Очирова С.Х. _____________
Учитель: Миронович С.Я. Категория – первая Стаж работы – 31 лет
Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г, примерной программы для начальной школы по математике, учебной программы развивающего обучения Л.В. Занкова по математике, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Федеральным Государственным стандартом начального общего образования второго поколения, обеспечена учебником Т.И. Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких «Математика» и учебно-методической литературой.
«Проверена» зам.директора по УВР: Касторнова Е.Ф. «____» сентября 2018__________
В процессе обучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, помогающих понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения.
Задачи учебных занятий определены как формирование умений анализировать, сравнивать, приводить примеры, определять признаки и др.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
объяснять соотношение между разрядами;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
выполнять умножение и деление с 1 000;
решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b ; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.
Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Какую часть одно число составляет от другого. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч.1,2,3 разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Устная и письменная нумерация многозначных чисел. Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек. Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приемы рациональных вычислений.
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000. Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменное умножение и деление на однозначное число. Умножение и деление на двузначное и трехзначное число.
Оценка площади. Приближенное вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: кв. мм, кв. км, гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника. Работа, производительность труда, время работы.
Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.
Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение в вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.
Изменение положения объемных фигур в пространстве.
Объемные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов. Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.
Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий ( со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации. Понятие о вероятности случайного события. Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры. Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического. Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.
Принцип Дирихле. Математические игры.
№ п/п | № урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Требования к уровню подготовки |
1 | 1 | 1 | | | Числа от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые. | Знать название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000; уметь читать и записывать числа в пределах 1000, представлять в виде суммы разрядных слагаемых. |
2 | 2 | 1 | | | Арифметические действия над числами. | Знать алгоритмы письменных вычислений в пределах 1000, решать задачи с пропорциональными величинами. |
3 | 3 | 1 | | | Повторение и обобщение изученного. | Знать и оформлять арифметические действия над числами. Решать уравнения изученных видов. |
4 | 4 5 | 2 | | | Повторение и обобщение изученного. | Выполнять устные и письменные приёмы вычисления многозначных чисел. Знать правило нахождения площади прямоугольника, взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления. |
5 | 6 7 | 2 | | | Арифметические действия над числами. | Уметь выполнять письменное деление 3-значных чисел, деление с остатком, решать неравенства, задачи в 2-3 действия. |
6 | 8 | 1 | | | Математический тест. | Знать последовательность и название разрядов в записи числа, уметь выполнять устные вычисления и проверку. |
7 | 9 | 1 | | | Дроби. Нахождение части числа. | Иметь представления о дробных числах, уметь находить часть от числа, сравнивать дроби, решать типовые задачи на пропорциональные величины. |
8 | 10 | 1 | | | Нахождение части числа. | Знать алгоритм поиска части от числа, находить число по части, решать задачи на пропорциональные величины. |
9 | 11 | 1 | | | Нахождение числа по его части. | Знать алгоритм поиска числа по его части, находить эти числа, читать и разъяснять информацию, представленную в разных видах. |
