальные учебные действия:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязь в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные и предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремиться полнее использовать свои творческие возможности;
осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме;
самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе3;
конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними.
Предметные результаты изучения
учебного предмета «Математика»
Третий год обучения
Какие умения нужно сформировать:
– Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
– Представлять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
– Находить число, большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;
– Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно; умножение и деление в пределах 100 — устно и письменно на однозначное число; деление с остатком в пределах 100;
– Устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления;
– Использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения;
– Находить неизвестный компонент арифметического действия;
– Выполнять проверку результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора;
– Использовать при решении задач и в практических ситуациях единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (час, минута, секунда), стоимости (копейка, рубль); уметь преобразовывать одни единицы данной величины в другие (в пределах 1000);
– Знать и объяснять единицы площади: квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр;
– Определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события;
– Сравнивать предметы и объекты на основе измерения величин; сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на/в»;
– Выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;
– Называть, находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); сравнивать величины, выраженные долями;
– Решать текстовые задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), на сравнение (разностное, кратное);
– Знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях соотношения между: ценой, количеством, стоимостью; началом, окончанием и продолжительностью события;
– Решать задачи в одно-два действия: моделировать и представлять задачу графически, планировать ход решения, записывать решение по действиям и с помощью числового выражения, анализировать решение (искать другой способ решения), записывать и оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
– Конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;
– Сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
– Находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата);
– Распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-трехшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
– Классифицировать объекты по одному-двум признакам;
– Извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);
– Структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; достраивать столбчатые диаграммы, дополнять чертежи данными;
– Составлять план выполнения учебного задания и следовать ему.
Содержание обучения математике
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч)
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Уравнение. Решение уравнения.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 ч)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Доли
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 ч)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 ч)
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч)
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Приемы письменных вычислений. Итоговое повторение (13ч)
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
Календарно-тематический план
по математике
3 класс
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе на: | Дата |
контроль-ные раб. | развитие речи | лабор. и практ.раб. | планируе-мая | фактическая |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 10 | | | | | |
1 | Устные приёмы сложения и вычитания. | 1 | | | | | |
2 | Письменные приёмы сложения и вычитания. | 1 | | | | | |
3 | Уравнения. | 1 | | | | | |
4 | Связь между компонентами и результатом сложения. | 1 | | | | | |
5 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. | 1 | | | | | |
6 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. | 1 | | | | | |
7 | Обозначение геомет-рических фигур буквами. | 1 | | | | | |
8 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
9 | Контрольная работапо теме«Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». | 1 | 1 | | | | |
10 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
2 | Числа от 1 до 100. Умножение и деление. | 54 | | | | | |
11 | Действие умножения. | 1 | | | | | |
12 | Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | | | | | |
13 | Чётные и нечётные числа. | 1 | | | | | |
14 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
15 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
16 | Порядок выполнения дей-ствий в числовыхвыраже-ниях. | 1 | | | | | |
17 | Порядок выполнения дей-ствий в числовыхвыраже-ниях. | 1 | | | | | |
18 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
19 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
20 | Таблица умножения и деления с числом 4. | 1 | | | | | |
21 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Умножение и деление». | 1 | 1 | | | | |
22 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 | | | | | |
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 | | | | | |
25 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
26 | Таблица умножения и де-ления с числом 5. | 1 | | | | | |
27 | Задачи на кратное сравне-ние. | 1 | | | | | |
28 | Задачи на кратное сравне-ние. | 1 | | | | | |
29 | Таблица умножения и де-ления с числом 6. | 1 | | | | | |
30 | Задачи на нахождение четвертого пропорцио-нального. | 1 | | | | | |
31 | Таблица умножения и де-ления с числом 7. | 1 | | | | | |
32 | Проект «Магические квадраты» | 1 | | | | | |
33 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
34 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». | 1 | 1 | | | | |
35 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
