I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА».
1. Математика.
Личностные результаты:
умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
умение самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
умение использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 1000;
умение использовать при вычислениях на уровне навыка знание сложения однозначных и двузначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 100;
умение использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
умение осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
умение использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
умение решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
умение измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
умение узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
умение находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника);
умение сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
умение устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
умение группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
умение читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
умение читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе;
умение классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
умение самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор;
умение выполнять табличное умножение и деление чисел;
умение выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a;
умение выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
умение выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
умение выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
умение вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок);
умение использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
умение вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
умение решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления;
умение анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
умение составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
умение преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
умение составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
умение решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.,
умение решать задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз;
умение сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
умение дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
умение находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный ;
умение решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
умение решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты;
умение обозначать геометрические фигуры буквами;
умение различать круг и окружность;
умение чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
умение различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов;
умение изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе, читать план участка (комнаты, сада и др.);
умение измерять длину отрезка;
умение вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
умение выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними;
умение выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
умение вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника;
умение анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
умение устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
умение самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
умение выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы;
умение читать несложные готовые таблицы, понимать высказывания, содержащие логические связки (… и …; если…, то…; каждый; все и др.),
умение определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
2. Информатика.
Личностные результаты:
владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
сформированность мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
владение способами решения проблем творческого и поискового характера;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение конструктивно разрешать конфликты средством учёта интересов сторон и сотрудничества;
владение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) цепочка (конечная последовательность);
2) мешок (неупорядоченная совокупность);
3) одномерная и двумерная таблицы;
4) круговая и столбчатая диаграммы;
5) утверждения, логические значения утверждений;
6) исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
7) дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
8) игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
1) выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
2) проведение полного перебора объектов;
3) определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
4) использование имён для указания нужных объектов;
5) использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
6) сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
7) выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
8) достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
9) использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
10) построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
11) построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
12) построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
13) использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА».
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание .
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Информатика:
Раскрась, как хочешь. Правило раскрашивания. Цвет. Области.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Информатика :
Одинаковые ( такая же). Разные. Обведи. Соедини. Бусины. Одинаковые бусины. Разные бусины.
Проект «Разделяй и властвуй». Нарисуй в окне. Вырежи и наклей в окно. Все, каждый. Буквы и цифры. Цепочка: бусины в цепочке. Сколько всего областей. Истинные и ложные утверждения. Есть – нет. Одинаковые цепочки. Разные цепочки. Проект «Новогодняя открытка». Бусины в цепочке. Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Информатика:
Алфавитная цепочка. Слово. Раньше – позже. Имена. Если бусина не одна. Если бусины нет. Проект «Буквы и знаки в русском алфавите». Словарь. Бусины в цепочке.
Числа от 1 до 1000. Нумерация .
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Единицы массы; взвешивание предметов.
Информатика:
Мешок. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание .
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Мешок бусин цепочки. Таблица для мешка (одномерная)
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление .
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Информатика:
Длина цепочки. Цепочка цепочек. Таблица для мешка (по двум признакам). Проект «Одинаковые мешки»
Итоговое повторение
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
Информатика: Словарный порядок. Дефис и апостроф. Проект «Лексикографический порядок»
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
№ п/п | Тема | Количество часов |
Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание (9 ч.) |
1. | Повторение. Нумерация чисел. Устные приёмы сложения и вычитания. | 1 |
2. | Повторение. Нумерация чисел. Устные приёмы сложения и вычитания. | 1 |
3. | Выражения с переменной. | 1 |
4. | Решение уравнений с неизвестным слагаемым. | 1 |
5. | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым .Инф.Раскрась как хочешь. Правило раскрашивания. Цвет. | 1 |
6. | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. | 1 |
7. | Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 |
8. | Входная контрольная работа. | 1 |
9. | Странички для любознательных. «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». Инф.Области | 1 |
Табличное умножение и деление (29 ч.) |
10. | Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 |
11. | Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2. | 1 |
12. | Таблица умножения и деления на 3 | 1 |
13. | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 |
14. | Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса. Инф.Одинаковые (такая же). Разные. | 1 |
15. | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. | 1 |
16. | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. | 1 |
17. | Порядок выполнения действий. Закрепление. | 1 |
18. | Странички для любознательных. Инф. Обведи. Соедини. | 1 |
19. | Закрепление пройденного материала. «Что узнали. Чему научились ». | 1 |
20. | Контрольная работа по теме: «Таблица умножения и деления на 2, 3.Решение задач». | 1 |
21. | Умножение четырех, на 4, и соответствующие случаи деления. | 1 |
22 | Закрепление пройденного материала. Таблица умножения. | 1 |
23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. Инф. Бусины. Одинаковые бусины. Разные бусины. | 1 |
24. | Закрепление. Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 |
25. | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 |
26. | Умножение пяти, на 5, и соответствующие случаи деления. | 1 |
27. | Задачи на кратное сравнение. Проект «Разделяй и властвуй». | 1 |
28. | Закрепление. Задачи на кратное сравнение. | 1 |
29. | Самостоятельная работа по теме: «Решение задач». Инф. Нарисуй в окне. Вырежи и наклей в окне. | 1 |
30. | Умножение шести, на 6, и соответствующие случаи деления. | 1 |
31-32 | Решение задач. | 2 |
33. | Закрепление. Решение задач. Инф.Все, каждый. Буквы и цифры. | 1 |
34. | Решение изученных видов задач. | 1 |
35. | Умножение семи, на 7, и соответствующие случаи деления. | 1 |
36. | Закрепление. Таблица умножения. | 1 |
37. | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление. Решение задач». | 1 |
38. | Работа над ошибками. Инф.Цепочка: бусины в цепочке. | 1 |
| Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (28 ч) | |
| Площадь, единицы площади | |
| Квадратный сантиметр. | 1 |
| Площадь прямоугольника. | 1 |
| Умножение восьми, на 8, и соответствующие случаи деления. | 1 |
| Решение задач. Инф. Сколько всего областей. | 1 |
| Решение задач изученных видов. | 1 |
| Умножение девяти, на 9, и соответствующие случаи деления. | 1 |
| Квадратный дециметр. | 1 |
| Таблица умножения. Инф. Истинные и ложные утверждения. | 1 |
| Закрепление. Таблица умножения. | 1 |
| Квадратный метр. | 1 |
| Решение задач. Инф.Есть – нет. | 1 |
| Проверочная работа по теме «Задачи». | 1 |
| Работа над ошибками. | 1 |
| Умножение на 1. | 1 |
| Умножение на 0. | 1 |
| Деление на 1. Инф. Одинаковые цепочки. Разные цепочки. | 1 |
| Деление нуля на число. | 1 |
| Решение задач. | 1 |
| Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Проект «Новогодняя открытка». | 1 |
| Рубежная контрольная работа. | 1 |
| Работа над ошибками. | 1 |
| Доли. | 1 |
| Окружность. Круг. | 1 |
| Диаметр окружности. Инф. Бусины в цепочке. | 1 |
| Единицы времени. | 1 |
| Соотношения между единицами времени. | 1 |