10 | 12 | 1 | | | Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. | Сравнение алгоритмов поиска части числа и числа по заданной части. Знать последовательность действий и выполнять их. |
11 | 13 14 15 | 3 | | | Сравнение дробей. | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, с одинаковыми числителями, с разными числителями и знаменателями; уметь наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур, схем-отрезков и других вспомогательных модулей. |
12 | 16 | 1 | | | Закрепление изученного материала. Решение задач. | Уметь находить периметр и площадь прямоугольника, решать простейшие комбинаторные задачи. |
13 | 17 | 1 | | | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | Знать алгоритм сложения и уметь складывать дроби, выполнять умножение и деление с многозначными числами. |
14 | 18 | 1 | | | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | Знать алгоритм вычитания дробей и уметь выполнять действия, вычислять значения числовых выражений. |
15 | 19 | 1 | | | Решение задач. | Решать задачи с опорой на схему в 2-3 действия арифметическим способом (с опорой на схемы и таблицы). |
16 | 20 | 1 | | | Деление меньшего числа на большее. | Знать правило деления меньшего числа на большее и уметь выполнять эти вычисления. |
17 | 21 | 1 | | | Какую часть одно число составляет от другого. | Связь деления с понятием дроби. Уметь узнавать какую часть одно число составляет от другого и находить его. |
18 | 22 | 1 | | | Решение задач. | Уметь читать и строить вспомогательные модели к составным задачам, находить истинные и ложные высказывания. |
19 | 23 24 | 2 | | | «Не только математика…». Проект № 1 «Модель машины времени». | Уметь собирать нужную информацию, составлять план своих действий, применять знания и умения в жизненной ситуации. |
20 | 25 | 1 | | | Математический тест. | Уметь находить часть от числа, число по его части, сравнивать дроби, решать составные задачи. |
21 | 26 | 1 | | | Многозначные числа. Разряды и классы. | Знать названия и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000000. |
22 | 27 | 1 | | | Чтение и запись многозначных чисел. | Знать, как образуется каждая следующая единица. Уметь читать и записывать числа. |
23 | 28 | 1 | | | Сравнение чисел. | Знать соотношения между разрядами, способы сравнения многозначных чисел, иметь представления о десятичной системе счисления. |
24 | 29 | 1 | | | Разрядные слагаемые. | Класс единиц и класс тысяч. Знать сколько разрядов содержится в каждом классе, уметь представлять многозначные числа в виде разрядных слагаемых, решать составные задачи. |
25 | 30 | 1 | | | Умножение числа 1000. Умножение и деление на 1000, 10 000, 100 000. | Уметь выполнять умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. |
26 | 31 32 | 2 | | | Чтение и запись многозначных чисел. | Знать сколько разрядов содержится в каждом классе, значение каждой цифры в записи числа. Уметь читать и записывать многозначные числа. |
27 | 33 | 1 | | | Миллион. Класс миллионов. Миллиард. | Знать названия и последовательность первых трёх классов чисел в пределах 1 000 000 000. Решать задачи в 2-3 действия. |
28 | 34 | 1 | | | Чтение и запись многозначных чисел. | Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000, решать простые и составные задачи. |
28 | 35 | 1 | | | « Не только математика…». Проект № 2 «Страничка энциклопедии». | Применять имеющиеся знания, собирать нужную информацию, составлять план своих действий, направлять свои действия на достижения конкретных целей. |
29 | 36 | 1 | | | Контрольная работа за 1 четверть. | |
30 | 37 | 1 | | | Математический тест. | Уметь выбрать правильный ответ из данных, выполняя устные вычисления, и осуществлять проверку. |
31 | 38 | 1 | | | Единицы длины. | Алгоритм перехода от больших единиц измерения величин к меньшим и наоборот. Знать единицы измерения длины и соотношения между ними. Уметь переводить заданную массу из одних единиц измерения в другие. |
32 | 39 | 1 | | | Единицы массы. Грамм тонна. | Знать единицы измерения массы и соотношения между ними. Уметь переводить заданную массу из одних единиц измерения в другие. |
33 | 40 | 1 | | | Единицы измерения величин. | Сопоставление представлений о десятичной системе счисления и десятичной системе мер. Уметь читать и записывать именованные числа и переводить заданную величину из одних единиц измерения в другие. |