36 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
37 | Площадь фигур. | 1 | | | | | |
38 | Квадратный сантиметр. | 1 | | | | | |
39 | Площадь прямоугольника. | 1 | | | | | |
40 | Таблица умножения и деления с числом 8. | 1 | | | | | |
41 | Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 | | | | | |
42 | Квадратный дециметр. | 1 | | | | | |
43 | Сводная таблица умножения. | 1 | | | | | |
44 | Квадратный метр. | 1 | | | | | |
45 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
46 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
47 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
48 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Умножение и деление». | 1 | 1 | | | | |
49 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
50 | Умножение числа на единицу. | 1 | | | | | |
51 | Умножение на нуль. | 1 | | | | | |
52 | Деление вида а : а, 0 : а. | 1 | | | | | |
53 | Деление нуля на число. | 1 | | | | | |
54 | Решение задач в три действия. | 1 | | | | | |
55 | Знакомство с долями. | 1 | | | | | |
56 | Окружность. Круг. | 1 | | | | | |
57 | Диаметр окружности (круга). | 1 | | | | | |
58 | Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. | 1 | | | | | |
59 | Единицы времени: год, месяц, неделя. | 1 | | | | | |
60 | Единицы времени. Сутки. | 1 | | | | | |
61 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Внетабличноеумножение и деление». | 1 | 1 | | | | |
62 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
63 | Проект «Единицы времени» | 1 | | | | | |
64 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
3 | Числа от 1 до 100. Внетабличноеумноже-ние и деление | 26 | | | | | |
65 | Случаи умножения и деления вида 20 * 3, 3 * 20, 60 : 3 | 1 | | | | | |
66 | Прием делениядля случаев вида 80:20 | 1 | | | | | |
67 | Умножение суммы на чис-ло. | 1 | | | | | |
68 | Приемы умножения вида 23 * 4, 4 * 23. | 1 | | | | | |
69 | Выражения с двумя пере-менными. | 1 | | | | | |
70 | Деление суммы на число. | 1 | | | | | |
71 | Деление суммы на число. | 1 | | | | | |
72 | Прием деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3 | 1 | | | | | |
73 | Связь между числами при делении. | 1 | | | | | |
74 | Проверка деленияумно-жением. | 1 | | | | | |
75 | Прием деления для случаев вида 87:29, 66 : 22 | 1 | | | | | |
76 | Проверка умножения делением. | 1 | | | | | |
77 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
78 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Внетабличноеумножение и деление». | 1 | 1 | | | | |
79 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
80 | Конкретный смысл деления с остатком. | 1 | | | | | |
81 | Прием деления с остат-ком | 1 | | | | | |
82 | Прием деления с остат-ком | 1 | | | | | |
83 | Прием подбора при делении с остатком. | 1 | | | | | |
84 | Решение задач на деление с остатком. | 1 | | | | | |
85 | Решение задач на деление с остатком. | 1 | | | | | |
86 | Проверка деления с остатком. | 1 | | | | | |
87 | Проект «Задачи-расчеты». | 1 | | | | | |
88 | Закрепление пройденного материала | 1 | | | | | |
89 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Нумерация». | 1 | 1 | | | | |
90 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 14 | | | | | |
91 | Понятие о сотне как новой счетной единице. | 1 | | | | | |
92 | Натуральнаяпоследова-тельность трёхзначных чисел. | 1 | | | | | |
93 | Запись и чтение чисел в пределах 1000. | 1 | | | | | |
94 | Порядок следования чисел при счете в пределах 1000. | 1 | | | | | |
95 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. | 1 | | | | | |
96 | Десятичный состав трехзначных чисел. | 1 | | | | | |
97 | Приемы сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава чисел. | 1 | | | | | |
98 | Сравнение трехзначных чисел. | 1 | | | | | |
99 | Замена сотен (десятков) единицами и единиц – десятками (сотнями). | 1 | | | | | |
100 | Знакомство с римской нумерацией | 1 | | | | | |
101 | Единицы массы. | 1 | | | | | |
102 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание». | 1 | 1 | | | | |
103 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
104 | Закрепление пройденного материала | 1 | | | | | |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 12 | | | | | |
105 | Приемы устного сложения и вычитания. | 1 | | | | | |
106 | Приемы устного сложения и вычитания. | 1 | | | | | |
107 | Приемы устного сложения и вычитания. | 1 | | | | | |
108 | Приемы устного сложения и вычитания. | 1 | | | | | |
109 | Письменные приемы сложения и вычитания. | 1 | | | | | |
110 | Письменный прием сложения. | 1 | | | | | |
111 | Письменный прием вычитания. | 1 | | | | | |
112 | Виды треугольников. | 1 | | | | | |
113 | Закрепление пройденного материала | 1 | | | | | |
114 | Закрепление пройденного материала | 1 | | | | | |
115 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Умножение и деление». | 1 | 1 | | | | |
116 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 20 | | | | | |
117 | Приёмы устныхвычис-лений для случаев вида 400 * 2, 600 : 3 | 1 | | | | | |
118 | Приёмы устныхвычис-лений для случаев вида 240 * 3, 203 * 4, 960 : 3, 960 : 6 | 1 | | | | | |
119 | Приёмы устного вычисления вида 800 : 2. | 1 | | | | | |
120 | Виды треугольников. | 1 | | | | | |
121 | Письменный прием умножения на однозначное число. | 1 | | | | | |
122 | Письменный прием умножения на однозначное число. | 1 | | | | | |
123 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
124 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
125 | Письменный прием деления на однозначное число. | 1 | | | | | |
126 | Письменный прием деления на однозначное число. | 1 | | | | | |
127 | Проверка деления умножением. | 1 | | | | | |
128 | Контрольная работапо теме «Числа от 1 до 1000. Умножение и деление». | 1 | 1 | | | | |
129 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
130 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
131 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
132 | Проект «Дерево знаний". | 1 | | | | | |
133 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
134 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
135 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
136 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | | | |
| Итого: | 136 | 10 | | | | |