Рабочая программа по предмету «Математика» начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, Примерной основной образовательной программы начального общего образования(одобренной Федеральным методическим объединением по общему образованию, (протокол заседания от 08 апреля 2015 года № 1/15), Примерной (или авторской) программой по математике, разработанной В.Н.Рудницкой ( «Начальная школа XXI века»).
Общий объём времени, отводимого на изучение математики в 3 классе, составляет 136 часов, 4 часа в неделю (34 учебных недели).
Программой предусмотрено 12 контрольных работ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Л ичностными результатами обучения учащихся являются:
-самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
-готовность и способность к саморазвитию;
-сформированность мотивации к обучению;
-способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
-заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
-готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
-способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
-способность к самоорганизованности;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);(р.к.)
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать
простейшие геометрические фигуры; умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание учебного предмета.
Тысяча 45 ч.
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «».
Сложение и вычитание в пределах 1000.
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000. 32ч.
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000. 16ч.
Умножение вида 23 • 40.
Умножение и деление на двузначное число.
Примеры выражений, содержащих букву.
Вычисление значений буквенных выражений.
Величины 13ч.
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Сотношения: 1 кг = 1000 г.
Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = = 100 лет, 1 год =12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки.
Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды
Геометрические понятия 15ч.
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
Логико-математическая подготовка 4ч.
Высказывание и его истинность. Числовые равенства и неравенства как примеры верных и неверных высказываний.
Работа с информацией.
Сбор и представление информации в виде схем, таблиц. Считывание информации, представленной на рисунках, схемах, в таблицах. Использование схем (в том числе графов) для решения учебных задач.
Повторение 11ч.
Тематическое планирование
№. п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Тысяча | Числа от 100 до 1000. | 1 |
2 | Числа от 100 до 1000. | 1 |
3 | Числа от 100 до 1000. | 1 |
4 | Сравнение чисел. | 1 |
5 | Знаки сравнения. | 1 |
6 | Знаки . | 1 |
7 | Контрольная работа на тему: "Чтение, запись и сравнение трехзначных чисел". | 1 |
8 | Единицы длины | Введение новых единиц длины. Километр, миллиметр. | 1 |
9 | Километр, миллиметр. | 1 |
10 | Измерение длины в миллиметрах. | 1 |
11 | Измерение длины. | 1 |
12 | Ломаная | Ломаная. | 1 |
13 | Элементы ломаной. | 1 |
14 | Вершины и звенья ломаной. | 1 |
15 | Длина ломаной. | 1 |
16 | Построение ломаной. Вычисление длины ломаной. | 1 |
17 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного во 2 классе» входной контроль 18.09 | 1 |
18 | Единицы измерения массы и вместимости | Масса. | 1 |
19 | Соотношение между новыми единицами. Килограмм, грамм. | 1 |
20 | Килограмм, грамм. | 1 |
21 | Килограмм, грамм. | 1 |
22 | Ознакомление с новыми единицами. Литр. | 1 |
23 | Вместимость. Литр. | 1 |
24 | Контрольная работа по теме «Длина, масса, вместимость» | 1 |
25 | Поразрядное сложение в пределах 1000 | Работа над ошибками. Поразрядное сложение в пределах 1000. | 1 |
26 | Сложение в пределах 1000. 15.10 | 1 |
27 | Письменные и устные приемы вычислений. 16.10 | 1 |
28 | Работа над ошибками. Письменные и устные приемы вычислений. 24.10 | 1 |
29 | Сложение в пределах 1000. | 1 |
30 | Повторение письменных и устных приемов вычисления. | 1 |
31 | Контрольная работа «Итоговая контрольная работа за I четверть» 22.10 | 1 |
32 | Поразрядное вычитание в пределах 1000 | Поразрядное вычитание в пределах 1000. 17.10 | 1 |
33 | Поразрядное вычитание в пределах 1000. 21.10 | 1 |
34 | Поразрядное сложение и вычитание в пределах 1000. 05.11 | 1 |
35 | Поразрядное сложение и вычитание в пределах 1000 | 1 |
36 | Письменные и устные приемы вычислений в пределах 1000. | 1 |
37 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел» | 1 |
38 | Свойства сложения и умножения | Сочетательное свойство сложения. | 1 14.11 |
40 | Сочетательное свойство сложения. | 1 18/11 |
41 | Сумма трех и более слагаемых. | 1 19.11 |
42 | Сумма трех и более слагаемых. | 1 20.11 |
43 | Переместительное и сочетательное свойства сложения. | 1 21.11 |
44 | Сочетательное свойство умножения. | 1 25.11 |
45 | Сочетательное свойство умножения. | 1 26.11 |
46 | Свойства умножения. | 1 27.11 |
47 | Произведение трех и более множителей. | 1 28.11 |
48 | Произведение трех и более множителей. | 1 2.12 |
49 | Произведение трех и более множителей. | 1 3.12 |
50 | Контрольная работа по теме: «Умножение многозначных чисел» 3 четверть | 1 |
51 | Решение выражений со скобками | Симметрия на клетчатой бумаге | 1 5.12 4.12 экзамен |