34 | 41 42 | 2 | | | Единицы площади. | Новые единицы измерения площади: кв. мм, кв. км, гектар, ар (сотка). Уметь переводить заданную площадь из одних единиц измерения в другие. |
35 | 43 | 1 | | | Площадь прямоугольного треугольника. | Знать алгоритм определения площади прямоугольного треугольника. Уметь выделять из множества треугольников прямоугольный треугольник. |
36 | 44 | 1 | | | Приближённое вычисление площадей. Палетка. | Способы нахождения площадей (с помощью палетки). |
37 | 45 | 1 | | | Единицы объёма. | Знать единицы измерения объёма, соотношения между ними, уметь переводить заданный объём из одних единиц измерения в другие. |
38 | 46 | 1 | | | Решение задач. | Уметь сопоставлять скорость движения, скорость работы. |
39 | 47 | 1 | | | Точные и приближённые значения величин. | Округления чисел. Знать приближённое значение величины, находить их. |
40 | 48 | 1 | | | Решение задач. | Решение задач изученных видов. Сопоставлять модели задач. |
41 | 49 | 1 | | | Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности. | Уметь выполнять прикидку результатов арифметических действий, решать задачи способом прикидки результата. |
42 | 50 51 52 53 | 4 | | | Сложение и вычитание многозначных чисел. | Знать алгоритмы письменного сложения и вычитания, соотношения между единицами измерения величин. Уметь называть разрядный состав многозначных чисел, округлять числа до заданного разряда. |
43 | 54 | 1 | | | Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности. | Знать понятие производительность»; функциональную связь между производительностью труда, временем работы и работой. Уметь сопоставлять скорость движения и производительность, устанавливать взаимосвязь работы и производительностью. |
44 | 55 56 | 2 | | | Решение задач. | Уметь решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл зависимости между производительностью труда, временем работы. |
45 | 57 58 | 2 | | | Умножение чисел. Группировка множителей. | Уметь производить устные действия с многозначными числами, применять переместительное и сочетательное свойство умножения. |
46 | 59 | 1 | | | Умножение многозначных чисел на однозначные. | Уметь выполнять письменные вычисления с многозначными числами, проверку правильности вычислений. |
47 | 60 61 | 2 | | | Умножение чисел. | Уметь округлять числа до заданного разряда, выполнять письменное вычисление, когда один из множителей оканчивается на 0. |
48 | 62 | 1 | | | Решение задач. | Решать задачи, раскрывающие зависимость между единицами величин. |
49 | 63 | 1 | | | Проект № 3 «Российская ярмарка 18 века». | Уметь собирать нужную информацию и составлять план действий. |
50 | 64 | 1 | | | Контрольная работа за 2 четверть. | |
51 | 65 | 1 | | | Математический тест. | |
52 | 66 | 1 | | | Деление круглых чисел. | Знать алгоритм устного деления круглых чисел. |
53 | 67 | 1 | | | Арифметические действия над числами. | Решение неравенств путём подбора. Решение задач на «работу» и «движение». |
54 | 68 | 1 | | | Деление числа на произведение. | Уметь применять правило деления числа на произведение, находить более удобный способ вычисления. |
55 | 69 | 1 | | | Деление круглых многозначных чисел на круглые. | Уметь применять алгоритм деления круглых чисел, округлять многозначные числа, делать прикидку результатов арифметических действий. |
56 | 70 | 1 | | | Арифметические действия над числами. | Применять метод подбора для устных случаев деления, читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей. |
57 | 71 | 1 | | | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | Владеть приёмами деления. |
58 | 72 | 1 | | | Деление круглых чисел с остатком. | Применять правило деления числа на произведение, выполнять деление на 10, 100,1000, деление с остатком. |
59 | 73 74 | 2 | | | Уравнения. | Уметь решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применять несколько раз. |
60 | 75 76 | 2 | | | Арифметические действия над числами. | Уметь производить вычисления с многозначными числами, решать простейшие задачи на принцип Дирихле. |
61 | 77 78 | 2 | | | Деление многозначных чисел на однозначные. | Уметь выполнять письменные вычисления на деление в пределах 1 000 000 000. |
62 | 79 | 1 | | | Арифметические действия над числами. | Производить вычисления с 4-значными числами, осуществлять самопроверку. |
63 | 80 | 1 | | | Письменное деление многозначных чисел на однозначные. | Уметь выполнять письменное деление 4-значных чисел на 1-значные, находить значение выражений в2-4 действия. |
