Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 3
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол заседания от «27» августа 2020 г. № 1 Руководитель МО И.И. Федоренко __________ | Принято Протокол заседания педагогического совета МБОУ ОСОШ № 3 от «28» августа 2020 г. № 8 | Утверждаю Директор МБОУ ОСОШ № 3 ________________ М.М. Кушнарева Приказ от «28» августа 2020 г. № 244 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Уровень общего образования (класс) -
начальное общее образование, 3 «а» класс
Количество часов в неделю - 4 часа, по программе – 137 часов
Учебный год 2020 - 2021
Учитель Лесник Елена Владимировна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);
приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
приказом МБОУ ОСОШ № 3 от 28.08.2020 № 245 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3 на 2020-2021 учебный год»;
нормативным локальным актом МБОУ ОСОШ № 3 от 25.04.2018 № 137 «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3»;
нормативным локальным актом МБОУ ОСОШ № 3 от 30.08.2019 № 302 «Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Орловской средней общеобразовательной школе № 3».
Сведения об учебной программе
Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования по математике и авторской программы по математике в 3 классе М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантова «Математика» (Москва: Просвещение, 2014).
Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика: Учебник для 3- Годовое количество часов на изучение курса по программе составляет 137 часов, 4 часа в неделю. В соответствии с годовым календарным графиком добавлены часы на изучение следующих тем:
урок №136: «Обобщение и систематизация изученного материала.»
го класса в 2-х частях. Москва: «Просвещение», 2016, УМК «Школа России»,
№ 1.1.3.1.8.3 в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Основными целями начального обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Планируемые предметные результаты освоения курса «Математика»
Личностные
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку наздоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта,измерения, прикидки результатаи его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
К концу обучения в третьем классе ученик научится:
называть:
последовательность чисел до 1000;
число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
единицы длины, площади, массы;
названия компонентов и результатов умножения и деления;
виды треугольников;
правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
понятие «доля»;
определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
чётные и нечётные числа;
определение квадратного дециметра;
определение квадратного метра;
правило умножения числа на 1;
правило умножения числа на 0;
правило деления нуля на число;
сравнивать:
различать:
отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
компоненты арифметических действий;
числовое выражение и его значение;
читать:
числа в пределах 1000, записанные цифрами; воспроизводить:
результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
соотношения между единицами времени: 1 год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
приводить примеры:
двузначных, трёхзначных чисел;
числовых выражений;
моделировать:
десятичный состав трёхзначного числа;
алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
упорядочивать:
числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать:
текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
- конструировать:
тексты несложных арифметических задач;
алгоритм решения составной арифметической задачи; контролировать:
свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать:
готовое решение учебной задачи (верно, неверно); решать учебные и практические задачи:
записывать цифрами трёхзначные числа;
решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
вычислять значения простых и составных числовых выражений;
вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
выполнять проверку вычислений;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
решать задачи в 1-3 действия;
находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре
арифметических действия в пределах 100;
выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел е пределах 1000;
классифицировать треугольники;
умножать и делить разными способами;
выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
сравнивать выражения;
решать уравнения;
строить геометрические фигуры;
выполнять внетабличное деление с остатком;
использовать алгоритм деления с остатком;
выполнять проверку деления с остатком;
находить значения выражений с переменной;
писать римские цифры, сравнивать их;
записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
сравнивать доли;
строить окружности.