52 | Симметрия на клетчатой бумаге | 1 5.12 |
53 | Проверочная работа по теме «Симметрия на клетчатой бумаге» | 1 9.12 |
54 | Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. | 1 10.12 |
55 | Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. | 1 11.12 |
56 | Решение выражений без скобок. | 1 12.12 |
57 | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. | 1 16.12 |
58 | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. | 1 17.12 |
59 | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. | 1 18.12 |
60 | Контрольная работа по теме «Порядок выполнения действий в сложных числовых выражениях» 2 четверть | 1 19.12 |
61 | Числовые равенства и неравенства | Верные и неверные высказывания. | 1 23.12 |
62 | Высказывание. | 1 25.12 |
63 | Числовые равенства и неравенства. | 1 26.12 |
64 | Числовые равенства и неравенства. Свойства равенства. | 1 13.01 |
65 | Итоговая контрольная работа за II четверть | 1 24.12 |
66 | Окружность | Деление окружности на равные части. | 1 14.01 |
67 | Деление окружности. | 1 15.01 |
68 | Деление окружности. | 1 16.01 |
69 | Умножение суммы на число | Умножение суммы на число. | 1 20.01 |
70 | Ознакомление с распределительным свойством умножения относительно сложения. | 1 21.01 |
71 | Умножение суммы на число. | 1 22.01 |
72 | Умножение на 10 и на 100. | 1 23.01 |
73 | Правила умножения на 10 и на 100 | 1 27.01 |
74 | Умножение на 10 и на 100. | 1 28.01 18.02 |
75 | Умножение вида 50 • 9. | 1 29.01 18.02 |
76 | Умножение вида 200 • 4. | 1 30.01 |
77 | Умножение вида 50 • 9, 200 • 4. | 1 |
78 | | Прямая. | 1 |
79 | Прямая. | 1 |
80 | Прямая. | 1 |
81 | | Контрольная работа по теме «Прямая. Деление окружности на равные части» 3 четверть | 1 |
82 | Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000. | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 |
83 | Письменный прием умножения на однозначное число. | 1 |
84 | Письменный прием умножения на однозначное число. | 1 |
85 | Умножение трехзначного числа на однозначное. | 1 |
86 | Умножение трехзначного числа на однозначное. | 1 |
87 | Умножение трехзначного числа на однозначное. | 1 |
88 | Контрольная работа по теме: "Умножение двузначных трехзначных чисел на однозначное»". | 1 |
89 | Измерение времени | Измерение времени. Работа над ошибками. | 1 |
90 | Измерение времени. | 1 |
91 | Решение задач с единицами времени. | 1 |
92 | Деление многозначных чисел | Деление на 10 и на 100. | 1 |
93 | Деление на 10 и на 100. | 1 |
94 | Нахождение однозначного частного. | 1 |
95 | Деление чисел в пределах 1000. | 1 |
96 | Нахождение однозначного частного. | 1 |
97 | Итоговая контрольная работа за III четверть 18.03 | 1 |
98 | Деление с остатком. Работа над ошибками. | 1 |
99 | Свойства деления с остатком. | 1 |
100 | Деление с остатком. | 1 |
101 | Деление на однозначное число. | 1 |
102 | Деление на однозначное число | 1 |
103 | Деление на однозначное число. | 1 |
104 | Деление трехзначного числа на однозначное. | 1 |
105 | Деление трехзначного числа на однозначное. | 1 |
106 | Деление многозначных чисел. | 1 |
107 | Контрольная работа по теме: «Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное». | 1 |
108 | Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000. | Умножение вида 23 • 40. | 1 |
109 | Умножение вида 23 • 40. | 1 |
110 | Умножение вида 23 • 40. | 1 |
111 | Умножение на двузначное число. | 1 |
112 | Умножение на двузначное число. | 1 |
113 | Устные и письменные приемы умножения и деления на двузначное число. | 1 |
114 | Устные и письменные приемы умножения и деления на двузначное число. | 1 |
115 | Повторение умножения на двузначное число. | 1 |
116 | Повторение умножения на двузначное число. | 1 |
117 | Деление на двузначное число. | 1 |
118 | Деление на двузначное число. | 1 |
119 | Деление на двузначное число. | 1 |
120 | Алгоритм деления на двузначное число. | 1 |
121 | Деление на двузначное число. | 1 |
122 | Деление на двузначное число. | 1 |
123 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на двузначныое» | 1 |
124 | Повторение изученных приемов сложения и вычитания. | 1 |
125 | Повторение изученных приемов умножения и деления. | 1 |
126 | Итоговая контрольная работа на тему: "Изученное в 3 классе". | 1 |
127 | Работа над ошибками. Повторение изученных приемов умножения и деления. | 1 |
128 | Повторение приемов умножения на однозначное число. | 1 |
129 | Повторение приемов деления на однозначное число. | 1 |
130 | Повторение приемов умножения на двузначное число. | 1 |
131 | Повторение приемов деления на двузначное число. | 1 |
132 | Повторение изученных единиц измерения. | 1 |
133 | Повторение решения выражений со скобками. | 1 |
134 | Годовая контрольная работа | 1 |
135-136 | | Повторение изученного | 1 |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольных работ |
1. | Тысяча | 40 | 4 |
2. | Умножение и деление на однозначное число | 29 | 3 |
3. | Умножение и деление на двузначное число | 15 | 1 |
4. | Величины | 13 | 1 |
5. | Геометрический материал | 13 | 2 |
6. | Логико-математическая подготовка | 4 | |
7. | Повторение | 10 | 1 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела/темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |