муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 84 с. Краснохолма»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО ____________ Казак В.А. Протокол № ________ от «_______» ________ 20___ г. | Принято на заседании педагогического Совета школы Протокол № _______ от «________» __________ 20___ г. | «Утверждаю» И.О.Директора МОБУ «СОШ № 84 с.Краснохолма» _________ Нигметова А. Б.. « ____» _________20____ г. |
| | |
Рабочая программа
по предмету
математика
для 3 класса
на 2016 - 2017 уч. год
2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету математика разработана на основании
Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
и Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.);
О внесении изменений в Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г № 373 (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 31 декабря 2015 г
в соответствии с примерными программами по учебному предмету математика (протокол от 08. 04. 2015 г. №1/15) и примерными программами УМК «Перспективная начальная школа».
соответствует положению о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 84 с. Краснохолма».
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по математике на предмет «Математика» в третьем классе отводится по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения:
3 класс – 136 часов
Входной контроль – 1
Промежуточный контроль - 4
Итоговый контроль - 1
Планируемые результаты изучения курса «Математика»
3 класс
Личностные результаты.
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Задания типа: «Выбери для Миши один из ответов».
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек и т.п.), рисунков, схем;
б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных или составленных самостоятельно;
в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
– строить логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 3-го года обучения:
Обучающиеся научатся:
• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
• представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
• сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков (,
• производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел;
• применять сочетательное свойство умножения;
• выполнять группировку множителей;
• применять правила умножения числа на сумму и суммы на число;
• применять правило деления суммы на число;
• воспроизводить правила умножения и деления с нулем и единицей;
• находить значения числовых выражений со скобками и без скобок в 2–4 действия;
• воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого;
• выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;
• выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;
• выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на двузначное;
• использовать калькулятор для проведения и проверки правильности вычислений;
• применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и упрощения вычислений;
• распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность;
• распознавать виды треугольников по величине углов (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) и по длине сторон
(равнобедренный, равносторонний как частный случай равнобедренного, разносторонний);
• строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
• строить прямоугольник заданного периметра;
• строить окружность заданного радиуса;
• чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки радиусы и диаметры; использовать соотношение между радиусом и диаметром одной окружности для решения задач;
• определять площадь прямоугольника измерением (с помощью палетки) и вычислением (с проведением предварительных линейных измерений); использовать формулу площади прямоугольника (S = a · b);
• читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
• выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади (например, 1 дм2 6 см2 и 106 см2);
• изображать куб на плоскости; строить его модель на основе развертки;
• составлять и использовать краткую запись задачи в табличной форме;
• решать простые задачи на умножение и деление;
• читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
• решать и записывать решение составных задач по действиям и одним выражением;
• осуществлять поиск необходимых данных по справочной и учебной литературе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• использовать разрядную таблицу для задания чисел и выполнения действий сложения и вычитания;
• воспроизводить сочетательное свойство умножения;
• воспроизводить правила умножения числа на сумму и суммы на число;
• воспроизводить правило деления суммы на число;
• обосновывать невозможность деления на 0;
• формулировать правило, с помощью которого может быть составлена данная последовательность;
• понимать строение ряда целых неотрицательных чисел и его геометрическую интерпретацию;
• понимать количественный смысл арифметических действий (операций) и взаимосвязь между ними;
• выполнять измерение величины угла с помощью произвольной и стандартной единицы этой величины;
• сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и составления фигуры из частей; употреблять термины «равносоставленные» и «равновеликие» фигуры;
• строить и использовать при решении задач высоту треугольника;
• применять другие единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный километр, ар или «сотка», гектар);
• использовать вариативные формулировки одной и той же задачи;
• строить и использовать вариативные модели одной и той же задачи;
• находить вариативные решения одной и той же задачи;
• понимать алгоритмический характер решения текстовой задачи;
• находить необходимые данные, используя различные информационные источники.
Содержание курса «Математика»3 класс (136ч)
Числа и величины (10 ч)
Нумерация и сравнение многозначных чисел.
Получение новой разрядной единицы — тысячи. «Круглые» тысячи. Разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.Класс единиц и класс тысяч. Принцип устной нумерации с использованием названий классов. Поразрядное сравнение многозначных чисел.
Натуральный ряд и другие числовые последовательности.
Величины и их измерение.
Единицы массы — грамм, тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1 кг = 1000 г), между тонной и килограммом (1 т = 1000 кг), между тонной и центнером (1 т = 10 ц).
Арифметические действия (46 ч)
Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком».
Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение суммы на число и числа на сумму. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения «в столбик».
Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.. Кратное сравнение чисел и величин.
Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя.
Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Действия первой и второй ступеней. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок
Вычисления и проверка вычислений с помощью калькулятора.
Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Текстовые задачи (36 ч)
Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений.
Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением.
Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными.
Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.
Геометрические фигуры (10 ч)
Пространственные отношения. Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника.
Задачи на разрезание и составление геометрических фигур.
Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба.
Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов.
Геометрические величины (14 ч)
Единица длины — километр. Соотношение между километром и метром (1 км = 1000 м).
Единица длины — миллиметр. Соотношение между метром и миллиметром (1 м = 1000 мм), дециметром и миллиметром (1 дм = 100 мм), сантиметром и миллиметром (1 см = 10 мм).
Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения.
Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки.
Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром, квадратным миллиметром. Другие единицы площади (ар или «сотка», гектар). Соотношение между единицами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.
Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины.
Сравнение углов без измерения и с помощью измерения.
Работа с данными (20 ч)
Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения действий сложения и вычитания. Табличная форма краткой записи арифметической текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или полосчатых диаграмм. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Плановых контрольных уроков – 6
Основные виды учебной деятельности учащихся
в процессе освоения курса «Математика»
Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).
Описание явлений и событий с использованием величин.
Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
Выполнение геометрических построений.
Выполнение арифметических вычислений.
Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.
Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.
Результаты изучения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, выдвигать гипотезы; устанавливать, какие из предложенных математических задач им могут быть успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать- решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Кол-во часов раздела |
№ п/п | Название темы | Кол-во часов темы |
1 | Начнем с повторения | 1 |
2 | Начнем с повторения | 1 |
3 | Умножение и деление | 1 |
4 | Табличные случаи деления | 1 |
5 | Учимся решать задачи | 1 |
6 | Входная контрольная работа | 1 |
7 | Работа над ошибками. Повторение материала второго класса | 1 |
8 | Геометрические фигуры Плоские поверхности и плоскость | 1 |
9 | Изображения на плоскости | 1 |
10 | Куб и его изображение | 1 |
11 | Поупражняемся в изображении куба | 1 |
12 | Класс тысяч Счет сотнями и «круглое» число сотен | 1 |
13 | Десять сотен, или тысяча | 1 |
14 | Разряд единиц тысяч | 1 |
15 | Названия четырехзначных чисел | 1 |
16 | Разряд десятков тысяч | 1 |
17 | Разряд сотен тысяч | 1 |
18 | Класс единиц и класс тысяч | 1 |
19 | Таблица разрядов и классов | 1 |
20 | Поразрядное сравнение многозначных чисел | 1 |
21 | Поупражняемся в вычислениях и сравнении чисел | 1 |
22 | Геометрические величины Метр и километр | 1 |
23 | Величины и их измерение Килограмм и грамм | 1 |
24 | Килограмм и тонна | 1 |
25 | Центнер и тонна | 1 |
26 | Поупражняемся в вычислении и сравнении величин | 1 |
27 | Арифметические действия Таблица и краткая запись задачи | 1 |
28 | Таблица и краткая запись задачи | 1 |
29 | Алгоритм сложения столбиком | 1 |
30 | Алгоритм вычитания столбиком | 1 |
31 | Алгоритм вычитания столбиком | 1 |
32 | Составные задачи на сложение и вычитание | 1 |
33 | Контрольная работа № 2 | 1 |
34 | Работа над ошибками. Поупражняемся в вычислениях столбиком | 1 |
35 | Свойства умножения Умножение «круглого» числа на однозначное | 1 |
36 | Умножение суммы на число | 1 |
37 | Умножение многозначного числа на однозначное | 1 |
38 | Запись умножения в строчку и столбиком | 1 |
39 | Запись умножения в строчку и столбиком | 1 |
40 | Вычисления с помощью калькулятора | 1 |
41 | Сочетательное свойство умножения | 1 |
42 | Группировка множителей | 1 |
43 | Умножение числа на произведение | 1 |
44 | Умножение числа на произведение | 1 |
45 | Поупражняемся в вычислениях | 1 |
46 | Задачи на кратное сравнение Кратное сравнение чисел и величин | 1 |
47 | Задачи на кратное сравнение | 1 |
48 | Поупражняемся в сравнении чисел и величин | 1 |
49 | Геометрические величины Сантиметр и миллиметр | 1 |
50 | Миллиметр и дециметр | 1 |
51 | Миллиметр и метр | 1 |
52 | Поупражняемся в измерении и вычислении длин | 1 |
53 | Изображение чисел на числовом луче | 1 |
54 | Изображение данных с помощью диаграммы | 1 |
55 | Диаграмма и решение задач | 1 |
56 | Учимся решать задачи | 1 |
57 | Исследование треугольников Как сравнить углы | 1 |
58 | Как измерить угол | 1 |
59 | Поупражняемся в измерении углов. | 1 |
60 | Прямоугольный треугольник | 1 |
61 | Тупоугольный треугольник | 1 |
62 | Контрольная работа №3 | 1 |
63 | Работа над ошибками. Поупражняемся в построении треугольников | 1 |
64 | Остроугольный треугольник | 1 |
65 | Разносторонний и равнобедренный треугольники | 1 |
66 | Равнобедренный и равносторонний треугольники | 1 |
67 | Составные задачи Составные задачи на все действия | 1 |
68 | Натуральный ряд и другие числовые последовательности | 1 |
69 | Работа с данными | 1 |
70 | Умножение на двузначное число Умножение на однозначное число столбиком | 1 |
71 | Умножение на однозначное число столбиком | 1 |
72 | Умножение на число 10 | 1 |
73 | Умножение на «круглое» двузначное число | 1 |
74 | Умножение числа на сумму | 1 |
75 | Умножение на двузначное число | 1 |
76 | Запись умножения на двузначное число столбиком | 1 |
77 | Запись умножения на двузначное число столбиком | 1 |
78 | Поупражняемся в умножении столбиком и повторим пройденное | 1 |
79 | Свойства деления Как найти неизвестный множитель | 1 |
80 | Как найти неизвестный делитель | 1 |
81 | Как найти неизвестное делимое | 1 |
82 | Учимся решать задачи с помощью уравнений | 1 |
83 | Деление на число 1 | 1 |
84 | Деление числа на само себя | 1 |
85 | Деление числа 0 на натуральное число | 1 |
86 | Делить на 0 нельзя! | 1 |
87 | Деление суммы на число | 1 |
88 | Контрольная работа № 4 | 1 |
89 | Работа над ошибками. Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное | 1 |
90 | Деление разности на число | 1 |
91 | Деление разности на число | 1 |
92 | Измерение и вычисление площади Какая площадь больше? | 1 |
93 | Квадратный сантиметр | 1 |
94 | Измерение площади многоугольника | 1 |
95 | Измерение площади с помощью палетки | 1 |
96 | Поупражняемся в измерении площадей. Повторим пройденное | 1 |
97 | Умножение на число 100 | 1 |
98 | Квадратный дециметр и квадратный сантиметр | 1 |
99 | Квадратный метр и квадратный дециметр | 1 |
100 | Квадратный метр и квадратный сантиметр | 1 |
101 | Контрольная работа № 5 | 1 |
102 | Работа над ошибками Вычисления с помощью калькулятора | 1 |
103 | Решение текстовых задач Задачи с недостающими данными | 1 |
104 | Как получить недостающие данные | 1 |
105 | Умножение на число 1000 | 1 |
106 | Геометрические величины Квадратный километр и квадратный метр | 1 |
107 | Квадратный миллиметр и квадратный сантиметр | 1 |
108 | Квадратный миллиметр и квадратный дециметр | 1 |
109 | Квадратный миллиметр и квадратный метр | 1 |
110 | Поупражняемся в использовании единиц площади | 1 |
111 | Вычисление площади прямоугольника | 1 |
112 | Поупражняемся в вычислении площадей | 1 |
113 | Решение задач Задачи с избыточными данными | 1 |
114 | Выбор рационального пути решения | 1 |
115 | Разные задачи | 1 |
116 | Учимся формулировать и решать задачи | 1 |
117 | Деление. Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз | 1 |
118 | Деление «круглых» десятков на число 10 | 1 |
119 | Деление «круглых» сотен на число 100 | 1 |
120 | Деление «круглых» тысяч на число 1000 | 1 |
121 | Устное деление двузначного числа на однозначное | 1 |
122 | Устное деление двузначного числа на двузначное | 1 |
123 | Поупражняемся в устном выполнении деления и повторим пройденное | 1 |
124 | Построение симметричных фигур | 1 |
125 | Составление и разрезание фигур | 1 |
126 | Равносоставленные и равновеликие фигуры | 1 |
127 | Высота треугольника | 1 |
128 | Считаем до 1000000 | 1 |
129 | Итоговая контрольная работа № 6 | 1 |
130 | Работа над ошибками | 1 |
131 | Повторение Действия первой и второй ступени | 1 |
132 | Измеряем. Вычисляем. Сравниваем | 1 |
133 | Геометрия на бумаге в клетку | 1 |
134 | Как мы научились формулировать и решать задачи | 1 |
135 | Числовые последовательности | 1 |
136 | Работа с данными | 1 |
11