составлять равенства и неравенства.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Доли
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
Структура курса
| Название тем | Кол – во часов |
1 | Сложение и вычитание. Повторение | 9 |
2 | Табличное умножение и деление | 56 |
3 | Внетабличное умножение и деление | 29 |
4 | Числа от 1 до 1000.Нумерация | 13 |
5 | Сложение и вычитание | 11 |
6 | Умножение и деление | 19 |
| Итого | 137ч. |
Четверть | К-во час. в неделю | Всего часов | Контрольные работы | Проверочные работы |
По плану | Факт. | По плану | Факт. | | |
1 | 4 | 35 | | 2 | | 2 | |
2 | 4 | 30 | | 2 | | 1 | |
3 | 4 | 38 | | 2 | | 2 | |
4 | 4 | 34 | | 2 | | 0 | |
итого | 137 | | 8 | | 5 | |
График контрольных работ
№ | Тема (раздел) | Форма работы | Дата |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Повторение | Входной контроль. Контрольная работа № 1 «Сложение и вычитание. Повторение» | 11.09 |
Проверочная работа № 1 «Устные приёмы сложения и вычитания» | 15.09 |
2 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | Проверочная работа № 2 «Порядок выполнения действий. Решение задач» | 13.10 |
Контрольная работа № 2 «Программный материал 1 четверти» | 21.10 |
Контрольная работа № 3 «Умножение и деление. Решение задач» | 10.11 |
Проверочная работа № 3 «Таблица умножения» | 07.12 |
Административная контрольная работа № 4 (за 1 полугодие) | 22.12 |
3 | Внетабличное умножение и деление | Проверочная работа № 4 «Умножение двузначного числа на однозначное» Контрольная работа № 5 « Внетабличное умножение и деление» | 22.01 10.02 |
4 | Деление с остатком | Контрольная работа № 6 «Решение задач и уравнений. Деление с остатком» | 02.03 |
5 | Нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел | Проверочная работа № 5 «Нумерация чисел в пределах 1000» | 17.03 |
Контрольная работа № 7 «Приёмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел» | 20.04 |
6 | Итоговое повторение | Контрольная работа № 8 Итоговая контрольная работа | 18.05 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | | Дата | Скоррек тирован ная дата, пояснение | Тема урока | Формы контроля |
1 четверть-35 часов | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Повторение (9 ч.) | |
1. | 1 | | 01.09 | | Повторение нумерации чисел. Сложение и вычитание | |
2 | 2. | | 02.09 | | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток | |
3 | 3. | | 04.09 | | Выражения с переменной | |
4 | 4. | | 07.09 | | Решение уравнений. Сложение и вычитание в пределах 100 | |
5 | 5 | | 08.09 | | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым | |
6 | 6. | | 09.09 | | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым | |
7 | 7. | | 11.09 | | Входной контроль. Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание. Повторение» | Контр. работа |
8 | 8 | | 14.09 | | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного материала: «Что узнали? Чему научились?» | |
9 | 9 | | 15.09 | | Проверочная работа № 1 «Устные приёмы сложения и вычитания» Обозначение геометрических фигур буквами. | Ариф. диктант |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (56 ч.) | |
10 | 1 | | 16.09 | | Связь умножения и сложения. | |
11 | 2 | | 18.09 | | Связь умножения и деления | |
12 | 3 | | 21.09 | | Четные и нечетные числа. | |
13 | 4 | | 22.09 | | Таблица умножения с числом 3 | |
14 | 5 | | 23.09 | | Связь между величинами: цена, количество, стоимость. | |
15 | 6 | | 25.09 | | Связь между величинами: масса количество | |
16 | 7 | | 28.09 | | Порядок выполнения действий | |
17 | 8 | | 29.09 | | Порядок выполнения действий | Сам. работа |
18 | 9 | | 30.09 | | Решение задач. Повторение. «Что узнали. Чему научились» | |
19 | 10 | | 02.10 | | Таблица умножения и деления с числом 4 | |
20 | 11 | | 05.10 | | Таблица Пифагора | |
21 | 12 | | 06.10 | | Задачи на увеличение числа в несколько раз | |
22 | 13 | | 07.10 | | Задачи на увеличение числа в несколько раз | |
23 | 14 | | 09.10 | | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | |
24 | 15 | | 12.10 | | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | |
25 | 16 | | 13.10 | | Проверочная работа № 2 «Порядок выполнения действий. Решение задач» | Пров. работа |
26 | 17 | | 14.10 | | Анализ проверочной работы. Таблица умножения и деления с числом 5 | |
27 | 18 | | 16.10 | | Задачи на кратное сравнение | |
28 | 19 | | 19.10 | | Задачи на кратное сравнение | |
29 | 20 | | 20.10 | | Решение задач | |
30 | 21 | | 21.10 | | Контрольная работа № 2 «Программный материал 1 четверти» | Конт. работа |
31 | 22 | | 23.10 | | Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом 6 | |
32 | 23 | | 26.10 | | Задачи на нахождение четвертого пропорционального | |
33 | 24 | | 27.10 | | Задачи на нахождение четвертого пропорционального | |
34 | 25 | | 28.10 | | Таблица умножения и деления с числом 7 | |
35 | 26 | | 30.10 | | Проект «Математическая сказка» | Защита проекта |
2 четверть- 30 часов |
36 | 27 | | 09.11 | | Повторение. «Что узнали. Чему научились» | |
37 | 28 | | 10.11 | | Контрольная работа № 3 по теме «Умножение и деление. Решение задач» | Контр. работа |
38 | 29 | | 11.11 | | Анализ контрольной работы. | |
39 | 30 | | 13.11 | | Площадь. Единицы площади | |
40 | 31 | | 16.11 | | Квадратный сантиметр | |
41 | 32 | | 17.11 | | Площадь прямоугольника | |
42 | 33 | | 18.11 | | Таблица умножения и деления с числом 8 | |
43 | 34 | | 20.11 | | Решение задач | |
44 | 35 | | 23.11 | | Закрепление по теме «Таблица умножения и деления» | Сам. работа |
45 | 36 | | 24.11 | | Таблица умножения и деления с числом 9 | |
46 | 37 | | 25.11 | | Единица площади – квадратный дециметр | |
47 | 38 | | 27.11 | | Сводная таблица умножения | |
48 | 39 | | 30.11 | | Решение задач | |
49 | 40 | | 01.12 | | Единица площади – квадратный метр | |
50 | 41 | | 02.12 | | Закрепление по теме «Таблица умножения и деления» | Ариф. диктант |
51 | 42 | | 04.12 | | Закрепление по теме «Таблица умножения и деления» | |
52 | 43 | | 07.12 | | Проверочная работа № 3 «Таблица умножения» | Пров. работа |
53 | 44 | | 08.12 | | Повторение пройденного материала: «Что узнали? Чему научились?» | |
54 | 45 | | 09.12 | | «Странички для любознательных». | |
55 | 46 | | 11.12 | | Умножение на 1 | |
56 | 47 | | 14.12 | | Умножение на 0 | |
57 | 48 | | 15.12 | | Деление вида: а : а, 0 : а | |
58 | 49 | | 16.12 | | Текстовые задачи в три действия | |
59 | 50 | | 18.12 | | Деление 0 на число | |
60 | 51 | | 21.12 | | Доли. | |
61 | 52 | | 22.12 | | Административная контрольная работа № 4 (за 1 полугодие) «Табличное умножение и деление» | Контр. работа |
62 | 53 | 23.12 | | Анализ контрольной работы. | |
63 | 54 | 25.12 | | Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр) | |
64 | 55 | 28.12 | | Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Решение задач. | |
65 | 56 | 29.12 | | Единицы времени: год, месяц, сутки | |
3 четверть- 38 часов Внетабличное умножение и деление (29 ч) | |
66 | 1 | 11.01 | | Приемы умножения и деления для случаев вида: 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3 | |
67 | 2 | 12.01 | | Прием деления для случаев вида 80 : 20 | |
68 | 3 | 13.01 | | Умножение суммы на число | |
69 | 4 | 15.01 | | Умножение суммы на число | |
70 | 5 | 18.01 | | Умножение двузначного числа на однозначное | |
71 | 6 | 19.01 | | Умножение двузначного числа на однозначное | |
72 | 7 | 20.01 | | Решение задач. Выражение с двумя переменными | |
73 | 8 | 22.01 | | Проверочная работа № 4 «Умножение двузначного числа на однозначное» | Пров. работа |
74 | 9 | 25.01 | | Деление суммы на число | |