64 | 81 82 83 | 3 | | | Деление многозначных чисел на однозначные. | Уметь сокращённо записывать деление в столбик, когда в записи частного есть 0, производить грубую прикидку результата деления, проверяя число цифр в частном и первую цифру в записи частного. |
65 | 84 85 | 2 | | | Письменное деление многозначных чисел на круглые. Арифметические действия над числами. | Уметь выполнять письменное деление с остатком в столбик, проверку вычислений, решать составные задачи. |
66 | 86 | 1 | | | Контрольная работа. | Умение применять полученные знания. |
67 | 87 | 1 | | | Деление многозначных чисел на круглые. | Уметь выполнять деление многозначных чисел в столбик, делать грубую прикидку результата деления, подсчитывая число знаков в частном и анализируя первую цифру в записи частного. |
68 | 88 89 | 2 | | | Решение задач. | Знакомство с понятием « скорость сближения». Знать алгоритм решения задач. |
69 | 90 | 1 | | | Умножение на двузначное число. | Уметь представлять один из множителей в виде суммы разрядных слагаемых, применять сочетательное свойство сложения и умножения. |
70 | 91 92 | 2 | | | Умножение многозначных чисел на двузначное число. | Применять различные способы записи умножения в столбик, решать числовые выражения в 3-4 действия, решать составные задачи. |
71 | 93 | 1 | | | Решение задач. | Знакомство с понятием « скорость удаления». Уметь решать задачи на движение. |
72 | 94 95 96 | 3 | | | Умножение многозначных чисел на 3-значные числа. | Уметь применять различные способы записи умножения в столбик (когда в записи одного из множителей есть нули). |
73 | 97 98 99 100 101 | 5 | | | Решение задач. | Понимать и объяснять решение задач, связанных с движением 2 объектов, находить значение выражений и осуществлять проверку. |
74 | 102 103 | 2 | | | « Не только математика…». Проект № 4 «Играй и выигрывай». | Применение имеющихся знаний. |
75 | 104 | 1 | | | Контрольная работа за 3 четверть. | |
76 | 105 | 1 | | | Математический тест. | Умение выполнять тестовые задания. |
77 | 106 | 1 | | | Письменное деление многозначных чисел на 2-значное число. | Выполнять письменное деление, делать прикидку результата, переходить от одних единиц измерения к другим. |
78 | 107 108 109 110 111 | 5 | | | Арифметические действия над числами. | Знать алгоритм деления, выполнять решение выражений в 3-4 действия. |
79 | 112 | 1 | | | Среднее арифметическое. | Уметь находить среднее арифметическое нескольких чисел. |
80 | 113 114 | 2 | | | Письменное деление многозначных чисел на 3-значные числа. | Выполнять письменное деление чисел. |
81 | 115 116 117 118 | 4 | | | Арифметические действия над числами. | Решение выражений в 6 действий, решение задач на встречное и противоположное движение. |
82 | 119 | 1 | | | Круговая диаграмма. | Знакомство с понятием « круговая диаграмма». |
83 | 120 | 1 | | | Числовой луч, координаты точки на числовом луче. | Уметь изображать часть натурального ряда с помощью числового отрезка, находить координаты точки на луче. |
84 | 121 | 1 | | | Адрес в таблице. Пара чисел. | Уметь называть адрес ячейки, читать информацию, записанную с помощью таблицы. |
85 | 122 | 1 | | | Координаты точек на плоскости. | Уметь находить координаты точек на плоскости. |
86 | 123 124 | 2 | | | Арифметические действия над числами. | Уметь выполнять устные и письменные действия. |
87 | 125 126 | 2 | | | « Не только математика…». Проект № 5. « Страницы нового учебника». | Применение имеющихся знаний. |
88 | 127 | 1 | | | Контрольная работа за 4 четверть. | |
89 | 128 | 1 | | | Годовая контрольная работа. | Проверка и учёт знаний. |
90 | 129 | 1 | | | Повторение. Нумерация. | Нумерация чисел от 1 до 20. |
91 | 130 | 1 | | | Повторение. Сложение и вычитание. | Знать изученную математическую терминологию, устные и письменные приёмы сложения и вычитания. |
92 | 131 | 1 | | | Повторение. Умножение и деление. | Уметь умножать и делить, делать проверку, решать составные задачи. |
93 | 132 | 1 | | | Повторение. Порядок действий. | Знать порядок выполнение действий со скобками и без скобок. |
94 | 133 | 1 | | | Повторение. Решение уравнений. | Решать уравнения разного вида и делать проверку. |
95 | 134 | 1 | | | Повторение. Величины и геометрические фигуры. | Распознавать фигуры, уметь их чертить. |
96 | 135 136 | 2 | | | Повторение и закрепление. | Уметь решать задачи и выражения. |