| Контрольная работа по теме «Решение задач» | 1 |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (25 ч) |
| Приемы умножения и деления для случаев 20:3, 60:3. | 1 |
| Случаи деления 80:20. | 1 |
| Умножение суммы на число. | 1 |
| Умножение двузначного числа на однозначное. Инф. Алфавитная цепочка. Слово. | 1 |
| Закрепление. Умножение двузначного числа на однозначное число. | 1 |
| Решение задач. | 1 |
| Выражения с двумя переменными. | 1 |
| Деление суммы на число.Инф. Раньше – позже. | 1 |
| Закрепление. Деление суммы на число. | 1 |
| Приемы деления вида 69:3, 78:2. | 1 |
| Связь между числами при делении. | 1 |
| Проверка деления. Имена. Инф. Если бусина не одна. Если бусины нет. | 1 |
| Прием деления для случаев 87:29, 66:22. | 1 |
| Проверка умножения делением. | 1 |
| Решение уравнений. | 1 |
| Закрепление пройденного материала. Самостоятельная работа по теме: «Внетабличное умножение и деление» . | 1 |
| Что узнали. Чему научились. Инф.Проект «Буквы и знаки в русском тексте». | 1 |
| Контрольная работа по теме: «Внетабличное умножение и деление». | 1 |
| Деление с остатком. | 1 |
| Решение примеров на деление с остатком. | 1 |
| Закрепление. Деление с остатком.Инф. Словарь. | 1 |
| Задачи на деление с остатком. | 1 |
| Проверка деления с остатком | 1 |
| Закрепление. Проверка деления с остатком. | 1 |
| Самостоятельная работа по теме: «Деление с остатком». Инф.Бусины в цепочке. | 1 |
. Числа от 1 до 1000. Нумерация (12 ч) |
| Устная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 |
| Состав чисел в пределах 1000. | 1 |
| Разряды счетных единиц. Инф.Мешок. | 1 |
| Письменная нумерация чисел в пределах 1000 | 1 |
| Запись и чтение чисел в пределах1000. | 1 |
| Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз. | 1 |
| Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 |
| Приёмы устных вычислений. Инф.Одинаковые и разные мешки. | 1 |
| Сравнение трёхзначных чисел . | 1 |
| Единицы массы. | 1 |
| Закрепление пройденного материала. «Что узнали. Чему научились».Инф.Мешок бусин цепочки. | 1 |
| Контрольная работа по теме: «Нумерация чисел в пределах 1000». | 1 |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч) |
| Приемы устных вычислений. | 1 |
| Приемы устных вычислений вида: 450+30,620-200. | 1 |
| Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90. Инф.Мешок бусин цепочки. | 1 |
| Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140. | 1 |
| Приемы письменных вычислений. | 1 |
| Письменное сложение трехзначных чисел. | 1 |
| Письменное вычитание трехзначных чисел. | 1 |
| Виды треугольников. Инф. Таблица для мешка(одномерная). | 1 |
| Закрепление. Решение задач. | 1 |
| Контрольная работа по теме: «Приемы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел». | 1 |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (15 ч) |
| Приемы устных вычислений вида: 180:4, 900:3. | 1 |
| Приемы устных вычислений вида: 240:4, 960:3, 203:4. Инф.Длина цепочки. | 1 |
| Приемы устных вычислений вида: 100:50, 800:400. | 1 |
| Виды треугольников. Инф.Цепочка цепочек. | 1 |
| Приемы устных вычислений в пределах 1000. | 1 |
| Приемы письменного умножения в пределах 1000. | 1 |
| Приемы письменного умножения в пределах 1000. Инф.Таблица для мешка (по двум признакам). | 1 |
| Приемы письменного умножения в пределах 1000.Самостоятельная работа по теме: «Умножение трехзначного числа на однозначное» | 1 |
| Приемы письменного деления на однозначное число. | 1 |
| Решение примеров на деление на однозначное число. | 1 |
| Проверка деления. Инф.Проект «Одинаковые мешки». | 1 |
| Самостоятельная работа по теме: «Деление на однозначное число». Инф.Проект «Одинаковые мешки». | 1 |
| Знакомство с калькулятором. | 1 |
| Закрепление пройденного материала. «Что узнали. Чему научились». Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 |
| Контрольная работа по теме: «Приемы письменного умножения и деления в пределах 1000». | 1 |
Итоговое повторение ( 4 ч) |
| Итоговая контрольная работа за год. | 1 |
| Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры. Инф.Словарный порядок. Дефис и апостроф. | 1 |
| Умножение и деление. Задачи. | 1 |
| Геометрические фигуры и величины. Инф. Проект «Лексикографический порядок» | 1 |