75 | 10 | 26.01 | | Деление суммы на число | |
76 | 11 | 27.01 | | Закрепление. Деление суммы на число | |
77 | 12 | 29.01 | | Связь между числами при делении | |
78 | 13 | 01.02 | | Проверка деления умножением | |
79 | 14 | 02.02 | | Приёмы деления для случаев вида 87:29 66:22 | |
80 | 15 | 03.02 | | Проверка умножения с помощью деления | |
81 | 16 | 05.02 | | Решение уравнений | |
82 | 17 | 08.02 | | Решение уравнений | |
83 | 18 | 09.02 | | Повторение пройденного материала: «Что узнали? Чему научились?» | |
84 | 19 | 10.02 | | Контрольная работа № 5 «Внетабличное умножение и деление» | Контр работа |
85 | 20 | 12.02 | | Анализ контрольной работы. Деление с остатком | |
86 | 21 | 15.02 | | Деление с остатком | |
87 | 22 | 16.02 | | Приемы нахождения частного и остатка | |
88 | 23 | 17.02 | | Приемы нахождения частного и остатка | |
89 | 24 | 19.02 | | Задачи на деление с остатком | |
90 | 25 | 22.02 | | Деление меньшего числа на большее | |
91 | 26 | 24.02 | | Проверка деления с остатком | |
92 | 27 | 26.02 | | Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» | |
93 | 28 | 01.03 | | «Странички для любознательных» Наш проект "Задачи - расчёты" | |
94 | 29 | 02.03 | | Контрольная работа № 6 «Решение задач и уравнений. Деление с остатком» | Контр. работа |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 Нумерация (13 ч) | |
95 | 1 | 03.03 | | Анализ контрольной работы . Устная нумерация в пределах 1000 | |
96 | 2 | 05.03 | | Письменная нумерация в пределах 1000 | |
97 | 3 | 09.03 | | Разряды счетных единиц | |
98 | 4 | 10.03 | | Натуральная последовательность трехзначных чисел | |
99 | 5 | 12.03 | | Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз | |
100 | 6 | 15.03 | | Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых | |
101 | 7 | 16.03 | | Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трехзначных чисел | |
102 | 8 | 17.03 | | Проверочная работа № 5 «Нумерация чисел в пределах 1000» | Пров. работа |
103 | 9 | 19.03 | | Работа над ошибками. | |
4 четверть- 34 часа |
104 | 10 | 29.03 | | Сравнение трехзначных чисел | |
105 | 11 | 30.03. | | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе | |
106 | 12 | 31.03 | | Единицы массы: килограмм, грамм Учебник, с. 54–57. | |
107 | 13 | 02.04 | | Повторение пройденного материала. | |
Сложение и вычитание (11 ч) | |
108 | 1 | 05.04 | | Приемы устных вычислений вида: 450 +30, 620 – 200 | |
109 | 2 | 06.04 | | Приемы устных вычислений вида: 470 +80, 650 – 90 | |
110 | 3 | 07.04 | | Приемы устных вычислений вида: 260 +310, 670 – 140 | |
111 | 4 | 09.04 | | Приемы письменных вычислений | |
112 | 5 | 12.04 | | Алгоритм письменного сложения | |
113 | 6 | 13.04 | | Алгоритм письменного сложения | |
114 | 7 | 14.04 | | Виды треугольников | |
115 | 8 | 16.04 | | Повторение. Решение задач. «Странички для любознательных» | |
116 | 9 | 19.04 | | Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» | |
117 | 10 | 20.04 | | Контрольная работа № 7 по теме: «Приёмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел» | Контр. работа |
118 | 11 | 21.04 | | Анализ контрольной работы | |
Умножение и деление (19 ч) | |
119 | 1 | 23.04 | | Приемы устных вычислений | |
120 | 2 | 26.04 | | Приемы устного умножения и деления | |
121 | 3 | 27.04 | | Приемы устного умножения и деления | |
122 | 4 | 28.04 | | Виды треугольников по видам углов | |
123 | 5 | 30.04 | | Приемы устных вычислений в пределах 1000 | |
124 | 6 | 04.05 | | Прием письменного умножения на однозначное число | |
125 | 7 | 05.05 | | Прием письменного умножения на однозначное число | |
126 | 8 | 07.05 | | Прием письменного умножения на однозначное число | |
127 | 9 | 11.05 | | Закрепление изученных приемов умножения | |
128 | 10 | 12.05 | | Закрепление изученных приемов умножения | |
129 | 11 | 14.05 | | Приёмы письменного деления на однозначное число | |
130 | 12 | 17.05 | | Приёмы письменного деления на однозначное число | |
131 | 13 | 18.05 | | Итоговая контрольная работа Контрольная работа № 8 | Контр. работа |
132 | 14 | 19.05 | | Анализ контрольной работы. | |
133 | 15 | 21.05 | | Проверка деления умножением. | |
134 | 16 | 24.05 | | Проверка деления умножением. Закрепление. | |
135 | 17 | 25.05 | | Обобщение и систематизация изученного материала | |
136 | 18 | 26.05 | | Обобщение и систематизация изученного материала | |
137 | 19 | 28.05 | | Обобщающий урок. Игра «По океану математики» | |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Ошибки:
вычислительные ошибки в примерах и задачах;
ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
не решенная до конца задача или пример;
невыполненное задание;
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
нерациональный прием вычислений.
недоведение до конца преобразований.
наличие записи действий;
неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по математике.
Работа, состоящая из примеров
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.
«3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач
«5» – без ошибок.
«4» – 1 – 2 негрубые ошибки.
«3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.
«2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» – 4 грубых ошибки.
Контрольный устный счет
«5» – без ошибок.
«4» – 1 – 2 ошибки.
«3» – 3 – 4 ошибки.
«2» – более 3 – 4 ошибок.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
| |
| | № | Автор | Название | Год издания | Издательство | № в перечне |
| | Учебно - методический комплект | |
| | 1 | М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова | Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. | 2016 | Москва. «Просвещение» | № 1.1.2.1.8.3 |
| | Методическая литература |
| | 1 | А.А.Плешаков | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2012 | Москва. «Просвещение» | |
| | 2 | М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова | Проверочные работы по математике. 3 класс. | 2016 | Москва. «Просвещение» | |
| | 3 | ( М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова | 3 класс Методические рекомендации. | 2013 | Москва. «Просвещение» | |
| | 4 | М.И. Моро | Поурочные разработки по математике + Текстовые задачи двух уровней сложности к учебному комплекту | 2015 | Москва. «ВАКО » | |
| | 5 | В.Н. Рудницкая: | Контрольные работы по математике.3 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. | 2015 | Москва. «Экзамен » | |
| | 6 | Институт стратегических исследований в образовании РАО А.М. Кондаков, Л.П. Кезина, Е.С. Савинов | Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения | 2011 | Москва «Просвещение» | |
| | Печатные пособия |
| | 1 | Таблицы, соответствующие по содержанию программе обучения |
| | 2 | Иллюстративный материал по темам программы |
| | 3 | Перфокарты, карточки по темам программы |
| | 4 | Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы. |
| | Компьютерные и информационно – коммуникативные средства |
| | 1 | Персональный компьютер |
| | 2 | Мультимедийный проектор и экран |
| | 3 | Интерактивная доска |
| | 4 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. |
| | 5 | Учебно-лабораторное оборудование для кабинета начальной школы |
| | Экранно - звуковые пособия |
| | 1 | Видеофильмы по предмету |
| | 2 | Презентации по темам программ |
| | 3 | Математика 3 класс. Электронное приложение к учебнику М. И. Моро, С. И.Волкова, С. В. Степанова |
| | Интернет -ресурсы |
| | | Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября» http://school-collection.edu.ru/ www.center.fio.ru http://www.maro.newmail.ru http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html http://www.int-edu.ni |